Роль Александра Невского в жизни России icon

Роль Александра Невского в жизни России



НазваниеРоль Александра Невского в жизни России
Дата конвертации09.07.2012
Размер238.97 Kb.
ТипРеферат
Роль Александра Невского в жизни России


Государственный комитет РФ По высшему образованию Северо-Западный Заочный Политехнический институт Кафедра истории Реферат на тему: Александр Невский и его роль в истории РоссииВыполнил: Петрова Валентина ВасильевнаФакультет: ЭМ и АТКурс: первыйСпециальность: 0608Шифр: 96-5284Преподаватель: Николаев Андрей БорисовичДата защиты:Оценка:Подпись: Санкт-Петербург 1999 г. Содержание:1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . ..32. Юность Александра Невского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 33. Войны со шведами, немцами ,Литвой и ливонскими рыцарями. . . 34. Политика князя Александра Невского в отношениях с монголо-татарамии .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .65. Смерть Александра Невского и его роль в истории России . . . . .136. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .15 1. Введение XII век был одним из самых ужасных периодов потрясения для Руси. Свостока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренныхтатарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработилиостаток населения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменемзападного католичества. Задачей политического деятеля того времени былопоставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, прикоторых она могла удержать свое существование. Человек, который принял насебя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшемуисполнению этой задачи, по справедливости может называться истиннымпредставителем своего века. 2. Юность Александра Невского Таким человеком в русской истории является князь Александр ЯрославовичНевский. Отрочество и юность его большей частью протекли в Новгороде. Отец егоЯрослав всю жизнь то ссорился с новгородцами, то опять ладил с ними.Несколько раз Новгородцы прогоняли его и столько же раз приглашали обратно,будучи не в состоянии обойтись без него. Князь Александр уже в молодыхлетах подвергался тому же вместе с отцом. В 1228 году, оставленный со своимбратом Федором, с двумя княжескими мужами, в Новгороде, он должен былбежать, не выдержав поднявшегося в то время междоусобия – явления обычногов вольном Новгороде. В 1230 году юноша снова вернулся в Новгород с отцом ис тех пор долго не покидал Новгорода. С 1236 года начинается его самобытнаядеятельность. Ярослав уехал в Киев; Александр посажен был князем в ВеликомНовгороде. Через два года (1238) Новгород праздновал свадьбу своегомолодого князя: он женился на Александре – дочери Брячислава полоцкого,последнего из Рогволодовичей, скоро замененных в Полоцке литовскимикнязьями. Венчание происходило в Торопце. Князь отпраздновал два свадебныхпира, называемых тогда о «кашею» – один в Торопце, другой в Новгороде, какбы для того чтобы сделать новгородцев участниками своего семейноготоржества. Молодой князь был высок ростом, красив собой, а голос его, повыражению современника, «гремел перед народом, как труба». Вскоре емупредстоял важный подвиг. . 3. Войны со шведами, немцами, Литвой и ливонскими рыцарями Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирнымисторическим явлениям, начало которых недоступно исследованию, потому чтооно скрывается во мраке доисторических времен. Уже с IX века в историиоткрывается непрерывное многовековое преследование славянских племен; немцыпорабощали их, теснили к востоку и сами двигались за ними, порабощая ихснова. Пространный прибалтийский край, некогда населенный многочисленнымиславянскими племенами, подпал насильственному немецкому игу для того, чтобыпотерять до последних следов свою народность. За прибалтийскими славянами квостоку жили литовские и чудские племена, отделявшие первых от их русскихсоплеменников. К этим племенам в конце XII и начале XIII века прониклинемцы в образе воинственной общины под знаменем религии и, таким образом,стремление немцев к порабощению чужих племен соединилось с распространениемхристианской веры между язычниками и с подчинением их папскому престолу.Эта воинственная община был рыцарский орден крестоносцев, разделявшийся надве ветви: орден Тевтонский или св. Марии и, позже его основанный в 1202году, орден Меченосцев, предназначенный для поселения в чудских и леттскихкраях, соседних с Русью. Оба эти ордена, впоследствии, соединились длясовокупных действий. Полоцкий князь Владимир, по своей простоте и недальновидности, самуступил пришельцам Ливонию и этим поступком навел на северную Русьпродолжительную борьбу с исконными врагами славянского племени. Властолюбивые замыслы немцев после уступки им Ливонии обратились насеверную Русь. Возникла мысль, что призванием ливонских крестоносцев былоне только крестить язычников, но и обратить к истинной вере русских.Русские представлялись на западе врагами св. Отца и римско-католическойцеркви, даже самого христианства. Борьба Новгорода с немцами была неизбежна. Новгородцы еще преждевладели значительными пространством земель, населенных чудью и постоянно,двигаясь на запад, стремились к подчинению чудских племен. Вместе с тем онираспространяли между последними православие более мирным, хотя и болеемедленным путем, чем западные рыцари. Как только немцы утвердились вЛивонии, тотчас начались нескончаемые и непрерывные столкновения и войны сНовгородом; и так шло до самой войны Александра. Новгородцы подавали помощьязычникам, не хотевшим креститься от немцев, и потому-то в глазах западногохристианства сами представлялись поборниками язычников и врагами христовойверы. Такие же столкновения явились у новгородцев с католическою Швецией поповоду Финляндии, куда с одной стороны проникали новгородцы с православнымкрещением, а с другой шведы с западным католичеством; спор между обеимисторонами был также за земное обладание финляндской страной. Папа, покровительствуя ордену, побуждал, как немцев, так и шведов, ктакому же покорению северной Руси, каким уже было покорение Ливонии иФинляндии. В завоеванной Ливонии немцы насильно обращали к христианствуязычников; точно также приневоливали они принимать католичество крещенных вправославную веру туземцев; этого мало: они насиловали совесть и техкоренных русских поселенцев, отцы которых еще прежде прибытия рыцарейводворились в Ливонии. Силы ордена меченосцев увеличились от соединения с тевтонским орденом.Между тем рыцари, по решению папы, должны были уступить датчанам частьЛивонии (Гаррию и Вирландию), а папа предоставил им вознаградить себя заэто покорением русских земель. Вследствие этого, по призыву дерптскогоепископа Германа, рыцари и с ними толпа немецких охотников бросились наПсков. Один из русских князей Ярослав Владимирович вел врагов на своихсоотечественников. В 1240 году немцы овладели Псковом: между псковитянаминашлись изменники; один из них Твердила Иванович стал управлять городом отнемецкой руки. Между тем на Новгород ополчились шведы. Папская булла поручила шведамначать поход на Новгород, на мятежников, непокорных власти наместникаХристова, на союзников язычества и врагов христианства. В Швеции, вместобольного короля управлял тогда зять его Биргер. Этот правитель Биргер самвзял начальство над священным ополчением против русских. В войске его былишведы, норвежцы, финны, и много духовных особ с их вассалами. Биргерприслал в Новгород к князю Александру объявление войны надменное и грозное:«Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». У новгородцев война также приняла религиозный характер. Дело шло озащите православия, на которое разом посягали враги, возбужденныеблагословением папы. Александр Ярославович помолился у св. Софьи и выступилс новгородскою ратью к устью Волхова. К нему пристали ладожане, подручникиВеликого Новгорода. Шведы вошли в Неву и бросили якорь в устье Ижоры. Онинамеревались плыть через озеро и достигнуть Ладоги в врасплох: прежде всегоследовало взять этот новгородский пригород, а потом вступить в Волхов иидти на Великий Новгород. В Новгороде уже знали о них. Александр не медлили, предупредив их, приблизился к Ижоре в воскресенье 15-го июля (1240).Шведы не ждали неприятелей и расположились спокойно; их шнеки стояли уберега; шатры были раскинуты на побережье. Часов в одиннадцать утрановгородцы внезапно появились перед шведским лагерем, бросились нанеприятелей и начали их рубить топорами и мечами, прежде, чем те успевалибрать оружие. Не мало было молодцов, которые отличились здесь своеюбогатырскою удалью: один из них новгородец Савва бросился на шатер Биргера,который красовался посреди лагеря своим золотым верхом. Савва подсек столбу шатра. Новгородцы очень обрадовались, когда увидели как упал этот шатер.Сам Александр нагнал Биргера и ухватил его острым копьем по лицу: «возложилему печать на лицо» говорит повествователь. У шведов было много убитых ираненных. Они наскоро схоронили часть убитых на месте, свалили остальных насвои шнеки, чтобы похоронить в отечестве, и в ночь до рассвета все уплыливниз по Неве в море. Велико было торжество новгородцев, они любили видеть Александра в челедружин своих; но недолго могли ужиться с ним как с правителем, ибоАлександр шел по следам отцовским и дедовским: в самый год Невской победыон выехал из Новгорода, рассорившись с жителями.1 А тем временем на Новгород шли другие такие же враги. Немцы, завоевавПсков, заранее считали уже своим приобретенным достояние Водь, Ижору,берега Невы и Карелию; они отдавали эти страны католичеству и папа присудилих церковному ведомству эзельского епископа. 13-го апреля 1241 годаэзельский епископ по имени Генрих заключил с рыцарями договор: себе бралдесятину от десятины с всех произведений, а им отдавал все прочее, рыбнуюловлю, управления и все остальные мирские доходы с будущих владений. Немцы и покоренные ими латыши и эсты бросились на новгородские земли,предавали их опустошению, взяли пригород Лугу, Тесово, построили укреплениев погосте Копорье. Вожане по неволе приставали к ним; те которые не хотели– разбежались в леса и умирали от голода. Неприятельские шайки метались вразные стороны, достигали тридцати верст от Новгорода и убивалиновгородских гостей, ездивших за товарами. В таких обстоятельствахновгородцы послали к Ярославу просить князя. Ярослав прислала им сынаАндрея. Немцы причиняли им все больше и больше зла: у поселян по Лугеотобрали всех коней и скот и не на чем было пахать поселянам. Новгородцырассудили, что один Александр может их выручить и отправили к нему владыкуСпиридона. Дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси, - Александр непротивился. Немедленно отправился он с новгородцами очищать новгородскуюземлю от врагов, разогнал их отряды, взял Копорье, милостиво обращаясь спленниками, перевешал, однако, изменивших Новгороду вожан и чудь. Затем ондостиг Пскова освободил его от немцев, отправил в оковах в Новгород двухнемецких наместников Пскова. Оставаясь в Пскове, Александр ждал против себя новой неприятельскойсилы и вскоре услышал, что она идет на него. В первых числах апреля 1242года Александр двинулся на встречу с врагами и у скалы, называемой воронийкамень на Узмени, произошла другая битва, известная в истории подназванием: «Ледовое побоище». Враги встретились в субботу 5 апреля присолнечном восходе. Увидя приближающихся врагов, Александр поднял руки вверхи громко сказал: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!»Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лед ломалсяместами. Многие потонули. Потерявшие строй немцы бежали; русские сторжеством преследовали их до Суболичского берега. Была злая сеча, говоритлетописец, льда на озере стало не видно, все покрылось кровью, русскиегнали немцев по льду до берега на расстоянии семи верст. Убили у них 500человек, а чуди бесчисленное множество взяли в плен 50 рыцарей, «Немцы, -говорит летописец, - хвалились: возьмем князя Александра руками, а теперьих самих бог предал ему в руки».1 С торжеством возвращался Александр в освобожденный Псков. Близ коня еговели знатных рыцарей: за ними гнали толпу простых пленных. Навстречу емувышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными криками. Эти две победы имеют важное значение в русской истории. Правда,проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после этого, вособенности для Пскова, который не раз вступал с орденом в кровавыестолкновения, но уже мысль о покорении северных русских земель, опорабощении их наравне с Ливонией, которое подвергло бы их участиприбалтийских славян, - навсегда оставила немцев. Сами папы, вместо грозныхбулл, возбуждавших крестовые походы на русских наравне с язычниками,избрали другой путь, в надежде подчинить себе Русь, - путь посольств иубеждений, оказавшийся, как известно, столь же бесплодным, как и прежниевоинственные буллы. Таким образом, папа Иннокентий IV прислал к Александрув 1251 двух кардиналов Гальда и Гемонта. Папа уверял Александра, будто отецАлександра изъявлял обещание монаху Плано-Карпини подчиниться римскомупрестолу, но смерть не допустила его до исполнения этого намерения. Папаубеждал Александра идти по следам отца, представлял выгоды, какие русскийкнязь и Русь получат от этого подчинения и обещал против татар помощь техсамых рыцарей, от которых недавно Александр освобождал русские земли. Влетописях есть ответ Александра папе, явно сочиненный впоследствии, но неподлежит сомнению, что Александр не поддался увещеваниям и отказал наотрез.Посольство это повлекло за собой в последующей русской истории множествоподобных посольств также бесполезных. .4. Политика князя Александра Невского в отношениях с монголо- татарамии Александр мог оружием переведаться с западными врагами и остановить ихпокушения овладеть северной Русью: но не мог он с теми же средствамидействовать против восточных врагов. Западные враги только намеревалисьпокорить северную Русь, а восточные уже успели покорить прочие русскиеземли, опустошить и обезлюдить их. При малочисленности, нищете иразрозненности остатков тогдашнего русского населения в восточных земляхнельзя было и думать о том, чтобы выбиться оружием из-под власти монголов.Надо было избрать другие пути. Руси предстояла другая историческая дорога,для русских политических деятелей – другие идеалы. Оставалось отдаться навеликодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабами и тем самым,как для себя так и для своих потомков, усвоить рабские свойства. Это былотем легче, что монголы, безжалостно истреблявшие все, что имсопротивлялось, были довольно великодушны и снисходительны к покорным.Александр, как передовой человек своего века, понял этот путь и вступил нанего. Его отец Ярослав отправился в орду, но не вернулся оттуда. Егопутешествие не могло служить образцом, потому что его отравили в Орде.Александр совершил свое путешествие с таким успехом, что оно послужилообразцом и примером для поведения князей. Наши летописцы говорят, что Батый сам приказал Александру в качествекнязя новгородского явится к себе и дал приказ в таких выражениях: «мнепокорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? Ноесли хочешь сохранить за собой землю свою, приди ко мне: увидишь честь иславу царства моего». Александр приехал в волжскую орду вместе с братомАндреем в 1247 году. Тогда, по смерти Ярослава, достоинство старейшегокнязя оставалось незанятым и от воли победителей зависело дать его тому илидругому. Князь же Александр пришел во Владимир после смерти своего отца сбольшим войском. Его приезд был грозен, и весть об этом промчалась досамого устья Волги. И стали жены моавитские пугать детей своих, говоря:«Князь Александр едет!». Александр решил поехать таки в Орду к Батыю, и благословил его епископКирилл.1 Монголы жили тогда еще совершенно кочевой жизнью, хотя и окружали себяроскошью цивилизации тех стран, которые они покорили и опустошили. Ещепостоянных городов у них на Волге не было; зато были так называемыеподвижные огромные города, состоявшие из разбитых по прихоти властелинакибиток, перевозимых на телегах с места на место. Где пожелает хан, тамустраивался и существовал более или менее долгое время многолюдный кочевойгород. Являлись ремесла и торговля; потом – по приказанию хана всеукладывалось и огромный обоз в несколько сот и тысяч телег, запряженныхволами и лошадьми, со стадами овец, скота, с табунами лошадей, двигался длятого, чтобы, через несколько дней пути, опять расположиться станом. В такойстан прибыли наши князья. Их заставили, по обычаю, пройти между двумяогнями для очищения от зловредных чар, которые могли пристать к хану.Выдержав это очищение, они допускались к хану, перед которым они должныбыли явиться обычными земными поклонами. Хан принимал завоеванныхподручников в разрисованной войлочной палатке, на вызолоченном возвышении,похожем на постель, с одной из своих жен, окруженный своими братьями,сыновьями и сановниками. По правую руку его сидели мужчины, по левуюженщины. Батый приняв наших князей ласково и сразу поняв, что Александр, окотором уже он много слышал, выходит по уму своему из ряда прочих русскихкнязей, сказал вельможам своим: «Правду мне говорили, что нет князяподобного ему».2 По воле Батыя братья должны были отправиться в Большую Орду к великомухану. Путь нашим князьям лежал через необозримые степные пространстваСредней Азии. Ханские чиновники сопровождали их и доставляли переменныхлошадей. Они видели недавно разоренные города и остатки цивилизациинародов, порабощенных варварами. До монгольского погрома многие из этихстран находились в цветущем состоянии, а теперь были в развалинах и покрытыгрудами костей. Порабощенные остатки народонаселения должны были служитьзавоевателям. Везде была крайняя нищета и нашим князьям не раз приходилосьпереносить голод; не мало терпели они там от холода и жажды. Тольконемногие города, и в том числе Ташкент, уцелели. У самого Великого ханабыла столица Кара-Корум, город многолюдный, обнесенный глиняной стеной счетырьмя воротами. В нем были большие здания для ханских чиновников ихрамы разных вероисповеданий. Тут толпились пришельцы всевозможных наций,покоренных монголами; были и европейцы: французы и немцы, приходившие сюдас европейским знанием ремесел и художеств – самая пестрая смесь племен иязыков. За городом находился обширный и богатый ханский дворец, где ханзимой и летом на торжественные празднества являлся как божество, сидя содною из своих жен на возвышении, украшенном массой золота и серебра. Нооседлая жизнь в одном месте была не во вкусе монголов. Только иногдаявляясь в столицу, великий хан, как и волжские ханы, проводил жизнь,переезжая с места на место с огромным обозом: там, где ему нравилось,располагались станом, раскидывались бесчисленные палатки и одна из них,обитая внутри листовым золотом и украшенная драгоценностями, отнятыми упобежденных народов, служила местопребыванием властелина. Возникалмноголюдный город и исчезал, появляясь снова в ином месте. Все носило видкрайнего варварства, смешанного с нелепой пышностью. Безобразные инечистоплотные монголы, считавшие опрятность даже пороком, питавшиеся такойгрязною пищей, которой одно описание вызывает омерзение, безвкусно украшалисебя несметными богатствами и считали себя по воле Бога обладателями всейвселенной. Нам неизвестно, где именно князья поклонились великому хану, но онибыли приняты ласково и возвратились благополучно домой. Андрей получилкняжение во Владимире, Александру дали Киев; по-видимому, в этом былопредпочтение Александру, так Киев был старше Владимира, но киевская землябыла в те времена до такой степени опустошена и малолюдна, что Александрмог быть только по имени великим князем. Вероятно, монголы сообразили, чтоАлександр, будучи умнее других, мог быть для них опасен, и потому, неиспытав его верности, не решились дать ему тогда Владимир, с которымсоединялось действительное старейшинство над покоренными русскими землями. Посещение монголов должно было многому научить Александра и во многомизменить его взгляды. Он близко познакомился с завоевателями Руси и понял,с какой стороны с ними возможно ужиться. Свирепые ко всему, что имсопротивлялось, монголы требовали одного – раболепного поклонения. Это былов их нравах и понятиях, как и вообще у азиатских народов. Чрезвычайнаясплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенная безгласностьотдельной личности и крайняя выносливость - вот качества, способствовавшиемонголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположныесвойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу иумирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты. Чтобы ужитьсятеперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить ихкачества. Это было тем удобнее, что монголы, требуя покорности и дани,считая себя вправе жить на счет побежденных, не думали насиловать ни ихверы, ни их народности. Напротив, они оказывали какую-то философскуютерпимость к вере и приемам жизни побежденных, но покорных народов.Поклоняясь единому Богу, с примесью грубейших суеверий, естественносвойственных варварскому состоянию умственного развития, они не толькодозволяли свободное богослужение иноверцам, но и отзывались с известнымуважением о всех верах вообще. Проницательный ум Александра, вероятно,понял также, что покорность завоевателям может доставить такие выгодыкнязьям, каких они прежде не имели. До тех пор князья волею-неволею должны были разделять власть свою снародной властью вече или подбирать себе сторонников в рядах народа.Собственно, они были только правителями, а не владельцами, не вотчинниками,не государями. Монголы, как по своим понятиям, так и по расчету естественноусиливали власть и значение князей на счет вече: легче и удобнее им быловести дело с покорными князьями, чем с непостоянными собраниями вече. Вототчего все русские князья, побивши челом хану, получали тогда свои княженияв вотчину и власть их в большей части русских земель очень скоро подавиладревнее вечевое право. Звание старейшего князя было прежде почтиноминальным: его слушались только тогда, когда хотели, теперь же этозвание вдруг получило особую важность потому, что старейшего сам ханназначал быть выше прочих князей. Александр не поехал в данный ему Киев, а отправился в Новгород Пока онне был старейшим, еще он ладил с новгородской вольностью. Новгородцысчитали себя независимыми от татар, но через два года на Руси произошелпереворот. Андрей не удержался на владимирском княжении. Этот князь не мог такскоро изменить понятия и чувствования, свойственные прежнему русскому строюи шедших в разрез с потребностями новой политической жизни. Ему тяжело былосделаться рабом. В 1250 году князь Андрей Ярославович женился на дочериДаниила Галицкого, заключив направленный против Золотой Орды династическийсоюз. Батый отправил свои войска одновременно против Даниила и Андрея.1Летописные известия об этих событиях до того сбивчивы, что не даютвозможности понять, как и чем Андрей вооружил против себя победителей. Ноизвестно, что в 1252 году Александр отправился в волжскую орду и тамполучил старейшинство и владимирское княжение от Сартака, управлявшегоделами за дряхлостью отца своего Батыя. Андрей, посоветовавшись со своимибоярами, счел лучшим бежать в чужую землю, нежели «служить царю». Но татарыуже шли на него под начальством Неврюя и других предводителей, догнали егопод Переславлем и разбили. Андрей убежал в Новгород, но там его не приняли;изгнанник через Псков и Колывань убежал с женой в Швецию. Татары опустошилиПереславль и рассеялись по земле, истребляя людей и жилища, уводя пленных искот, так как по правилу монгольскому, да и вообще как везде делалось в тевремена, за вину князя должна была расплачиваться вся земля. В это времябыла схвачена и убита жена князя Ярослава Ярославовича. Александр, получивстарейшинство, сел во Владимир и на первый раз пришлось ему отстраиватьцеркви и людские жилища, разоренные полчищем Неврюя. С этих пор Александр, чувствуя свое старейшинство и силу, готовый найтиподдержку в Орде, поднял голову и иначе показал себя, что в особенностивидно в его отношениях к Новгороду. Живя во Владимире, Александр поставилкнязем в Новгороде сына своего Василия. В 1255 году новгородцы невзлюбилиВасилия и прогнали его, призвав вместо него брата Александра Ярослава,князя тверского, жившего тогда в Пскове. Явление совершенно обычное,множество раз повторявшееся; и сам Александр, испытывая тоже в былое время,уходил из Новгорода, когда его прогоняли, и опять являлся в Новгород попризыву и мирился с новгородцами. Но на этот раз Александр уже не спустилВеликому Новгороду. Василий убежал в Торжок, где жители были за него. Отецтотчас собрал в своей владимирской земле рать и отправился в Торжок с тем,чтобы по своей воле опять восстановить сына на княжение. Призванный князьЯрослав убежал из Новгорода. Новгород остался без князя, об этом дали знатьвеликому князю. Александр с Василием пошел на Новгород. Между тем внутри Новгорода происходила неразбериха. Прорвалась не разпроявлявшаяся в его истории вражда лучших или вящих людей и меньших, -иначе бояр и черни. Посадником был тогда Анания, представитель и любимецменьших людей, прямодушный ревнитель новгородской старины и вольности.Ожидая приближения великого князя, новгородцы вооружились, выставили полкиза церковью Рождества и от св. Ильи против Городища, ограждая Торговуюсторону, которая была, главным образом, местопребыванием меньших людей. Нонекоторые вящие люди замышляли иное: из них составилась партия подначальством Михалки Степановича, человека коварного и корыстного,смекнувшего, что наступают иные времена, и сообразившего, на чьей сторонесила. В тревоге собрались новгородцы на вече на обычном месте у св. Николая(Дворищенского). «Братья – говорили они между собою – а что если князьскажет: выдайте моих врагов?» Тогда меньшие по прадедовскому обычаю«целовали Богородицу» на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть заправду новгородскую, за свою отчизну. Но Михалка, замышлявший убить Ананиюи какими бы то ни было путями сделаться самому посадником, убежал со своимиединомышленниками в Юрьев монастырь. Разнеслась весть, что вящие хотятнапасть на Новгород и бить меньших. Новгородцы кричали, что нужно убитьМихалку и ограбить его двор, но тут заступился за него посадник Анания. Онпослал предостеречь своего тайного врага и когда рассвирепевшие новгородцыкричали: убить Михалку, Анания сказал им: « Братья, если его убьете, убейтепрежде меня». Приехал в Новгород посол от Александра с такими словами: « Выдайте мнеАнанию посадника, а не выдадите, я вам не князь: иду на город ратью!»Новгородцы послали к Александру владыку Далмата и тысячского Клима: «князь,иди на свой стол, а злодеев не слушай; не гневайся на Ананию и на всехмужей новгородских». Владыка и тысячский возвратились с отказом. Александр упорно добивалсясвоего. Тогда новгородцы приговорили на вече: «Если князь такое задумал снашими клятвопреступниками, - пусть им судит Бог и св. Софья, а на князя мыне кладем греха!» Все вооружились и три дня стояли наготове. Выдавать миромсвоих было для новгородцев неслыханным бесчестным делом. Александррассудил, что раздражать далее народ и доводить дело до драки нет нужды,когда главная цель его может быть достигнута более мирным соглашением, ипослал сказать новгородцам: «я не буду держать на вас гнева; пусть толькоАнания лишится Посадничества». Анания лишился посадничества и новгородцы примирились с Александром.Александр прибыл в Новгород и был радушно встречен народом, издавна знавшимего. Василий был восстановлен на княжении. Новгородцы в угодностьАлександру поставили посадником Михалка. Это событие, слишком обычное в новгородском строе жизни, имело однаковажное и новое значение в новгородской истории. Новгородцы выгоняли князейсвоих, иногда терпели от них и, забывая старое, опять приглашали, какраньше было с Ярославом отцом Александра, но то делалось по новгородскойволе, при обычном непостоянстве новгородцев. Не было еще примера, чтобывеликий князь силою заставил принять только что изгнанного ими князя.Александр показал новгородцам, что над их судьбою есть внешняя сила, повышеих веча и их партий – сила власти старейшего князя всей Руси, поставленноговолею могущественных иноземных завоевателей и владык русской земли. Правда,что Александр, вступив в Новгород, обласкал новгородцев, заключил с нимимир на всей вольности новгородской, но в проявлении его могучей волислышались уже предвестники дальнейшего наложения на Новгородвеликокняжеской руки. Через некоторое время Новгород увидал в своих стенах того жеАлександра, уже не так мирно улаживающего свои недоумения с новгородскойвольностью. В Орде произошел переворот: Батый умер. Сын его Сартак былумерщвлен дядей Берке, объявившим себя ханом. Последний вверил дела Русисвоему наместнику Улагчи. Тогда пришла весть, что хан посылает своихчиновников для переписи народа и собирания дани. Александр поспешил в Орду,думая предотвратить грядущие бедствие; русских страшил не сам платеж дани;они покорялись необходимости платить ее через своих князей, но долгоепребывание татар в земле русской наводило всеобщий страх. Александр неуспел умилостивить хана. В землю рязанскую, муромскую и суздальскую явилисьтатарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников,темников, переписывали жителей для обложения их поголовной данью, невключали в перепись только духовных лиц. Вводилось, таким образом, чуждоеуправление внутри Руси. Народу было очень тяжело. В следующем 1257 годуАлександр вновь отправился в Орду с братьями своими: Ярославом тверским исуздальским Андреем, с которыми, недавно не поладив, помирился. Улагчитребовал, чтобы Новгород также подвергся переписи и платежу дани. Как ниблизок был Александру Новгород, но он счел за лучшее покориться. Между темв Новгород уже долетела весть о том, что туда идут татарские численники.Все лето там была тревога и смятение. Новгород не был до сих пор покорен,подобно прочим русским землям, татарским оружием, и не помышлял, чтобы емудобровольно пришлось платить постыдную дань, наравне с покоренными. Вящиелюди и в том числе посадник Михалка, которые угождая силе для своих выгод исохранения своих богатств, уговаривали новгородцев покориться, но меньшиеслышать об этом не хотели. Их любимец Анания скончался в августе. Волнениепосле его смерти усилилось и, наконец, ненавистный для меньших, насильнопоставленный против их воли, Михалко был убит. Князь Василий разделялчувства новгородцев. Наконец, прибыл в Новгород Александр с татарскимипослами, требовать десятины и тамги. Василий с одной стороны не смелпротивиться отцу, с другой – стыдился изменить новгородскому делу и бежал вПсков. Новгородцы наотрез отказались платить дань, но ласково принялиханских послов и отпустили домой с честью и дарами. Этим Великий Новгородзаявлял, что он относится с уважением к ханской власти, но не признает еенад собой. Тогда Александр выгнал своего сына из Пскова и отправил всуздальскую землю, а некоторых новгородских бояр, стоявших за одно сменьшими и имевших, по его мнению, влияние на Василия, схватил и наказалбесчеловечным образом: иным оборвал носы, другим выколол глаза и т.п. Такова была награда, какую получили эти защитники новгородскойнезависимости в угоду поработителям от того самого князя, который некогдатак блистательно защищал независимость Новгорода от других врагов. Зимой (с 1258 на 1259 год) прибыл снизу Михайло Пинещинич и объявилновгородцам, что ханские полки идут на Новгород и будут добывать егооружием, если новгородцы не согласятся на перепись. Весть эта была лжива,но правдоподобна. Само собой разумеется, что хан не согласился быдовольствоваться дарами. Весть эта нагнала такой страх, что с первого разановгородцы согласились. Вероятно, об этом было дано знать в Орду, потомучто той же зимой прибыли в Новгород ханские чиновники: Беркай и Касачик, сженами и множество татар. Они остановились на Городище и стали собиратьтамгу по волости. Новгородцы, увидя необычное зрелище, снова возмутились.Бояре, наблюдая свои корыстные цели, уговаривали народ смириться и бытьпокорным, но меньшие собирались у св. Софии и кричали: «умрем честно за св.Софию и дома ангельские». Тогда татары стали бояться за свою жизнь иАлександр приставил посадничего сына и боярских детей стеречь их по ночам.Такое положение скоро наскучило татарам и они объявили решительно: «давайтенам число или мы побежим прочь». Вящие люди стали домогаться уступки. Тогдав Новгороде распространилась молва, что вящие хотят вместе с татараминапасть на Новгород. Толпы народа собирались на Софийской стороне поближе ксв. Софии и кричали: «положим головы у св. Софии». Наконец, на другой деньАлександр выехал из Городища с татарами. Тогда вящие люди убедили, наконец,меньших не противиться и не навлекать на Новгород неминуемой беды. Они –говорит летописец – себе делали добро, а меньшим людям зло: дань одинаковораспределялась, как на богатых так и на бедных! Александр прибыл в город статарами. Ханские чиновники ездили по улицам, переписывали дворы и, сделавсвое дело, удалились. Александр посадил на княжение своего сына Дмитрия иуехал во Владимир. С тех пор Новгород, хотя не видел после у себя татарских чиновников, ноучаствовал в платеже дани, доставляемой великим князьям хану от всей Руси. Но не в одном Новгороде – и в покоренных русских землях прежниесвободные привычки не вынесли еще рабства и утеснения. Монгольскую даньвзяли тогда на откуп хивинские купцы, носившие название басурмане – людиисламской веры. Способ сбора дани был очень отяготителен. В случаенедоимок, откупщики насчитывали большие проценты, а при совершеннойневозможности платить, брали людей в неволю. Кроме того, они раздражалинарод неуважением к христианской вере. Народ вскоре пришел в ожесточение; вгородах: Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль, Ярославль и других постарому обычаю зазвонили на вече и по народному решению перебили откупщиковдани. В числе их в Ярославль был один природный русский по имени Изосим.Прежде он был монах, пьяный и развратный, съездив в Орду, принял там ислами, воротившись в отечество, сделался откупщиком дани, безжалостно утеснялсвоих соотечественников и нагло ругался над святыней христианской церкви.Ярославцы убили его и бросили труп на растерзание собакам и воронам. Зато вУстюге один природный татарин, будучи также сборщиком дани, спасся от общейбеды. Его звали Буга. В Устюге он взял себе наложницу, дочь одноготамошнего обывателя, по имени Мария, которая полюбила его и заранееизвестила о грозившей ему опасности. Буга изъявил желание креститься. Народпростил его. Он был назван в крещении Иоанном, женился на Марии, навсегдаостался на Руси и приобрел всеобщую любовь. Память его осталась навсегда вместных преданиях, а воспоминание о басурманах до сих пор слышится вбранном слове: басурмане, которым русский человек называет некрещеных, аиногда только неправославных людей. Само собою разумеется, что это событие возбудило гнев властителей Руси.В Орде уже собирали полки наказывать мятежников; Александр поспешил в Орду.Кроме сбора дани, русским угрожала еще иная тягость: - помогать войскамтатар в их войнах с другими народами. 5. Смерть Александра Невского и его роль в истории России Тогда в волжской Орде происходило важное преобразование. Хан Беркепринял ислам, который быстро распространился в его народ, тем легче, что ипрежде в полчищах монголов большинство народов, им покоренных и за нихвоевавших, исповедывало ислам. В тоже время кочевая жизнь мало-помалуначала сменяться оседлою. На Волге строился Кипчак, обширный город, которыйхан украшал всем великолепием, какое только возможно было при егомогуществе. Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно былодаже ожидать. Он не только простил русским избиение басурманов, (которыхпогибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, вкакой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбеАлександра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр,однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето и это заставляет предполагать,что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своихсоотечественников. Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги заверу и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделалиего самым видным историческим лицом в нашей древней истории - от Мономахадо Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигахАлександровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанноесовременником и, как видно, человеком близким к князю. Великий князьАлександр Ярославович, говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не былнигде побежден; приходил в Новгород от западных стран знаменитый рыцарь,видел Александра и, возвратясь в свою землю, рассказывал: "Прошел я многостран и народов, но нигде не видал такого ни в царях царя, ни в князьяхкнязя"; такой же отзыв сделал об нем и хан.1 Возвращаясь от Хана Берке, по Волге больным, Александр остановился вНижнем Новгороде, через силу продолжал путь дальше, но приехав в Городецокончательно слег, и приняв схиму скончался 14 ноября 1263 года. Тело его было встречено народом близ Боголюбова и похоронено воВладимире в церкви Рождества Богородицы. (в XVIII веке государь Петр Iвздумал перенести сии останки бессмертного князя на берега Невы, как быпосвящая ему новую свою столицу и желая тем самым утвердить ее знаменитоебытие). Говорят, что митрополит Кирилл, услышав во Владимире о смертиАлександра, громко сказал: «Зашло солнце земли русской». Говорят, что тогдаслучилось чудо, достойное памяти. Когда святое тело Александра былоположено в гроб, эконом Севастьян и митрополит Кирилл хотели разжать емуруку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянулруку и взял грамоту из рук митрополита.1 Духовенство больше всего уважало иценило этого князя. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердоенамерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять отрусского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякойпопытке к освобождению и независимости. Все это вполне согласовывалось сучением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашейжизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости иугнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноземной и поневолепризнаваемой. Список литературы: 1. Зуев М.Н - редактор «История России с древности до наших времен», М. «Высшая школа», 1998г. 2. Козловский А., «Изборник», Сборник произведений литературы древней Руси. Редактор М.: «Художественная литература», 1969г. 3. Костомаров Н.И., «Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей», Книга 1, М.: «Книга», 1990г. 4. Соловьев С.М., «История России с древнейших времен», книга II, М.: «Мысль». 1988г.1 Соловьев С.М., «История России с древнейших времен», книга II, М.:«Мысль». 1988г. С. 149.1 Соловьев С.М. , «История России с древнейших времен», книга II, М.:«Мысль». 1988г. С. 150.1 Козловский А - Редактор «Изборник», Сборник произведений литературыдревней Руси., М. «Художественная литература», 1969г. С. 339.2 Козловский А - Редактор «Изборник», Сборник произведений литературыдревней Руси., М. «Художественная литература», 1969г. С. 339.1 Зуев М.Н «История России с древности до наших времен», редактор. М.:«Высшая школа», 1998г. С. 53.1 Соловьев С.М., «История России с древнейших времен», книга II, М.:«Мысль». 1988г С. 155.1 Козловский А - Редактор «Изборник», Сборник произведений литературыдревней Руси., М. «Художественная литература», 1969г. С. 343.




Похожие:

Роль Александра Невского в жизни России iconОрден Александра Невского
Знак ордена Александра Невского представляет собой покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырехконечный прямой крест с расширяющимися...
Роль Александра Невского в жизни России iconОрден Александра Невского
Знак ордена Александра Невского представляет собой покрытый рубиновой эмалью позолоченный четырехконечный прямой крест с расширяющимися...
Роль Александра Невского в жизни России iconИстория Невского проспекта
Главная магистраль нашего города протянулась более чем на четыре километра от Адмиралтейского пр и Дворцовой площади до площади Александра...
Роль Александра Невского в жизни России iconВыдающиеся победы Александра Невского

Роль Александра Невского в жизни России iconАнализ деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси

Роль Александра Невского в жизни России iconПервую остановку мы с вами сделаем в городе Сергиев Посад
«Золотое кольцо» России — так называется маршрут нашего путешествия по древним русским городам. Эти земли помнят Ярослава Мудрого...
Роль Александра Невского в жизни России iconЖитие Александра Невского
Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег...
Роль Александра Невского в жизни России iconРоль Александра Ярославича Невского в отражении немецко-шведской агрессии
Земля эта больше Англии, она простиралась от Нижнего Новгорода до Твери на Волге, до Гороховца, Можайска и Коломны на юге; включала...
Роль Александра Невского в жизни России iconТематическое планирование по литературе 8 класс
«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Роль Александра Невского в жизни России iconСобрание карт (атлас) 2 гейм «Заморочки из бочки»
У нашей армии славная история. Солдаты России защищали Родину во времена Александра Невского и Петра Первого, во время Великой Отечественно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы