Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики icon

Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики



НазваниеСовременная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики
Дата конвертации08.07.2012
Размер212,76 Kb.
ТипРеферат
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики


Тема: "Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики." План.Введение.1. Банки, их сущность функции и структура банковской системы.2. Методика воздействия центрального банка на рыночную экономику.3. Проблемы становления современной банковской системы в Украине.4. Заключение5. Приложение6. Литература. Введение. Неотложные меры по ускорению реформ в Украине и вывод Украины с кри-зисного состояния - основные вопросы дальнейшего развития и усовершенство-вания банковской системы страны. В развитой банковской сфере страны произошли глубокие качественные изме-нения. Утвердилась новая, достаточно разветвленная рыночная банковская си-стема, хотя она еще не полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня. Бан-ковская система в экономике, связанной рыночными отношениями, должнавыполнять большую, если не самую главную роль. Во-первых, развитая структу-ра коммерческих банков, управляет системой платежей в развитыхэкономически-рыночных отношениях, огромного большинства коммерческих сделокпроизводиться путем перераспределения средств между розничными банковскимивкладами, посредством чеков либо электронных переводов. Во-вторых, на ряду с другими финансовыми посредниками, банки направляютсбережения в фирмы и предприятия. Эффективность осуществления процессаинвестирования средств в значительной степени зависит от способности бан-ковской системы направлять денежные фонды именно тем заемщикам, которыенайдут способы их оптимального использования. Украина с 52.000.000млн. насе-лением и ресурсами, а также интелектуальным потенциалом входит в первую пя-терку государств Европы. Сама экономика заставляет капитал мигрировать, обеспечивая эффективноеего вложение, искать пути повышения прибылей. Сегодня Украина принадлежит кстранам с высоким уровнем спроса на зарубежные инвестиции. Общий объем не-обходимых зарубежных инвестиций в экономику Украины составляет40.000.000.000 $ США, при поступлении малого обьема зарубежных инвестицийреконструкций приоритеных опреаций, можна осуществлять в течении 5 лет, авозможно коммерческие банки, действуя в соответствии с кредитно-денежнойполитикой центральных эмиссионных банков, регулируют количество денег, на-ходящихся в обращении в той или иной экономической системе. Стабильный иумеренный рост денежной массы - это залог обеспечение постоянного уровняпри достижении которого, рыночные отношения воздействуют на экономичес-куюсистему самым эффективным и выгодным образом. Поэтому, лишь сущес-твенноевлияние банковской системы в экономику, может привести к положи-тельномуизменению. §1 Банки, их сущность функции, структура банковской системы. Банки - одна их древнейших и наиболее распространенных групп кредитныхучреждений, выполняющих роль большинства кредитно-финансовых услуг и посуществу являющихся институтами универсального профиля, классическиебанковские операции - привлечения средств на рассчетные (текущие) счета,срочные вклады, предоставление аккумулированых средств в сферу на условияхплатности, срочности, возвратности. В настоящее время круг банковских опера- ций существенно расширился, все больше и больше грань меж банковскимии квазибанковскими операциями. В соответствии с функциональной специализацией обьема и качеством предо-ставляемых отдельным хозяйством кредитно-финансовых услуг урокредитнойсистемы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузкапо кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единыморганом координирующим деятельность кредитных институтов, являетьсяцентральный банк - эмиссионый банк, выполняющих функции управленияпроцессом организации кредитно-рассчетного и финансового обслуживанияхозяйства ( схема 1). Однако, прямое и непосредственное воздействие ирегулирование, кон-трольные и надзорные функции, Центральный Банк выполняеттолько по отношению к банковским учреждениям, иным институтамспециализирующихся на чисто банковских операциях, в зависимости отподчиненности кредитных институтов, согласно банковскому законодательствуиерархической структуре кредитной системы, можно выделить два типанадстроения банковской системы одно и двухуровневую. Одноуровневаябанковская система предполагает преобладание с горизонтальных связей междубанками, универсализацию их операций и функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные институты, вклю-чая и Центральный Банк, находятся на одном иерархическом шаге, выполняяаналогические функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Украина, как государство бывшего СРСР - переходит к новой экономическойсистеме, основанной не на комадно-административной, а на рыночных отноше-ниях. Рыночной экономике, необходимо соответствующая банковская система,которая постоянно, постепенно начинает складываться. Выбранная мною тема курсовой работы, является наиболее актуальной насего-дняшний день. Даная тема дает возможность более глубоко ознакомиться иизу-чить принципы банковской системы Украины, ее роль и воздействие наэконо-мику страны - это в свою очередь дает возможность в некоторой мереовладеть навыками упрвления ею. На основе статистических данных:1) Дать характеристику современной банковской системы, проследить за ее тенденциями подъема ( склада ).2) Пересмотреть ключевые факторы устойчивости их конкурентноспособности банковской системы.3) Изучить проблемы становления.4) Дать оценку конкурентноспособности и ликвидности контактов. Эта проблема сегодня волнует всех. Поскольку коммерческие банки так же быстро распадаються, как и создаються, попробовать ответить на вопрос - "Какому коммерческому банку сегодня можно доверять?".5) Сделать выводы на курсовой работе. Подобный принцип построения характерен в основном, как для стран сослабо развитой экономической структурой, так и для стран с тоталитарно-админи-стративными регионами управления. Двухуровневая банковская системаосновываеться на построении взаимоотношения между банками в двух плоскостяхпо вертикали и по горизонтали. По вертикали отношения подчинены междуЦентральным Банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньямикоммерческими и специализированными банками, при этом происходитразделение административных и оперативных функций связанных с обслуживаниемхозяйства. ЦентроБанк остаеться банком в полном смысле слова только длядвух категорий клиентов - коммерческих, специализированных иправительственных структур прием преобладание функций "Банка - банку",управление деятельностью банковских учреждений в целях регулирования иконтроля за функционирование кредитно-финансовых услуг. Банки - сфера деятельности которых являеться торговля деньгами и предо-ставление связанных с ней услуг юридическим и физическим лицам, в зависи-мости от специфики выполняемых ими функций, деляться на два вида:1) эмиссионные 2) неэмиссионные (коммерческие). Эмиссионные банки - центробанки наделены правом эмиссии денежных зна-ковв обращении. В разных странах они называються по-разному: народные,национальные, резервные. Главная задача банков, выполняющих функциицентральных, торгующим денежным товаром, только среди банков и не всту-пающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными едини-цами,состоит в том, что выполняют управление эмиссионной, кредитной, рас-счетнойдеятельностью банковской системы. Они же являються коммерческимиорганизациями, не органами государственного управления в традиционномпонятии этого слова. Эмисионным правом государство наделяет как правилотолько один банк, поскольку предоставление права эмисии денег всем банкамрасширило бы денежное вращение страны. Эмисионный банк может располагать такими крупными средствами, какими нерасполагает ни один из крупных банков, так как его пассивы - это средствобюд-жета и наличные деньги в обращении.Это обстоятельство дает емувозможность оказывать поддержку другим банкам и руководить ихдеятельностью. Эмиссион-ный банк становиться - центром по организациибанковского дела в стране, во-круг которого группируються все прочие банкии иные кредитно-финансовые учреждения. Характерными для Центрального банкаявляються следующие фун-кции:1) Эмиссия и контроль денежного обращения.2) Рассчетный и резервный центр банков.3) Управление государственным долгом, наполнение госбюджета.4) Выполнение роли "кредитора " последней инстанции "Банка - банков".5) Проведение научных исследований. Наделение Центробанка указанными полномочиями позволяет обеспечить эф-фективное функционирование двухуровневой банковской системы. Коммерческие банки - занимаються практически всеми видами кредитно-рассчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хоздеятельнос-ти своих клиентов. Первоначально, комбанки создавались как отраслевые. Такв Украине были созданы: Укрлесбанк, Укрстройбанк, Укрмонтажспецбанк, энер-гобанк и др. Эти банки должны были способствовать решению прежде всеговнутриотраслевых проблем, ускорению темпов научно-технического прогресса напредприятиях, увеличение обьемов производства и повышению качествавыпускаемой продукции. Отраслевые министерства и подведомственные им предприятия, созданиемсвоих банков, пытались мобилизировать как можна больше денежных средств наразвитие отрасли и стать независимым от кредитно-финансовой политики,проводившаяся государством через так называемые специализированные банки -Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк. Комбанки классифицируються по ряду признаков в зависимости от форм соб-ственности. Они подразделяются на частные и государственные. В настоящеевремя в Украине государственным комбанком являеться лишь Эксимбанк(Экспортно-Импортный банк ). По форме организации, среди частных банковпреобладают акционерные, в виде, обществ открытого и закрытого типа.Коммерческие банки, в зависимости от выполняемых операций, бывают универ-сальными и специализированными. В настоящее время на Украине все коммерческие банки стремятся быть уни-версальными, хотя далеко не все они выполняют спектр банковских операций(схема 2). В зависимости от территории деятельности коммерческие банки де-ляться на международные, республиканские, региональные. Международные банкисоздаються с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в другихстранах. В Украине они только начинают появляться, их создание, неподдерживаеться Национальным Украинским Банком так, как захват ключевыхпозиций, к которым прежде всего относится банковское дело, представляетбольшую опасность для себя ( экономики ), пребывающей в стадии глубокогоэкономического кризиса. К республиканским коммерческим банкам относятся банки: " Украина","Проминвестбанк", "Эксимбанк", "Сбербанк" - имеющие разветвленную сетьотдельных филиалов по всей территории Украины. Большинство же коммер-ческихбанков являются региональными. Они обслуживают клиентов, как пра-вилоопределенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, на ряду с многофилиальнымибанками существуют бесфилиальные банки, многие из них работают успешно.Хотя конкурировать с большими банками все труднее. Одна из основных целейкоммерческих банков - это получение прибыли, являющейся источником выплатыдивидендов, акционерам создание фондов банка, базой повышенияблагосостояния работников банка. Прибыль банка представляет собой разность между его валовым доходом ирасходом. Валовый доход зависит прежде всего от обьема его кредитныхвложений и инвестиций, размером процентной ставки - по выдаваемым кредитам,от величины и структуры активов банка. Основным источником доходовбольшинства коммерческих банков являються %-ты, взыскаемые с должников запользование ссудами. Это объясняеться тем, что банки являються финансовымипосредниками перераспределения денежных средств между ними, у кого онивысвободились и теми, у кого появилась временная потребность. Размер кредитной ставки за пользование кредитом, определяеться впроцессе переговоров между банками и заемщиками, при заключении предметногодоговора. Причем, он не одинаков не только в разных банках, но в одном итом же банке в отношении различных заемщиков. Банки также могут получатьдоходы от операций с ценными бумагами, но поскольку рынок ценных бумагначинает формирование в Украине, то и доходы банков от этих опреций пока незначительные. Операции с инностранной валютой и ценными бумагами проводятсябанками имеющими на это лицензии, выданы соответственно НБУ и МинфиномУкраины. Банки осуществляют для своих клиентов широкий спектр услуг -предоставление гарантий и поручительств клиентам, рассчетно-кассовоеобслуживание, доверительные консультации, аудиторские, лизинговые,фекторинговые услуги, операции с монетарными металлами. Эти операцииприносят доход, как правило в виде коммисионного вознагрождения и другихвидов оплачиваемых услуг. Доля этих видов в валовом доходе каждого банкане одинакова и зависит от выполняемых операций и их объема. Следуетотметить, что часто оказанные услуги при определенных обстоятельствах могутпринести не доход, а убытки. Поэтому, комбанки должны довольно осторожноподходить к совершению этих операций. Многие комбанки берут плату со своихклиентов за совершение рассчетных операций, переводных, акредитивных,кассовых. Эта плата должна покрывать все расходы на совершение рассчетныхопераций, в том числе плату банка регионально-рассчетного, за осуществлениеэкстренных платежей. Некоторые крупные банки с целью избавления от малыхклиентов, которые им часто не выгодны, могут добиваться перевода или своихрасчетных счетов в другие банки, путем повышения плана за совершениерассчетных операций. Расходы коммерческих банков, как и в любой другой отрасли, можноподразделить на относительно-постоянные и относительно-переменные.Относительно-постоянные являються расходами банков на зароботную плату иначисления на нее, бланки и канцелярские принадлежности, содержание поме-щений, охраны, амортизационные пречисления и т.д. Правда в долгосрочномплане и эти расходы переменны. К переменным расходам относим: выплата процентов по вкладам депозитов имежбанковскому кредиту за остатки средств на рассчетных счетах. Онизависят, как от объема привлекаемых банками кредитных ресурсов, так и от ихстои-мости. К этим расходам относятся: также плата за услуги региональной ирегионального рассчетно-кассового центра за совершение рассчетных операций,обеспечение наличными деньгами. Переменными могут быть издержки на рекламу,командировочные, почтово-телеграфные расходы и другие. В соответствии сдействующей методикой, комбанки определяют прибыль или убытки от своейдеятельности. Ежеквартально распределение прибыли банка осуществляеться поитогам деятельности за год, в соответствии с решением общего собранияакционеров банка. В течении года прибыль распределяется в виде аванса наоснове установленных пропорций. В зависимости от налоговогозаконодательства банки уплачивают налоги в госбюджет и местный с прибылиили дохода. После уплаты налогов и штрафов, налагаемых налоговой инспекциейНБУ и другими органами из прибыли банков, производятся отчисления в егорезервный фонд в размере не ниже 5% прибыли остающейся в распоряжениибанка. затем производится отчисления в фонды экономического стимулированиябанка, на благотворительные и спонсорские мероприятия на выплатувознаграждений руководству банка. Из оставшейся суммы выплачиваютсядивиденды акционерам. Все остальное может быть направлено на индексациюакций или же на прирост условного фонда банка. Убытки по итогамдеятельности за год покрывается за счет его резервного фонда, а при егонедостаточности за счет уменьшения фонда. При убыточной деятельности банкаакционерами или национальным банком, предоставляется альтернативный выбор орешении вопроса, чтобы банк в будущем четко функционировал. Прибыльявляется важнейшим показателем оценки деятельности коммерческих банков. Онаиспользуется аналитиками для определения рейтингов банков на основе ихбалансов. Ныне у нас за рубежом пока нет общепринятой методики начислениярейтингов комбанков. Поэтому рейтинг рассчитан по разным методикам. Могутсущественно различаться, а следовательно различными будут оценкидеятельности банков (схема 3). Поскольку методика имеет свои поло-жительныеи отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, кото-рыенаиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого прежде всегоследует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно опре-деленные рейтинги балансов позволяют клиентам избрать те из них, в которыеможно будет без риска помещать и вкладывать свои деньги. §2 Методика воздействия Центрального банка на рыночную экономику. НБУ организован в 1991г. на базе бывшей Украинской республиканской кон-торы Госбанка СССР и ее областных управлений. Он представляет собой систему единого банка и включается - центральныйап-парат в г.Киев, Крымское республикансное и 24 областных управления.Управ-ление НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных имполномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. Структурнымподразделением Национального банка выступает аппарат инколации.Руководящиморганом Центробанка Украины являются Правление, состав которого назначаетсяПрезидентом и Президиумом Верховного Совета Украины по представленниюПредседателя Верховного Совета сроком на 4 года.НБУ не является не зависи-мым, он подчинен Верховному Совету и оперативно подчинен Кабинету минис-тров Украины. Председатель правления НБУ входит в состав кабмина. Верхов-ный Совет ежегодно утверждает основные направления денежно-кредитнойполитики, а также рассматривает отчет о работе НБУ и утверждает распреде-ление его прибыли. Практику НБУ, его оперативная деятельность по денежно-кредитному регулированию координируется, он с программой действия и прак-тической работы кабмина Украины. Законодательство Украины предопридели-лопостроение банковской системы в соответствии с двухуровневым принци-пом организации. НБУ является банком 1-го уровня. Он выполняет традиционные функции ха-рактерные для Центрального банка государства: является эмиcсионным кредит-ным центром государства, банком-банков и банкиром-правительства. НБУ-предоставлено монопальное право на выпуск денег, в обращении Казначей-ство Министерства финансов Украины не имеют права эмисии денег и осущес-твляет финансирование государственных расходов в пределах поступившихдоходов в бюджет, а также полученных кредитов. Этим самым обозначенакредитная основа совокупного денежного оборота Украины. На НБУ возложенаответственность за создание материально-технической базы производствасобственной валюты (гривны), он определяет организационно-техническиеосновы осуществления, налично-денежного оборота 1) Правила перевозки,хранения и инкасации денежной наличности 2) правила выполнения кассовыхопераций банками и хозяйственными субъектами 3) создает и управляет резер-вными фондами, банками 4) устанавливает степень платежеспособности де-нежных знаков, как расчетный Центр страны НБУ устанавливает правила про-ведения безналичнных расчетов с хозяйствующими субъектами, а также гаран-тирует, расчеты между комбанками в Украине. Он представляет интересы го-сударства в отношениях с центральными банками других стран, в международ-ных финансовых учреждениях. Важнейшей задачей банка выступает налаживание системы международныхрассчетов межбанковских и в первую очередь со странами СНГ. НБУ уста-навливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков на территорииУкраины. Как Банк-банков, он ведет счета коммерческих банков, устанавливаетправила функционирования межбанковского кредитного рынка в Украине. НБУорганизует кассовое выполнение бюджета банковсой системы Украины ,предоставляет кредиты правительству Украины. На него возложено выполнениеопераций по размещению государственных ценных бумаг, обслуживание внут-реннего долга государства.Выдача кредитов правительству осуществляетсясогласно решения Верховного Совета Украины. НБУ запрещено финансироватьдефицит государственного бюджета (схема 5), кроме того на НБУ возложеновыполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины.Он, по соглашению с кабмином Украины, устанавливает функци-ональныйвалютный курс национальных денег, создает валютные резервы орга-низации,операции с монетарными металлами. На НБУ возложено регулиро-ваниебанковских операций, связанных с обращением приватизационных цен-ных бумаг,установление форм депозитов, приватизационных бумаг, установ-ление условийих учета, хранения и погашения. Основной экономической задачей банкаявляется обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На еерешение направлена система денежно-кредитного регулиро-вания. НБУ - осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банковских отде-лений, филиалов представительств на территории Украины. Он направлен наобеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков,изменение уменьшение расходов в деятельности коммерческих банков.Содержание надзора, определяемых полномочиями, установленными ЗакономУкраины о банках и банковской деятельности. Функцию надзора осуществляетуправление по Банковскому Надзору НБУ. Операции по надзору выполняютрегиональные управления.НБУ в соответствии с доведенной им программой ,заданиями управления по бан-ковскому надзору. Обеспечение рыночной стабильности банков - необходимоеусловие эффективного функционирования экономики. Банк как коммерческоепредприятие, заинтересован в наиболее прибыльном вложении имеющихся крупныхресурсов. Законодательством Украины регулирование ликвидности коммерческихбанков возможно по национальности, банк с преминением методовэкономического административного воздействия. Согласно законодательству всвоей деятельности, коммерческие банки обязаны соблюдать экономическиеприорететы устанавливаемые национальным банком. Решением НБУустанавливается минимальный размер условного фонда коммерческого банка. Эторегулирует количество вновь создаваемых коммерческих банков. Поскольку кредитно-банковская система имеет важное значение дляэкономики страны, она служит объектом тщательного надзора и регулирования,как со стороны НБУ, так и со стороны высших органов государственной властии управления.Надзор за коммерческими банками и регулирование ихдеятельности преследует главным образом 2 цели: обеспечение устойчивости ипредотвра-щения банкротства банков. Ограничение концентрации капиталов вруках немногих банков с целью недопущения монопольного контроля надденежным рынком. Это достигается путем установления НБУ экономическихнормативов, регулирующих деятельность коммерческих банков, и осуществлениенадзора за их деятельностью. Для соблюдения установленных НБУ -экономических нормативов и избежания санкций с его стороны, коммерческиебанки должны проводить систематическую работу. На сегодняшний день НБУпредоставляет давно большие кредиты правительству и в результатенесвоевременной выплаты долгов. Долг правительства НБУ составляет 11055млн. гр. Сегодня НБУ имеет корреспондентские отношения с 30 - юиностранными банками. Политика НБУ направленная на постепеннуюлиберализацию валютного рынка Украины, начало давать положительныерезультаты.Необходимо сказать, что только объем торговли по 3-х валютах(доллары, марки,рубли) в первые месяцы этого года увеличился в 3 раза, посравнению с прошлым годом. За последние годы НБУ сумел взять под контрольситуацию на денежно-кредитном рынке Украины. НБУ, придерживаясь монетарнойполитики, смог вывести Украину из гиперинфляции 1993 г., когда и уровеньбыл выше 10.000 %. В 1994г. снизил уровень инфляции к 401 %, 1995г. - 182 %и уже к денежной реформе уровень инфляции был 1 % ( схема 4). НБУ - орган, призванный контролировать состояние коммерческих банков,давно и серьезно заниматься нормотворчеством, оперируя множествомпредоставленных ему рычагов и периодически регулируя банковские параметры.Насколько те или иные действия НБУ были эффективными, в тот или иной периодсказать сложно, однако довольно число принимаемых норм действовали долгоили не очень действовали, ну будем объективными. НБУ продвинулся в реализации всех декларированых направлений своей дея-тельностью, хотя и существуют " белые пятна", но в этом нельзя обвинитьтолько Центральный банк. § 3 Проблемы становления современной банковской системы в Украине. Следует отметить, что в данный момент существуют проблемы в деятельностикоммерческих банков в условиях криминальной экономики Украины. Преждевсего, это связано с обьективными причинами финансовых трудностей вбанковской системе, которые возникают из общего источника экономики странынехватки соответствующего опыта и соответственно подготовки специалистовдля функционирования в условиях рыночных реформ. Вместе с этим, взначительной степени финансовые проблемы банков связаны факторами, в томчисле слишком рискованой кредитной политикой их руководителей в погоне завысокими доходами, не высчитанными затратами на развитие финансов безподъема ее потенциальной доходности и другие. Ключевым факторомустойчивости и конкурентноспособности банковской системы в рыночнойэкономике, есть наличие собственного капитала, банки, уставные фонды,которые формируются в денежной форме, несут максимальные убытки отобесценивания национальной валюты. Так в период массового создания новыхкомбанков (1992г. - 1993гг. ) общий уставной фонд банковской системы выросв 350 раз тогда, когда в долларовом исчеслении (за рыночным курсом) эти 2года упал: 42.000.000 $ - на начало 1992г., 75.000.000 $ - наконец1992г;36.500.000 $ - на конец 1993г. За последние 1,5 года уставные фондыкоммерческих банков в долларовом исчислении увеличились в 54 раза, каксвидетельствует аналитическая информация, на период максимальной инфляциипопадают значительные расходы банковского капитала (схема 6). Вторымсерьезным фактором влияния на ликвидность и платежеспособность банков, естьпроблема несвоевременного возвращения заемов, увеличения бюджетной,кредитной задолжности.Без введенния кардинальных изменений, что касаетсяисправления данной ситуации с возвращением кредитов, увеличивается угрозапотери ликвидности банковской системы Украины. На конец 1996г. общая суммазадолжности за простроченными кредитами, которая подлежит возвращениюкоммерческим банкам НБУ составляет 24млн. гр. что составляет 11 - % отобщей сумму задолжности за кредитами НБУ. Как известно существует двегруппы банков: государственные (сбербанк, эксимбанк), бывшиегосударственные, специализированные, сейчас корпоратизированные(Проминвестбанк, Укрсоцбанк "Украина" ) и банки новой волнызарегистрированные в период 1989-1997гг. Семь лет назад гос. банки занимали100% банковского сектора, и сегодня они связаны с государством ( 4 из нихявляются уполномоченными по обслуживанию бюджета), что приносит имнестолько доходов, а столько убытков, в связи с необходимостью кредитоватьнерентабельные проекты правительства по его социально - политическим, а неэкономическим причинам. Не скрывая ни от кого можно сказать, что сегодня нарынке трудно всем, в том числе и банкам, прибыльность которых в среднем1996г. упала более чем на 25%, а прибыльность капитала более чем на 36%. В1996г. деньги зарабатывать было труднее, даже в сравнении с 1995г.Существует еще одна проблема уплаты дивидендов. Чем ниже доходностькапитала, тем ниже дивиденды акционеров - закон рынка. В тоже время, чембольше уставной фонд, тем на общее количество акций делится прибыль, темниже диведенды акционеров.С одной стороны банки на протяжении несколькихлет находятся в тисках требований Верховного Совета и НБУ. По формированиюуставного фонда (норматив - 500.000 экю или 1,184млн. гр.) на 01.01.97, а сдругой стороны имются сложные проблемы, с акционерами которые постоянновкладывают средства. Банки могут формировать свои уставные фонды, через распределениесобственной прибыли, привлечение прибыли, заработанной субъектами илихозяйственной деятельности свободных средств граждан. Разница в динамикеработы, капиталов уставных фондов и банковской прибыли говорят о том, чтона протяжении 1997г. формирование банков стало не только за счет полученнойприбыли, сколько за счет средств посторонних. Большую абсолютно понятнуюпроблему нового независимого государства предоставляют собой коммерческиебанки, не выполнение требований Верховного Совета об оплате минимальныхразмеров своих уставных фондов на соответствующие контрольные даты, на 1Января 1997 года 13 банков не оплатили, не заригестрировали обязательноеувелечение уставного фонда в размере эквивалентной 500.00 ecu. ПРИМЕЧАНИЕНа протяжении 1992-1997гг. из республиканской книги регистрации банков бы-ло исключено 32 коммерческих банка. Сегодня в Украине функционирует 188банков и 2284 их филиала. Ситуация осложняется еще тем, что значительнаячасть банков, не выполняющих требований от увеличения уставного фонда соз-даны в еще закрытых акционерных обществах для обслуживания отдельныхпредприятий, являющихся их же акционерами. Ряд этих же акционеров наме-ревавшись, прежде всего собрать средства других предприятий и населения"для решения" так сказать своих проблем. Это увеличивает вероятностьбанкрот-ства малых банков, порождая дополнительный источник нестабильности в бан-ковской системе. Поэтому, требует ускорения роста уставных фондов банка сдиверсификацией ответственности учреждений за будущее конкретных банков. Напротяжении 1997г. специально созданной комиссией НБУ по вопросам над-зора ирегулирования деятельности банков были приняты меры о выдаче ли-цензий направо осуществления банковских опраций 175 коммерческим банкам.В 1997г. была подготовлена инструкция № 10 - " о порядке регулирования ианализе деятельности коммерческих банков ". Она позволяет стандартизиро-вать, производить комплексно-эконномический анализ банка с единой точкизрения. Система базирования основана на анализе основных показателей финансовогосостояния банка, а так же дает увеличенность его основных компонентов.Такимобразом, она является единой системой, по которой проводится анализ, какНБУ так и самими коммерческими банками. Но кроме негативных факторов банков-ской системы есть позитивные. Вне сомнения за 1997г. ушли свои позиции Приватбанк в группу крупных"новых банков" , вырвался Укрбанк, Укринбанк, "Укрэдитбанк", Вабанк.Усились позиции "Правексбанка", "Зевс". Самой же крупной "потерей" оказал-ся Продбанк, его годового баланса сегодня в рассчетных ценах. Заключение Банковская система Украины наиболее контролируемыей и регулируемыйсектор негосударственной экономики и государственный контроль. Националь-ный Банк потихоньку овладевает новинками управлять ею. Свидетельством то-му, в последнее время тенденция укрепления банковской системы, прекращениевнезапных падений больших и малых банков. Банкротство вобщем то продол-жается, внезапнным оно уже ни для кого в банковской системе не является, по-скольку причины этих явлений как привило остались в 1994г. и к тому же этихсубъектов все "знают в лицо". Естественно бывают приятные неожиданности.А проведение черезчур рискованой кредитной политики в коммерческом банке,создание которого сегодня обходиться свыше 1.000.000. $ , наученные горькимопытом учредителями не одобряется. Тем больше, что банки, имеющие нор-мальную материально-техническую базу и эффективный спектр лицинзирован-ныхвалютных операций стоит гораздо дороже. Тем неменее состояние многих банков " устоявших " в шквальные периодыбанкротсвтв остается желать лучшего. Редко какой банк не имеет в балансе"счетов 620,622,897 (просроченные или пролонгированные кредиты), которыеуже зачастую являются безнадежными. Банковская система 1997г. в периодпроведения денежно реформы, сдавало общество экзамен на прочность иэффективность. Ведь такое масштабное обегосударственное мероприятие каксмена денежной единицы, достаточно безболезненно, в зжатые сроки былоосуществлено в основном частными структурами. Тем самым комбанки утвердилисвою жизненную способность и систематизирующего элемента экономическойсистемы. Живет в условиях экономического спада и постоянно меняющегося (ктому же не всегда в лучшую сторону) законодательства, внедряютсяинвестиции. На сегодняшний день в Украине действует двухуровневая банковская сис-тема, которая включает в себя 188 банков (на 10.11.97г.). Сюда входит НБУ,2 государственных банка, Сбербанк, Эксимбанк. В основном в Украинепреобладают банки в виде закрытых акционерных обществ, почти всекоммерческие банки в Украине универсальные. Основные источники доходов комбанков:- % за пользование кредитом;- вклады от населения;- операции с ценными бумагами (сегодня только начинают устанавливаться). Центробанк Украины является "Банком-банков", банкиром правительства,эмиссионным центром государства. НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков,устанавливает надзор за их деятельностью. На сегоднящний день существует множество проблем в банковской системе,которые устраняются, путем введения дополнительных законов в банковскуюсреду. Вывод. Банковская система Украины - это молодое и достаточно перспективное ядров системе кредитно-денежных отношений. Оно только становится "на ноги", нууже первые и самые трудные шаги - сделаны. Естественно, существует мно-жество недорозумений в отношениях между комбанками и НБУ; НБУ и пра-вительством и т.д. Большой вопрос можно поставить над отношениями между вкладчикаи икоммерческими банками - это самое "болезненное место" в банковских отно-шениях. Ведь не секрет, что ряд комбанков созданы своих личных проблем.Но я надеюсь, что вскоре они исчезнут поскольку их вытеснили более кон-курентно и платежеспособные "трастовые" комбанки. Банковская системаявляется перспективным сектором экономики Украины и сама может указатьверный путь к выходу из экономического кризиса. Литература1 "Основы банковского дела" автор Мороз А.Н. - 1994г.2 " Банковское дело" Бабичевская Ю.А., Москва - 1994г.3 " Банки Украины: вчера, сегодня, завтра" Финансовая Украина - 22.04.97, 18-19 стр.4 Банковская система в Украине в 1996г. "Бизнес" 1994г. 04.03. стр. 16-175 Кризисные явления в банковской системы Украины 1996г. №9 стр. 83-856 Кодекс банковской этики также необходим как и стабильность банковской системы Украины " Киевские ведомости" №19 1997г. стр. 49-527 "Банки Украины": " "экономика и политика", "Банковское дело" - 1996г. №4 стр. 49-528 Неверной поступью к победе капитализма "Бизнес" 1997г. стр. 15-189 " На грани ликвидности" Бизнес 1997г. 03.06 стр. 24-2610 " Кодекс банковской этики" - статья " Киевские ведомости " 1996г.14.11. стр.6




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconСовременная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики

Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики icon"Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики."
Неотложные меры по ускорению реформ в Украине и вывод Украины с кри-зисного состояния основные вопросы дальнейшего развития и усовершенство-вания...
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики icon1. Структура современной кредитной системы
Современная кредитная система. Роль центрального банка и коммерческого банка в кредитной системе
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconI. Содержание денежно-кредитной политики
Обоснование стратегических целей и постановка задач; II. Механизм денежно-кредитной политики
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconКурсовых работ по предмету «финансы» заочное отделение
Роль и функции государственного кредита в осуществлении государственной кредитной политики
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconЭкономическая роль банковской системы в общественном производстве. Денежно-кредитная политика

Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconАвтореферата диссертации Иванова Иван Ивановича на тему: «Механизм взаимодействия денежно-кредитной политики и уровня жизни населения»
Иванова Иван Ивановича на тему: «Механизм взаимодействия денежно-кредитной политики и уровня жизни населения», представленной на...
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconОсновные направления денежно-кредитной политики: прогнозы и результаты с 1999 года по 2006 год ввп россии в 2006 году (млрд рублей)
Основные направления денежно-кредитной политики: прогнозы и результаты с 1999 года по 2006 год
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconОписание информационного ресурса
Официальный сайт Совета управляющих Федеральной резервной системы США (Board of Governors of the Federal Reserve System) статистика...
Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики iconПрограмма дисциплины Практический анализ и прогнозирование денежно-кредитной политики

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы