Русская Правда как памятник права icon

Русская Правда как памятник права



НазваниеРусская Правда как памятник права
Дата конвертации08.07.2012
Размер97.34 Kb.
ТипРеферат
Русская Правда как памятник права


Реферат На тему: «Русская Правда как памятник права» Работу выполнил 1993 Русская Правда как памятник права До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все онираспадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная(обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией(подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая изПравды Ярослава (ст.1 — 18), Правды Ярославичей (ст. 19 — 41), Поконавирного (ст.42). Урока мостников (ст.43). Пространная редакция, возникшаяне ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется наСуд Ярослава (ст. 1 — 52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53 — 121).Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработаннойПространной редакции. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжескаясудебная практика. К числу норм <В>обычно-го npaaa относятся преждевсего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП).Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть онстремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменивденежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им какполитическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью засвоего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всюобщину). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны вРусской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их(Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха). Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийскоеканоническое право. В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положениеотдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань,разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Мынаходим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы всоставе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности заубийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП) и нормы об особомпорядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя(ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на субъектов,поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьимужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут бытьназваны «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных сособым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору иимущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей,существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически иэкономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники(они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство,духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие ипр.). Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которыхРусская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существуетнесколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однакоследует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были изависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении уфеодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, котороеон мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследниковего имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда.За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам идоговорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебномпроцессе смерд выступал полноправным участником. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакцияРусской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещенспециальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйствефеодала за «купу» — заем, в который могли включаться разные ценности:земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причемустановленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работыопределялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальнаязависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов скредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстаниязакупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры процентов на долг.Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричиннонаказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершалправонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за негоштраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен вполного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти отгосподина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качествесвидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях:по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия другихсвидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, в которойбольше всего отразился процесс «феодализации», закабаления, закрепощениябывших свободных общинников. Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положениеособое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Всепоследствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп(с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа каксубъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взималсяштраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качествекомпенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление,следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было простоубить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда несгосподин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны(истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободныйчеловекдолжен был оговориться, что ссылается на «слова холопа». Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правдапредусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство (одного человекалибо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе, «ключничество» —поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статусасвободного человека. Источниками холопства были также совершениепреступления (такое наказание, как «поток и разграбление», предусматриваловыдачу преступника «головой», превращение d холопа), бегство закупа отгосподина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужоеимущество). Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым,однако, в Русской Правде, был плен. Русскую Правду можно определить как кодекс частного права — все еесубъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон ещене знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видовпреступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений противгосударства. Личность самого князя как объекта преступного посягательстварассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других толькоболее высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектамисвязывалось содержание права собственности; оно могло быть различным взависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знаетабстрактных понятий: «собственность», «владение», «преступление». Кодексстроился по казуальной си-с теме, законодатель стремился предусмотреть всевозможные жизненные ситуации. Эти юридические особенности обусловлены источниковой базой РусскойПравды. Включенные в нее нормы и принципы обычного права несовместимы сабстрактным понятие юридического лица. Для обычая все субъекты равны, и всеони могут быть только физическими лицами. Другой источник — княжеская судебная практика — вносит субъективныйэлемент в определение круга лиц и в оценку юридических действий. Длякняжеской судебной практики наиболее значительными субъектами являютсятакие, которые всего ближе стоят к княжескому двору. Поэтому правовыепривилегии распространяются прежде всего на приближенных лиц. Нормы Русской Правды защищают частную собственность (движимую инедвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, пообязательствам и договорам. Обязательственные отношения могли возникать из причинения вреда или издоговоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, аиногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, онизаключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В РусскойПравде упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней,самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без),личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения,поручения (выполнять определенные действия)и пр. Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права.Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона иликняжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или материальногоущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не отграничивалось взаконе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность иимущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии:покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч,но не ударивший) и оконченное преступление. Закон намечал понятие соучастия(упомянут случай разбойного нападения «скопом»), но еще не разделял ролейсоучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т.д.). В РусскойПравде уже существует представление о превышении пределов необходимойобороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время,когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала). К смягчающимобстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим— корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторно-стипреступления (в случае конокрадства). Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. Овозрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил.Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность.Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще несуществовало, но они уже намечались в законе. Ст.6 ПП упоминает случайубийства «на пиру явлено», а ст.7 ПП — убийство «на разбое без всякойсвады». В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершенноеубийство (а «на пиру» — значит еще и в состоянии опьянения). Во второмслучае — разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практикеумышленно можно убить и на пиру, а неумышленно — в разбое). Тяжелымпреступление против личности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) идругих телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием(удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось еще строже, чемлегкие телесные повреждения, побои. Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (неотличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества,угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый видкражи), злостную неуплату долга и пр. Наиболее подробно регламентировалосьпонятие «татьба». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений,конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр. Закондопускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимаяоборона. Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казньне упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место.Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами. Законодатель понимаетсмертную казнь как продолжение кровной мести, которую он стремитьсяустранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви,выступавшей против смертной казни в принципе. Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток иразграбление», назначаемое только в трех случаях: за убийство в разбое(ст.7 ПП), поджог (ст.83 ПП) и конокрадство (ст.35 ПП). Наказание включалоконфискацию имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) «головой»,т.е. в рабство. Следующим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, которыйназначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну.Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Вирамогла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная(80 гривен за убийство привилегированного человека — ст. 19, 22 КП, ст.ЗПП). Существовал особый вид виры — «дикая» или «повальная», котораяналагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобысовершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдаетсвоего подозреваемого в убийстве члена, либо не может «отвести от себяслед», подозрения; община только в том случае платит за своего члена, еслион ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой»виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговойпорукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались«полувиры» (20 гривен — ст.27,88 ПП). Все остальные преступления (какпротив личности, так и имущественные) наказывались штрафом — «продажей»,размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления(1,3,12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок» —денежное возмещение за причиненный ему ущерб. В Русской Правде еще сохраняются древнейшие элементы обычая, связанныес принципом талиона («око за око, зуб за зуб»), в случаях с кровной местью.Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального иморального). Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: онначинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик)обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным,значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»),присягай жребий. Процесс делился на три этапа (стадии). «Заклич» означал объявление о совершившемся преступлении (например, опропаже имущества), производился в людном месте, «на торгу», объявлялось опропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно былоопознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с моментазаклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст.32, 34 ПП). Вторая стадия процесса — «свод» (ст. 35 — 39 ПП) напоминал очнуюставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трехдней после заклича. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно былоуказать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пр, покане доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел этувещь. Таковой и признавался татем. Если свод выходил за пределы населенногопункта, где пропала вещь, он проделжался до третьего лица. На тоговозлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и право далеесамому продолжать свод. «Гонение следа» — третья стадия судебного процесса, заключавшаяся впоиске доказательств и преступника (ст.77 ПП) При отсутствии в Древней Русиспециальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие,их близкие, члены общины и все добровольцы. Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельскихпоказаний («видоков» — очевидцев преступления и «послухов» — свидетелейдоброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»);«ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практикесуществовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. Взаконе ничего не говорится также о собственном признании и письменныхдоказательствах.




Похожие:

Русская Правда как памятник права iconРусская Правда памятник права
Наука права отнюдь не является исключением. Она так же, как и многие другие правовые отрасли, прошла длинный путь развития, вытекая...
Русская Правда как памятник права iconРусская правда
Русская Правда была кодексом древнерусского феодального права Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих...
Русская Правда как памятник права iconРусская Правда кодекс древнерусского права
Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая...
Русская Правда как памятник права iconКафедра правоведения Курсовая работа по Истории государства и права рсфср. На тему: Русская Правда кодекс древнерусского права
Крупнейшими памятником русского права является Русская Правда. Списки Русской Правды дошли до нас в большом количестве но их единая...
Русская Правда как памятник права iconРусская Правда как памятник права
Урока мостников (ст. 43). Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на...
Русская Правда как памятник права iconРусская правда как источник раннефеодального права

Русская Правда как памятник права iconРусская правда: общая характеристика документа
Древнейшая Правда ( около 1015 г.), Правда Ярославичей ( около 1072 г. ), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг. ). Русская Правда в...
Русская Правда как памятник права iconРусская Правда кодекс древнерусского права

Русская Правда как памятник права iconРусская правда источник раннефеодального права Руси

Русская Правда как памятник права iconАндрей Тартаковский. «Русская мемуаристика xviii-1/3 XIX вв»
На границе худ и документальной лит-ры. Последняя грань романа – правда голого. Историч документ и литературно-эстетический памятник,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы