Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) icon

Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.)



НазваниеОбразование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.)
Дата конвертации08.07.2012
Размер97.63 Kb.
ТипРеферат
Образование русского централизованного государства (14 - начало 16 вв.)


Санкт-Петербургская Академия МВД России Мурманское отделение заочного обучения _______________________________________ Кафедра теории и истории права и государства Контрольная работа Тема: Образование Русского централизованного государства. ( XIV - начало XVI вв. )Слушатель 34 учебной группымилиционер роты ППСстаршина милицииМилецкий Алексей ВалерьевичМурманская обл., г. Апатиты,ул. Ленина, д.19, кв.45 Мурманск 1998 Предпосылки образования Русского централизованного государства. Одной из первых причин образования Русского централизованногогосударства является усиление экономических связей между русскими землями.Этот процесс был вызван общим экономическим развитием страны. В первуюочередь сильно развивалось сельское хозяйство. На смену подсечной системе иперелогу приходит другой способ обработки земли - пашенная система, котораятребует более совершенных орудий производства. Происходит увеличениепосевных площадей за счёт освоения новых и ранее заброшенных земель.Появляются излишки, что способствует развитию животноводства, а так жеторговле, которая начинает прогрессировать в этот период. Развиваетсяремесло, так как сельскому хозяйству необходимо всё больше и больше орудийтруда. Происходит процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, чтовлечёт за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, тоесть между городом и деревней. Повсеместно происходит не толькоусовершенствование старых технологий, но и появление новых. В производстверуды наблюдается отделение добычи и плавки руды от последующей еёобработки. В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такиепрофессии, как ременники, сумники, чеботари, уздечники. В XIV веке на Русиполучили распространение водяные колёса и водяные мельницы, пергамент сталактивно вытесняться бумагой. Всё это настоятельно требовало объединения русских земель, то естьсоздания централизованного государства. В этом была заинтересована большаячасть населения, и, прежде всего дворянство, купцы и ремесленники. Ещё одна предпосылка объединения русских земель заключалась вобострении классовой борьбы. В этот период усиливается эксплуатациякрестьянства феодалами. Начинается процесс закрепощения крестьян. Феодалыстремятся закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями не толькоэкономически, но и юридически. Всё это способствует сопротивлению крестьян.Они убивают феодалов, грабят и поджигают их поместья, а иногда простоубегают на свободные от помещиков земли. Перед феодалами встала задача укротить крестьянство и довести до концаего закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощнымцентрализованным государством, способным выполнить главную функциюэксплуататорского государства - подавление сопротивления эксплуатируемыхмасс.
Перечисленные две причины сыграли конечно же не последнюю роль впроцессе объединения русских земель, но был ещё и третий фактор, ускорившийцентрализацию Русского государства, угроза внешнего нападения, заставившаярусские земли собраться в один мощный кулак. Основными внешними врагами вэтот период были Речь Посполитая и Золотая Орда. Но только после того, какотдельные княжества начали объединяться вокруг Москвы, стал возможенразгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Иван III объединил почтивсе русские земли, татарское иго было свергнуто окончательно. С Литвоймосковские и другие князья, Новгород и Псков воевали 17 раз. Литвапостоянно нападала на новгородские и псковские земли, что то жеспособствовало объединению этих княжеств с московским. Борьба заприсоединение к московскому государству западных и юго-западных земельДревней Руси привела к затяжной литовско-московской войне 1487-1494 гг.Согласно договору 1494 года Москва получила Вяземское княжество итерриторию в бассейне верхнего течения Оки. В образовании единого централизованного государства былизаинтересованы широкие народные массы, потому что только оно можетсправится с внешним врагом. Государственный строй Русского централизованного государства. Так как Московское государство оставалось ещё раннефеодальноймонархией, то отношения между центром и местами строились на основесюзеренитета-вассалитета, хотя с течением времени это менялось. Московскиекнязья делили свои земли между наследниками. Старший сын стал иметь большепривилегий при разделе наследства. Он получал большую долю наследства, чемостальные. Он же сохранял положение старшего князя. Менялись отношения между великими и удельными князьями и сюридической точки зрения. Существовали иммунитетные грамоты и договоры,которые первоначально предусматривали службу удельного князя великому князюза вознаграждение. После она стала связываться с владением вассалами ихвотчинами. А уже в начале XV века установился порядок, по которому удельныекнязья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения. Великий князь. Он был главой Российского государства и обладал широким кругом прав:издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебныеполномочия. С течением времени княжеская власть усиливалась и терпелаизменения, которые шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем.Первоначально, свои законодательные, административные и судебные правомочиявеликий князь мог осуществлять лишь в пределах своих владений. Даже Москвабыла разделена на сферы влияния между князьями-братьями. С падением властиудельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территориигосударства. Централизация государства явилась внутренним источником усилениявеликокняжеской власти, а падение Золотой Орды – внешним. ВначалеМосковские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которыхони получали право на великокняжеский стол. После Куликовской битвы этазависимость стала только формальной, а после 1480 года (стояние на рекеУгре) московские князья стали не только фактически, но и юридическинезависимы. Но говорить о полной княжеской власти, то есть о самодержавии,ещё не приходится. Власть великого князя была ещё ограничена другимиорганами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Боярская дума. В XIV – XV веках совет при князе постепенно становится постояннодействующим. На его основе образовалась боярская дума, в которую входиливысшие светские и церковные иерархи. Строгого регламента в деятельностиДумы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры»)делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имеласравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемыедумные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала сполномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не былозафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнениемДумы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение непроводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярствоосуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великиекнязья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общимпроцессом централизации власти. Значительная роль боярской думы в системе государственных органов игосподство в ней крупных феодалов являются характерными особенностямираннефеодальной монархии. Центральное управление. Приказы. К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников иволостелей новые функции единого государства привели к созданиюцентрализованной системы управления. Возникает приказная системауправления. Приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штатдьяков и иных должностных лиц. Приказная изба имела своих уполномоченных наместах. Приказная бюрократия назначалась из дворян. Контроль задеятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенноуменьшалось. Каждый приказ ведал определённым направлением государственнойдеятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойныйприказ – наказывал за разбойные и лихие дела. Поместный – ведал выделениемземли за службу. Ямской – ведал ямской (почтовой) службой. Казённый –государственными финансами и т.д. В приказах велось упорядоченное делопроизводство. Они вели и судебныедела по связанным с их профилем категориям дел. До приказной системы управления на Руси существовала дворцово-вотчинная система, состоявшая из двух частей. Одну часть составлялоуправление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий всвоём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали такназываемые пути (из которых впоследствии и произошли приказы),обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним изпоказателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы,работавшие по существу лишь для князя и его окружения, теперь становилисьучреждениями, руководящими всем громадным Русским государством. Местное управление. С ликвидацией независимости отдельных княжений в ведение государствапереходили функции, связанные с военной службой, сбором повинностей.Централизации способствовало развитие в XIV – XV вв. системы «кормлений». Русское государство подразделялось на уезды – наиболее крупныеадминистративно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы наволости. Но всё-таки полного единообразия и чёткости в административно-территориальном делении ещё не выработалось. Существовали также разряды –военные округа, губы – судебные округа. Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица –представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости –волостелями. Эти должностные лица содержались за счёт местного населения –получали от него «корм», то есть проводили натуральные и денежные поборы,собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормленщики были обязаныуправлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, то естьсодержать свой аппарат управления и иметь свои военные отряды дляобеспечения внутренней и внешней функции феодального государства.Присылаемые из центра они не были лично заинтересованы в делах управляемыхими уездов или волостей, тем более что их назначение не былопродолжительным – на год, два. Все интересы наместников и волостелей былисосредоточены преимущественно на личном обогащении. Поднимающееся дворянство было не довольно системой кормления по двумпричинам. Во первых они не могли самостоятельно подавить сопротивлениевосстающего крестьянства, а система кормлений была не способна в условияхобостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере их защиту. Вовторых дворянство не устраивало, что доходы от местного управления шли вкарман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес. К XVI веку система кормлений стала тяготить центральную власть –слишком много самоуправства могли позволить себе наместник и волостель.Государство стало регламентировать численность их штата и нормы податей.Окончательно наместники теряют свою роль после серии земско-губных реформ30–50-х годов XVI века. Они связаны с ростом значения дворянства,купечества и части разбогатевшего крестьянства, которые требовалиограничения феодального произвола, упорядочения суда и многое другое. Реформы нанесли сильнейший удар по кормлениям. Земским избам был отдансбор финансовых средств на местах. На них лежала ответственность за течениехозяйственной жизни, обязанность заселять и разрабатывать пустующие земли.В реформе были заинтересованы купцы и предпринимательские крестьянскиеверхи. Они «откупались» от государства высокими денежными взносами, чтобысоздать земские избы и получить автономию самоуправления. Выборнуюадминистрацию самоуправления составляли старосты, «излюбленные люди»,«лучшие люди», целовальники. Реформы содержали потенциальную возможностьбуржуазных преобразований, но дальнейшая политика Ивана IV привела кпадению роли земско-губных органов в жизни страны. Органы городского управления.С присоединением земель к Москве города изымались из частного владения ипереходили в подчинение великокняжеской администрации. Это делалось исходяиз значения городов не только как экономических центров, но прежде всего повоенным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечиваловеликим князьям удержание бывшего удела в своих руках и оборону от внешнихврагов. Первоначально великие князья управляли городами, так же как раньшеудельные князья, то есть не выделяя их из своих прочих земель. Наместники иволостели, руководя своим уездом или волостью, управляли и городами,находящимися на их территории. Позже появляются некоторые специальныеорганы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов,в первую очередь, как крепостей. В середине XV века появилась должностьгородчика – своеобразного военного коменданта города. Городчики назначалисьиз местных землевладельцев, преимущественно из дворян и детей боярских. Вкомпетенцию городчика входило следить за состоянием городских укреплений иза выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. И ужев конце XV века городчикам вменялись и другие цели, в частности земельные ифинансовые дела, причём в пределах не только города, но и прилежащегоуезда. С расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Ихначинают именовать городовыми приказчиками. На один город назначалосьиногда два и больше таких приказчиков. Они подчинялись великокняжескимказначеям.В лице городских приказчиков дворяне и дети боярские получили свой органместного управления, а великий князь надёжных представителей своей властина местах, которые проводили политику централизации.Источники права.Основу права централизованного государства составило княжескоезаконодательство, его совместные с Боярской думой приговоры, жалованные,указные, духовные грамоты великих князей. Перечисленные акты былииспользованы при составлении первого общерусского кодекса – Судебника 1497года. Он внёс единообразие в судебную практику Российского государства.Судебник имел и другую цель – закрепить новые общественные порядки, вчастности постепенное выдвижение мелких и средних феодалов – дворян и детейбоярских. Он внёс новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, аглавное, положил начало всеобщему закрепощению, введя повсеместно, такназываемый Юрьев день.До Судебника 1497 года на территории Московского государства в качествеосновного законодательного акта действовала Русская правда. Была созданановая редакция этого закона, так называемая Сокращённая из Пространной,приспособившая древнерусское право к московским условиям. Однако развитиефеодальных отношений и образование централизованного государства требовалисоздания нового законодательного акта, а именно Судебника 1497 года,источниками которого явились Русская Правда, Псковская судная грамота,текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщилнакопившийся правовой материал. Больше половины статей были написанызаново, а старые нормы часто сильно переработаны.Судебник не целиком заменил предшествовавшее законодательство. В нёмсодержались главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуальногоправа, а некоторые вопросы раскрывались менее полно, чем в Русской Правде.Это относится к гражданскому и особенно к обязательному праву. Литература :Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и её время. Л.,1980г.Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. М.,1980г.Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988г.Исаев И.А. История государства и права России. М., 1994г.Падалка Л.П. Развитие русского права в XV –первой половине XVII в. М.,1986г.Российское законодательство X – XX веков. т.2. М., 1985г.Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М.,1978г.




Похожие:

Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconОбразование русского централизованного государства

Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconОбразование Русского централизованного государства в XV-XVI вв

Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconОбразование Русского централизованного государства ( XIV начало XVI вв. )
В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такие профессии, как ременники, сумники, чеботари, уздечники. В XIV веке на...
Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
Образование русского централизованного государства. Роль Ивана III в объединении страны
Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconКонтрольная работа по истории Отечественного государства и права (вариант II) Выполнила студентка 1 курса заочного отделения
Русского государства. "Ликвидация феодальной раздробленности и возникновение централизованного государства были закономерным и неизбежным...
Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconТатария в составе русского централизованного государства

Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconСоциально-экономические предпосылки образования русского централизованного государства

Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconОрганизация делопроизводства в XV-XVII века
Государственное управление периода укрепления русского централизованного государства. 8
Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconТобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева Технологическая карта
Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства (XIV – XVI вв.)
Образование русского централизованного государства (14 начало 16 вв.) iconСистема государственного управления России в XV-XVII веках и её документационное обеспечение
Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства, с середины...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы