Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского icon

Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского



НазваниеПедагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского
Дата конвертации08.07.2012
Размер320,64 Kb.
ТипБиография
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского


Содержание 1. Краткая биография К.Д. Ушинского . . . . . . . . . . . . . . . . .2 2. Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 3. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве. . . . . . . . .12 4. Ушинский о народном учителе и его подготовке. . . . . . .14 5. Отрывки из книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 6. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .23 Краткая биография К.Д. Ушинского. (1824-1870) К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки.Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский -это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - нашпервый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - нашнародный поэт. Глинка - наш народный композитор". После окончания юридического факультета Московского университета, в1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанностипрофессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) ЯрославскогоДемидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью исамостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывалпередовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов.Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальнуючасть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропагандеестественнонаучных и исторических знаний. "Статьи, написанные К. Д.Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизньи деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первымилитературными выступлениями... В них достаточно ярко отразились егообщественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопрекиинструкциям для местных газет вопросы государственного значения". Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесьсовершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовыепедагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога вполитической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это былобольшой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчестваЯрославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы такпривыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примиритьсяс мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активносотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования вНекрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института. Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольствореакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен какопасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдалсялитературно - педагогической деятельности. "Сделать кaк можно больше пользымоему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-тоя должен направлять все свои способности". Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского былаглубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославскихгубернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославскоговице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русскогопедагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д.Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названаего именем. Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО. К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внесособый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основыи создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенныйпереворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения.Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, чтопедагогика может базироваться только на прочном философском иестественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания,отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры ивоспитания. Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения всущность педагогических явлений, стремление выявить закономерностивоспитания как средства управления развитием человека. Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования,сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создалзамечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словамисследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогическойлитературе. Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения,изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти,внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программапреобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобыпривести ее в соответствие с потребностями развития страны идемократизацией образования. И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителеймировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. Наоснове анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данныхсвоих на блюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальныйтруд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (Iч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.). Ушинского называют великим учителем русских народных учителей,создавшим полную программу подготовки народного учителя. Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностямисторического развития страны, преобразования системы просвещения. После окончания Московского университета Ушинский преподавал вЯрославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогическойдеятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институтеблагородных девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения". Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народежажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народсчастливым. Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул напедагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научнаябаза. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народныхпоучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться нанаучные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, ккоторым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию,географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., средикоторых особое место занимают психология и физиология. Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Онутверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользепедагогической литературы). Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научныхзнаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень.Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского кчеловеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретическогомышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосноватьпроблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемойфилософии, естествознания и психологии. Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системыУшинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания.Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнениюпедагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражатьспецифику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности вобщественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духенародности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое созданосамим народом и основано на народных началах. История народа, его характери особенности, культура, географические и природные условия определяютнаправленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать илимеханически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждыйнарод создает свою собственную систему обучения и воспитания со своиминациональными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог неотрицал возможности использовать достижения в области педагогики другихнародов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям. Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принциппреобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа.Отсюда и требования: - воспитание должно быть самобытным, национальным; - дело народного образования должно находиться в руках самого народа,который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой; - народ определяет содержание и характер воспитания; - все население должно быть охвачено просвещением, общественнымвоспитанием; - воспитание женщин наравне с мужчинами; - подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке. Гимномродному языку является статья Ушинского "Родное слово", написаннаявдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимсяцветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народи его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее ибудущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учитестественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственноеразвитие. - принцип народности связан и с задачами формирования личности, и своспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности,правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувствасамолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Всеэти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями,помогают формировать национальное самосознание народа. - принцип народности должен быть реализован через преподавание в школеотечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русскихписателей и поэтов (литература), природы России и др. Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определялановый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзялучше отвечала потребностям народа и народно образования. Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единствотеории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только наоснове связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогическогоопыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не можетотказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только натеоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта.приложимость законов педагогической науки и практической деятельностипозволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогическойдеятельности, которая строится на научной основе нельзя отрицатьиндивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму наукупедагогику. Ушинский отмечает, что "Воспитатель - есть художник,воспитанник - художественное произведение, школа - мастерская. Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передаетсямысль, выведенная из опыта, но не самый опыт". Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую рольдеятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразнойдеятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детскойпсихики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания иобучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активностисамого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна. Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своейработе "Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает,что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развитиячеловека, необходимое условие гармонического развития - физического,умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и трудявляются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевыхпроцессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ,вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться инаходить счастье в наслаждении трудом. К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций,подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент. "Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренныйпроцесс "управления личностью" цель которого -подготовить человека к жизнии активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитогочеловека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа ивсего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому,играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции.Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, чтообогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю,чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевскогогородничего "сытным человеком". Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушаетчеловека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувствопатриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину,твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять нетолько душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимотакже преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку,тоску, эго изм, карьеризм, лицемерие, праздность и др. Важными задачами нравственного воспитания являются: - формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов нажизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшейдорогой человеческого поведения; - развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самымвысоким, пламенным чувством в человеке, "его общественным цементом"Ушинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже взлодее". Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека.Воспитанию чувств посвящена специальная глава; - воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского,человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своейжизни все выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующийнастойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания,утомительных "словесных назиданий". Методы и средства воспитания зависят отего содержания и цели.Что касается метода убеждений, то им надопользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского,пробуждать жажду этих убеждений. В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей,личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные,предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. Вделе воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятнаяатмосфера. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу:"Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизниглубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромноевоспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудносоперничать влиянию педагога". Эту идею более конкретно будет развивать всвоих трудах наш современный педагог В.А.Сухомлинский. Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессомобучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, междуучителем и воспитателем. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особоевнимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейсядискуссии о классическом и реальном образовании. Систему образования в России с ее классической, античнойнаправленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пораотказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образованиядолжно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное словоесть основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...",даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию,естественные науки, математику. Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из"великих наставников человечества", не только потому, что логика природынаиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательногозначения. В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целостии ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеидолжны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир иего жизнь. Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формальногообразования (цель обучения - развитие умственных способ ностей учащихся),так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность.Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что"рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть нечто иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направлениекритиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственнопрактической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных силучащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью. Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук,Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношениемежду ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знанийв соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся,т.е. переработкой научной системы в дидактическую. Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей подруководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющимволю детей. Обучение как специфическая форма процесса познания имеет своюлогическую структуру: 1-я ступень - познание на стадии чувственноговосприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствоватьнакоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая - познание настадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать,сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступеньидейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания,мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированиюмировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний -закрепление. Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподаваниеначинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняетпостоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмернойнапряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечиваетнравственность и полезность материала и его применения. В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинскийразрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизацииучебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления,сочетания механического и логического запоминания, повторения, единстванаблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал ивсесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её спроблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развитияличности), сознательности, посильности, последовательности, прочности. Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим ианалитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (илипредлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающийзадачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь илисоединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке сучётом возраста учащегося и содержания предмета. Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего иразвивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личностиосуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно,по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. ОбучениеУшинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действоватьне только на ум, но и на душу, чувство. Он пишет: "К чему учить историю,словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбитьидею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовныедостоинства выше случайных преимуществ". По мнению Ушинского, обучениеможет выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае,если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствиес природой ребенка и особенностями его психофизического развития, иобучения на родном языке. Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований корганизации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания,учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы ивозможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинскийвыступает против трафа рета, схематизма и шаблона в построении урока,формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им данатипология уроков. Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Онпишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическаяподготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школадолжна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительныекачества личности. Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и"Детский мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти книгион включил обширный материал из естественной истории (природы), а также,связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующиевоспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственныхупражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки,прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красотеязыка. Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обученияграмоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимостьизучения природы и использования ее как средства всестороннего развитияличности школьника, воспитания наблюдательности, развития логическогомышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика длядетей, и она - "великий наставник человечества". В правильно организованной школе, связанной с жизнью и современностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользепедагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитетучителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркийобраз народного учителя и сформулированы основные требования к нему:"Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствуетсебя... посредником между всем, что было благородного и высокого впрошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветовлюдей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности,-одно из величайших дел истории". Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы:"В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому чтовоспитательная сила изливается только из живого источника человеческойличности... Только личность может действовать на развитие и определениеличности, только характером можно образовать характер". Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения потем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию,физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое делои беззаветно ему служить. "Для народного учителя, писал Ушинский,необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителеспособность и готовность к постоянному расширению своего научного ипедагогического кругозора". В 1961 году Ушинский пишет большую работу"Проект учительской семинарии", в которой излагает систему подготовкиучителей. Многие принципиальные положения этой работы являются актуальнымии в наше время. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Нимедицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смыслеэтого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – ненаука, а искусство». В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни ктодругой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой.Однако сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно. К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практическойучебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шаговна научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогическихтрудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности вобщественном воспитании» (1857), а также во всех тех работах, где имисследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности. В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из нихв отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым. Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которыевсе, что только можно представить в систематическом изложении, называлинаукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практическойдеятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главнымпризнаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихсяоткрытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так жеговорил: «возле всякой науки может образоваться искусство, которое будетпоказывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясьположениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют ещенауки…» Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы,согласно которым искусство практического приложения выводов науки можетсостоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил,определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполнеобъективный характер, тогда как в искусстве их практического примененияпреобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могутизменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки неизменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том,что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким,или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета». В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, чтопедагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику имедицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическуюдеятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, чтолюбая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой истановится искусством. Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности врешении вопроса о педагогике как науке или искусстве. Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики какискусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинскийраскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали другихцелей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных,объективных, от воли человека независящих связей между предметамиявлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам приэтом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики –совершенствование воспитательной деятельности на научной основе. Официальной педагогике, которая основывалась на божественномоткровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания сдействительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна толькои должна служить основанием практической педагогической деятельности. Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знаниясредств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которыхизучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не вмечтательных, но в действительных явлениях». К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласнокоторому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных настолько, насколько позволяют сами эти факты». К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открываетфакты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практическойдеятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении. Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всехпроявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открыватьсредства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бынапору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредногорастлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду толькодобрые результаты». Ушинский о народном учителе и его подготовке Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинскийособое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взглядыпо этому вопросу изложены им в целом ряде работ. В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в рядестатей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русскогонародного просвещения есть недостаток хороших наставников, специальноподготовленных к исполнению своих обязанностей» Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало,поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебногозаведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работалидьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточногообщего и тем более педагогического образования. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинскийделает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромнуюобщественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя исформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинскийутвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическомпроцессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет тувоспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральнымисентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественногозначения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современнымходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что былоблагородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым,хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Ончувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцемистины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно извеличайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целыепополнения». Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым долженобладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своихвоспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, еслион имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитанияесть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакимипрограммно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,превращается в слепого исполнителя чужих инструкций. Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение втом, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не толькопреподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природныевоспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаютсяредко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием наумственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям,и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос оразличных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учительдолжен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями потем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К.Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование. Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук вучительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значениеспециальной педагогической и методической подготовке учителя. Учительдолжен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помоглиему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессомвоспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужныучителю также для развития умственных способностей детей и привлечения ихактивного внимания. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо ещеовладеть практическим искусством преподавания, получить навыки впедагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все жеэто есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следуетсообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так,учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить,читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1)разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложениемк искусству воспитания»; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3)распространение среди учителей и общественности педагогических знаний иубеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должныобеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты исеминарии. Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматриваетроль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличнымиучительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами вклассах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы,например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.». Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученнымизнаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность кпостоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учительучит успешно до тех пор, пока учится сам. При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского научителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю иего благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значениеучителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки.Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Егопонимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время итеперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют своютворческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в рукахнынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителейплодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.Отрывки из книг.К. Д. УшинскийО ПОЛЬЗЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубокимпсихологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию наделе и исправлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще напедагогах, потому что это единственный класс людей, для практическойдеятельности которых изучение духовной стороны человека является так женеобходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательновыполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека,употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, скольковозможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни... Но могут еще заметить нам, что если всякий преподаватель станетпроизвольно выбирать для себя методу преподавания, а всякий воспитатель —методу воспитания, то в общественных заведениях, особенно в больших, изтакого разнообразия может произойти значительный вред. Но, во-первых, какбы ни было вредно разнообразие, происходящее от различных убеждений, оно вовсяком случае полезнее мертвого однообразия, в котором нет убеждений; а во-вторых, мы должны сказать, что в отношении общественных заведений подименем педагогов мы никак не разумеем одних преподавателей и ближайшихвоспитателей (гувернеров, надзирателей), но общий совет преподавателей ивоспитателей (конференции, советы и т. д.), начальство заведения(директора, инспектора и проч.), учебные комитеты и проч. В организмеобщественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый важный членв этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель, еслиобе эти должности не соединены вместе... Как бы ни были подробны и точныинструкции преподавания и воспитания, они никогда не могут заменить собойнедостатка убеждений в преподавателе. Воспитатель (преподавание есть толькоодно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, всамом себе заключает всю возможность успехов воспитания. Главнейшая дорогачеловеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно толькодействовать убеждением. Всякая программа преподавания, всякая методавоспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждениевоспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы вдействительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет.Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: несогретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы.Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, ноглавнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя,стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя намолодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ниучебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не набумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит вхарактер воспитанников... Преподаватель, который только в классах занимается своим делом, апереходя за порог школы, не встречает ни в обществе, ни в литературеникакого участия к своему занятию, весьма скоро может охладеть к нему.Надобно столько любви к детям, чтобы в одиночку думать о них постоянно, иобщество не имеет права требовать такой любви от кого бы то ни было, еслионо само не показывает участия к делу воспитания. Преподаватель, уединенный в своей тихой, монотонной деятельности, видя,что ни общество, ни литература, занимающаяся даже ассирийскими древностямии этрусскими вазами, не занимаются его скромным делом, должен иметь,повторяем мы, необыкновенно много нравственной энергии, чтобы не уснуть подубаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни... Наставническая и воспитательная деятельность, может быть, более, чемкакая-либо другая, нуждается в постоянном одушевлении; а между тем онаболее, чем всякая другая деятельность, удалена от взоров общества,результаты ее выказываются не скоро и замечаются не многими, реже всегосамим воспитателем; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его кбессознательности. Механический процесс преподавания или утомительноенаблюдение за шаловливыми детьми, не давая пищи уму, в то же самое время недают ему и той свободы, которая совместна с деятельностью чистофизической... Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствуетсебя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежествоми пороками человечества, посредником между всем, что было благородного ивысокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святыхзаветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живымзвеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра исознает, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших делистории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения...ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИВоспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть вдействительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всемиего будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовнымитребованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе,среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всехвозрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величиии унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и наодре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должензнать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историюзарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти ивсякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самойприроде человека средства воспитательного влияния — а средства этигромадны!ПРОЕКТ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ...В деле воспитания одного знания еще крайне недостаточно, а необходимо иумение. Природные воспитательные таланты, сами себе прокладывающие дорогу вделе воспитания, встречаются реже, чем какие-либо другиеталанты, а потому и нельзя рассчитывать на них там, где требуются многиетысячи учителей. Но знание и умение преподавать и действовать преподаваниемна умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодымлюдям, и не обладающим особенными способностями. Кроме того, в каждомнаставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низшихучилищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но такжехарактер, нравственность и убеждения, потому что в классах малолетних детейи в народных школах больше влияния оказывает на учеников личность учителя,чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах. Даже и познанияэтого рода учителей должны иметь некоторую особенность... Познания эти,неглубокие и необширные, должны отличаться энциклопедичностью и в то жевремя оконченностыо, определенностью и ясностью... От учителя... особенно живущего в деревне или в небольшом городке,справедливо требовать, чтобы жизнь его не только не подавала повода ксоблазну, не только не разрушала уважения к нему в родителях и детях, но,напротив, служила примером как для тех, так и для других и не противоречилаего школьным наставлениям. Только при этом условии он может иметьнравственное влияние на детей и его школьная деятельность будет истинновоспитательной деятельностью. Вот почему в учительских семинариях молодыелюди, избравшие для себя скромную карьеру народного учителя, должныпривыкать к жизни простой, даже суровой и бедной, без всяких светскихразвлечений, к жизни с природой, строгой, аккуратной, честной и в высшейстепени деятельной.РОДНОЕ СЛОВО(фрагменты) С чего следует начинать ученье? В прежнее время на этот вопрос ответбыл очень легок: с чего же, как не с азбуки? Но современная рациональнаяпедагогика при решении этого вопроса обращает внимание на детскую природу изамечает, что чем моложе ребенок, тем менее способен он к постоянствудеятельности в каком-нибудь одном направлении, тем быстрее устает онходить, сидеть, держать в руках самую легкую вещь, даже лежать, и что тотже ребенок, перемешивая всевозможные роды деятельности и, по-видимому,вовсе не отдыхая, резвится целый день и удивляет взрослого своейнеутомимостью. То же самое замечается и в душевной деятельности дитяти: чеммоложе дитя, тем менее способно оно к постоянству какой бы то ни былодушевной деятельности в одном направлении, тогда как, разнообразя своизанятия, может работать довольно долгое время. Самая перемена занятийдействует на ребенка лучше даже полного отдыха, который, конечно, необходимв свое время. Ребенок, видимо, устал читать, внимание его ослабело, процесспонимания остановился: заставьте дитя полчаса пописать, порисовать,посчитать, попеть и — заметите, что, воротившись потом к чтению, ребенокснова стал и понятлив, и внимателен. Конечно, способность к постоянству умственной деятельности в одномнаправлении есть одно из важнейших условий всякого ученья; но способностьэта развивается мало-помалу, постепенно; а преждевременными чрезмернымиусилиями вы можете только подорвать это развитие и заметите, что дитя нетолько перестанет идти вперед, но как бы подвинется назад, будто в душе еголопнула какая-то слишком натянутая струна. Приучайте же ребенка кпостоянству деятельности в одном направлении, но приучайте осторожно, по-немногу; а в первое время ученья чем разнообразнее будет ваш урок и чемразнообразнее деятельности, которых вы требуете от детей, тем более выуспеете сделать. Если в полтора или в два часа занятий дети у вас ипочитают, и попишут, и порисуют, и пропоют две-три песенки, и посчитают...то в конце месяца не только сумма приобретенного ими, но и то, чтоприобрели они в каждом отдельном знании и умении, будет больше того, чеммогли бы приоб-ресть они, занимаясь все это время одним только этим знаниемили уменьем. Так, например, при таких разнообразных занятиях во время урокаони сделают более успехов в чтении, чем сделали бы тогда, если бы каждыйваш урок вы посвятили одному чтению. Ничто не противоречит так природеребенка, как засадить его за одну азбуку, не давая ему в это время никакихдругих занятий, и держать его за этой азбукой по нескольку часов, а когдаон, наконец, ее одолеет, перейти к такому же занятию складами и т. д. На основании вышеизложенного физиологического и психического законасовременное первоначальное обучение открывается не одним, но несколькимипредметами: наглядное обучение, письмо, рисование, детские работы, чтение,счет... пение и гимнастика сменяют друг друга и поддерживают в ребенкетелесную и душевную бодрость и свойственную этому возрасту веселость... Но чем разнообразнее предметы первоначального обучения, тем необходимее,чтобы все эти предметы, или, по крайней мере, большинство их, преподавалисьодним лицом... Полезное и даже необходимое разнообразие предметовпервоначального обучения и возможно только при том условии, чтобы в нем,собственно говоря, не было никаких отдельных предметов, а все сливалось водно разумное воздействие взрослого лица, дающего пищу деятельности детей инаправляющего всю эту разнообразную деятельность к одной разумной цели — ковсестороннему развитию телесного и душевного организма дитяти иприготовлению его к тому изучению отдельных предметов, которое ожидает еговпереди-Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не боятьсянаскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье,а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делатьнс только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать радиудовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготовляете ребенка к жизни,а в жизни не все обязанности занимательны, и если вы до 10 лет будете учитьдитя играючи, то приготовите ему страшную муку, когда встретится он потом ссерьезными учебными обязанностями, иногда вовсе не занимательными... В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но непревращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливостьбез придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и,главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства истремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей,приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся... Способствовать развитию изустной речи в детях есть, без сомнения, одна изважнейших обязанностей учителя русского языка. Никто, конечно, несомневается, что изустная речь развивается единственно от упражнений.Следовательно, наставник русского языка обязан дать упражнение изустнойречи детей и руководить этими упражнениями. Это — едва ли не главная егообязанность и потому, наконец, что изустная речь служит основаниемписьменной. Но изустная речь основана на мышлении: следовательно, наставникрусского языка обязан дать детям упражнения, возбуждающие мысль ивызывающие выражение этой мысли в слове. Но чем вы возбудите мысль ребенкаи вызовете из него самостоятельное слово, как не показав ему какой-нибудьпредмет или изображение предмета? Вот почему я помещаю наглядное обучение вчисло обязанностей наставника русского языка и ставлю это занятие преждедвух других — обучение письму и чтению, хотя все эти три занятия, конечно,должны идти одновременно... Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится нена отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах,непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты присамом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельнымнаблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовыйобраз и на нем строит ученье...Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пятинеизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; носвяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Выобъясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает:вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро.Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаковоспособным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и вы оценитетогда все значение картинок для ребенка. Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сближениянаставника с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену,отделяющую взрослого человека от детей, и в особенности учителя отучеников, как показывая и объясняя детям картинки. Если вы входите в класс,от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать),— начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговоритсвободно, непринужденно, что, конечно, необходимо для учителя русскогоязыка, если он не суживает своей обязанности до выучки детей чтению, письмуи орфографии. При наглядном обучении учитель, так сказать, присутствует при самомпроцессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс. Причемглавное дело опять делает та же картинка: она поправляет ложный эпитет,приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудьчасти; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнитьчрезвычайно трудно... Картины не должны быть известны детям, не должны висеть в классе, иначеони потеряют свой интерес. Пусть учитель приносит в класс картину закартиной, меняя их тогда, когда все содержание картины будет беседойисчерпано и когда дети приобретут навык рассказывать картину порядочно длясвоего возраста. Успех и от такого наглядного обучения будетзначительный... Я вижу в педагогике не науку, а искусство; но убежден, что в теорииэтого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнатьлюдям, берущимся за практику воспитания и ученья. Список литературы: История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л.,Прядехо А.А., Сосин И.Я. – Б.: Издательство БГПУ, 1999.Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII. – M. 1960.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconЖизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского

Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconП анина Лия Борисовна родилась в 1933 г, в 1953г окончила I московское педагогическое училище им. К. Д. Ушинского, а в 1960 г мопи им. Н. К. Крупской
Панина Лия Борисовна родилась в 1933 г, в 1953г окончила I московское педагогическое училище им. К. Д. Ушинского, а в 1960 г мопи...
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconТема: в мире книг. К. Ушинский «Два плуга» Цель: Дать сведения об истории книги, её создателях; дать представление об элементах книги; познакомить с произведением К. Ушинского
...
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconТема: в мире книг. К. Ушинский «Два плуга» Цель: Дать сведения об истории книги, её создателях; дать представление об элементах книги; познакомить с произведением К. Ушинского
...
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconК. Д. Ушинского Московский Педагогический Университет им. Крупской Факультет Технологии и Предпринимательства Реферат

Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconА. Н. Майков «Ласточки» Цели и задачи урок
Какие вы выучили отрывки из произведений К. Д. Ушинского «Осень», в которых он рассказывает о жизни птиц осенью?
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconМетодика организации обобщающего повторения на уроках геометрии в 9 классе
Ушинского, уподобиться пьяному вознице с дурно увязанной кладью: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconРезюме фио: Кузнецова Мария Дмитриевна Дата рождения
Ярославский Государственный Педагогический Университет им. К. Д. Ушинского, «Институт педагогики и психологии», кафедра общей и социальной...
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconИнформационное письмо Уважаемые коллеги!
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского приглашает вас принять участие в X международных Васильевских...
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К. Д. Ушинского Содержание Краткая биография К. Д. Ушинского iconИсследование эффективности методов построения и применения учебных фильмов для активизации познавательной деятельности учащихся (13. 00. 01-теория и история педагогики)
Ведущее высшее учебное заведение Ярославский государственный педагогический институт имени К. Д. Ушинского
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы