Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители icon

Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители



НазваниеРабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители
страница1/4
Дата конвертации08.07.2012
Размер0,93 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ставропольский государственный аграрный университет


ЭКОЛОГИЯ


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


Ставрополь2004

УДК

ББК


Составители: Куксова М.А., к.б.н., доцент кафедры экологии СГАУ,

Лысенко И.О., к.б.н., доцент кафедры экологии СГАУ.


Рецензенты: к.б.н., доцент кафедры фитопатологии Карташева И.А.


Экология. Рабочая тетрадь. – Ставрополь: СГАУ. – 2004.


Рабочая тетрадь по дисциплине «Экология» составлено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом для студентов обучающихся по специальностям небиологического направления.


Данная рабочая тетрадь содержит практические задания, в которых отражены все основные разделы необходимые для изучения экологии и ее отраслей, знакомства с положениями рационального природопользования и охраны природы. Кроме того, рабочая тетрадь включает тестовые задания и список используемой литературы. Рабочая тетрадь удобна для закрепления и самоконтроля знаний по экологии.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, школ и классов с углубленным изучением экологии.


Рабочая тетрадь печатается по решению методического совета Ставропольского государственного аграрного университета.

Протокол № от 2004г.


 ФГОУ ВПО Ставропольский

государственный аграрный университет, 2004.


ПРЕДИСЛОВИЕ


Экология в переводе с греческого ("ойкос") означает жилище, местообитание. Экология - это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их неорганической средой, общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня, среду обитания живых существ, в том числе и человека. Специалист в любой сфере деятельности должен обладать экологическими знаниями, понимать сущность современных проблем взаимодействия общества и природы, разбираться в причинной обусловленности, возложенных негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. Уметь квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной деятельности человека на природу, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований, вырабатывать и осуществлять научно обоснованные решения экологических проблем.

В настоящее время деятельность человеческого общества превратилась в самый мощный средообразующий фактор, немаловажную роль играет сельское хозяйство. В этой связи, стало насущной необходимостью глубокое изучение экологии студентами, получающими сельскохозяйственные специальности.

Изучение курса экологии обусловлено важностью гармонизации отношений общества и природы. Дает возможность раскрыть основные задачи и направления современной экологии.

Данная методическая разработка предназначена для работы на занятиях, закрепления знаний, самостоятельной работы студентов по курсу экологии.

Учебное пособие содержит задания в виде таблиц, схем, рисунков и тестов. Задания даны в соответствии с тематическим планом лекционного курса по экологии. По завершению изучения курса, студентам предлагается выполнить итоговое задание, в которое входят все ключевые вопросы изученных тем.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ


Тема 1.1. Экология наука ХХ века

Задание 1. Решите проблемную задачу.

Каждая мышь рождает в год 50-60 детенышей. Предположим для удобства расчетов – 25 самок и 25 самцов. Итак, каждая мышь рождает в год 25 самок. Через 2 года потомство одной мыши должно было бы состоять из 625 самок (25х25), не считая самцов. На 10-й год потомство только одной самки должно было бы достигнуть 95.3677.431.640.625 одних самок, а с самцами в два раза больше.

Почему этого не происходит, и число мышей на Земле заметно не увеличивается?

Задание 2. Заполните таблицу 1.

Таблица 1.

Вклад ученых в развитие экологии


№ п/п

Ученые-экологи

Вклад в экологию

1.







2.







3.








Задание 3. Рассмотрите схему (рис. 1). На схеме расставьте объекты изучения экологии разного уровня в порядке их усложнения: экосистема, популяция, биосфера, особь, биогеоценоз.






4


3





1

2

5



Рис.1. Уровни организации живой природы


Задание 4. Ответьте на вопрос. Чем, на ваш взгляд, отличаются задачи экологии от задач физиологии, которая также изучает связь организмов со средой?


Тема 1.2. Экологические факторы

Задание 1. Докажите, что климатические условия являются фактором, обусловливающим различия между растительным и животным миром на разных территориях.


Задание 2. В прудах, озерах и реках водоросли обычно зеленые, а в глубинах морей и океанов – красные. Дайте объяснение этим факторам.


Задание 3. Какие факторы могут влиять на число и разнообразие видов, появляющихся на определенной территории.


Задание 4. Рассмотрите график (рис.2). На конкретном примере объясните, что характеризует график, изображенный на рисунке? Подпишите все точки и зоны, выделенные на этом графике. Что они обозначают?

















Рис. 2. Общие закономерности действия факторов на организмы


Задание 5. Сформулируйте три морфолого-географических правила, используя опорные словосочетания: "размеры тела", "величина отростков и выростов тела", "яркость окраски".

Обобщающие тесты к ТЕМЕ 1.

1. Наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов и среды обитания, называется:

А. Палеонтологией.

Б. Селекцией.

В. Анатомией.

Г. Экологией.

2. Какой ученый впервые сказал, что все живое и неживое на нашей планете составляет единое целое – биосферу?

А. Дарвин Ч.

Б. Вернадский В.И.

В. Ламарк Ж.Б.

Г. Линней К.

3. Экосистемой называется:

А. Группа животных и растений, обитающих на одной территории.

Б. Совокупность компонентов живой и неживой природы, относящихся к одной территории.

В. Совокупность неживых компонентов и живых организмов, взаимосвязанных обменом веществ и энергии на определенной территории.

Г. Совокупность живых организмов, взаимосвязанных обменом веществ и энергии на определенной территории.

4. В систему рационального природопользования входит:

А. Освоение пойм в пашню.

Б. Вырубка леса.

В. Установление сроков охоты.

Г. Усиленный выпас скота на пастбище.

5. Какие экологические «законы» Б. Коммонера предполагают влияние природных факторов на формирование экосистемы?

А. «Все связано со всем».

Б. «Природа знает лучше».

В. «Все надо куда-то девать».

Г. «За все надо платить».

6. К нерациональному природопользованию относятся:

А. Создание безотходных технологий.

Б. Вселение новых видов, конкурирующих со старыми.

В. Чрезмерная концентрация промышленности в городах.

Г. Сохранение местообитания популяций.

7. Учение об однородных наземных экосистемах – биогеоценозах создал:

А. Вернадский В. И.

Б. Вавилов Н.И.

В. Дарвин Ч.

Г. Сукачев В.Н.

8. К наукам экологического комплекса, изучающим глобальные экологические проблемы планеты, относят:

А. Лесную экологию.

Б. Биосферную экологию.

В. Химическую экологию.

Г. Социальную экологи.

9. С каким глобальным процессом, происходящим на нашей планете, связаны экологические беды России?

А. Выращивание культур, разрушающих почву.

Б. Загрязнение рек, озер, больших массивов тундры и тайги нефтепродуктами.

В. Истощение лесов интенсивными рубками.

Г. Увеличение концентрации диоксида углерода в атмосфере.


ТЕМА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ


Тема 2.1. Структура экологической системы

Задание 1. Заполните таблицу 2.

Таблица 2.

«Законы» Барри Коммонера и использование человеком различных экосистем


№ п/п

«Закон»

Биосфера

Естественные экосистемы

Агроэкосистемы

Городские экосистемы

1.

Все связано со всем













2.

За все надо платить













3.

Все надо куда-то девать













4.

Природа знает лучше













Сделайте вывод.

Задание 2. Назовите три основных категории организмов, образующих экосистемы:

- что такое продуценты?

- какова их роль?

- назовите и охарактеризуйте процесс, требующий их участия;

- назовите основные типы консументов, проиллюстрируйте их многообразие на конкретных примерах;

- приведите примеры организмов-редуцентов.


Задание 3. Закончите таблицу 3.

Таблица 3.

Представители разных трофических групп некоторых экосистем


№ п/п

Трофическая группа

Лес

Водоем

Сельскохозяйственные угодья

1.

Продуценты

Ель, береза, сосна







2.

Консументы-фитофаги










3.

Консументы-зоофаги







Человек, скворец, божья коровка

4.

Консументы-детритофаги











Задание 4. Наблюдая за аквариумом, ответьте:

- можно ли и почему считать его экологической системой?

- какие организмы в нем составляют группу продуцентов?

- какой фактор обусловливает длительное существование этого искусственного фрагмента природы?


Задание 5. Распределите перечисленные живые организмы (муравьи, дождевые черви, гнилостные бактерии, росянка, сфагнум, амеба, хламидомонада) в предложенную таблицу 4.

Таблица4.

Трофическая структура экосистемы


Продуценты

Консументы

Редуценты




















Тема 2.2. Типы экологических систем и их энергетика

Задание 1. Заполните таблицу 5.

Таблица 5.

Типы экологических систем и источник их энергии


№ п/п

Тип экосистемы

Источник энергии, поддерживающий экосистему

Практическое использование экологических знаний

1.

По источнику энергиии







1.1

Автотрофные







1.2

Гетеротрофные







2.

По происхождению







2.1

Естественные







2.2

Антропогенные








Задание 2. Рассмотрите схему наземной пищевой цепи (рис.3). Какой компонент пищевой цепи отсутствует?












Зеленые растения

Продуценты


Растительноядные животные

Консументы I порядка


Консументы II порядка

Плотоядные животные


Хищники

Консументы III порядка



Рис. 3. Упрощенная наземная пищевая цепь

.

Задание 3. Рассмотрите схему (рис.4) и ответьте на вопросы.

1. Почему компоненты этой схемы имеют такую конфигурацию?

2. Какую экологическую закономерность отражает схема?

3. Как можно повысить биологическую продуктивность водоема?

Энергия


Растения

фотосинтез


Растительноядные

фитофагия


Плотоядные I порядка

х
Плотоядные II

порядка
ищничество


Рис.4. Экологическая пирамида.


Задание 4. Рассмотрите схему (рис.5). Два верхних квадрата условно указывают количество организмов, которое может прокормить один урожай.

Люди


Домашние животные

Люди


Урожай

Урожай

Рис.5. Экологические пирамиды.


Рассмотрите следующую информацию: а) множество людей относится к III трофическому уровню, т. е. они едят мясо; б) стремление увеличить сельскохозяйственную продукцию оборачивается разрушением почв в результате эрозии и перевыпаса.

По имеющейся информации сделайте вывод и обоснуйте его.


Задание 5. Заполните таблицу 6.

Таблица 6.

Продуктивность экосистем


№ п/п

Экосистема

Уровень продуктивности

Показатели продуктивности

1.










2.










3.










4.











Сделайте выводы.


Задание 6. Объясните сущность высказывания: «На конце длинных пищевых цепей не может быть большой биомассы» (третий принцип функционирования экосистемы по Б. Небелу).


Задание 7. Заполните таблицу 7.

Таблица 7.

Почва как экологическая система


Обитатели почвы

Их роль в экосистеме

Непосредственная функция

Почвенные бактерии

Редуценты

Разлагают органические вещества до неорганических











Задание 8. Зарисуйте схему (рис.6). Проиллюстрируйте взаимоотношения этих факторов.





Климат рельеф




почва



организмы материнская порода


Рис.6. Факторы формирования почв.


Задание 9. на основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой в 300 кг.


Задание 10. Рассмотрите две пирамиды биомассы (рис.7), на которых отображена биомасса планктона в озере весной и зимой. Объясните, почему в течение года пирамида переворачивается.




III III




II II


I I

А) Б)




Рис.7. Пирамиды биомассы ( I – продуценты, II – первичные консументы, III – вторичные консументы).


Задание 11. Чем можно объяснить:

а) весеннее увеличение фитомассы планктона;

б) быстрое падение ее в летние месяцы;

в) увеличение осенью;

г) уменьшение зимой?


Задание 12. Было замечено, что многие животные погибают от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватает пищи. Объясните это явление.


Задание 13. Принцип функционирования экосистем гласит: «На конце длинных пищевых цепей не может быть большой биомассы». Подтвердите это положение схемой пищевой цепи. Прокомментируйте ее.


Задание 14. Дано уравнение: потребленная животным пища = рост + дыхание + фекалии + экскреты.

Объясните, куда расходуется энергия, потребленная животным.


Задание 15. Приведите пример антропогенной экосистемы. Можно ли, на ваш взгляд, повысить ее биологическую продуктивность и как?


Обобщающие тесты к ТЕМЕ 2.


1. Любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды называется:

А. Природной территорией.

Б. Ландшафтом.

В. Биологической системой.

Г. Экосистемой.

2. Термин «экосистема» предложил ученый:

А. Геккель Э.

Б. Дарвин Ч.

В. Тенсли А.

Г. Вернадский В.И.

3. Компоненты экосистемы, синтезирующие органические вещества из неорганических, называются:

А. Редуценты.

Б. Продуценты.

В. Консументы.

Г. Гетеротрофы.

4. Какая группа организмов относится к гетеротрофам:

А. Лисица, заяц, скворец, человек.

Б. Рдест, осот, ель, пырей.

В. Бактерии, грибы, вирусы.

Г. Перловица, дождевой червь, дафния.

5. Энергетическое обеспечение каких экосистем осуществляется зелеными растениями:

А. Гетеротрофных.

Б. Фотоавтотрофных.

В. Антропогенных хемоавтотрофных.

Г. Естественных хемоавтотрофных.

6. К антропогенным гетеротрофным экосистемам не относятся:

А. Биологические очистные сооружения.

Б. Автомобильные заводы.

В. Заливной луг.

Г. Рыборазводные заводы.

7. Биологическую продукцию, которую создают консументы и редуценты в процессе переработки растительной и животной биомассы, называют:

А. Вторичной.

Б. Чистой.

В. Валовой.

Г. Первичной.

8. К экосистеме, характеризующейся самой высокой биологической продуктивностью, относятся:

А. Морская.

Б. Болотная.

В. Леса умеренных широт.

Г. Заросли тростника в дельтах рек, текущих на юг.

9. Цикл какого элемента, участвующего в круговороте веществ в биосфере, является открытым:

А. Фосфора.

Б. Кислорода.

В. Азота.

Г. Углерода.

10. Какая из приведенных цепей питания правильная:

А. Кузнечик – ящерица – трава – ястреб – заяц.

Б. Хищники – копытные – бактерии – растительность леса.

В. Водоросли – дафнии – мальки рыб – окунь – чайки.

Г. Трава – лисицы – мыши – совы – зайцы.


  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconДокументы
1. /РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ/РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.doc
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconЭ. Н. Камышев информационная безопасность и защита информации рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь сдается преподавателю перед зачетом или экзаменом как показатель
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconРабочая тетрадь
Камышев Э. Н. Рабочая тетрадь по социологии. – Томск: Издательство тпу, 2006. 32 с
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconПсихологическая рабочая тетрадь
Мы воспользуемся термином "рабочая тетрадь", так как у большинства людей слово "дневник" ассоциируется с воспоминаниями поры отрочества,...
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconДокументи
1. /Пермь О Ю Казанцева Рабочая тетрадь по обучению грамоте 1 класс/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители icon1 "А"и "Б" класс
А"и"Б" класс математика (рабочая тетрадь "Дружим с математикой" №31-37, стр. 27-28); русский язык (рабочая тетрадь "Учусь писать...
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconХанты-Мансийск 2012 ббк 67. 400. 3 Д 63 составители: Моховикова Т. Д
...
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconУчебное пособие для студентов биологических специальностей вузов Тетрадь студента (ки) курса
Тетрадь по курсу «Теория эволюции» Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических вузов. Авторы-составители:...
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconПроблемы, задачи и пути их решения 2012 удк 796/799 ббк 75 а 18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая тетрадь ставрополь2004 удк ббк составители iconУдк 81'34 ббк 81. 01 Н. Г. Углова
Рассматриваются современные территориальные особенности произношения американского варианта английского языка и анализируется их...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы