Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид icon

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид



НазваниеСравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид
Дата конвертации08.07.2012
Размер80 Kb.
ТипРеферат
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид


РЕФЕРАТ по введению в историю искусств Сравнительный анализ скульптуры Поликлета “Дорифор” и скульптуры Донателло “Давид” Минск, 2000Для каждой эпохи в искусстве, как и для этапов развития человечества вцелом, характерно как новаторство, рождение новых форм, наполнение их инымсодержанием, так и продолжение традиций, преемственная связь культур. В данной работе я на примере двух произведений круглой скульптурыпопытаюсь проследить, какими принципами руководствовались художники эпохиВозрождения и Античности, какие художественные приобретения античностинашли отражение в искусстве возрождения, какие новые элементыхудожественного творчества появляются в эпоху возрождения. Я анализируюработу Донателло “Давид” (1440 – 43) и скульптуру Поликлета “Дорифор” (V в.до н.э.). Работа Поликлета “Дорифор” принадлежит периоду классики в античномискусстве. Это эпоха высшего подъема античного искусства, связанная срасцветом древнегреческих государств-полисов в 5 – 4 вв. до н.э. Наиболееполно отразился греческий эстетический идеал в произведениях искусствагреческой классики, которые уже в античную эпоху были признаны совершеннымии образцовыми. Исполняя в художественной культуре античности рольцентростремительного, организующего начала, этот идеал в большей илименьшей степени, прямо или косвенно сказывался на основной . произведений искусства античной эпохи. Один из самых почитаемых образов– стройный, обнаженный юноша, атлет, не ведающий внутренних коллизий идушевного смятения. Его мироотношение уравновешенно, бесстрастно; взглядтвердый, спокойный. Во всем облике физического совершенства чувствуется цельность натуры,надежность. Творцы Древней Эллады стремились передать в статуях атлетов нестолько индивидуальные, личностные черты, сколько сущностные, типическиесвойства совершенного человека, его универсальные, наиболее ценные качествас точки зрения античной культуры. Формируется значимость образа героя,борющегося за утверждение на земле всеобщей гармонии с помощью физическойсилы, ловкости, храбрости, целеустремленности. Именно в этой борьбевыявлялась ценность героического усилия, готовность к колоссальной энергиипреодоления, отражавшей подлинное совершенство, воплощалось оптимистическоеощущение господства человека над миром. Красота уникального, изменчивого,неповторимого была чужда греческому художественному сознанию в периодстановления античной культуры. Главными объектами изображения становилисьбоги и легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Этоттип красоты воплощен в работах Поликлета. Так же как Античность заложила основы для развития искусства эпохиВозрождения, Возрождение стало источником вдохновения для дальнейшегоразвития европейской культуры Нового времени. Какова же возрожденческаясущность прекрасного? На формирование нового типа художественногомировосприятия существенное воздействие оказало нарастание темпа реальнойжизни, более динамичное движение общества во времени пространстве. Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культурыстановится энергичный, волевой, раскрепощенный человек, мечтающий ореализации захватывающих земных идеалов. Возрожденческий человек словновпервые ощутил многообразие собственных безграничных возможностей, которыераньше оставались неизведанными и невостребованными. Внутренний и внешниймир развернулись во всей своей невиданной многоликости, богатстве, блеске,поражая воображение, побуждая к творческому самораскрытию. Возросло чувствособственного достоинства, которое не играло такой принципиальной роли вантичной культуре. Ренессансного человека привлекал героический духязыческих представлений, полная напряженного действия жизнь. Скульптура, всредние века неразрывно связанная с архитектурой, получает исамостоятельное существование, появляется свободно стоящая статуя, памятниксовременнику, скульптурный портрет. Темы и образы скульптуры черпаются нетолько из Священного писания, но также из античной мифологии. Формируетсяновый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры иантичного наследия. Ведущим центром Возрождения была Италия, искусство икультура которой пережили небывалый подъем. Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии.Одна из его работ – “Давид” из Барджело. Образ Давида широко представлен вевропейском искусстве. К этому персонажу обращались А. Вероккьо,Микеланджело. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа.Таким образом он и показан в работе Донателло. Еще ни в одном из своихпроизведений Донателло не приближался в такой степени к античности. ЮныйДавид изображен в виде стройного нагого мальчика с гибким телом и длиннымиволосами, на которые надета увитая лавровым венком пастушеская шапочка.Опираясь на тяжелый меч и поставив ногу на отрубленную голову Голиафа, онстоит потупившись, словно не сознавая величия совершенного им подвига.Статуя Давида (как и оригинал статуи Дорифора) выполнена в бронзе. С 30 –40-х гг. XV в. художник все чаще обращается к этому податливому и гибкомуматериалу, таящему в себе богатейшие пластические возможности. Какие же элементы античного искусства присутствуют в “Давиде”? Во-первых, обнаженность персонажа, что мы видим и на примере поликлетовского“Дорифора”. Одежду Давида составляет лишь шляпа, увитая листвой, и богатоукрашенные поножи; он спокойно стоит в небрежной позе, глядя сверху вниз ивыражает то радостное спокойствие, которое поражает нас в греческихпроизведениях. Герой Ветхого завета соответствует телесному идеалуискусства IV столетия до н.э. Необходимо отметить, что тема героя-победителя – излюбленная тема итальянского Возрождения. Так же и Поликлетсвой идеал атлета-гражданина воплотит в бронзовой статуе юноши с копьем,отлитой около 450 – 440 гг. до н.э. Могучий обнаженный атлет изображен вспокойной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит налевом плече, и, слегка повернув голову, смотрит вдаль. Кажется, что юношатолько что шагнул вперед и остановился. Всю тяжесть тела он перенес направую ногу. Скованность и условную неподвижность архаических статуйскульптор сумел преодолеть благодаря продуманной системе равновесия частейтела: приподнятому правому бедру соответствует опущенное плечо и, наоборот,опущенному левому бедру – приподнятое плечо. Скульптор сообщает позе атлетанепринужденность и жизненную убедительность. (6) С удивительным реализмом мастер передал в бронзе великолепнуюмускулатуру развитого тела: сильные мышцы рук, рельефно выступающие мускулыгруди и живота, крепкую шею и хорошо тренированные ноги атлета. Сдержанноймощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигупроявляется в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Перед нами идеалэпохи – разносторонне развитая и цельная личность. Красота человекастановится для Поликлета мерой ценности разумно устроенного мира. Мастерутверждает мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобыслужить своему городу. Прежде всего у Донателло Давид – это юноша вообще, герой с идеальнооблагороженным телом. Давид Донателло абсолютно спокоен, и в замкнутостисвоего силуэта и в пассивной, размышляющей позе. Победа принесла Давиду нетолько уверенность в своей силе и правоте, но и раздумье о причинах того идругого, а может быть, и некоторый оттенок самолюбования. “Давид”Донателло, несмотря на свою молодость, действительно герой, атлет, в победукоторого над гигантом Голиафом мы можем поверить. К сожалению, оригинал “Дорифора” Поликлета не дошел до нас. Мы можемсудить об этом произведении лишь по римской копии, но даже эта копия даетпредставление о великолепном произведении Поликлета. До наших дней“Дорифор” остается одним из прекраснейших изображений человека в мировомискусстве. Необходимо отметить, что Поликлет был и теоретиком искусства. Поликлетматематически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношениемежду собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению кросту голова составляла 1/7 часть, лицо и кисть руки – 1/10, ступня – 1/6.“Успех художественного произведения, – утверждал мастер, – получается отмногих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить”. Позиция фигуры Давида соответствует поликлетовским правилам, согласнокоторым статуя должна в основном опираться на одну ногу, в то время какдругая несет меньшую нагрузку. Эти правила, воспринимаемые как выражениечеткого и гармоничного преодоления силы тяжести с помощью чудесногомеханизма тела, соблюдались во всем античном искусстве. Мотив этот неостался неизвестным и послеантичному искусству: поскольку его можно былонайти в любых классических образцах, то на него постоянно обращаливнимание. Однако при использовании его в готических статуях речь шла лишьоб обогащении арсенала мотивов, вследствие чего довольствовались отдельныминамеками на него, – теперь же в творчестве Донателло мы обнаруживаем этотмотив как художественную проблему принципиального значения, последовательнорешаемую при разработке обнаженного тела. (4) Какие же новшества знаменуют статую “Давид” Донателло? Во-первых,наготу. Уже более тысячи лет нагота не играла никакой роли в искусстве,откуда христианское неприятие культа тела изгнало ее, так что онаизображалась только там, где содержание изображаемого безусловно требовалоэтого. Теперь же Донателло – вопреки всем традициям – изобразил обнаженнымгероя Ветхого завета, на что до него решались исключительно при изображениидекоративных фигурок младенцев и гениев. Весь характер статуи доказывает,что это произошло под влиянием античности. Нет другого такого произведенияДонателло, где одухотворенность была бы с такой силой оттеснена на второйплан: мальчик-победитель стоит словно бы отрешенно, как если бы речь шла очем-то само собою разумеющимся, и не только голова с ее идеальнойтрактовкой, но и все тело следует античным прототипам. Хотя можно заметить,что Донателло еще боится изображать цветущую и мускулистую наготу, котораятак привлекала скульпторов Высокого Возрождения. В позе Давида сохраняютсяотголоски характерного готического изгиба. У него худые, тонкие руки, еголицо, затененное шляпой, тоже пережиток готики, – не смотрит на зрителя,поза его ног замаскирована мечом и головой Голиафа. Но все же в этой статуеДонателло настолько вплотную приблизился к античности, как никогда ни вранних, ни в поздних своих произведениях. Мы можем наблюдать возникновениенового понимания значения тела для искусства. “Гениальное деяние Донателлосостояло, во-первых, в том, что он осознал первостепенное значение этойпроблемы и отразил эту позицию в своих произведениях, а во-вторых, – в том,что решение этой проблемы он связал с античными достижениями. Каждоедвижение тела состоит из почти необозримого количества всеобщих илилокально ограниченных, типических или индивидуальных моментов, проявления ивыбор моментов, являющихся наиболее важными и наиболее выразительными дляпластического воплощения функций механизма тела в его отношении кстатуарному движению членов и суставов, как раз был той задачей, на решениекоторой греки столетиями сосредоточивали свои художественные силы”[1].Благодаря накопленному при этом опыту они достигли в изображениичеловеческого тела почти что недосягаемой вершине. Средневековьепренебрегло этим достижением античного искусства. Обретение его заново исоединение с развитием нового искусства – заслуга Донателло. Это “Давид”сильно отличается от готизированных произведений скульптора. Можно сказать,что эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения – и в то жевремя знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства. Как отмечает один из искусствоведов по поводу развития искусства наэтом этапе: “Современность говорила с древностью на равных, как мастер смастером. Первым импульсом было восхищение и подражание, конечным итогомнебывалый синтез.”[2] В.В. Бибихин пишет, что “в стремлении открытьантичность он (Ренессанс) создает что-то совершенно новое”[3].ЛИТЕРАТУРА 1. Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: МАИК “Наука”, “Прогресс -традиция”. 1998. 2. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. - М.: Искусство.1977. 3. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. Т. II. - Ленинград:Издательство государственного Эрмитажа. 1961. 4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху возрождения. Т. 1.М.: Искусство. 1978. 5. Мартынов В.Ф. Философия красоты. - Мн.: Тетра Системс. 1999. 6. Ривкин Б.И. Античное искусство /Малая история искусств. - М.:“Искусство”, 1972.----------------------- [1] М. Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т.1. М.: Искусство, 1978. [2] Chastel A. The acts during the Renaissance. - In: The Renaissance:Studies in interpretator, New York, London; Methuen, 1982. p. 238. [3] Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: МАИК Наука, Прогресс -Традиция. 1998.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconРоссийская Академия художеств Санкт-Петербургский Государственный Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина факультет теории и истории искусств отделение заочного обучения
Санкт-Петербургский Государственный Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconИскусство Древней Греции архаического периода. Особенности архаической скульптуры. Образ греческого храма архитектурные типы и цветовое решение

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconЗадание внеаудиторное 3 семестр 2011-2012 уч года
Рисунок с гипсового слепка с головы античной скульптуры на однотонном сером фоне
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconВопросы к зачету(экзамену) 3 семестр 2011-2012 уч года
Работа с металлом, камнем. Способы перевода скульптуры в эти материалы. Отделочные работы
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconЗолотарёва милена Владимировна регулирование архитектурно-строительного процесса в россии XVIII – начала XX века
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconТехнология миниатюрной скульптуры в технике "Lampworking"
Однако при этом позволяет делать такие тонкие и ажурные предметы, которые вряд ли возможно сделать гутным способом
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconЛекции по мхк : Виды искусств
Как вы думаете, почему среди муз нет покровительниц архитектуры, живописи, скульптуры? Потому что они в античности являлись не искусством,...
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconКурсовая работа на тему : «Сравнительный анализ цветообозначений в русской и немецкой фразеологии»
Сравнительный анализ фразеологизмов с цветообозначением «черный»
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconДиплом Сравнительный анализ синергетических концепций А. П. Назаретяна и Ю. В. Яковца
Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы» 17
Сравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид iconКонтрольная работа 1 вариант Особенности скульптуры додинастического периода
Назовите особенности ордеров древнегреческой архитектуры Назовите элементы одежды Древних римлян
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы