Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв icon

Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв



НазваниеГорода и поселения Казахстана в VI-XIII вв
Дата конвертации09.07.2012
Размер94.82 Kb.
ТипРеферат
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв.


Города и поселения в VI — первой половине IX века На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни.Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, илиПрисырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степямиЦентрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке —Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов. Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнееназвание Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI—VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огузи лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное названиеСыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное иСеверо-Восточное Семиречье. В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших историческихпроблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи.В науке существует так называемое евроцентристское направление, в которомкочевники представлены как варвары в противовес цивилизованнымземледельцам. В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколькоидеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их качества, какуважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего сним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали иразвивались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля,спрос на продукты животноводства были важными причинами расширенияскотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла исельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи. Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными.Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестокихпо своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков.История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступаливместе против внешних врагов. В целом же историческая закономерностьразвития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии скочевниками степей определялась тесными экономическими связями. Ихвзаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других,зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры.Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжениидревней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдаетсяпереход кочевников к оседлой и городской жизни. Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику СюаньЦзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли насеверо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап,Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы изразных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятководиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависятодин от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от городаСуй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит этоимя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну» Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территорииСемиречья появилась в результате согдийской колонизации. Существует ипротивоположная, автохтонная модель происхождения городской культурыСемиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектомколонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культуройрегионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономическихсудьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только спозиций этногенетических, необходим и культурологический анализ. В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города какцентра ремесла, торговли и сельского хозяйства. Показательно сложениегородского быта, который в археологических материалах представленустойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами,надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядомзахоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречьепроисходило отчасти путем непосредственного переселения сюда согдийцев. Сдругой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурнойинтеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат. Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на югеКазахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурныйкомплекс, представленный в археологических материалах такими массовыминаходками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническиминадписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и СреднейАзии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назватьтюркско-согдийским. Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетическихпроцессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстанаи в Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себекультурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркоепроявление этой интеграции наблюдается в культуре города". Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов.Известны названия некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар(Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан(внутренний город) и рабад (пригород). В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическимданным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своемотождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,Джамукатом, Мерке. В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: вних прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, ипригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан городищаКок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. былзастроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственнымему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общейпрофессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типамидомов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в планеоднокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома,заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центреили ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением частинапольный очаг с бортиками из глины. Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилогопомещения имелась небольшая кладовая. В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узкихпомещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты —«гребенчатая планировка». В цитаделях городов располагались дворцы правителей, интерьер которыхукрашали росписями, резьбой по глине и резным деревом. Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговлиполучила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. Оразвитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживалимеждународную и областную торговлю. В его среде получили распространениеразличные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племенапринимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах ЮжногоКазахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним изслагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона. Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городскоежилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области вцелом. Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв. Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. Ихотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем неменее последствия завоеваний сказались на городской культуре области. Связанная тесными экономическими икультурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействиемусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в средегородского населения. Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов вуказанное время. В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появилисьгорода Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджидес центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер, Весидж и Бурук,в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьяхСырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж иБерукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольшихпоселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались вгородские центры. В юго-западном Семиречье число новых городов также увеличилось. ВТаласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус,Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун. В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,Лабан, Ики-огуз, Каялык. В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в ЦентральномКазахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира,Сарысу, в предгорьях Улутау. Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша.Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам.Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроместолицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урйла. Онипринадлежали тюркам-огузам. Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке,которые произошли по сравнению с предыдущим периодом. На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остаткикварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственноот 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленнуюспециализацию — был заселен гончарами. Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье показали, что иэтот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем наКуйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральной улочки. Всегодомов в квартале 12—14. Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщениеавтора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети в городе Кедере(городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованыархеологами. Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как идругих городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты нарабаде Отрара и две на шахристане Тараза. В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящееиз трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка),дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и домс помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно кмагистральной или внутриквартальной улочке. В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развитияюжноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа —круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным игеометрическим орнаментом. Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для ниххарактерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещениягруппируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна длярядовых и богатых домов. Городское жилище XI—-XII вв. северо-восточного Семиречья известно пораскопкам города Талгара. Все дома относятся к одному типу. Они состояли из4—6 жилых и хозяйственных помещений и двора. Основания стен сложены изкаменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич,жженый кирпич и дерево. Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были загоны для скота иконюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых талгарскихдомов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья с двором для скота,наличие юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожан северо-восточногоСемиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства. Намечается прогресса керамическом ремесле. По сравнению с периодомраннего средневековья, доля лепной посуды резко снижается. Появляетсяполивная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстанаотносится к IX в., а массовое распространение их приходится на X—XII вв.Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши,кубки, кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски. Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. О его развитии,технических возможностях дают представление массовые находки железныхизделий. Производство изделий из меди было распространено в городахповсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находилисьнеподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском,Заилийском и Джунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги,подставки под них. Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучиодновременно и ювелирами. Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рогаизготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом,булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигурки. Высокого уровня достигла в это время торговля. Международная торговля поШелковому пути известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках ив кладах найдены импортные изделия — художественная посуда, монеты.Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз,Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточногоСемиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынокполотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцамииз Самарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад,торговцы из Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи. Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые изтоваров, которые попадали в казахстанские города из степи, — козьи шкуры имеха. Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявшихнатуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе,Яссах, Рост городского населения потребовал увеличения товарности сельскогохозяйства. Поэтому совершенствовалась система искусственного орошения. Ееразвитие хорошо прослежено на материалах Отрарского оазиса. Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество, полеводство,придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан. В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитии городскойкультуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических,экономических и культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидскогогосударства сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль вразвитии городской культуры стала играть новая религия — ислам.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconГорода и поселения Казахстана в VI-XIII вв
Вместе с опытными рабочими героиче­ски трудилась молодежь. На площади Побед, у здания заводоуправления кмк, на пьедестал поднят танк...
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconВведение общая характеристика западного казахстана
Крупные реки и озера Западного Казахстана Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана Рекреационные зоны Западного Казахстана...
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconДревние города Казахстана

Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconСредневековые государства XIV-XV вв
Казахстана, земледелие на юго-востоке, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Централь­ного Казахстана...
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconСредневековые государства в xiv—xv вв. § Политическая история
Казахстана, земледелие на юго-востоке, росло поголовье скота, восстанавливались торговые связи степных районов Централь­ного Казахстана...
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconFinal Fantasy XIII – 2 Final Fantasy XIII – 2: описание
«Последняя фантазия». Вот так началась история серии Final Fantasy, и сейчас, 25 лет спустя, миллионы поклонников по всему миру ждут...
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconДревний Рим
На холмистом берегу Тибра, в 25 км от его впадения в Тирренское море, в IX в до н э возникли поселения пастухов и землевладельцев....
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconЛ. В. Пигалицын, школа №2, г. Дзержинск, Нижегородская обл. Космические поселения будущего
Темой конкурса стали космические поселения отдаленного или более-менее близкого будущего
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconПоложение о проведении олимпиады по «Истории Казахстана» среди учащихся школ г. Караганды Цель конкурса: популяризация знаний по «Истории Казахстана»
Цель конкурса: популяризация знаний по «Истории Казахстана», воспитание у учащихся и студентов чувство гордости, любви и патриотизма...
Города и поселения Казахстана в VI-XIII вв iconКрупные поселения индейцев майя. Часть 1
В территорию поселений индейцев майя входит четыре значительных по масштабу города. Это Паленке, Сеибаль, Калакмул и Комалко, как...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы