Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» icon

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»



НазваниеТема урока: «Безударные гласные в корне слова»
Дата конвертации09.07.2012
Размер92,1 Kb.
ТипУрок
скачать >>>




Доценко Елена Тимофеевна

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

3 класс, УМК «Школа России»

Тип: Урок-исследование.

Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Задачи:

Обучающие:

повторить знания о безударных гласных, способах их проверки, однокоренных словах

углубить знания по лексике, по фонетике, орфографии, словообразовании, фразеологии, синтаксису

знакомство с новым разделом – морфология.

Развивающая:

развитие способностей к исследовательскому типу мышления.

Воспитывающие:

воспитывать чувственное отношение к окружающему миру,

учить видеть прекрасное в обычных предметах, явлениях, выражать свои чувства. Оборудование:

Для учителя:

компьютер, мультимедийный проектор, экран

презентация к уроку,

рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц,

«Словообразовательный словарь русского языка» Л.Н.Тихонова

Для учащихся:

толковые словари В.И.Даля, С.В.Ожегова

"Словарь русской фразеологии"

Прилагаемые медиаматериалы:

1.Презентация к уроку.

2.Приложение 1 (рисунки учащихся с изображениями добрых и злых лиц)

3.Минусовка песни «Дорога добра»

Литература:

1. Волина В.В. «Веселая грамматика». М., «Знание»,1995г.

2 .Волина В. В. «Этимологический словарь». М., «АСТ ПРЕСС»,1994г.

З. Граник Г.Г. «Секреты орфографии». М., «Просвещение», 1991г.

4. Газета «Первое сентября»

5. Никитина Е.И. «Русская речь». М., «Просвещение», 1992г

6. Ожегов И.С. «Словарь русского языка». М., «Русский язык»,1998г.

7.Оморокова М.И. «Преодоление трудностей». М., «Просвещение»,1990г.

Структура урока

1. Оргмомент.

2.Мотивация.

3.Исследование по разделам языка.

4.Физминутка.

5.Д/з

6.Итог урока.

Ход урока

1.Оргмомент. Психологическая установка на урок.

Вступительное слово учителя.

- Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи!

2. Создание мотивации.

- Сегодня у нас не просто урок, а урок-исследование. [Презентация, 1-й слайд - 1 клик]

- А что значит исследовать? (ответы детей)

Вот как толковый словарь даёт значение слова исследовать- подвергнуть научному изучению, выяснению.

- Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?

3.Объект нашего исследования – слово.

- Но слово это не простое, а очень важное. На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают тёплые и холодные. Посмотрите на экран (Презентация, 2-й слайд, 1 клик) и выберите только те буквы, которые написаны тёплым цветом и составьте из них слово. Какое это слово? (Доброта) [Презентация, 2 слайд, 2 клик]

Что такое доброта?
Ну, конечно, слово!
А исследовать его
Вы со мной готовы?

Запишите в тетрадь число, классная работа и слово Доброта.

- Что вы можете сказать об этом слове?

4. – Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Помогать нам будут словари.

Итак, в добрый путь по разделам русского языка!

- Вспомните, какие разделы русского языка мы уже изучали? [Презентация, 3-й слайд – после названия каждого раздела делать клик мышкой.]

ЛЕКСИКА

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ФОНЕТИКА

ОРФОГРАФИЯ

МОРФОЛОГИЯ (объяснит учитель)

ФРАЗЕОЛОГИЯ

СИНТАКСИС

Эти разделы помогут нам исследовать слово «доброта».

ЛЕКСИКА (слайд 4)

5. Что изучает «Лексика»?

(Это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.)

Верно, единицей речи является слово. Но не всякие звуки будут словом. Послушайте стихотворение и объясните его смысл.

- Что за ЛИ? Что за МОН? В звуках нету

смысла. Но едва шепнут: ЛИМОН, сразу станет кисло.

- Значит, какой делаем вывод?

(Отдельные звуки и слоги смысла не имеют. Помимо внешней формы слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение).

- Что же обозначает слово ДОБРОТА? Или прилагательное от этого слова ДОБРЫЙ?

Хочешь слово ты понять?
Надо книгу в руки взять.
Доброта царит везде!
Поищи-ка в словаре!

Работа с толковыми словарями в парах.

- Какой словарь поможет нам, чтобы определить значение этого слова? (Толковый)

Дети ищут значение слова «доброта» в словарях В.И.Даля, С.И.Ожегова,

На доске появляются выписки из словарей: [Презентация, 5-й слайд после каждого определения делать клик мышкой.]

Доброта

Всё положительное, хорошее, полезное.

Отзывчивость, душевное отношение, стремление сделать добро.

Добрый – делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером.

- Сколько значений у слова доброта? Какой вывод можно сделать?

- Как называются слова, у которых несколько значений?

(Это слово многозначное).

И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова - «единомышленники» - синонимы и антонимы. Напомните, что такое синонимы? Что такое антонимы? [Презентация, 6-й слайд ]

1) - Добрый человек (добродушный, добросердечный, гуманный человек – это синонимы; злой человек – это антоним)

- Можно ли изобразить доброту? Но всё-таки мы с вами попробовали с помощью художественных средств изобразить доброту. Мы с вами рисовали лица людей: добрые и злые. Посмотрите на них. Человек, испытывающий злобу, некрасив и неприятен.(приложение)

Следующий раздел науки о языке

6.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

– Что изучает словообразование? (Словообразование – это наука о языке, которая изучает процесс образования новых слов) [Презентация, 7-й слайд]

Напомните, из чего могут состоять слова? (из корня, суффикса, приставки, окончания)

- Может ли слово не иметь суффикса? Окончания? Приставки?

- А без чего слово не может существовать? (без корня)

Разберём слово ДОБРОТА по составу. С помощью чего образовалось слово?

(Один работает у доски, все в тетради) (Презентация, 8-й слайд)

- Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу, называются однокоренными)

- В «Словообразовательном словаре русского языка» Л.Н.Тихонова я нашла более 100 слов с корнем –добр

- Подберите однокоренные слова. (Предложенные детьми слова появляются на экране, учитель дополняет другие слова) [ Презентация, 9-й слайд]

Добрый Добро

Добренький Добросердечный

Раздобреть Добрейший

Одобрение Добряк

- Слово, знаешь не одно.
Родни много у него.
Чтобы слово составлять,
Нам морфемы надо знать.

ФОНЕТИКА

7. - Отправляемся в гости к фонетике. Что изучает этот раздел русского языка?

(Фонетика – наука, которая изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию.) [Презентация, 10-й слайд]

Давайте сделаем частичный фонетический разбор слова. Запишем на доске и в тетради.

Доброта - 3 слога, 4 согл., 3 глас., 7б., 7зв,

- При фонетическом разборе о чём идёт речь? (о звуках)

Произнесите слово и скажите, сколько звуков о вы в нём слышите?

А теперь послушай звук.
Составь транскрипцию, мой друг.

[Презентация, 11-й слайд]

[доброта]

[дабрата]

[добрата]

- Уберите лишние транскрипции. [дабрата] (слайд 12)

- Так слово звучит.

– Всегда ли звучание и написание совпадают? Почему не слышим звуков [о] в слове, а пишем в двух случаях?

- Какой раздел науки подсказывает нам, как правильно написать слово?

- Значит, в какой раздел мы отправимся дальше? (Орфография)

8.- Что такое орфография?

(Орфография изучает правила написания слов). [Презентация, 13слайд]

- Какая орфограмма в слове «доброта»? (Безударная гласная в корне, безударная гласная в суффиксе).

- Как проверить их написание? Кто знает правило?

Как проверить написание данного слова? (подобрать однокоренные слова)

- Запишите вперёд проверочные слова , затем проверяемое слово (в тетрадь, 1 у доски) (Добрый, добротный - доброта)

9. Физкультминутка (слайд 13)

МОРФОЛОГИЯ

10. – А теперь отправляемся в раздел «Морфология» – это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. [Презентация, 14 слайд]

- Какой частью речи является слово «Доброта»?

- Что мы можем сказать о существительном?

(Это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? И обозначает предмет, чувства или явления природы.)

Какие грамматические признаки можно определить у существительного

- Это имя собственное? (Нарицательное)

- Одушевлённое или неодушевлённое?

- Род?

- Число? ( Не бывает во множественном числе, только в единственном).

[Работа по слайду 8]

- Назовите среди однокоренных слов имена существительные.

- Назовите имена прилагательные.

- Глаголы.

11. В начале урока мы говорили о том, что слово доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках и фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании.

Работа в парах

– А теперь откроем "Словарь русской фразеологии" и посмотрим, какие фразеологизмы употребляются в речи со словом добрый.. (Дети называют те фразеологизмы, которые нашли.) (Презентация, 15-й слайд)

В добрый час! - пожелание удачи при начинании дела.

Поминать добрым словом - вспоминая хорошо, с благодарностью говорить.

Будь добр - форма вежливого обращения к кому-либо с просьбой.

Добро пожаловать - приветствие, вежливое приглашение прийти.

– А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:

Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.

Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение

- Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость! Вспомним некоторые из них, поиграв в игру «Закончи пословицу»

Условия игры: пословицы даны в два столбика. В первом – начало пословиц, а во втором – конец.

Не одежда красит человека,

От добра

 

 

а добрый от радости.

Злой плачет от зависти,

 

 

а хвались добром.

Добрые слова

 

 

 а его добрые дела.

Не хвались серебром,

 

 

а ищи доброты.

В ком добра нет,

 

 

дороже богатства.

Не ищи красоты,

 

 

в том и правды мало.

добра не ищут

(Презентация, 16-й слайд)

12. Следующий раздел - СИНТАКСИС.

- Что рассматривает синтаксис? (как слово взаимодействует с другими словами в предложении) (Презентация, 17-й слайд)

Запишем предложение

Доброта приносит людям счастье.

- Какую работу предлагаете провести? (разбор по членам предложения и по частям речи)

Приведите примеры, с чем вы можете связать слово «доброта»? (солнце, весна, мама)

А каким образом можно определить, что тот или иной человек добрый? То есть добро не существует без каких-то хороших действий человека. Дома вспомните, какое доброе дело вам удалось сделать за последнее время и запишите 4-5 предложениями, иначе говоря, Д/з. мини-сочинение «Мой добрый поступок»

13. Итог урока.

- Мы сегодня рассмотрели с вами слово доброта с разных точек зрения науки о русском языке. Напомните, в гостях, у каких разделов науки о языке мы сегодня побывали?

- Что нового узнали? Оценки за урок

14.Рефлексия

- Чему мы сегодня учились? (доброте)

Стихотворение

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети!

- Нарисуйте, ребята, лесенки успеха. (Презентация, 18-й слайд)

И отметьте свои достижения на этом уроке. Спасибо за урок

15. И в заключение послушайте песню «Дорога добра», муз. М.Минкова, сл. Юрия Энтина




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconРазработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Цель урока: формировать умения выделять корень слова, различать ударные и безударные гласные в корне, использовать разные приемы...
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5, 6 классов (с использованием икт) Тема: Орфографическая спартакиада
Выявить уровень знаний, умений, навыков, полученных при изучении орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне»...
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconБезударная гласная в корне слова мирошниченко А. Н
Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударная гласная всегда звучит чётко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные...
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconТест по теме: «безударные гласные». В каком ряду верно «закончено» правило
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconТезисы к уроку-исследованию по теме «Безударные гласные в корне слова»
В исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки: умение видеть проблемы,...
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» icon«Правописание парных согласных в корне слова (на конце слова)»
Дцу, проверять парные согласные в корне слова и на конце слова, а так же находить слова с данной орфограммой
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе умк «Начальная школа 21 века», автор С. В. Иванов с использованием эор. Тема урока: Вспоминаем изученные орфограммы. Гласные в корне слова
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе умк «Начальная школа 21 века», автор С. В. Иванов с использованием эор
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconПрограмма по русскому языку для поступающих на базе основного общего (9 классов) Орфография Проверяемые безударные гласные в корне слова. Корни с чередованием гласных о-а, е-и
Программа по русскому языку для поступающих на базе основного общего (9 классов)
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconКонспект урока русского языка 2 класс «Школа России»
Тема: «Закрепление знаний учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова»
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова» iconПрограмма по русскому языку для поступающих на базе основного общего (9 классов) и начального профессионального образования. Орфография Проверяемые безударные гласные в корне слова
Программа по русскому языку для поступающих на базе основного общего (9 классов) и начального профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы