Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия icon

Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия



НазваниеНалоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия
Дата конвертации09.07.2012
Размер344,6 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия


|Министерство Образования Российской Федерации ||Тамбовский Государственный Университет имени Г. Р. Державина || || ||Экономический факультет ||Кафедра бухгалтерского учета и статистики || || || || || ||Научный руководитель: Доцент, ||кандидат экономических наук ||Н. А. Зелепукина || || || || || ||НАУЧНАЯ РАБОТА || ||На тему: «Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты ||взаимодействия». || || || || || || ||Выполнила студентка: 24 группы ||2-го курса экономического факультета ||Тен Ирина Геннадьевна || || || || || || || || || || || || ||Тамбов ||2001 | СОДЕРЖАНИЕ (ПЛАН)| |ЭПИГРАФ |3 || |ВВЕДЕНИЕ |4 || |ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ | || | |7 || |КУДА ПОДАТЬСЯ БЕДНОМУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ |15 || |КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ СТРАНЫ | || | |27 || |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |32 || |ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 |34 || |ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 |35 || |ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 |36 || |СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |37 | Одни пытаются скрыть свои недостатки, другие – достатки! Автор неизвестен. ВВЕДЕНИЕ В настоящее время назрела необходимость стабилизации финансовойсистемы нашей страны, обеспечения постоянства и устойчивости поступлениябюджетных доходов. Для этого необходимо жесткое соблюдение налоговойдисциплины. Сегодня уже опубликовано множество работ российских и зарубежныхученых, исследующих тему налогов, механизмы их функционирования и значениедля социального и экономического развития страны. Однако, в публикацияхсодержится в основном богатый теоретический материал, вопросы же реальныхвзаимоотношений налоговой системы и налогоплательщиков, практическиеварианты погашения налоговых платежей в России, на мой взгляд, еще поканедостаточно изучены. На сегодняшний день наблюдаются значительныерасхождения между тем как нужно уплачивать налоги и как на самом деле этоделают налогоплательщики России. Эти расхождения необходимо показать длятого, чтобы появилась возможность устранения ошибок и недоработокналогового законодательства РФ. Также проблема взаимоотношений между налоговой системой иплательщиками налогов является актуальной еще и потому, что около 80 %доходной части бюджета страны составляют налоговые поступления и количествосредств, которыми будет располагать бюджет РФ, напрямую зависит отструктуры взаимодействия двух вышеуказанных субъектов. Целью данной работы является изучение состояния нормативно-правовойбазы налоговой системы, рассмотрение некоторых возможных легальных инелегальных способов уплаты налогов и определение путей совершенствованияорганизации работы налоговой системы в целом и налоговых служб в частности. В связи с поставленной целью в данной работе будут решены следующиезадачи: 1. Изучение налоговой ситуации в России и регионе. 2. Рассмотрение некоторых практических вариантов погашения налогов внашей стране. 3. Обоснование неизбежности существования отдельных схем уплатыналогов. 4. Разработка возможных направлений совершенствования работыналоговой инспекции, которая, в свою очередь, является одним из важнейшихзвеньев налоговой системы. В качестве предмета предоставленной работы можно выделитьзаконодательную и нормативную базу налоговой системы РФ, а также возможныена сегодняшний день способы погашения налоговых платежей. Объектом изучения данной работы послужили виды взаимоотношенияналогоплательщиков и налогового законодательства по вопросам уплаты налоговвсех уровней. В качестве источников информации использовались публикацииГосударственной налоговой службы РФ, Федеральной службы налоговой полиции,Государственного комитета по статистике Тамбовской области, законодательныеакты Министерства по налогам и сборам РФ и Министерства финансов РФ. Даннаяработа базируется, также, и на материалах периодических изданийэкономической направленности. Следует также определить и результаты научного исследования, средикоторых можно выделить следующие: 1. Определение сущности взаимозачета, как одного из возможных методов(а для некоторых налогоплательщиков единственного способа) осуществлениярасчетов по налоговым платежам. 2. Ознакомление с нелегальной схемой уплаты федеральных налогов черезнеустойчивые (проблемные) кредитно-финансовые учреждения, а также методамиборьбы структур исполнительной власти на различных уровнях со сложившейсяситуацией в России. 3. Разработка направлений совершенствования налоговой системы иналоговых органов. В заключение следует отметить также, что теоретические положения ипрактические результаты данного научного исследования были представлены вдокладе на научной студенческой конференции экономического факультетаТамбовского Государственного университета им. Г. Р. Державина 05.04.2001года. 1.1. Формирование рыночных отношений в России привело к необходимостисоздания цивилизованной налоговой системы. Вместе с тем, в последнее времявсе более заметно проявляется тенденция снижение коэффициента полезногодействия налоговой системы Российской Федерации: отмечается массовоеуклонение от уплаты налогов, растут недоимки по начисленным налоговымплатежам и т. п. Нарушения выявляются у каждого второго проверяемогоналогоплательщика. В жэтих условиях для упешного проведения налоговойполитики государства необходима система организационных мероприятий, вкоторой одной из главных составляющих выступал бы налоговый контроль. В настоящее время в России происходят глубокие изменения в системеналогового контроля посредством реформированичя действующей законодательнойбазы. Эффктивность налогового контроля напрямую зависит от егообоснованности, четкости и определенности. Поэтому при изменении налоговогозаконодательства должны быть учтены как отрицательные моменты, так иполдожительные нормы действующих налоговых законов. Проблема контроля в экономической науке выдвигается на первый план ипопадает в число актуальных в связи с тем, что в настоящее время происходитпревращение предприяьтий в самостоятельно хозяйствующие субъекты, сменывертикальных связей на горизонтальные, изменение сложившейся (прежней)системы распределительных отношений. Как функциональный элемент управления, контроль представлен системой,комплексом мер по проверке всыполнения (соблюдения) определенных решений. Проводимые в рамках государственной политики, экономические исроциальные преобразования подкрепляются соответствующими решениями иправилами. Без их выполнения общество не может достигнуть поставленныхцеклей: экономического роста, финансровой стабилизации, повышенияжизненного уровня граждан, их безопасности и т. д. Контроль, являясь формойобратной связи одновременно служит катализатором выполненияупраавленческизх решений. Получая необходимую информацию о действитеольномсостоянии управляемого объекта и анализируя ее, можно делать выводы онеобходимости проведения адекватных мер путем принятия нормативных актов,управленческих решений, направлненных на исправление положения. Главная фкункция контроля состоит в проверке соблюдения законностиосуществляемых в экономической жизни общества операций. Одним из звеньев системы контроля за сотоянием экономики, развитиемсоциально-экрономических процессов в обществе выступает финансовыйконтроль. Финансовый контроль, как особая область контроля, связанная сиспользованием стоймостных категорий, имеет определенную сферу применения исоответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроляявляются денежные, распределительные процессы, при формировании ииспользовании финансовых ресурсов на всех уровня и во всех звеньяхнародного хозяйства. В такой сложной управленческой систетме, какойявляется сама финансовая система, контроль могут осуществлять различныесубъекты: государство, сам хозяйствующий субъект, вышестоящие организации,независимый орган (например, аудиторская организация). В связи с этимразличаются: государственный финасовый контроль, внутрихозяйственный,внутриведомственный и независимый (аудиторский) контроль. Одним из главных условий нормального функционирования экономики ифинансовой системы является государственный контроль. Государственным этотвид финансового контроля является потому, что осуществляют его те органы,которые действуют от лица государства. Проводится государственный контрольпо различным направлениям. Одной из областей государственного финансового контроля является сфераналоговых отношений, которая обуславливает наличие государственногоналогового контроля. Последний несет на себе все черты, присущиефинансовому контролю, но одновременно обладает и особенностями. Спецификаналогового контроля в том, что осуществляется он в более узкой сфередействия, чем государственный финансовый контроль: если объектомгосударственного финансового контроля являются денежные отношения,возникающие при формировании и использовании финансовых ремсурсов вматериальном производстве и нематериальной сфере, во всех звеньяхфинансовой системы, то объектом налогового контроля являются налоговыеотношения, их правоая база. Налоговые отношения возникают у государства (влице субъектов налогового контроля) субъектами налогообложения –юридичесикми и физичесикми лицами, на которых лежит юридическая обязанностьуплаиты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям можетпрекдшествовать система мер (управленческих, правовых), прининмаемыхсубъектами налогового контроля по созданию соответствующих предпосылок дляосуществления контрольных функций в рамках принятых норм, правил. Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.1991 годавменяет в обязанность субъектам налогового контроля (налоговым инспекциям)проведение проверок на предпричятиях, (независимо от форм собственности) иу граждан различных денежных документов и отчетности, связанной с движением(или характеризующей движение) денежных средств в целях налогооблрожения иобеспечения своевременной и полной мобилизации денежных средств в доходгосударства. Следует также лобавить, что в процессе контроля за правльностьюисчисления и своевременностью поступления налогов, субъекты налоговогоконтроля, реализуя властный характер возложенных на них функций, принимаютрешение о финансовой и административной ответственрости юридических,физических и должностных лиц за нарушение налогового законодательства. Количество вскрытых документальными проверками нарушений налоговогозаконодательства в особо крупных размерах в течение 1996 года увеличилось.Подобные нарушения установлены у 822 налогоплательщиков, которымдополнительно начисленно налогов и других платежей с учетом финансовыхсанкций на сумму 8,5 трлн. рублей, т. е. более 10 млрд. рублей в расчете наодну проверку (в 1995 году вскрыто 651 такое нарушение и было джоначисленно7,0 трлн. рублей). Рассотрим результаты контрольной работы налоговых органов РоссийскойФедерации в динамике за ряд лет (документальные и камеральные проверки). Таблица № 1 Динамика выявленных нарушений налогового законодательства в РФ за 1992- 1995 гг.[1]|Показатели |1992 |1993 |1994 |1995 |1995 г. || | | | | |в % к || | | | | |1992 г. ||Количество юридических |1 473 |1 995 |2 348 |2 552 |173,2 ||лиц, зарегестрированных в|294 |512 |150 |866 | ||налоговых органах | | | | | ||Количество юридических |975 223 |1 688 |1 571 |1 326 |136,0 ||лиц, у которых выявлены | |712 |232 |344 | ||нарушения порезультатам | | | | | ||проверок | | | | | ||Удельный вес юридических |66,2 |84,6 |66,9 |52,0 |78,5 ||лиц, у которых выявлены | | | | | ||нарушения (в %) | | | | | | Как показало проведенное нами исследование, количество юридическихлиц, у которых выявлены нарушения налогового законодательства, составило в1995 году 1 326,3 млн., или по сравнению с 1992 г. увеличилось на 36 %.Причем, выясвляются нарушения более чем у половины налогоплательщиков. Налоговое законодатенльство, регулирующее отношения междуналогоплательщиками и государством, в России сложилось сравнительно недавно– до 1992 года налоговые нормы носили несистемный характер. После принятияв декабре 1991 года закона Российской Федерации «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» и ряда законодательных актов по конкретнымналогам налоговое право сформировалось в самостоятельную отрасльроссийского законодатнельства. Налоговое право существенно отличается отдругих отраслей права тем, что в нем тесно взаимосвязаны не только чистоюридискчкие вопросы, но и вопросы экономики, экономического анализа,бухгалтерского учета и т. д. Одной из особенностей налогового праваявлчяется наличие противоречия между консерватизмом юридичесокй формыналоговых норм и широтой экономического содержания хозяйственных отношений,которые данные нормы призваны регулировать. Налоговые инспекции строят свои отношения с налогоплательщиками наимеющейся законодательной и нормативной основе, какой бы несовершенной онани была; практика показывает, что нечеткие формулировки в законах идругихнормативных актов приводит к затягиванибю проверок, длительнымсогласованиям, разногласиям, переписке с Минфином и Госналогслужбой России.Если материалы проверок рассматриваются в судах, то нередко решениепримается на основе логических умозаключений, а не в соответствии снормативной базо. Несовершенное законодательство, регламентирующее налоговыевзаимоотношения субъектов налогообложения с государством, а также системусбора налогов, оказывает существенное влияние на собираемость налогов,порождает как нелегальные способы уклонения от налогов, так и легальные. Анализ действующей правовой базы налогового контроля и практика работыналоговых инспекций в Тамбовской области высветили ряд причин, обусловившихправовую неурегулированность. Этими причинами являются: 1). несовершенствосамих законов и отдельных их норм; 2). несогласованность законов инормативных актов, принятых исполнительными олрганами власти; 3).нечеткость формулировок, ведущая к неправильному толкованию правовых норм;4). отсутствие законов, принятие которых диктуется практикой налоговогоконтроля. Недостаточно совершенным, на мой взгляд, являются Закон РФ «Об основахналоговой системы в Российской Федерации» и Закон РФ «О Государственнойналоговой службе РСФСР» в части применения мер отвественности кналогоплательщикам, умышленно неуплачивающих исчисленные в соответствии сзаконодательством налоги. Так, некоторые нормы заколнодательных актов вдругих областях права принципиально видоизменяют отношенияналогоплательщиков с государством по поводу уплаты налогов в ущербинтересам «фиска» (при этом урегулирование противоречий производится сзаметным опозданием). Например, ряд предприятий Тамбовской области в 1995-96 гг. не только не снизил, а нарастил объемы производства, но при этом ещебольше возхросли долги бюджету. «Окунувшись» в пучину взаимных неплатежей,предприятия смогли быстро перестроиться, убедившись, что такому кредитору,как бюджет, можно вовсе не платить. Как правило, это наиболее крупныепредприятия, использующие бартерные сделки, осуществляющие расчетынатуральными поставками, через третьих лиц и др. 2. Взаимозачеты – добро или зло? 2.1. Понятие «взаимозачет». Взаимозачет – способ осуществления расчетов между предприятиями,организациями, фирмами, каждая из которых должна осуществить платежидругой, так как обладает по отношению к ней задолженностью. Существоспособа состоит во взаимном погашении долгов без перечисления денежныхсредств. На пример: Иванов должен Петрову 200 рублей и Петров должен Иванову200 рублей. В данном случае ясно, что долги уравновешиваются и нет смыслаотдавать друг другу деньги. Более сложный пример: ЗАО «Факел» должно ЗАО «Град Олегов» 500 тыс.рублей, а ЗАО «Град Олегов» должно ОАО «ГРАЗ» 600 тыс. рублей, а ОАО «ГРАЗ»должно ЗАО «Факел» 700 тыс. рублей. Тогда ЗАО «Факел» может погасить свойдолг ЗАО «Град Олегов» на сумму 500 тыс. рублей за счет ОАО «ГРАЗ», котороедолжно ей 700 тыс. рублей. В свою очередь ЗАО «Град Олегов» погашает этимиже 500 тыс. рублей часть своего долга ОАО «ГРАЗ» в 600 тыс. рублей путемпоставки продукции или погашения каких-либо налогов. В итоге безперечисления средств или отгрузки продукции устанавливается новое, болеепростое состояние: ЗАО «Град Олегов» должно ОАО «ГРАЗ» (600 тыс. – 500 тыс.= 100 тыс.), а ОАО «ГРАЗ» должно ЗАО «Факел» 200 тыс. рублей. Взаимныерасчеты позволили, тем самым, упростить общую ситуацию с платежами (рис.1).| | |закрывается 500 | | || | |тыс. | | ||ЗАО «Факел» | | | |ЗАО «Град || | | | |Олегов» || | |500 тыс. | | || | | | | |600 | || |700 | | | |тыс. | || |тыс. | | | | | ||700-500= | | | | | |500-600= ||=200 тыс. | | |ОАО «ГРАЗ» | | |=100 тыс. || |Движение долга || |Движение расчетов по долгу | Рис. 1. Схема проведения взаимозачета. 2.2. Взаимозачет, как реальный способ погашения налогов. Каждый год Минфин проводит работу над постановлением о порядкеисполнения федерального бюджета на 1999 год. Обычно, постановление можетвступить в силу уже через 2-3 недели после принятия закона о федеральномбюджете. Как известно, большую часть бюджета нашего государства составляютналоги. Многие предприятия и организации не могут платить их, в итогенакапливаются огромные суммы неуплаченных налогов. Минфин проводит массовыевзаимозачеты предприятий и бюджета для погашения накопившихся неплатежей.Министерство готовит предложения по механизмам и схемам погашениякредиторской задолженности бюджетных организаций и бюджетных предприятий. Всвязи с этим бюджетные организации должны предоставлять отчет в Минфин, наосновании которого будут сделаны выверки их задолженностей.Бартер, денежные суррогаты, взаимозачеты - несомненное зло, по мнениюналоговиков. Но без них сейчас не обойтись никак. Это одна из возможностейреального погашения налогов. Суммы задолженностей составлюятастрономические цифры, и взаимозачет – это реальный срособ, если непогашения, то хотя бы уменьшения образовавшихся неплатежей. Сложившуюся ситуацию мы можем разобрать на примере отдельныхрегионов.2 млрд 600 млн рублей недоимок накопили алтайские предприятия, иэто - головная боль налоговиков. Постановление правительства № 1002позволяет реструктуризировать задолженность по налогам на шесть лет, а попеням и штрафам на четыре года. Но при условии жесткого соблюдения текущихплатежей и графика выплаты задолженности. Налоговики считают это реальнымвыходом для многих предприятий. Однако, лишь 136 юридических лиц до сих порпожелали пройти через эту очищающую процедуру. Разумеется, эта цифраничтожна, если учесть, что количество должников достигло почти семи тысяч. В качестве положительного примера поведения должника можно привестиопыт "Алтайэнерго". Эта организация должна по разным причинам в бюджетысолидные суммы, но вот уже на протяжении двух последних лет соблюдает оченьжесткий график платежей по налоговым долгам. Двухтысячный год, по мнениюналоговиков, будет не менее сложным, чем предыдущий. Задание по федеральнойчасти налогов выросло до семи миллиардов рублей, местные тоже выросли на23%. А у предприятий нет денег заплатить текущие налоговые платежи, неговоря об огромных задолженностях, скапливающихся годами. Вот и остаетсяодин выход – бартер и взаимозачеты. Еще одним ярким примером погашения налогов взаимозачетами являетсяРешение Городской думы г. Ижевска, принятое от 10 апреля 1998 г. N 400 "Опроведении взаимозачетов по платежам в бюджет города в 1998 году". ВРешении сказано, что в целях обеспечения единой политики проведениявзаимозачетов и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7ноября 1997 г. N 1173 "О дополнительных мерах по мобилизации кассовыхпоступлений в федеральный бюджет" и постановления Правительства УдмуртскойРеспублики N 36 от 21.01.98 г. "О проведении взаимозачетов в 1998 году",руководствуясь Уставом города Ижевска, Городская дума Ижевска решает:1. Разрешить Управлению финансов администрации г. Ижевска проводить в 1998г. зачеты по задолженности платежей в бюджет города.2. Утвердить положение о порядке проведения в 1998 году зачетов взаимнойзадолженности по платежам в бюджет города (приложение).3. Контроль за исполнением решения Городской думы возложить на контрольнуюпалату Городской думы Ижевска. Решение многократно изменялось, делались поправки, дополнения, но сутьего осталась первоначальной. Я считаю, что нет смысла приводить егополностью. В данном случае видно, что Администрация г. Ижевска разрешилапроблему погашения налогов путем проведения взаимозачетов. 2.3. Будет ли жить взаимозачет. Однако не следует думать, что взаимозачет является решением всехпроблем. Взаимозачет – это всего лишь уродливое порождение нашейнесовершенной экономики. Взаимозачет – это явление временное, уже намеченатенденция к отмиранию этого вида погашения налогов и прочих задолженностей.Хотя во многих регионах, в т. ч. и в Тамбовской области, на региональном иместном уровнях проведение взаимозачетов остается в силе и является длямногих организаций единственным способом хоть как-то рассчитаться сосвоими долгами. В настоящее время предприятия, способные платить налоги, такназываемыми, «живыми» деньгами платят их. Однако существует массапредприятий, которые платят текущие платежи и при этом имеют«законсервированные» (старые, просроченные) долги. Как правило, этопредприятия однажды обанкротившиеся. Многие из этих предприятий надеются,что им простят их старые долги. А многие согласны отдавать за эти долгисвою продукцию или продукцию своих должников с огромной наценкой. Какправило, налоговикам это не интересно и тут «выходят на сцену» коммерческиефирмы, заинтересованные в продукции предприятий-должников. Они проводятвзаимозачеты погашая «старые» долги и неплатежи. Иногда проводятсявзаимозачеты с «денежным сопровождением», т. е. часть долга погашаетсявзаимозачетом + какой-то процент (зависит от того, насколько продукцияпредприятия-должника пользуется спросом) «живых» денег. Но в настоящее время, во многих регионах администрации запрещаютпроведение взаимозачетов. Как, например, во Владивостоке налоги в бюджетПриморского края (Дальний Восток) будут зачисляться только "живыми"деньгами. Решением губернатора Евгения Наздратенко до 1 августа прекращенооформление взаимозачетов по уплате налогов в краевой бюджет. Целью данногошага является обеспечение своевременной выплаты заработной платыбюджетникам Приморья, а также "отпускных" учителям. Аналогичные действиягубернатор рекомендовал предпринять главам муниципальных образований края. Запрещая взаимозачеты, руководители администраций, налоговикинадеются увеличить денежную составляющую бюджета регионов (городов). Однаконе следует забывать, что взаимозачет, для многих предприятий России,является единственным способом держаться хоть как-то наплаву в бурномокеане долгов и налоговых неплатежей. Запрещение взаимозачетов «смертиподобно» в таких случаях. Поэтому, прежде чем запретить взаимозачеты, нужноподумать смогут ли предприятия-должники заплатить огромные суммы налоговыхзадолженностей другим способом. На деле взаимозачеты много раз отменяли и запрещали на федеральном,региональном (в том числе и в Тамбовской области), даже местном уровне, нов конце концов возвращались к ним, как к единственной, пока, возможностисобирать налоги безболезненно для многих предприятий и вообще собирать их.Несомненно, взаимозачет является уродливым детищем современнойпошатнувшейся экономики и способности России находить выход в любойситуации и, возможно, еще долго наши предприятия будут погашать налоговыеплатежи взаимозачетом, но уже сейчас наметилась тенденция к отмираниюмногих зачетных отношений. Предприятия, имеющие деньги приходят к выводу,что платить налоги «живыми» деньгами проще и лучше. Возможно, скоро мывообще забудем понятие «взаимозачет», и когда это произойдет можно смелосказать, что наша экономика двинулась в гору. Но как это не странновзаимозачеты многое дали нашей экономике и России в целом. Массакоммерческих, организаций благодаря взаимозачетам, сколотила приличныйкапитал. Взаимозачет – это многолетняя страница истории нашей экономики. 3. Проблемные банки. 3.1. О расчетах с бюджетом через проблемные банки. Налогоплательщики и плательщики сборов обязаны уплачивать законноустановленные налоги и сборы, а налоговые агенты удерживать из средств,выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующиеналоги. Статьей 45 Налогового Кодекса РФ предусмотрен порядоксамостоятельного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, впротивном случае применяются меры принудительного взыскания, причем сюридических лиц в бесспорном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной с моментапредъявления в банк поручения на уплату налога, при наличии достаточногоденежного остатка на счете. Этой нормой закона не преминули воспользоватьсянедобросовестные банки с пошатнувшимся финансовым состоянием. Особенно грешат столичные банки, рассылая своих гонцов по городам ивесям России и предлагая заманчивые схемы гашения налогов. "На ловца и зверь бежит", да только за клятвенными обещаниямикроется одна цель - поправить свои дела или подконтрольных фирм за счетнаших предприятий. Страна «погрязла» в «трясине» федеральных налогов, которые платитьнечем. Не каждая фирма имеет возможность провести взаимозачет пофедеральным налогам, а заплатить «живыми» деньгами либо нет возможности,либо – желания.| АКБ «Крах» |вексель и п/п[2] |ОАО «Неплательщик» ||(проблемный) | | || |отметка о принятии п/п на | || |уплату федерального налога | ||вексель | |вексель || | | ||1 000 тыс. рублей | |30 % + 70 % || | |(дисконт[3]) || |20 % +80 % (дисконт) | ||ООО «Продавец» | |ЗАО «Посредник» || |вексель | | Движение оплаты за вексель Движение векселя проблемного банка (номинальнаястоимость[4] 1 000 тыс. рублей или 100 %). Рис. 3. Схема погашения федеральных налогов через проблемные банки. Если внимательно рассмотреть схему (рис. 3), то видно следующее: ООО«Продавец» приобрело вексель АКБ «Крах» по номинальной стоимости, т. е. за1 000 тыс. рублей. Когда стало понятно, что АКБ «Крах» скоро обанкротится,стоимость его векселя упала до 20% (200 тыс. рублей). ООО «Продавец»вынуждено продать вексель по вышеуказанной цене ЗАО «Посредник». ЗАО«Посредник, имеет связь с АКБ «Крах» и предлагает ОАО «Неплательщик»погашение федеральных налогов через проблемный банк «Крах» с дисконтом 70%, Т. е. если ОАО «Неплательщик» имеет задолженность перед федеральнымбюджетом на сумму 1 000 тыс. рублей, то для погашения этой задолженности ондолжен заплатить всего 30 % (300 тыс. рублей). Это довольно выгодно, т. к.многие крупные предприятия должны в федеральный бюджет суммы в десятки разбольшие, чем ОАО «Неплательщик». ОАО «Неплательщик» открывает счет в АКБ«Крах» и покупает у ЗАО «Посредник» вексель данного банка за 30 % от егостоимости. Затем передает этот вексель в АКБ «Крах» и теоретически на счетуОАО «Неплательщик» появляется 1 000 тыс. рублей, т. к. банк принимает свойвексель по номиналу. Сразу же ОАО «Неплательщик» дает банку платежноепоручение на перечисление денег со своего счета в федеральный бюджет. ОАО«Неплательщик» получает отметку АКБ «Крах» о том, что обязанность по уплатеналога исполнена (об этом говорилось ранее). Но фактически деньги неперечисляются в бюджет, т. к. их нет. В случае предъявления государствомтребования об перечислении средств, банк выставит встречное требование понеоплаченным ГКО[5], возникшим после кризиса 1998 года или через неделю,после проведения подобной операции, банк разваливается, что случается чащевсего. В итоге получается, что государство становится должно само себе, ЗАО«Посредник» имеет 10 %, а ОАО «Неплательщик» погашает свои задолженности поналогам. Существуют схемы, где нет ООО «Продавец», и инициатором проведенияданной операции является сам банк, разная стоимость векселей и прочее.Вариантов много, но все их рассматривать не имеет смысла, т. к. суть иходинакова. Можно представить, какие средства прошли через проблемные банки,и сколько миллионов недосчитался наш бюджет. Сумма средств, списанных только со счетов Волжских предприятий, но неперечисленных в бюджет Московскими банками, приближается к 370 млн.рублей. (А сколько таких предприятий по всей России?!) Засчитать этиплатежи исполненными налоговый орган может только после проверки ивыяснения всех обстоятельств зачисления средств на счет предприятия идальнейшего их движения после списания. В случае зачисления на счет предприятия средств от погашения ценныхбумаг (векселей, облигаций банка) при отсутствии средств накорреспондентском счете банка сделка может быть признана согласноГражданскому Кодексу РФ ничтожной и недействительной. На практике все обстоит иначе. Схема (рис. 3), идеально отработанна.Посредники не только «уводили» неплательщиков от налогов, но и зарабатывалина этом колоссальные средства. 3.2. Кто уходит от налогов через проблемные банки. Группа, активизировавшаяся накануне Нового года – плательщики налоговв бюджеты различных уровней. Причина этого заключается в следующем.Некоторое время назад Конституционный суд России принял решение (№ 24-П от12.10.98) о том, что ответственность за перечисление налогов в бюджет лежитне на плательщике, а на обслуживающем его банке. Согласно этого решения,предприятие, подавшее платежное поручение на перечисление налогов в бюджетпри достаточности средств на его расчетном счете считается выполнившимплатеж, а ответственность за его дальнейшую судьбу ложится на обслуживающийбанк. Ранее, предприятие считалось оплатившим налоги только в том случае,когда деньги реально поступали на бюджетные счета. Такое решениеКонституционного суда создало определенный спрос на остатки со стороныпредприятий для осуществления налоговых платежей. МНС России намерено проверить все организации, проводящие налоговыеплатежи через проблемные банки. Сейчас, по заявлению Министра РФ по налогами сборам Александра Починка, МНС России ведет тотальную проверку этих фирм,передающих платежные поручения на уплату налогов в проблемные банки. Какзаявил Александр Починок, после августа 1998 года в проблемных банкахскопилось неисполненных налоговых платежей на сумму около 30 млрд. рублей,в том числе 6 млрд. рублей - платежи в федеральный бюджет. 3.3. Налоговая полиция разберется с клиентами проблемных банков[6]. Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) России намерена к концулета текущего года завершить работу по проверке проблемных банков, сообщилзаместитель директора ФСНП Владимир Авдийский. По его словам, в течениетрех последних месяцев, когда ФСНП приступила к проверкам, службойвозбуждено 42 уголовных дела в отношении проблемных банков. Среди них, каксообщает Прайм-ТАСС, - Транснациональный банк, Кредитимпэксбанк,Мосбизнесбанк, Диалогбанк, Трасткредитбанк. Как сообщил В. Авдийский, ФСНП разработана специальная методика, позволяющая на основе действующегозаконодательства привлекать к ответственности как предпринимателей,работающих через проблемные банки, так и представителей этих банков. 3.4. Налоговая полиция будет бороться с проблемными банками и отмыванием денег. Федеральная служба налоговой полиции провела операцию, целью которойявляется "очищение финансово-кредитной системы от проблемных банков,поскольку каждый проблемный банк является источником для существованиябольшого числа отмывальных контор", - заявил сегодня первый заместительдиректора Службы Владимир Авдийский. Здесь, впрочем, есть некотороелингвистическое противоречие, так как без "отмывальных контор" финансово-кредитная система вскоре снова "засорится". По словам Авдийского, сейчасналоговая полиция занимается не только выявлением конкретных нарушений и ихпресечением, но и отслеживает финансовые потоки целых отраслей. На пример: Более 600 миллионов рублей, принадлежащих предприятиямИркутской области, зависли в столичных банках. Как стало известно, у 11-тииз них были отозваны лицензии. В основном, в проблемных банках зависли налоговые платежи. Пороссийскому законодательству налоги считаются уплаченными, как толькопредприятие дает поручение банку перевести в бюджет средства со своегосчета. Самое удивительное то, что если деньги поступают внеплатежеспособный банк, который не в состоянии их выплатить, то они так жезасчитываются предприятию как налоговые платежи. Но при этом государство неполучает ни копейки. В нашей области около сотни предприятий, причем многие из нихизвестные, воспользовались услугами таких хранилищ капиталов. Борьба спроблемными кредитными учреждениями идет уже не первый месяц. На сегодня,единственная эффективная мера - это отзыв лицензий. Еще в январе областная налоговая служба вышла к министру АлександруПочинку с ходотайством - произвести такую процедуру в отношении 13 банков.Как заявил начальник отдела по взысканию недоимки управления министерствапо налогам и сборам, "и впредь правительство намерено действовать так жежестко" Ведь речь идет о миллиардах рублей, практически потерянных длябюджета страны. Кроме того, идет работа с предприятиями, которые перечисляют деньги впроблемные банки. Результаты есть. В нашей области за январь нашлась покатолько одна фирма, чьи деньги зависли в Москве. Помимо налоговой службы кработе подключены правоохранительные структуры. Налоговая служба надеется на то, что руководители предприятий будутразборчивее в выборе банков. Тем более, что в случае очередных отзывовлицензий и возбуждения уголовных дел в отношении банкиров может пострадатьрепутация солидных фирм. 3.5. Проблемные банки прибавят работы арбитражному суду. Похоже, что у многих налогоплательщиков, имевших дело при уплатеналогов с проблемными банками, наступят трудные времена. Налоговые органы совместно с УВД ведут тотальные проверки и самихбанков, и их клиентов на предмет законности оформления платежей в бюджет.Проверяют долго и многих. Ведь за прошлый год бюджет, например, только вПриморском крае получил недоимку в размере 240 млн. руб. (по России этацифра составляет 35 млрд. руб.) Все это деньги, списанные со счетаклиентов, но не дошедшие по назначению. В прошлые годы такой проблемыпрактически не существовало. Она возникла с началом действия новогоНалогового кодекса и выросла в доходный бизнес с момента оглашениязнаменитого постановления Конституционного суда, подтвердившего наступлениеисполнения обязательств налогоплательщика с момента списания денег с егосчета. К этому времени проблемных банков было предостаточно. Кто-то из них,стараясь удержать клиентов и решить их проблемы, брал "грех" на себя. Ктаким можно отнести Дальрыббанк, СБС-АГРО. Кто-то путем построениявсевозможных схем (в том числе вексельных) неплохо на этом заработал -список этих финансовых институтов весьма велик и малознаком широкойпублике. В управлении Министерства по налогам и сборам предоставили длинныйсписок московских банков, о которых, даже активно интересуясь банковскойсистемой, мы и не слышали. О чем вам, например, говорит название ОАО"Коммерческий банк" или "Союзавиакосмос", Соцвоенбанк или "Ридест"? И, темне менее, некоторые приморские предприятия в момент кризиса умудрилисьоткрыть у них счета и решить свои проблемы с долгами бюджету. С момента введения Налогового кодекса налоговая служба утратила праводавать разрешение на открытие банковского счета. Предприятие и банк обязанылишь уведомить налоговую о новом счете. Налоговики, начиная с лета прошлогогода, неоднократно предупреждали остерегаться банков, страдающих"непроходимостью". Тем временем и ЦБ России своим письмом № 182-Т закрепилположение о том, что банк, у которого в течение трех дней отсутствуютденьги на корсчете, не имеет права принимать платежные поручения наперечисление налоговых платежей. Тем не менее, процесс шел. Банки "шалили", клиенты пытались перевеситьсвои застрявшие деньги на плечи бюджета. Спокойно взирать на эту ситуациюМНС не могло и 8 октября 1999 г. своим письмом "Об отзыве неисполненныхдокументов клиентов проблемных банков" рекомендовало налоговым инспекциямприглашать к себе налогоплательщиков, убеждать их отозвать платежныепоручения и исполнить их через более надежные кредитные организации. Такимобразом, клиенты проблемных банков должны были признать себя должниками совсеми вытекающими последствиями, то есть согласиться не только потерятьзастрявшие деньги, но и заплатить штрафные санкции за несвоевременностьуплаты налогов... 16 ноября 1999 г. МНС издало еще одно письмо "О дальнейших мерах поликвидации задолженности проблемных коммерческих банков и их клиентов передбюджетами всех уровней", которым строго-настрого всем территориальныминспекциям запретило засчитывать денежные средства в качестве исполненныхобязательств, если к банку территориальным учреждением ЦБР была примененасанкция в виде запрета на проведение налоговых платежей. В общем, куда ни кинь - везде клин. И с этим клином, видимо,столкнется достаточно большое количество налогоплательщиков (напомним,сумма таких "висяков" - 240 млн. руб.). У некоторых из них налоговая уженачала снимать зависшие долги в инкассовом порядке со счетов "живых"банков. Однако не все так безнадежно. Потому что не все так однозначно впозиции налоговиков. Слишком много возникает противоречий между письмами иуказаниями МНС и ЦБР и Налоговым и Гражданским кодексами. Налогоплательщикиобращаются в арбитражный суд и многие из них выиграли его. В Тамбовскойобласти в их числе можно назвать Котовский завод пластмасс. 3.6. Кто кого… Для выяснения и подтверждения достаточного наличия законно полученныхсредств на счет предприятия инспекции приходится направлять запросы иходатайства в налоговые органы Москвы, непосредственно в банк, допустившийзадержку, на что соответственно уходит время. Кроме того, в обязательном порядке о банке - нарушителеинформируется Центробанк России или его учреждения, осуществляющиенадзорные функции за деятельностью банков. Центробанк России вправе отозвать лицензию у проблемного банкаили запретить проведение операций на осуществление расчетов с бюджетом ивнебюджетными фондами на срок до 6 месяцев. Надо сказать, в последнее время на ходатайства налоговых органовЦентробанк реагирует оперативно. Так по КБ "Резон-банк" задержавшегоплатежи в бюджет в сумме 115 млн. рублей, лицензия отозвана в ноябре1999года. Отзыв лицензии налагает автоматически запрет банку на проведениелюбых операций и зачастую предполагает скорое банкротство. Получитьзадержанные средства с банка банкрота практически нереально, так как впервую очередь гасится задолженность перед вкладчиками и на нее не всегдахватает активов банка, имеются варианты исчезновения банков при полномотсутствии активов. Право требования задержанных средств, исходя изимеющейся арбитражной практики, может быть оставлено за клиентом банкаНалоговые органы по своей инициативе или в роли ответчиков в арбитражныхпроцессах прилагают максимум усилий, чтобы не допустить потерьгосударственного бюджета от преднамеренных задержек платежей. Учитывая серьезность ситуации, Министерством РФ по налогам исборам издан ряд писем и приказ[7], устанавливающие, что решение опризнании обязанности по уплате налога исполненной будет приниматьсякомиссией министерства, после рассмотрения всех представленных документов. Основная цель такого решения направлена на прекращениезлоупотреблений, допускаемых некоторыми коммерческими банками и ихклиентами, при перечислении платежей в бюджет.3.7. Все-таки победил Починок или Ситуация с проблемными банками может бытьразрешена в ближайшее время. И все-таки предприятия начали отзывать платежные поручения по уплатеналогов в федеральный бюджет из проблемных банков. Об этом сообщил министрРФ по налогам и сборам Александр Починок. "Компании отреагировали напросьбу министерства не перечислять налоги через проблемные банки", -отметил он. Починок уточнил, что МНС предупреждало о том, что такиеплатежные поручения могут быть признаны недействительными. По словамминистра, в настоящее время отозвано платежных поручений на сумму 1 млрд.руб. Он подчеркнул, что МНС уже выиграло два судебных процесса противналогоплательщиков, которые пытались использовать "чистые схемы ухода отналогов через проблемные банки". "Такую практику налоговые органы будутиспользовать и впредь", - сказал Починок. Напомним, что объем зависшихсредств в проблемных банках составлял 30 млрд. руб. Ситуация с проблемными банками может быть разрешена уже в ближайшеевремя, заявил на пресс-конференции в среду министр РФ по налогам и сборамАлександр Починок[8]. Он отметил, что после того, как МНС объявило о приемезаявок от всех желающих на подтверждение перевода платежей вбюджет через проблемные банки, выяснилось, что из 30 млрд. руб.,которые "зависли" в этих банках, подобные заявления поступилитолько на 3 млрд. руб. Таким образом, по словам А. Починка,предприятия "признаются" в том, что не имеют претензий кналоговым органам по долгам бюджету, и начался процесс отзыва имисвоих платежных поручений, что является признанием того, что этисредства в бюджет не переводились.А. Починок также сообщил, что ситуация с банками сталаболее благоприятной после введения нового порядка о полученииналоговыми органами информации о задержке платежей на срок в 3дня.Кроме того, министр заявил о необходимости внести взаконодательство изменения, которые были, предусматривали, чторусскоязычные Интернет-компании признаются резидентами РФ иплатят необходимые налоговые платежи в бюджет. "Если же мы будеммедлить, то налоговые доходы от Интернета, будут получать другиестраны, а не мы", - сказал А. Починок.Он также считает, что необходим налоговый контроль зафинансовыми операциями для того, чтобы перекрыть схемы ухода отуплаты платежей, и выступает против оффшорных зон на территорииРоссии. По словам А. Починка, оффшоры из средств развития регионовпревратились в средства выкачивания денег из других субъектов."Оффшоры допустимы для минимизации риска при крупных проектах, -заметил он, - но это единичные случаи". По его словам, надовводить жесткие ограничения на минимизацию налогов. 4. Оффшорные зоны. 4.1. История образования оффшорных зон и ЗАТО[9]. Впервые, территории, которые налоговики сегодня называют "чернымидырами", – свободные экономические зоны, - появились на карте России вконце 80-х - начале 90-х, т.е. в эпоху СССР. С 1994 года льготами поместным налогам начала привлекать инвесторов Калмыкия. Затем ее примерупоследовала Ингушетия (сейчас этот офшор ликвидирован), а в 1997 году былосоздано оффшорное "Золотое кольцо" в Угличе. Тогда же начала работатьсвободная экономическая зона в Алтайском крае (законодательно она былаоформлена еще в 1991 году), а затем и в соседней с ней Республике ГорныйАлтай. Чуть позже оффшоры появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. На сегоднязаконодательные акты, позволяющие при желании объявить регионы оффшорами,приняты в Ульяновской области. Якутии, Бурятии, Татарии, Курске, Башкирии идаже в Подмосковье. Что касается собственно ЗАТО, то их история начинается с 1996 года.Первым ЗАТО стал секретный Снежинск (бывший Челябинск-70). Сегодня в Россиизакрытых территориально-административных образований около сорока, иполовину из них Минфин относит к оффшорным зонам. Так, среди российскихгородов-оффшоров числится Саров (бывший Арзамас-16) и Трехгорный (бывшийЗлатоуст-36) и ряд других.По неофициальным данным, до 40% зарегистрированных в российских оффшорахфирм - предприятия, реально работающие в Москве. При этом подавляющеебольшинство российских оффшоров занимается торгово-посредническим бизнесом.Нередко к оффшорам прибегают и крупные производственные структуры. Докризиса прошлого года такой оффшорный бизнес был популярен также средикомпаний, работавших на рынке ценных бумаг и занимавшихся факторингом итрастовыми операциями. Как правило, российские оффшорные компании являютсяне самостоятельными организациями, а частью крупных структур. Они выполняютроль, своего рода, "кубышки", где холдинги аккумулируют средства. Такпоступает большинство банков и многие крупные московские торговые дома.За рубежом. Зарубежные оффшорные зоны российский бизнес использует либо длявывоза и сохранения капитала, либо для облегчения расчетов. Для этогообычно покупается оффшорная компания или банк. Схемы работы с такойкомпанией позволяют аккумулировать в ней всю прибыль, которая таким образомне попадает под налогообложение той страны, где осуществляются операции. 4.2. Функции оффшорных зон. Популярность той или иной оффшорной зоны зависит, в том числе, ототраслевой принадлежности компании. Например, Виргинские острова из-завысокой степени конфиденциальности операций и удобств при торговле давнооблюбовали российские нефтетрейдеры; Багамы популярны у консультантов,адвокатов, звезд эстрады и спорта. Впрочем, при выборе оффшорной зоны неменее важна и ее репутация. Так, например, Каймановы острова пользуютсяславой места, где любит отмывать деньги мафия. Это, конечно, не означает,что у всех компаний, которые зарегистрированы на Каймановых островах,дурная репутация. На Каймановых островах есть дочерние компании BrunswickCapital Management, Morgan Stanley Offs Advisory Mortgage Fd Inc.,отделение Deutsche Bank. Но если у зарегистрированной там компании нетстоль именитых "родителей", она столкнется со сложностями при открытиисчета в любом "приличном" банке.Кроме, собственно оффшоров, сейчас в мире существует более 200 стран сольготным (по сравнению с Россией) налогообложением. В их числе США, Канада,другие не менее респектабельные страны. Добрая половина фирм с Wall Street- солидных и уважаемых - имеет дочерние структуры в Делавэре, где позволяютне платить федеральный налог фирмам, действующим в определенных секторахрынка. Однако делавэрские компании не являются классическими оффшорами:свою отчетность в контролирующие органы они обязаны предоставлять, дажеесли они не платят налогов. 4.3. Война Минфина и ЗАТО. Главными российскими оффшорами налоговики и Минфин считают ЗАТО -закрытые административно-территориальные образования. Большинство такихобразований создано в бывших "закрытых" городах. Предоставление имналоговых льгот должно было простимулировать деловую активность на бывшихсекретных оборонных предприятиях. Однако получилось совсем не так, какрассчитывали власти. Зарегистрированные в ЗАТО компании, не спешилиинвестировать деньги в развитие этих городов и давать работу местнымжителям. Между тем налоговые льготы постоянно увеличивались, достигая порой99%. Причем получали их, в основном, крупные корпорации, и чаще других -нефтяные. По оценкам Министерства по налогам и сборам, размеры льгот иногда в612 раз превышают сбор налогов. В целом по России в январе-июне 1999 года вбюджеты ЗАТО поступило налогов и других платежей на сумму 6,1 млрд. рублей.В то же время размер налоговых льгот, предоставленных ЗАТО органамиместного самоуправления, составил 16,5 млрд. рублей.Неудивительно поэтому, что российские власти объявили войну этим оффшорам:правительство решило внести в бюджет-2000 статью, согласно которой ЗАТОможет предоставлять льготы лишь по тем налогам, которые не зачисляются вфедеральный бюджет. При этом Минфин обещал, что недостающее вернется в ЗАТОв виде дотаций. Правда, с подачи депутатов от КПРФ и ЛДПР бюджетный комитетГосдумы рекомендовал исключить эту статью из закона о бюджете (об этомрассказывал «КоммерсантЪ»). Однако эту рекомендацию предстоит еще утвердить на пленарном заседанииГосдумы. А там правительство будет биться до конца, поскольку считает, чтосуществование ЗАТО представляет угрозу национальной безопасности страны (изинтервью первого замминистра финансов Сергея Игнатьева). Даже если Думасохранит льготы ЗАТО, прежней вольницы уже точно не будет. В любомслучае решать, какие компании смогут воспользоваться льготами, будет теперьправительство. И претендовать на эти льготы смогут лишь предприятия,"имеющие приоритетное значение для развития соответствующего ЗАТО". Ясно,что, если исполнительная власть сумеет наладить жесткий контроль зараспределением льгот, и не допустит появления традиционной для такихситуаций "коррупционной сети", уходить от налогов станет значительнотруднее. 4.4. Война налоговиков с ЗАТО. Помимо Минфина, наступление на ЗАТО начали и налоговые органы. МНС[10]направило в правительство проект постановления, которое узаконит институтуполномоченных банков по обслуживанию финансовых потоков в российскихоффшорах. Уполномоченные банки обязаны будут следить за тем, чтобы"заработанные" на территории ЗАТО деньги туда же и инвестировались. Еслиденьги просто перекачиваются, государство получит законное право лишитьоффшорную зону налоговых льгот. По словам нашего источника в МНС, этотдокумент может быть подписан в ближайшее время.Сама по себе идея контролировать оффшоры посредством уполномоченных банковне нова. Еще на заре оффшорного движения она получила популярность, причемотнюдь не у налоговиков, а у местных властей. Перед предприятием, желавшимпрописаться в том или ином налоговом рае, честно ставилось условие: открытьсчет в указанном местной администрацией банке и проводить все операцииименно через этот банк. Правда, открыто давить на клиентов местные властивсе же опасались. Федеральному центру этого можно не бояться: "уходить"налогоплательщику некуда.Можно, конечно, попробовать работать через оффшорную зону за границей.Однако это не решит всех проблем. На зарубежный оффшор, к примеру,невозможно "повесить" активы работающих в России промышленных предприятий -станки, оборудование, помещения: все равно налоги придется платить по местуих нахождения. Искать счастье за пределами России смогут разве что торговыекомпании, специализирующиеся на экспортно-импортных операциях. Но и этобудет очень непросто.Уже при попытке приобрести зарубежный оффшор российскую компанию ждутнеприятные сюрпризы. Скандал вокруг отмывания российских денег на Западесделал свое дело: россиянам становится все труднее вести за границейоффшорный бизнес, даже вполне легальный. Неприятности начались еще в 1997году, когда разразились скандалы вокруг связи швейцарских банков с"грязными" деньгами из России. В результате многим офшорным фирмам сроссийским капиталом было отказано в обслуживании.Ну а с раскручиванием скандала вокруг Bank of New York западные банки иподавно один за другим стали объявлять о закрытии счетов своих российскихклиентов (не говоря уже об открытии новых). Причем не только личных, но исчетов тех оффшорных компаний, в которых право подписи финансовыхдокументов принадлежит гражданам России. В октябре это сделал Barclays,затем и сам BoNY объявил о разрыве коротношений с 70-80 банками из странбывшего СССР и прекращении проведения платежей в адрес Haytly, Вануату иСейшельских островов. Сходной политики придерживаются и другие западные банки.В результате у российских предприятий и граждан все чаще возникают проблемыс регистрацией офшорных компаний даже в так называемых респектабельныхюрисдикциях. Зарубежные юридические компании, специализирующиеся нарегистрации таких оффшоров, больше не хотят иметь дело с проживающими вРоссии бизнесменами без рекомендаций солидного западного банка. А статьклиентом такого банка почти невозможно без рекомендации уважаемого юриста.Круг замкнулся. Конечно, можно пойти и к менее щепетильному юристу, но вэтом случае и банк, в котором вы сможете открыть счет, будет не из самыхсолидных. А если надежность банка вызывает сомнения, сохранность капитала(а для этого, собственно, все и затевается) уже под вопросом.Но даже если удастся зарегистрировать "хороший" оффшор, это еще не означаетавтоматическое получение "налоговой индульгенции". Скандал с Bank of NewYork заставил обратить внимание на зарубежные оффшоры и российские власти -ведь по подобным каналам за последние восемь лет из России было выведено,по разным данным, от $50 млрд. до $300 млрд. Установкой преград на путиубегающих капиталов активно занимаются сегодня и в Кремле, и вправительстве, и в Совете безопасности. Совбез, например, хочет усилитьгосконтроль за импортными контрактами, обязать экспортеров зачислять всювалютную выручку на счета только в уполномоченных российских банках, а не взападных. Предлагаются и более радикальные меры: и депутаты, и премьер, ипредставители администрации президента все чаще говорят о необходимостивыхода из соглашений об избежании двойного налогообложения с самымипопулярными оффшорными юрисдикциями. 4.5. Что дает фирме регистрация в оффшорной зоне. Если предприятие закупит товар, а затем продаст его по цене ниже (намного выше) цены приобретения (рис. 2), то ценовые разницы должнывключаться в налогоблагаемые доходы и это будет связано с доначислениемобязательств по налогу на прибыль (убыток). При осуществлении подобногорода мероприятия через созданную в оффшоре фирму часть этих проблем будетрешена.| |товар | |товар | ||ООО «Месяц» | |ЗАО «Комета[11]» | |ЗАО «Финал» | 300 тыс. + 600 тыс.= 900 тыс. Движение товара через фирму, зарегистрированную воффшорной зоне. Движение денежных средств за отгруженный товар черезфирму, зарегистрированную в оффшорной зоне. Рис. 2 Простейшая схема «оседания» денежных средств на счетах фирмы,зарегистрированной в оффшорной зоне. Использование предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах,может быть эффективным средством минимизации налоговых обязательств дляроссийских налогоплательщиков (физических и юридических лиц). Однако их неследует рассматривать как универсальный способ разрешения всех возникающихналоговых проблем. Современные оффшорные зоны и территории с льготным налогообложениемпредставляют собой набор вспомогательных специализированных инструментов,каждый из которых может быть полезен в одной ситуации и совершеннонепригоден в других. Решение о выборе конкретного экономическогоинструмента должно осуществляться с учетом целей и задач, особенностейсферы деятельности, квалификации и имеющихся финансовых ресурсовпользователя. Специализация оффшорных зон и территорий с льготным режимомналогооблоджения обусловила их комбинированное использование. Практикамеждународного налогового планирования показывает, что наиболееэффективными являются схемы, одновременно сочетающие применение налоговыхльгот, установленных национальным налоговым законодательством страныосуществления деятельности; благоприятные условия международных соглашенийоб избежании двойного налогообложения, а также льготные режимыналогообложения в оффшорных центрах и зонах. В связи с тем, что заключениесоглашений об избежании двойного налогообложения с оффшорными центрамиявляется не правилом, а исключением, возникает необходимость построенияцепочек предприятия, расположенных в других странах. Однако, как бы там ни было, фирмы в оффшорных зонах растут как грибы.Российские налоги непомерно высоки, вот и пытается наш незадачливыйналогоплательщик уберечь свои «кровные» от налогов.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заключение к курсовой работе – это мой взгляд, взгляд со стороны насуществующую систему налогообложения. Сказать, что она несовершенна – этозначит - ничего не сказать. Мы рассмотрели несколько вариантовпрактического погашения налогов в России. Все они являются «монстрами»,порожденными несовершенной налоговой системой. Те, кто придумывает всеновые и новые варианты: как уйти от налогов, «уродуют» российскуюэкономику, но понять их можно. Налогоплательщика душат налогами, онпытается выкрутиться. Развернулась настоящая война. Вся налоговая система и все налоговое законодательство построено наидее (и в терминах) борьбы с "неплательщиками налогов", под которымиподразумеваются просто все налогоплательщики. Налоговая система позволяетналоговым органам в любой ситуации "обнаружить" "уклонение" от налогов инасчитать любые суммы пени и штрафов. Законодательство играет рольобоснования этих штрафов, а вовсе не четких и однозначных "правил игры". Идея кооперации и понимание налоговой системы как своего рода"общественного договора" отсутствуют начисто. Как следствие,налогоплательщики (т.е. весь народ) - совершенно естественно - восприним




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconНалоговая система России

Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconНалоговая система России

Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconСовременная налоговая система России

Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconНалоговая система России и пути ее совершенствования

Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconНалоговая система России
Налогообложение в России
Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconНалоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития

Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconДокументы
1. /Налоговая система России.doc
Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия iconНалоговая система РФ
Виды налогов в современной России и полномочия органов власти в области налогообложения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы