Курсовая работа по философии за 1-й курс icon

Курсовая работа по философии за 1-й курс



НазваниеКурсовая работа по философии за 1-й курс
Дата конвертации08.07.2012
Размер314.86 Kb.
ТипКурсовая
Курсовая работа по философии за 1-й курс.


Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра философии Курсовая работа по философии за первый курс. Выполнил: ст. гр. М-135 Климов. И.Проверил: Щербаков. Ю. А. Волгоград-2002 Содержание:1) ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА. Мировоззрение, его структура и основные типы. Предмет, структура и функции философии. Философия, наука, культура. Основные направления философии.2) ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. Представления о бытии в истории философской мысли: Древней Греции, средних веков, Нового времени, современной западной философии. Бытие как философская категория.3) ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА: КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ. Исходное понятие бытия. «Конечное» и «бесконечное» как философские категории. Формы проявления единства конечного и бесконечного.4) ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. «Материя» как философская категория. Материя и её атрибуты. Движение и покой. Способ существования материи. Современная наука о строении и свойствах материи. Материальное единство мира. Человек во Вселенной. Антропный космологический принцип.5) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ БЫТИЯ. Понятия связи, отношения, закона. Законы объективного мира и законы науки. Универсальные закономерности бытия.6) ДИАЛЕКЕТИКА И ЕЁ АЛТЕРНАТИВЫ. Диалектика. Противоположности. Противоречие. Виды противоречий. Альтернативы диалектики.7) ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. Общая характеристика принципа детерминизма. Причина и следствие. Принцип причинности. Необходимость, случайность, свобода.8) ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. Понятие общества. Общество и природа. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.9) ОБЩЕСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Философские концепции исторического процесса. Периодизация исторического процесса. Единство и многообразие мировой истории.10) ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СУБЕКТЫ ИСТОРИИ. Диалектическое единство объективного и субъективного в истории. Необходимость и случайность в истории. Человек, свобода и необходимость, ответственность. Субъекты истории. Самосознание народа в историческом процессе.11) ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Философские проблемы антропогенеза. Человек как единство природного и социального. Индивид, индивидуальность, личность. Структура и типология личности. Личность и ценности. Цель и смысл жизни.12) СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения действительности. Общественно – историческая сущность сознания. Сознание, самосознание, личность. Сознание и бессознательное.13) ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦИ. Философия о познаваемости мира и его законов. Общественная практика – основа и цель познания. Единство чувственной и рациональной сторон в познании. Сенсуализм и рационализм. Истина и заблуждение. Практика как критерий истины.14) НАУКА КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Наука как специфическая форма развития познания. Методы и формы научного познания. Границы научного познания. 1. Предмет философии. Философия, наука, культура.Мировоззрение – система взглядов и представлений человека о мире, о местечеловека в нём, об отношении человека к миру и к самому себе.Структура мировоззрения:1) Мироощущение – эмоциональная сторона мировоззрения. Мировоззрение на уровне ощущений и настроений.2) Мировосприятие – наглядно-образное представление о мире.3) Миропонимание – интеллектуальная или теоретическая сторона мировоззрения.Особая роль мировоззрения заключается в том, что обуславливая пониманиеличностью идеалов цели и смысла жизни оно ориентирует её на деятельностькоторая, в конечном счете, находит своё выражение в стремлении личности ксчастью.Различают основные типы мировоззрения: религиозное - восприятие, оценкаявлений природы, общества, науки с точки зрения религиозных догм, норм,морали; научное (рационалистическое) – восприятие явлений и событий жизни сточки зрения законов науки, рационализма, атеизма. Эти два типамировоззрения являются противоположностями (на них стоит мир), помимо нихесть другие типы, которые являются как бы смесью этих двух.Предмет философии изучает отношение между «я» и «не «я». В начале своегоразвития (зарождения сознания) человек осознал, что одновременно с ним, синдивидуумом «я», существует и «не «я», все, что не принадлежит человеку ив некотором смысле противостоит ему. Изначально нашей собственностью, миром«я» является лишь наше тело, постепенно, с развитием человека, в сферу «я»входит всё больше материальных, духовных благ, мы начинаем себяассоциировать с ними, в соответствии с этим мы должны защитить сферу своего«я» и ассоциированные с ней блага от того, что мы считаем миром «не «я», кэтому стремиться мировоззрение человека. Для того чтобы «я» достиг успеха,в своём мировоззрении он должен сформировать ответы на вопросы: «каковмир?» и «каков я в нём?». Мир «не «я» производен от мира «я» и творится им,ведь для того чтобы выжить «я» должен приспосабливать мир «не «я» под себякак бы ассоциировать всё больше и больше «не «я» с собой (с миром «я»).Отношение человека «я» к миру «не «я» может быть теоретическим или теорико-познавательным и практически- преобразовательным. На базе первогосоотношения складывается гносеология (учение о познании) или эпистемология;на базе второго праксеология (учение о практической деятельности) на основетого и другого логика.Помимо этого различают философию природы и философию общества, науки итехники, права, этики, эстетики, философию религии и т.д.Функции философии: 1) Мировоззренческая - теоретически обоснуетмировоззрение;2)Наука – не является мировоззрением, хотя и выполняет эту функцию;3)эвристическая (поисковая) 4)прогностическая – позволяет формулироватьгипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира;5) аксеологическая – связывает философское мировоззрение с потребностямичеловека, связанными с ними ценностями.Основные направления философии.Вопрос об отношении мышления к бытию (сознания к материи, духа к природе,психического к физическому) является основным вопросом философии. Потомукак философия отвечает на вопрос – « что является из этих категорийпервичным, материальное или идеальное» - философов относят к материалистам(считающим первичной материю) или к идеалистам (считающим первичным дух,сознание, существующие над и до материи, творящие её). В свою очередьидеализм подразделяют на объективный и субъективный. Объективный идеализмпризнаёт основой всего существующего объективное независящее от человекадуховное начало. Субъективный идеализм исходит из того, что сознаниечеловека первично, единственно реально, а всё остальное лишь результатдуховного творчества субъекта. Последователи деизма признают существованиебога, но ограничивают его функции лишь творением материи. Так же в древнейфилософии выделялись плюралистические концепции, выдававшие за основу всегосущего такие начала как земля, вода, воздух и т.д. 2. Проблема бытия в философии.Как и всякая наука, философия изучает только то, что есть. Вопрос сводитсяк тому, что с точки зрения философии - есть. Иными словами философияизучает бытиё. Бытиё есть существование, наличие. Основными личностями,оказавшими сколь либо значительное влияние на древнюю философию, являлись:Парменид, Гераклит, Левкипп и Демокрит, Горий, Платон.Основной тезис Парменида – бытие есть, небытия нет. Бытие одно, оноединственно, не изменяется, не исчезает и не возникает, неделимо,бесконечно, в нём всё подчинено железной необходимости. Оно не движется,существует вне пространства и времени. Он различал также бытие чувственныхвещей, как кажущееся бытие, ибо вещи возникают и исчезают, а возникновениеи исчезновение не есть характеристики истинного бытия.Гераклит исходил из того, что всё изменчиво: «в одну и ту же реку мы входими не входим, потому что на входящих в неё прибывают всё новые и новыеводы», уподобляя весь мир реке. Гераклит является по сути дела одним изосновоположников диалектического учения, о котором речь пойдёт позже.Процесс, составляющий внутреннее содержание любой вещи, любого явления,выступает, как пребывающий во времени-сохраняющийся процесс именно в силуэтого мы входим и не входим в одну и ту же реку, в силу этого же мы нетолько не выходим, но и входим в нее.Платон говорил: «Надо различать, что всегда существует и никогда нестановится и что существует, но никогда не становится». Это различие междустановлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространил навсе предметы исследования. Признаки Платоновского понятия прекрасногоявлялись: объективность, безотносительность, независимость от всехчувственных определений, от всех ограничений и условий пространства,времени и т.д. Прекрасное есть вид, идея, т.е. истина сущеесверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом.Левкипп и Демокрит – создатели атомистского учения. Их основной тезис:небытие существует, так же как и бытие. Небытие есть пустое пространство, вотличие от бытия не имеет плотности, единственна, беспредельна ибесформенна. Каждый отдельный член бытия неделим, абсолютно плотен, оченьмал, не содержит в себе пустоты – атом. Бытие - совокупность бесконечнобольшого числа атомов.Горий утверждал что небытия и бытия нет. Он сделал такие выводы на основерассуждений по трём тезисам. Если что ни будь существует то возможны трислучая: 1) Оно есть бытие 2) Оно есть небытие 3) Оно есть и то и другое.Если первое – то оказывается невозможным существование небытия, если второе– то оказывается что нечто, должно быть, и не быть одновременно, чтобессмысленно, если третье – то бытие и небытие есть одно и то же, чего неможет быть.СРЕДНВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ отличается своей религиозностью. Яркий представительсредневековой философии – Фома Аквинский считал, что бытие как таковое естьодин только бог, всё остальное, материальное и не материальное, имеетограниченное, не подлинное бытиё. Он установил иерархию причастия каждойвещи к бытию – чем выше в шкале ценностей вещь, тем больше она принадлежитсамой себе, с другой стороны все вещи причастны только одному богу, не имеямежду собой взаимной причастности.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ отступила от религиозных позиций, отказалась отидеи абсолютного бытия, человек стал автономным, независимым. Мир не естьнекая сумма многообразных пребывающих в нём форм существования. Онпредставляет собой самовосприятие сознания, содержание которого открываетсяс помощью рефлексии. Возникает как бы новый тип метафизики, где бытие естьсознание. Если попробовать кратко рассказать основную мысль Юма тополучится следующее: «всё наше бытие содержится у нас в голове, в нашемвоображении, мы не можем себе представить какое-нибудь иное существованиепомимо тех, восприятий, которые появились в рамках нашего узкого кругозора.Кант говорил: «кроме нашего знания мы ничего того не имеем, с чем можносравнить наше знание». СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ философия определила своизадачи как логический анализ суждений учёных о научных фактах(неопозитивизм). Витгинштейн разработал доктрину (логический атомизм)согласно которой универсальным мировым языком признавался язык математики.То бишь математические формулы отражают истинное устройство мира.Экзистенциалисты говорили: понятие бытия может быть отнесено только ксуществованию индивида или экзистенции, существует более глубокий смыслчеловеческого существования, определяющий его непосредственную связь сбытием. Хайдер говорил: «бытие является неопределяемым понятием, и никакойлогический анализ его невозможен». 3. Философская картина мира: конечное и бесконечное.Исходным положением в философской картине мира является тезис о том, чтобытие есть, небытия нет. Для того чтобы познавать бесконечный мир человекдолжен выделять из этой бесконечности отдельные предметы, как быоконечивать бесконечность. Отсюда конечность является необходимойхарактеристикой любого объекта, обязательным атрибутом познания.Определенность – самый первый внешний признак конечного, ограниченность.Определённость это такие признаки предмета, которые позволяют отличить егоот других предметов. Ограниченность – наличие границ в пространстве,времени, качественных, количественных и др. отношениях. Граница имеетпротиворечивый характер: вне бытие конечного как бы соприкасается с егонебытием. Граница отделяет один предмет от другого, поэтому он существуетсам по себе, обособленно, но граница также связывает предмет с другимипредметами, делает существование других предметов необходимым условиемсуществования данного. Эти признаки конечного отражаются в такихкатегориях как «бытие - в - себе» и «бытие - для - другого». Различие междуэтими категориями относительно, они постоянно переходят друг в друга.Границы конечного постоянно как бы размываются, преодолеваются,следовательно, конечное это процесс. Единство этих двух противоположностей(бытие в себе и бытие для другого) есть движение. Движущееся, изменяющеесяконечное, которое вследствие самоотрицания не имеет конца своему движению,своему изменению – есть бесконечность. Конечное как процесс представляетсобой единство устойчивости и изменчивости. В силу ограниченнойустойчивости конечный объект сохраняет своё бытиё в системе отношений сдругими предметами, другими словами он сохраняет свою качественнуюопределённость, выражающую границы устойчивости предмета. Границыизменения качественных признаков предмета составляют его количественнуюопределённость. Единство качественных и количественных признаков выражаетсякатегорией меры. Всякая частичка есть лишь частичка бесконечного мира. Вконкретных случаях «бытие в себе» и «бытие для другого» обнаруживает себячастично, полностью они развиваются лишь во всеобщем движении материальнойдействительности. Если бесконечен мир в целом, то бесконечна и каждая вещьв отдельности. Бесконечность – есть универсальный атрибут материи. Выделяютактуальную и потенциальную бесконечности. Актуальная бесконечность этобесконечность, представляющая собой завершённое целое. Представляя себевселенную как актуальную бесконечность мы подразумеваем, что все законы вней повсюду действуют одинаково. Потенциальная бесконечность естьнеограниченная изменчивость или безграничное движение.Бесконечность состоит из конечных элементов, а так же проявляется в каждомиз них. Иными словами всякое бесконечное содержит в себе конечное исостоит из этого конечного. С другой стороны в любом конечном объектесодержится так же бесконечно большое число уровней материи (молекулы,атомы, электроны, ядра, кварки, лептоны и т.д.). 4. Философское учение о материи. Человек во вселенной.Термин «материя» в философии появился в связи с попыткой выяснитьсущность и основу всех вещей. Характеристиками материи принято считатьфундаментальные законы науки: материя не сотворима и неуничтожима, а толькопереходит из одного состояния в другое. Она причина самой себя и основаниевсех изменений. Под материей принято понимать две вещи: а) субстанция,первооснова, существующая наряду с атрибутами и свойствами б) мир в целом,как совокупность отдельных предметов. Материя философская категория ипредставляет собой единство, содержание и объём. Содержание – суммасущественных признаков понятия. Объём – то, что мыслится посредствомпонятия, определённая предметная область, к которой приложимо данноепонятие. Материя есть объективная реальность. Атрибуты материи отличают ееот сознания, и являются способом её существования. Атрибуты материи бываютдвух типов: характеризующие отдельно взятый предмет и характеризующиебесконечное их множество. К первым относятся: движение пространство, время,количество, сущность и т.д. Ко вторым относятся – бесконечность, вечность,несотворимость, неуничтожимость и др.Гегель писал: - «Пребывание есть покой в том смысле, что оно как понятиепротивоположно своей реализации, своему движению». Движение и покой вравной степени абсолютны, и относительны в философском смысле: абсолютны всмысле универсальности, непреложности для всех конкретных состоянийматерии, относительны в смысле пространственной и временной ограниченности,преходящего характера.Способ существования материи состоит в том, что во всех своих бесконечныхпревращениях материя вечно остаётся одной и той же и ни один из еёатрибутов не может быть уничтожен никогда. Материя имеет сложнуюорганизацию: казалось бы, в связи с её бесконечностью, постояннымхаотическим изменением структура материи должна быть хаотичной,беспорядочной, не подчиняющейся строго определённым законам, но на самомделе всё не так. Мы наблюдаем закономерности в строении материи. Всёподчинено тому принципу, что бесконечная материя разбивается на множествоотдельных конечных элементов, которые в свою очередь содержат в себе такжебесконечности и процессы, происходящие во всей бесконечной материи подобныпроцессам, происходящим в частях. Часть – подобна целому.Выход человека в космос, развитие науки заставляют задуматься над вопросомо соотношениях человека, как маленькой разумной пылинки, и вселенной.Антропный космологический принцип: биологический отбор фундаментальныхконстант определяет специфику и структуру вселенной, само возникновениевселенной в значительной мере детерминировано существованием человека. Изэтого принципа следует, что человек не просто наблюдатель вселенной, апридаёт ей как бы существование, он помогает ей осмыслить себя,констатирует факт её существования. Человек является не только мерой всехвещей, но и их творцом. Академик Н.Н. Моисеев сформулировал свой подход кпроблеме эволюции Вселенной: на первый взгляд кажется, что Вселенная неимеет какого то конкретного направления в своей эволюции, но все-таки можнопроследить что вселенная, каждая её галактика, каждая планетарная системастремится породить всё более и более сложные материальные образования,переходя наконец, к появлению жизни и усложнению форм этой жизни. В связи сбольшим возрастом вселенной, вполне вероятно, что в некоторых системахпоявились разумные формы жизни за долго до появления земной цивилизации. 5.Универсальные связи и закономерности бытия.Подвергая мысленному рассмотрению природу или общество, перед намипредстаёт картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которойничего не остаётся неподвижным, а всё движется, изменяется, исчезает ивозникает.Связь это форма взаимообусловленности и зависимости явлений. Понятие связиохватывает все процессы движения и взаимодействия. Отношение –опосредованная связь, приводящая к взаимному изменению предметов,взаимодействующих между собой, без указания на последующие связи. Для тогочтобы обнаружить законы объективной действительности в природе или вобществе нужно изучать не предметы сами по себе, но и отношение между ними,так как любой закон есть отношение. Существенные связи это такие связи,которые определяют структуру самого предмета, его поведение в определённыхусловиях. Существенные связи образуют ту область объективной реальности, вкоторой действует закон. Закон и сущность понятия одностепенные,следовательно, закон есть существенное отношение. Так как сущность естьотносительно скрытая от наблюдателя сторона предмета, то закон представляетсобой внутреннюю связь между предметами. Закономерная связь имеетнеобходимый характер – она не может не быть, если для её существования естьвсе условия.Можно сказать, что законы науки являются отражением законов природы иобщества, это наши знания о законах природы и общества, поэтому ониобъективны по своему содержанию и субъективны по форме. Объективные законы,будучи обнаружены, формулируются с помощью естественного или искусственногоязыка и записываются в формулах, то есть представляют собой переводобъективных законов природы на человеческий язык. Субъективная форма законапредставляет собой словесную или математическую формулировку, выражающуюсвязь между понятиями, в которых сознание отражает объективные связи вещей.Законы различаются по степени их общности. К универсальным законам бытияотносятся, прежде всего, диалектические отношения между соотносительнымикатегориями диалектики. Категории: пространство, время, движение, покой,явление, сущность, качество, количество, мера, отрицание, целое и часть,система, структура, элемент, содержание, форма, причина и следствие,необходимость, случайность, возможность, действительное, общее, единичное,отражение как атрибут материи, отражение как высшая форма отраженияматерии. 6. Диалектика и её альтернативы.Вопросы диалектики и ее альтернативы об их сущности возникают в связи стем, что универсальные закономерности бытия отражаются черезсоотносительные категории философии, каждая из этих категорий отражает однуиз противоположных сторон какого либо предмета.Сравнивая предметы между собой, мы обнаруживаем их сходства и различия,отношение вещи к самой себе и к другим вещам, вызывающее сходство - естьтождества. Отношение вещи к самой себе и к другим вещам вызывающие отличия– различия. Диалектика это учение о противоположностях, соединенных в одномпредмете и выражающих свойства этого предмета (единствопротивоположностей). Если рассмотреть живой организм, то окажется что вкаждое мгновение жизни он тождественен с собой и в то же самое время онотличается от самого себя вследствие того что в живом организме постояннопроисходят электрохимические и химические преобразования которые несколькомодифицируют его по сравнению с предыдущим его состоянием. Но в общеморганизм остаётся тождественен самому себе или конкретно тожественен.Абсолютное (без различий) тождество может существовать лишь в нашихголовах, как результат отвлечения от реальности. Абсолютное тождество, каки его противоположность по отношению к различию уместны только вматематике. Истинное, конкретное тождество всегда содержит в себе различия.Противоположности – противоположные проявления одной и той же сущности. Этодифференцированная сущность, которая представляет собой их единство,целостность. Противоположности это взаимополагающие стороны одного целого,характеризующиеся противоположным направлением существенных свойств ихизменений и тенденций развития. Единство и борьба (взаимоотрицание)противоположностей – есть противоречие. Развитие противоречий происходит втаком порядке:Неодинаковое существование -> различие -> противоположности ->противоречия. Противоречия действуют как в живой, так и в неживой природе,их взаимодействие есть источник всякого развития.Виды противоречий:1) по характеру противоречия делятся на необходимые (вытекающие из сущности системы, которых не может не быть, если есть данная система) и случайные (не вытекающие из сущности системы).2) по месту системы различают противоречия внутренние и внешние.3) по роли развития выделяют противоречия основные (определяющие все другие противоречия) и не основные (влияющие на развитие системы, но не определяющие его).4) По способам разрешения – антагонистические (не разрешимые в рамках данной системы) и не антагонистические (соответственно разрешимые). Эти противоречия встречаются, как правило, в социологии.Диалектике противостоит метафизика. Метафизика занимается тем, что лежит воснове физических явлений (в наше время этим термином обозначают учение отом, что пребывает за границами эксперимента).Так же диалектике противостоит софистка или её разновидность – эклектика.Софистика обычно выхватывает какой либо случайный признак и по немухарактеризует все явления.Эклектика выступает за то чтобы учитывать не одну, а многие стороныпредмета.Оба направления в большинстве случаев действуют неверно: в первом случаепредмет рассматривается однобоко и, вследствие этого неверно, во втором –либо не учитывается иерархия связей либо заведомо не учитывает всех сторонпредмета, либо второстепенные стороны выдаются за главные и наоборот, либоне выражается объективная противоречивость предмета. 7.Детерменизм и индетерминизм.Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи иразвития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяетсякак один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которойодно при определённых условиях порождает другое. С точки зрения принципаразвития причинность определяется так: всякое изменение и тем болееразвитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет своюпричину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессахизменения.Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципомвсеобщей связи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такиевиды связей как пространственно-временные корреляции, функциональныезависимости, отношения симметрии... Однако любое явление имеет своипричины и следствия, не с одним так с другим.Одной из характеристик причинности является ее связь с категорией времени.Время - форма существования материи, в которой наиболее естественнореализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственнаясвязь, взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают, чтопричина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствиесосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новуювеличину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи,что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, чтобессмысленно говорить о причине, которая существует и значит, действует,если ее следствие еще не вступило в сферу бытия.Но понятие причины и следствия равно используются для характеристикиодновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу вовремени, и явления, для которых следствие зарождается в недрах причины.Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепьпромежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни изкоторых являются необходимыми, другие - случайными.Существенной чертой причинности является непрерывность действия её причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнегоследствия.Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно,необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно- следственные отношения.Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действиепричины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи ивзаимодействием явлений. Следствие распространяет свое влияние не тольковперед (как нов причина), но и назад, на производящую его причину,видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, апротяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствияназываемое принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганизованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка ииспользование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость,управление и поступательное движение системы.Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не одностороннимдействием, а основываются по крайней мере на отношениях между 2взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должнарассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений,построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация повнутреннему содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причинениясвязан с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификациипричин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетическиепричины, которые тоже делятся на физические, химические, биологические,психологические, социальные причины.По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, чтопредает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, аусловие - совокупность обстоятельств причинного события. (Не участвующих впереносе ...)2-й тип классификаций строится на основе способов проявления причиннойсвязи, который подразделяются на динамические (однозначные) истатистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационныевзаимодействия)Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные исубъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные иединичные.Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методологический принцип,согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причиннообусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющихкак однозначно определённую, так и вероятностную природу. Механическийдетерминизм - однозначная причинная обусловленность=> абсолютно строгоепредсказание.Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается какобъективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений внауке. Г. Риккерт: "Причинное объясняет действительно лишь в пределах науко природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным".Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматриваетсядетерминизмом как автономная сила, свобода в своих проявлениях от всякойпричинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминистытрактуют принцип объективности необходимости как фатализм. 8. Общество и его структура.Общество – организованная человеком форма материи, совместной деятельностилюдей. Она продукт человеческой деятельности. Понятие общества с точкизрения социологии: общество это устойчивая группа людей с общимиинтересами, общей историей, общим местом проживания, общей работой и т.д. Вотличие от биологической деятельности, которая направлена на овладенияготовыми предметами природы, этот социальный мир производится человеком.Потребности человека заставляют его производить необходимые для жизнипродукты, товары, средства к жизни. Наряду с производством материальных идуховных благ идёт формирование и самого человека, его образа жизни.Социальной формой движения материи выступает производство материальной идуховной жизни человека, что и есть реализация его как материального идуховного существа. Один способ производства отличается от другого не темчто производят, а тем как производят. Этим отличаются различные общества,формации или цивилизации.Человеческая жизнь, состоящая из совокупности разнообразных видовдеятельности и представляющая собой общественное производство средств жизнии одновременно воспроизводство самого человека как материального идуховного существа, и называется общественным бытием. Деятельность человекапорождает и нравственные потребности в соответствии с которыми строитсяповедение человека. Так как человек может жить лишь в общении с другими тонеобходимо регулирование его поведения на основе нравственности, обычаев ит.д. Складывающиеся таким образом нормы человеческого поведения становятсянеотъемлемой чертой человеческого бытия.Проблема взаимоотношения человека с природой вытекает из того, что человек,являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природепосредством своей деятельности (человек – хозяин природы). Исследованиеотношения человека к природе связано с самопознанием человека. Человек визвестном смысле соотносится в природе с самим собой. Природа выступает длячеловека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней,т.е. каковы те соц. условия, тот общественный организм, внутри которогочеловек осваивает и «присваивает» природу. Проблема отношения человека кприроде всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, впериоды ломки общественных отношений прежних формирований, когдаоткрывались новые перспективы общественного сознания. Материализм, в новоевремя, выдвину такой тезис: «человек дело рук природы, он существует вприроде, он подчинён её законам».Материально- производственная (экономическая) сфера общественного бытия –это область общественной жизни связанной с деятельностью человека попроизводству, обмену, распределению и потреблению материальных благ,материальных условий жизнедеятельности людей.Основным компонентом материально- производственной сферы является труд: 1)труд есть комплексное социальное явление, реальность, через которуюфункционируют законы экономической сферы, осуществляется жизнь людей; 2)способ производства материальных благ, раскрывает сущность материальнопроизводственной д-ти человека. 3) механизм функционирования материальнопроизводственной сферы. Труд – процесс, совершающийся между человеком иприродой, процесс в котором человек своей деятельностью опосредует,реагирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.Производство общественной жизни есть постоянное воспроизведение условийсуществования отдельного человека и общества в целом. Оно охватываетматериальное производство, духовное и производство самого человека. Можносчитать материальное производство самой важной сферой общественногопроизводства. Для всех стран, и для России в частности, важнейшей областьюматериального производства (экономики) можно считать сельское хозяйство.Исторических примеров того, что именно СХ определяет не только благополучиеэкономики, но и безопасность государства можно привести массу.Социальная сфера общества удовлетворяет потребности людей в материальных идуховных товарах и услугах, образование, осуществляет социальную защиту,здравоохранение, защиту от чуждых и опасных явлений природы, социальнаясфера – удовлетворение потребностей личности человека. Классы общества –это один из субъектов социальной сферы. Классы и другие соц. общностипридают процессу удовлетворения потребностей личности свой особый колорит(например, один из заместителей премьер-министра в современной Россииотдыхает в Новой Ореанде (место отдыха Брежнева) чего не мог себе позволитьчиновник этого ранга во времена царской России).Политика – особая сфера деятельности, регулирующая отношения людей,объединённых в социальные группы, этно - национальные объединения с цельюсохранения определённой структуры, организации, а также с целью еёсовершенствования и развития в интересах как правящей соц. группы, так ивсего общества в целом. Политические отношения – взаимодействие субъектовполитики и власти (государство, партии, этнические группы).Духовная сфера включает в себя церковные отношения (по поводу различныхверований людей), искусство и связанные с этим социальные общности.Общественное сознание – духовная жизнь общества на определённом этапеисторического развития: система общественных идей, взглядов, теорий, атакже соц. настроения и нравы людей, особенности психического склада классаи др. соц. групп. Структура ОС: 1)уровень отражения общественного бытия(обыденное сознание, теоретическое сознание) 2) форма и способ отраженияобщественного бытия. В соц. аспекте: общественная идеология, психология,формы общественного сознания. 9. Общество как исторический процесс.Существуют два подхода к вопросу об историческом процессе. Первый –формационный, имеет дело с общей логикой развития человеческого общества.Исторический процесс – совокупность самых разных фактов, явлений, событий.Одни из них более важны для субъектов истории, другие – менее, однинепосредственно связанны с логикой истории, другие – нет. Маркс разбил всюисторию на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная,буржуазная и коммунистическая. Согласно Марксу каждая последующая формацияявляется более прогрессивной. Азиатский способ производства: общественныйстрой, в котором отсутствует частная собственность на средствапроизводства, нет класса эксплуататоров, деспотическая власть. Причинойвозникновения этого строя на востоке являлись суровые климатическиеусловия. Формационный подход имеет свои недостатки: 1) социализм – некаяаморфная идея, не имеющая предпосылок в предыдущих формациях 2) идея о том,что капитализм достиг своего апогея верна, следовательно, учение о соц.революции несостоятельно 3) переход от капитализма к коммунизму посредствомреволюции был оправдан 4) утверждалось, что между капитализмом исоциализмом лежит переходный период, на практике же бы слом буржуазнойконцепции 5) на этом подходе нельзя основывать прогнозы, тактику полит.деятельности.Второй – цивилизационный подход, изучение исторического процесса с точкизрения многообразия его, его прохождения от локальных, региональных стадийдо общепланетарного уровня. Постулаты этой теории: 1) не существует единогопроцесса развития человеческой истории, развиваются лишь конкретныелокальные цивилизации. 2) Жёсткой взаимосвязи между цивилизациями нет.Жёсткая взаимосвязь есть лишь между компонентами одной цивилизации.Локальная цивилизация развивается посредством системы «вызов- ответ». Вызов– трудности, препятствия, ответом на которые является преодоление, вконечном счете, развитие цивилизации. 10. Человек и исторический процесс. Субъекты истории.Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) ивторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное исубъективное, практическое и духовное неразделимы.Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе:1)М. Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либозакономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть, теряет смысл и цели социальное бытие.2)Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость,причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизньдетерминирована), но существуют особенности общественных законов.Человечество всегда должно будет корректировать линию своегоповедения, считаясь с законами живой и неживой природы.Маркс: "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которыеобразуют основу всей их истории, потому что всякая производительная силаесть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности".Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимостьотражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законахсохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового,разнообразного, новых возможностей.Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, асвободаотражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и естьпостоянный процесс перехода необходимости в свободу.Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика,но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно,она - наибольшая ценность.Маркс: лишь при условии обретения социальной свободы начинаетсяразвитие человеческих сил, которое является самоцелью. 11. Природа человека и смысл его существования.Философская антропология – раздел философии, изучающий человека как особыйрод сущего, осмысливающий проблемы человеческой природы и человеческогобытия, выявляющий потенциал антропоцентрической картины мира.Представители различных направлений мысли – философы, писатели, учёные –сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая этомнение как аксиому. В философии сложилось и противоположное мнение о том,что человек не имеет ярко выраженной оригинальности, что между ним иживотным нет никакого барьера. Можно спросить: «Как же так, ведь человекимеет совесть, культуру, мораль, в отличие от животного?». Оказывается чтомногие из явлений, считающихся достоянием человечества, непосредственноимеют аналоги в социальном поведении животных. Многие животные сбиваются встаи, живут как бы в обществе, как и человек. Но если рассмотреть человекас разных сторон в сравнении с животными то оказывается, что по многимпараметрам человек оказывается уникальнее, выше, чем зверь (он имеет разум,волю, совесть, долг, дар общения). По поводу того уникален человек или нет,было сломано много копий. Бытовало даже мнение что разум – есть зло, небудь разума, человечество достигло бы счастья. Сейчас существует мнение,что человек это не эволюционное существо, якобы человечество заселилоземлю, прибыв с другой планеты. На данном этапе развития науки нельзяоднозначно описать человека, объяснить его сущность. Можно показать лишь наодно уникальное свойство: открытость, незавершённость его как создания. Вотличие от других существ, он в состоянии преодолевать видовоенесовершенство, ограниченность. Возможно, также считать, что отличительнойособенностью человека являются его возможности по созданию материальныхблаг. Труд сделал из обезьяны человека (Маркс).Всё время мы говорили о человеке, как о существе социальном, общественном.Но человек не есть общество, человек, прежде всего личность,индивидуальность. Да, конечно, общество влияет на формирование этойличности. Но без «я» не было бы общества, «не я». Индивидуальность – естьсовокупность мировоззрения человека, здравого смысла, рассудка,способностей, разума, мудрости. Индивидуальность не только обладаетразличными способностями, но еще и представляет некую их целостность.Каждый индивид изначально отличается от других, ему подобных, прежде всегоособенностями строения организма. Затем своей индивидуальностью(формирующейся под влиянием воспитания в семье), затем тем чегоиндивидуальность смогла добиться в обществе.Личность – представляет человека как субъекта отношений и сознательнойдеятельности или как устойчивую систему социально значимых черт,характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности. Такимобразом, личность есть индивидуальность в обществе. 12. Сознание, его происхождение и сущность.Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствахособенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.Основные свойства отражения:неживая природа:а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаютсяотражающему в виде следа, копии или отпечаткаб) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этихобъектов.живая природа:а) отражение активно; б) оно всегда целенаправленно; в) оно можетносить опережающий характер; г) оно несет функциональный характер.Общие свойства отраженияа) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишьчастично;б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими илименьшими искажениями. Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняетсяс возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менееудовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние, болееудовлетворяющее ему, называется управлением, то любой живой организмсамоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способностьорганизмов реагировать на внешние воздействия все болеесовершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок, и возникланервная система. В ходе биологической эволюции нервная системаусложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, впроцессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности,сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного всеболее определяется внутренними программами. С усложнением телеснойорганизации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых виндивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. Учеловека происходит качественный скачок и возникает сознание.Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективнойдействительности. Сознание представляет собой единство психическихпроцессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективногомира и своего собственного бытия. С самого рождения человекпопадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями иформируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному ихиспользованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именнопотому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способего отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувствоявляется частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однакосознание не есть только знание или языковое мышление. С другой сторонынельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психическиепроцессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессеобщественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно сязыком. Сознание существует в 2 формах - общественном ииндивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания былиследующие:Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, егомышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает,чувствует в человеческом сознании.Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматриваетпроблему самосознания. Гегель: Сознание - одно из воплощенийвсемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческуюприроду сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникаеттеория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая формаотражения.Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять наэту деятельность, определяя и регулируя ее. 13. Познание. Его возможности и границы.Философское учение о познании называется эпистемологией или гносеологией.Гносеология – это часть философии, которая изучает то, как мы получаемзнания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколькодостоверно или недостоверно человеческое знание. Если бы философия смогларазобраться в человеческой природе, понять, как мы познаём –преимущественно с помощью наших чувств (зрения, слуха, осязания), или жепутём чистого размышления, или же как-то объединяя данные чувств с идеямиразума, то нам было бы проще понять познать всё остальное. Эпистемологиявключает в себя два основных направления: Скептическая эпистемология икритическая. Скептики (одним из представителей которых был Декарт)говорили: пока мы не докажем, что можно хоть что-то знать с полнойдостоверностью, мы не должны утверждать, что в мире нечто реальносуществует, а не является нашей фантазией, сновидением или иллюзией,внушённой нам неким злым демоном. Критическая эпистемология исходит изтого, что люди обладают знанием и в науке и в повседневной жизни, но этознание окружено и переплетено с тем, что кажется знанием, а на самом делеможет быть или спекулятивной метафизикой или ложной претензией наясновидение. Говоря, что мы знаем нечто, мы предполагаем, что имеем об этомдостаточно правильное и достоверное представление. Таким образом, в обычнойжизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальномуположению дел и которые имеют определённые основания.Три условия того, что некий субъект S знает предмет P: 1) условие истинности: S знает P если истинно что P; 2) условие убеждённости: если S знает P, то S убеждён (верит) в P (выглядывая в окно, мы видим солнце и говорим что солнечно, значит так и есть); 3) условие обоснованности: S знает P, когда может обосновать своё убеждение в P;Из них следует – знание есть адекватное и обоснованное убеждение.Перцептивное знание – это постановка реальных явлений и событий жизни всоответствие с тем, какое значение придаёт этому наше сознание.Здравый смысл – представления людей о природе, обществе, самих себе,складывающееся под воздействием их жизненного повседневного опыта иобщения.Мир предстаёт в сознании человека в формах и понятиях повседневногоздравого смысла, поэтому можно говорить о его концептуальной первичности.Мы осваиваем новые знания только лишь на базе первичного нашего здравогосмысла. Если формулировать своими словами общественная практика – основа ицель познания, так как то, на основе чего мы можем познавать, здравыйсмысл, формируется в результате общественных отношений, опыта,складывающегося на их основе, рассмотрев общественную практику мы сможем слёгкостью познать остальной мир.Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которой ощущения,восприятие – основа и главная формы достоверного познания. Сенсуалистыпротивостоят рационалистам, считающим разум основой познания и поведениялюдей.Классическая концепция истины: истина есть соответствие представлений илиутверждений реальному положению дел. Несмотря на простоту этого утвержденияоно спорно, так как затруднительно сравнивать идеальное знание сматериальными вещами. Можно лишь сравнивать одно утверждение с другим.Исходя из этого, многие стали считать, что истина есть регулятивная идея,идеал, к которому надо стремиться. Различают ещё две концепции истины:когерентная и прагматистская. Сторонники когерентной концепции утверждают,что критерием истинности знания является согласованность его с более общей,охватывающей системой знания. Прагматики истинным признают такое знание,которое имеет благие последствия для человеческой жизни, и которое можетуспешно применятся на практике. 14. Наука как феномен духовной жизни общества.Наука - систематизированное знание, выраженное в абстрактно- логическойформе главным структурным звеном которого является закон. Человечествовсегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнамибытия есть выражение устремлений творческой активности разума,составляющего великую гордость человечества. Мы постигаем законы природы неиз любознательности, а для преобразования природы под себя. Научное познание:1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. 2. Особенности научных знаний как продукта научной деятельности.В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов(методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характерадостигаемых научных результатов. Эмпирической исследование предполагаетвыработку исследовательской программы, организацию наблюдений,эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, ихклассификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познанияхарактерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - этосущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высокихпорядков. Здесь орудием выступаютпонятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны,предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познаниепредшествует теоретическому. Научное познание ограниченно жёсткимипределами рационализма и доказательности, всякое новое явление или закондолжны соответствовать общей картине мира, которая сложилась на сегодняшнийдень (оно должно быть доказано с помощью имеющейся на сегодня научной базы)таким образом сложилась ситуация, похожая на средневековую инквизицию(когда догматы церкви жестоко подавляли всякую новую идею), если же снятьэти жёсткие рамки, то можно сделать новый шаг и открыть множество доселенеизвестных явлений. Если же говорить о тех направлениях науки, которыесейчас успешно развиваются (физика, химия, астрономия и т.д.) то сграницами дело там обстоит не так однозначно. Если считать что материябесконечна то бесконечным должно быть и то многообразие форм, в которых онапроявляется, следовательно, говоря математическим языком, пределом научногопознания является бесконечность. Использованная литература: 1) «Курс лекций по философии» под ред. В. А. Калашникова. М.-1999г. 2) «Учебник по философии» Фролов. И.Н. М.-2000г.




Похожие:

Курсовая работа по философии за 1-й курс iconКурсовая работа по философии на тему №20: «Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники»

Курсовая работа по философии за 1-й курс iconКурс лекций по древней философии учеб пособие. М.: Высш шк., 1981
Костецкий, В. В. Вводный курс философии / В. В. Костецкий. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconДокументы
1. /Курсовая по философии - Проблема человека в истории философии.doc
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconКонтрольная работа по философии на тему: диалектика и метафизика работа выполнена
Освоение действительности в философии осуществляется посредством философских методов, то есть системы наиболее общих приемов и способов....
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconПланы семинарских занятий по философии Обеспечивающая кафедра кафедра философии Курс 3 Семестр 5 Учебный план набора 2007 года
Понятие личности в философии. Проблема свободы и ответственности личности. Отчуждение и конформизм
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconКурсовая работа по дисциплине компьютерная графика. На тему: Эксплуатация и сопровождение системы управления обучением lms moodle
Курсовая работа (далее работа) состоит из исследовательской и практической части. 5
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconКонтрольная работа по дисциплине: «Культуралогия» Факультет: Учетстат Специальность: Бухучет Курс: 1
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconКурсовая работа. Курс
Платежный баланс Российской Федерации (современное состояние вопроса «1997г.»). 21
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconДокументы
1. /ВВЕДЕНИЕ Курсовая работа за 1 курс 2 сем..doc
Курсовая работа по философии за 1-й курс iconДисциплина: "Размещение производительных сил" Пищевая промышленность Украины Курсовая работа
Курсовая работа: 38 страниц, 1 таблица, 1 картосхема, 11 использованных источников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы