Функции и роль государства в рыночной экономике icon

Функции и роль государства в рыночной экономике



НазваниеФункции и роль государства в рыночной экономике
Дата конвертации08.07.2012
Размер230.58 Kb.
ТипРеферат
Функции и роль государства в рыночной экономике


Рязанская государственная радиотехническая академия Инженерно – экономический факультет Кафедра экономической теории Курсовая работа Тема: «Функции и роль государства в рыночной экономике» Выполнила: студентка 1курса ИЭФ гр.070 Болтукова А.А. Руководитель: доцент Перфильев С.В. Рязань, 2001ОглавлениеВведение……………………………………………………………………………...3Глава 1. Роль государства в рыночной экономике………………………………...4 1.1. Причины государственного вмешательства в экономику………….…5 1.2. Задачи государственного регулирования………………………………7Глава 2. Функции государственного регулирования……………………………...8 2.1. Стимулирование сбалансированного экономическогороста………...9 2.2. Обеспечение занятости………………………………………………….9 2.3. Регулирование цен……………………………………………………...10 2.4.Создание правовой основы……………………………………………..11 2.5. Распределение ресурсов………………………………………………..11 2.6. Регулирование рынка труда……………………………………………12 2.7 Обеспечение социальной защиты……………………………...……....12 2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...………..13 2.9. Региональная политика………………………………………………...14 2.10. Реализация национальных интересов………………………………...14 2.11. Основные направления экономическойдеятельностигосударства..16Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики……..17 3.1. Требования к методам регулирования экономики…………………...17 3.2. Воздействие на рыночный механизм…………………………………18Заключение………………………………………………………………………….21Список литературы…………………………………………………………………23 Введение Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моемумнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночнаяли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнениягосударством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственноеи рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственноговмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретическихвоззрений и соответствующих им практических подходов - от полногогосударственного монополизма в управлении национальным хозяйством, докрайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективнойможет быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частногопредпринимательства. Между этими крайними вариантами есть рядпромежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных игосударственных регуляторов, так называемое социально ориентированноерыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики ит.д. Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокаястепень государственного монополизма, была построенная в нашей стране -централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование,т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и чтопроизводить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в какомобъеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д.
Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некогорегулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия формсобственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для когопроизводить?", одной единственной формой собственности - государственной,а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией ираспределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность.Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже всилу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятномслучае появления сбалансированного плана - система, где все действияэкономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказываетсямалоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйствегосударству приходится постоянно корректировать свое влияние. Передгосударством не стоят такие задачи, как непосредственное производство ираспределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и правасвободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами,как это делается в распределительной экономике. По моему мнению,государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшаястепень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятиирешений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений врыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора ирегулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Глава 1. Роль государства в рыночной экономике. Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятиегосударственное регулирование: Государственное регулирование экономики представляет собой системуопосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и темсамым на экономику в целом путем изменения законодательства, системыналогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения другихинструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или инойдеятельности. 1.1 Причины государственного вмешательства в экономику Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства вэкономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функцииправительства: . обеспечение национальной обороны; . отправление правосудия; . организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; . образование юношества; . сбор налогов для оплаты нужд государства. По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились экономическиеи социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базечастной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций,малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, нонеобходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах.Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения вденежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовалиобщегосударственной экономической политики. По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того,к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органывмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условияхрыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, какпри центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемыйбанками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен.Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции,которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек отабстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самогосовершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться. Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какоймере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что онодолжно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределенияресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такогопрямого вмешательства не получится и функции государства должны сводитьсяисключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничениювласти «диктаторов» на рынке. В плановой экономике государство играет решающую роль в определениивсех экономических пропорций. При построении системы государственногорегулирования экономики здесь господствует принцип «максимальнойвозможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаютсяцентрализованному регулированию, должны управляться центральными органами.Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что системагосударственного управления предстает как основной регулятор хозяйственныхпропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняетвспомогательные функции. В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорцийявляется рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль.Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, гдерыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо ицелесообразно государственное регулирование. Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков отом, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие –рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства вэкономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так,например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет наэкономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модельгосрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы принебольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетаниевысокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-хгг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отрасляхинфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходовв ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная системавзаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций дляреализации стратегических целей в экономике. 1.2 Задачи государственного регулирования Государственное регулирование экономики решает различные задачи,выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например,стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрениепрогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержаниевнешнеэкономического равновесияпутем активизации или сдерживания экспорталибо импорта разных товаров или капитала. Уровень государственного (макроскопического) регулирования сложилсяпосле самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929 – 1933 гг. (такназываемого великого кризиса), особенно после Второй мировой войны. Этоткризис показал, что существовавший в то время “двухслойный” хозяйственныймеханизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояниеи развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества вцелом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической ролигосударства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышениероли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличениисовокупных расходов по отношению к ВВП. После Второй мировой войны во всех странах Запада в полной мересформировались многогранные системы госурегулирования. Причем в организацииэтих систем преобладает общее, а не частное, хотя последнее немаловажно. Глава 2. Функции государственного регулирования. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - благачеловека, его нравственного и физического благополучия, максимальнойправовой и социальной защищенности личности. Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которыеприсущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не всостоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себяответственность за создание равных условий для соперничествапредпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение властимонополий. Оно также заботится о производстве достаточного количестваобщественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состояниидолжным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участиегосударства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок необеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государствунадлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему такжепринадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потомучто для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, какправило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует правона труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры посокращению безработицы. В целом государство реализует политические исоциально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активноучаствует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Экономические функции современного государства довольно многообразны исложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическуюхарактеристику. Ее содержание показывает, что является предметомдеятельности государства, какие средства им используются для достижения тойили иной цели. Можно выделить две группы регулирующих функций государства:а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а такжефункция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы врыночной среде;б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов,обеспечения экономической стабильности, экономического роста. А теперь рассмотрим эти функции подробнее. 2.1 Стимулирование сбалансированного экономического роста Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулированиесбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в областибюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытаетсяпреодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этихцелях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции,занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем,государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономикипроводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ееподъема стремится сдерживать деловую активность. 2.2 Обеспечение занятости Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна изнаиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка нереализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать.Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Этоставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностьюстановится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержанияопределенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утратившихрабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика необеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденнаябезработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица нетолько серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовойнациональный продукт, снижение потребительского спроса и налоговыхпоступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государствостремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулируетрынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости,организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочейсилы и т.д. 2.3 Регулирование цен В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимостьданной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективноотражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют наструктуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальнойвалюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять нацены, используя различные методы воздействия, проводить определеннуюполитику ценообразования. Например, в любой стране имеется множествотоваров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы нажелезнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государствопредоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителямсоциально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены,определяя только их верхние границы. 2.4 Создание правовой основы Одной из основных функций государства является создание правовойосновы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает ипринимает законы, определяющие права собственности, регулирующиепредпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественныхпродуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законовсоздаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия попроблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролюнад качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств ит.п. 2.5 Распределение ресурсов Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точкизрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себяфункцию установления административных ограничений и стандартов, специальныхналогов и дотаций, финансирования производства общественных благ илинепосредственного управления их производством. Через регулированиеинвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорцииобщественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственногобюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которыестимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулированиячастных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрываетчасть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требуетот государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималосьинвестированием проектов. Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов.Государство организует производство продуктов и услуг, которым незанимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельскогохозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяетрасходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развитияобразования, здравоохранения. Система сбыта регулируется через государственные закупки и черезпотребительский кредит, который довольно широко развит в рыночнойэкономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка,поскольку стимулирует рост совокупного спроса. 2.6 Регулирование рынка труда Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, накотором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия еенайма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессиональногороста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции вразделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамикабезработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе ипредотвращения стихийного развития миграционных процессов государствомпринимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков,вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действияв этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовойсферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д. 2.7 Обеспечение социальной защиты Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных дляразвития общества сферах, обязательным элементом государственной политикиперераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты исоциальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные врезультате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размерыдоходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди,не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие,нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства,они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов.Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. Вобществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найтирыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или инойфактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимумадоходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределениедоходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, ихсодержание становится заботой государства, а не рынка. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться вперераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночногомеханизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает правочеловека на достойное существование в обществе. Страны с развитымирыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилосьнемало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различнымисоциальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. Врезультате расширились экономические функции государства, активновключившегося в перераспределение доходов. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости,инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим,осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д. 2.8 Сохранение и улучшение окружающей среды В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения иулучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительнуюэкспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическуюбезопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вредздоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал навосстановление разрушенной природной среды. 2.9 Региональная политика Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающиепри воздействии на рыночную экономику исторических, национальных,демографических и прочих нерыночных факторов. 2.10 Реализация национальных интересов Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагаетпроведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контрольнад международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие навалютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство,пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольнуюполитику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободупредпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни,стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-техническихрезультатов. За государством всегда сохраняется организация денежногообращения и социального страхования, проведение глубоких структурныхпреобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки,производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важнымдля хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты,контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможеннойсистемы, и многие другие. Это так называемые классические функциигосударства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства врыночную экономику. Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитиемобщества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами вего технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизнивозрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов:установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитаниячеловека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времениотдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице,различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотациина школьное обучение и т.д. К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальныеинтересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оноявляется. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов,социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организацииконтроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешнейполитики. Здесь важное место занимает управление предприятиями иорганизациями, составляющими государственную собственность. Их круг долженбыть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, напримерядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственнымтранспортом, связью и др. В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функцийгосударственного регулирования различным институтам гражданского общества -ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночнымиструктурами. Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачиваетсвоей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и формосуществления функций государства в рыночной экономике. Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чемему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределятьпроизводственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами,прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места втехнологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокуюсоциальную защищенность населения без учета реальных возможностейэкономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структурапроизводства, низкое качество продукции, увеличивается отставание отразвитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизнинарода. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышениепределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздностановится необходимым разгосударствление экономики избавление ее отчрезмерной государственной активности. 2.11 Основные направления экономической деятельности государства Таким образом, основными направлениями экономической деятельностигосударства являются: 1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое. 2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимальнодопустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этихэкономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельностьили неэффективность. 3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственногозаконодательства, т.е. правовой основы предпринимательства,налогообложения, банковской системы и др. Глава 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики. 3.1 Требования к методам регулирования экономики Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, ккоторым рыночная система предъявляет следующие требования: Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночныесвязи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование,натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления(фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль надценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономикигосударство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни идинамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и,опираясь главным образом на экономические методы управления, старается недопустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этогогораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании. Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Еслигосударство полагается исключительно на административные методы, то оноспособно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что врыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование,в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо. В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменятьрыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Еслигосударство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, какдействие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинаетдавать сбои. 3.2 Воздействие на рыночный механизм Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) своирасходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственноепредпринимательство. Государственные расходы считаются одним из важных инструментовмакроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так иресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование,социальное обеспечение. Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятсяразличные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка,на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможностииспользования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов небеспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплатпособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляетстимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и насоциальную атмосферу в обществе. Политика перераспределения доходовпризвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных группнаселения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловойактивности. Другим важным инструментом государственной политики являетсяналогообложение. В США, например, налоги составляют около 1/3 всейстоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играютзначительную роль в перераспределении доходов. Однако возможностиувеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышениепрогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высокихдоходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям,поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитиинациональной экономики. Государственное регулирование способствует формированию хозяйственныхсвязей и пропорций, координированию экономических процессов и увязкечастных и общественных интересов. (В США существует более 100 федеральныхагенств, занимающихся проблемами и практикой регулирования экономики).Государственное регулирование осущестляется в различных формах –законодательной, налоговой кредитной, субвенционной. Законодательная формаозначает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающиеотносительно равные возможности для соперничества, расширяющие границыконкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства,установлению непомерно высоких цен. Примером законодательной формы регулирования является антимонопольноезаконодательство. В США, например, оно осуществляется с 1890 г., с моментапринятия “Закона Шермана”, дополненного впоследствии рядом другихгосударственных актов. Антимонопольное (антитрестовское) законодательствонаправлено на противодействие монополизации экономики, на стимулированиеконкуренции. За нарушение антитрестовского законодательства в СШАпредусмотрена уголовная и гражданская ответсвенность. Она предполагаетштраф до 1 млрд. $ с корпорации, до 100 тыс. $ с должностного лица итюремное заключение до трех лет. Антитрестовское управление министерстваюстиции США направляло приблизительно 80 уголовных дел в год (80-е годы).На международном уровне конкуренция регулируется специальнымимежгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН попромышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и другихорганизаций. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использованиеналогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства.Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение илирасширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиякредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объемапроизводства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, приэтом повышаются процентные ставки и соответственно сокращаетсяпроизводство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковскиерезервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставлениегосударственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям,предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство,добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНПразвитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки,государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемыеотрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случаеони не могли бы покрывать по рыночным ценам. Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действиерыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономическихресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количествапроизведенной продукции на стороне предложения. Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется вобластях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или жев которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятиязанимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, чернаяметаллургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательстваварьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольнавесома. Заключение Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень частогосударство является первопричиной изменений экономического поведенияпредпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных спроизводством и распределением экономических благ используется активнаяэкономическая политика, проводящаяся соответствующими государственнымиорганами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения,принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственнаяполитика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает вдирективном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям ихчастный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.Следовательно, государство должно просто сделать более доступной дляпредпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболееприоритетной. Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должнобыть безграничным – экономика не должна быть излишне административно«зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит ккоррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где еговмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вреднодля экономики. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаетусловия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозысо стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественныхтоварах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства вэкономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможностьочень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы(материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем(строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса,строительство новых городов), но это не должно приводить к снижениюжизненного уровня населения. Государственное вмешательство может внекоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметныйвред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-хгодов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страныначался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В такомслучае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986году. В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органическисоединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. Вцивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишьпри позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшейценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционируетправовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоитв том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночнуюэкономику. Список литературы 1. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 1998. 2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2000. 3. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997. 4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика под общей ред. проф., д.э.н. Сидоровича А.В. М.: ДИС, 1997. 5. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Перевод с английского – С.-П., 1994. 6. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 1992. 7. Управление государственной собственностью под ред. д.э.н. В.И.Комкина, к.э.н. В.М.Шупыро. М.: Инфра-м, 1997. 8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского, М., 1993. 9. Экономика под ред. д.э.н., проф. А.С.Булатова. М.: Юристъ, 1999.




Похожие:

Функции и роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в экономике
История эволюции представлений о роли государства в экономике. Меркантелисты. Классическая теория. Кейнсианская теория. Неоклассическая...
Функции и роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике

Функции и роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике

Функции и роль государства в рыночной экономике iconЭкономическая роль и функции государства в современной и смешанной экономике

Функции и роль государства в рыночной экономике iconРоль государства в рыночной экономике содержание
Анализ основных макроэкономических показателей социально-экономического развития россии 16
Функции и роль государства в рыночной экономике iconКонтрольная работа по Экономике организаций (предприятий) Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции
...
Функции и роль государства в рыночной экономике iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Сбережения и инвестиции в рыночной экономике»
В данной курсовой работе будут рассмотрены функции сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Самое общее определение данных понятий...
Функции и роль государства в рыночной экономике iconКонтрольная работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Роль и функции государства в рыночной экономике» Подготовил студент
«человек экономический». И тем не менее, экономическая деятельность людей – существенная характеристика реализации человеческой личности,...
Функции и роль государства в рыночной экономике iconКонтрольная работа по курсу «Введение в экономическую теорию»
Тема: «Положительные и негативные стороны рынка. Роль государства в рыночной экономике»
Функции и роль государства в рыночной экономике iconПлан Понятие, функции, структура и роль социального страхования 3
Проблемы и перспективы развития государственного страхования в условиях перехода РФ к рыночной экономике 18
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы