«Психология» icon

«Психология»




Скачать 113.81 Kb.
Название«Психология»
Дата конвертации08.07.2012
Размер113.81 Kb.
ТипПояснительная записка
источник


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»



Факультет психологии



Программа дисциплины


Преподавание психологии в высшей школе


для направления 030300 « Психология»

подготовки магистра (030300.68)


Автор: Подольский А.И.

E-mail: apodolskij@mail.ru



Рекомендована секцией УМС

Секция "Психология"

Председатель


__________________Штроо В.А.

"_____"_____________20__ г.

Утверждено УС факультета

психологии


Ученый секретарь

________________Е.Б.Старовойтенко

"_____"_____________20__ г.

Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

Зав. кафедрой


_______________Болотова А.К.

"_____"_____________2009 г.



Москва 2009

Пояснительная записка

Автор программы: доктор психологических наук, профессор Подольский Андрей Ильич.

Требования к исходным знаниям студентов: знания в объеме курсов "Введение в психологию", "Общая психология", "Педагогическая психология", «Психология развития и возрастная психология».


Аннотация:

Цель курса – формирование у учащихся знаний о целях, содержании и методах преподавания психологии на различных уровнях образования и для разных контингентов обучаемых.

Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- особенности психологического образования на современном этапе;

- основы нормативно-правового обеспечения психологического образования;

- особенности построения целей, содержания, методов, организационных форм обучения в учебном курсе по психологии;

- особенности преподавания различных психологических дисциплин.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника – курс имеет общедисциплинарное, а также конкретное прикладное значение.

Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом курса, умение анализировать реальные психолого-педагогические ситуации преподавания психологии, умение спроектировать учебное занятие по психологии.


Тематический план учебной дисциплины



п/п

Наименование

темы

всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа










Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Современное психологическое образование и его цели

14

2

2

10

2

Виды и содержание психологического образования

16

4

2

10

3

Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

22

4

4

14

4

Принципы и методы обучения психологии

22

4

4

14

5

Разработка учебного курса по психологии

18

4

4

10

6

Профессиональная подготовка преподавателя психологии

16

4

2

10




Итого:

108

22

18

68



Базовый учебник

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. 250 с.

Дополнительная литература

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты . М.: Владос, 2002. 208 с.


Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.

Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Академия, 2001. 304 с.


Формы контроля:

Текущий контроль: работа на семинарах

Промежуточный контроль: домашнее задание в виде проекта.

Итоговый контроль: зачет. Время, необходимое на сдачу зачёта: 20-30 мин.

Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля

1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за активность на занятиях Oак, оценка за домашнее задание Одз, , оценка за зачет Озач.

2. Оценки относительной важности:

Wак = 0.3, Wдз = 0.3, Wзач = 0.4

Содержание программы

Тема 1. Современное психологическое образование и его цели


Основные тенденции современного психологического образования в мире. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования. Учебные планы и программы.

Базовое психологической образование. Преподавание психологии психологам и специалистам других специальностей. Последипломное психологическое образование. Обучение психологии в средних учебных заведениях.

Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 42-85.


Дополнительная литература

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 2. Содержание психологического образования

Психология как наука и как учебный предмет. Учебные дисциплины по психологии и специфика их содержания. Теоретическая и прикладная психология. Общая психология. Социальная психология. Психология развития. Педагогическая психология. Экономическая психология.


Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 86-104.

Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 3. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии

Лекции по психологии. Семинарские занятия по психологии. Практические и лабораторные занятия по психологии. Урок по психологии. Самостоятельное изучение литературы. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. Практика студентов по психологии. Внеклассная (внеаудиторная) работа по психологии в школе и вузе.

Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 105-145.


Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 4. Принципы и методы обучения психологии.

Принципы обучения.

Таксономия учебных задач при изучении психологии.

Объяснительно-иллюстративные методы. Проблемное обучение психологии. Интерактивное обучение. Практические методы обучения психологии.

Методы закрепления изученного материала.

Методы проверки и оценки знаний по психологии.

Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 146-180.

Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 5. Разработка учебного курса по психологии.

Формулировка общей мировоззренческой направленности, целей и задач курса. Определение содержания курса. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса. Место других наук о человеке в подготовке учебного курса по психологии.

Проектирование организации и видов учебных занятий. Выбор и проектирование методов и приемов обучения, проверки и оценки знаний.

Источники материала при подготовке курса: печатные и электронные источники, видеоматериалы, опыт изучения психологии в качестве обучаемого, обмен опытом с другими преподавателями.

Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 181-212.


Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тема 6. Профессиональная подготовка преподавателя психологии

Функции преподавателя психологии. Требования к личностным особенностям преподавателя психологии. Индивидуальные стили преподавания психологии. Пути повышения квалификации и саморазвития.

Основная литература

Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб: Питер, 2005. с. 213-230.


Дополнительная литература

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2001. 304 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. 111 с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 . 192 с.


Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Домашнее задание

1. Самостоятельный поиск и анализ студентами ситуаций преподавания психологии, показательных (интересных) с психолого-педагогической точки зрения.

Возможная схема анализа (модифицированная схема В.Я.Ляудис):

- ценности и цели участников взаимодействия;

- содержание, транслируемое в ходе взаимодействия;

- организация процесса усвоения;

- организация социальных и межличностных отношений, взаимодействия и общения;

- тип организации контроля, оценки, поощрения/наказания;

- результаты взаимодействия:

а) для обучаемых (воспитываемых),

б) обучающих (воспитывающих).


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Основные тенденции современного психологического образования.

  2. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования.

  3. Учебные планы и программы по психологии.

  4. Цели и содержание психологического образования.

  5. Цели и содержание базового психологического образования.

  6. Цели и содержание преподавания психологии психологам и специалистам других специальностей.

  7. Цели и содержание последипломного психологического образования.

  8. Цели и содержание обучения психологии в средних учебных заведениях.

  9. Психология как наука и как учебный предмет.

  10. Учебные дисциплины по психологии и особенности их преподавания.

  11. Особенности преподавания теоретической и прикладной психологии.

  12. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии.

  13. Лекции по психологии.

  14. Семинарские занятия по психологии.

  15. Практические и лабораторные занятия по психологии.

  16. Урок по психологии.

  17. Внеклассная (внеаудиторная) работа по психологии в вузе.

  18. Таксономия учебных задач при изучении психологии.

  19. Методы обучения психологии.

  20. Объяснительно-иллюстративные методы обучения психологии.

  21. Методы проблемного обучения психологии.

  22. Методы интерактивного обучения психологии.

  23. Практические методы обучения психологии.

  24. Методы проверки и оценки знаний по психологии.

  25. Разработка учебного курса по психологии.

  26. Формулировка мировоззренческой направленности, целей и задач курса.

  27. Выбор и проектирование методов и приемов обучения в учебном курсе психологии.

  28. Источники материала при подготовке учебного курса по психологии.


Методические рекомендации преподавателю


Рекомендуются активные формы обучения, связанные с совместным обсуждением и дискуссиями, использованием демонстрационных экспериментов, использование видеоматериалов.


Рекомендации по использованию информационных технологий:

В курсе используются следующие Интернет-ресурсы:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology.

2. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology.

2. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru.


Методические рекомендации студентам


При освоении материала курса приветствуется использование ресурсов Интернета, культурного материала (художественной литературы, кинематографа и т.д.) и других материалов, освещающих различные стороны методики преподавания психологии.


Автор программы________________________________Подольский А.И.


Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

«Психология» icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю»
Данная дисциплина связана со следующими дисциплинами образовательной программы: возрастная психология и психология развития, педагогическая...

«Психология» icon1. Пояснительная записка. Требования к студентам. Поскольку курс «Психология менеджмента»
«Менеджмент», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности»

«Психология» iconПояснительная записка. Требования к студентам
«Общая психология», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Психология личности»

«Психология» icon«Психология труда, инженерная психология и эргономика» направление 030300. 62 «психология»
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...

«Психология» icon1. Пояснительная записка
«Общая психология», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Психология личности»

«Психология» icon«Психология»
Знания в объеме дисциплин «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности»

«Психология» iconПредмет общей психологии
Юридическая психология. Изучает психику и её особенности у преступников и сотрудников правоохранительных органов. Включает в себя...

«Психология» iconПрограмма дисциплины Психология рекламы и связей
Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплин «Общая психология», «Социальная психология»,...

«Психология» iconСписок основных дисциплин аттестационных испытаний Факультет Педагогики и психологии Бакалавриат по направлению «Психология» Бакалавриат по направлению «Психология»,
Бакалавриат по направлению «Психология», профиль Психология развития / Социальная психология

«Психология» iconПсихология основная цель курса
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...

«Психология» iconГосударственный университет
Знания в рамах общих курсов «Общая психология», «Социальная психология», «Организационная психология»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы