Этика, учение о морали и нравственности icon

Этика, учение о морали и нравственности



НазваниеЭтика, учение о морали и нравственности
О.В. Позднякова
Дата конвертации08.07.2012
Размер144.92 Kb.
ТипРеферат
Этика, учение о морали и нравственности


Институт Транспорта и Связи [pic] ЭТИКА УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ Тема: учение о морали и нравственности Тип: контрольная работа №1 Выполнил: Ситников Максим группа 3301 BN Дата сдачи на проверку: ______ ___ Дата возврата на доработку:______ ___ Зачет/не зачет Преподаватель: О.В. Позднякова Рига-2004 Контрольная работа № 1. ЭТИКА - УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ Цель контрольной работы: • определение предмета этики; • выявление места этики в системе гуманитарных наук; • рассмотрение основных функций науки о морали; анализ роли морали в жизни общества. Основные вопросы: 1. Предмет, метод и основные функции этики. 2. Понятие морали, ее сущность. 3. Назначение и функции морали. * * * КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют другдругу: а) нравственность 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; б) норма 2) этически узаконенное установление, признанный обязательный порядок; в) этика; 3) философское учение о морали, ее развитии, в принципах, нормах и роли в обществе; г) обычай 4) традиционно установившиеся правила общественного поведения; д) мораль 5) нравственные нормы поведения, отношений с людьми; е) добродетель 6) положительное нравственное качество, высокая нравственность.2. Какие формы познания морали предшествовали этической науке? Способом познания мира и морали являлись непосредственно чувствачеловека.3. С именами, каких мыслителей прошлого связано развитие этическихисследований? Сократ – фактически родоначальник диалектики, как метода отысканияистины путем постановки наводящих вопросов. Сократ первым из философовделает моральное бытие человека и вопросы блага и добродетели, добра и зла,пользы и счастья, предметом рассмотрения философии. Платон – ученик Сократа, его библиограф и толкователь, создал рядтрудов по морали, космогонии, политике. В труде «Государство, политика,закон» определил типы государств и предложил макет совершенногогосударства, основанного на 4 доблестях - мудрости, мужестве, благоразумие,справедливости. Аристотель – ученик Платона, отвергнувший его учение и, в последствиисоздавший собственное. Аристотель – определил и классифицировал науки,разделив их на три большие группы: теоретические, практические итворческие. Аристотель считал разум мерилом истинной сущности человека,признаком его индивидуальности. Протагор – философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективнуюобусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей,существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».В Афинах Протагор обвинялся в атеизме Эпикур – Основная идея философии Эпикура заключается в том, чточеловек, удовлетворяющий свои естественные, необходимые, телесныепотребности уже может вполне считаться счастливым. В философии Эпикураосновное внимание уделено наслаждению и счастью, которое от негопроисходит. Человек, испытывающий наслаждение является свободным отстраданий.
Человек может обрести полную свободу, покой и безмятежность лишьпри полном отрешении индивида от окружающего мира. Внутреннее раскованноебезразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю ихсладость.4. Назовите причины, обусловливающие интерес многих философов к этическойпроблематике. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений,анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение иисторическое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или инуюее систему. Тот смысл, который вкладывается в нравственный идеал,существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех илииных философских системах. Когда становиться ясным, то поведением человекауправляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную,вторую, не - вещную природу, эта "вторая природа" предстает как результатвыбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна исоздана самим человеком. А это означает, что нравственности можнонаучиться. Для многих философов процесс развития морали, образа мышления,проблемы добра и зла представлял и представляет огромный интерес. Каждый,выдвигая ту или иную точку зрения, пытается объяснить поступки людей исоздать модель идеальной морали, идеального человека, общества игосударства. Возможно, кого-то к этому побуждает тщеславие, а кого-тоискреннее желание изменить мир к лучшему. Дать людям идеал, к которому онибудут стремиться.5. В какой исторический период этика оформилась как самостоятельная научнаядисциплина? а) IV в. до н.э.; б) XI-XII вв.; в) конец XVIII в. г) XIX в.; д) середина ХХ в.6. Назовите известных Вам мыслителей, внесших наибольший вклад в процессстановления современной этики и оказавших наибольшее влияние на еедальнейшее развитие. Гоббс, Спиноза, Кант, Ницше7. Кто из мыслителей ввел в научный обиход термин «этика»? а) Сократ; б) Аристотель; в) И. Кант; г) Л. Толстой.8. Что из перечисленного ниже является предметом этики как науки? а) общество в целом; б) общественные отношения; в) мораль общества; г) мораль индивида; д) моральное сознание; е) нравственные оценки и ценности; ж) совокупность правил и норм поведения; з) само поведение людей; и) свойства и способности человеческого характера.9. В чем заключается гносеологическая функция этики? а) в определении альтернатив общественного развития; б) в познании механизмов функционирования общества; в) в приобщении индивидов к определенным традициям, обычаям, правилам поведения.10. В чем заключается прогностическая функция этики? а) в магическом предсказании будущего; б) в разработке эффективных способов преобразования общества; в) в выработке способности рационально оценивать общественныепроцессы; г) в разработке возможных альтернатив развития общественных процессов.11. В чем заключается инструменталистская функция этики? а) в разработке эффективных методов этических исследований; б) в разработке эффективных методов реформирования общества; в) в приобщении индивида к определенной культуре; г) в определении и разработке возможных сценариев общественного развития.12. Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций поэтике. Как Вы считаете, что имел в виду древнегреческий мыслитель? Всегдали этика может повлиять на человека? Я считаю, что Аристотель подразумевал молодость если не как глупость,то как хаотичность в суждениях и взглядах. Вопросы морали и нравственностистановятся интересны человеку лишь по достижению какой-либо вехи, принакоплении каких-то знаний, что, вступая в конфликт с его личностнымисуждениями, заставляют обраться к изучению этики. Большинство людей никогдане задумываются о таких сложностях, если они и слышали о Платоне и Канте,то разницу между ними объяснить не в состоянии. Да им это и ни к чему.Основной запас этических ценностей человеку прививают родители, исходя изсобственных взглядов на жизнь, и школа, исходя из соображений общества,политики т.п. Большинству людей этого вполне достаточно, и если с течениемлет их этические взгляды меняются, то не намного. Насколько этика можетповлиять на человека? В моем понимании повлиять – значит сделать лучше.Тогда это опять же это зависит от человека. Одни способны учиться ивоспринимать новое, другие нет. Одни способны поступить морально, другиенет. Но в любом случае этика не сможет повлиять на человека, если он самэтого не захочет. Кому-то в его стремлении поможет та или иная религия.Кому-то тщательный неторопливый самоконтроль и самоанализ. Но отброситьсвои старые суждения и ценности и начать действовать с позиции какой-либоморальной концепции не способен никто.13. Какой смысл вкладывается в понятие «мораль»? С чем связанамногозначность этого термина? Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, чтои нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгогоразграничения между моралью и нравственностью, и считает эти словасинонимами. Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколькодесятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один изосновных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, атакже особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.Мораль по большому счету это система ценностей характерная определенномучеловеку и обществу в определенный момент времени. Мораль, регулируячеловеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а насилу сознания, на убеждение. Можно сказать, что мораль держится на трехважнейших основаниях.Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе,в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы,традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятсядостоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивыкоторого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "такне принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось","наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобныхмотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято вданном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо".Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощьюодобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности,приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мненияявляются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание,которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своихобязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; сдругой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности,на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов.Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеетместо тогда, когда прочной основой морального поведения личности становитсясовесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ееистория. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят обочень плохом, аморальном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит,общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такогочеловека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средствавоздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь неберет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе изначению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силуобщественного мнения, особое значение имеет сознательность личности,добровольность ее нравственного поведения.Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведенияи является важным способом раскрытия возможностей человека, становления иутверждения человеческой личности.Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень"тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там,где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированына социальном уровне, там, где психические переживания связаны спредставления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастьеи т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженнойформе нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психическиеотношения более высокого социального уровня, присущие только человеку.Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль,выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело втом, что мораль обладает все проникающей способностью, а не локализована вкакой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно ито же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - всезависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей вобществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ниаморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасенияутопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека кценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально,но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества,на поле боя, это во все времена признавалось и моральным, и достойнымдеянием. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность илиаморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действийчеловека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами.Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишьбеспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить илиопровергнуть его утверждение.Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек,но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегдапытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее ксвоим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни.14. Совпадает ли теоретическое содержание терминов «этика», «мораль»,«нравственность» с их повседневным употреблением? В повседневном употреблении эти термины сходны, но в тоже время они исильно разняться. Термин «Этика» - в основном используют как обозначениеповедения, и зачастую смешивают с эстетикой. «Мораль» - используют какотдельное нравственное практическое наставление, нравоучение. (Мораль сейбасни такова…) Слова «моральный» и «моральность» применяют скорее каккачественное определение поступка, в контексте пристойно и достойно ли это.О «нравственности» говориться при описании качеств какого-либо достойногочеловека, священника, просветителя и т.п.15.1. Назовите «золотое правило нравственности». «Золотое правило нравственности» является древнейшей этической нормойповедения человека. Его наиболее распространенная формулировка гласит:"(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы онипоступали по отношению к тебе. "Золотое правило" уже встречается в раннихписьменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийскомМахабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера и др.) и прочно входит в сознаниепоследующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы "Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.15.2. Согласны ли Вы, что данный принцип должен лежать в основевзаимоотношений людей? Да, согласен. В таком случае мы достигли бы рая на земле и при жизни,воплотили идеал древних и античных философов, свели на нет войны и любыеразногласия, и был бы мир во всем мире. Боюсь, что на данном этапесуществования человека осуществления этих надежд ждать не приходиться –слишком велика центробежная сила человеческой жадности и злости. Можно липостроить рай на земле в мире, где деньги возведены на место бога? А ихколичество является мерилом престижа?16. В условиях родоплеменного строя индивид целиком отождествляет себя сколлективом, а его поведение характеризуется нерасчлененностью, слитностьюповедения и сознания. Как Вы считаете, существует ли в этих условиях моралькак система норм? Обоснуйте свой ответ. На ранних ступенях человеческого общества мораль выступает в основномв эмоциональных, наглядно-чувственных формах. Она скудна на рациональномуровне, то есть на уровне понятий, принципов, обоснований, носитпреимущественно конкретный и чувственный характер, не осознаваясь в видеабстракций. Нравственность сводится к восхвалению физической силы,утверждению взаимоподдержки, повиновения старшим. Лишь постепенно, позднееконкретно-чувственное обобщение приходит к абстракциям морального значения- принципам, нормам, оценкам, понятиям. Мораль закреплялась в сознаниилюдей через сказания, мифы, песни, ритуалы и т.п. Этическое и эстетическоееще не отделились друг от друга. Мораль проявлялась в равенстве всех членовродоплеменного коллектива. Все равно трудятся, имеют равное отношение крезультатам труда, накрепко закрепленные в обычаях, табу (запретах) и т.д.Мораль первобытного строя распространяется только на членов рода, племени,но не на других людей, "чужаков". Моральные оценки распространяются наявления природы. Человек не выделяет себя из природы. Он как бы живет вмире добрых и злых стихий, животных, явлений (благодарит "доброго" медведяили оленя, "позволившего" убить себя на охоте). Мышление первобытногочеловека сориентировано на внешний мир. Самосознание, самооценка толькозарождались, он еще не в состоянии абстрактно рассуждать. В период родовогостроя люди, как правило, не отличают мотивов поступка от самого поступка,не различают, например, убийство с умыслом от убийства в результатенесчастного случая (на охоте и т.д.). В обоих случаях в силу вступал законвозмездия - кровная месть.17. Какие регуляторы поступков и общественных отношений существовали допоявления морали? Поскольку человек первобытного общества не был развит как личность,моральное регулирование поведения первобытного общества осуществлялосьпосредством обычаев, традиций, табу и различных ритуалов.18. В чем Вы видите сходство и различие обычаев и морали? Заполнитетаблицу.| |Сходство |Различие ||Обычаи |1. Позволяет разграничить, |1. Не являются результатами || |что допустимо, а что нет. |сознательного личного выбора || |2. Дает возможность к |2. Имеют четкую сферу || |духовной жизни, выводит из |действия и применения || |животного состояния, |3. Учат по старому, в них нет|| |препятствует регрессу. |места иным трактовкам или || | |импровизациям ||Мораль |1. Заставляет подчиняться |1. Оставляет выбор совершения|| |определенным ранее |поступка || |установленным правилам. |2. Стремиться к всеобщему || |2. В определенной степени |распространению || |ограничивает личность в |3. Учит на будущее и требует || |свободе |творческого подхода |19. Аналогичным образом сравните мораль и право. Заполните таблицу.| |Сходство |Различие ||Право |1. Позволяет разграничить, |1. Закрепляется и || |что допустимо, а что нет. |поддерживается государством || |2. В определенной степени |2. Имеет четкие рамки и || |ограничивает личность в |границы действия и применения|| |свободе выбора | || | |3. Право имеет законодателей ||Мораль |1. Заставляет подчиняться |1. Опирается на общественное || |определенным ранее |мнение || |установленным правилам. |2. Возникает стихийно и носит|| |2. Ориентирована на благо |обезличенный характер || |человека и общества в целом |3. Нигде не зафиксирована и || | |имеет место лишь в сознании || | |людей |20. Учитывая данные вышеприведенных таблиц, определите специфику морали каксамостоятельной сферы общественной жизни. Ритуализированые действия первобытных людей фиксировались, повторялисьи превращались в ритуалы и традиции и обычаи. Обычаи и традиции не являютсярезультатами сознательного личного выбора в отличие от морали. Обычаи имеютчетко выраженную и локализованную сферу действий, на свой народ страну ит.д. а мораль не имеет границ, она стремиться к всеобщности. Кроме того,если обычай учит нас как по старому, то мораль учит на будущее. Обычаи недают возможности импровизации – мораль требует творческого отношения иподхода, как к себе, так и к окружающим. В отличие от морали – право закрепляется и поддерживаетсягосударством. Мораль не имеет конституционного характера, а опирается наобщественное мнение. Право имеет законодателей, а мораль возникаетстихийно, поэтому её ценности носят обезличенный, анонимный характер, какбы от всех ко всем. Формально мораль нигде не фиксирована, она есть тольков сознании людей. Спецификой морали является также и её бескорыстныйхарактер.21. Как соотносятся мораль и право в качестве механизмов регуляцииобщественной жизни? Мораль, как и право регламентирует нашу жизнь, налагает на неёопределенные рамки. Поставить себя за рамки права, значит, выйти за граньзакона. Поставить себя за рамки морали, значит, выйти за грань общественныхправил и устоев. Право стоит на страже морали, а мораль на страже права.Зачастую аморальные поступки являются и противозаконными. В тоже времямногие законы продиктованы моралью и общественными нормами. Эти понятия –мораль и право – тесно переплетаются и при помощи друг друга онивоздействуют на общество.22. Как соотносятся мораль и политика? Какими с Вашей точки зрения должныбыть их взаимоотношения? а) мораль определяет политику; б) политика и мораль существуют автономно; в) их взаимоотношения определяются обстоятельствами.23. Какие функции мораль выполняет в обществе? Выделите, на Ваш взгляд,наиболее важные из них и аргументируйте Ваш выбор. Мораль регламентирует нормы поведения человека в обществе ихвзаимоотношение. В противном случае каждый исходил из своих сиюминутныхпотребностей и видел других людях исключительно как орудия для достижениясобственных целей. Мораль принимает огромное участие в воспитании личности. Родившийсяребенок по себе ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишьв обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитываеткаждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни иее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, атакже целенаправленных педагогических воздействий человек становитсяличностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнеев нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих. Мораль также воздействует на психологию и идеологию людей. Моральвносит изменение в личность человека, его психологию и идеологию. Стечением времени, в поколениях, при условии морального прогрессацивилизации человечество выйдет на совершенно иной виток межличностныхотношений.24. Каков характер санкций морали? В каких формах они проявляются? Мораль санкционирует и поддерживает определенные общественные устои,либо строй жизни требует их изменения. Моральное регулирование поведениячеловека существенно отличается от правового регулирования. Моральопирается не на организационные структуры государственных и общественныхорганизаций, а на силу общественного мнения, которое с помощью одобренияодних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучаетее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются содной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которыестановятся следствием добросовестного выполнения человеком своихобязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; сдругой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. Уморального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовомурегулированию. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают ввиде не только принуждения, но и убеждения, одобрения общественным мнением,в виде самооценки - удовлетворенной чистой совести или ее угрызений. Моральподдерживается особыми психологическими механизмами - совестью и долгом. Вэтом смысле нравственный человек - это человек совести и долга. Совестьтребует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелеваетему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь идостоинство.25. Как Вы считаете, существует ли перспектива отмирания морали? Мне кажется, что пока существует человечество, мораль будетсуществовать вместе с ним. Человеку свойственно прислушиваться к своимдействиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль,приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубаятупиковые ветви, будет существовать.




Похожие:

Этика, учение о морали и нравственности icon2. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство
Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция. Этика делового общения в конфуцианстве. Западная традиция. Протестантская...
Этика, учение о морали и нравственности iconВариант 24. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство.
Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция этика делового общения в конфуцианстве Западная традиция. Протестантская...
Этика, учение о морали и нравственности iconОсновные понятия этики. Общие этические принципы делового общения. Практическое задание
Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н э.) для обозначения практической...
Этика, учение о морали и нравственности iconКадровая политика фирмы с точки зрения морали и нравственности

Этика, учение о морали и нравственности iconСодержание. Часть 1 Этика как научная
Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss так же обозначающего дом, очаг, обычай и т д. В большинство языков мира понятия...
Этика, учение о морали и нравственности iconЛекция Этика vs этикет
Этика это философское учение, которое объясняет нормы поведения, мораль человека или группы людей
Этика, учение о морали и нравственности iconРеферат на тему: Этика делового общения. Общение и этика 3 2 деловой этикет 10
Охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления...
Этика, учение о морали и нравственности iconУчение В. И. Вернадского о ноосфере, проблема морали как специфического способа освоения мира

Этика, учение о морали и нравственности iconДокументы
1. /Этика/Поиски оснований морали Т.Гопс.doc
Этика, учение о морали и нравственности iconНравственность в философии Ницше имеет первоочередное значение. Главная идея ницшеанской морали волюнтаризм учение о воле как о первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А
Ницше. Эта мораль возникает из чувства превосходства одних людей, “аристократов”, ”господ”, над другими “рабами”, ”низшими”. Натолкнувшись...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы