Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" icon

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Образ Луки в пьесе М. Горького "На дне"



НазваниеБилеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Образ Луки в пьесе М. Горького "На дне"
Дата конвертации09.07.2012
Размер46.17 Kb.
ТипРеферат
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: 1. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". 2. Образ Луки в пьесе М. Горького "На дне".


Билет № 5 1. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 2. Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне». 1. Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе. Автор как лирический центр повествования. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава — рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая — прощание с молодостью, восьмая — рассказ о лицейских годах. Субъективный мир автора в лирических отступлениях. От «А» до «Я»: тематический диапазон лирических отступлений. Роль лирических отступлений в создании художественного образа эпохи. Соединение в романном повествовании эпической широты и лирической субъективности. «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни» от первого лица. Лирические отступления и пейзажные фрагменты повествования: объективная «прозаичность» и субъективная «поэтичность» картин русской природы. Лирические отступления на «литературное» темы: проблемы современной Пушкину литературы (вопросы жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодействия европейской и русской литературы и т. д.) на страницах романа. Романтизм и романтики в ироническом свете авторского повествования. Лирические отступления как литературная биография «Евгения Онегина»: воссоздание истории создания романа на страницах романа. Автор как читатель собственного романа («пересмотрел все этострого...», «пора мне... пятую тетрадь / От отступлений очищать»). Возможные, но нереализованные пути развития романного действия. «Планы» и «черновые наброски» будущих произведений в романе. Лирические отступления — важнейший способ построения «свободного романа». Обращения к читателю в лирических отступлениях. Образ читателя на страницах романа. «Роман требует болтовни»: эффект свободного диалога с читателем. «Роман автора» и «роман героев» в «Евгении Онегине»: лирическое авторское повествование вбирает в себя историю героев, выводя на первый план подлинного главного героя романа — его создателя. 2. Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом «общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо отмахивается от жалоб Анны и Клеща («шум— смерти не помеха»).
В целом, «мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника Луки. Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки — его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» — общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов). Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жиз- ненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона — им он попросту не нужен, а «навязываться» — не в его характере. Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение — своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»). В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер — герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это случится после ухода Луки из ночлежки). Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано. Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу*); лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом. Именно Барон - наименее симпатичный из ночлежников — пытается разоблачить Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить, что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода). Выясняется, что пробужденные в душах ночлежников надеждыоказались непрочными и уже почти угасли. Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними «мечтателями» (особенно болезненно реагирует на новую ситуацию Актер). Виновником своего тяжелого отрезвления некоторые ночлежники склонны считать Луку. Казалось бы, Барона должен был поддержать в его обличениях вчерашний противник Луки Сатин. Но происходит неожиданное: Сатин вступается за Луку и произносит гневную отповедь Барону: «Молчать! Вы все скоты! ...молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, всех хуже!.. Ты — ничего не понимаешь... и— врешь! Старик— не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы— нет!» Внешне мотивированный «защитой» Луки и спором с Бароном, монолог Сатина перерастает свои функциональные рамки. Он становится компактно изложенной декларацией — декларацией иной, чем у Луки (но и резко отличной от бубновской) жизненной позиции. В финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, но автор устами Сатина отказывает им в этом праве. Горький создает сложный, противоречивый, чрезвычайно неоднозначный образ. С одной стороны, именно Лука — наиболее интересная среди персонажей пьесы личность, именно он «будоражит» ночлежников и дает импульс пробуждающемуся сознанию Сатина. С другой стороны, его сильные стороны (доброта, снисходительность, субъективное желание помочь другим) оборачиваются роковыми последствиями для «слабых духом». Правда, вина за это в большей мере падает на самих ночлежников. Горькому удалось вскрыть одну из самых опасных и болезненных черт «босяцкого» сознания и психологии социальных низов в России: неудовлетворенность реальностью, анархический критицизм по отношению к ней — и вместе с тем зависимость от внешней помощи, слабость к посулам «чудесного» спасения, полную неготовность к самостоятельному жизненному творчеству.




Похожие:

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №4: Автор и его герой в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Чтение наизусть отрывка из романа Поиски правды в пьесе М. Горького "На дне"

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconЛирические отступления в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconАвторские отступления в романе «Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин»
Для воссоздания энциклопедии жизни Александр Сергеевич вводит авторские отступления. Они способствуют и отражению личности автора...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconА. С. Пушкина Евгений Онегин Образ автора и его роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Основная роль А. С. Пушкина-автор. Его задача

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconБелинский о романе Пушкина "Евгений Онегин"
Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. “Евгений Онегин”, считает...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconРеферат по проекту "Образ Евгения Онегина в литературе и музыке". Состав проектной группы
История создания романа А. С пушкина "Евгений Онегин"
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconПлан конспект открытого урока по литературе в 11 классе на тему «Без имени нет человека!» (о номинации действующих лиц в пьесе М. Горького «На дне»). 11. 2008 год
«Без имени – нет человека!» (о номинации действующих лиц в пьесе М. Горького «На дне»)
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconГражданской войны в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия"
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №6 Стихотворения А. С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них. Тема Гражданской войны...
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconРазвитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин Развитие личности главного героя в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин".

Билеты по литературе, 11 класс. Билет №5: Лирические отступления в романе А. С. Пушкина \"Евгений Онегин\". Образ Луки в пьесе М. Горького \"На дне\" iconКомплекты тем сочинений
«Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И. Ф. Анненский). (По...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы