История экономических учений icon

История экономических учений



НазваниеИстория экономических учений
Дата конвертации08.07.2012
Размер262.77 Kb.
ТипРеферат
История экономических учений


Введение в предмет. Экономические учения Древнего Мира иСредневековья. 1. Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взглядыстудентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание.Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научногопознания. Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальныхэлементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических науквключает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучениевсех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изученияэкономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы. Вывод: только сознание социально-экономической основы дает ключ кпониманию общих исторических явлений и в основе всех мировоззренийэкономики. Из сказанного следует, что в основе всех взглядов лежит историяизменения в производительных силах и производственных отношениях. Предметом истории экономических отношений является историческийпроцесс возникновения, борьбы и смены экономических систем взглядов наразных этапах развития человеческой цивилизации. История экономическихучений относится к числу гуманитарных дисциплин и занимает очень важноеместо. Методологической основой курса является учение о базисах иэкономических надстройках. Когда экономическая наука появилась? Над явлениями экономическойсистемы люди раздумывали много тысяч лет назад. Но эти раздумывания не былинаукой. Экономическая наука появилась в эпоху зрелого рабовладельческогообщества, которая опиралась на более зрелые производительные силы (4-5 тыс.лет назад). Первые источники относятся к странам Древнего Востока (Египет,Вавилон, Китай). Но высшие образцы дали греки и римляне. 2. С появлением первых государств и зарождением различныхэкономических форм государства в экономической жизни перед обществомвозникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется и по сейдень (для России обостряется). Главная проблема – это выбор идеальной модели социально-экономическогоустройства. Сделать этот выбор можно лишь на основе выбора экономическойтеории, принятия ее, и всеобщего одобрения в качестве руководства кдействию при осуществлении хозяйственной политики. Как делался выбор идеальной модели в Древнем Мире? В это времягосподство рабовладельческой системы и приоритета натурального хозяйстванад товарно-денежным. 1) Выразители экономической мысли древности (философы и правители рабовладельческих государств), они были аполагиатами рабовладельческого времени и считали такой порядок единственным; 2) Их доказательства базировались преимущественно на категориях морали, этики, справедливости и были направлены против торгово- ростовщищеских операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала. В них усматривалась искусственная сущность, нарушающая принцип эквивалентности и пропорциональности в обмене.
Итак аполагизация рабовладения и натурального хозяйства с однойстороны и отрицательного денежного капитала и товарного с другой – это тообщее, что присуще всем школам Древнего Востока и классическогорабовладения. Но между ними есть и различия. Рассмотрим их подробнее: главнаяособенность восточного рабства состоит в масштабах функций государства,которые отчасти были обусловлены их объективными предпосылками(строительство грандиозных ирригационных сооружений требовалогосударственного вмешательства). Однако, грандиозная государственная опека натурального хозяйстватребовала регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы.Кроме того, на Востоке ведущая роль в экономике принадлежалагосударственной собственности. Масштабность функций государства в экономикеи ведущая роль государственной собственности в ней стали теми критериями,которые легли в основу способа – азиатского способа производства. Элементы этой системы веками существовали в России, влияя наформирование менталитета, обычаев и традиций нашего народа. 3. Экономические учения Древней Греции. Рабство Древней Греции и Рима в 1 тыс. до н.э. называлоськлассическим. Лучшими достижениями экономической мысли того времени – трудыКсенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт (430 – 354 гг до н.э.) Основной труд «Домострой». Ксенофонт автор термина «экономика». Этоттермин происходит от ойкос (дом) и номос (правило) – правило ведениядомашнего хозяйства. Основные положения «Домостроя»: 1) Разделение труда на умственный и физический, людей соответственно на свободных и рабов – имеет естественное происхождение; 2) Естественным является преимущественное развитие сельского хозяйства, по сравнению с ремеслом и торговлей; 3) Производственно может выполняться наиболее простая работа, а упрощение трудных операций можно добиться с помощью разделения труда; 4) Всякому товару присущи полезные свойства (потребительская стоимость) и способность обмениваться с другими товарами (меновая стоимость); 5) Степень разделения труда обусловлена размерами рынка; 6) Деньги изобретены для того, чтобы с их помощью осуществлять обращение товаров и накопление, но ни как ростовщических операций. Платон (428- 347 гг до н.э.) Родился в Афинах и жил там. По основным положениям соглашался сКсенофонтом, предвосхитил появление так называемой модели социально-экономического устройства. Отстаивал натурально-хозяйственные отношениярабовладельческого общества. Эти его позиции нашли свое отражение в 2хосновных произведениях «Государство» и «Законы». В первом произведенииПлатон утверждает, что аристократы и воины не должны обременять себяхозяйством, а их обеспечение по уравнительному принципу должно взять насебя общество. Остальная же часть общества должна владеть и распоряжатьсясобственностью (землевладельцы, собственники, купцы). В «Законах» отражено отрицательное отношение к ростовщичеству идоказывается приоритет сельского хозяйства над ремеслом и торговлей. Здесь же ог - овариваются условия передачи имущества по наследству. Аристотель (384 – 322 гг до н.э.) Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Свои выводыстроит не на абстрактных умозаключениях, а на основе анализа реальныхфактов. Основная работа «Никомахова этика» и «Политика». В этих трудах –проект идеального государственного устройства. Основные положения этогоустройства: 1) Показывал деление общества на свободных и рабов, а труда на умственный и физический; 2) Доказывал, что хозяйство должно быть натуральным; 3) Доказывал приоритет сельского хозяйства над другими отраслями. Новации: Поставил и попытался решить 2а очень важных вопроса, над которымичеловечество потом билось долгие века: a. Чем определяется соотношение при обмене товаров и что делает их сравнимыми? Почти подойдя к правильному ответу, все-таки делает неправильный вывод, что сравнимыми их делают деньги. А то общее, что есть во всех товарах – это потребность. b. Что такое деньги? По Аристотелю, это результат соглашения между людьми. Свойства золота-денег: . Делимость; . Портативность; . Антикоррозийность; . Однородность. 4. Экономическая мысль Средневековья. Фома Аквинский (1332 – 1404 гг) Труды его были тесно замешаны на теологии. Основные положения: 1) Необходимость вмешательства государства в экономику; 2) Доказывает естественность социального неравенства; 1) и 2) роднят его с мыслителями древности. 3) С учетом роста городов, ремесленного производства, торговли и ростовщичества Фома не отдает приоритета сельскому хозяйству и не считает торговлю и ростовщичество греховным делом; 4) Ценность денег по его мнению устанавливается не по весу содержимого в них металла, а по усмотрению государства (номиналистическая теория денег). Фома Аквинский был представителем позднего каноничества.Представителем же раннего каноничества является Святой Августин илиАвгустин Блаженный.|Ранние каноники (Августин |Поздние каноники (Фома ||Блаженный) |Аквинский) ||1. Разделение труда | ||Умственный и физический труд |Деление людей по профессиям ||равноценны и не должны влиять|и сословиям, обусловленное ||на человека в обществе. |Божием проведением и || |склонностями людей. ||2. Богатство | ||Труд создает богатство в |Золото и серебро ||форме материальных благ, |рассматривают, как ||включая золото и серебро; |приумножение частной ||нетрудовое накопление денег |собственности и богатства. ||называют искусственным | ||богатством и относят к | ||греховным деяниям. | ||3. Обмен | ||Обмен осуществляется по |Обмен рассматривается, как ||принципу пропорциональности и|субъективный процесс, не ||является актом свободного |всегда обеспечивающий ||волеизъявления людей. |равенство извлекаемой || |пользы. ||4. Справедливая цена | ||Цена должна устанавливаться в|Отрицают затратный метод ||соответствии с трудовыми и |установления цены, ||материальными затратами по |утверждают, что цена должна ||его производству. |содержать доход, || |обеспечивающий продавцу || |соответствующее положение в || |обществе (цена выше || |стоимости товара). ||5. Деньги | ||Деньги являются искусственным|Стоимость денег ||образованием и необходимы для|устанавливается ||ускорения и облегчения |государственным штемпелем. ||меновых операций на рынке; | ||стоимость денег определяется | ||содержанием металла в монете.| ||6. Торговая прибыль, | ||Ростовщический процент | ||Торговая прибыль и |Крупные доходы торговцев и ||ростовщический процент |ростовщиков допустимы, когда||извлекаются из крупных |они связаны трудом по ||операций, превращаются в |транспортировке товаров, а ||самоцель и по тому |так же с риском, имеющим ||расценивается как не Богу |место в благопристойной ||угодные и греховные явления. |деятельности. | Меркантилизм. Концепция рыночной экономики. Экономическое учение физиократов. 1. Меркантилизм – концепция богатства. Эпоха первоначального накопления капитала. 2. Ранний и поздний меркантилизм. Сравнительный анализ. 3. Кенэ – основатель школы физиократов. 1. Меркантилизм– концепция богатства. Эпоха первоначального накопления капитала. Америка была открыта благодаря погоне европейцев за индийскимипряностями. Завоевана и основана, в следствии их ненасытной жажды золота исеребра. Таким образом, великие географические открытия были сделаныблагодаря развитию торгового капитала и в свою очередь способствовали егодальнейшему развитию. Торговый капитал становился доминирующим, а рыночные экономическиеотношения размывали натуральное хозяйство средневековья. Торговый капиталявлялся исходной формой капитала из которого постепенно вырасталпромышленный капитал. Происходило это в 15-17 веках и в значительнойстепени в 18 веке. Это была эпоха первоначального накопления капитала. Это был переходныйпериод от феодализма к капитализму. Процесс первоначального накопления капитала следует рассматриватьдвояко: с одной стороны это накопление богатства на одном полюсе, а напротивоположном полюсе – обнищание и пролетаризация масс. Существуютразличные взгляды на эти процессы, так апологеты буржуазного обществаутверждают, что богатеи наиболее трудолюбивые, бережливые и искусныеремесленники, а разорялись пьяницы, лодыри и неумехи. Марксисты утверждали, что это был насильственный процесс лишенияосновных средств производства (земли у крестьян). Огораживание, например,было характерно для Англии. Другие способы: работорговля, неэквивалентныйобмен, колониальный грабеж. Золотой бум способствует всему развитию строя. Это часть буржуазногообраза мыслей, но в эпоху первоначального накопления капитала блеск этогоидола был особенно яркий, «купить, чтобы продать дороже» - вот принципторгового капитала. Разница от этих актов купли-продажи мыслилась в формезолота, о том что эта разница может возникнуть только благодаря труду ещеникто не думает. Положительное внешнеторгового сальдо считалось верхомгосударственной мудрости, а накопление в стране драгоценных металловявлялось целью экономической политики Первоначальное накопление капитала – это предыстория капитализма, амеркантилизм – предыстория политэкономии, экономической теории. В 16 веке в Западной Европе сложились центральные государства ссильной королевской властью. Феодалы были сломлены, их дружины остались безработы – эти люди превращались либо в батраков, либо шли служить в армию ифлот, отправлялись грабить колонии и в этом случае обогащали судовладельцеви торговцев. Городская ремесленная и торговая буржуазия были союзниками королей вборьбе с баронами, они давали королям оружие, деньги, а часто людей дляэтой борьбы. Короли, или государство в свою очередь, поддерживали интересынациональной буржуазии против феодалов, черни и иностранных конкурентов. В интересах национальной буржуазии (торговой) проводиласьэкономическая политика – меркантилизм. Во многих случаях эта политика была и в интересах дворянства, так какего доходы были связаны с торгово-кредитной деятельностью. Исходным пунктом предпринимательской деятельности являются деньги. Формула торгового капитала: Д – Т – Д` Формула промышленного капитала: Д – Т СП … П … Т` -Д` РС Д` = Д + dД Формула ссудного банковского капитала: Д - Д` Меркантилизм происходит от английского слова merchant, что означаеткупец. Основоположником был французский дворянин Монкретьен, после одной издуэлей вынужден был иммигрировать в Англию, где увидел экономическуюорганизацию, будучи патриотом он изучил экономический строй в Англии в 1615году в Роане опубликовал трактат политической экономии, где давалпрактические рекомендации, как сделать Францию процветающей. Эта работабыла посвящена проблеме увеличения богатства государства, а всеобщимвоплощением богатства, по мнению меркантилистов, были деньги (золото исеребро), поэтому объективно экономическая политика, которую предлагалМонкретьен, не могла быть иной, как политикой накопления денег. Экономическая политика меркантилизма сводится к всемирному накоплениюденег в государстве и государственной казне, а теория сводится к поискуэкономических закономерностей в сфере обращения ведущих и обогащению.Верхом государственной мудрости меркантилисты считали продажу товаров заграницу в большом объеме, чем покупку их там, а разницу между экспортом иимпортом в золоте составляют доходы, которые и умножают богатствогосударства. Существовали два направления в меркантилизме: раннее ипозднее. 2. Ранний и поздний меркантилизм. Сравнительный анализ. В эпоху раннего меркантилизма мероприятия по накоплению богатства были примитивные, они были направлены на накопление золота в стране иосуществлялось с помощью внеэкономических методов, в частности иностранныхкупцов заставили расходовать на месте всю выручку от продаж и их товаров идаже назначали для этого специальных надсмотрщиков. Поздний меркантилизм ищет возможность обогащения нации в развитиивнешней торговли, торгового активного баланса. Поздние меркантилистысчитали, что самым надежным способом привлечения денег в страну являетсяразвитие производства экспортных товаров, государство должно всемернопомогать такому производству и помогать осуществлять внешнюю торговлю,поэтому государство стало насаждать промышленное производство, обеспечивалостроительство мануфактур. Теория и практика меркантилизма были направленына накопление денег и предполагали государственную регламентациюхозяйственной деятельности. Политика эта проводилась во всей Европе и немогла быть иной в период становления абсолютийских государств и развитиенационального хозяйства. Ускоренное капиталистическое развитие быловозможно только в национальных рамках и во многом зависело от помощигосударства, которое способствовало накоплению капитала и тем самымхозяйственному росту. Своими взглядами меркантилисты выражали подлинныезакономерности и потребности экономического развития. Идеи меркантилизма живы и до сих пор активно используются в той илииной степени многими государствами сегодня. Вывод: ранний меркантилизм (монетарная система) не шел дальшеадминистративных мероприятий для удержания денег в стране; поздниймеркантилизм ищет источники обогащения нации в развитии внешней торговли,покровительстве национального производства и активного внешнеторговогобаланса. Поздние меркантилисты одобряли лишь такое вмешательствогосударства в экономику, которое, по их мнению, соответствует принципаместественного права. Идеи этого права берут начало от Аристотеля, но вновое время получил новое содержание, эта теория выводилась из абстрактнойприроды человека и его природных прав. Так как эти права во многомпротиворечили светскому и церковному деспотизму, Средневековью, то онисодержали элементы: к естественным правам человека относится право частнойсобственности и право на безопасность человека. В социальном смысле теориямеркантилизма состоит в государственном обеспечении роста буржуазногобогатства. Связь экономической теории с естественным правом в последствии перешлаиз меркантилизма в классическую политэкономию, но характер этой связиизменился, так как буржуазия окрепла и не нуждалась в сильной опекегосударства, поэтому классики стали выступать против чрезмерногогосударственного вмешательства в экономику. Вторым видным представителем меркантилизма был англичанин Томас Ман.Его называли стратегом торговли, в отличии от Монкретьена, он прожилдовольно спокойную жизнь, отей его был купцом. Сам Томас Ман начиналклерком, прошел все ступени служебной карьеры, разбогател, стал виднымчеловеком. В 20-х годах 17 века был одним из авторов экономическойполитики, которая проводилась в жизнь до конца столетия, но и сейчасотдельные элементы этой политики исполняются Основные положения этойполитики: 1) Запретить вывоз сырья, особенно шерсти; 2) Вывоз готовой продукции поощрять, в том числе и государственных субсидий – эта рекомендация действует и сейчас (в Японии); 3) Англия захватила все новые колонии – этот процесс, по мнению Томаса Мана, должен был продолжаться, поскольку колонии дают дешевое сырье, а торговцам прибыли от торговли; 4) Предлагается ограничить доступ иностранных товаров в Англию высокими пошлинами, что подрывало конкурентоспособность этих товаров и стимулировало развитие собственных мануфактур; 5) Развитие флота (торговый и военный). Вывод: в совокупности политэкономию меркантилистов называлипротекционисты, цель их мероприятий – увеличение притока золота в страну,средства реализации, развитие национального производства, торговли и флота. 3. Кенэ – основатель школы физиократов. Школа возникла во Франции в 18 веке, сам термин физиократ возник от 2хгреческих слов: «физиос» (природа) и «кратос» (сила). Основнойпредставитель Кенэ родился в семье крестьянина, был естествоиспытателем иврачом, экономическими проблемами занимался, когда ему было около 60 лет.Франция в середине 18 века мало отличалась от того, что было в 16 веке. Этобыла аграрная страна с нищим и крестьянским населением. Промышленнаяреволюция еще не коснулась Франции. В отличии от меркантилистов, физиократывидели источник возрастания богатства не в обращении, а в производстве, ноне во всем, а только в сельском хозяйстве, потому что физиократы связывалиего с физическими приростами. Кенэ рассмотрел проблему распределенияприбавочного продукта и пишет:»вспахав, ударив и засеяв крестьянинвыращивает урожай, затем он выделяет семенной фонд, зерно на пропитаниесемьи, часть продает для приобретения городских товаров и отмечает, что унего остался еще избыток – он отдает его ;сеньору, королю и церкви: сеньору-4/7, королю – 2/7 и церкви – 1/7. Что касается короля и церкви это отБога, что касается сеньора, то рента составляет поз стельные авансы – этонекие капиталовложения, сделанные в незапамятные времена для приведенияземли в пригодное для сельскохозяйственной обработки состояния».Рекомендации, которые давали физиократы правительству: поправить испособствовать сельское хозяйство. Заслуга физиократов в том, что они перенесли источник богатства изсферы обращения в сферу производства. Классическая буржуазная политэкономия. 1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы. 2. Экономические учения А. Смита. 3. Экономические учения Д. Рикардо. 1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы. Все предшествующие экономические школы обосновывали необходимостьширокого государственного вмешательства в экономические процессы. Но помере развития рыночных экономических отношений укрепление позиций капиталастановилось все более очевидным, что чрезмерное экономическое вмешательствогосударства в экономические дела ограничивает предпринимательские свободы исдерживает частную инициативу (ограничивает). Вытеснение до индустриальных условий производства системы свободногочастного предпринимательства способствовало разложению меркантилизма ипоявлению требований полного невмешательства в экономику (экономическийлиберализм). Проводниками этой теории явились классики буржуазнойполитэкономии, они вели борьбу с протекционистской политикоймеркантилистов. Классики в отличие от меркантилистов заново сформировалипредмет и метод экономической теории. Развитие промышленного капитала обусловило выдвижение на первый планпредприятий, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй планкапитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях.Поэтому в качестве предмета изучения классики берут сферу производства. В методологии классики отошли от эмпирического (поверхностного)описания действительности, свойственного меркантилизму и взяли навооружение новейшие методологические приемы, обеспечивающие глубокиеаналитические результаты. Классики были добросовестными и глубокимиисследователями. Сравнительный анализ теоретико-методологических характеристик меркантилизма и классической школы.|Меркантилизм |Классическая школа ||1. Главный принцип | ||экономической политики. | ||Протекционизм, политика |Экономический либерализм ||свободной конкуренции |(фритридерство). ||отрицалась. | ||2. Предмет экономического | ||анализа. | ||Сфера обращения в отрыве от |Изучение проблем ||производства (оно не |производства в отрыве от ||рассматривалось). |обращения. ||3. Метод экономического | ||анализа. | ||Эмпирический (описание |Причина-следственный, метод ||внешних проявлений |индукции-дедукции, анализа и||экономических процессов), |синтеза, научной абстракции.||отсутствие системного | ||изучения всех сфер экономики.| ||4. Трактовка происхождения | ||стоимости (ценности) товара. | ||В связи с «естественной» |По затратной характеристике ||природой золотых и серебряных|с учетом либо издержек ||денег и их накоплением в |производства, либо ||стране. |количества затраченного || |труда. ||5. Концепция экономического | ||роста. | ||Осуществляется посредством |Посредством увеличения ||увеличения денежного |национального богатства, ||богатства страны, благодаря |создаваемого ||достижению активного |производственным трудом в ||торгового баланса во внешней |сфере материального ||торговле. |производства. ||6. Принцип достижения | ||макроэкономического | ||равновесия. | ||Благодаря координирующим и |Самоуправление совокупного ||регулирующим действиям |спроса и совокупного ||государства. |предложения, благодаря || |«закону рынков». ||7. Позиции в области теории | ||денег. | ||Деньги – это искусственное |Деньги – это стихийно ||изобретение людей, это фактор|выделившийся товар в мире ||роста национального |товаров, это техническое ||богатства. |орудие, вещь облегчающая || |процесс обмена. | Хронология классической школы. Существуют два подхода. Марксисты считают, что классическаяполитэкономия завершилась в начале 19 века трудами А. Смита и Д. Рикардо. Изатем на смену классической школе пришла «вульгарная» экономическая теория,родоначальниками которой были Жан-Батист Сэй, Мальтус, Синеор. Маркс к классикам относил тех экономистов (Смит, Рикардо, Петти),которые стояли на позиции теории трудовой стоимости и которые раскрываликлассовые антогонистические противоречия капиталистического общества иподводили концепции без классового коммунистического общества. Современные западные, а вслед за ними и значительная часть нашихэкономистов, трактуют расширительно, включают в него и так называемыхпредставителей «вульгарной» экономики. Принимая во внимание обозначенные выше принципы теоретическо -методологической школы, можно утверждать, что так называемые «вульгарные»экономисты и Миль и сам Маркс относятся к классической школе. Характеристика общих признаков и особенности этапов развития классической школы. В развитии классической школы условно можно выделить 4 этапа: 1й - конец 17 века начало 18 века (представители: Петти, Боагильбер) Они осуждали сдерживающий предпринимательство протекционизммеркантилистов, сделали первые попытки создать затратные трактовкистоимости, подчеркивали приоритетные значения либеральных принциповхозяйствования, но не будучи профессионалами экономистами они не смоглиглубоко проработать теоретические проблемы эффективного развитияпроизводства. 2й – последняя треть 18 века (представитель: А. Смит). Он создал теорию «экономического человека», теорию «невидимой руки»,по существу открыл объективно действующие экономические законы, выступал засвободную конкуренцию и не вмешательство государства в экономические дела.На положениях А. Смита покоится современная концепция о товаре и егосвойствах, о деньгах, о заработной плате, прибыли, капитале,производительном труде. 3й – середина 19 века, в течение которого состоялся переход отмануфактурного производства к фабричному (представители: Мальтус, Синеор,Сэй). Все они последователи А. Смита, в том отношении, что как и он главнымв экономической науке считали теорию стоимости и придерживались затратнойконцепции. Тем не менее каждый из них оставил в теории заметный след. Мальтус – автор самой адиозной экономической теории, «теориянародонаселения». Суть теории состоит в том, что народонаселение увеличивается болеевысокими темпами, чем происходит прирост материального благосостояния. Этовызывает дефицит товаров, рост цен, безработицу, снижение жизненного уровнянаселения. Свои выводы он сделал основываясь на статистике США того времении у него выходило следующее: Рост народонаселения 1, 2 , 4, 8, 16, 32…… Рост материальных благ 1, 2, 3, 4, 5, 6…… Вывод: в нищете, безработице, росте цен виноваты сами рабочие, которыеслишком быстро плодятся, а не производственные отношения капитализма.Виновными за сложное положение дел Мальтус считает и капиталистов, которыеслишком много платят, позволяя им плодиться. Считал, что войны, эпидемии,мор – благие явления, позволяют ограничить рост народонаселения и избавитьего от голода. Жан-Батист Сэй – автор теории рынка. Утверждает, что рыночная экономика является саморегулирующейся, потомучто производство само создает спрос равный себе, а следственногосударственного регулирования не нужно. Заработная плата, процент, рента Труд, земля, капитал Домашнее хозяйство Бизнес Товар Доход Синеор – автор теории гармонического общества. Суть теории: рабочие владеют способностью к труду, но не обладаякапиталом не могут эту способность реализовать. Средствами и предметамитруда владеют капиталисты, но не могут привести их в движение. Такимобразом, рабочие заинтересованы в капиталах, которые дают им возможностьреализовать их способность к труду, а капиталисты заинтересованы в рабочих,которые приводят в движение средства труда. Рикардо – он выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, разрабатывалзаконченную теорию о формах земельной ренты, сформировал теорию стоимостиденег и товаров, в зависимости от их количества в обращении (то естьсторонник количественной теории денег). 4й – вторая половина 19 века. В это время доминируют труды Миля и Маркса, они всесторонне обобщилилучшие достижения предшественников. В этот период уже началось формированиенеоклассической теории, но популярность классиков осталась внушительной.Это потому, что они стояли на позициях трудовой теории стоимости,эффективность ценообращения в условиях свободной конкуренции осуждаликлассовую тенденциозность, в основном симпатизировали рабочему классу ибыли обращены к социализму и реформам. 2. Экономические учения А. Смита. Осуществил революционный переворот в экономических воззрениях, обратилвнимание на то, что богатство государства в наличии продукта, а не вналичии золота и серебра, как думали меркантилисты. Богатство возрастает впроизводстве, а не в сфере обращения. А. Смит – шотландец. Родился в 1723 году в семье небогатоготаможенника. В 14 лет поступил в Глазговский университет. В 1746 году Смитчитает лекции по естественному праву, оно – естественное право – включалоюриспруденцию, политические учения, социологию, экономику. Уже в эти годывысказывает основные идеи экономического либерализма. «Человек обычнорассматривался государственными деятелями и прожектерами (политиками), какнекий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественныйход человеческих дел. Надо же предоставить природу самой себе и дать ейполную свободу в преследовании ее целей и осуществлении ее собственныхпроектов. Для того, чтобы поднять государство с самых низких ступенейварварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги итерпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей. Всеправительства, которые насильно направляют события иным путем, пытаютсяприостановить развитие общества, считается противоестественным. Чтобыудержаться у власти они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию». Экономические воззрения Смита вытекали из философии естественногоправа, которое провозглашало свободу личности и приоритет прав личности надправами государства и общества, то есть ценности либерализма. Объективнаятеория естественного права была направлена против феодального абсолютизма,против кастовых и цеховых ограничений. Эта теория явилась основой дляформирования правового государства. В экономике теории естественного правалежала в основе теория свободного рынка. Самым замечательным производством Смита является книга «Исследование оприроде и причинах богатства народов» (Лондон 1776). В этой работе Смитпровозглашает идеи либерализма к идее экономики. Основой его экономическихвоззрений стала философия французских рационалистов (Ильвеция), которыйпровозгласил эгоизм естественным свойством человека и факторомобщественного прогресса. Ильвеций сравнивал роль своего корыстного интересас ролью всемирного тяготения. Эту точку зрения принял А. Смит и перенес еена политэкономию. Ход мыслей А. Смита: главным мотивом хозяйственнойдеятельности человека является своекорыстный интерес, но преследовать свойинтерес может только человек, оказывая другим услуги, предлагая в обменсвой труд и продукты труда. Естественным стремлением людей улучшить своематериальное положение – это такой мощный стимул, что если ему предоставитьсвободу действий, он сам способен привести общество к благосостоянию. Смит впервые вводит понятия объективных экономических законов, чем посути дела поставил политэкономию на научную основу, поскольку наукасуществует в той мере, в какой исследуют объективные законы. Смитиллюстрирует экономические законы на примере закона стоимости. Но самоготермина экономические законы А. Смит еще не ввел, подозревая их он говорито «невидимой руке», это не что иное как стихийно действующий объективныйэкономический закон. Концепция своекорыстного интереса поставила вопрос о мотивах истимулах хозяйственной деятельности человека. С этой проблемой остростолкнулся социализм. Из концепции своекорыстного интереса вытекает и политика невмешательства в экономику. Если деятельность в конечном итоге ведет к благуобщества, то эту деятельность не надо ничем стеснять. Смит считал, что свобода передвижения товаров и денег, капитала итруда, ресурсы общества будут использоваться самым оптимальным образом.Свобода конкуренции была альфой и бетой его экономического учения. Завершение классической политэкономии. 1. Завершения учения Миля. 2. Экономические учения К. Маркса. 1. Завершение учения Миля. Его отец был экономистом. В 10 лет Миль сделал обзор всемирнойистории. В 13 лет историю Рима. Главное произведение Миля «Основыполитэкономии» в 5 томах. Практическая деятельность Миля была связана с ост- индийской компанией. Так же он был членом парламента. Миль очень много взял от Рикардо, как в методологическом, так и втеоретическом плане. Что роднит Рикардо и Миля: 1) Миль принял рикардийский взгляд на предмет политэкономии, выделив на 1й план законы производства и 2й план законы распределения. Предметом – законы экономического развития. 2) В методологическом плане Миль был солидарен с Рикардо концепцией «нейтральности» денег, привержен, как и Рикардо, количественной теории денег. Данная концепция по поводу денег ведет к недооценке функции денег. В частности Миль не признает такую функцию, как меру стоимости. 3) Миль дает упрощенную характеристику богатству. Богатство по Милю это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Но у Миля есть и своя специфика в теории: 1) Миль уже противопоставляет законы производства и законы распределения. Законы производства по Милю неизменны и заданы технологическими условиями, они так же, как и физические истины объективны, то есть, в них нет ничего зависящего от воли человека. Законы распределения, поскольку ими управляет человеческая интуиция, являются такими, какими их делают мнения и желания правящей части общества. Они весьма различны - в разные века и в разных странах. Именно законы распределения, на которые влияют обычаи данного общества, предопределяют персональное распределение собственности между основными классами. 2) Миль вносит различия в понятия статика и динамика, он отмечает, что до него все экономисты изучали законы в статичном обществе, но к этому исследованию, он говорит, надо добавить динамику. Теоретические проблемы Миля. o Теория производительного труда. Здесь он во многом солидарен со Смитом. Он говорит, что только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство. Миль расширяет сферу производительного труда, включая в нее труд по охране частной собственности и труд по приобретению квалификации. o Заработная плата. Так же как и у Рикардо – это плата за труд. Величина заработной платы зависит от соотношения спроса и предложения. Миль считает, что заработная плата должна равняться минимуму необходимому для воспроизводства рабочей силы. o Капитал. Это ранее накопленный запас прошлого труда, накопление капитала расширяет масштаб занятости и предотвращает безработицу, правда в том случае, если имеют место производственные накопления. o Миль принял теорию ренты Рикардо и видит в ренте компенсацию за пользование землей, но тут Миль вносит некоторое уточнение. Он говорит, что в зависимости от формы исполнения земельного участка, он может либо обеспечивать ренту, либо наоборот требует издержек. o В теории распределения доходов (заработная плата, прибыль, рента). Здесь Миль стоит на позициях Мальтуса и уже на примере Англии показывает, что прирост средств, для существования не опережает прироста народонаселения. Он предлагает регулировать народонаселение за счет регулирования семьи, за счет регулирования рождаемости и эмансипации женщин. o В теории стоимости, Миль, рассмотрев понятия - меновая стоимость, потребительская стоимость и стоимость, обращает внимание на то, что стоимость не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость понятие относительное. Товар Меновая стоимость Потребительская стоимость Стоимость (относительнодругого товара) Миль, как и все классики, утверждает, что стоимость создается трудом, а величина стоимости определяется затратами труда. o В экономике нет ничего более несущественного, чем деньги. Они нужны лишь, как средство для экономии времени и труда. o Милю первому принадлежит трактовка социализма и трактовка социалистического общества. Но при всех симпатиях к социализму, Миль отмежевывался от социалистов в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности. По его мнению, частная собственность – вещь совершенно прекрасная, а задача состоит лишь в том, чтобы преодолеть индивидуализм и злоупотребления, возможные в связи с правом частной собственности. Таким образом, миль не за ликвидацию частной собственности, а за усовершенствование распределения частной собственности. o По вопросу о роли государства в социально экономическом развитии. Миль утверждает, что ЦБ следует повышать банковский процент, так как за этим следует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса. Кроме того, это ведет к предотвращению утечки из страны золота и национальной валюты. Призывает к сокращению государственных расходов. o Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль, все же указывает, что есть сферы общественной деятельности (сферы бессилия рынка, где рыночные механизмы не приемлемы), это инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и т.д. o Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение, обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком смысле слова. 2. Учения Карла Маркса. Родился в городе Триле (1818-1883), в семье юриста. Он получил хорошееобразование (широкое). Идеи Маркса сочетались с философскими,социологическими и политологическими. Он учился в 2х университетах(Боннском и Берлинском). Жил и работал в Англии. Методологически Маркс исходил сразу из 3х источников: 1) Английская классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти); 2) Классическая немецкая философия (Гегель, Фейербах); 3) Французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн). У первых Маркс заимствовал трудовую теорию стоимости, положение законатенденции нормы прибыли к понижению. У вторых заимствовал идеи диалектики и материализма. У третьих – понятия классовой борьбы и социального устройстваобщества. Маркс рассмотрел политику и государство, как вторичное явление поотношению к экономике, то есть создал учение о базисе и надстройке.Экономическое учение – базис, а государство, политика, образование, наука –это все надстройки. Основной труд Маркса – «Капитал» (порядка 40 лет он затратил на егонаписание). В нем исследуется капиталистический способ производства. ПоМарксу исключается гуманизация общества и демократии из-за частнойсобственности на средства производства. В капиталистической системетрудятся ради прибыли, и имеет место эксплуатация одного класса другим. Ачеловек при капитализме (и рабочий, и предприниматель) становится чуждымсамому себе, так как не может само реализоваться в труде, потому что труддеградировал в лишь средство существования. Общественным идеалом Маркс считал коммунизм, при котором все средствапроизводства уже не принадлежат отдельным собственникам, а являютсяобщественным достоянием и каждый человек приобретает свободу, прежде всегоот эксплуатации. Как и его предшественники, Маркс рассматривает распределение доходов,полной занятости, экономического роста, благосостояния. Но центральнойидеей Маркса является идея классов и теория классовой борьбы с тенденциейупрощения и поляризации классовых групп вокруг 2х основных классов(пролетарии и капиталисты). Борьба классов неизбежно должна привести к победе социалистическойреволюции. Социальная революция неизбежна, потому что по мере накоплениякапитала богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Во времена Маркса это действительно было справедливо, но в настоящеевремя бедные беднее не становятся, в настоящее время в развитых странахрост реальной заработной платы идет параллельно с ростом национальногодохода и даже несколько опережает его. Новации Маркса в теории классов: 1. Существование классов связано лишь с определенными фазами развития общества. 2. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата. 3. Эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всех классов и построение бесклассового общества. В области экономики: Анализируя капитал, Маркс определяет его, как средство эксплуатациирабочего класса и установления власти над рабочей силой. Маркс впервые вводит понятие органического строения капитала C / V, где C – постоянный капитал (средства производства и орудия труда) V – переменный капитал. W = C + V + M, с ростом НТП C ( , а V( Стоимость товара Прибавочная стоимость Маркс открыл норму прибавочной стоимости (норма эксплуатации) M`=M / V * 100% - выражает степень эксплуатации рабочего класса. Норма прибыли – p`=M / (C +V) * 100% - показывает результативность капитала. Норма прибыли по Марксу имеет тенденцию к понижению, потому что Mрастет медленно, а знаменатель (C + V) быстрее. Главной своей заслугойМаркс считает открытие двойственного характера труда воплощенного в товаре. Товар Меновая стоимость Потребительская стоимость ТрудСтоимость Конкретный трудАбстрактный труд Частный трудОбщественный труд Противоречия Стоимость создается абстрактным трудом, а абстрактный труд – трудвообще, как затрата человеческой энергии в физическом смысле. Конкретный труд – труд определенный квалификацией и все видыконкретного труда отличаются друг от друга: a) По предмету труда (то на что он воздействует); b) По средствам труда; c) По профессиональным движениям; d) По конечному результату (потребительской стоимости). Конкретный труд по природе является частным трудом (что и как частноедело товаропроизводителя). Абстрактный труд – общественный труд по своей природе, так как труднаправлен на удовлетворение общественной необходимости. Между частным и общественным трудом противоречия, которые обостряютсяс развитием производства. Ленин считал краеугольным камнем Марксистской теории – учение оприбавочной стоимости. Маркс открыл природу экономических кризисов капитализма. Производствоэто раскручивающаяся спираль, а потребление закручивающаяся. Между нимиразрыв постоянно увеличивается. Маркс охарактеризовал все фазы промышленного производства (теорияпромышленного цикла). Классический цикл 10 – 12 лет, содержит 4 фазы, цикл от кризиса докризиса.




Похожие:

История экономических учений iconУчебники: Сурин А. И. История экономики и экономических учений
Ядгаров Я. С. История экономических учений А. В. Холопов История экономических учений и др
История экономических учений iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
История экономических учений iconИстория экономических учений учебно-методические материалы
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным...
История экономических учений iconИстория экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...
История экономических учений iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений iconПрограмма дисциплины История экономических учений
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
История экономических учений iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли
История экономических учений iconКарагандинский экономический университет казпотребсоюза учебно-методический комплекс история экономических учений караганда – 2007-2008 Авторский коллектив
Целью курса «История экономических учений» является формирование научного мировоззрения у студентов, будущих специалистов экономической...
История экономических учений iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Использование экономических учений в современной экономике России»
Общие положения классической школы и возможность применения для современной России
История экономических учений iconНациональный исследовательский университет Высшая школа экономики примерная программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
...
История экономических учений iconТемы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г зима ) ( Заявки на темы следует присылать по адресу: methistory@hse ru
Темы рефератов по разделу курса «история и философия науки» история экономических учений (2012 г. – зима)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы