Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции icon

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции



НазваниеГосударственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции
Дата конвертации08.07.2012
Размер378.37 Kb.
ТипРеферат
Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Высшая школа управления и бизнеса Молодечненское представительство Кафедра экономики и управления КУРСОВАЯ РАБОТАна тему «Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции»Студентки факультета ВШУБ,специальности «Экономика иуправление на предприятии»,III курса, группы № 1 ЦарьНатальи МихайловныРуководительРадько Мария Кирилловна Молодечно 2001 год Содержание: страницыВведение 31. Краткая историческая справка42. Понятие государственной экономической политики 53. Типы экономических систем64. Понятие, содержание и характеристики государствен- ного регулирования экономики105. Формы и методы государственного регулирования экономики 126. Субъекты государственного регулирования экономики 137. Объекты государственного регулирования экономики 148. Средства государственного регулирования экономики 179. Модели рыночной экономики24 а) Американская модель б) Японская модель10. Проблема построения рыночной модели Беларуси 2811. Взгляды на тенденции развития экономических систем 29Заключение 30Литература 32 Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации вцелом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строявнутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственногорегулирования экономики и роль государства в рыночной экономике. Но, если государственное регулирование является объективнойнеобходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономикипереходного периода его роль неизмеримо более высока, ибо здесь имеют местои другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно толькопосредством действенного государственного вмешательства. Сюда следуетотнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный весгосударственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию,развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы исистемы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций идр. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействиеряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода(например, криминализация общества, экономики). И, наконец, проведениерыночных реформ и ответственность за их реализацию так же лежат нагосударстве. Все перечисленные аргументы вызывают объективную необхо-димостьгосударственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений иособенно в переходный к рынку период. Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики,глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеютопределенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересамисобственников (и это по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабыгосударственного вмешательства) и, с другой – возможностями самогогосударства. В рамках этого можно говорить об относительных границахэффективности государственного регулирования и эффективности той либодругой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так,государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетныефонды), которые являются экономической основой государственногорегулирования экономики, имеют свои границы. Возможности ростагосударственного сектора ограничивают интересы частной собственности;увеличение доходов государства связано с социальными границаминалогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоевнаселения, а так же с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которойсущественно сокращает и бюджетные доходы. Совпадение интересов государствас интересами собственников позволяет существенно расширить границыгосударственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, этиграницы сужаются. По сути, глубина проникновения государственного регу-лирования всоциально-экономические процессы, различная ком-бинация форм и методоврегулирования и являются отличи-тельными чертами многообразных моделейсовременной рыноч-ной экономики. [1, с.12-13] Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практиказдесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовалцентрализованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг,процентными ставками и внешней торговлей. Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории -писали о том, что только детальное руководство со стороны правительстваспособно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели вгосударственном руководстве средство, обеспечивающее социальнуюсправедливость. С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповедимеркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классическойэкономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство вхозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому временивершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическомсмысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное закономправо частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этихпервичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплениемэкономического присутствия государства. Со второй половины 19 века национальное производство достиглоневиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно- техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублениемобщественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождалипотребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, вантициклическом регулировании. [2, с.22-23] Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур:картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспеченияконкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольногозаконодательства и его применение органами государства. Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки квойнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целаясистема мер, включавших принудительное картелирование (Германия),протекционизм (Япония). Формировались военно - промышленные комплексы,тесно связанные с правительством. Государственное регулирование экономики явилось необходимым дляосуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широкомсмысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественныхпотребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.)невозможны без использования государственных рычагов и организаций. И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду деньсегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организациифундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания. Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлениемновых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе неможет справиться. И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономикеосуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно -командной системе, все же здесь экономическая роль государства велика,особенно по сравнению с системой свободной конкуренции. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйствапредставляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного иконтролирующего характера, осуществляемых правомочными государственнымиучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации иприспособления существующей социально - экономической системы кизменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялисьэкономические и социальные проблемы, которые не могли быть решеныавтоматически на базе частной собственности. Появилась необходимостьзначительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрениячастного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства внациональных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массоваябезработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция намировых рынках требовали государственной экономической политики. Теоретически понятие государственной экономической шире понятиягосударственного регулирования экономики, так как первая может основыватьсяи на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь (известныйпринцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). Всовременных условиях невмешательство государства в социально -экономические процессы немыслимо. Уже давно ведутся споры не онеобходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах,формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулированиеэкономики” и “государственная экономическая политика” в наше времяидентичны. Объективная возможность государственного регулирования появляется сдостижением определенного уровня экономического развития, концентрациипроизводства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность вдействительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которымии призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики являетсясоставной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это,например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости,поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре,поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабыгосударственного регулирования экономики определяются характером и остротойэкономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретныйпериод. Экономика любой страны представляет собой сложную экономическуюсистему, которая обладает множеством особенностей и отличительных черт. Насегодня в мировой практике насчитывается несколько типов экономическихсистем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразныеформы (модели) проявления. Но любая экономическая система представляетсобой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихсяв ней формах собственности на экономические ресурсы и результатыхозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способахрегулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления. Основным элементом экономической системы выступают социально-экономические отношения в единстве с технико-экономическими и другимиэлементами системы. И если технико-экономические отношения отражаютотношения по поводу рационального использования ресурсов, ихвоспроизводства и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимисятехнологическими возможностями, то социально-экономические – определяютсяхарактером отношений людей, которые складываются под влиянием отношенийсобственности в данном обществе. Это дает возможность с определеннойстепенью условности представлять экономику как процесс преобразованияимеющихся в распоряжении общества ресурсов в продукцию, которая должнаудовлетворять как производственные, так и непроизводственные потребностиобщества и его членов. Особенности проявления всех экономических процессов формируют различныетипы экономических систем. Сегодня выделяют следующие основные типыэкономических систем: рыночная экономика, которая, в свою очередь, выделяетрыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современнуюрыночную экономику (современный капитализм); административно-команднаясистема и экономическая система слаборазвитых стран. Опуская последнюю,остановимся на рыночной и командно-административной системах. Рыночная экономика сформировалась как рыночная система, охватывающаявсе общественное производство лишь на определенном этапе развития – стадиимашинного производства, когда товарная форма собственности стала всеобщей.На этой стадии сложилась система специализации основных звеньев народногохозяйства, произошло завершение формирования общественного труда какцелостной системы, в которой связь осуществляется через опосредованнуюрынком товарную форму связи производства и потребления. В этих условияхтруд в рамках отдельной единицы выступает как частный, независимый,самостоятельный вид деятельности, но в то же время, он и общественный, таккак предназначен и для других. Его общественная необходимость проявляетсяпосле процесса производства, на рынке через акт купли-продажи. Отличительными чертами рыночной экономики выступают частнаясобственность и личная свобода всех участников экономической деятельности.Но если рыночный механизм экономики свободной конкуренции всефундаментальные задачи экономического развития страны решал через рынок ицены, то в современной рыночной экономике наблюдается активноевмешательство государства в процессы развития национальной экономики. Экономика данного типа хозяйства позволяет сегодня выделитьмногообразие моделей рыночной экономики, складывающихся на основе одной итой же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе.Так, можно выделить модель рыночной экономики США, Франции, Англии, Япониии других стран, которые существенно отличаются друг от друга. Однако всесовременные рыночные модели – это модели более высокого уровня в сравнениис рыночной экономикой свободной конкуренции, модели организованного рынка,которые развиваются и функционируют в условиях различных формэкономического монополизма, государственного регулирования экономики. Характерными чертами административно-командной модели экономики.Примером которой может служить экономика бывшего СССР, являютсяобщественная (а в реальности государственная) собственность практически навсе экономические ресурсы, адресное, директивное планирование, жесткаяцентрализация в распределении ресурсов и капитальных вложений, отсутствиесамостоятельности основных звеньев экономики – предприятий, организаций.Все это определило нежизнеспособность данной модели, не обеспечило решениеключевых проблем экономики СССР, ее интенсивного развития. В итоге сегоднягосударства бывшего СССР, в том числе и Республика Беларусь, стоят передпроблемой построения модели рыночной экономики, радикальных измененийотношений собственности. Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениямбезальтернативен. Рыночная система на примере развитых странпродемонстрировала свои безусловные преимущества. Представляя собоймногосложную систему связей, она наиболее адекватна свойствам людей, ихтворческому потенциалу. Через систему связей бесчисленные, индивидуальные,свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются ивзаимоуравновешиваются. Через нее принимаются решения, что и сколько должнопроизводиться, как эффективно организовать производство и как распределитьрезультаты труда между участниками общественного производства. Преимущества рыночной экономики состоят в том, что она способствуетэффективному распределению ресурсов в максимальном приближении к ихобщественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективныхметодов их использования и создает условия для разработки и внедренияновых, более эффективных технологий. Основанная на частной собственности при значительном слое собственникови экономической свободе хозяйствующих субъектов, рыночная системадействительно усиливает ответственность за своевременное и качественноепринятие хозяйственных решений и за результаты хозяйствования. Рыночно-конкурентный механизм управления экономическими и социальными процессамиформируется через интересы и мотивы поведения людей, непосредственноевыявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения.Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен,который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессовчерез согласование спроса и предложения. Образующиеся различия вприбыльности и убыточности того или иного производства регулируютраспределение ресурсов по видам производства. Однако сколь очевидны безусловные преимущества рыночной экономики,столь же очевидными являются и ее недостатки, которые обусловливаютобъективную необходимость государственного вмешательства в экономику. К нимследует отнести: - неспособность рыночной экономики обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения; - содержащуюся в ней тенденцию к угасанию конкуренции – ее главного и двигательного механизма. Дело в том, что конкуренция безжалостна к субъектам рыночной экономики и, прежде всего, к представителям к представителям малого и среднего бизнеса. Поэтому они постоянно стремятся улучшить свои экономические позиции, пытаясь освободиться от ограничительных пут конкуренции. В этом же направлении действуют некоторые закономерности научно-технического прогресса, требующее использования больших количеств реального капитала, крупных рынков, надежных источников сырья. По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя и, следовательно, рыночная экономика теряет свою способность распределять ресурсы в соответствии с общественным и индивидуальным спросом; - неравномерное распределение денежных доходов; - неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с производством и потреблением определенных товаров и услуг. Речь идет о таких товарах, которые способны приносить выгоду не индивидуальным потребителям, а обществу в целом – народное образование, наука и культура, развитие автомагистралей и т.д.; - несовершенный механизм обеспечения занятости населения, поддержания уровня цен. Проблемы безработицы и инфляции постоянно сопутствуют функционированию и развитию рыночной системы; - полное равнодушие рыночной системы к проблемам малоимущих и слабозащищенных слоев населения; - неспособность обеспечения стратегических направлений развития в области науки, техники, технологии. Стимулируя эффективное коммерческое освоение уже имеющихся научных достижений, рыночная система не в состоянии обеспечить их развитие; - неспособность к глубоким структурным преобразованиям экономики; - и, наконец, рынок не обеспечивает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды.[1, с. 9-12] Решение перечисленных проблем в условиях рыночной экономики создаетнеобходимость активного государственного вмешательства. Следует отметить, что государственное регулирование экономики возможнолишь при наличии определенных объективных предпосылок – достиженияопределенного уровня экономического развития системы и концентрациипроизводства и капитала. Однако эти возможности превращаются в объективнуюнеобходимость в странах с рыночной экономикой лишь в силу перечисленныхвыше обстоятельств. И государство заботится о функционировании рыночногохозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования,содействует предпринимателям, защищает интересы, помогает им завоевыватьрынки и приобретать ресурсы. Государственное регулирование экономики – это целенаправ-леннаядеятельность государства в лице соответствующих законо-дательных,исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системыразличных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решениеважнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развитияэкономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе. Государственное регулирование экономики следует пред-ставлять каксистему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования,организационные структуры управления, правовые нормы и акты. Для характеристики государственного регулирования эконо-мики можновыделить три его стороны: социально-экономическую, методологическую иорганизационную. Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть эконо-мическуюсистему страны с позиции сложившихся в ней форм соб-ственности наэкономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности и отражаетединство социально-экономических и тех-нико-экономических отношений.(Болееподробно это рассмат-ривалось в п.3). Организационная сторона государственного регулирования эко-номикизакрепляет единство технико-экономических и соци-альных отношений ипроявляется через систему организации и управления народным хозяйством, егоотраслями и сферами. Она показывает, каким образом через конкретныехозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил ипроиз-водственных отношений, какова их роль в реализации потенциаль-ныхвозможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собойсистема органов управления, каковы их задачи и функции. Методологическая сторона характеризует государственное ре-гулированиекак совокупность принципов, форм, методов, исполь-зуемых в системерегулирования, т.е. сам инструмент регулирова-ния, методологическую базу,обеспечивающую выработку различ-ных вариантов достижения целей социально-экономического разви-тия страны, выбор наилучшего из альтернативныхвариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, именно от методо-логической базы зависит действенность системы государственногорегулирования в заданном направлении, в направлении выбранного вариантадвижения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач. [1, с.13-14] Эффективное функционирование экономики возможно при ус-ловиипрогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управлениянародным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают к термину«регулирование», ибо государство стремится больше пользоваться косвеннымирычагами воздействия, вместо прямых административных для создания в большейстепени свободы деятельности субъектов хозяйствования. На практике каждая их функций государственного регулированияреализуются посредством соответствующих действий каждой их ветвей власти,которые классифицируются по формам и методам. Форма представляет собой общее направление, основные принципывоздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственногооргана на рассматриваемый объект. Метод – это способ познания ипреобразования объекта на основе определенных правил и теоретическихпринципов, применяемых при регулировании ( метод от греч. слова methods –путь, способ познания, исследования). Для каждой из форм может бытьприменено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью,степенью апробированности и рядом других условий. В конечном счете все онинаправлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие иповедение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения.Основные требования к данному механизму: - адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на данном историческом этапе; - системность, т.е. все элементы регулирования должны быть увязаны между собой; - комплексность (механизм регулирования охватывает с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы). Применяемые формы государственного регулирования обычноклассифицируются по следующим трем группам: 1.Законодательная (правовая);2. Финансово-кредитная, включающая бюджетно-нало-говую и кредитно-денежнуюформы; 3. Административная, которая делится на административно-экономическую и организационно-ад-министративную формы. Каждая из форм используется как в отдельности, так и в раз-личныхсочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и отполитической организации общества, традиций, целей и решаемых задач накаждом конкретном историческом этапе развития. По степени значимости приоритет чаще всего отдается зако-нодательной(правовой) форме. Она представляет собой сово-купность законов, механизмових разработки, принятия и реа-лизации, с помощью которых устанавливаютсяосновные принципы государственного и общественного устройства, права иобязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие поло-жения,являющиеся базовыми при формировании и функцио-нировании производственных ииных отношений внутри страны и с внешним миром. К бюджетно-налоговым инструментам относятся госу-дарственные расходы,налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством длястимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижениясовокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного.Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставкипроцента за банковский кредит, рыночные операции с правительственнымиценными бумагами. Дефицит государ-ственного бюджета или излишки влияют науровень цен, а следо-вательно, на уровень нормы процента, предложение денеги реаль-ный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при ис-пользовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регули-рования следуетучитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем. В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговлив развитии экономики все большую роль в сов-ременных условиях играетвалютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-денежного регулирования и в последнее время в результате ростаинтернационализации экономи-ки выделяется в самостоятельную форму. Довольно часто финансово-кредитную сферу со всеми ее сос-тавнымичастями относят к экономическим методам управления. Взятые отдельноэкономические методы не всегда могут сегодня обеспечить высокоэффективноерегулирование развития народного хозяйства. Как правило, они дополняютсяадминистративными, ко-торые связаны с решением, командой, приказом.Инструментами административно-экономического регулирования являются центра-лизованное планирование, ценообразование и финансирование, сис-темаэкономических нормативов и др. Организационно-админи-стративная формаоперирует чаще такими методами, как прямые административные указания,установление жестких правил, регули-рующих взаимоотношения нижестоящих ивышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедурадмини-стративного воздействия и др. В государстве обычно складывается определенное соотно-шение междуразличными формами регулирования. В странах с рыночной экономикойпервостепенная роль отводится законода-тельной и экономической формамрегулирования, в командно-административной – административной. [3, с.5-6] Субъектами государственного регулирования являются носи-тели,выразители и исполнители хозяйственных интересов. Любая страна может быть представлена через соответствую-щие социальныегруппы людей, которые имеют свои интересы, отличаются принадлежностью ктому либо другому региону, виду деятельности. Они могут отличаться друг отдруга и по имущест-венному признаку, по доходам, по профессиям, поотношению к средствам производства. Они имеют свои интересы и формы ихпредставления и т.д. Эти группы являются носителями хозяйст-венныхинтересов. Многочисленные союзы, ассоциации, которые объединяют но-сителейэкономических интересов, например, профсоюзы, союзы предпринимателей,фермеров и т.д., выступают выразителями хо-зяйственных интересов. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы власти,построенные по определенному иерархическому принципу, и национальный банк. Все субъекты государственного регулирования взаимодейст-вуют друг сдругом, что осуществляется через соответствующие связи – прямую иобратную. Прямая связь устанавливается между носителями, выразите-лями иисполнителями хозяйственных интересов. Она может иметь различныенаправления проявления: - через средства массовой информации, на митингах, через просьбы, пожелания, протесты, сборы подписей, обращения в суды и т.д.: - через рекомендации, советы, консультации, меморандумы и др.; - через трансформацию частных экономических интересов в государственной экономической политике исполнителями хозяйственных процессов; - через согласование, корректировку отдельных, частных хозяйственных интересов с интересами других групп и отражение их в государственном регулировании и т.д. Обратная связь – это связь между исполнителями (органамигосударственной власти) и носителями хозяйственных интересов. Онапроявляется в результатах государственного регулирования ( например,повышения уровня социально-экономического развития страны) и в поддержке(или нет) государственной экономической политики носителями и выразителямиэкономических интересов. [1,с.14-15] Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли,регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизнистраны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, неразрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то времякак снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормальногофункционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики - это:- экономический цикл; . - секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; . - условия накопления капитала; . - занятость; . - денежное обращение; . - платежный баланс; . - цены . -НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); . - условия конкуренции; . - социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; . - подготовка и переподготовка кадров; . - окружающая среда; . - внешнеэкономические связи. Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различныйхарактер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл,накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальныекомплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции,отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, междугосударственными регулирующими органами. Рассмотрим важнейшие из них. Суть государственной антициклической политики, или регулированияхозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов идепрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения изанятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительныефинансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. Вусловиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнутьопасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшениеплатежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением иотсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задачагосударственного регулирования экономики - притормозить рост спроса,капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократитьперепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом,уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства,инвестиций и занятости в будущем. Государственное регулирование экономики в области отраслевой итерриториальной структуры также осуществляется при помощи финансовыхстимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечиваютпривилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаяхподдержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся всостоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслейи видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванныхпривести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, междуотраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению егоэффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься мерыпо притормаживанию чрезмерной концентрации производства. Важнейшим объектом государственного регулирования экономики являетсянакопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыливсегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночнойэкономике, поэтому государственная экономическая политика поощрениянакопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектамхозяйства. Одновременно государственное регулирование накопленияопосредованно служит и другим объектам государственного регулированияэкономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное времявсем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям,регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрениярыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики вквалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которыхслужит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение междуспросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработнойплаты, который может негативно отразиться на национальнойконкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведетк увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговыхпоступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальнымипоследствиями. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органовявляется денежное обращение. Основная направленность регулированияденежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезнуюопасность для экономики. Регулирование денежного обращения опоследованновоздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальныеотношения. Состояние платежного баланса является объективным показателемэкономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйствомгосударство постоянно осуществляет оперативное и стратегическоерегулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт,движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структурацен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют наструктуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальнойвалюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другиеобъекты государственного регулирования экономики, например, заинтересоватьчастные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, вэкспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются исовершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальнойзащите, охране окружающей среды. Объекты государственного регулирования экономики различаются взависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархическиеуровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность,сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл;денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения,экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежнымистранами, интеграционные процессы). Средства государственного регулирования подразделяются наадминистративные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительногоматериального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются насиле государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения ипринуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленныепредприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой целиони не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели драконовскиештрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачулицензий на новое промышленное строительство. Или, правительство Нидерландов разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, такимобразом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе портавозросла хозяйственная активность. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночнойэкономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия восновном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальныхбытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, вовремя войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабнымиадминистративными акциями по регулированию экономики в послевоенной Япониибыли денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Экономические средства государственного регулирования подразделяются насредства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулированияэкономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор вэкономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - этогосударственное экономическое программирование, охватывающее многочисленныецели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Огосударственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже. Основные экономические средства - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке цен-ных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изме-нитьсоотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудныхкапиталов) в желаемом направлении. По мере отно-сительного снижения ролирынков свободных капиталов в финан-сировании капиталовложений и особенно всвязи с уменьшением ро-ли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупныхкомпаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наи-болееразвитых странах несколько ослабела. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляетсясредствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой плангосударственных расходов и источников доходов их финансового покрытия.Проект бюджета ежегодно об-суждается и принимается законодательным органом- парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершениифинансового года полномочные представители исполнительной властиотчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлениюрасходов в соответствие с принятыми в пре-дыдущем году законом о бюджете. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающийсоотношение сил основных групп носителей различных социально-экономическихинтересов. Расходы государственного бюджета выполняют функцииполитического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи:специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляетсяглавная цель бюджетной политики, как и всей го-сударственной экономическойполитики вообще - стабилизация, укрепление и приспособление существующегосоциально-эконо-мического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призванысмягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойст-венную рыночномухарактеру. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюд-жетные субсидиисельскому хозяйству. Ни одно государство не мо-жет быть заинтересовано вразорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономическойполитике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественныхпроизводителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственнуюпродукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых парт-неров, какправило правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство. Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, атакже адмистративно-управленческие расходы воз-действуют на спрос напотребительские товары и услуги. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат рас-ходы повнутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение частидолга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственнымпредприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектовинфраструктуры, на закуп-ку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масш-табы спроса ивеличину инвестиций. В периоды кризисов и депрес-сий расходыгосударственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а вовремя перегрева конъюнктуры - сокращаются. Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов ивывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и вдолгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономикистраны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты,обеспечению пос-тавок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов. Действенность государственного регулирования экономики с помощьюбюджетных расходов зависит, во-первых, от относи-тельных размероврасходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, отэффективности использования каждой еди-ницы расходуемых средств. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытиягосударственных расходов являются налоги. Они также широко используются длявоздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная рольналогов. Но главная роль налогов – регулирующая. Государственноерегулирование при помощи нало-гов зависит в решающей степени от выбораналоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: содной стороны, это главный источник финанси-рования государственныхрасходов, материальная основа бюджет-ной политики, с другой стороны, этоинструмент регулирования. За-дача государственных бюджетных органов - непросто обложить на-логами те или иные источники поступления средств, асоздать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведениеюридических и физических лиц. Для этого используются временно илиселективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка упла-ты налогов. Особое место среди средств государственного регулирования экономики,осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационноесписание основного капитала и связанные с ним образование и реализацияскрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современныхусловиях является главным средством стимулирования накопления, структурныхизменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственныйцикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашиваниямашин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержкахпроизводства переноса стоимости вещественных носителей основного капиталана производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационногосписания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистойприбыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения виздержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд дляфинансирования в дальнейшем новых капиталовложений. При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторысоглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только еслиамортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами,разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовойприбыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основногокапитала широко используется во всех развитых странах как средствогосударственной конъюнктурной и структурной политики, а также длястимулирования научных исследований и внедрения их результатов, дляфинансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования нормамортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. впериоды спадов и кризисов действенность амортизационной политикиослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньшевозможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы,предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимуламидля частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списаниюравнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственныйбюджет. Результатом может быть повышение других налогов или ростгосударственной задолженности. Государственные капиталовложения осуществляются в значи-тельной степенив государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль вгосударственном регулировании экономики. Он является одновременно объектоми инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяй-ственныхобъектов, целиком или частично принадлежащих цент-ральным и местнымгосударственным органам. Государственный сектор существовал во многихстранах задолго до развития капита-лизма, включая почту, частичнотранспортную службу, изготов-ление оружия и др. По мере становления системыгосударственного регулирования экономики государство строило, выкупало участных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфереинфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование ко-торых быловсегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно сточки зрения частного капитала. В одних странах государственный сектор возник в основном в результатенационализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии,Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобреталоразоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группестран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем вовторой. Значительная часть государственного сектора - это объектыинфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, гдетребуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Частьгосударственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своейдеятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися отпринципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор длярешения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльностичастного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не являетсяпервостепенной целью деятельности государственного сек-тора винфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке ипереподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высокихприбылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности,транспортных, поч-тово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, такимобразом, издержки в частном секторе. Активно используется государственный сектор как средствогосударственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшенияконъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложениясокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спадупроизводства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметнуюроль в государственной структурной политике. Государство создает новыеобъекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности,отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так,государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке ипереподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешнейторговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами вовнедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участиегерманского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственностифедерального и земельного правительств, в автомобильной промышленностиЧехии). В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйстватам и такой мере, где и насколько мотивация для частного капиталаоказывается недостаточной. В результате государственный сектор служитповышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним изинструментов перераспределения вало-вого внутреннего продукта (валовыйвнутренний продукт - это сово-купная стоимость продукции сферыматериального производства и сферы услуг, независимо от национальнойпринадлежности пред-приятий, расположенных на территории данной страны). Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но икак следствие приватизации - продажи рента-бельных, реконструированныхобъектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годахэта тенденция заметно уси-лилась. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулированияэкономики, имеющими внутриэкономическую нап-равленность, существует арсеналсредств внешнеэкономического ре-гулирования. Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутристраны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии наинвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непос-редственного воздействияна хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, мерыстимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического иадминистративного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортныхкредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественныхограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению илиограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменениеусловий его функционирования, качественная селекция (с точки зренияотраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границыкапитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие вмеждународных экономических организациях, интеграционных государственныхобъединениях. Отдельные инструменты государственной экономической поли-тики могутупотребляться в различных целях, в различных сочета-ниях и с разнойинтенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место тогоили иного инструмента в арсенале средств государственного регулированияэкономики в конкретный период. В мире функционирует несколько моделй рыночной эконо-мики в зависимостиот регулирующей роли государства и его эко-номических задач: американская,японская, французская,шведская. Наличие разных моделей экономикиобъясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран. Всеэти модели можно обобщить двумя основными – американской и японской. [8,с.43] Для США характерно прогнозирование и стратегическое пла-нирование. Онообеспечивает основу для всех управленческих ре-шений. При разработкестратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические,экономические, социаль-ные, политические, рыночные, международные,конкурентные. Система стратегического планирования рассматривается как совокупностьподсистем. Выделяются три уровня прогнозных ис-следований: прогнозированиев системе государственного регули-рования; внутрифирменное планирование;коммерческое прогнози-рование. На уровне государственного регулирования выделяют два основных видагосударственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местныеорганы власти. Система государственного регулирования состоит их многих звеньев: 1)регулирующий механизм федерального правительства; 2) механизм штатов иместных органов власти; 3) государственный инструментарий экономическогорегулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной полити-ки); 4) аппарат административно правового регулированиядеятель-ности различных отраслей экономики. [1, с.51] Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики СШАявляется государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговоерегулирование применяется правительством прежде всего для сглаживанияостроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темповэкономического роста. Система государственных финансов США отражает трехсту-пенчатуюорганизацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровняфинансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органовуправления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственныхрасхо-дов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджетыштатов и местные органы власти. В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства сцелью создания экономики, базирующейся на совре-менном уровне науки. Дляэтого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий,оказывает финансовую помощь ученым, инженерам. В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центровраспространения технологий тратится в общей слож-ности 50 млн. долларов вгод. [8, 44] Налоговая система в США включает прямые и косвенные на-логи (акцизы).По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся напрогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взи-маются: индивидуальныеподоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фондысоциального страхования, на-логи на наследство и дарение, акцизы,таможенные пошлины. Шта-ты и местные органы управления взимают налоги срозничной про-дажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Приме-няется льготное налогообложение. В США развита кредитная система. Ее основным государст-веннымкомпонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющаяфункции центрального банка США. ФРС осу-ществляет кредитно-денежнуюполитику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита иденежного обращения. В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», по-тому что вотношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг.федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производствапродукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданскаяавиация, железные до-роги, автомобильный грузовой транспорт, телефоннаясвязь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше ока-зывалось направленным в пользу производителей, а не потреби-телей. Поэтомув США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений напредпринимательскую деятельность. Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается виспользовании системы социально-экономических планов и научно-техническихпрограмм как инструментов прави-тельственного регулирования экономики.Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического неявля-ются законом, а представляют собой совокупность государственныхпрограмм, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики надостижение общенациональных целей. Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятныхпутях развития национальной экономики, во-вторых, по-казывает проблемы, скоторыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и заее пределами, в-третьих, обосно-вывают рекомендации, как решать этипроблемы. Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительствуи предпринимательским кругам общую ориенти-ровку, рекомендации дляруководства экономическим и социаль-ным развитием различных отраслейнародного хозяйства и регио-нов страны. Стратегию развития экономики определяют управления и министерствасовместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляетконтроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю системуфинансов. Детальные планы для всех отраслей промышленности разраба-тываетМинистерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих плановизучается статистика, конкурентоспосо-бность продукции, спрос ипредложение. На основании данных делается детальный научный анализ ипрогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом. Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получениипринципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, иобеспечивает подготовку высококвалифициро-ванных специалистов. Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том,что основным средством достижения социально-эко-номических целей являетсятехнологическое развитие, ориенти-рованное на отраслевую структурупромышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировомрынке. [1, с.48-47] В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытуюборьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифи-цированных рабочих ипродукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличитьзатраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП –больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притомсредства стали направляться прежде всего в базовые исследования. Особый интерес для нас представляет использование Японией экономическихрычагов и стимулов. Правительство стимулирует исследования и разработки по-средствомналоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, Управ-ление по науке итехнологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований,номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляютсяльготы при кредитова-нии и налогообложении. В частности по предприятиям,выпускаю-щим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, ав отношении особо важных изделий разрешается производить в первый годамортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могутприменяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм вналоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет имприменять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуюти другие виды налоговых льгот. Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющихэнергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не нано-сящие вредокружающей среде. Нормы ускоренной амортизации ко-леблются в пределах от 10до 50%, однако наиболее распространен-ная ставка составляет в среднем 15-18%. Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления –льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованныхинновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногдараспространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могутпревышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанноготаким образом проекта фирма выплачивает государству определенноевознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисныхявлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% вгод). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалосьникаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться сдвумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокойиены» в 1985г. В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев засчет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия,занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно многоэлектроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия. Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности,вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямыхзарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.[8, с.45-46] Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений—это проведениеантидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшенияобщеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественныестроительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банкаЯпонии. Ни одна из действующих моделей рыночной экономики не может бытьполностью использована в нашей стране, хотя в большей мере нам импонируетяпонская модель экономики. Особенностью белорусской экономики является высокий удельный весгосударственной собственности, монополизация и концентрация производства,управления и других сфер деятельности в руках государства. Республике Беларусь необходима своя модель рыночного хозяйства впереходный к рынку период. При этом экономика страны должна носитьсмешанный характер с преобладание государственного сектора и егодальнейшим укреплением посре




Похожие:

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconГосударственное регулирование инновационной деятельности рыночных структур
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет...
Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconГосударственное регулирование рыночной экономики
Основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик. 9
Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconГосударственное регулирование финансовой и банковской деятельности содержание
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование...
Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconПравовое регулирование отношений по использованию произведений художественного творчества: эволюция правовых воззрений и современность
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconСпецифика и тенденции развития рыночных отношений в РФ

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconИнфляция и ее проявления в различных рыночных системах

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconПрограмма дисциплины Государственное регулирование инновационной сферы для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалистов
Инструменты государственной научно-технической политики. Инновации и рынок Стимулы к инновациям и экономический рост. Государственное...
Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconНеобходимость государственного регулирования экономики в рыночных системах

Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconВнутрифирменное планирование и маркетинг; стратегическое планирование и государственное регулирование экономики
Внутрифирменное планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает...
Государственное регулирование в рыночных системах: эволюция, модели, тенденции iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование недропользования»
Учебная дисциплина «Государственное регулирование недропользования» изучается в рамках программы повышения квалификации и профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы