Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. icon

Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : "Политические идеи К.



НазваниеПолитические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : "Политические идеи К.
О.В. Проверил
Дата конвертации08.07.2012
Размер142.14 Kb.
ТипРеферат
Политические идеи К. Маркса


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Е.ЖУКОВСКОГО «ХАИ» РЕФЕРАТ по политология на тему : ”Политические идеи К. Маркса” Выполнил студент: Резинкина О.В. Проверил преподаватель : Ландесман Т.Я. ХАРЬКОВ 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ1. Исторические условия возникновения марксизма ............... 32. Материалистическое понимание истории ……..………….. 43. Политическая концепция К. Маркса ………………………… 54. Историческое значение марксизма …………………………. 8СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................……. 10 1.Исторические условия возникновения марксизма. Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходилообострение социальных и экономических противоречий капитализма породившихпотребность в создании научной теории. Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предпринимательФридрих Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу следующим образом :сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружилирабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма былоподготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики,революционного процесса и общественной мысли. Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленныйпереворот , наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Онознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренноеразвитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры кфабричной системе , основанной на широком применении машинной техники.Обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важнойисторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилосьто обстоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом впередовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не толькосвое экономическое преимущество над предыдущим способом производства , нотакже и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликтамежду трудом и капиталом. Промышленный переворот , осуществившийся вначале в Англии , а затем ив других странах Западной Европы , создал качественно новую основу дляразвития производственных сил и , следовательно , реальную перспективурезкого увеличения после социальной революции производства материальныхблаг для трудящихся , и увеличения свободного времени – основывсестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатацииобщества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил наисторическую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известныпроявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии. То обстоятельство , что развитие капитализма в Германии в этот периодсочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений ,придало этим восстаниям особо важную роль.
Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократическойреволюции пролетариат становился ее главной движущей силой. Остротаклассовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовалатому , что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране. Наряду с революционными выступлениями рабочего класса , важнейшеезначение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранееразвитие общественной мысли : немецкой классической философии ,классической английской политической экономии и французского утопическогосоциализма. 2. Материалистическое понимание истории Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом ,представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философскихвзглядов. Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустриальномэтапе развития, процесс все большего углубления противоречий междупроизводительными силами и производственными отношениями , междуобщественным характером производства и частнособственническим присвоениемих результатов , он сформулировал материалистическое понимание истории ,теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатурыпролетариата. Выделив производственные отношения как основные , такие , чтоопределяют комплекс общественных отношений , он утверждал , что в историирешающую роль играют народные массы , что капитализм имеет переходноезначение в истории , поэтому его должен заменить новый коммунистическийстрой , который является неизбежным и закономерным результатомреволюционного решения противоречий капитализма . В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого являетсяуничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильноготруда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечалвпоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупнойпромышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призваниепролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению.Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. К. Маркс исходил из того , что государство и право в развитии обществаесть продукт материальных отношений , это было совершено новой позициейотносительно теорий природного права и общественного договора тех времен. В чем же состояла принципиальная новизна идей Маркса? Какнеоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философскийматериализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатациейзависимости человека, ею практической и познавательной деятельности отприроды. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не являетсянейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли обобщественной! (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли,определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в«Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой иобнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практическийхарактер. Человек не просто «находится» в природе, а практическипреобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил,что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинночеловеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена.Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности. Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том, что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкиерамки классовых и национальных отношений , создадутся условия дляраскрепощения человека. Продвижение к освобождению человека осуществляетсячерез классовую борьбу и революцию , уничтожение одного класса другим ,через установление власти рабочего класса , что остаточно приведет кисчезновению деление общества на социальные классы и возникновениюоднородного , социально справедливого общества. Проблема освобождения человека , формирование целостного ,гармонического , всесторонне развитого человека – главная идея К. Маркса.Уже в своих ранних трудах Маркс писал про необходимость установленияпринципиально нового общественного строя , который бы сделал исходящиммоментом развития именно человека. Чтобы лучше понять суть марксистской политической концепции ,необходимо глубже присмотреться к научным работам К. Маркса. Политическая концепция К. Маркса Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получениястепени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защитуинтересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...». Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественноедвижение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистическойи коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первыевыступления немецких социалистов и коммунистов. Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществляласьМарксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно ирезультатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же,летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частнойсобственности и преодоления отчуждения в исторической перспективекоммунистического будущего. Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, тоесть об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации ипорабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостногомировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества былинарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной,абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривалсяпрактический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь изпрошлого» — причины, механизмы , источники отчужденного труда. Получалось,что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных вфилософской картине «целостного человека», недоставало подлинной научнойосновы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы. В труде “К критике гегелевской философии права. Вступление ” Марксдоказал , что для освобождения пролетариата необходимо уничтожениекапиталистической частной собственности и эксплуатации , что возможно черезреволюционную борьбу. В совместной книге “ Святое семейство “ К. Маркс иФ. Энгельс сформировали идею о том , что субъектом революции должен статьсам пролетариат. Уже вначале своей деятельности К. Маркс занял радикальную ипротивоположную либеральной позицию : вместо эволюции предложилреволюционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазнойсобственности .Дальше больше . Во втором совместном труде “ Немецкаяидеология ” ( полностью был опубликован в 30 – х годах ХХ ст. ) был сделанрешительный вывод , что каждый клас который стремится к властвованию “должен прежде всего завоевать себе политическую власть ”.( Оканчивал первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848) , вкотором была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь длязавоевания власти собственную политическую партию. Там же разработаныосновные положения стратегии и тактики пролетарской партии , а именно , чтопартия ведет борьбу за ежедневные задания рабочих , объединяя их с борьбойза конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена основная идеяпролетарского интернационализма, конкретизованая в лозунге “пролетарии всехстран , объединяйтесь !”. Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второйэтап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции былиособенно актуальны , то К. Маркс выдвинул идеи про возможностьнепосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической , прогегемонию пролетариата в революции (“Классовая борьба в Франции с 1848 по1850 годы” ), понятие диктатуры ( Маркс К. , Енгельс Ф. Сочинения – Х.,1959 – Т.3-С.31 пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про необходимость политическогосоюза пролетариата с крестьянством , про конечность слома старой буржуазнойгосударственной машины в случае победы революции и создание новой системы(“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”). Притом большинство идей опиралисьна опыт западноевропейского пролетариата, опыт европейских революций. В 1867 году был опубликован первый том “Капитала” , в котором К.Маркс доказывал тезис про неминуемость гибели капитализма , описал основныечерты альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Этообщество должно было б опираться на общественную собственность на средствапроизводства , общественное равенство и социальную справедливость. Понятно, что при этом К. Маркс исходил из индустриальной модели развития общества.В 60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан Iинтернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал , чтозавоевание политической власти для пролетариата есть не тольконеобходимость , но и великая обязанность. С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма.Обобщив опыт восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождениенового типа демократии антипода либерально – пролетарской демократии ,которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. ПоражениеКоммуны убедило К. Маркса в необходимости создания в каждом государственациональной политической пролетарской партии со своими программами.Немного позже К. Маркс детально разработал отдельные положения идеи продиктатуру пролетариата , а также выдвинул идею про необходимость особенногопереходного периода от капитализма к социализму и про две фазыкоммунистического общества – социализм и коммунизм (“Критика Готскойпрограммы”). Можна утверждать , что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсомсформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистическогорадикализма , которая состояла из таких основных идей. Первое. Они исходили из доминирования классовой борьбы в общественнойжизни , в истории всех антагонистических формаций , выдвигали на первыйплан классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и ,особенно, классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней ,по словам Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса.Отсюда ее абсолютизация и упрощенный подход : или диктатура буржуазии , илидиктатура пролетариата – кто этого не понимает , тот за словами Ленина В.И., “ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса”*. * Ленин В.И. Полное собрание сочинений. –Т.38 – с.299 Второе. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеейведущей роли пролетариата в этой борьбе : он выполнял роль мессии –осуществлял революционный переворот в обществе , ликвидировал эксплуатациючеловека человеком , остаточно уничтожал деление на классы. “В этом исостояла б всемирно - историческая роль пролетариата – его историческоеназначение.” ( Третье. Исходя из идеи классовой борьбы ,К. Маркс свел суть какого –либо государства к фактической диктатуре того или иного класса , чемотрицал свои “грехи молодых лет” , когда считал , что сутью какого – либогосударственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата –центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны, он утверждал , что сутью диктатуры является единство законодательной ,исполнительной и судовой власти. Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии”пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить ,сломать старую государственную власть , а уже потом создать новоегосударство. Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской демократиикак изъявление воли большинства народа через принуждение незначительногоменьшинства. Подчеркнув , что пролетариату для овладения политическойвластью также необходимы демократические формы , но для него , как и всеполитические формы, демократия только средство достижения цели. Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу , что пролетариат, чтобыосуществить свою “историческую миссию” должен создать свою “особеннуюпартию , которая … осознала б себя как классовая партия”.( Потому чтотолько с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства , времени ,когда он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха, найдя себе союзников среди других слоев трудящих. Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой дляпролетариата при условии проведения нею решительной и бескомпромистнойидеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, ибеспрерывной борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии. Следует отметить, что марксизм действительно вырос в жестокой борьбене только с классовым противником, но и с “коллегами” по классу, в рядахсамого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характерасамих основателей коммунистического радикализма является их всеобщийкритицизм и отрицание всего существующего. Это было свойственно К. Марксу ,что определил еще Ф. Меринг. Как утвержда Ленин В.И. Полное собрание сочинений. –Т.23 – С.1 ( Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.37 – С.260 ет Г. Норт : “… может , и действительно Маркса уничтожило беспощадноекритическое отношение к самому себе. Ведь он всю жизнь , беспощаднокритиковал всех и , возможно разошелся не на шутку , после 1867 годараскритиковал самого себя так , что его схватил частичный интеллектуальный паралич”.* Еще одной чертой К. Маркса была неспособность жить в дружбе и мире “сосвоими коллегами – революционерами”. Но если ученый – теоретик всю жизнького – то критикует , не дав реальной позитивной альтернативы , этосвидетельствует против него потому, что прокламация лозунгов , еще никогдане становилась программой. Как писал Рюлэ , “для него не существовало ниодной мудрости , кроме его собственной ; никакого социализма , коме того ,который он проповедовал сам. Его и только его работа была примером научнойобъективности и глубины. Он был аллахом и пророком в одной особе”.Кстати ,это отметил и один из последователей К. Маркса Бухарин , который писал ,что марксизм “претендует на исключительность: он есть воюющее учение , он“нетерпимый” … он рассматривает себя как единственного последовательногоносителя всех прогрессивных тенденций эпохи, которые душат капитализм.Марксизм осознает свое всемирно – историческое право на идеологическуюгегемонию столетий “.* Эта цитата свидетельствует еще про одну чертумарксистской концепции – ее претензии на абсолютную истинность. Только что зародившись, не сформировавшись , марксизм уже началбороться с христианским социализмом (П. Леру, Ф. Бюше , Ф. Ламэнне). Навтором этапе деятельности К. Маркс повел борьбу с государственным иконсервативным социализмом ( П. Прудон , Л. Блан ). Тогда же К. Марксвыступил против Ф. Лассаля , одного из основоположников немецкой социал –демократии , которого история немецкой социал – демократии всегдавспоминала рядом с именем К. Маркса и Ф. Энгельса , отмечал известныйбиограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам К. Маркс позволял себе выражаться пронемецкого рабочего лидера значительно жестче , в письме к Ф. Энгельсу схарактерной для него резкостью К. Маркс писал , что Лассаль есть “мешанинанегра с евреем …”. Норт Г. Марксова религия революции. Возрождение через хаос. -Екатеринбург . 1994 С.- 68-69 Бухарин Н. И. Учение Маркса и его историческое значение // Пробле мытеории и практики социализма. – М.1989.-С.332-333. Историческое значение марксизма Марксизм , его политическая концепция были реалистичной теорией эпохипромышленной революции , резкой критикой либерализма, попыткой навязатьразрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второйполовине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странахмира . где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромноевлияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса выйдя наобщественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическимтечением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился иукрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различныхрегионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в однихон был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же,наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всехслучаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизниобщества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии иорганизации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу,действуют в большинстве стран мира. Историческое значение марксизма было и остается связанным сдеятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала ивыражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией,следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах,распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые видыпроизводства, изменяется социальная структура общества; меняется и сампролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемныеработники составляют большинство человечества. Следовательно, социальнаябаза марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается имарксизм в целом, и философии как его составная часть. Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснованиеосвобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежностьуничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этотвысший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализисследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечестваи, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержалпроверку временем. Историческое развитие человечества привело к такимизменениям , которых эта теория не предвидела. Сложились серьезныеизменения в составе общественных сил , которые ведут борьбу за социальныйпрогресс , в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратилиактуальность идеи конфронтации , революции, вооруженной борьбы. В этихусловиях по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняютсяпредставления про власть и ее носителей , государство и роль насилия ,диктатуру и демократию, представления , которые раньше слаживались подвлиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотреныс позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов. Общественная практика показала , что исторически ограниченнымоказалось положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, овсемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, о исчезновениитоварно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаютсяактуальными диалектический метод анализа общественных явлений , идеисоциальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободноеразвитие каждого является условием свободного развития всех. В перспективе дальнейшего развития человечества философские решениякардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенныеот различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станутнесравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий периодистории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными,глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ А. Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ 1998 Б. Кухта , А. Романюк. Основи політичної думки.Частина 1. З історії політичної думки: від стародавності до наших днів. Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978




Похожие:

Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconРеферат по политология на тему : "Политические идеи К. Маркса"
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители: преемственность идей и научная новизна Макиавелли»
Этот ценный опыт, идеи и достижения прошлого влияют на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему «Аристотель и Макиавелли как политические мыслители: преемственность идей и научная новизна Макиавелли»
Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет
Программа предназначена для студентов 2 курса магистерской программы «Политические институты и политические инновации», обучающихся...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. icon1Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для студентов 1 курса магистерской программы "Политические институты и политические инновации" по направлению...
Политические идеи К. Маркса министерство образования украины государственный аэрокосмический университет им. Н. Е. Жуковского «хаи» реферат по политология на тему : \"Политические идеи К. iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы