Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» icon

Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли»



НазваниеКонцепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли»
Дата конвертации09.07.2012
Размер372,33 Kb.
ТипРеферат
Концепция Л.Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории


Концепция Л.Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории. В моей работе я бы хотела не только изложить теорию этногенеза по Л.Н.Гумилёву, но и обосновать её как важную философско-историческую концепцию, объясняющую природу существования человечества. Я думаю, удобнее будет начать совторого вопроса, указанного в моей теме - это значение концепции Гумилёвав развитие философии истории. Для этого предлагаю вспомнить, что за предметсей философия истории? Термин «философия истории» изобрел в восемнадцатом веке Вольтер,который понимал под ним всего лишь критическую, или научную, историю, тотспособ исторического мышления, когда историк самостоятельно судит опредмете, вместо того чтобы повторять истории, вычитанные из старинныхкниг. Этим же термином пользовались Гегель и другие авторы в концевосемнадцатого века, но они придали ему другой смысл: у них он означалпросто всеобщую, или всемирную, историю. Третье значение данного терминаможно найти у некоторых позитивистов девятнадцатого века: для них философияистории означала открытие общих законов, управляющих ходом событий, окоторых обязана рассказать история. Задачи, поставленные перед «философиейистории» Вольтером и Гегелем, способна решить только сама историческаянаука. Возможно, здесь будет уместно вспомнить, что же такое история вконтексте исторического сознания. Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории какнауке: «в научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1. Как движение во времени, процесс 2. Как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научногознания, служит исторический процесс, т.е. ход, условие и успехичеловеческого общения или жизнь человечества в ее развитии и результатах. »(В.О.Ключевский Соч. в 8и т.т., Т. 1 «Курс русской истории» Часть 1, М.1956г.). В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Подисторическим сознанием в науке понимается совокупность представленийобщества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом ипрошлом всего человечества. Как и всякие другие формы общественногосознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Необходимовыделить четыре уровня. 1. (низший) Уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие то события, или даже является их участником. 2. Уровень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, ТВ, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в системное знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Они, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, Так например, государственная деятельность и образ Петра 1 у широких масс населения чаще всего складывается по роману А. Толстого «Петр 1» и снятом по нему фильмам. 3. Следующая ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению как школьное, так и преподавание истории в ВУЗах не способствует глубокому и внимательному изучению истории по разным причинам: в школе материал слишком растянут так, что заканчивая изучать курс истории школьники плохо помнят с чего начинали. В ВУЗах наоборот: все слишком сжато, пунктирно и крайне нелогично. 4. (высший) Формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего, теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития, получение более четкого представления о природе и движущих силах человеческого развития, его периодизации и смысла истории. Именно достигнув развития четвертого уровня исторического сознания,перед человечеством встала проблема ответа на наиболее фундаментальныевопросы человеческого бытия. Итак, для Вольтера философия означало независимое и критическоемышление, для Гегеля – мышления о мире в целом, для позитивистов 19гостолетия – открытие однообразных законов. Сама по себе философиярефлективна. Философствующее сознание никогда не думает просто об объекте,но, размышляя о каком бы то ни было объекте, оно также думает о своейсобственной мысли об этом объекте. Философия поэтому может быть названамыслью второго порядка, мыслью о мысли. Это не означает, что философия –наука о сознании, или психология. Психология – мысль первого порядка, онарассматривает сознание точно так же, как биология рассматривает жизнь.Философия никогда не имеет дела с мыслью самой по себе, она всегда занятаотношением мысли к ее объекту и поэтому в равной мере имеет дело как собъектом, так и с мыслью. Мысль в ее отношении к своему объекту – уже непросто мысль, а знание. Отсюда – то, что для психологии является толькотеорией мысли, для философии – теория познания. Там, где психологспрашивает себя: «Как историки мыслят?»,– философ задает себе вопрос: «Какисторики познают?», «Как им удается проникнуть в прошлое". » И наоборот,дело историка, а не философа – познание прошлого как вещи в себе, напримертого, что столько-то лет назад действительно произошли такие-то и такие-тособытия. Философ занимается этими событиями не как вещами самими по себе,но как вещами, известными историку, и интересуется не тем, какие событияпроисходили, когда и где они имели место, но тем их свойством, котороеделает возможным для историка их познание. Таким образом, философ должендумать о мышлении историка, но при этом он не дублирует работу психолога, идля него мысль историка — не комплекс психических феноменов, но системазнания. Он также думает и о прошлом, но не дублирует при этом работуисторика, ибо прошлое для него — не серия событий, но система познанныхобъектов. Философия не может отделить исследование познания от исследованиятого, что познается. Невозможность такого разделения прямо вытекает из идеифилософии как мысли второго порядка. Если такова природа философскогомышления, то что же имеется в виду, когда к слову «философия» добавляютуточняющую характеристику «истории»? В каком смысле существует особаяфилософия истории, отличная от философии вообще и от философии чего-то еще? Почему философия истории должна быть предметом специального исследования,а не включаться в общую теорию познания ? В процессе развития европейскойцивилизации люди в известной степени мыслили исторически; однако мы редкозадумываемся над теми видами деятельности, которые даются нам очень легко.Только наталкиваясь на трудности, мы начинаем прилагать усилия, чтобы ихпреодолеть. Так и предмет философии, понимаемой как организованное инаучное развитие самосознания, зависит время от времени от тех особыхпроблем, при решении которых люди определенной эпохи сталкиваются с особымитрудностями. Вникая в вопросы, особенно значимые в философии какого-нибудьнарода в тот или иной период его истории, мы получим известноепредставление о том, на какие кон кретные проблемы люди считали необходимымнаправить всю энергию мысли. Периферийные же и второстепенные темысвидетельствуют о том, что по отношению к ним не испытывалось никакихособых трудностей. Наша же философская традиция, представляя собойнепрерывную линию, восходит к Греции шестого столетия до н.э., а в то времяособой задачей было создание оснований математики. Греческая философияпоэтому поместила математику в центр своих построений, и когда онаразрабатывала проблему познания, то она имела в виду прежде всегоматематическое знание. С той поры вплоть до прошлого столетия были двевеликие конструктивные эпохи в европейской истории. В средние века основныепроблемы перед мыслью ставила теология, и проблематика философии возникалапоэтому из размышлений над нею и касалась отношений между богом ичеловеком. От шестнадцатого до девятнадцатого века мысль была устремлена восновном на то, чтобы создать фундамент естественных наук, и основной темойфилософии было отношение человеческого ума как субъекта познания к внешнемумиру природных явлений вокруг него как объекту познания. Но в восемнадцатомстолетии люди начали думать об истории критически, как до этого они уженаучились критически думать о внешнем мире, потому что история сталарассматриваться как особая форма мысли, не совсем похожая на математику,или теологию, или естественные науки. Результатом этих раздумий был инойподход к теории познания: последняя, которую разрабатывали до сих пор,исходя из предположения, что математика, или теология, или естествознание,или же все они, вместе взятые, могут исчерпать проблематику познаниявообще, перестала удовлетворять людей. Так возникла необходимость вспециальном исследовании этой новой проблемы или группы проблем, проблемфилософских по своему характеру и рожденных самим фактом существованияорганизованной и систематизированной исторической науки. Это новоенаправление с полным основанием могло претендовать на то, чтобы называтьсяфилософией истории. Современная философия истории - это относительносамостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслениюкачественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. В ХХвеке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесенН.А.Бердяевым, К.Ясперсом, Р.Ароном. Одними из наиболее известных трактовокфилософии истории являются конценции А. Тойнби и У. Ростоу. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: • направленность и смысл истории, • методологические подходы к типологизации общества, • критерии периодизации истории, • критерии прогресса исторического процесса. Приступая к рассмотрению этих проблем, обратим внимание на то, что вфилософии истории нет единства мнений ни по одному из названных вышевопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны,а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают историческиезаконы, другие - их отрицают. Ряд философов считает, что у истории естьсмысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может. Я жесчитаю, что эти споры бессмысленны и по определению не могут ответить ни наодин вопрос, касающийся фундаментального бытия человечества. Полезно ицелесообразно пытаться либо самому создавать обобщающие версии развитиячеловечества, либо знакомиться с концепциями того или иного автора.Наиболее интересной я считаю концепцию Л.Н.Гумилева «Этногенез и биосфераземли». «Знание фактов – это еще не знание истории» Ортега – и – Гассет. В своей концепции о развитии общества и зарождения и становленияэтноса Л.Н.Гумилев выделяет следующие фазы: Подъем: скрытый Явный Акматическая фаза Фаза надлома Инерционная фаза Фаза обскурации Мемориальная фаза: Регенерация Реликт Но прежде, чем подробно описать каждую фазу, следует вначале ввести иобъяснить следующие понятия, без которых концепция Гумилева несостоятельна. Это – влияние биосферы на этносферу (на основе работВ.И.Вернадцкого), принцип комплементарности и пассионарность. Как известно, человек является частью биосферы. Что такое биосфера?Это не только биомасса всех живых существ, включая, вирусы имикроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности - почвы, осадочныепороды, свободный кислород воздуха, трупы, животных и растений, которыезадолго до нас погибли, но обеспечили для нас возможность существования.Все это - энергия нас питающая. Максимальное количество энергии, которуюпотребляет Земля, согласно В. И. Вернадскому, - это энергия Солнца. Онааккумулируется путем фотосинтеза в растениях, растения поедают животные,эта солнечная энергия переходит в плоть и кровь всех живых существ,которые есть на Земле. Избыток этой энергии создает тепличные эффекты, т.е.условия очень неблагоприятные. Нам не нужно ее больше, чем требуется, намнужно столько, сколько мы привыкли осваивать. Второй вид энергии - это энергия распада внутри Земли радиоактивныхэлементов. Когда-то давно этих элементов было много. Постепенно идетрадиораспад внутри планеты, планета разогревается, и когда-нибудь, когдавсе эти элементы распадутся, она либо взорвется, либо превратится снова вкусок камня. Радиоактивные элементы действуют на наши жизненные процессывесьма отрицательно (все знают, что такое лучевая болезнь). Тем не менееэти явления внутри Земли, так называемые атонические, оказывают на насбольшое воздействие, но локально. Дело в том, что скопления урановых ипрочих руд распределены по Земле неравномерно. Есть большие пространства,где радиоактивность ничтожна, а там, где руды близко подходят кповерхности, она очень велика; поэтому воздействие этого вида энергии наживотных и людей совершенно различно. И есть третий вид энергии, который мы получаем небольшими порциями изкосмоса, - это пучки энергий, «приходящие» из Солнечной системы, иногдапробивающие ионосферу, достигающие дневной поверхности планеты и ударяющиенашу Землю, как, скажем, ударяют плеткой шарик, обхватывая какую-то частьее, молниеносно производят свое энергетическое воздействие на биосферу,иногда большое, иногда малое. Приходят они более или менее редко, во всяком случае неритмично, а время от времени, но не учитывать их,оказывается, тоже невозможно. Этот последний вид космической энергии стал исследоваться совсемнедавно, и поэтому те ученые, которые привыкли представлять Землю каксовершенно замкнутую систему, не могут привыкнуть к тому, что мы живем неоторванными от всего мира, а внутри огромной Галактики, которая тожевоздействует на нас, как и все другие факторы, определяющие развитиебиосферы. Описанное явление и есть механизм сопричастности каждогочеловека и каждого человеческого коллектива с космосом.Разумеется, это относится не только к людям, но тема наша - народоведение- заставляет нас сосредоточить интерес именно на людях и посмотреть,как влияют эти энергетические воздействия на судьбы каждого из нас и техколлективов, к которым мы относимся. Что, нужно для того, чтобы решить этотвопрос? Оказывается, нужно тут, как ни странно, знание истории - этническойи обыкновенной. Неравномерность распределения биохимической энергии живого существабиосферы за длительное историческое время должна была отразиться наповедении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах.Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характералюдей, мы называем "пассионарностью" (от лат. слова passio - страсть). Пассионарностъ - это характерологическая доминанта, необоримоевнутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности,направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим,что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее дажесобственной жизни, а тем более жизни и счастья современников исоплеменников. Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любымиспособностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешнихвоздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; онане имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги ипреступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая толькоравнодушие; она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибобольшинство пассионариев находятся в составе "толпы", определяя еепотентность в ту или иную эпоху развития этноса. Модусы пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующаяжажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию итворчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящихзнания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага,а примененная к идее - создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь идетоб энергии, то моральные оценки неприменимы: добрыми или злыми могут бытьсознательные решения, а не импульсы. Хотя мы можем обнаружить феномен пассионарности и на отдельных людях(ярких и тусклых), но нагляднее она на примерах этнической истории. Когдапрочие факторы взаимно компенсируются, выявляется статистическаязакономерность, отличающая этногенез от социогенеза и культурогенеза. Привсем различии эпох и стран модель пассионарности в этногенезе одна и та же.Проследим ее на разных примерах этнической истории Востока и Запада. Древние люди приписывали возникновение этносов полубогам илигероям. Племенами эллинов были: доряне (потомки Геракла), ионяне(наследники Тезея) и эоляне (потомки Кадма, пришельца из Финикии). Японцевпородила богиня Аматерасу, монголов - серый волк и пятнистая лань... Но завсеми этими мифологическими персонажами просвечивают образы предков,искаженные манерой передачи, хотя в древности люди, видимо, понимали мифыточнее, примерно так, как мы читаем исторические тексты. Нас не удивляет ине шокирует, что в середине VIII в. дo н.э. в Италии вокруг Ромуласобрались 500 бродяг, положивших начало римлянам; так же собрались "верные"вокруг царя Давида в XI в. до н.э., а люди "длинной воли" — вокругЧингисхана, бароны - вокруг Карла Великого. Из этих и подобных консорций (от лат. Sors. – судьба, называется групалюдей объединенная одной исторической судьбой. В этот разряд входят кружки,артели, секты, банды и т.п. нестойкие объединения. Чаще всего онираспадаются, но иногда сохраняются на протяжение жизни несколькихпоколений. Тогда они становятся конвикциями – группа людей соднохарактерным бытом и семейными связями. Конвикции малорезистентны. Ихразъедает экзогамия и резкое изменение исторического окружения.) Уцелевшиеконвикции вырастают в субэтносы, потом этносы и, наконец, суперэтносы -своего рода этнические галактики, объединяющие группы этносов в целостностивысшего порядка. Так, римские граждане объединили Средиземноморье в PaxRomana (Римский мир); франки стали ядром "Христианского мира"(католического), реформированного в "цивилизацию" с заокеанскимипродолжениями; евреи распространились по всей Ойкумене, выделив несколькоэтносов: сефардов, ашкинази, фаллашей; монголы создали оригинальный"Кочевой мир". Эти целостности столь же реальны, как и этносы, наблюдаемыенепосредственно. А теперь вернемся к энергии которая создает этнические системы.Большая система может создаться и существовать только за счетэнергетического импульса, производящего работу (в физическом смысле),благодаря которой система имеет внутреннее развитие и способностьсопротивляться окружению. Назовем этот эффект энергии пассионарным толчкоми рассмотрим историко-географические условия, облегчающие его активизацию. Согласно наблюдениям, новые этносы возникают не в монотонныхландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этническихконтактов, где неизбежна интенсивная метисация. Равно благоприятствуютпусковым моментам этногенеза сочетания различных культурных уровней, типовхозяйства, несходных традиций. Общим моментом тут является принципразнообразия, который можно интерпретировать с наших позиций. Представим себе этносферу как сочетание нескольких широких плит,соприкасающихся друг с другом. По этой конструкции наносится удар повертикали. Естественно, наиболее деформируются не плиты, а контакты междуними, а там уже идет цепная реакция, деформирующая сами плиты. Теперь обратим внимание, как проявляют себя такого типа люди взависимости от тех целей, к которым они стремятся. Ведь не все они хотятлидерствовать и быть вождями. Вот Ньютон. Он потратил свою жизнь нарешение двух кардинальных научных проблем - создание механики и толкованиеАпокалипсиса, только это его и интересовало. Жены не завел, богатства ненакопил, ничем не интересовался, кроме своих идей, жил дома с экономкой иработал. Вот пример человека, который отнюдь не стремился к лидерству, новместе с тем он вел полемику, спорил, доказывал свою правоту. Он былискренний протестант и враг католиков, т.е. у него были все человеческиекачества, но целью его жизни была жажда знаний, которую мы можем назватьмодусом алчности. Скупой рыцарь собирал деньги, а Ньютон - знания: тот идругой были алчными, но не тщеславными. И наоборот, мы можем найти сколько угодно актеров, которые безумнотщеславны, или поэтов, которые ради своей популярности готовы пожертвоватьвсем, чем угодно. История зафиксировала и крайне экстремальные случаи поведения людей,когда они до такой степени влюбляются в свой идеал, что жертвуют ради негосвоей жизнью, а это совсем нецелесообразно с нормальной точки зрения. Жаннад'Арк было девушкой очень впечатлительной и очень патриотичной. Несмотря нато что она по-французски плохо говорила, она решила спасти Францию и, какизвестно, она ее спасла. Но все-таки после того как она освободила Орлеан икороновала Карла в Реймсе, превратив его из дофина в законного короля, онапопросила, чтобы ее отпустили. Она не стремилась к тому, чтобы занять местопри дворе. Ее не отпустили, и дальнейшая ее судьба была печальна. Я попытался показать, что есть люди, которые стремятся в большейили меньшей степени к идеальным иллюзорным целям. Мнение, что все людистремятся исключительно к личной выгоде и что если они рискуют жизнью, тотолько ради получения денег или прочной материальной выгоды, - это мнениене Маркса с Энгельсом, а барона Гольбаха, французскогоматериалиста XVIII в., который считается вульгарным материалистом иникакого отношения к марксизму не имеет. Это тот материализм, которыйМарксом и Энгельсом был преодолен. А если так, то мы можем совершенно спокойно поставить вопрос о том,как же понять это самое "что-то", т.е. пассионность - качество, толкающеелюдей на следование иллюзорным целям, а не реальным. Что это за страсть,которая иногда оказывается даже сильнее самого инстинкта самосохранения? Несомненно, что подавляющее число поступков, совершаемых людьми,диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо видового. Последнийпроявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людейжертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либонаходится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия,тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно,мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт, или инстинкт собратным знаком. Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы регулируются вэмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает исознание. Значит, нам следует отыскать в области сознания такое делениеимпульсов, которое можно было бы сопоставить с описанным выше. Инымисловами, все импульсы должны быть разбиты на два разряда: а) импульсы, направленные к сохранению жизни б) импульсы, направленные к принесению жизни в жертву идеалу -далекому прогнозу, часто иллюзорному. Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм,требующий для осуществления себя как цели рассудка и воли. Под рассудком мыусловимся понимать способность выбора реакции при условиях, допускающихэто, а под волей - способность производить поступки согласно сделанномувыбору. Следовательно, из этого разряда исключаются все тактильные ирефлекторные действия особей, равно как и поступки, совершенные попринуждению других людей или достаточно весомых обстоятельств. Но ведьвнутреннее давление - императив либо инстинкта, либо морали, либопассионарности - также детерминирует поведение. Значит, и его надоисключить наряду с давлением этнического поля и традиций. Для "свободных"или "эгоистичных" импульсов остается небольшая, но строго очерченнаяобласть, та, где человек несет за свои поступки моральную и юридическуюответственность. "Разумному эгоизму" противостоит группа импульсов с обратным вектором.Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогдане выделялась в единый разряд. У всех людей имеется искреннее влечение кистине (стремление составить о предмете адекватное представление), ккрасоте (тому, что нравится без предвзятости) и к справедливости(соответствию морали и этике). Это влечение сильно варьируется в силеимпульса и всегда ограничивается постоянно действующим "разумным эгоизмом",но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менеенеуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания оно как бы являетсяаналогом пассионарности и, следовательно, имеет тот же знак. Назовем егоаттрактивностъю (от лат. attractio — влечение). Природа аттрактивностинеясна, но соотношение ее с инстинктивными импульсами самосохранения и спассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя (мотора) ируля. Равным образом соотносится с ними "разумный эгоизм" - антиподаттрактивности. Поэтому мы можем положить выделенные нами разряды импульсовна координаты: подсознание на абсциссу, сознание – на ординату. Но есть еще и субпассионарии, у которых, пассионарность меньше, чемимпульс инстинкта. Для иллюстрации опять-таки приведу литературные образы,всем хорошо известные, -это герои Чехова. У них как будто все хорошо, ачего-то все-таки не хватает. Наличие субпассионариев для этноса так же важно, как и наличиепассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы.Если их становится очень много, то они начинают резко тормозить своихдуховных и политических вождей, твердя им: "Что вы, что вы, как бы чего невышло". С такими людьми совершенно невозможно предпринять какую-нибудькрупную акцию. Об акции агрессивного характера здесь уже и говорить нечего,равно как и оборонительного: эти люди и защищать-то себя не могут. Впрочем, и субпассионарии разные. Доза пассионарности может быть стольмала, что не погашает даже самых простых инстинктов и рефлексов. Носительтакой пассионарности готов пропить последний рубль, ибо его тянет калкоголю, и он забывает обо всем. Таковы босяки из ранних рассказов А. М.Горького. Еще ниже дебилы и кретины. А если пассионарное напряжение выше инстинктивного? Тогда точка,обозначающая психологический статус особи, сместится на отрицательную ветвьабсциссы. Здесь будут находиться конкистадоры и землепроходцы, поэты иересиархи и, наконец, инициативные фигуры вроде Цезаря и Наполеона. Какправило, их очень немного, но их энергия позволяет им развивать бешенуюдеятельность, фиксируемую везде, где есть историческая литература -письменная или устная. Пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно: оназаразительна! Пассионарность ведет себя как электричество при индуцированиисоседнего тела. Приведу простой пример. Мы знаем, что есть полководцы очень опытные,стратегически подготовленные, но которые совершенно не умеют увлечь солдатв битву. Я беру военную историю, потому что это самая яркая иллюстрация.Там, где человек рискует жизнью, там все процессы обострены до предела, анам надо понять крайности, для того чтобы потом вернуться к бытовымситуациям. Вот был у нас генерал Барклай-де-Толли-Веймар, очень толковый,очень храбрый человек, очень умный, составивший план победы над Наполеоном.Все он умел делать. Единственное, чего он не мог, - это заставить солдат иофицеров себя любить, за собой идти, слушаться. Поэтому пришлось заменитьего Кутузовым, и Кутузов, взяв план Барклая-де-Толли и в точности еговыполнив, сумел заставить солдат идти бить французов. Поэтому совершенноправильно у нас перед Казанским собором памятники этих двух полководцевстоят рядом. Они оба одинаково много вложили в дело спасения России в 1812г., но Барклай-де-Толли вложил свой интеллект, а Кутузов - своюпассионарность, которая у него бесспорно была. Он сумел как бынаэлектризовать солдат, он сумел вдохнуть в них тот самый духнепримиримости к противнику, дух стойкости, который нужен для любой армии. И тут мы вспомним то, о чем говорили ранее. Каждый живой организмобладает энергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить его сописанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем,создаваемым биохимической энергией живого вещества. Так вот. Если принять эту энергетическую модель, модель силового поля,и применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе вкачестве системы колебаний определенного этнического поля. А если это так,тогда мы можем сказать, в чем различие этносов между собой. Очевидно, вчастоте колебаний поля, т.е. в особом характере ритмов разных этническихгрупп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают вунисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мычувствуем, что это чужой, не свой человек. Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удовлетворительнообъясняет все наблюдаемые этнические коллизии. Ставя проблему первичного возникновения этнической целостности изособей (людей) смешанного происхождения, разного уровня культуры иразличных особенностей, мы вправе спросить себя: а что их влечет друг кдругу? Люди объединяются по принципу комплиментарности. Комплиментарность- это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е.положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создаетсяпервоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения подбираютсебе активных людей именно по этому комплиментарному признаку - выбираюттех, кто им просто симпатичен. "Иди к нам, ты нам подходишь" - так отбирали викинги юношей для своихпоходов. Они не брали тех, кого считали ненадежным, трусливым, сварливымили недостаточно свирепым. Все это было очень важно, ибо речь шла о том,чтобы взять его к себе " в ладью, где на каждого человека должна была пастьмаксимальная нагрузка и ответственность за собственную жизнь и за жизньсвоих товарищей. Принцип комплиментарности фигурирует и на уровне этноса, причем весьмадейственно. Здесь он именуется патриотизмом и находится в компетенцииистории, ибо нельзя любить народ, не уважая его предков. Внутриэтническаякомплиментарность, как правило, полезна для этноса, являясь мощнойохранительной силой. Но иногда она принимает уродливую, негативную формуненависти ко всему чужому; тогда она именуется шовинизмом. Но комплиментарность на уровне культурного типа всегда умозрительна.Обычно она выражается в высокомерии, когда всех чужих и непохожих на себялюдей называют "дикарями". Принцип комплиментарности не относится к числу социальных явлений. Оннаблюдается у диких животных, а у домашних известен каждому как впозитивной (привязанность собаки или лошади к хозяину), так и в негативнойформе. Но когда мы берем этот феномен в исторических, больших масштабах, тоэти связи вырастают в очень могучий фактор - на комплиментарности строятсяотношения в этнической системе. Поэтому эти зародышевые объединения мы назвали консорциями. Не каждаяиз консорций выживает; большинство при жизни основателей рассыпается, но текоторым удается уцелеть, входят в историю общества и немедленно обрастаютсоциальными формами, часто создавая традицию. Те немногие, чья судьба необрывается ударами извне, доживают до естественной утраты повышеннойактивности, но сохраняют инерцию тяги друг к другу, выражающуюся в общихпривычках, мироощущении, вкусах и т.п. Эту фазу комплиментарного объединения мы назвали конвиксией. Она ужене имеет силы воздействия на окружение и подлежит компетенции несоциологии, а этнографии, поскольку эту группу объединяет быт. Вблагоприятных условиях конвиксии устойчивы, но сопротивляемость среде, уних стремится к нулю, и тогда они рассыпаются среди окружающих консорций. И еще, прежде чем рассмотреть, как этнос проходит каждую фазу своегоисторического развития необходимо ввести понятие этноса. Какой же системойявляется этнос? По моему мнению, этнос - это замкнутая система дискретноготипа - корпускулярная система. Она получает единый заряд энергии и,растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либораспадается на части. Именно как системы такого типа существуют в биосфере природныеколлективы людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутреннейструктурой, противопоставляющие себя ("мы") всем другим коллективам ("немы"). Это явление противопоставления связывает социальные формы со всемиприродными факторами. Это как раз тот механизм, при помощи которого человеквлияет на природу, воспринимает её составляющие и кристаллизует их в своюкультуру. Теперь зададимся вопросом: как рождаются и созревают такие системы,как этносы? Во всех исторических процессах - от микрокосма (жизни одной особи) домакрокосма (развития человечества в целом) общественная и природные формыдвижения соприсутствуют и взаимодействуют, подчас столь причудливо, чтоиногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму,где лежит феномен развивающегося этноса, т.е. этногенез, если понимать подпоследним весь процесс становления этноса от момента возникновения доисчезновения или перехода в состояние гомеостаза. Но значит ли это толькото, что феномен этноса - продукт случайного сочетания биогеографических исоциальных факторов? Нет, этнос имеет в основе четкую и единообразнуюсхему. Тем не менее путем эмпирических обобщений удалось установить кривуюэтногенеза. [pic] Изменение пассионарного напряжения этнической системы(обобщение) Видимо наиболее правильно объяснить ее как инерционную, возникающуювремя от времени вследствие "толчков", которыми могут быть толькомутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но невлияющие на фенотип. Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей популяциисвоего ареала. Мутируют только отдельные относительнонемногочисленные особи, но этого может оказаться недостаточно для того,чтобы возникла новая консорция, которая при благоприятном стеченииобстоятельств вырастает в этнос. Пассионарность членов консорции -обязательное условие этого перерастания. В этом механизме - биологическийсмысл этногенеза, но он не подменяет и не исключает социального смысла. Но перед нами встает другая трудность: еще не найдена мера, которой быможно было определять величину пассионарности. На основании доступного намфактического материала мы можем говорить только о тенденции к подъему илиспаду, о большей или меньшей степени пассионарного напряжения. Однако дляпоставленной нами цели это препятствие преодолимо, ибо мы рассматриваемпроцессы, а не статистические величины. Поэтому мы можем описать явленияэтногенеза с достаточной степенью точности, что послужит в дальнейшем базойновых уточнений. Теперь перейдем к описанию. основных фаз того процесса, которыйотображает в общем виде приведенная нами кривая, и попытаемсяпоказать, как происходит реально процесс постепенного расходованияпервичного заряда пассионарности. Мы уже говорили, что исходный момент любого этногенеза - специфическаямутация небольшого числа особей в географическом ареале. Такая мутация незатрагивает (или затрагивает незначительно) фенотип человека, однакосущественно изменяет стереотип поведения людей. Но это изменение -опосредовано: воздействию подвергается, конечно, не само поведение, агенотип особи. Появившийся в генотипе вследствие мутации признакпассионарности обусловливает у особи повышенную по сравнению с нормальнойситуацией абсорбцию энергии из внешней среды. Вот этот-то избыток энергии иформирует новый стереотип поведения, цементирует новую системнуюцелостность. Что же мы можем отметить для фазы подьема этногенеза? Общество (всеравно из кого состоящее: будь то арабы, монголы, древние евреи, византийцы,франки) говорит человеку одно: "Будь тем, кем ты должен быть!" В этойиерархической системе, если ты король - будь королем, если ты министр -будь министром, если ты рыцарь - будь рыцарем и не вылезай никуда; исполняйсвои функции, если ты слуга - будь слугой, если ты крестьянин - будькрестьянином, плати налог. Никуда не вылезай, потому что в этой крепкослаженной иерархической системе, составляющей консорцию, каждому человекувыделяется определенное место. Если они начнут бороться друг с другом затеплые места, а не преследовать одну общую цель, они погибнут. И если этослучается, то они и гибнут, а в тех случаях, когда они выживают, действуетэтот же самый императив. Итак, вспышка пассионарности — обязательное условие начала этногенеза,но характеристики этого процесса различны. Они зависят от уровня техники,которая либо развивается, либо нет, если нет металлов и глины, как наостровах Полинезии. Очень большое значение имеет первичная расстановка сил.Она может и сохраниться, и измениться. Культура наиболее консервативна иустойчива, вследствие чего новые этносы наследуют знания и навыки старых,уходящих в небытие. Из-за этого часто создается иллюзия непрерывностипрогресса, но надо помнить, что и он подвластен законам диалектики, или,как их называли в древности, превратности. В предыдущей главе мы описали подъем пассионарности, но не ответили навопрос: а почему этот подъем кончается? Казалось бы, если пассионарностькак признак появилась и переносится обычным половым путем, передачейсоответственного гена потомству, а пассионарии в силу своей повышенной тягик действительности, естественно, оставляют большое потомство, не всегдазаконное и часто самое разнообразное, то, казалось бы, количествопассионариев должно в данном регионе накапливаться и накапливаться, покаони не сделают великие, прогрессивные дела. Однако ничего подобного не получается. Наступает акматическая фаза.После определенного момента, некой красной черты, пассионарии ломаютпервоначальный императив поведения. Они перестают работать на общее дело иначинают бороться каждый сам за себя. Поэтому повышенная пассионарность этнической, а тем болеесуперэтнической системы дает положительный результат, иначе говоря, успех,только при наличии социально-культурной доминанты-символа, ради которогостоит страдать и умирать. При этом желательно, чтобы доминанта была толькоодна, если их две или три, то они накладываются друг на друга и тем гасятпассионарные порывы, разнонаправленные так, как бывает при алгебраическомсложении разных векторов. Но даже без такой интерференции может возникнутьанархия за счет эгоистических действий сильно пассионарных особей. Усмиритьили запугать их очень трудно; подчас легче просто убить. И тут нужно сказать несколько слов об этике. Этика рассматриваетотношение сущего к должному, поэтому особая форма ее вырабатывается прикаждой фазе этногенеза. Существуют, конечно, социальная этика и социальнаямораль - это всем известно, но мы сейчас будем говорить не об этом, а овлиянии фаз этногенеза на этические системы. В фазе подъема, когда в силебыл императив: "Будь тем, кем ты должен быть!" - этика заключалась вбезусловном подчинении индивидуума принципам системы. Нарушение принциповсистемы рассматривалось как преступление, наказуемое безоговорочно. Хорошо- значит выполнить то, что положено; плохо - значит не выполнить. При акматической фазе, когда каждый говорил: "Я хочу быть самимсобой! Я выполняю то, что положено; государству служу 40 дней в году навойне, а в остальные дни волен делать все, что мне вздумается, у меня естьсвоя фантазия!" тут возникла другая этика. Ознакомившись с первыми двумя фазами этногенеза - подъема и перегрева,мы можем сделать предварительный, но важный вывод. В фазе подъемаскладывается, а в акматической фазе кристаллизуется оригинальный длякаждого случая стереотип не только поведения, но и мировосприятия имироосмысления, или то, что мы называем культурным типом. Разумеется и здесь не обходится без "пассионарности", так как длятого, чтобы выработать новую, ни на что не похожую систему взглядов ивоззрений, нужны огромные затраты "пассионарной энергии", пожалуй,не меньше, чем для освободительных и завоевательных войн. Акматическая фаза этногенеза недолговечна. Пассионарность, как огонь,и греет, и сжигает. Перегревы в акматической фазе сменяются временнымиспадами, когда правительствам удается навести кое-какой порядок. Носледующая вспышка пассионарности ломает установившиеся нормы, и регионсобытий опять становится ареной соперничества страстных и отчаянных персон,умеющих находить себе сторонников среди субпассионариев. Так акматическаяфаза начинает постепенно переходить в фазу надлома. Внешне этот спад пассионарного напряжения кажется прогрессом, так какуспехи затемняют подлинное снижение энергетического уровня. Такое, вполнеповерхностное наблюдение находит подтверждение в последующем развитиикультуры. При невысокой пассионарности и достаточных способностях людисамопроявляются в областях, не связанных с риском: в искусстве, науке,преподавании и технических изобретениях. В предыдущую фазу они бы с мечамиборолись за свои идеалы, а теперь они читают лекции о классиках и ставятэксперименты по теории тяготения, как Ньютон и Галилей. А другие жгутженщин, объявленных ведьмами, как Шпренгер и Инститорис, и ученых, какКальвин. Спад пассионарности этнических систем проявляется медленно. Вугасающей системе еще долго появляются пассионарные особи, тревожащиесоплеменников несбыточными стремлениями. Они всем мешают, и от нихизбавляются. Постепенно приближается уровень "золотой посредственности"эпохи Августа, крепкой власти Македонской династии и упорядоченностивеликого кардинала Ришелье. Но процесс этого "умиротворения" долог имучителен. Первая половина этой фазы носила в Европе название "Возрождение",хотя, по сути была вырождением; вторая — называлась "Реформацией", котораябыла не только перестройкой устарелых воззрений, но и поводом к жуткомукровопролитию и остановке в развитии наук и искусств на многие десятилетия(Лютер и Кальвин категорически не признавали открытий Коперника, потому чтооб этом ничего не было сказано в Библии). Но страсть охлаждается кровьюмучеников и жертв. На местах пожарищ снова вырастает поросль сначала трав,потом кустов и наконец, дубов. Эта смена фаз этногенеза столь значительна,что уделить ей особое внимание необходимо хотя бы уже потому, что меняютсястереотипы поведения, нормы нравственности и идеалы, т.е. далекие прогнозы,ради которых людям стоит жить. Так, например, в былом "Христианском мире"воцарилась "религия прогресса" и суперэтнос превратился в "цивилизацию". На примере перехода от фазы подъема к акматике мы уже видели, какчутко реагирует этническая система на изменение уровня пассионарногонапряжения. Переход от акматической фазы к надлому не является исключением. После акматической фазы характер этногенного процесса резкоизменяется. Указанное явление отмечено было еще до меня, хотя и не былообъяснено, поскольку пассионарность была неизвестна автору этого наблюдения- А. Тойнби. Он отметил, что в развитии, которое он считал общественным,иногда наступает надлом ("брейкдаун"), после чего развитие продолжается, нокак, бы сместившись. Меняется знак вектора, а иногда система разваливаетсяна две-три системы и более, где различия увеличиваются, а унаследованноесходство не исчезает, но отступает на второй план. Начальную точку отсчета - сам пассионарньй толчок, или микромутацию,трудно датировать, так как современники ее не замечали, а следовательно,связывать события с космическими явлениями еще не умели. Но и когда первоепоколение пассионариев - мутантов начинает действовать, современникам ещеневозможно заметить в их активности начало грандиозного, почти,полуторатысячелетнего процесса. Но толчок - не единственная опорная точка хронологизации этногенеза.Наиболее ярким, впечатляющим событием является момент рождения этноса какновой системной целостности с оригинальным стереотипом поведения. Такоеявление при всем желании не может не зафиксироваться у соседей, обладающихписьменной исторической традицией. С этим событием часто связано ипоявление нового этнонима, т.е. самоназвания этноса. Только после грандиозного события, олицетворяющего рождениеэтноса, у пассионарной популяции возникает нужда противопоставления себякак системной целостности всем окружающим соседям и необходимость вназвании самих себя. В дальнейшем потомки уже не помнят причинпроисходившего, ибо этноним часто теряет свой первоначальный смысл. Можно отсчитывать возраст этноса не только от начала толчка, но и отлюбого яркого и легко диагностируемого периода, например от фазы надлома:ее начала или конца. Ошибка при этом, для не смещенных контактамиэтногенезов, составит всего плюс-минус одно поколение, что в пределахдопуска, необходимого для понимания закономерностей этногенеза. Надлом -фаза выразительная, и не заметить ее трудно. Пассионарное напряжениеэтнической системы вдруг начинает стихийно снижаться. Происходит это самымпростым способом: убийством наиболее выдающихся деятелей. Сначала гибнутполитики, затем идеологи: поэты и ученые, потом - толковые администраторыи, наконец, трудящиеся - приверженцы уже погибших вождей. Остаются толькопредатели, постоянно переходящие на сторону очередного победителя, чтобыизменить и ему, как только он попадет в беду, и люди столь ничтожные, чтоих не трогают, если они не попадают под горячую руку. Начавшийся надломзамечают прежде всего современники, не все, разумеется, но наиболеепатриотически настроенные и дальновидные. Точность научного вывода пропорциональна количеству накопленных иучитываемых сведений. В XX в. написана событийная история человечества затри тысячи лет, а фрагментарно - даже за пять тысяч. Вряд ли кто-либоусомнится в том, что антропосфера - одна из составляющих биосферы планеты,а этногенез - зигзаг на биологической эволюции, варианты коей у растений,животных и микроорганизмов крайне разнообразны. Виды сменяют друг друга, ножизнь как явление идет, побеждая смерть, вследствие чего очевидныбиологические времена (где счет идет по поколениям), особые для каждогоотдельного вида. Это диалектическое отрицание отрицания; без него наступилбы обрыв развития. Фаза надлома, которой мы уделили столько внимания, в Европехронологически совпала с эпохой Возрождения — временем, котоpoe принятосчитать "расцветом культуры". Как видно из приведенных примеров (а все прочие им не противоречат),эту фазу снижения пассионарного напряжения трудно считать "расцветом". Вовсех известных случаях смысл явления заключается в растранжириваниибогатств и славы, накопленных предками. И все же во всех учебниках, во всехобзорных работах, во всех многотомных "историях" искусства или литературы иво всех исторических романах потомки славят именно эту фазу, прекраснозная, что рядом с Леонардо да Винчи свирепствовал Савонарола, а БенвенутоЧеллини сам застрелил из пушки изменника и вандалиста — коннетабля Бурбона. Очевидно, широкий диапазон поступков, от подвигов до преступлений,действует на эстетические струны души исследователя и романиста. Апоскольку каждому человеку свойственно помнить светлые полосы спектра изабывать темные пятна, потому-то и называют эти жуткие эпохи "расцветом". Чаще всего такой "расцвет" вызывает реакцию - стремление к ограничениюраспрей и убийств. Этому стремлению способствует и то обстоятельство, чтопредставители популяции индивидуалистов столь интенсивно истребляли другдруга или гибли во внешних войнах, манивших их богатой добычей, что процентиx снижается, и тогда один из них, победивший, слегка модифицирует принципобщежития, заявляя: "Будь таким, как я". Возникает общезначимый идеал новой инерционной фазы. В некоторыхслучаях идеал - персона, чаще - это отвлеченный идеал человека, накоторого следует равняться и которому надо подражать. В том и другомслучаях смысл дела не меняется, а вариации соотношения между физическим иморальным принуждением для этнологического анализа несущественны. И вот эту-то фазу этногенеза мы будем называть осенью, причем"золотой", в отличие от последующей, дождливой и сумрачной. В эту осеньсобирают плоды, накапливают богатства, наслаждаются покоем, нарушаемымтолько внешними войнами, расширяют территории своих государств и терпят,пусть нехотя, великих мыслителей, художников, писателей, и даже иногда недают им умереть с голоду. Транжирится только пассионарность. Но кто на этообращает внимание! Характеризуя инерционную фазу, необходимо указать на неблагоприятныеизменения, которые в этой фазе происходят в отношениях этноса с кормящимего ландшафтом. Но еще страшнее, пожалуй, те изменения, которые,происходят внутри самой этнической системы в инерционной фазе. Ведь не надозабывать и о субпассионариях. А таковые всегда были. В фазе подъема онибыли совершенно не нужны и не ценились вовсе. Затем, во время акматическойфазы, их использовали как пушечное мясо и ценили очень мало. А вот винерционное, тихое время начинают возникать теории о том, что всякомучеловеку надо дать возможность жить, человека нельзя оставить, человекунадо помочь, надо его накормить, напоить, ну а если он не умеет работать,что же - надо научить, а если он не хочет учиться, ну что ж, значит плохоучим. Словом, самое главное - человек, все для человека. Поэтому в "мягкое"время цивилизации при общем материальном изобилии для всякого есть лишнийкусок хлеба и женщина. Представьте себе, как люди определенногосубпассионарного склада используют такое учение, которое становитсяэтическим императивом. Они говорят: "Мы на все согласны, только вы наскормите и на водку давайте. Если мало дадите, то мы на троих скинемся". Иим находят место, и они размножаются, потому что им больше делать нечего.Диссертаций-то они не пишут. К концу инерционной фазы этногенеза ониобразуют уже не скромную маленькую прослойку в общем числе членов этноса, азначительное большинство. И тогда они говорят свое слово: "Будь таким, какмы!", т.е. не стремись ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть иливыпить. Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергаетсяосмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идетснижение стиля, в науке - оригинальные работы вытесняются компиляциями, вобщественной жизни узаконивается коррупция, в военном деле – солдаты.Держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Всепродажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и для тогочтобы властвовать, правитель должен применять тактику разбойничьегоатамана: подозревать, выслеживать и убивать своих соратников. Порядок, устанавливаемый в этой стадии, которую мы называем фазойобскурации- омрачения или затухания, - нельзя считать демократическим.Здесь господствуют, как и в предшествовавших фазах, консорции, толькопринцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие,не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность.Далеко не каждый обыватель способен удовлетворить этим требованиям, ипоэтому большинство народа оказывается, с точки зрения нового императива,неполноценным и, следовательно, неравноправным. Сейчас мы попытаемся охарактеризовать эту последнюю фазу существованияэтноса - фазу обскурации. Тут мы встречаем затруднения в выборе примеров.Дело в том, что не каждый этнос доживает до фазы обскурации. Бывают случаи,когда он гибнет раньше, и это случается настолько часто, что фазаобскурации вообще может быть прослежена только на очень небольшомколичестве примеров. Обскурация характеризуется преобладанием субпассионариев, которыепостепенно вытесняют и гармоничных, равновесных особей, особей - "золотойпосредственности", провозглашенной идеалом в инерционную фазу при ОктавианеАвгусте в конце I в. до н.э. Вытесняют в этой фазе субпассионарии ипассионариев, хотя и те и другие сосуществуют с ними. Таким образом, можновидеть, что утрата этносом пассионарности - процесс необратимый, нопостепенный. Дети героев, хотя и не все одновременно, превращаются вкапризных мальчишек и тупых эгоистов, не умеющих отличить приятное отнеобходимого. Что остается от периода обскурации? Остаются реликты - отдельныеостатки. Вот таким реликтом, например, были предки румын. Таким реликтомбыли баски, которые уцелели от доримского периода в своих горах, где ихпросто не сочли достойными завоевания. Считалось, что Баскония подчиняетсяРиму, но никто не устанавливал там никаких порядков. Заключительная фаза развития этноса – мемориальная или этническийгомеостаз. Так что же такое этнический гомеостаз? Одно время считалосьобщепризнанным, что гомеостатические этносы - это просто отсталые племена.Их считали примитивными, неполноценными. Думаю, что эта точка зренияабсолютно неприемлема. Для нас, потому что она отражает усталые и ужеотброшенные во всем мире концепции расизма. А почему им, собственно, былоотставать в развитии, чем они хуже нас? Они не хуже нисколько, они к своимусловиям применились и адаптировались точно так же, как мы применились ксвоим. Разве у нас все такие энергичные, все такие пассионарные, все такиетворческие? Слава Богу, нет. Потому что если бы все занимались искусством,наукой и политикой, то для кого нужно было бы писать книги, рисоватькартины, строить дома? Должен же быть и потребитель, который сделает что-тодругое. Среди так называемых цивилизованных народов (англичан, французов,русских, китайцев, да каких угодно) имеется достаточное количестволюдей того типа, который мы считаем характерным для гомеостаза. Всяпроблема в том, что при гомеостазе этот тип гармоничного человека являетсяисключительным: пассионарные особи не уживаются в таких этносах,которые иногда образуют очень примитивные общественные формы,иногда наследуют от прошедшей истории сложные. Иными словами, все этиреликтовые народы — это не начальные, а конечные фазы этногенеза, этноса,растерявшие свой пассионарный фонд и поэтому существующие в относительноблагополучном состоянии. Изменяется ли императив поведения при переходе в гомеостаз? Да,изменяется. В страшную эпоху обскурации, как мы уже говорили, императивомповедения была команда: "Будь таким, как мы, простые легионеры, невыпендривайся, императором мы тебя поставим за то, что ты хороший парень, ане за твои заслуги, и будем держать тебя, пока сами того хотим..." Заметим, что, убивая своих предводителей, носители этой фазы обрекаютна гибель и себя, потому что они становятся жертвой любых, дажеотносительно очень слабых соседей. Их уносит поток „природного этногенеза,и остающиеся тихие люди, которые были никому не заметны, воздвигают новый ипоследний императив коллективов к личности: "Будь сам собой доволен. Живи ине мешай другим, соблюдай все законы, и мы тебя вообще не тронем". Вгомеостатическом обществе жить можно, жить легко. Это, можно сказать,возвращение утраченного рая, которого никогда не было. Но кто из нассогласился бы променять полную тревог и треволнений творческую жизнь наспокойное прозябание в таком гомеостатическом коллективе? От скуки помрешь! Гомеостаз - это еще не конец. Люди в этой фазе подобны подавляющемубольшинству трудящихся инерционной фазы, и не только крестьян иремесленников, а исполнительных чиновников, работящих инженеров,добросовестных врачей и педагогов. Ведь пассионариев отличает не умение,честность и приспособленность к выполняемой работе, а честолюбие, алчность,зависть, тщеславие, ревность, которые толкают их на иллюзорные предприятия,а те могут быть иногда полезными, но крайне редко. Человек фазы этнического гомеостаза чаще всего - хороший человек, сгармоничным складом психики. Он, как правило, честен, потому что его нетерзают страсти и не соблазняют пороки. Он доброжелателен, ибо ему нетнеобходимости отнимать у соседа то, что для него было бы не необходимостью,а излишком. Он дисциплинирован, так как воспитан в уважении к старшим и ихтрадициям, но все это делает его природным консерватором, непримиримым клюбым нарушениям привычного порядка. Короче говоря, гармоничные личности,или, говоря точнее, гармоничные особи - фундамент каждого этноса. Но вкритические моменты фундаменту нужны опоры, нужно возведение крепкогостроения над собой - "башен", "зданий". С потерей их пассионарнойзаряженности этноса быть не может. Так и этнос покоится на среднемгармоничном уровне, пока не происходит перестройка его. И ведь гармоничный человек неглуп. Он умеет ценить подвиги итворческие взлеты, на которые сам неспособен. Особенно нравятся ему герои игении времен минувших, так как покойники не могут принести никакогобеспокойства. И он вспоминает о них с искренним благоговением, что даетправо назвать описываемую фазу - "мемориальной". Услужливая память опускаетвсе эпизоды, огорчающие человека, да и этнический коллектив. Не то чтобытяжелые и позорные события полностью забывались, но вспоминать стараютсясобытия приятные, тешащие самолюбие История постепенно становитсяоднобокой, а потом перерастает из науки в миф. Но и это еще не пределупрощения этнической системы. Память - груз тяжелый, а отбор воспоминанийтребует некоторой, пусть небольшой затраты пассионарной энергии. И еслиэтнос - изолят доживает до очередной фазы - глубокой старости, то его членыне хотят ничего ни вспоминать, ни любить, ни жалеть. Их кругозор во временисокращается до отношений с родителями или, редко дедами, а в пространстведо тех пейзажей, которые мелькают перед их глазами. Им все равно, вертитсяли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Да и вообще, им удобнее жить наплоской Земле, ибо сферичность утомляет их воображение. Субпассионарии этого сорта существуют во всех фазах этногенеза, но ихобычно не замечают, потому что уж очень они неинтересны. Но когда ониостаются одни, то их называют "примитивными" и "отсталыми", тогда как онипросто старые и беззащитные. Но остатки мифов и легенд у них есть, а этопоказывает, что нами описано не начальное, а конечное состояние этноса,которое называть фазой как-то неудобно. Однако предрешенность этногенезов - только вероятность. Безнадежныхположений не бывает, ибо всегда возможна регенерация. Итак, мы рассмотрели все известные в этнической истории фазы;этногенеза. Но нельзя считать изложение вопроса законченным, если мы неупомянем еще об одном специфическом свойстве этнического процесса -способности к регенерации. Суть этнической регенерации - это частичное восстановление этническойструктуры, наступающее после периода деструкции. Какой характер носитрегенерация в зависимости от фазы этногенеза? В фазе подъема регенерация на уровне этноса не наблюдается, посколькупассионарность довольно устойчиво растет, что ведет к усложнению структурыэтноса. В акматической фазе уже есть что восстанавливать, поскольку эта фазаподрывает политическую мощь этноса, его хозяйство, даже часто бываетсвязана с повышенным уничтожением собственных сограждан, когда они начинаютбороться друг с другом? Принцип "Будь самим собой" — это принцип обоюдоострый, и если один сампо себе и другой сам по себе, то они мешают друг другу и в лучшем случаетолкают друг друга локтями, в худшем шпагами, а в еще худшем - пускают вход тяжелую артиллерию. И тогда в эти критические моменты оказывается, чторади самосохранения следует восстановить старый принцип подъема - "Будьтем, кем ты должен быть". Тогда все устанавливается, приходит на кругисвоя. Этнос создает социально-политическую и государственную систему, прикоторой он существует, и возвращается опять, естественно, к акматическойфазе, т.е. опять к взаимоистреблению, но уже через некоторое время, когдаусловия станут более благоприятными и не столь трагичными. Яркой иллюстрацией такого рода регенерации является восстановлениеРоссии после Смутного времени. К началу XVII столетия высокий уровеньпассионарного напряжения привел к крайне сильному кризису, поставившему подсомнение сам факт существования огромной страны. Только усилиями ополчения,руководимого нижегородским купцом Мининым и обедневшим князем Пожарским,был водворен хоть какой-то порядок и провозглашен царем юный МихаилРоманов, на простых санях привезенный в Москву. Однако уже при АлексееМихайловиче были восстановлены засечные линии против татар, присоединенаУкраина, шел процесс крестьянской колонизации по Оке и Волге. Нопродолжалось это недолго - растущая пассионарность вновь заявила о себестрастями раскола, кровью разинского восстания, хованщины, стрелецкихбунтов и петровских казней. Пассионарный перегрев снова вступил в своиправа, и снова каждый стремился быть оригинальным. При инерционной фазе, когда идеалом является или римский Цезарь, илиидеал джентльмена, или идеал святого, или идеал богатыря, также возможнарегенерация. Возможно, что в критический момент найдутся какие-то люди,которые опять поставят во главу угла не свой личный эгоистический интерес,не свою шкуру, а свою страну, как они ощущают ее, свой этнос, своютрадицию. Даже тогда, когда этнос распадает




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» icon«Этногенез и биосфера земли»
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconКультурологическая проблематика в работе Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера Земли

Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconЭтногенез и биосфера Земли

Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconЭтногенез. Теория Л. Н. Гумилева

Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconЖ. Ю. Черновская, учитель химии школа №147, г. Казань Биосфера Земли Интегрированный урок
Цель урока: выбрать общий для предметов естественного цикла объект обучения – «Биосфера Земли»; соединить знания, полученные на предметах...
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconБиосфера как область взаимодействия общества и природы
Термин биосфера, впервые предложенный австрийским геологом Зюссом, обозначает одну из оболочек Земли (наряду с гидросферой, атмосферой...
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconБиосфера Земли

Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconБиосфера: история и действительность
Термин “Биосфера” введен в 1875 году Зюссом. Учение о биосфере, как об активной оболочке земли, в которой совокупная деятельность...
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconБиосфера и цивилизация. Биосфера и место человека в биосфере
Термин «биосфера» появился в науке в 1875-м году, однако первые представления о биосфере складывались уже в начале 19-го века
Концепция Л. Н. Гумилева Этногенез и биосфера земли и ее значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» iconБиосфера и цивилизация. Биосфера и место человека в биосфере
Термин «биосфера» появился в науке в 1875-м году, однако первые представления о биосфере складывались уже в начале 19-го века
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы