Культура древней Руси icon

Культура древней Руси



НазваниеКультура древней Руси
Дата конвертации08.07.2012
Размер168,34 Kb.
ТипРеферат
Культура древней Руси


Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Волгоградский Государственный Технический Университет Кафедра истории, культуры и социологии РЕФЕРАТ по культурологии Тема: Культура древней Руси Студент группы ИВТ-160 Выполнил: Морозов Роман Леонидович Руководитель работы: Щеглов Владимир Васильевич Волгоград 1998 Оглавление: Введение 2 I. История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2 1. Появление славянских племён (II – I тысячелетие до н.э.) 2 2. Рассвет славянской культуры (X в до н.э. – III в н.э.) и последу- ющее расселение славян. 2 Дохристианская Русь 3 1. Исторические моменты развития Руси VI – Xв 3 2. Государственный строй и законы 4 3. Религия древних россов 5 4. Исторический и культурный образ Руси на рубеже первого тысячелетия 6 Киевская Русь 7 1. Исторические реформы князя Владимира и дальнейшее разви- тие Киевской Руси 7 2. Христианство на Руси 7 3. Государство и церковь 8 4. Письменность, литература, образование 8 5. Зодчество и архитектура в Киевской Руси 9 II. Вывод (Русь и другие страны) 10 III. Список литературы 11 Введение.«Откуда есть пошла Русская Земля»[1] наверно каждый россиянин хотел быузнать ответ на этот вопрос. Именно желание побольше узнать про этот периодв развитии Руси побудило меня выбрать эту тему. И я считаю, что сделал этоне напрасно. Для написания этого реферата я прочитал и просмотрел несколько книгпо истории и культуре древней Руси. Некоторые из них были указанны врекомендациях. Но, на мой взгляд, наиболее информативной является все же«История России», которая почему то не вошла в вышеупомянутые рекомендации.Именно, в основном, на базе её, а также книги Рыбакова «Мир истории» янаписал этот реферат. Также не последние место в нём сыграла книга«Введение христианства на Руси». Остальная литература использовалась какдополнение к этим книгам. История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) Появление славянских племён (II – I тысячелетие до н.э.) Считается, что славянские народы принадлежат к древнемуиндоевропейскому единству, которое включает в себя такие народы какгерманские, балтийские, романские, греческие, иранские, индийские илиарийские занимавшие всю территорию от Индийского океана до Атлантического иот Ледовитого океана до Средиземного моря. Центром этого массива былатерритория нынешней Малой Азии. Примерно 4000 – 3500 лет назад произошлоотделение праславянских племён от родственных им индоевропейских, ирасселение их на север. Славяне заняли значительные территории к северу отЧёрного моря. С запада на восток их территория простиралась полосой отОдера до низовий Дона. Жили древние славяне в небольших деревнях.«Хозяйство велось на основе четырёх отраслей: земледелия, скотоводства,рыболовства и охоты»[2](2,23). Несмотря на открытия бронзы, из неё делалисьлишь украшения, а орудия труда (топоры, ножи, серпы) до сих поризготовлялись из камня. Иногда бронза применялась также для изготовлениядолот, необходимых в строительстве. Это нетрудно объяснить тем, чтооткрытых залежей необходимого сырья для производства бронзы не было, илибыли, но в незначительном количестве. Древние славяне верили в переселение душ, поэтому, как и многие другиенароды, придавали покойнику при похоронах форму эмбриона, подготавливая егок следующему рождению. Рассвет славянской культуры (X в до н.э. – III в н.э.) и последующее расселение славян Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие нарубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древнимславянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море вГрецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа,залежами которого изобиловала праславянская родина. Существуют сведения,что древнеславянские купцы путешествовали на юго-восток, через Каспийскоеморе вплоть до Багдада.[3] Также о наших предках упоминает в своихпроизведения отец истории Геродот (V – век до н.э.), который как считаетРыбаков, сам путешествовал по Днепру. Сказания о тех далёких временах сохранились и в нашем фольклоре, этосказания о богатыре – кузнеце, который побеждает Змея, либо запрягает егов плуг и пашет на нём огромные борозды. Речь в нём очевидно идёт о борьбедревних славян с набегами киммерийцев (I тысячелетие до н.э.), ипоследующее использование захваченных пленников для строительстваукреплений на юге славянской прародины (эти укрепления сохранились до нашихдней). В III веке до н.э. славяне уже были близки к созданию собственногогосударства, но натиск сарматских племён заставил их расселяться дальше насеверо-восток и отбросил их в развитии на несколько веков назад. Второй разк рубежу государственности славянские племена подошли уже к IV веку н.э. нонашествие Гуннов (около 375 года) снова отбросило их назад и вызвало ихпоследующее расселение. Дохристианская Русь Исторические моменты развития Руси VI – Xв Итак, в V – VI веках начинается грандиозное расселения славян с ихпраславянской родины на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, натерритории отвоёванные у Византийской империи. Вторым немаловажнымсобытием, которое привело к основанию Русского государства, стала постройкана Днепре города Киева. Киев, по приданию, был построен тремя братьямиКием, Щекем, и Хоривем в честь старшего брата Кия. Нужно отметить, что всилу своего географического положения (Киев находился на пути торговыхкараванов шедших по Днепру в Византию, и был трудно досягаем для вражескихнабегов) этот древнерусский город стал центром консолидации славянскихплемён. Таким образом «Строитель крепости на Днепре становился одним изруководителей общеславянского движения на Балканы»(2,36). Неудивительно,что подобные походы на юг, а также беспрерывная борьба со степняками –кочевниками привела к созданию союза славянских племён названного Русью. Первые данные о Руси и о Россах появились в VI – VII веке н.э.[4]хотя некоторые тогдашние источники упоминают «мужей – россов» и значительнораньше (Иордан 370 годы). В те далёкие времена Русь занимала следующуютерриторию : Киев, Чернигов, река Рось и Поросье, Переславль Русский,Северная Земля, Курск (где располагались княжества: Киевское,Переяславское, Черниговское, Северское). Но давайте рассмотрим внимательнеепроцесс его образования. Для этого нам понадобиться снова вернуться нанесколько веков назад и проследить за бытом и деятельностью племенныхсоюзов, которые в последствии и образовали Русское государство. V век у славянских племён, образовавших Русское государство, протекалкак период военной демократии. Крупные производственные и родовыеколлективы заменялись территориальными или соседскими общинами(объединявшими в себе малые индивидуальные семьи). Законы в тот период уних были суровые, так например мать имела право убить новорожденную дочь,если семья становилась слишком большой, или дети имели право убить своихпрестарелых родителей, если те состарившись не приносили пользу семье. Но,не смотря на это славянин уходя из дома оставлял еду на столе а дверьоткрытой, дабы странник мог поесть и отдохнуть. В это же время появляются иукрепляются такие интересные образования как дружины – объединениесвободных воинов профессионалов поклявшихся князю в верности на поле брани.Этот процесс стимулируют многочисленные набеги степняков и кочевников.Постепенно князь – глава такой дружины – опираясь на неё сосредотачивает всвоих руках власть и начинает игнорировать некоторые законы и обычаи.Князья также заключали между собой различные союзы, или выбирали главногокнязя – командира над остальными. Это было одной из предпосылок созданияединого государства. Также в этот период идёт образование городов. Вначалестроились так называемые городища – убежища, куда во время вражескихнабегов стекались окрестные жители, в мирное время такие города обычнопустовали. Вскоре в этих городишках стали селиться князья с дружинами, а имтребовались одежда, оружие, продукты питания и многое другое. Так возлегородов постепенно стали образовываться посады, места где проживалиразличные купцы и ремесленники. Это также послужило толчком для появленияединого государства. Но вообще росичи жили очень бедно. Одежда их состоялаиз шкур или грубого полотна, орудий труда было мало, а жили славяне восновном в земляках и норах. И поэтому образование единого государства, исоответственно усиление торговли было очень полезно для них. Но давайте вернёмся к появлению Руси. Первым Русским князем попреданию был варяг Рюрик. Его с братьями Синеусом и Трувором[5] пригласилина Русь княжить. Вначале Рюрик построил город Новгород и поселился в нём,но затем переехал в стольный Киев. Так полностью завершилось образованиерусского государства. С этого момента Русь начинает быстро развиваться,русские купцы всё чаще наведываются в другие страны. По этому с этимвременем связанно появление в русском языке таких исконно не русских слов,как топор (в русском языке секира) или собака (в русском языке пёс). Такжерусские князья разворачивают активную компанию по обороне от кочевников изавоеванию земель Византии. Такая жизнь на Руси продолжалась достаточнодолго, до тех пор, пока к власти в конце X века не пришёл князь Владимир. Государственный строй и законы Итак, во главе Русского государства VI – X веков стоял главный Князь,проживавший в тогдашней столице Киеве. Главному князю подчинялись простыекнязья стоявшие во главе своих наделов или княжеств. Реально вторым поглавенству являлся князь новгородский, поэтому главный князь старалсяпосадить туда своего старшего сына. Каждый князь имел своё войско, дружину.Естественно, что и воинов и самих князей нужно было чем-то кормить. Таккнязь с могучею дружиною периодически объезжал славянские земли и собиралполюдье. Впоследствии часть собранного съедалась, а часть отправлялась зарубеж (полюдье продолжалось приблизительно с VIII по XI века). Единогозаконодательства на Руси не было вплоть до князя Владимира, издавшегопервое единое русское законодательство Русскую Правду. Обычно суд вершиликнязья по своему уразумению и по древним обычаям. Но были люди, которыемогли указать даже великому князю – это служители славянских языческихбогов. Если такой служитель говорил, кого и когда нужно, к примеру,принести в жертву богам, никто не смел его ослушаться.[6] Итак, мы перешлик следующей теме - язычеству древней Руси. Религия древних россов «В культуре древних славян центральное место занимала языческаярелигия»(1,42). Она проявлялась в фольклоре (райское дерево Вырий, дуб,берёза), в мотивах северной вышивки, в скульптуре, в зодчестве (коньки накрышах домов), в узелковой письменности славян. Язычество – это преждевсего форма освоения человеком природы, говорит в своей статье Чернышёва ия с ней согласен. Она же выделяет три этапа в развитии языческой культурына Руси (цитаты были взяты у книжника XII века):1. сначала славяне «клали требы упырям и берегыням»2. затем «начали трапезу ставити Роду и Роженицам»3. начали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокши и Вилам» Давайте кратко рассмотрим этих богов, их функции и предназначения вязыческой культуре древних славян. Упыри – злые духи (вампиры, оборотни, ожившие мертвецы), подстерегают инападают на людей по ночам, сосут у них кровь и причиняют прочиенеприятности. Берегыни – добрые духи, помогающие людям и ведущие постоянную борьбу созлыми духами. Надо отметить, что культ служения добрым и злым духам появился ещё вэпоху каменного века. Род и Роженицы – божества плодородия (появление подобных божеств говорито переходе древних славян от кочевой жизни к оседлой). Род – творецвселенной, повелитель дождей, неба, огня и подземного царства. Вместе с ним2 роженицы – богини плодородия. Каждый год 9 сентября отмечался праздникДень Рода и Рожениц (праздник урожая). У Рода были помощники Ярило иКупала. Ярило – молодой юноша на белом коне, бог весны. Купала –«плодотворящее божество лета», праздник отмечался 24 июня. Время шло, и на смену старым богам приходили новые: Сварог – властитель неба и вселенной. Сварожич (сын Сварога) – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечногодела. Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводов, праздник отмечался вначале января (2 и 6 числа). К празднику выпекали печенья в виде зверей инадевали звериные маски и шкуры. Надо отметить, что несмотря на кажущуюсянезначительность Велес являлся одним из центральных богов у славян(например русские князья клялись его именем). Перун – вначале повелитель грома и молний, покровитель воинов, а затем иглавный бог (то, что главным божеством становиться бог воинов говорит отом, кто приходит к власти в древней Руси). Праздник его отмечался 20 июля.Каждый четверг считался его днём, по этому все работы старались начинать вчетверг. Но перечисленные языческие боги отнюдь не все существовавшие в то времяна Руси, а тем более у славян. Практически каждое племя поклонялась своимбогам, или возвышало одних над другими. Такое разноверие продолжалосьвплоть до прихода к власти князя Владимира. Он, в 980 году, захватив Киев,провёл свою религиозную реформу, возвысив над другими языческими богамишестерых: Перуна, Симогола (крылатый пёс, охраняющий посевы), Джадьбога(Сын Сварога олицетворяющий солнце), Стрибога (бог ветра, бури, урагана),Мокши (покровительница женщин и рукоделия) и Хорса (божество в виде белогоконя). Но Русь не приняла этой реформы, несмотря на то, что в столице ежегоднопроходили пышные праздники в честь этих богов, и пятерым из них былипоставлены огромные идолы возле града Киева, вне столицы люди продолжалимолиться своим богам. Руси нужна была единая религия, и князь Владимиростановил свой выбор на византийском православии. Итак, в 988 году князьВладимир крестил Русь византийским крестом. Исторический и культурный образ Руси на рубеже первого тысячелетия Подведём итог, с каким – же багажом подошла древняя Русь ко второмуэтапу своего развития - Киевской Руси. Итак, Русское государство,образовавшись в VI – VII веках из славянских племён (Полян, Кривичей идругих) проживавших на территории от Чёрного моря и Днепра, до Балтийскогоморя и верховий Волги, стало быстро расти и развиваться. Быстроувеличивалось количество городов, а также населения в них. Как следствиеэтих процессов увеличивалась полюдье, а также процветала торговля. Русскиекупцы активно посещали культурные страны, и как следствие на Русь сталипроникать элементы иностранной культуры (не только одежда или украшения, нои слова, письменность, а в последствии и христианство). Усиливалисьпроцессы расслоения общества, всё больше выделялись купцы, государственныечиновники, армия. Эта верхушка получала какие то свои особые льготы.[7]Между тем в самом низу шли процессы интеграции. Маленькие племена (а такжеплемена, которые присоединялись к Руси) ассимилировались остальными, приэтом происходило образование единой русской народности и культуры. Итак, кX веку практически всё было готово к образованию из «союза племён» единого,полноценного государства Киевской Руси. Киевская Русь Исторические реформы князя Владимира и дальнейшее развитие Киевской Руси Приход к власти князя Владимира на Руси ознаменовал собой новый этапв развитии государства. Проведённые им реформы навек изменили обликтогдашней Руси. Как я уже говорил, придя к власти в 980 году, Владимирпроводит религиозную реформу, стремясь объединить племена, составлявшиетогда Российское государство. Эта реформа не получила народной поддержки ипоэтому фактически провалилась. Тогда в выборе религии Владимир остановилсяна христианстве. Этот выбор имел несколько плюсов для Руси: во первыхпозволял объединить разношерстное население под одной религией, а во вторыхпозволял заключить выгодный договор с Византией. Итак в 988 году князьВладимир тайно принимает крещение, 1 августа 990 года происходит крещениекиевлян, а уже 8/9 сентября того же года крестят жителей непокорногоНовгорода. Но это далеко не все реформы князя Владимира, не мене важной егозаслугой было создание первого Русского сборника законов Русской Правды[8].Этот сборник во первых отменял и запрещал некоторые старые законы и обычаитакие, как: кровная месть, многожёнство, человеческие жертвоприношения,сжигание жён с мёртвыми мужьями. Следующие князья также реформировали идополняли законодательство, причём нужно заметить, что русские законы некопировали слепо Византийские. Так в русских законах не было такогонаказания, как смертная казнь или членовредительство, вместо них быливведены штрафы. Также нужно заметить, что именно при Владимире появиласьписьменность на Руси. Но такой образ крепкой и сильной державы КиевскаяРусь сохраняла не долго, уже в XII веке появляются признаки феодальнойраздробленности. Возможно, именно это и стало причиной падения великой Русипод натиском татаромонголов. Христианство на Руси Появившись на Руси в конце X века, христианство начинает свой быстрыйподъем. Строятся соборы и церкви. Несмотря на то, что христианство пришло кнам из Византии, его каноны не остаются неизменными, происходит как быинтеграция между язычеством и христианством. Это делает новую религиюсамобытной, Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами,непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основныминститутом феодальной культуры древней Руси. Итак, первый шаг к созданиюхристианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй неменее важный при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскимимитрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковьподчинялась ей. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом былпоставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси сталаполностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс церкви неудалось полностью изменить древние традиции россиян. Как говорит в своейстатье Рябова З.А.: «Мир культуры Киевской Руси был миром традиций,обрядов, канонов сначала языческих, затем православных»(1,58)[9]. По этому,не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческиепразднества (это явление соседства двух культур получило название«культурный дуализм»), такие, как изгнание зимы и старого года. Смех былмагическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда ипошла «смеховая культура» древней Руси. Таким вот смешением двух культур,двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной,остаётся христианство на Руси до сих пор. Государство и церковь Во взаимоотношения государства и церкви в Киевской Руси можновыделить два периода: Первый период (X – XI вв). Формой денежного обеспечения церкви быладенежная десятина - «отчисление в пользу церкви от даней и другихпоступлений на княжеский двор». Собственной земли у церкви не было. Церковьвыполняла некоторые судебные функции (браки и т.д.). Второй период (XI – XIII вв). Этот период отмечен появлением и резкимувеличением церковной земельной собственности. Церковная десятинапревращается «из доли централизованной государственной ренты в особуюподать, которую церковные организации стали собирать сами через своихчиновников – десятников»(3,126). Официальная дата возникновения русской метрополии – 1037 год(закладка Софийского собора в Киеве), но есть данные, что первая русскаяцерковь «Росиас» была основана в 970 – 997 г (предположительно в 995г). Ссамого своего возникновения русская церковь становиться самобытной, такцентрализованная система её епископий повторяла систему подчинениядревнерусских княжеств Киеву, тогда, как в Византии не было подобнойцентрализации. С ростом церкви возрастали её государственные функции, такей был поручен контроль над системой мер и весов. Также церковь постепенноначинает вмешиваться и в политическую жизнь страны: «церковь и её деятелина Руси в политических вопросах не отстаивали или защищали какую либо свою,особую линию, но поддерживали одну из сторон в споре»(3, ). Отсюда можносделать вывод, что церковь в Киевской Руси играла большую роль вгосударственной жизни. Письменность, литература, образование. 60е годы IX века – время создания русской письменности, считается,что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий)[10]. Первымэтапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований кнему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились иновые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Давайте краткорассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое повествование,рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что врусских летописях были некоторые особенности: во первых летописныеповествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь нафольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, таккак любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и,наконец, в третих - летописи часто подвергались коррекции с приходом новогоправителя. Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этихпроизведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людейвообще[11]. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая,как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XIIв(1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов,пасх, церковных праздников и т.д. назывался он «Учение им же ведатичеловеку числа всех лет» [12]. Но несмотря на такое разнообразие«древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы иодного сюжета. Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческойжизни»(1,70). Подобную направленность основных жанров (главнаянаправленность – эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основнымизаказчиками книг оставались Князья. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература.Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшегодуховенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном измонастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить потетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетрадидатированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческуюкорреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведениемтого времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастырявыходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты),которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знатьцерковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнемуровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другимдисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились взаграничных университетах[13]. Зодчество и архитектура в Киевской Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностейсвязанных в основном с социальным строем. Давайте в общих чертах рассмотримпланировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом,возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов идругих богатых людей, ниже же помещались дома остального населения восновном землянки. Надо ли говорить, что у последних отсутствовалаархитектура как таковая. Настоящими носителями лучших традиций архитектураи зодчества на Руси всегда являлись храмы. Давайте же на них и остановимнаш взгляд. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийтии церковные здания, в облике русского храма «утрачено всякое подобиегреческого архитектурного стиля: весь облик храма – чисто русский, вособенности его заострённые главы, - всё завершение фасада принялоопределённо луковичную форму»(4,78). На Руси было достаточно многоразличных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основнымявлялся крестово-купольный стиль, давайте подробней остановимся на нём.крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или более столбамиего интерьер делиться на продольные (восток – запад) части – нефы (3, 5 илиболее). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими черезпаруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверхуобразует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаютсяалтарные помещения (возвышенный жертвенник) – аспиды, полукружьямивыступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, инаходиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие,присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появлятьсябашнеобразные храмы (спаская церковь ефрасиньего монастыря в Полоцке). Какмы видим «отличительной чертой искусства домонгольской Руси являетсямонументальность форм»(1,75). Вывод (Русь и другие страны) Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути кобъединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до созданияединого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали ихна века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться вединое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитойстраной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с русскимтоваром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими ивизантийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шлавесьма бойко. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X,начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы,вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстаёт от других стран.Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой дажемогущественную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих странтогдашнего мира. Но это положение нарушают начавшиеся междоусобицы междурусскими князьями. И, в конце концов, это приводит к упадку и последующемутатаро-монгольскому игу. Список используемой литературы:1. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. –М. О–во «Знание» РФ 1993г.2. Рыбаков Б.А. Мир Истории. Начальные века русской истории. –М. «Молодая гвардия». 1987г.3. Введение христианства на Руси/Ин-т философии Б24 СССР. –М. «Мысль». 1987г.4. Князь Евгений Трубецкой Три очерка о русской иконе. Новосибирск «Сибирь XXI век». 1991г.-----------------------[1] Нестор «Откуда есть пошла Русская Земля»[2] Рыбаков Б.А. «Мир Истории», См. список литературы №2[3] Рыбаков Б.А. Мир Истории., -М. 1987г.[4] Рыбаков утверждает, что в середине VI, Чернышёва (Чернышева Н.А.Культура древних славян // История культуры России. –М. 1993г.) , что VI-VIIв[5] Имена Синеус и Трувор скорее всего непереведённые шведские слова: «sinehus» – «свой род», «thru waring» – «верныя дружина» (Рыбаков Б.А. Миристории. –М. 1987г.)[6] На Руси в жертву иногда приносились даже люди, служитель накидывал нашею жертвы верёвку, и таким образом умерщвлял её.[7] Возможно, языческая реформа князя Владимира не прошла ещё и по тому,что предложенная им шестёрка богов была в основном богами аристократии, ане большинства населения.[8] В книге Введение христианства на Руси указывается, что создателемРусской Правды бал Владимир, тогда, как в статье Рябовой Культура КиевскойРуси (Рябова З.А. Культура Киевской Руси // История культуры России. –М.1993г.) говориться, что автором этого сборника законов был Ярослав Мудрый(конец XI века).[9] Рябова З.А. Культура Киевской Руси // История культуры России. –М.1993г.[10] Русский алфавит – кириллический, заимствованный у болгар[11] Одним из знаменитейших представителей этого жанра является «ЖитиёСергия Радонежского»[12] Чтобы понять всю монументальность труда нужно отметить, что счётвремени на Руси вёлся от сотворения Адама, то есть с 5508г до н.э.[13] Один из авторов конца XII века писал: «Я, князь, не ездил за море и неучился у философов (профессоров), но как пчела, припадающая к разнымцветам, наполняет соты мёдом, так и я из многих книг выбирал сладостьсловесную и мудрость» (Даниил Заточник).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура древней Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура древней Руси iconКультура древней Руси
История возникновения древней Руси (культура славянских и праславянских племён) 2
Культура древней Руси iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура древней Руси iconКультура Древней Руси

Культура древней Руси iconИмени О. В. Ключевского
Древней Руси", "От Закона Русского к Русской Правде", "Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XX веков",...
Культура древней Руси iconКультура Древней Руси часть1

Культура древней Руси iconКультура Древней Руси часть2

Культура древней Руси iconВопросы для экзамена по истории отечества
Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя...
Культура древней Руси icon1. Введение Древнерусское государство – когда и как Духовная культура
Древней Руси можно считать IX век. Я решил описать культуру Киевской Руси до 1236 года начала татаро-моногольского ига. После этого,...
Культура древней Руси iconКультура древней Руси и ее особенности. Реферат. Уникальная Работа

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы