Реформы Петра Великого icon

Реформы Петра Великого



НазваниеРеформы Петра Великого
Дата конвертации08.07.2012
Размер337.28 Kb.
ТипРеферат
Реформы Петра Великого


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра истории Реферат на тему: Реформы Петра Великого студента группы К-1-6 Данилова Е. Е. Научный руководитель доц. Петухова Н. Е. Москва 1995 г. "Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешенная". В.Ключевский Введение Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде яркихисторических деятелей мирового масштаба. Много исследований ихудожественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с егоименем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно,оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников ипротивников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историкКарамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а егореформы назвал "блестящей ошибкой". В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царьПетр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России,в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупныхпромышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями,сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни кЧерному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнююторговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, которыйохранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам исостояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотнопокидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военнаявыучка отставала от передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянамишла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывныевосстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян,и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россияпривлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, РечиПосполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладетьпобережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроитьсистему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный италантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этомувелению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущеерусскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорилразвитие начал, полученных в наследство. История России до Петра Великого и после него знала немало реформ.Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего ипоследующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющийхарактер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другиевнедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества игосударства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мере оценить взрывнойэффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX века, воспринималиих острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкинаисторик М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия послевеликих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концы всехнаших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, вездевстречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длиннуютень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая внастоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой,кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы вбудущее". Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, и следующиепоколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, т.е. спустя 170 лет после первого (1705).Сенат просуществовал с 1711 подекабрь 1917 г., т. е. 206 лет; синодальное устройство православнойцеркви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. в течение 197 лет,система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. е. 163 годаспустя после ее введения в 1724 г. Иначе говоря, в истории Россиимы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которыепросуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на всестороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипыполитического сознания, выработанные или окончательно закрепленные приПетре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуюткак традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения. I. Причины, сущность и проведение реформ Исторические условия и предпосылки петровских реформ Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же былипредпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собойсерьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объемупродукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталогодворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которогостояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массыпросвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало былонеобразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставленаперед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем моглаобеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны ужепроизошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росликустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозяйственнымипродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделениетруда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Городотделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характергосударственного строя на Руси, все более отчетливо оформляетсяабсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки:математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономияи "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель вСибири. Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровскойРоссии: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы несколькимШекспирам и Вальтерам Скоттам!" XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение сЗападной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатическиесвязи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру ипросвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно,брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это былонеобходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое даловозможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развитияРоссии грандиозные реформы Петра. Реформы Петра была подготовленавсей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петраначертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многомсовпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их.Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе делмогло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполненаПетром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако,непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережалиестественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление Россиинельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, неподталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства ирусского народа, однако к основным из них следует отнести следующиереформы: военную, органов власти и управления, сословного устройстварусского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформстала война. Военная реформа В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. ВРоссии создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируетсяпоместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии сталисоставлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразнымштатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку всоответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке которых участвовал Петр I. Развитие металлургии способствовало значительному роступроизводства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллериязаменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного иогнестрельного оружия — к ружью был примкнут штык, что значительно усилилоогневую и ударную мощь войска. В начале XVIII в. впервые в истории России на Дону и на Балтикебыл создан военно-морской флот, что по значению не уступало созданиюрегулярной армии. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрымитемпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени. Создание регулярных армии и флота потребовало новых принципов ихкомплектования. В основу была положена рекрутская система, обладавшаянесомненными преимуществами перед другими имевшими в то время формамикомплектования. Дворянство освобождалось от рекрутской повинности, но длянее обязательна была военная или гражданская служба. Реформы органов власти и управления В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ,связанных с перестройкой центральных и местных органов власти иуправления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьегоцентрализованного аппарата абсолютизма. С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменятьих новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти иуправления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной властисосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войныполучил титул императора. В 1711 году был создан новый высший органисполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительнымизаконодательными функциями. Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждаяиз которых ведала определенной отраслью или сферой управления иподчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по темвопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было созданоизвестное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функциикоторых были также четко разграничены. В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управленияна местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся потерритории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть.При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положениеосложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату,но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречилидруг другу. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которыхравнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальнойканцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды)с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати былисозданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали засбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальныевыступления. Вся эта сложная система органов власти и управления имела четковыраженный продворянский характер и закрепляла активное участиедворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременноеще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало ихнедовольство. Реформа сословного устройства русского общества Петр ставил своей целью создание могущественного дворянскогогосударства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным длядостижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем,дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию иосуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало"государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умелоправить страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было преждевсего распространить среди дворян образование. Петр установил новуюобязанность дворян — учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться"грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Безсправки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешенияжениться. Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому"родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность ипрохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные,деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любойвоенный или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и дажелюди "подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственныедолжности. Церковная реформа Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника.Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшемуфункции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршествобыло ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейшийправительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаясяСенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политическойроли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократическогоаппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государствоусилило контроль за доходами церкви и систематически изымаласьзначительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывалинедовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной изглавных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах. Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в созданииколлегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожениепатриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую присамодержавии петровского времени "княжескую" систему церковной власти.Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Болеетого, он широко использовал институты церкви для проведения полицейскойполитики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещатьцерковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник,также согласно закону, был обязан доносить властям обо всемпротивозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви вбюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия,обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовнойальтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь сталапослушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа,впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломкамисамодержавия, и на разрушение ее храмов. Реформы в области культуры и быта Главным содержанием реформ в этой области было становление иразвитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезныеизменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовкиквалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школаобеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образованиеначало приобретать светский характер. Для этого потребовалось созданиеновых учебников, пришедших на смену церковным. Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на сменустарому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной,научной, политической литературы и законодательных актов были созданыновые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованнойкниготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г.систематически выходила первая русская газета "Ведомости". С развитием промышленности и торговли были связаны изучение иосвоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организацииряда крупных экспедиций. В это время появились крупные технические новшества иизобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также ввоенной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданнаяПетром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических имемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественнымнаукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменные источники,снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это былоначалом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки ипросвещения было основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход кградостроительству и регулярной планировке городов. Облик города сталиопределять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, домаправительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четвертиXVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в это же времябыли написаны первые драматургические произведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычнаядолгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой.Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парикибыстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всегораспространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин.Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податныхсословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак оего уплате. Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин,что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждениеассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правилхорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблениюиностранного, преимущественно французского, языка. Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четвертиXVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще большеподчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратилииспользование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословныхпривилегий и сопровождалось широким распространением галломании,презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянскойсреде. II. Реформы: значение, результаты и последствия Противоречия в реформаторской деятельности Петра В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствоваликрепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как вэкономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферахсоциально-экономической и политической жизни страны, постепеннонакапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четвертиXVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русьпревратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формахразвития производительных сил, политическом строе, структуре и функцияхорганов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой исословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошлиогромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль вмеждународных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенноиных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Болеетого, темпы и pазмах освоения им новых территорий, новых сфер экономикии производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давноназревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались,цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление иразвитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок дляразвития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз дляпрогресса страны. Уже в период правления Петра Великого прослеживается главноепротиворечие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересысамодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом,общенациональные интересы страны требовали ускорения развитияпроизводительных сил, активного содействия росту промышленности,торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны.Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действиякрепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничениеи ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило жепрямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь,консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательноеоформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии ипревращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников,приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми всферу крепостнических отношений. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С однойстороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовалипрогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другойстороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами ибыли направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивныепреобразования петровского времени с самого начала несли в себеконсервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития странывыступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россиябыстро догнала те европейские страны, где сохранилось господствофеодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то естьстраны, которые встали на капиталистический путь развития.Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией,невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отжившихучреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важноезначение развития торговли и промышленности, Петр осуществил рядмероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял изакреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайнейжестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были "нередкожестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом". Не было и не могло быть заранее разработанного общего планареформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую,Удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызываласопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызываланедовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу,отличающуюся крайним ожесточением. Социально-экономическое развитие и социальная политика правительства в первой четверти XVII в. Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудьсущественных изменений в систему земледелия, прежними оставались орудиятруда,агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производствосельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения впостоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны. Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности,владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе,еще более укрепилось власть помещиков над крестьянами. В первойчетверти XVIII в. завершилось слияние двух форм феодального землевладения:указом о единонаследии (1714) все дворянские поместья превращались ввотчины, земля и крестьяне переходили в полную неограниченную собственностьпомещика. Расширение и укрепление феодального землевладения исобственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросшихпотребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеровфеодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей,укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком. Указ о единонаследии завершил консолидацию класса феодалов в единыйкласс — сословие дворян — и укрепил его господствующее положение. Но здесь имелось и другая сторона. Помещики и бывшие вотчинники былиобязаны нести службу в регулярных армии и флоте, в аппарате власти иуправлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Всеэто вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная егочасть участвовала в различного вида заговорах. В целях повышения налогов была произведена перепись всего податногонаселения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения,удвоила сумму взымавшихся с населения податей. Возрастание феодальной эксплуатации не ограничивалось увеличениемподатного обложения и ростом размеров барщины и оброка. На это времяприходится невиданное увеличение государственных повинностей (дорожной,ямской, постойной), стоимость которых нередко значительно превышала размерыподушной подати. Крестьянин помимо подушной подати платил еще огромное числовсевозможных налогов и сборов, призванных пополнить опустевшую врезультате войн казну, а также затраты на создание громоздкого идорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армии и флота и т.п. В 1722 г. была издана "Табель о рангах", которая устанавливалаобязательность службы дворян, причем они должны были начинать ее с самыхнизших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, или чинов. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок,выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которойявлялись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная икожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась напринудительном труде. Это означало распространение крепостничества нановые формы производства и новые сферы экономики. Бурное для того времени развитие мануфактурной промышленности (кконцу первой четверти века в России действовало более 100 мануфактур) взначительной степени было обеспечено протекционистской политикой русскогоправительства направленной на поощрение развития экономики страны, впервую очередь в промышленности и торговле, как внутренней, так и особенновнешней. Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленногопроизводства, его специализация по отдельным районам страны, втягиваниекрепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россиейвыхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешнейторговли. Особенностью внешней торговли России этого периода было то, чтовывоз, составлявший 4,2 млн. руб., вдвое превышал ввоз. Интересы развития промышленности и торговли, без которыхкрепостническое государство не могло успешно решать поставленные перед нимзадачи, определяли его политику в отношении города, купечества иремесленного населения. Население города делилось на "регулярное",владевшее собственностью, и"нерегулярное". В свою очередь, "регулярное"делилось на две гильдии. К первой относились купцы и промышленники, а ковторой-мелкое купечество и ремесленники. Правом выбора в городскиеучреждения пользовалось только "регулярное" население. Идея о человеческой, а не богоданной природе государства порождалапредставление о том, что государство — это и есть тот идеальныйинструмент преобразования общества, воспитания добродетельного подданного,идеальный институт, с помощью которого можно достичь "всеобщего блага" -желанной,но постоянно уходящей, как линия горизонта, цели человечества. Обществу, только недавно вышедшему из мрака средневековья,казалось, что найден ключ к счастью, стоит только сформулировать законы ис помощью организации — государства — последовательно провести их в жизнь.Отсюда и поразительный оптимизм людей XVII — XVIII вв., наивная вера внеограниченные силы разумного человека, возводящего по чертежам на"разумных" началах свой корабль, дом, город, государство, общество. Достоин упоминания и известный механицизм мышления людей петровскихвремен в подходе к обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных,естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс,близкий к механическому. Все эти идеи и образы с разной степенью абстракции и упрощения имелиширокое хождение в европейском обществе, и вместе с идеями реформ (анекоторые из них даже раньше) достигли России, где, видоизменившись подвоздействием российских условий, стали элементами политического сознания.Конечно, будет преувеличением утверждать, что при возведении своей империиПетр заложил в ее основание философские концепции Декарта и Спинозы. Речьидет об определенном и сильном влиянии этих идей на сознание великогореформатора. Без учета всех этих обстоятельств трудно дать адекватную оценкусамой личности царя-реформатора, его преобразованиям. Совершенно очевидно,что в России в годы царствования Петра произошел резкий экономическийскачок. Промышленное строительство Петровской эпохи проходилоневиданными темпами:за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали в конце XVIIв.Характернейшая особенность экономического бума начала XVIII в. состоялав определяющей роли самодержавного государства в экономике, егоактивном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни.Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходилииз того, что основой богатства государства, необходимым условием егосуществования является накопление денег за счет активного баланса торговли,вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаровна свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательствогосударства в сферу экономики. Поощрение одних — "полезных" видовпроизводства, промыслов товаров — влекло за собой ограничение или дажезапрещение других — "неполезных" с точки зрения государства. Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен кконцепциям меркантилизма. Идея о руководящей роли государства в жизниобщества вообще и в экономике в частности (с применением методовпринуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи"насильственного прогресса", которому следовал Петр. Но важнее другое — в российских условиях не только и не столькоконцепции меркантилизма обусловили выбор направления экономическойполитики, характерной для начала XVIII в. Сильнейшим стимуляторомгосударственного строительства и в целом вмешательства государства вэкономическую сферу стало неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг.Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонногозначения, осуществлялось не из абстрактных представлений о развитииэкономики или расчетов получить доходы, а было непосредственно и жесткодетерминировано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией,боеприпасами, обмундированием. Экстремальная ситуация после пораженияпод Нарвой в 1700 г. заставила осознать необходимость увеличения иперевооружения армии, определила характер, темпы и специфику промышленногобума, в конечном счете всю экономическую политику петровского самодержавия.В созданной за короткое время государственной промышленностиотрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные дляпоследующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Схожая ситуация возникла и в торговле. Создавая собственнуюпромышленность, государство создавало (точнее — резко усиливало) исобственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товароввнутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государствозахватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом —введением монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем кругтаких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа,пенька, сало, воск и многие другие. Установление государственной монополиивело к волюнтаристскому повышению цен на эти товары внутри страны, асамое главное — к ограничению, регламентации торговой деятельностирусских купцов. Следствием стало расстройство, дезорганизация свободного,основанного на рыночной конъюктуре торгового предпринимательства. Вподавляющем ряде случаев введение государственной монополии означалопередачу права продажи монополизированного товара конкретномуоткупщику, который выплачивал в казну сразу большую сумму денег, а затемстремился с лихвой вернуть их за счет потребителя или поставщикасырья, вздувая цены и уничтожая на корню своих конкурентов. Петровскаяэпоха осталась в истории русского купечества как подлинное лихолетье.Резкое усиление прямых налогов и различных казенных "служб" — притаможнях, питейных сборах и т. д. — с купцов как наиболее состоятельнойчасти горожан,насильственное сколачивание торговых компаний (формыорганизации торговли, которая казалась Петру наиболее подходящей вроссийских условиях) — это только часть средств и способов принуждения,которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь какможно больше денег для казны. В русле подобных мероприятий следует рассматривать и принудительноепереселение купцов в Петербург, а также административное регулированиегрузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарамиони могут торговать, а где это делать категорически запрещено. Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело кразрушению зыбкой основы, на которой в значительной степени держалосьблагосостояние многих богатых купцов,а именно ссудного и ростовщическогокапитала. Такова была цена, которую заплатили русские предприниматели запобеду в Северной войне. Следует отметить, что стоимость победы горожанеподелили с сельским населением. Именно на плечи русского крестьянствапала наибольшая тяжесть войны. Победа стала возможной благодарясверхусилиям народа. Денежные и натуральные платежи, рекрутчина, тяжелыеподводные и постойные повинности дестабилизировали народное хозяйство,привели к обнищанию, бегству сотен тысяч крестьян. Усиление разбоев,вооруженных выступлений, наконец, восстание К. Булавина на Дону сталиследствием безмерного податного давления на крестьян. Примерно с конца 10-х годов XVIII в., когда военная грозаокончательно отодвинулась на запад и в успешном завершении войны никто несомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленнойполитики. Была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю.Претерпела изменения и промышленная политика правительства. Суть измененийсостояла в принятии различных мер по поощрению частного промышленногопредпринимательства. Особое распространение получила практика передачи государственныхпредприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам илиспециально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали отгосударства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т. д. Существенную помощь предпринимателям оказывал иутвержденный в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший вывоз за границупродукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощьювысоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя какой-то мереэкономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономикугосподствующей системы власти, т. е. неосознанно способствовал развитиюкапиталистических форм и приемов производства, получивших широкоераспространение в это время в Западной Европе. Суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентовпромышленно-торговой политики. Давая "послабление" мануфактуристам икупцам, государство Петра не собиралось устраняться из экономики и даже ослаблять свое воздействие на нее. Теперь вся сила тяжести былаперенесена с открытых форм принуждения на создание и деятельностьадминистративно-контрольной бюрократической машины, которая могланаправлять экономическую (и не только ее) жизнь страны через тщательнопродуманную систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государствунаправлении. Именно эта работа и была поручена вновь созданнымспециальным государственным учреждениям. Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органовуправления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельностиколлегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Этибюрократические учреждения явились институтами государственногорегулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантелизма. Важно подчерунуть, что в Швеции, чьи государственные учрежденияпослужили образцом для государственной реформы, подобные коллегииосуществляли политику королевской власти на тех же теоретических основах.Однако условия России существенно отличались от шведских не толькомасштабами страны, принципиальными различиями политической структуры,необыкновенной интенсивностью промышленного строительства силамигосударства и на его средства, но прежде всего особенной жесткостьюрегламентаций, разветвленной системой ограничений, чрезмерной опекой надторгово-промышленной деятельностью подданых. Организация или передача новых предприятий компаниям или частнымпредпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этойаренды четко определялись и при необходимости изменялись государством,имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятия.Главной обязанностью владельцев бы ло своевременное выполнение казенныхзаказов; только излишки сверх того, что теперь называется "госзаказом",предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значениеконкуренции как вечного движителя предпринимательства. Активное воздействие государства на экономическую жизнь страны —это лишь один аспект проблемы. Социальные отношения в государстведеформировали черты мануфактур как потенциально капиталистическихпредприятий. Речь прежде всего об использовании рабочей силы. Во время Северной войны государство и владельцы мануфактуриспользовали как вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных"крестьян.Однако в конце 10 — начале 20-х годов произошли важныепреобразования социального характера: была резко усилена борьба спобегами крестьян, была осуществлена детальная ревизия наличногонаселения с последующей фиксацией их социального статуса и закреплениемнавечно к месту записи в налоговый кадастр. Резкий поворот в политике правительства отразился на промышленности,под сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну. 18 января1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, внезависимости от их социальной принадлежности, покупать к своим заводамкрепостных крестьян, чтобы использовать их на заводских работах. Этот указзнаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий,на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятиякрепостнические, в разновидность феодальной собственности — своеобразнуювотчинную мануфактуру. Промышленность России была поставлена в такиеусловия,что она фактически не могла развиваться по иному, чемкрепостнический, пути. Крепостническая политика в промышленности деформировала и процессобразования русской буржуазии. Крепостническая деформация коснулась исферы общественного сознания. Став душевладельцами, мануфактуристы неощущали своего социального своеобразия,а стремились повысить свой статуспутем получения дворянства. Таким образом, отметим два самых важных последствия активногогосударственного промышленного строительства: создание мощнойэкономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременносущественное торможение имевшихся тенденций развития страны покапиталистическому пути, на который уже встали европейские народы. Альтернативой этим указам могла стать только отмена крепостногоправа. Однако такой альтернативы для Петра не существовало.Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, игралов России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнегоэтажа подорвало бы основу самодержавной власти. Из всех преобразований Петра центральное место занимает реформагосударственного управления, реорганизация всех его звеньев. В начале реформ старый приказной аппарат, унаследованный Петром,не претерпевал качественных изменений. Увеличение объемов управленческойдеятельности пытались компенсировать ростом числа новыхприказов,канцелярий. Но уже в первые годы Северной войны стало ясно, что обороты механизма государственного управления, главными элементамикоторых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростьюмаховика самодержавной инициативы. Радикально решить эту проблему Петрпытался с помощью областной реформы — создания новых административныхобразований — губерний. Основной целью этой реформы было обеспечение армиивсем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полкамиармии, распределенными по губерниям. Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностямсамодержавной власти, явилась в то же время следствием развитиябюрократической тенденции, столь характерной уже для предшествующегопериода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управленииПетр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела нетолько к сосредоточению финансовых и административных полномочий в рукахнескольких губернаторов — представителей центральной власти, но и ксозданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократическихучреждений с большим штатом чиновников. Подобная же схема была заложена в идее организации Сената,явившегося следующим уровнем бюрократизации высшего управления,подтверждало возрастание значения бюрократических принципов, без которыхПетр не мыслил ни эффективного управления, ни самого самодержавия какполитического режима личной власти. Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнутьогромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное иреакционное идет сверху. Для России с давних пор стало естественнымявление,когда не общественное мнение определяет законодательство, анаоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественноемнение и общественное сознание. Петр придавал огромное значение писаному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющейрегламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь. Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений.Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения,административной инстанции. Мысль великого реформатора России быланаправлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющегозаконодательства, которым была бы по возможности охвачена ирегламентирована вся жизнь подданных; во-вторых, Петр мечтал о созданиисовершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бымогло реализовываться законодательству. Петр прилагал огромные усилия кналаживанию бесперебойной, эффективной работы созданных учреждений иглавное внимание уделял именно разработке и усовершенствованиюмногочисленных регламентационных документов, которые, по мысли ихсоздателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственномуучреждению как к воинскому подразделению, к регламенту — как к уставу,а кслужащему — как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия —наиболее совершенная общественная структура, что она — достойная модельвсего общества, а воинская дисциплина — это то, с помощью чего можновоспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскуюнравственность. Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявлялось враспространение военного законодательства на систему государственныхучреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений,значения и силы воинских уставов. Для Петра были характерна сознательнаяориентация на военные образцы, желание придать государственной машине чертыграндиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующейкак единый военный организм. С Петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русскогообщества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России неармия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системесредневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественныйпроцесс, так как бюрократия — необходимый элемент структуры государствнового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем иникем не ограниченная воля монарха — единственный источник права, когдачиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, созданиебюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", входе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровскихвремен он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечнойцели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделалисплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня. В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежалачеткая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпохапримечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последнихследов сословного представительства,создание сводов законов, закрепляющихправо личности управлять, владеть миллионами на основании своейюридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, —суть главных процессов, происшедших при Петре. III. Петровские реформы во временной перспективе Современные аспекты реформ Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки неувенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, чтопериодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалосьне на изменении общества,а на реформировании государства. Интересычеловека игнорировались всеми реформами без исключения. Правила реформирования в России совсем иные, чем в западномобществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства всилу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальнуюимперскую власть. Чтобы осуществить реформы, нужно по крайней мере сформулировать ихконечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странамзападного типа, с тем чтобы стать государством, способным активнопротивостоять Западу. Кроме того, для реформы необходимо неединовременное усилие, ихреализация предполагает достаточно длительный цикл — 2-3 поколения;именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознаниячеловека. Основой перестройки стала идея материализации власти.Бюрократическая номенклатура устала от своего противоестественногосостояния, когда власти много, а крупной собственности — нет. Даже блага,которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом.Перестроечное реформаторство имеет сугубо "материальные" истоки и именновследствие этого шло "сверху". Народ ждал перемен, но являлся дляреформаторов "человеческим фактором". И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россияуправлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, то естьдействовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучейфизических лиц разнообразного происхождения, объединенных толькочинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождаласьусилением социального неравенства и дробности." Реформы Петра Великого и особый путь России Понятие России в значительной степени отождествлялось сГосударством Российским. Само понимание русского, русской территории послеклассического периода Киевской Руси связывалось с работой государственногособирания. Русский этнос в его современном понимании как нечто единое посуществу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменныхчеловеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядитдействительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, — русскийэтнос, территория и культура. Становление основного положительного принципа развитиягосударственного, борьба за его утверждение и т. д. — осуществлялось засчет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счетдальнейшего ограничения свободы личности. В России в условиях слабостиили практического отсутствия гражданского общества реформы, которые вЕвропе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхностьновых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, — в Россиипроводились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, вчастности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформыосуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породивфеномен отчуждения общества от власти. В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, вкотором движение вперед парадоксальным образом переплетается сподавлением свободы, а технический и другой прогресс — с отчуждениемобщества от государства. В результате исторического развития сложился своеобразный "русскийпуть" — от модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху,особенно внедрение нового, требуют усиление власти, то развитиепроизводительных сил в России, сопровождаясь волнообразным усилениемдеспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой степени возрождавшегося, однако после того, какэпоха реформ проходила. Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частнойсобственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне.Подтверждение этому — разрушение права частного владения землейвследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налогана государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидациичастного владения, переделам земли общиной и ко все возрастающемувмешательству государства в дела крестьян. Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давниевремена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себяперед неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронеслас собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создаватьв результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который вРоссии назывался самодержавием. Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественныхотношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественныхпроцессов, превращая Россию в страну догоняющего развития. Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основенасильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бывременного, деспотических начал государственной власти, приводят, вконечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередьзамедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. Ивсе повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностьюисторического пути России. Так и формируется — как отклонение от обычногоисторического порядка — особый путь России. Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного историческогопорядка" — особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизмконвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кромеперспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития? Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себесилы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этоммире?На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, нохотелось бы, чтобы утвердительно — на второй. Список использованной литературы 1) Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди,идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат.1991. 2) Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I: записки русскихлюдей. М.: Современник. 1990. 3) Буганов В. И. Петр Великий и его время. М.: Наука. 1989. 4) Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М.:Культура. 1990. 5) Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание— сила. № 8, 9. 1990г. 6) Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989. 7) Мавродин В. В. Рождение новой России. С.-П.: ЛГУ. 1988. 8) Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Великого. М.: Международныеотношения. 1990. 9) Павленко Н. Петр Великий: PRO ET CONTRа // Наука и жизнь.1992. № 2. 10) Почему все реформы в России заканчивались провалом // Московскаяправда. № 228. 25.11.93 г. 11) Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIIIв. М.: Высшая школа. 1983. СодержаниеВведение................................................................................................................................ 2I. Причины, сущность и проведение реформ.................................................................. 3 Исторические условия и предпосылки петровских реформ............................ 3 Военная реформа..................................................................................................... 4 Реформа органов власти и управления............................................................... 5 Реформа сословного устройства русского общества....................................... 6 Церковная реформа................................................................................................. 6 Реформа в области культуры и быта................................................................... 7II. Реформы: значение, результаты и последствия........................................................ 8 Противоречия в реформаторской деятельности Петра................................... 8 Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой четверти XVIII в.................................................................................................................. 9III. Петровские реформы во временной перспективе................................................... 16 Современные аспекты реформ.............................................................................. 16 Реформы Петра и особый путь России............................................................... 17Список использованных источников............................................................................... 19




Похожие:

Реформы Петра Великого iconРеформы Петра Великого

Реформы Петра Великого iconПетр I. Реформы Петра I петр I. Реформы Петра I
Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при...
Реформы Петра Великого iconПроект ориентирован на обучающихся в 4-х классах. Обучающиеся знакомятся с жизнью и деятельностью Пётра Великого, у них формируются полезные и нужные навыки для жизни в информационном обществе
Формируется своё отношение к личности Пётра Великого. Рассматриваются базовые сведения о поиске информации в сети Интернет: наиболее...
Реформы Петра Великого iconРоссия в XVIII веке. Указать годы царствования Петра I (Великого)
Высшее правительственное учреждение, созданное указом Петра I в 1711 году называлось
Реформы Петра Великого iconРеформы Петра 1: «Россия молодая мужала гением Петра»

Реформы Петра Великого iconПроект разработан для изучения темы «Государственные преобразования в период правления Петра I»
Создание электронного пособия по теме: «Эпоха Петра Великого в истории Российского государства»»
Реформы Петра Великого iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Реформы Петра Великого iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Реформы Петра Великого iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Реформы Петра Великого iconПреобразования Петра 1
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы