Политические партии: сущность, становление, современное состояние icon

Политические партии: сущность, становление, современное состояние



НазваниеПолитические партии: сущность, становление, современное состояние
Дата конвертации09.07.2012
Размер368,87 Kb.
ТипРеферат
Политические партии: сущность, становление, современное состояние


Министерство образования Российской Федерации. Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. факультет социально-политических наук курсовая работа партии в политическом процессе: становление, сущность, современное состояние. Выполнил: студент ПЛ. - 12 Григорьев П. В. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Янкевич П.Ф. Ярославль 2002г. Содержание.Введение. 1. Формирование политических партий. а) Понятие, основные признаки и структура политических партий. б) Происхождение партий и процесс их становления.2. Партии в политической системе общества. а) Функции политических партий. б) Типология политических партий. в) Типология партийных систем.3. Источники и способы финансирования партий.4. Особенности политических партий сегодняшней России. а) Становление многопартийности в России. б) Современные политические партии и парламентские выборы 1999 года.Заключение.Список использованной литературыПриложение Введение Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являютсяпартии. Они дают нам ключ к пониманию основополагающих принциповдемократии, представительства, политического плюрализма, выборностидолжностных лиц, а также политики вцелом. Парадокс такого многомерного исложного явления как политическая партия во все времена занимал умы ученыхи мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк и др., в разнообразныхнаучных подходах и философских категориях пытались приоткрыть завесу надэтим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. В исторической литературе укоренилось мнение о том, что партии (именнов том понимании, в котором мы привыкли их называть сейчас) родились сустановлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщениешироких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни -утверждения государственной власти посредствам выборов. О причинах,сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал:«Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать своиинтересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этогонеобходима организация передовых элементов класса немедленно, и во что быто ни стало»[i]. В своей курсовой работе я попытался дать некоторые характеристикиприсущие политическим партиям, показать их функции, типы, формы, социальныйсостав и организационную структуру. Подробно остановится на истории ихстановления и развития как в России, так и на Западе. Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть феномен политическихпартий, рассматривая его в некоторых основных аспектах, в частности какинститут политической системы общества. Ввиду многоплановости даннойзадачи, я попытался построить исследование отталкиваясь от узловыхпроблем, характеризующих разностороннюю деятельность партий. Нужно отметить, что в современной отечественной политологииисследованиям, посвященным проблеме политических партий отведенозначительное место. Российские политологи, обобщая собственный и зарубежныйопыт в подходах, на мой взгляд, высказывают большое количество очень ценныхдля мировой науки идей. Такие работы как «Слова и смыслы: опыт описания.Ключ: политические партии» М.В. Ильина, «Политические партии и гражданскоеобщество» А.П. Кочеткова, многие работы Л.В. Смирнова, С. Заславского, В.Н. Краснова, Н.С Крылова, Ю. Коргунюка и др., имеют принципиальное значениепри рассмотрении вопросов, связанных с политическими партиями. В последнее время события, происходящие на российской политическойарене, вызывают особый интерес. Наша страна переживает оченьпротиворечивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданнаямногопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати сегодня открываютширокие возможности для самореализации человеческой личности. Однако нарядус этим, возникает и ряд трудно разрешимых проблем, главной среди которыхвыступает проблема участия населения в политической жизни страны. Такимобразом рассматриваемая тема, на мой взгляд, очень важна, особенноприменительно к Российской Федерации, когда каждый гражданин должен яснопредставлять роль партий в политическом процессе, поскольку в противномслучае он не сможет сделать для себя правильный вывод о том, какую позициюпо отношению к государственной власти он занимает и о том, что бы он желалв ней изменить. 1. Формирование политических партий. А. Понятие, основные признаки и структура политических партий.Многомерность и сложность такого политического феномена как партияобъясняют существованием различных ее определений. Этимологическое понятие«партия» означает «часть», «отдельность», сторону целого, элементполитической реальности, политической системы. Термин «партия» происходитот латинских слов «парс» - часть и «партире» - делить. За долго доформирования в XIX веке современных политических движений и партий этимтермином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти,либо влияние на власть. Существует много различных подходов к определению сущности партии.Среди них можно выделить три основных: . Идущее от либеральной традиции понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан). В отличие от него традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов и подготовкой профессиональной политической элиты; . Второй подход – институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М. Дюверже). Не отрицая важности институционального подхода, следует иметь ввиду, что аспекты организации не исчерпывают всей сущности политической партии как сложной структуры, в которой проблема организации неразрывно переплетается с идейными мотивами, доктриной, программой, влиянием на общественное мнение и т.д. Тем более, что абсолютизация институционального подхода в понимании политических партий не является и политически нейтральной, так как этот подход в исследовательском отношении открыто противостоит теории классовой борьбы. . Наконец, третий подход – трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм). При этом в самой марксистской традиции можно выделить две концепции партии, общим для которых является отнесение возникновения партии пролетариата к этапу его превращения из «класса в себе» в «класс для себя»: а) концепция Маркса и Энгельса, согласно которой партия есть форма общественно- политического существования пролетариата как целостности на высшей стадии его развития; б) ленинская концепция партии как пролетарского авангарда со следующими чертами: программная ориентация на политическую революцию и установление диктатуры пролетариата; авангардность партии по отношению к другим пролетарским организациям. Как мы видим, в политологии обозначились различия в подходах копределению политической партии. При одном подходе упор делается наособенности структуры партии, продолжительность ее существования, факторысоциальной устойчивости. Типичным для этого подхода являются определения, вкоторых партия рассматривается как «объединение людей, имеющее свою особуюструктуру» (М. Дюверже), как «относительно прочное, длительно существующеесоциальное формирование, стремящееся к овладению учреждениямигосударственной власти и имеющее такую структуру своей внутреннейорганизации, которая соединяет партийных лидеров в центрах управления с ихсторонниками на политической арене»[ii]. Подобная формулировка выделяетважные для деятельности партии аспекты. При другом подходе (функциональном) определение партии строится с точкизрения выполняемых ею функций. Сторонник данного подхода К. Лоусон полагаетчто, политическая партия определяется как «организация индивидов, котораястремится продлить путем выборов или помимо выборов полномочия народа илиего частей для специальных представителей этой организации, чтобыосуществлять политическую власть данных представительных учреждений,утверждая, что такая власть будет осуществляться от имени этогонарода»[iii]. Здесь нужно отметить, что Лоусон в своих трудах неоднократноподчеркивал, что ни одно определение политической партии не являетсяисчерпывающим и вполне удовлетворительным. Видный политолог П. Меркл считал партию таким «политическимобразованием, которое регулирует и социализирует новых членов, избираетлидеров через внутренние процессы представительства и выборов, разрешаетвнутренние споры»[iv]. Очевидно, что большинство подходов определяют партию исходя из целогоряда важнейших отличительных черт и связанных между собой критериев. Одиниз авторитетнейших американских политологов Дж. Ла Паломбара попыталсявыделить четыре наиболее важных из них [v]: . Во-первых, идеологического порядка - всякая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека. . Во-вторых, партия - это структурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное по времени объединение людей, на самых разных уровнях политики от местного до международного. Это объединение единомышленников. . В-третьих, основной целью создания и функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти. . В-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования до активного членства, стремятся к расширению связей с массами, борется за политическое влияние в них.Долговременность действия партий отличает их от клик и камарилий,исчезающих вместе с их основателями. Полномасштабность отличает партии,имеющие центральные, а главное – местные организации, от парламентскихгрупп, существующих только на фракционном уровне. Партии стремятся овладетьвластью, в то время как группы давления пытаются влиять на нее, оставаясьза ее пределами. Поиск народной поддержки, особенно по средствам выборов,отличает партии от клубов, не участвующих в парламентской жизни. Партиипретендуют на выражение общих интересов масс, тогда как группы давлениязащищают интересы отдельных групп. Правда, грани между партиями и инымиполитическими организациями носят условный характер и зачастую стираются.Например, клубы или группы давления нередко трансформируются в партии. С учетом вышесказанного можно привести современные примеры определенияпартий. Так Шварценберг определяет политическую партию как «непрерывнодействующую организацию, существующую как на национальном , так и наместном уровнях, нацеленную на получение и отправление власти и стремящуюсяс этой целью к широкой массовой поддержке»[vi]. Кермонн дает следующуюдефиницию: «Партии - это организованные политические силы, объединяющиеграждан одной политической тенденции для мобилизации мнения поопределенному количеству целей и для участия в органах власти либо дляориентирования власти на достижение этих требований»[vii]. Наконец вПолитическом словаре мы читаем: «Политическая партия – наиболее активная иорганизованная часть какого-либо класса, либо его слоя, выражающая ихинтересы» [viii]. Итак, резюмируя, можно считать, что политическая партия являетсядобровольным, долговременным союзом на идеологической основе, направленнымна получение государственной власти либо участие в ней, преимущественночерез избирательный процесс, причем власть для этого союза являтьсяинструментом реализации политической программы. В большинстве стран статус и деятельность политических партийрегулируются специальными законами или конституционными нормами. К нимотносится, например, закон о партиях, принятый в ФРГ в 1967 г. Он призванрегулировать конституционно-правовой статус партий, их цели и задачи,принципы внутренней организации, механизмы и процедуры участия в выборах ит.д. В Швейцарии, Великобритании, Австралии, Канаде и других странах нетспециальных законов о партиях, но на них распространяются общие положенияконституции или законов о союзах, в соответствии с которыми партии могутосуществлять свою деятельность и функции, если они не противоречатконституционным основам государства. В структуре политической партии можно выделить три уровня. Самыйнеопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которыеидентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее навыборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатовпартии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьматрудно определить, поскольку она основывается больше на декларируемойприверженности, нежели на официальной вовлеченности в партийнуюорганизацию. Второй уровень - это официальная партийная организация. Естественно,что структура партии берет начало там, где находятся избиратели. Поэтому,как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки -окружной организации. Главная ее задача состоит в мобилизации на местномуровне избирателей в поддержку кандидатов своей партии. Ко второму уровнюотносится и партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей,профессионально занимающихся организационными вопросами политическойдеятельности партии (организуют предвыборные кампании, устанавливают сроки,место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдениеправил избрания делегатов на съезды и т.д.). И третий уровень - где речь идет о партии в системе правления,состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получилисвои посты в силу принадлежности к ней. Это президенты, губернаторы, членыпарламента и т.д. Естественно, такая иерархичная структура во многом носит условныйхарактер, поскольку в разных странах она имеет свою национальную специфику.Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защитаи представительство интересов определенных социальных групп. И здесь важноотметить, что партии не только выражают интересы, но и активно участвуют вих формировании. Они выполняют роль своего рода интегрирующих «нервов» и«сосудов» между обществом и миром политического, объединяя их в единоенеразрывное целое. Б. Происхождение партий и процесс их становления Как показывает исторический опыт, разнообразие интересов, ориентаций,ценностей, являющееся основополагающей характеристикой любого сложного ижизнеспособного общества, неизбежно обусловливает разные социально-философские и идейно-политические установки. Люди с одинаковыми интересамии воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достиженияобщих целей совокупными силами. Причем признание законности существованиясоперничающих фракций неизбежно привело к признанию законности политическихинструментов, которые представляли эти интересы и фракции в системе власти.Такими инструментами в конечном счете и оказались партии, формировавшиесяпутем приведения к общему знаменателю разнородных интересов и позиций,основных социально-политических сил общества. Появление партий, а точнее протопартий, относится к Античному миру,когда в Древней Греции и в Древнем Риме возникают особые группы людей,отражавшие интересы различных социальных слоев. Однако эти группы не былиорганизационно оформлены, не располагали строго определенной системойвзглядов, не имели программных установок и в деятельности своей замыкалисьна решении ограниченных задач. Зарождение политических организаций, ставших предтечей современныхпартий, связано с началом борьбы буржуазии против монархии, становлениемполитической системы и политической жизни капиталистического общества. В период буржуазных революций XVII - XVIII вв. партии еще не имелипривычных для нас признаков и не проводили самостоятельной политики, ачаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовыхобъединений. Например в Англии действовала партия пресвитериан, отражавшаяинтересы умеренной буржуазии и дворянства; партия индепендентов,представлявшая радикальное крыло буржуазии и «обуржуазившегося» дворянства.Во Франции - партия жирондистов, выражающая интересы умеренной торгово-промышленной и земледельческой буржуазии, а также партии якобинцев,объединявшая буржуазных революционных демократов. Но такие организации,которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями, возникли вЕвропе не ранее начала XIX века. В этом смысле они могут рассматриватьсякак институты, возникшие в сфере европейской культуры и затемраспространившиеся в другие регионы мира. Их формирование было связаноглавным образом с повышением образовательного и культурного уровнянаселения, образованием новых классов (буржуазии и пролетариата), сзавоеванием определенных политических свобод (слова, печати, собраний,союзов и др.), а также с введением в ряде стран всеобщего избирательногоправа, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политическойжизни. Первые из этих партий появились в основном в результате слияния вединые организации местных избирательных комитетов, обеспечивающихподдержку своих кандидатов в депутаты. Формирование их было довольнодлительным и сложным процессом. Рассмотрим одну из схем: на первом этаперазвития партии происходит зарождение идей, появление активистов, выработкаобщих взглядов. На втором - эти взгляды пропагандируется, происходитагитация, ставится задача по привлечению максимального числа сторонников.Третий этап предполагает более четкое формулирование идей и требований.Также происходит развитие общественно-политической активности. Далеепроцесс может развиваться в дух направлениях: а) произойдет оформление впартию и встанет необходимость участия в политической власти, б) цели,поставленные на первом этапе, не будут достигнуты или будут отсутствоватьперспективы их достижения. Произойдет затухание движения. В политологии широкую известность приобрела предложенная М. Вебером,периодизация истории партий на этапы [ix]: 1. аристократической котерии (группировки) 2. политического клуба 3. массовой партии В действительности же все три этих ступени прошли в своем развитиитолько две английские партии – либералы (виги) и консерваторы (тори).История остальных партий значительно короче, большинство из нихформировалось сразу как массовые. Поэтому этапы котерии и клуба можносчитать «предысторией» партий, которые в своей зрелой форме выступают лишьв виде массовой организации. Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся напривлечение широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать.Все они были партиями парламентского происхождения. Классическим примеромздесь выступают партии Великобритании, или Республиканская иДемократическая партии США. Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которыхбыло положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы противсвоих эксплуататоров, существующих капиталистических порядков и созданиянового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу такихпартий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократическиепартии. Они развивались на основе марксистской идеологии и по своемупроисхождению были связаны со строго социальной и идеологическойориентированностью. Наряду с социал-демократическими партиями появляются аграрные партии,как реакция против индустриального развития общества, христианские - вборьбе против секуляризации и антирелигиозных выступлений, фашистские -против демократии во всех ее формах и т.д. Некоторыми специфическими особенностями отличался процесс формированияполитических партий в России. Здесь в первую очередь следует назватьсохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов,господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставаниепроцессов становления гражданского общества, парламентаризма и правовогогосударства. В конце XIX - начале XX в. современники отмечали"неутвержденность общественного состава", имея в виду недиффе-ренцированность и неопределенность интересов различных групп населения.Такой подход во многом объясним существующей в то время неразвитостьюинфраструктуры гражданского общества, что действительно моглоспособствовать искажению реального представительства общественных интересовпартиями в политической сфере. Но тем не менее в конце XIX - начале XX в. партии стали факторомполитической жизни России - особенно сильнейший толчок к формированию иконсолидации их дала буржуазная революция 1905 г. Либеральные организации ипартии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольногоэкономического общества, Юридического общества при Московском университете,Союзах взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве,земских организаций и т.д. К концу 1905 г. оформились "Союз 17 октября"(октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты). Партиямирного обновления. Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка.Сразу после манифеста 17 октября 1905 г. большинство из них заняли заметноеместо на политической арене, что, в частности, проявилось в их активностина первых свободных выборах в первую Государственную думу. В тот же период на авансцену политической жизни вышла и та партия,которая, совершив в 1917 г. государственный переворот и разогнав в начале1918 г. Учредительное собрание, смогла стать во главе всех остальных партийи организаций, нарождавшегося парламентаризма. Речь, разумеется, идет оРоссийской социал-демократической рабочей партии.Таким образом, история формирования партий показывает, что в истинномсмысле этого слова они возникли тогда, когда общество достиглосоответствующего уровня социально-политической дифференциации, когдасоциальные слои и группы более или менее четко начали осознавать своиинтересы.Политические партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции.Они явились продуктом социально-экономического и общественно-историческогоразвития каждого конкретного государства. 2. Партий в политической системе общества. А. Функции политических партий.В современном обществе действует множество институтов, организаций иучреждений, являющихся составной частью его политической системы. Все онитесно связаны между собой и «никогда не существовали сами по себе, взятые вчистом, изолированном виде»[x]. Как уже отмечалось, партии занимают срединих особую роль. В отличие от других организаций и движений (молодежных,экологических, антивоенных и др.), отстаивающих интересы определенныхсоциальных слоев населения посредством воздействия на соответствующиеорганы, партии в центр своей деятельности ставят борьбу за властьпарламентским либо внепарламентским путем, связанным с насильственнымсвержением прежней власти. Они имеют высокую степень организации истремятся в борьбе за влияние на власть реализовать свои цели. Такаяцеленаправленная деятельность партий предполагает наличие у них строгоопределенных функций.Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическойсистеме, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних ивнешних. К внутренним функциям можно отнести: . Организацию структуры партии и налаживание необходимых отношений между первичными организациями, а также между ними и вышестоящими партийными инстанциями. . Функцию политического рекрутирования, т.е. пополнения рядов партии за счет новых членов. . Решение финансовых проблем (контроль за положением партийной кассы). . Подготовку из числа членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниями государственного руководства для других структур политической системы, в том числе и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.Внешние функции имеют более сложную структуру: Внешние функции Социальные ИдеологическиеПолитические Управленческие1. Социальные функции – одни из важнейших, так как партии являются ведущейчастью системы социального представительства. Социальные интересы обретаютформу политических целей, задач, решая которые, партии осуществляют связьразличных социальных слоев, групп, как между собой, так и с государством идругими политическими институтами, способствуя при этом интеграции (илидезинтеграции) этих слоев и групп в существующую политическую систему.Таким образом, социальные функции включают в себя: . Работу партии с массами с целью расширения своих сторонников - будущих избирателей; . Разъяснение массам политической и социально – экономической ситуации, в которой живет общество, предложение платформы действий. . Социально – политическое просвещение и сплочение граждан на основе общности интересов; . Политическое воспитание (социализацию) граждан. Работу с молодежью с целью вовлечения ее в активную политическую деятельность, для обеспечения стабильности и преемственности в развитии общества.2. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии,программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.Современные крупные партии имеют свои научные центры, осуществляютсоциологические исследования, проводят эксперименты, определяют перспективыразвития.3. Политические функции - в первую очередь связаны с: . Борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок; . Организацией различных форм участия в политической деятельности; . Организацией оппозиции государственным органам, давлением на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия. . Налаживание контактов с другими политическими организациями и движениями как внутри страны, так и на международной арене.При подготовке к выборам партии осуществляют и электоральные функции(организация избирательной кампании), а после выборов они, как правило,реализуют парламентские функции через деятельность своих депутатов,объединенных в парламентские группы и фракции.4. Управленческие функции – осуществляются после победы на выборах, когдапартии участвуют в формировании правительства или берут на себяответственность по управлению государством, которая выражается вответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Поэтому партия должнаконтролировать деятельность своих лидеров независимо от надзораполитических институтов.Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в томили ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развитияконкретного общества, социально – классовой сущности партии, а также отпрофессиональных качеств ее лидеров. Б. Типология политических партий. Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из нихдоминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствиена ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другиедовольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не можетисчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природыпартий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переходот описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубжепроникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки. В политической науке существуют различные системы классификациипартий. В качестве основания типологизации используются различные факторы –функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д. Так,сторонники институционального подхода пользуются организационным критерием;для либеральной традиции главной считается классификация с точки зренияхарактера идеологической связи; марксисты основную роль при классификацииотводят классовому критерию. Не все типологии однако имеют одинаковое познавательное значение, ноони отражают разные стороны политической действительности и помогаютопределить характер, место и роль в политической жизни общества конкретныхпартий. Исходя из этого, все многообразие классификаций политическихпартий можно представить в следующем схематичном виде: типология политических партий| | ||Основания |виды || |- Кадровые || |- Массовые ||Организационная структура|-Оформленные (с фиксированным членством) || |- Неоформленные (со свободным членством) || |- Централизованные || |- Децентрализованные || |- Моносредные ||Среда деятельности |- Всеобщие || |- Промежуточные || |- «Левые» || |- «Центристские» || |- «Правые» ||Идеологическая |- Революционные (радикальные) ||направленность |- Реформистские (умеренные) || |- Консервативные || |- Реакционные || | - Правящие ||Роль в политической |- Оппозиционные ||системе |- Парламентские || |- «Авангардные» || |- Мажоритарные (большинство) || |- С мажоритарным призванием ||Влияние в парламенте |- Доминирующие || |- Миноритарные (меньшинство) || |- Классовые ||Представительство |- Социальных групп, слоев ||интересов |- Надклассовые || |- С неопределенным социальным обликом ||Тип партийного |- Коллегиального руководства ||руководства |- Вождистские |По данной таблице, подробнее раскроем наиболее важные классификации:В политологии общепризнанной и наиболее продуктивной является классификацияполитических партий Мориса Дюверже, основанная на различиях в структурепартий и организации их внутренней жизни.В курсовой работе мы уже касались структуры партий, рассматривая еёосновные уровни, и здесь остается только добавить, что структурапредставляет собой своеобразный синтетический компонент, испытывающийвлияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы ит.д.). В то же время именно она способствует адаптации партии кизменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий вполитической борьбе.Среди структурных характеристик Дюверже выделил: общее организационноестроение, систему членства, органы руководства, а также типы связей,соединяющих граждан с партией. На основе этих переменных он предложилподразделить партии на два основных типа - «кадровые» и «массовые». Кадровые партии - представляют собой объединение так называемых«нотаблей», то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторовизбирательных кампаний. Их цель – подготовить выборы, провести их исохранять контакт с кандидатами. Прежде всего, это нотабли влиятельные, чьиимена и престиж служат своего рода поручительством за кандидата иобеспечивают ему голоса; это, далее, нотабли технические, владеющиеискусством манипулировать избирателями и организовывать кампанию; наконец,это нотабли финансовые – составляющие главный двигатель, мотор борьбы. Посуществу, кадровые партии – это партии активистов или функционеров с малымчислом рядовых членов, аморфной организованной структурой. Вследствие чегосамо вступление в них имеет смысл своеобразного глубоко индивидуальногоакта, обусловленного способностями или особым положением человека, егострого детерминированными личностными качествами. Это акт, доступныйизбранным; он основан на жестком и закрытом внутреннем отборе. Если считатьчленом партии того, кто подписывает заявление о приеме в партию и вдальнейшем регулярно уплачивает взносы, то кадровые партии членов не имеют.Правда здесь стоит оговориться, поскольку кадровые партии в подражаниемассовым иногда открывают доступ обычным приверженцам. Явление довольночастое – в чистом виде кадровые партии встречаются достаточно редко. Другиепартии близки к подобной практике, однако их внешняя форма способна ввестив заблуждение. Но главное – не ограничиваться ни официальными пунктамиуставов, ни декларациями руководителей. Достаточно верным критерием здесьвыступает отсутствие системы регистрации или регулярного взимания взносов.Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Онисоздаются по территориальному принципу, и их численность, как правило,невелика. Комитеты имеют постоянный состав сплоченных активистов,обладающих навыками работы среди населения. На их плечи и ложитьсяорганизация предвыборных кампаний. Члены комитетов подбирают кандидатовдля выборов в органы власти, изучают общественное мнение, интересы исимпатии избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам вформировании программы. Нужно отметить, что идеологические вопросы волнуютактивистов постольку, поскольку они могут помочь их кандидатам.Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный» характер: онаконцентрируется и активизируется вокруг кандидата на выборный пост, впреддверие и в ходе избирательной кампании в парламент или местные органывласти и затухает после её окончания.В качестве примера кадровых партий можно привести Европейские либеральные иконсервативные партии, а также Республиканскую и Демократическую партиюСША.Массовые партии – характеризуются многочисленностью состава, более тесной ипостоянной связью своих членов, централизованной иерархизированнойорганизационной структурой. Для того чтобы до конца понять сущностьмассовых партий возьмем, к примеру, Французскую социалистическую партию.Рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу, как сполитической, так и с финансовой точки зрения, поскольку она, прежде всего,стремится дать политическое воспитание рабочему классу, выделить из егосреды элиту, способную взять в свои руки власть и управление страной. А этоозначает, что ее члены составляют саму материю партии, субстанцию еедеятельности – без них она напоминала бы учителя без учеников. С точкизрения финансовой, Французская социалистическая партия также существеннозависит от взносов своих членов. С их помощью она собирает средства,необходимые для политического просвещения и повседневной работы, за счетних же финансирует выборы. Здесь к аспекту финансовому присоединяется иаспект политический. Этот последний аспект проблемы – основной, посколькулюбая избирательная кампания требует больших расходов. Технология массовыхпартий заменяет капиталистический способ финансирования выборовдемократическим. Вместо того чтобы обращаться к нескольким частнымпожертвователям, с целью покрыть расходы на избирательную кампанию,массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное числочленов, так что на каждого из них приходится небольшая сумма. Такимобразом, то, чего кадровые партии добиваются «качеством», массовыедостигают «количеством».Первичные организации массовых партий строятся как по территориальному, таки по производственному принципу, но в отличие от комитетов являютсяоткрытыми для новых членов. Более того, они заинтересованы в пополнениисвоих рядов.Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовымивопросами привели к формированию в структуре массовых партийсоответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния иведущих учёт и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложнаявнутренняя, иерархическая структура, подчинения первичных организаций, игромоздкая система управления.М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистические,коммунистические и фашистские.Социалистические партииПервичными организациями социалистических партий являются секции по местужительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партияпревращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей,где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальномусовету), исполнительная – исполкому (или национальному секретариату), аюридическую власть проводит контрольная комиссия.Коммунистические партииКоммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки) поместу работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет имконтролировать свой социальный состав, регулировать численность иустанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципомпартий является «демократический централизм». На практике иерархическая ицентрализованная организация существенно ограничивает демократию. Выборыруководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор, как ипринятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.Фашистские партии. Они имеют много схожего с коммунистическими: вертикальные связи,централизация власти, жёсткая структура и т.д. Однако фашистские партииотличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине ифилософии. Возникая из полувоенных формирований, они в конечном итогекультивируют жестокость и насилие, основанные на превосходстве одной нациинад другой. Первичной организацией фашистских партий является штурмовойотряд численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу,штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии. Такая классификация партий на кадровые и массовые, предложеннаяфранцузским политологом М. Дюверже, в определенной степени сегодняустарела, поскольку она не допускает существования партий промежуточноготипа. В 60-е годы XX века появились партии, которые не вписывались в даннуютипологию и одновременно объединяли в себе черты как кадровых так имассовых партий. Тогда авторитетные политологи - Ла Паломбара, Дж.Сартори,не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий типпартий - "партии избирателей". Эти партии, не являясь массовыми,ориентировались на объединение максимального количества избирателей самойразличной социальной принадлежности вокруг своей программы для решенияосновных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название"универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамичноразвивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это обусловленоослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан куниверсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, чтоуниверсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе. Кроме данной классификации, традиционной в политологии также являетсяделение политических партий, в зависимости от их места и роли вполитической системе. Здесь выделяют следующие типы партий: правящие,оппозиционны, парламентские, и «авангардные». Правящими считаются партии, которые победили на выборах и (главное)сформировали правительство. Правящая партия (или партийная коалициянескольких партий, объединившихся в единый блок) проводит собственныйполитический курс через «своего» премьер-министра и членов кабинетаминистров. Как правило, это возможно только в условиях парламентскойреспублики, в то время как президентской республикой может руководитьпрезидент, представляющий в парламенте партию меньшинства. И в этом случаедаже победа на выборах не обеспечивает ведущей политической партии статусаправящей (Так, например, успех ЛДПР в 1993 г., или КПРФ в 1995 г. навыборах не дал им возможности сформировать правительство России в условияхпрезидентской республики). Поэтому главный признак правящей партии —возможность самостоятельного формирования правительства. Оппозиционными партиями считаются те, которые лишены реальнойвозможности влиять на формирование правительства и находятся в очевиднойоппозиции к политике действующего правительства. Их сверхзадача —завоевание власти на следующих выборах и смена существующего правительства.Для этого ими активно используются критика существующего правительства заего ошибки, жесткий контроль за действиями властей, проверяемых насоответствие конституции и законам, предложения обществу альтернативныхпроектов развития страны. Парламентские партии – это партии, действующие в конкурентныхполитических системах. Они ставят перед собой задачу завоеваниягосударственной власти, путем получения большинства в государственныхструктурах, через победу на выборах. В партиях данного типа существует дваорганизационных центра: председатель партии и ее лидер. Председательфактически является менеджером, руководителем партийной машины: онкоординирует деятельность региональных отделений, организует избирательныекампании, ведет партийную документацию. Лидер – олицетворение политическогообраза партии, он избирается на ежегодных партийных конференциях. Внекоторых партиях эти два центра могут быть совмещены. Партийная дисциплинапарламентских партий существенно отличается от дисциплин партий другихтипов: отсутствует принцип подчинения меньшинства большинству, то есть уорганизационного центра фактически нет рычагов обеспечения единомыслия впартии. Это порождает большую рыхлость организации, значительное количествофракций, постоянные дискуссии. «Авангардные» партии – их отличительными чертами являются: централизм, жесткая субординация, беспрекословное подчинение решениям вышестоящих органов. Причем эти черты присущи авангардным партиям не только в период борьбы за власть, но и в том случае, когда власть находится в их руках. Такого рода партии при определенных условиях перерождаются в тоталитарные партии. Члены тоталитарных партий подчиняются одной идее, которая со временем, как правило, персонифицируется, то есть лидер партии, как главный носитель идеи, становится высшим авторитетом партии. Такие партии всегда революционны. Классическим примером авангардной партии может считаться Социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), позднее превратившаяся в Коммунистическую партию Советского Союза. Значительное место в политологической литературе занимает классификацияпартий по критерию среды деятельности. С точки зрения этого критерияразличают три вида партий: . Моносредные – т.е. ограничивающиеся деятельностью в одной социальной среде, той, интересы которой они представляют (в сфере политики). . Всеобщие – ориентированные на общесоциальную либо общенародную среду и не ограничивающиеся стремлением получить влияние в какой-либо одной среде (класс, социальная группа и т.д.) . Промежуточные – концентрирующие свою деятельность прежде всего в одной среде, но не отказывающиеся от поиска поддержки и влияния в других общностях. При многопартийной системе каждая партия представляет более или менеечетко очерченные идейно-политические или идеологические позиции. Спектрэтих позиций простирается от крайне «правых» до крайне «левых». Остальныепартии занимают промежуточное положение между этими двумя полюсами. В связис этим сегодня широко используется классификация политических партий,основанная на их идеологической направленности. Как правило, вмногопартийных парламентах места располагаются в форме некоторогополукруга, где, следуя традиции французской революции, представителиконсервативных и правых партий рассаживаются на правой стороне отпредседательствующего, дальше влево - близкие им по духу партии, в центре -умеренные и дальше в самом конце - представители леворадикальных партий.Согласно классической терминологии, так называемые «левые» партии, попреимуществу, исповедуют социалистические, коммунистические ценности исоответственно радикально-революционные методы их достижения. «Правые»,напротив, в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности,стабильность политической системы, отрицание коммунистических идеалов иреволюционных методов переустройства общества. «Центристы» же, весьмаобширные и разнообразные по своему составу, представляют собой умеренныеполитические силы, не стремящиеся к резким изменениям в обществе,предпочитающие реформаторские, эволюционные пути развития в целях улучшенияблагосостояния членов общества. Компромисс, сотрудничество, попыткамаксимального учета различных общественных интересов — стержень ихповседневной политики.Такая группировка политических партий по линии «правые» - «центристы» -«левые», основанная на позициях и установках по социально-экономическим иполитическим проблемам, сопряжена со значительной долей упрощения реальногоположения вещей в обществе. Поэтому в дополнение к ней по идейному(идеологическому) признаку принято различать также революционные,реформистские, консервативные и реакционные типы партий. . Революционные – стремятся к качественной реструктуризации общественной жизни. . Реформистские – ориентированы на существенные количественные преобразования общества, но без нарушения его основной структуры. . Консервативные – стремятся к стабильному сохранению основных характеристик современной им социальной действительности. . Реакционные – основной целью их является частичный либо полный возврат к характеристикам предшествовавшего этапа наличной общественно- экономической формации. Итак, рассмотрев наиболее важные классификации, можно сделать вывод отом, что правильно оценить политические партии их деятельность и место вполитической системе можно лишь с объединительных позиций, посколькуникакая типология или застывшая схема, взятая в отдельности, никогда неисчерпает всего разнообразия данного феномена. Следовательно, толькоанализ с учетом всех классификаций и рассмотрение партий под различнымиуглами зрения в конечном итоге смогут привести к объективной оценке. В. Типология партийных системВ зависимости от положения политических партий в политической системе,взаимодействия между ними, типа самих политических партий складываетсяпартийная система, под которой понимается совокупность всех политическихпартий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Важным вопросом в характеристике партийных систем является ихтипология. Среди различных признаков, критериев, используемых дляпостроения типологии партийных систем, старейшим (и наиболее популярнымпосей день), является количественный критерий, т.е. по числу существующих втой или иной стране партий. Согласно ему современный итальянский политологДж. Сартори в своем капитальном труде "Политические партии" предлагаетсемиступенчатую классификацию[xi]: система с одной партией; система спартией, осуществляющей гегемонию; система с преобладающей партией;двухпартийная система; система ограниченного плюрализма; крайнегоплюрализма и атомизированная. По существу речь идет о разных типаходнопартийности и многопартийности.Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно считатьклассическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическаявласть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается вруководящую силу государства, и все государственные органы строгоподчиняются ее решениям. Срастаясь с государством, партия становитсямногофункциональной. Ее структура строится в виде пирамиды – сверху идетпропаганда, а снизу вверх идет информация. Монополизируя политическуюдеятельность, она начинает контролировать все виды активности в обществе.Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения встране принимаются высшими партийными руководителями, а государственнымдеятелям часто отводится только исполнительская роль. Однако опытпоказывает, что при всех режимах однопартийная система, как правило,оказывается неустойчивой и в конечном итоге приходит к трудностям и ккризису, которые сопровождаются идейными и моральными потрясениями. Какпример можно привести недавний слом систем в Советском Союзе, Албании,Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно существуютв КНДР и на Кубе. Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать вобществе, где формально функционирует несколько партий, но реальнаяполитическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другимпартиям на правах "старшего брата" и имеющей бесконтрольную монополию навласть. Такая система в настоящее время существует в Китае, до недавних порбыла в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы. В системе с доминирующей партией действует несколько политическихпартий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти втечение длительного периода находится одна партия. До недавних пор такимибыли Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партияЯпонии.Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя крупнымипартиями, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинствомест в законодательном Собрании или большинство голосов избирателей навыборах исполнительной ветви власти. Классическим образцом двухпартийнойсистемы служат США. Периодически Демократическая и Республиканская партииСША сменяют друг друга в управлении. Это отнюдь не означает, что встране нет других политических партий. Нет. Они есть, но существенноговлияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реальносоперничать с ведущими партиями в избирательной кампании. (За всю историюсуществования двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партийпопытались добиться избрания на пост президента страны, но не смоглинабрать более 1 млн. голосов избирателей). Тем не менее, нужно учесть, тотфакт, что в ряде случаев, особенно на штатном уровне, третьи партии в СШАстановились влиятельной политической силой. Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма являетсяориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие вправительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условияхумеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. Вкачестве примера можно привести Бельгию. Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включаетантисистемные партии, то есть партии, выступающие против существующейобщественно-экономической и политической системы. Они придерживаютсяполярно различающихся идеологий. Другой признак поляризованного плюрализма - наличие двустороннейоппозиции, которая характеризуется тем, что "располагается" по обе стороныот правительства - слева и справа. Эти две оппозиции взаимно исключают однадругую и, более того, находятся в состоянии перманентного конфликта. Третийпризнак такой многопартийности состоит в том, что система поляризованногоплюрализма характеризуется центральным положением одной или группы партий.Неотъемлемыми признаками поляризованного плюрализма являются такжепреобладание центробежных тенденций над центростремительными, а какследствие — ослабление центра. Еще один признак — наличие безответственныхоппозиций. При поляризованном плюрализме доступ к формированиюправительства ограничен. Он возможен для партий центра, включая партиилевого или правого центра. Крайние же партии, то есть партии, выступающиепротив существующей системы, исключаются из участия в правительстве.Наконец, поляризованному плюрализму присуще стремление политических партийпревзойти друг друга в раздаче "направо и налево" обещаний без особойответственности за их выполнение. Следующая разновидность многопартийности - атомизированная партийнаясистема. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий.Достигается предел, за которым уже не важно, сколько партий действует встране (Малайзия, Боливия). Сравнительный анализ недостатков и достоинств двухпартийной имногопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегдасклоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы: 1. Двухпартийная система способствует постепенному смягчениюидеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу наболее умеренные позиции. А это делает политическую систему болееустойчивой. 2. Другое преимущество двухпартийной системы усматривают в том,что она позволяет одержавшей победу на выборах партии сформировать «неподверженное» кризисам правительство. Действительно, если в парламентепредставлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютноебольшинство мест, и вынести вотум недоверия ее лидеру- премьерминиструневозможно. 3. С точки зрения избирателя, несомненное достоинстводвухпартийной системы- в том, что она облегчит выбор при голосовании. Ненужно читать десятки партийных программ или часами сидя у телевизора,вникать в рассуждение "говорящих голов"; партий всего две, и соотнестисобственные интересы с их программами не так уж сложно. 4. Наконец, утверждают, что только двухпартийная система позволяетприблизится к идеалу ответственного правления, который играет важнейшуюроль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна изпартии находится у власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольныработой правительства, они используют выборы для того чтобы отправить его вотставку. В типологизацию Дж.Сартори по шкале двухпартийности и многопартийностицелесообразно внести определенные коррективы, поскольку в мире существует итак называемая модифицированная система (иногда ее называют системой 2,5или "2+1 " партии). Именно такая система существует, например, вФедеративной Республике Германии, где ведущие партии -ХДС/ХСС и СДПГ могутсформировать правительство, только вступив в блок со Свободнымидемократами. Третья партия, таким образом, получает возможность оказыватьбольшое влияние на выборах, и может активно воздействовать на программыдвух основных политических партий. Подобная модифицированная системасуществует также в Великобритании, Канаде, Австрии и Австралии. Там"третьи" партии располагают возможностью служить балансом власти. 3. ИСТОЧНИКИ И СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. Рассмотрение такого феномена, как политическая партия никогда не будетполным, если мы не затронем такой важный его аспект, как финансовыеисточники существования партии. Именно значимость данного вопроса ипобудила меня выделить его особняком в курсовой работе. Традиционно принято считать, что любая политическая партия должнавыстраивать свой внутренний бюджет исходя из двух источников финансирования– это членские взносы и добровольные пожертвования физических и юридическихлиц. Но для деятельности большинства политических партий сегодня этогонедостаточно, поэтому во многих странах им разрешается коммерческо-предпринимательская деятельность. Определенную экономическую поддержкуоказывает партиям государство, в особенности тем, чьи программыподдерживает значительная часть избирателей и которые в финансовомотношении мало кто "подпитывает". Государственное финансированиеполитических партий происходит за счет средств бюджета и на него имеютправо те партии, которые прежде всего прошли избирательный порог. Этаподдержка практикуется во многих странах, положение о ней можно встретить взаконах о политических партиях Дании, Швеции, Франции и даже РоссийскойФедерации. Кроме того, органы государственной власти могут оказывать и нематериальную помощь партиям, например, по средствам обеспечения равногодоступа к средствам массовой информации, предоставления помещений исредств связи, обеспечения равных условий при проведении избирательныхкампаний и т.д.Но не для кого не секрет, что сегодня существуют и очень мощные вфинансовом плане партии, которые, надо полагать, в государственной помощине нуждаются. По оценкам некоторых экспертов, для того, чтобы преодолетьбарьер на парламентских выборах, партии или блоку приходится тратить неменее двух миллионов долларов. Как правило, это теневые деньги, опроисхождении которых избиратель не знает и никогда не сможет узнать.Истинные источники финансирования часто остаются тайной даже для самихчленов партии. И именно эти деньги неизвестного происхождения могутпривести к власти силу, для которой Конституция, демократия, права исвободы граждан не будут представлять особой ценности.В этой связи необходимо подробнее рассмотреть вопрос о меценатах, то естьлюдях и организациях, поддерживающих деятельность партий пожертвованиями,финансирующих избирательные кампании. Как правило, информация о нихтщательно скрывается. По этому поводу М. Бебер писал: "По понятным причинампартийные финансы предстают перед исследователем как одна из наименее ясныхв их истории, но самых важных глав"[xii]. Меценатами (а сегодня их принятоназывать спонсорами) могут выступать как физические, так и юридические лица- владельцы крупных состояний, крупные фирмы или компании, отечественныеили зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозныеи культурные организации. Иногда поддержка с их стороны действительнонезаменима для партии, но в таких случаях возможно управление партиейизвне. Исходя из этого, большинство законодательств демократическихгосударств ограничивает возможность финансовой поддержки политическихпартий, в том числе и из-за рубежа. Нужно отметить, тот факт, что рядполитических партий сегодня материально зависит от финансово-олигархическихгрупп только потому, что они не имеют должной государственной поддержки.Некоторые политические партии располагают значительной собственностью, ккоторой могут относится здания и сооружения, жилые помещения, оборудованиеи инвентарь, типографии, а также другое имущество необходимое дляобеспечения деятельности партии. Так, в собственности КПСС находилисьиздательские комплексы, пансионаты, дома отдыха, предприятия,спецгостиницы и транспортные средства, (включая авиацию). На счетах партиив стране и зарубежных банках были накоплены значительные суммы, для оплатырасходов партийных функционеров. Во многих демократических странах предприятия и организации партий,осуществляют хозяйственную деятельность. Под ней понимается, как правило,издательская деятельность, направленная на пропаганду программных целейпартии, продажа сувениров с изображением символики партии и т.п. Доходы оттакой предпринимательской деятельности партии не могут бытьперераспределены между ее членами и должны использоваться только в уставныхцелях (в большинстве случаев допускается использование партией своихсредств на благотворительные цели, даже если это не указано в ее уставе).Результаты всей хозяйственной деятельности партии находят отражение в еехозяйственном отчете, они облагаются налогами в соответствии с налоговымзаконодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должныежегодно публиковать отчеты об источниках и расходовании средств,поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. В мировой практике принято положение о необходимости декларированиядоходов и имущества кандидатами в парламентарии, министры и президенты.Причем они должны предоставлять декларацию о доходах как при вступлении вдолжность, так и при выходе в отставку. Повсеместно приняты ограничения на сумму пожертвований и общую суммурасходов на предвыборную кампанию. Но зачастую фактически партии тратяткуда больше, чем, как говорится, могут себе позволить на законныхоснованиях. Поэтому-то и необходимо не только иметь представление опроцессе финансового обеспечения и траты денежных средств политическимипартиями, но и стремится сделать этот процесс как можно более прозрачным. 4.Особенности политических партий сегодняшней России. А. Становление многопартийности в России. Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием.Страна переживает переходный период своей истории, главное содержаниекоторого состоит в окончательном преобразовании отголосков тоталитарнойполитической системы со всеми ее институтами, структурами и отношениями всовершенно новую политическую систему независимо от того, как ее называть -демократической, квазидемократической, авторитарной, президентской и т.д.Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, неможет не носить переходный характер: образуются новые партии, распадаютсясуществующие, возникают неожиданные блоки и коалиции. Отечественный опыт показал, что длительная монополизация властныхфункций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе:сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть — от народа,устраняется возможность соревновательности в политической жизни и т.д.Монополия на власть создает пр




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconКонтрольная работа по дисциплине «Политология» «Политические партии и движения»
Понятие политической партии, ее признаки, функции и остальные типы. Политические партии и политические движения
Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconПонятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения

Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconСписок литературы
Политические партии: работа со сми (на примере одной зарубежной политической партии)
Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconПолитические партии и движения Российской Федерации (11 класс)
Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные...
Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconПолитические партии и движения Российской Федерации (9 класс, 1 час)
Стандарт: 9 класс: Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные...
Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconФондовый рынок армении: становление и современное состояние
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...
Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconПолитические партии

Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconПолитические партии

Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconГосударство и политические партии

Политические партии: сущность, становление, современное состояние iconПолитические партии современной России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы