Зарождение религии (Ранние формы религии) icon

Зарождение религии (Ранние формы религии)



НазваниеЗарождение религии (Ранние формы религии)
Дата конвертации08.07.2012
Размер286,04 Kb.
ТипРеферат
Зарождение религии (Ранние формы религии)


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ЗАРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИ (РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ) Журавлева Сергея Юрьевича Группа 1 «Б» ПЛАН ДОКЛАДА Введение…………………………………………………………...3 1. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии………………….4 2. Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции. Европейское язычество………………………7 3. Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство………………………………...14 Заключение………………………………………………………19 Список использованной литературы…………………………...21Введение В свое время великий русский ученый Николай Михайлович Карамзинв своей книге « Предания веков « говорил: « История, в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало ихбытия и деятельности: скрижаль откровений и правил; завет предков кпотомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего». В егословах я нахожу подтверждение своим мыслям и чувствам. Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромногообщечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов,идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейшихмировых религий. Времена прославляются войнами, скандалами и конфликтами. Но что нетребует познания и обсуждения, как религия? Во все времена вопрос орелигиях имеет обсуждение и приводимые факты противоречивы и убедительны. Если брать нашу страну, то большинство, наверное, ходит в церкви и"верит в Него". Многие утверждают, что верят во что-то своё, непонятноеникому. Молодёжь и коммунисты говорят, что Всевышнего нет и быть не может.Наверно только в наше время, после "перестройки", можно сказать, что всёстало на свои места: кто хочет - верит во что хочет, кто хочет - не верит.Но сколько раз мы удивлялись и называли, например, своего соседа, который,ударясь в восточную религию, ест одно травяное и одевается очень странно,глупцом или помешанным. И эти религиозные праздники, как Рождество и Пасха. Ведь для всей страны это праздники. И многие старики утверждают, чтов старости все в любом случае приходят к вере. Вспомним только, что во всехсложных и даже страшных ситуациях мы просим Его о спасении. И даже иногдадаже самый ярый атеист, в сложную ситуацию или просто в размышлениях ссобой, сам себе посомневается в Его существовании. И все-таки это хорошо, что в наше время можно выбрать любую религию иследовать ей, ведь, в конце концов, каждый находит для себя самыйоптимальный вариант веры. Нет, наверно религии, которая что-то оставила безвнимания. Одна говорит о бессмертии, другая - о тьме, третья - о свете. Одна - что-то позволяет, другая - всё запрещает. В своей работе япостараюсь разобраться в всем многообразии верований и преданий и ихпланомерном преобразовании в современные ветви религиозных учений. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии. "Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественноевсемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им... Теологияиспользует идеализм, филосовски обосновывающий бытие Бога в видеабсолютной идеи, мировой воли, некоего безликого разумного начала" - тактрактует это понятие философский словарь, а значит мировой опытвыработал такое понимание Бога. Обществу пришлось проделать путь длинной внесколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такойформулировке. Огромное количество религий у разных народов существуетсейчас на Земле, и в любой из них над природой и человеком существуютсилы, управляющие миром в целом. С момента возникновения в сознаниичеловека представления о сверхъестественном, Бог, как проявлениесверхъестественного, неизменно остается в его душе. Человек не можетвозлагать на себя права управителя в первую очередь потому что он невластен над самим собой, а затем и над всем окружающим. Но давайте рассмотрим каким образом возникло у человека понятие "Бог.О начале развития религии мы можем судить из археологических раскопок. Ипервые представления о существовании религии у первобытного человекавозникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и череповнеандертальцев. Эти находки воспринимались, как свидетельствасуществования погребального обряда. Наиболее известны из них погребенияв гроте Мустье, пещере близ Ла-Шапель-о-Сен, несколько скелетов в Ла-Фераси(Франция), в гроте Киик-Коба (Крым) и т.д. Но по этим небольшимсвидетельствам сложно определить наличие или отсутствие религии у нашихпредков. Но найдены другие памятники, относящиеся к более позднему периоду(40 - 18 тыс. лет назад): наскальные рисунки (в пещерах Франции - Ла-Мут(долина Везеры), Пэр-нон-Пэр (устье Дордоньи) и др., в пещере близ Нио (вверховьях р. Арижа, в Пиренеях), в пещерах Южной Франции и СевернойИспании), статуэтки, раскрашенные камни. Как правило на рисунках изображеныживотные в большинстве своем весьма реалистичные, но человеческиеизображения очень условны, схематичны, а еще чаще представляют собойфантастических зооантропоморфных существ, либо людей, наряженых взвериные маски. Можно предположить, что эти изображения связаны срелигиозными верованиями первобытных людей. Наши предки занимались охотойи земледелием и зачастую они не могли объяснить многих явлений природы,удачливости или неудачи в охоте и земледелии, смерть и болезни. И пытаясьнайти объяснения необъяснимому, боясь явлений природы, в сознании человекавозникают первоначальные представления о сверхъестественном. По рисунками статуэткам видно, что у племен существовали тотемические верования (верав магическую связь между человеком и животным или предметом). Такжесуществовал культ жен ского начала (находки скульптурных женскихизображений). Считается, что эти статуэтки изображают либо жриц-исполнительниц семейно-родовых обрядов, либо матерей-прародительниц. Есть некоторые свидетельства существования культа Солнца. Солнцеизображалось в виде диска, колеса с лучами или без них, в виде креста вкруге и т.п. Культ связан с занятием земледелием человека. Солнцепредставлялось, как главный источник плодородия. Таким образом, Бог для тех людей представал в обличии предмета,женского начала, Солнца, т.е. в неоформленном виде, и поклонение этим"богам" обусловлено образом жизни человека. Также можно судить о религии первобытного человека по племенамнастоящего времени, находящимся в похожих условиях. И опять основноепроявление начальной стадии развития религии - тотемизм. Особенно ярко онвыражен у народов Австралии. Эта форма религии, заключается в том, чтокаждый род, племя магически-родственно связано со своим тотемом-животнымили предметом. У каждого члена может быть свой тотем, существует такжеполовой тотемизм, т.е. один тотем принадлежит мужчинам, другой - женщинам.В этом качестве могут выступать различные животные, значительно реже -растения, еще реже - другие предметы. Тотем выбирается племенем в связи сего территориальным положением и образом деятельности. Животное-тотем, -как правило, не опасное для человека создание. В некоторых племенахАвстралии тотем не считается божеством, скорее родственником. Близостьмежду человеком и его тотемом выражается прежде всего в запрете убивать иесть животное-тотем. Существуют тотемические мифы, в которых предки делаютвсе, что и сами верующие, а затем уходят чаще всего под землю илипревращаются в скалу, дерево, камень. Так тотемы связаны с определеннойместностью. Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народовМеланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняютсятотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племеностровов Самоа, у народов Америки - встречается наличие тотемов вгербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепеннойрелигии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народовАмерики. Помимо этого проявление ранней стадии развития религии – это анимизм(вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - тамподразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов,которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить ипр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять начеловека. У Меланезийцев тоже есть представления о духах. Особенно яркиеанимистические понятия в Центральной части Меланезии - верующие довольноотчетливо различают две категории духов: духи умерших и духи природы.Первые связаны с культом предков, в котором предки предстают как хранителиобрядов и обычаев. Действие вторых обусловлено явлениями природы. Ноосновной частью их религии является мана - сверхъестественная невидимаясила, отличаемая верующими от силы естественной. Мана имеет своимисточником и духов и людей. Она может действовать во вред и на пользу, иприсуща людям, которые имеют успех в жизни, может также принадлежатьотдельным предметам. Шаманизм мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы,калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). Функции шаманства -лечение, охотничья и земледельческая магия. У индейцев развито понятие личных духов-покровителей. Каждый верующийимеет своего духа-покровителя, который приобретался во время видений,возникших в процессе посвятительского обряда. Кстати, у индейцев оченьсильна вера в вещее значение сновидений. Далее рассмотрим религию древных славян. В славянских верованиях мыопять встречаем анимистические представления: домовой - дух,покровительствующий семье, леший - дух леса, водяной – дух водяной стихии,полудница - полевой дух, образы вил (особенно распространены усербов) - лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которыемогут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимостиот его собственного поведения, и т.д. Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сворог,Даждьбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) -покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения иткачества. Само понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянскихязыков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением временипредставление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом,дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественногосущества - бес, которое означало всенеобъяснимое и страшное. К древнейшей эпохе восходят корни лечебной магии, у славян она быласвязана с народной медициной. Таким образом, славянам помимоанимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровеньразвития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотяи представляющее чаще всего силы природы и занятия человека. Многобожие мы встречаем у ацтеков, народа майя. Особенно жестокарелигия у ацтеков, по которой богам приносились кровавые человеческиежертвы. Любопытна религия в древнем Китае, где упор в основном делался нанастоящую жизнь человека, на необходимые правила поведения и обряды дляисполнения. В Китае существуют две религии: даосизм и конфуцианство,которые тесно переплетены между собой. По-китайски дао - путь, метод,принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основойчеловеческой жизни должно стать бездействие. Всякое стремление что-тосделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главнаядобродетель - воздержание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. Вдаосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо,чем в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения,устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием сталкульт предков. Каждая крупная родовая группа имела храм, посвященныйобщему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмахисполнялись или главой семьи, или старейшинами родов. Было поверие, чтодуша умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит всимвол, хранящийся в храме (в раннее время - кукла, затем - табличка).По религиознымверованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняяпочтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опоройсуществующего строя конфуцианская философия и религия считают строгоесоблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле установленных обрядов,-говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то все перемешается ивозникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов, иразовьется разврат со всеми его преступлениями... Уничтожьте обрядыпогребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопшихродителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь -исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будутсвоевольничать, возникнут притеснения и насилие". Политеистические верования в Древнем Китае, Индии, Египте и Греции. Европейское язычество. Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным богом вдревности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе "Небо"). Извторостепенных богов видное место занимали бог богатства - Цай-шен ипокровители профессий для ремесленников. Купцы почитали помимо богабогатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную рольиграли земледельческие божества. Видное место в верованиях китайцевзанимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и воднымиисточниками. Необычна и оригинальна религия Индии. В ранний период за основуберутся религиозные тексты - Веды. В них записаны гимны и предания,посвященные различным богам. Одним из ранних образов богов можно считатьИндру - бога-воителя и бога грома и молнии (двойственная натура), такжемы встречаем здесь других богов: Варуна - олицетворение ночного неба,небесных и земных вод, Дьяус - бог дневного неба. В виде олицетворениясолнца выступает целая вереница божеств - Сурья - значит просто солнце,Савитри - "восстановитель", "оживитель", Пушан - божество солнечного жара,Ушас - богиня зори. Довольно расплывчато представление об Адити: этоолицетворение беспредельного пространства. Помимо представленных богов вВедах встречается немалое количество других богов. Ведические богигруппировались в две противостоящие категории: асуры и дэвы. К первымпринадлежат Дьяус, Варуна, Митра, Савитар, Адити; ко вторым -большинство остальных. Наряду с богами индийцы почитали предков-питрис.Питрис упоминаются в Ведах очень часто, но не занимают в них видногоместа. В более поздний брахманский период религия Индии меняется сизменением общественного строя. Теперь общество делится на четыре касты:брахманы - наследственное жречество, кшатрии - каста воинов, вайшьи -каста земледельцев, скотоводов и торговцев, и шудры - каста рабов. Первыетри считались благородными. Кастовый строй был закреплен в памятникезаконодательства и религии Индии - в Законах Ману. На первое место вэту эпоху выдвинулся новый бог - Брама или Брахма, которому и сталиприписывать кастовое устройство. По мифу сами касты произошли из разныхчастей тела Брахмы: из уст его - брахманы, из рук кшатрии, из бедер -вайшьи, из ног - шудры. Усложняется и сам пантеон богов - теперь богипринадлежат кастам: Брахма - брахманам, Индра (сохранивший свое значение)- бог кшатриев, Рудра - бог земледельцев. Шудры вообще были отстранены отофициального культа. Была широко распространена идея перевоплощения: душа человека послеего смерти не погибает, а переселяется в другое материальное тело. Во чтоименно она воплотится, это зависит от поведения человека в теперешнейжизни, и прежде всего от соблюдения им кастовых правил. Теоретическоеобоснование учения о перевоплощении - идея кармы. Карма в переводе нарусский - это причинность исудьба. Своим поведением человек сам создает свою судьбу в будущемвоплощении. В этом и заключается закон кармы. В дальнейшем религия становится более демократичной. Возникаетсвоеобразное учение об аватарах: каждое небесное божество может иметьсвою земную аватару. Некоторые из аватар становятся популярными народнымибожествами. Теперь боги-спасители - земные боги. Наиболее популярнымделается Кришна - спаситель, одна из аватар Вишну. В Южной Индии таким жебогом-спасителем выступает Рама - легендарный предводитель арийцев призавоевании ими Цейлона, герой древнеиндийского эпоса Рамаяна. На почве почитания божеств-спасителей складываются многочисленныесекты. Во главе их стоят святые мужи-учителя, так называемые гуру. Культгуру выдвигается на первый план. Гуру не только посредник между человеком ибогами, он сам почти воплощение божества. Каждое слово гуру - священныйзакон для всех его последователей. Большинство сект можно соединить в двеосновные группы, в зависимости от того, какое главное божество онипризнают. Главных божеств два: Вишну и Шива, сообразно чему секты делятсявишнуистские и шиваистские. Между этими сектами нет борьбы. Брахмупризнают верховным богом, но его культа нет. Сохраняется в сектах учение оперерождении. Итак, общие догматы индуизма: признание священного авторитета Вед,учение о карме и переселении душ, вера в богоустановленность каст. Необходимый вклад в историю развития религии внесли верованияегиптян. Египетская цивилизация оставила после себя монументальныепамятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес света. Они связаныс представлениями египтян о жизни души после смерти, о загробном мире.Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда какостаются части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела ввиде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка -своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба котороготаинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он можетпогибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будетснабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем, еслине защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранениимумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его.Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной сих представлениями. Также у египтян сложилось представление опокровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.Вдальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства): солнечныйбог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифупервым умершим, Осирис изображаетсякак владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надеждуна то, что именно с его помощью душа умершего может спастись отокончательной гибели. В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На этомстрашном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых идурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души.Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовалопредставление о возможности обеспечить благополучие души на том светечисто магическими средствами. И магические представления преобладали надрелигиозно-нравственными. Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покровителяземледельческих работ, растительности. Характер образа Осириса как быолицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом Осириса была тесносвязана Исида - богиня плодородия. Затем сформировался образ солнечногобога Ра, который стал главной частью государственной религии Египта. Египетская религия выросла из почитания местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в конце 4тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов сочеталсяс поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следытотемизма, но культ животных в Египте был локальным. В почитанииместных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священныхживотных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьейголовой, сокол - в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головойибиса, Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы. Для египетской религии была характерна одна особенность: сизменением места царствования династии, с изменением столицы государстваменялся и состав пантеона богов. Основной номовый бог-покровительнастоящей столицы занимал главенствующую роль в пантеоне общеегипетскихбогов. Так первые объединители Египта, вышедшие из Иераконнополя и Эдфупревратили своего племенного бога сокола Гора в общеегипетского богасолнца (1-2 династии), затем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-аядинастия) глав-ным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д. Другиеместные божества со временем вошли в пантеон египетских богов. Напримергермопольский бог Тот стал покровителем писцов и ученых, снутский Анубис -богом загробного царства, лотапольская Сохмет - богиней войны, коптосскийМин - покровителем иностранцев и т.д. Космогонических мифов у египтян было много, в каждом существовал своймиф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству.Геопольские верующие приписывали создание мира своему солнечному богу Ра.Сам Ра был порожден отцом своим, первобытным хаосом Нун, из этогохаоса Ра, совокупившись сам с собой ("упало семя в мой собственный рот")создал одно за другим высшие божества, людей и животных. Он "изрыгнул" богаШу (олицетворение воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), от этойбожественной пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другиебо-ги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, многочисленноена земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце - око Ра, луна -другое око. Существовали также другие космо- и антропогонические мифы:например, представление о мировом яйце, из которого родилось солнце, аможет быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-горшечник Хнумвылепил людей на гончарном круге. Существование различных космогонических мифов и изменениеегипетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и религииЕгипта. Несколько иным образом сформировалась древнегреческая религия. Также как и египетской и многим другим религиям мира ей был присущ местныйхарактер развития. Т.е. в различных местностях Греции чтились своибожества, часто связанные с местными рельефными особенностями илиолицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофидепоклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене -священным камням, будтобы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий , ЗевсЛафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности илигороде был свой патрон-покровитель. Этот культ носил государственныйхарактер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно былоотноситься скептически, общеобязательных догматов греческая религия незнала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честьбога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушениеэтого закона грозило суровое наказание. Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образыслились в единые общегреческие божества, например, ЗевсЛафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культЗевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означаетсияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев,Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающихна его функции: подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный,всепородитель, властитель судеб и т.д. Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним морским божествомПелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, сталбогом моря и покровителем коней. Афина - древнее божество -покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада -тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классическоймифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась вполном вооружении. Богиня Артемида - одно из наиболее чтимых грекамибожеств. Обычно полагают, что культ Артемиды возник в Малой Азии, где онасчиталась покровительницей плодородия. В классической мифологииАртемидавыступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своейспутницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собойАполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьмавидное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. ОколоФив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки,которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самыхпопулярных богов Греции. Его считают воплощением национального духа.Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам иискусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света,правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился начисто греческой почве. Аркадским по происхождению был бог пастухов Пан.Малоазиатская богиня плодородия Афродита превратилась у греков в богинюкрасоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес,заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны.Далее: Деметра -богиня плодородия, Гефест - олицетворение земного огня и кузнечногоремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашенго, божествосемейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли.Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактныеобразы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос -непосредствнное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия,Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике – богиня победы иэто далеко не все божества греков. Космогоническая тематика в народных верованиях не занималазаметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. ПоГесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшеепоколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги. Центрального культа В Греции не было, но на почве культурнойобщности, некоторые культовые центры получили широкое, общегреческоезначение. Святилища Аполлона в Дельфах, Зевса в Олимпии, Деметры вЭпидавре и др. получили широкую известность и пользовались почитанием вовсей Греции. В целом же религия Греции была разобщена, хотя более илименее стабильна. По тем религиям, которые мы вкратце рассмотрели выше можнопредположить каким образом развивался образ бога в человеческом сознании.На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностьюобъяснить явления природы и представить свое место в мире, человекприписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь,предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые егоокружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь;явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которыхзависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Человек пытаетсявоздействовать на сверхъестественные силы, обращаясь к ним, молясь, приносяжертвы. Он пытается обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всехотношениях. Но уже на этом уровне возникают морально-нравственные законыпока еще на подсознании, установление которых приписывается тем же силам.Они передаются из поколения в поколение. Итак с начала бог для человека изображается в животном обличии иликак полуживотное-получеловек, и его функции в основном связаны с жизньюсамого человека. В дальнейшем мы встречаем частичное отделение необъяснимого отприроды, т.е. существование независимых физически, но покровительствующихприроде духов, которых человек не может видеть и ощущать, но считаетвозможным влияние на них. Сам способ влияния не изменился - это те жемоления и жертвоприношения. Уже на этом уровне возникают вопросы овозникновении всего сущего, возникают космогонические мифы о возникновениимира. Также появляются представления о сущности смерти, о продолжениисуществования после смерти и т.д. Т.е. мы встречаем попытку человекаосознать мир и свое место в нем. В этот момент бог предстает передчеловеком, как множество физически неоформленных сил, жизнь которогозависит от них. Теперь человек пытается общаться с ними путем сновидений,подсознательных явлений и т.д. Далее боги формируются в четкое и определенное понятие. Это либолюди (они, как правило, выступают в некотором множестве), либоантропоморфные существа, которым опять приписывают силы природы, жизненныйуспех, ремесленнические покровительства. Образ их существования схож счеловеческим, т.к. приносимые жертвы в основном считаются пищей ипредметами пользования богов. На этом этапе возникают мифы о появлениибогов, об их влиянии друг на друга, часто об их жизни и бессмертии.Человек боится смерти, и поэтому бессмертие он приписывает богам. Ранее исейчас мы встречаем в любой религии правила, которые должен исполнятьчеловек на протяжении жизни. Одно из самых древних "правил" - этопоклонение предкам. История этого культа тянется еще со временплеменного устройства. Часто он связан с обожествлением самих предкови представлениях о загробном мире. Еще одно из основных правил этопочитание богов. Также существует правило сохранения государственныхустоев. Оно проявляется как обожествление императоров и выполнение своихобязанностей перед ним. Вот некоторые из основных необходимых понятий для человека. Помимоних проявляются чисто нравственные понятия более свойственные для мировыхрелигий. Итак Бог из животного пройдя некий путь развития переходит в схожеес человеком существо, до некоторого периода выступающее в множественномчисле, которое является либо путем появления всего сущего, либо не являясьпричиной, становится творителем и правителем мира, он устанавливаетправила, следит за их выполнением и решает судьбу человека в зависимости отих исполнения. В мировых религиях, которые мы рассмотрим чуть ниже, Богпредстает несколько в иной ипостаси. Он опять же сохраняет за собой праваправителя, но теперь намного ярче выступают нравственные понятия. Три мировые религии – мировое религиозное наследие: буддизм, ислам и христианство. На данный момент в мире существует три мировых религии: буддизм,ислам и христианство. Характерными их особенностями является местораспространения религии не зависящее от места ее возникновения. Так происхождение буддизма до сих пор не известно, эта религияраспространена в Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Японии и другихстранах. Исследователи буддизма предполагают, что эта религия возникла в 6-5векох до н.э. В основе ее лежит поверие, что основатель этой религии былсыном царя одного из североиндийских государств. Его звали Сиддхартха, апозже Гаутама. Царевич никогда не видел вокруг себя мрачного, тяжелого,безобразного, не подозревая о его существовании, проводя молодые годы завысокими стенами дворца. Толчком к душевному перевороту послужили дляцаревича четыре встречи: дряхлый старик, жестоко страдающий больной,покойник и нищий монах. Так он узнал о существовании болезни, старости,смерти. И решил отречься от роскоши и наслаждений и найти душевный покойв аскетизме. Он стал аскетом-отшельником, семь лет провел в лесу,добровольно самоистязая себя, чтобы достигнуть душевного мира и познанияистины. Далее он понял, что это неправильный путь спасения. Однажды ночью,сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапнодостигает "просветления". Ему открывается вся истина. С этого моментаон становится Буддой - Просветленным. Он пришел к убеждению, что обекрайности - и жизнь, полная удовольствий и похоти, и жизнь добровольныхстраданий - равно далеки от правильного пути. Первая - это "жизньнизменная, неблагодарная, противная духу, недостойная, ничтожная"; вторая- "жизнь мрачная, недостойная, ничтожная". Правильный путь лежит посередине. Это путь самоуглубления для познания истины, путь ведущий к покоюи к просветлению духа. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание.Причина страдания - привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда "ведет отвозрождения к возрождению". Прекращение страдания заключается в "устраненииэтой жажды через полное уничтожение желания". Человек должен подавить всебе всякое стремление к существованию, всякое желание, страсть, всякуюпривязанность к чему бы то ни было. Чтобы достичь этого, человек долженследовать "восьмеричным путем", ведущим к прекращению страданий:"праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведный образжизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание".Так человек достигнет в конце концов совершенства: он станет архатом -святым и погружается в нирвану. Нирвана - последнее, идеальное состояние,к которому должен стремиться мудрец. Нирвана означает прекращение цепиперерождений, которые составляют удел человека. Цепь перерождений убудистов называется сансара. Перерождаясь, живое существо может принятьне только человеческую форму: оно может возродиться животным, растением,злым духом, божеством. Будда первый из людей достиг "просветления" иему не грозит уже новое рождение. Смерть Будды - это непосредственныйпереход в нирвану. Моральные заповеди первоначального буддизма носили преимущественноотрицательный характер: не убивать ни одного живого существа, не касатьсячужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Одно из важных заповедейбуддизма - любовь и милосердие ко всем существам. Буддизм отрицаетединство души человека. Основу психической жизни человека составляютотдельные драхмы ( означает закон, учение, религия, истинно реальное,качество, основное значение - носитель своего признака, т.е. носительдушевных свойств). Таких драхм у человека много. В числе драхм есть"чувственные", "сознания" и еще несколько категорий, в том числе"неподверженные бытию" и стремящиеся к покою - нирване. По смерти человекадрахмы, составляющие его личность, распадаются, но под действием тойдрахмы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни ив предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новыхкомбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается вечныйкруговорот драхм, это мучительное "колесо бытия", вырваться из которогочеловек может, только следуя заповедям Будды. Позже возникает учение о махаяне - "большой колеснице" или"широком пути" спасения. Здесь Будда становится главенствующим богом,возникают также некоторые другие боги, достигшие нирваны. Еще одноновшество махаянистов - допущение мирян в нирвану (учение о рае). В раюсукхавати пребывают души праведников, которым предстоит воплотиться наземле еще только один раз, прежде чем достигнуть нирваны. Возникаетпонятие ада для грешников, нарушающих законы Будды. Такова основа буддистского учения. Ислам - самая поздняя по времени возникновения религия – она возниклав 7 веке нашей эры в Аравии. Основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке.Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записанных в священнойкниге Коране и передал их людям. Коран ("Коран" - чтение) - основнаясвященная книга мусульман. Это свод изречений и поучений, продиктованныхсамому пророку архангелом Джебраилом. Другая часть религиознойлитературы мусульман - сунна (сонна), состоящая из священнных преданий ожизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Но не все мусульмане признают сунну;признающие ее назыаются суннитами, они составляют значительное большинствов исламе. Жизнь пророка представляется таким образом: Мухаммед жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел малопоследователей и откуда ушел в Медину (переход для мусульман становитсяначалом особого летоисчисления – мусульманской эры). Здесь ему удалосьсобрать много приверженцев. Опираясь на них, он подчинил себе Мекку, авскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Мухаммеда основную часть занимает строгое требованиепочитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Самослово "ислам" означает покорность. "Свидетельствует Аллах, что нетбожества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки всправедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине,религия пред Аллахом - ислам..." Сам Аллах изображается В Коране, каксущество с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходнойстепени. Важнейшее же качество Аллаха - это его бесконечное могущество ивеличие. Поэтому и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен верить, что естьтолько один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;что существуют ангелы и злые духи (джинны) – они находятся во власти богаи исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут ивсе получат воздаяние за свои дела: праведные, чтящие бога, будутнаслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; что существуетбожественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранееназначил его судьбу. Для мусульманина обязательна пятикратная молитвакаждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой ив других случаях, после какого-либо загрязнения; налог в пользу бедных;ежегодный пост (ураза, в десятом месяце - рамазане) в течение всегомесяца; паломничество в священный город Мекку, которое правоверныймусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни. Такжеобязательно обрезание мальчиков, запрет есть свинину, строгое запрещениеделать изображение бога, человека и животных, чтобы не давать повода кидолопоклонству. Одно из предписаний мусульманской религии состоит всвященной войне за веру (джихад). В Коране проводится некоторое различиемежду приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникамотношение резко враждебное, к людям, "имеющим писание", то есть иудеям ихристианам Коран выказывает уважение. На практике в исламе всякоеразделение между сторонниками иных религий стерлось: все они считаютсяневерными (джяур), подлежащим или истреблению, или покорению. Этика исламатоже проста: предписывается быть справедливым, воздавать за добродобром, за зло злом, помогать бедным и т.д. Богатство и бедность признаютсяестественным фактом, установленным самим Аллахом. Дальнейшее развитие ислама повлекло за собой возникновениебольшого количества течений: шиизм, суннизм, суфизм и т.д. В настоящий момент ислам стал несколько более мягким и демократичным. Третьей и наиболее распространенной мировой религией являетсяхристианство. Время возникновения христианства - начало 1 века нашей эры(летоисчисление ведется с начала рождения основателя религии ИисусаХриста). Иисус Христос (Иисус - Спаситель, Христос означает помазанный) похристианскому учению - Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, побожественному совету воплотившийся ради спасения грешного родачеловеческого от Пречистой Девы Марии и наречен по повелению АрхангелаГавриила Иисусом Христом. Иисус Христос родился в Палестине, в городеВифлееме. До тридцатилетнего возраста он прожил в неизвестности в небольшомгороде Назарете в семействе плотника Иосифа. На 30 году жизни принялкрещение от Иоанна в Иордани. Общественное служение Иисус начал в Галилееизбранием 12 учеников. Прежде всего он начертал образ своего истинногопосле-дователя, как человека смиренно-мудрствующего о себе, скорбящего о своейгреховности, желающего примириться с милостивым Богом, чистого сердцеми миротворца. Иисус Христос учил о себе, как о лице, посланным Отцом-Богоми пришедшим в мир. "Бог послал Сына Своего Единородного, - говоритапостол Павел, - в подобии плоти греховной в жертву за грехи". Истину своихпроповедей Иисус доказывал ссылкой на свои дела или чудеса: над живымилюдьми страдающими болезнями, над умершими и над внешней природой. КогдаИисус Христос пришел в Иерусалим, он был предан одним из своих учеников,Иудой Искариотом, после того как совершил с учениками предпасхальнуютрапезу (тайную вечерю). И был осужден синедрионом на смерть. Вместе сдвумя разбойниками он был отведен на гору Голгофу и распят на кресте. Натретий день после смерти Иисус воскрес после смерти и явился своимученикам. В сороковой день на виду у всех своих учеников он вознесся нанебо, провозгласив ранее 12 учеников Апостолами и послав их напроповеди. Так изложена мирская жизнь Христа в Евангелии.Основные источники христианской религии - Библия, которая делится на двечасти: Ветхий Завет и Новый Завет. Считается, что Библия написанасвятыми мужами по внушению и при содействии Божьего Духа. Помимо этогосуществуют так называемые первые четыре книги Нового Завета - Евангелия отМатфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В них описывается жизнь и ученияХриста. Основные догматы учения Христа заключаются в том, что Бог -высочайшее существо, Ему нет равных никого и нигде. Бог один, но троичен вЛицах. Первое Лицо - Бог Отец, Второе Лицо - Бог Сын, Третье Лицо - БогДух Святой. Святая Троица Единосущна и Нераздельна. Бог Отец ни от кого нирождается и не исходит, Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святойисходит от Бога Отца. Путь нравственного совершенствования человека изложен в десятизаповедях данных Моисею Богом: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да непоклонишися им, да не послужиши им. 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. В IV веке в христианстве произошел раскол на католичество иправославие, связанный с различием в толковании писаний.Ни в одной политеистической религии нет такого всеобемлящего представленияо Боге как в мировых религиях, особенно в христианстве. Например, смертьв других верованиях предстает как что-то страшное, необъяснимое, все благанаправлены на телесные наслаждения. Христианство на равне с буддизмом иисламом обращается в первую очередь к душе человека. Считается, что тело - теснилище души и главная цель, которую преследует христианин -совершенствование души, воссоединение ее с Богом. Теперь за основу религииберутся нравственные устои. Бог милостив, и не должен вызывать страха. Утеологов существует такое утверждение, что человек отличается отживотного наличием Бога. Человек носит Бога в самом себе, в своей душе, он- Его частица. Это стремление к доброте и чистоте. В Боге человек всегдасможет найти утешение и жизненные силы.Заключение Религии мира различаются между собой по возрасту, распространённости,влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывалив роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторыесанкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили запределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжениинескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторыеприобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великихпроизведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, всесилы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторыерелигии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, анекоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям,другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторыерелигии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижениебессмертия. Религии конкурируют друг с другом за души людей. Последователи разныхрелигий всевозможными способами борются друг с другом за господство. Религии объявляют друг друга ложными, вредными и преступнымиучениями. Они поглощают друг друга и распадаются на течения. И тем не менее все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-торелигия безусловно лучше, чем другая. В истории религии нельзя отметитьпрогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику,совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступлениерелигиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма,интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умираниерелигий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все этипроцессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякойстрогой последовательности и вне всякой целенаправленности. Все вероисповедания имеют одинаковую ценность и значение для развитиямировой культуры. Все они жизнеспособны и имеют право на существование.Всякая религия пригодна для обеспечения жизни людей. Каждая может отстоятьсебя перед лицом духовных конкурентов, развивая своё учение, и перед лицомвооружённых врагов, вдохновляя на борьбу своих последователей. Все могутпохвастаться древностью своих корней, и все имеют перспективу в дальнейшеймировой истории. Все достойны быть выраженными и воспетыми в произведенияхискусства. И каждая достойна самого пристального изучения. Чтобы узнать любую религию, мало изучать её внешние последствия,нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть еёглубинные потребности и предельные закономерности. Всякая религия являетсяплодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В тоже время, любая религия влияет на жизнь человека, определяя в конечномитоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека,формируя лицо цивилизаций. Многообразие религий охватывает всё многообразие возможных смысловчеловеческой жизни. Не все религии живы сегодня - многие из них нерасполагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любоймомент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует,чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные деталифункционирования современных религий, но на условия обретения и утраты всехсмыслов, которые когда-либо были открыты человечеством… Список использованной литературы:1. Философский словарь.2. Религия в истории народов мира С.А.Токарев.3. Закон Божий.4. Полный православный богословский энциклопедический словарь.5. Религии мира, Ю. В. Тихонравов, Москва Universal 1996.6. Словарь Иностранных Слов, А. Я. Абрамович, Москва "Русский язык" 1989.7. Советский Энциклопедический словарь, А. М. Прохоров, Москва "Советскаяэнциклопедия" 1982.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Зарождение религии (Ранние формы религии) iconФилософия и религия вступление
В свою очередь, религиоведение включает в себя ряд разделов: историю религии, философию религии, социологию религии, психологию религии,...
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconРеферат на тему: зарождение религи (ранние формы религии) Журавлева Сергея Юрьевича Группа 1 «Б» план доклада
Охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все религии живы сегодня многие из них не располагают в наши...
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconРеферата: Первобытные формы религии. Миф. Начало религии. У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30—40 тыс лет, т е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется враспоряжении только два инструмента. Первый — это археологические находки,и среди них — немногочисленные

Зарождение религии (Ранние формы религии) icon1. Особенности научного и теологического подходов к пониманию религии. Основные разделы религиоведения
Сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с позиции верующего человека....
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconОсобенности религии древних славян
Цель моей работы – проследить за развитием язычества на Руси, наметить предпосылки принятия христианства в связи с несостоятельностью...
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconВозникновение религии
Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном возникновение религии
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconКостецкая Е. В., ассистент кафедры философии и культурологии Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «История религий»
...
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconАнимистическая теория религии Тайлора
Практически это является вопросом о всеобщности религии, вопросом, на который в течение стольких столетий отвечали то утвердительно,...
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconАннотация по дисциплине «История религий» Цели и задачи изучения дисциплины Цель курса
...
Зарождение религии (Ранние формы религии) iconСодержание образовательной программы элективного курса «Религии мира»
Религия совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы