Философия Рене Декарта icon

Философия Рене Декарта



НазваниеФилософия Рене Декарта
Дата конвертации08.07.2012
Размер167.51 Kb.
ТипРеферат
Философия Рене Декарта


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Владимирский государственный университет Кафедра философии и социологии Реферат: Философия Рене Декарта Выполнил: Дмитриенко М.Н., группа УИ-198 Принял: Ратников Е.В. Владимир 1999 СодержаниеI. Введение. Общая характеристика нового времени и философии этой эпохи.II. Философия Декарта: 1. История жизни и творчества Декарта. 2. Основы философии Декарта. 3. Проблема движения. 4. Основы теории познания. 5. Методология Декарта.III. Заключение. Введение. Общая характеристика нового времени и философии этой эпохи Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, новогоспособа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск былреакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновьсформировавшийся способ философского мышления, который можно определить какфилософскую мысль Нового времени. Было бы слишком сложно и нецелесообразноискать чёткую границу между философией Ренессанса и философией Новоговремени в собственном смысле слова. В период, когда формируются философскиесистемы Бэкона и Декарта, в Италии и остальной Европе ещё не отзвучали идеизавершающегося Ренессанса. Если окончательное расхождение мышления Ренессанса и его философии стомистски-схоластическим средневековьем проявлялось как отвержениетогдашними прогрессивными общественными слоями феодальных отношений и«феодального» мышления, то философия Нового времени в собственном смыслеслова является программным выражением их в значительной мере уже осознанныхинтересов и взглядов. Впервые в цельной теоретической форме интересы и воззрениянарождающегося класса – буржуазии были выражены в философии Бэкона иДекарта. Период формирования их систем (последние годы 16-го и перваяполовина 17-го веков) является временем постепенной стагнацииэкономического расцвета итальянских городов, а центр экономическогоразвития постепенно перемещается в Англию, Голландию и частично во Францию. Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине 16-го векав Нидерландах. Нидерланды были тогда экономически наиболее зрелой частьювладений испанских Габсбургов. Испания представляла собой не насыщаемыйрынок для нидерландских товаров. Это было большим стимулом для ростамануфактурного производства, которое во многом развивается ещё на основесредневекового ремесла. С развитием производства формируются новыеобщественные отношения и одновременно обостряются противоречия междуНидерландами и Испанией. Во второй половине 16-го века происходит рядвыступлений и восстаний против испанской гегемонии, которой сопротивлялисьпрактически все слои нидерландского общества. Эти выступления завершаются в1609 году первой буржуазной революцией в Европе. Нидерландская буржуазная революция была первым политическимвыступлением во многом ещё не созревшего общественного класса – буржуазии. Во второй половине 15-го века державой первостепенного значениястановится и Англия.
Во время правления Елизаветы I (1558-1603) в Англиизаметно развиваются как ремесленное производство (которое в конце столетияинтенсивно перерастает в мануфактурное), так и торговля. С начала 60-хгодов 16-го века Англия бескомпромиссно соперничает с Испанией в борьбе завласть в мире, в частности она добивается гегемонии на морях, а тем самым ив мировой торговле. Завершением этого соперничества является уничтожение в1588 году испанской так называемой Великой армады. Этим самым Англиястановится значительной колониальной и торговой державой. Всё это ведёт кбыстрому развитию мануфактурного производства, которое основывается нанаёмном труде, т.е. на тех общественных отношениях, которые, в сущности,чужды феодализму. Грабёж колоний и «изгнание» крестьян с земли в самойАнглии являются главным признаком происходящего в то время первоначальногонакопления капитала. В этот процесс включается и английское дворянство,которое ориентируется на производство сырья для развивающегосямануфактурного производства. Нарождающаяся буржуазия и включенное по сути дела в буржуазноепроизводство дворянство имеют не вполне тождественные, но близкие интересыв области экономического предпринимательства. Экономическая деятельность,интересы реальной практической жизни ведут этот общественный слой (и нетолько в Англии) к ориентации на действительное познание мира, в частностиприроды, к ориентации на познание, которое не было бы основано лишь нацитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеле, но котороеопиралось бы на практический опыт. Рост социальной значимости класса,связанного с развитием хозяйственной и промышленной жизни, развитиенаучного, в частности естественнонаучного, познания, опирающегося наэмпирию и опыт, представляют социальную и гносеологическую основу, изкоторой возникла и черпала силы как конкретная философия Бэкона и Декарта,так и вообще вся философия Нового времени. Для формирования науки Нового времени, в частности естествознания,характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство.Поворот к чувственному познанию действительности, начавшийся в эпохуРенессанса, приносит с собой небывалый рост фактических данных в различныхобластях, как формирующейся науки, так и производственной и социальной(ремесленной) практики. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познанияне единичных, изолированных фактов, но определённых систем, целостностей.Одновременно с этим перед философами и учёными встаёт вопрос о сущности ихарактере самого познания, что приводит к повышенной значимостигносеологической ориентации новой философии. Ориентация на чувственность и практичность познания не является,однако, единственной выразительной чертой формирующейся науки Новоговремени, которая повлияла на характер философского мышления того времени.Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаясядифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, нетолько ищущего причинно-следственного (связанного с законами) объяснениявзаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но истремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую наукуи её данные. Если ориентация на чувственность и практичность познанияпроецируется на развитие опирающейся на науку эмпирии, то стремление квыяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведёт к повышению ролирационального рассмотрения, которое, однако, по своему характеру ближе,например, к Евклидовой геометрии, чем к аристотелевско-схоластическойконтемпляции (духовному созерцанию). Поэтому с развитием чувственного,эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное,математическое мышление. Как эмпирическое, так и рациональное познаниеведут к развитию науки как целого, формируют её характер и проецируются наскладывающиеся основные направления философского мышления Нового времени(Бэкон, Декарт). История жизни и творчества Декарта Рене Декарт (1596 – 1650) является одним из выдающихся мыслителейНового времени. Во Франции в период, когда складывалось философскоемышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришельеудалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов исоздать прочное централизованное государство, которое ещё страдало отвнутренних потрясений, но уже выступало как одно из важнейших на аренеевропейской политики. Французская буржуазия в то время ещё тольковозникала. Централизованное государство с крепкой монархической властью, содной стороны, создавало благоприятные условия для развития внутреннегорынка. Однако, с другой стороны, абсолютизм заметно закреплял сословныеделения и привилегии. Вместе с этим во французской культурной и духовнойжизни окрепла позиция католицизма, под влиянием которого находились всецентры образования в стране. Однако он не мог ни во Франции, ни где-либо вЕвропе подавить прогресс естественнонаучного познания, стимулировавшегосяразвитием производственных сил. Именно достижения в развитии естественныхнаук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта. Рене Декарт в восемь лет уходит на учёбу в иезуитский колледж Ла-Флеш.Здесь он получил основы образования. В ряде жизнеописаний Декартауказывается, что сухое, педантичное обучение его не удовлетворяло.Отрицательное отношение к схоластическому пониманию науки и философиипроявилось у него, однако, позже, когда он как военный побывал взначительной части Европы. В 1621 году он уходит с военной службы ипутешествует. Посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое времяжил во Франции. Наиболее интенсивно предавался исследованиям во времясвоего сравнительно долгого пребывания в Голландии в 1629 – 1644 годах. Вэтот период он пишет большинство своих работ. Годы 1644 – 1649 былинаполнены стремлением отстоять, и не только теоретически, взгляды и идеи,содержащиеся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началахфилософии». В 1643 году в Утрехте, а в 1647 году в Лейдене (гдесравнительно долго жил Декарт) было запрещено распространение еговоззрений, а его труды были сожжены. В этот период Декарт вновь несколькораз посещает Париж и думает даже о возвращении во Францию. Однако затем онпринимает приглашение шведской королевы Кристины и уезжает в Стокгольм, гдевскоре умирает от простуды. Наиболее выдающиеся из его философских трудов – это работы, посвящённыеметодологической проблематике. К ним принадлежат прежде всего «Правила дляруководства разума», написанные в 1628 – 1629 годах, в которых Декартизлагает методологию научного познания. С этой работой связано и вышедшее в1637 году «Рассуждение о методе». В 1640 – 1641 годах Декарт пишет«Размышления о первой философии», в которых вновь возвращается копределённым аспектам своей новой методологии и одновременно придаёт ейболее глубокое философское обоснование. В 1643 году выходит его труд«Начала философии», в котором полно изложены его философские воззрения. Кроме того, Декарт является автором ряда исследований, касающихся самыхразличных областей человеческого познания. К наиболее значительным из нихпринадлежит «Реферат о свете», над которым он работал в 1630 – 1633 годах,затем его «Диоптрика», где он заложил основы геометрической оптики. Следуетупомянуть и работу «О страстях», посвящённую этической проблематике,написанную в 1649 году. Декарт интенсивно занимался и экспериментальными (говоря современнымитерминами) науками, например, в связи с диоптрикой он изучает анатомиючеловеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии(он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитическойгеометрии, он внёс большой вклад в развитие математики и математическогомышления. Основы философии Декарта Из приведённого выше следует, что Декарт был одним из тех мыслителей,кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы.Поначалу при формировании его философии важную роль играл способ мышления,воплощённый в современном ему естествознании. Значение развитияестественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, чтоприносит естествознание, чем знаменуются все сферы духовной жизни, естьновый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание 16-го – 17-го столетий ещё не формулирует эти новые принципы познания (покрайней мере, без соответствующей степени общности). Оно скорее реализуетих непосредственно в процессе овладения своим предметом. Если философияБэкона является предвестником нового (его философия скорее симпатизируетестествознанию Нового времени, чем создаёт для него философскоеобоснование), то в философии Декарта уже закладываются основания(достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но ифилософски разработаны и оценены все полученные к тому времени результатынового естествознания. Поэтому философия Декарта представляет собой новый,цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующийактуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющийнаправление его развития. Одновременно она вносит и основополагающиеизменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию вфилософии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философиюв совершенно новое направление, которым начинается новый период философии…Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Всёпредшествующее философствование, в частности то, которое исходило изавторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто» [2]. Первую и исходную определённость всякой философии Декарт видит вопределённости сознания – мышления. «Требование, что должно исходить измышления как такового, Декарт выражает словами: «De omnibus dubitandum est»(во всём должно сомневаться); это абсолютное начало. Таким образом, первымусловием философии он делает само отвержение всех определений» – такхарактеризует исходный путь философии Декарта Гегель [2]. Декартово сомнение и «отвержение всех определений» исходит, однако, неиз предпосылки о принципиальной невозможности существования этихопределений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античнойфилософии. Принцип Декарта, согласно которому во всём следует сомневаться,выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство. Как пишет Гегель,этот принцип «имеет скорее то значение, что мы должны отречься от всякихпредрассудков, то есть от всех предпосылок, которые бывают принимаемынепосредственно как истинные, и должны начать с мышления и лишь отсюдаприйти к чему-то достоверному, чтобы обрести подлинное начало» [2]. СкепсисДекарта, таким образом, по своей сути является скепсисом методологическим.Он выступает как скепсис, который рушит всякие (мнимые) достоверности,чтобы найти единственную (действительную) достоверность. «Первичная»достоверность может быть краеугольным камнем, положенным в основание всейконструкции нашего познания. К этим выводам Декарт приходит на основеисследований и собственного личного опыта. Первичную достоверность Бэкон находит в чувственной очевидности, вэмпирическом, смысловом познании. Для Декарта, однако, чувственнаяочевидность как основа, принцип достоверности познания неприемлема. «Всё,что я до сих пор полагал наиболее истинным, я получил либо от чувств, либопри их посредстве. Но чувства я иногда уличал в обмане, и разумно будет невсегда крепко верить тем, кто хотя бы раз нас обманул». Нельзя такжеосновывать достоверность познания на «авторитетах». Моментально возник бывопрос, откуда берётся достоверность этих авторитетов. Декарт ставит вопросо постижении достоверности самой по себе, достоверности, которая должнабыть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другиепредпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я – в сознании, вего внутренней сознательной очевидности. «Если мы отбросим и провозгласимложным всё, в чём можно каким-либо способом сомневаться, то легкопредположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что несуществуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо являетсяпротивоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтомуфакт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую» (cogito ergo sum),является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые передкаждым, кто правильно философствует, предстанут». Факт, что Декарт находит первичную достоверность в «ego cogito»(мыслящем Я) и что, исходя из этой достоверности, он выдвигает свою первуюфилософию, связан в определённом смысле с развитием естествознания или,точнее сказать, с развитием математических конструкций естествознания.Математика, в которой основой является идеальная конструкция (а не то, чтоэтой конструкции соответствует в реальной природе), считается наукой,достигающей своих истин с высокой степенью достоверности. «Вероятно, мы небудем судить превратно, если скажем, что физика, астрономия, медицина и всеостальные науки, зависящие от наблюдения сложных вещей, имеют сомнительнуюцену, но что арифметика, геометрия и другие науки, которые рассуждают лишьо вещах наипростейших и наиболее общих и мало беспокоятся о том, есть лиэти вещи в природе или нет, содержат нечто достоверное и несомненное. Ведьи во сне и во бдении два плюс три дают всегда пять, а прямоугольник имеетне больше четырёх сторон. Кажется невозможным, чтобы такие очевидные истиныподозревались в неправильности». Декарт здесь указывает, что достоверностьарифметики, геометрии и им подобных наук заключается в том, что посравнению с другими науками они больше всего зависят от мыслящего Я и менеевсего от «внешней реальности». Принятие Декартом мыслящего Я как первичнойдостоверности, достоверности с наивысшей возможной очевидностью, направленопротив схоластического спекулятивного философствования. Как отмечаетГегель, у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишьдоказательности, а не абсолютного содержания» [2]. Из понимания Декартом первичной достоверности, из его «ego cogito, ergosum» вытекает ряд существенных характеристик его понятия субстанции. Самопонятие субстанции Декарт характеризует так: «Каждая вещь, в которой нечтонепосредственно содержится как в субъекте или если при её посредствесуществует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество,или атрибут, а её действительная идея есть в нас, которая называетсясубстанцией». Здесь заметно различие в понятии субстанции по сравнению спредшествующей философией. Декартово мыслящее Я является, как мы видели, чем-то, что для своегосуществования не нуждается ни в чём, кроме самого себя, не нуждается «ни вкаком месте и не зависит ни от какой материальной вещи». В этом смыслездесь нет никакой иной характеристики (материальной, пространственной иликакой-либо иной), кроме мышления. Поэтому он определяет его «res cogitas» –как мыслящую вещь, духовную субстанцию. Напротив, «субстанция, которая является непосредственным субъектомраспространённости по месту и акциденцией, предполагающейраспространённость (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуетсятелом». Так же как substantia cogitas для своего существования не нуждаетсяни в какой из материальных вещей, характеризуемых распространённостью, также и тело – substantia extensa – не требует для своего существования«субстанций духовных». Они, таким образом, могут существовать независимодруг от друга. Признавая независимость существования substantia cogitas и substantiaextensa, Декарт закладывает в новой философии основы дуализма. Он признаёткак материальный принцип – не зависящее от сознания существование материи,так и духовный принцип – не зависящее от материи и материального мираcogito. И хотя Декарт подчёркивает, что и substantia cogitas, и substantiaextensa существуют независимо друг от друга и не являются в его пониманиисовершенными субстанциями, но в своих «Началах философии» он характеризуетсубстанцию как такую вещь, которая для своего существования нуждается лишьв самой себе. В этом смысле он считает, что совершенной субстанциейявляется лишь бог, который существует «сам из себя» и сам является своейпричиной. Всё остальное нуждается для своего существования в «присутствиибога». Бог как наиболее совершенное сущее у Декарта не имеет такой же функции,как в схоластической философии. В концепции Декарта функция богазаключается в гарантии истинности познания. Познание, которое человексчитает достоверным, возможно, лишь кажется достоверным, но не являетсятаковым в смысле согласия с вещами, которые в нём отражены. И лишь богявляется гарантом истинности достоверных фактов. Декартов дуализм –признание вещей мыслящих (res cogitas) и вещей распространённых (resextensa) – своеобразно выливается в идеализм, в признание существованиябога. Чёткие материалистические элементы проявляются, однако, в «физике»Декарта, предметом которой являются res extensa. Основным атрибутом материидля Декарта является распространённость. Как констатирует Гегель в «Историифилософии», «по Декарту, сущность тела полностью определяется егораспространённостью и лишь мышление касается сути материального мира». Распространённость Декарт противопоставляет другим в большинстве своёмчувственно достоверным свойствам тел (материи). Однако он приходит кзаключению, что по отношению к распространённости они в большей или меньшеймере производны. Поэтому он полагает, что всё в сущности можно перевести нараспространённость. Проблема движения в философии Декарта С распространённостью, в понимании Декарта, весьма тесно связанапроблема движения. Движение (механическое) и распространённость вполнехарактеризуют материальный мир. С Декартовым понятием движения ираспространённости связанно и его отрицание атомистической теории, котораяв новой философии переживала определённый ренессанс. Декарт на основепонятия распространённости как основного атрибута телесности (материи)однозначно отвергает существование наименьшего и неделимого бытия. Поподобному же основанию он отвергает (также в отличие от атомистическойтеории) и существование пустоты. Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Телоприводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоячем-то, что находится вне него. В этом смысле Декарт в определённой мерепредвосхищает принцип инерции, сформулированный И. Ньютоном. Механицизм,проявившийся во взглядах Декарта, повлиял на многих последующих мыслителей,в частности на позднейший французский механистический материализм конца 17-го и 18-го столетий. Основы теории познания Декарта В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначноотстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что, по Декарту,исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я – сознание.Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своейсобственной (идейной) активности. Декарт не отвергает чувственное познание как таковое. Мы уже видели,что substantia extensa (материя) наделена прежде всего чувственными (т. е.чувственно познаваемыми ) свойствами. Однако это познание следуетподвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнутькритике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много разприводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь вдостоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я. Тем самым онприходит к определённой «субъективизации» в понимании истинности познания,но в то же самое время создаёт новое понимание познания, котороесоответствовало развитию тогдашней науки, в частности естествознания, иоказалось весьма плодотворным в дальнейшем развитии философии. Методология Декарта С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос оспособе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболеедостоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частейфилософского наследия Декарта – к рассуждениям о методе. Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Ужеговорилось, что главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е.чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был длянего лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила,гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности.Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональноепознание, инструментом которого служит разум. В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не являетсяучить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вестисвой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свойразум». Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опытаполагает важнейшими, он формулирует следующим образом: - не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом; - разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить; - свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом; - совершать везде такие полные расчёты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл. Первое из правил Декарта является концентрированным выражением егометодологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологическийхарактер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если тыеё не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия«достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше. Это правило также можно считать главной предпосылкой для использованияследующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются,остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинномупознанию. Следующее правило является выражением требования аналитичности. Приэтом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степениметодический характер. Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия,которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и наукинеотделимой и эффективной составной частью основных методологическихпринципов. Заключительное же правило подчёркивает необходимость определённойсистематизации как познанного, так и познаваемого. Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имелиисключительное значение для развития философии и науки Нового времени.Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научнойтеории является одним из основных характеристик научного познания в нашуэпоху. В отличие от Ф. Бэкона, который в «Новом Органоне» считал индукцию (всовременных терминах можно сказать «эмпирическую индукцию») основнымметодом получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт такимметодом считает рациональную дедукцию. Формулирует он этот метод в прямойпротивоположности по отношению к созерцательной и спекулятивнойсредневековой схоластической философии. Заключение Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно.Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовалразвитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Онявляется творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды,посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся кобласти естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитиефранцузского, в частности механистического, материалистического,философского и естественнонаучного мышления. Список литературы1. История философии в кратком изложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.2. Гегель. Сочинения. Т. XI.3. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 204 с.




Похожие:

Философия Рене Декарта iconРеферат на тему: философия духа и материи рене декарта реферат выполнен студенткой 1 курса
Такая борьба была почти всегда неоднопла- новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове
Философия Рене Декарта iconРационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта

Философия Рене Декарта iconФилософия Нового времени в работах Ф. Бекона и Р. Декарта

Философия Рене Декарта icon29. Емпіризм та раціоналізм філософії Нового Часу
Розвиток науки вплинув на формування філософської думки. Оскільки вчення про природу повністю перейшло в компетенцію науки, то в...
Философия Рене Декарта iconПроблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница
Творчество Готфрида Вильгельма Лейбница представляет собой яркую страницу в истории европейской философии Нового времени. С его именем,...
Философия Рене Декарта iconПроблема всеобщей науки в ранней и зрелой философии г. Г. Лейбница
Творчество Готфрида Вильгельма Лейбница представляет собой яркую страницу в истории европейской философии Нового времени. С его именем,...
Философия Рене Декарта iconА. Доброхотов
Августина. Однако, речь шла прежде всего о душе: эгология содержалась в этом дискурсе лишь потенциально. Начиная же с Декарта (во...
Философия Рене Декарта icon27. Що таке емпіризм у теорії пізнання в епоху Нового часу? Чим він відрізняється від раціоналізму?
Розвиток науки вплинув на формування філософської думки. Оскільки вчення про природу повністю перейшло в компетенцію науки, то в...
Философия Рене Декарта iconДжордж Беркли (1684 1753)
Однако за стенами университетского колледжа, в котором обучался Беркли, широкое распространение получили учения Декарта и Локка,...
Философия Рене Декарта iconА. Доброхотов. Парадигмы проблемы я в философии и культуре
Августина. Однако, речь шла прежде всего о душе: эгология содержалась в этом дискурсе лишь потенциально. Начиная же с Декарта (во...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы