Политическая власть и ее основные характеристики icon

Политическая власть и ее основные характеристики



НазваниеПолитическая власть и ее основные характеристики
Дата конвертации08.07.2012
Размер272,11 Kb.
ТипРеферат
Политическая власть и ее основные характеристики


«Политическая наука становится равнозначной исследованию власти…» Введение Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно даетключ к пониманию политических институтов, политических движений и самойполитики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться длячеловека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временазанимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше иДостоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественныхобразах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным,феноменом жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в тойили иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, преждевсего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая форма властинаблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенноутверждалась племенная власть( Формирование власти территориальнойобусловлено необходимостью организации общественного производства, котороенемыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностьюрегулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов игосударства кровные( родовые связи были разрушены, моральный авторитетстарейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделиласьот общества и встала над ним. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Властьнеобходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества,которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, дляподдержания его целостности и единства. История развития политической мысли о власти Во все времена развития политической мысли считалось аксиоматичнойнеразрывность политики и власти. Понимание незаменимости власти в развитиии функционировании общества является исходным для всех современныхсоциальных я политических теорий. Общество потому и является обществом, чтосовокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью. Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание набожественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывалинеобходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общениимежду людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Конфуций(551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти.Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую властьимператора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или роданад младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался болеерационалистической концепции природы власти, явившись едва ли ни первыммыслителем, в самом общем виде высказывавшим идею ее «естественногопроисхождения» путем некого подобия «общественного договора». Из близкогоМо-Цзы взгляда на сущность политической власти исходил и Аристотель,утверждавший в своей работе «Политика», что властный механизм необходим дляорганизации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховнаявласть повсюду связана с порядком государственного управления...». В том жетрактате Аристотель (в отличие от Конфуция) разводил господскую и семейнуювласть с понятием власти общественной или политической. Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена иобратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье)указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных,использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не дляобщего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самыеразные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделениявластей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон,Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-публичнойвласти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).Ф. Гегель, определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональнуюволю». Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизацииуправления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля еена законодательную, отражающую общие интересы, правительственную,связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескуювласть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма. Также в Новое время понимание государственной власти какцелесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории«общественного договора». Так, например, Т. Гоббс писал о необходимостиорганизации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждымдругим» для преодоления естественного состояния «войны всех против всех».По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем,а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или всобрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли гражданв единую волю». Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем ипотому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода,как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание,прекращающееся лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь — это воля квласти. Идею «общественного договора» принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако,властью не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию,выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существуетмножество подходов. Уже сам этот факт указывает на то обстоятельство, что,видимо каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти,которые в реальном процессе её генезиса взаимодействуют друг с другом. Так,в рамках биологической интерпретации власти она рассматривается какмеханизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой внаиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоциальногосущества. Сама же агрессия, отмечает А. Силин, рассматривается как инстинктборьбы, направленный против собратьев по виду, существующий как у животных,таки у людей. Для Ницше власть – это воля и способность ксамоутверждению.[1] Об инстинктивной, психологической природе стремления квласти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Онинаходят их источники в структуре бессознательного, формирующийся подвоздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальнымподавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость иповиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а большеэкономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция.Видя его основную причину в социально-экономическом неравенстве и расколеобщества на враждующие класс, в необходимости обеспечить управлениесоциальной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации иборьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организацииобщества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнениепроцессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимойдеятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означаеторганизацию, а возможна ли организация без авторитета?». Весьма устойчива исвоеобразна традиция рассмотрения власти как порождения самой природычеловека, заложенной в нём неискоренимой тяги к доминированию, подчинению,как окружающего мира, так и себе подобных (и себе подобным): «В сущностивласти нет ничего материального, она есть не что иное, как манерамыслить».[2] М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать вовласти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, тоее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. В мировой политологии современное понимание власти в целом,политической в особенности, является результатом использования разныхконцептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом властиявляется власть индивидуальная, как произвольная от естественного права насвободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтомураспространенными моделями власти являются межперсональные конструкции,отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскомуподходу основу определения власти составляет признание асимметричностиотношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одногосубъекта влиять или воздействовать на другого субъекта. Многообразие определений власти Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшеезначение для понимания природы политики и государства, позволяет выделитьполитику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. В научной литературе существуют разнообразные определения власти, чтоотражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделитьследуюшие важнейшие аспекты трактовки власти. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют властькак способность достижения поставленных целей, получения намеченныхрезультатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко,распростаняя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействиечеловека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти надприродой. Бихевиористские трактовки рассматриваютвласть как особый типповедения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такойподход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействиюреальных личностей, обрашая особое внимание на субъективную мотивациювласти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложеннойГ.Лассуэлом, человек видит во влати средство улучшения жизни: приобретениябогатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть – это и самоцель,позволяющая наслаждаться ее обладанием. Психологические интерпритации власти пытаются раскрыть субъективнуюмотивацию этого поведения, истоки власти , коренящиеся в сознании людей.Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различныепсихоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения.Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическомвнушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же(Ж.Лакан)— в особой восприимчивости подсознания человека к символам,выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявитьмеханизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение. Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальныхотношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способностьобеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленныхна реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системногоподхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения(коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечиватьинтеграцию общества. Системностью власти обуславливается ееотносительность, т.е. распространенность на определенные системы. Структурно-функционалистские интерпритации власти рассматривают ее каксвойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческойобщности, основанный на целесообразности разделения функций управления иисполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющееконтролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана сзанятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей спомощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. Реляционистские определения рассматривают власть как отношение междудвумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияниена второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта иобъекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролируетобъект. Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность иправо одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать иуправлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других формвласти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и,соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияниедругих форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранитьих;*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическаявласть действует на основе права от имени всего общества;*легальность в использовании силы и других средстввластвования в пределах страны;*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системывластных органов) принятия решений;*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания иреализации власти. Политическая власть как, одно из важнейших проявлений властихарактеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивидапроводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической властишире понятия власти государственной. Известно, что политическаядеятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в другихсоставных частях социально-политической системы: в рамках партий,профсоюзов, международных организаций и т.д. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разнымиинтересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе властьограничена родственными племенными связями. Политическая власть определенапространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок наоснове принадлежности человека, группы к данной территории, социальнойкатегории, приверженности идее. При неполитической власти нет жесткихразличий между управляющими и управляемыми. Политическая властьосуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает наоснове соединения процесса концентрации воли множества и функционированияструктур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двухкомпонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций,через которые власть концентрируется и реализуется. Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода естьсостояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние неявляется внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам ине подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает.Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество,строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может бытьсвободным от общества. Основные элементы власти Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а такжесредства (ресурсы). Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Имможет быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ,или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладалрядом качеств. Прежде всего это желание власти, появляющееся враспоряжениях или приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеетинструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руковолить и готовности брать на себя ответсвенностьсубъект власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладатьавторитетом и т.д. Реальные носители власти в разной степени наделены этимикачествами. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер.Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными –политические организации, субъектами наиболее высокого уровня,непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы иорганизации, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнямиможет прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и дажеот собственных партий. Отражением первостепенной роли субъета в отношениях власти являетсяшироко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ееносителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволевласти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельныхлиц. Субъект определяет содержание властного отношения через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти;3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующейволи;4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщиминтересом. Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воливластителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна безподчинения объекта. Границы отношения объекта к субъекту властнования простираются ототжесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае властьотсутсвует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качествобъекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями,наличие или отсутствие у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всегополитической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкшихлишь бесприкословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», являетсяблагоприятной средой для деспотических режимов. С этой точки наибольшуюпокорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политическихкультур. Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашлосвое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широкоиспользуемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Обэффективности этого средства свидетельствует факт обретения независимостиИндией в результате массовых акций неповиновения колониальным британскимвластям. Ресурсы власти Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие междумногими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и претворятьв жизнь решений, от которых зависит создание и распределение ценностей,является самым важным атрибутом государственной власти. Неверие ввозможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальныхусловий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственнойвласти. Разумеется, возможности власти зависят от ее ресурсов. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, чтоиндивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средстваудовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделенияразличных видов ресурсов власти широко распространена классификация еересурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые дляобщественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщийэквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социальногостатуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадаютс экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являсьэкономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус.Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность,престиж, образование, социальное обеспечение и т.п. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а такжесредства их получения и распространения: институты науки и образования,средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания иинформация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовымиресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационныхресурсов в современном мире очевидна. Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физическогопринуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве ихядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с ихвещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д.Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсомвласти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имуществаи свободы – высших ценностей. Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы.Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производитдругие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономическиересурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель ираспространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) ит.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своихмногочисленных измерений – будучи использована как средство реализациичужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект иобъект. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты,делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам(формам); господство, руководство, организация и контроль. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводитк постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также квзаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства иобщества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых.Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственнымиресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишьсвоими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партийи движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху» постоянноведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов иусиление социального контроля над ними «снизу». Природа подчинения Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться настрахе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; назаинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности внеобходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем уподчиненных; на индентификации объекта субъектом власти. Все эти мотивы влияют на силу власти, т.е. способность ее субъектавлиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчиненияотличает власть от влияния – более широкой, чем власть категории,характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективноевоздействие субъета на объект. Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, имееттенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавитьсяот этого неприятного эмоционального состояния. Специалисты в областипсихологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциямиза неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратнопропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания. Власть, базируюшаяся на привычке, т.е. обычае повиноваться, имеетменее болезненный характер. Привычка – надежный фактор стабильности властидо тех пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальнойжизни. Власть, построенная на интересе, побуждает подчиненных к добровольномувыполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативныхсанкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивноймотивации подчинения – на основе убежденности, авторитета и идентификации. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействиемдостаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций иустановок. Власть, базирующаяся на авторитете, т.е. высоко ценимых качествах,которыми подчиненые наделяют руководителя, основана на согласии и означаетуважение к руководящей личности или организации. В зависимости от лежащих воснове авторитета качеств он бывает научным (качество учености), деловым(компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества),религиозным (святость) и т.п. В случае индентификации достигается максимальная сила власти и субъектвоспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективнаяиндентификация исполнителей может объясняться двумя причинами: 1). Бытьсвойством реального действенного положения людей в отношениях власти(например, в демократической организации, где индивиды выступают исубъектом власти – выбирают и контролируют руководство, и ее объектом –исполняют его решения; 2). Выступать результатом общности интересов ивозникновения у последнего чувства единения со всей организацией илигруппой. Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще отодного важного фактора — неравенства. В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) можетлежат неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегдаперсонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если вновой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать своепреимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть,основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированнуюформу. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимоот того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именнотакая власть носит более определенный и устойчивый характер. Онавоспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительнымправом на принятие решений, обязательных для подчиненных. Виды власти Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую властьМ. Вебер характеризует как традиционную власть. Здесь действует авторитет«вечно вчерашнего», освященный историей. В этом случае повинуются потому,что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах,организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, являетсяестественной реакцией на политический порядок, оно считается в порядкевещей и схоже по своим психологическим механизмам с простым подражанием. Авторитет носителя харизматической власти — это авторитет какого-тонеобычного личного дара — харизмы. М. Вебер отмечает, что харизмой следуетназывать качество личности, признаваемое необычайным. Этот вид властиобладает большой гибкостью, не требует ни длительного времени для своегоформирования, ни рационального набора общепризнанных норм. Руководительхаризматического типа часто становиться национальным героем,символизирующим идеалы страны. Благодаря этому качеству личность оценивается окружающими какодаренная сверхъественными или, по меньшей мере, специфически особымисилами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личностьрассматривается как бы посланной богом. Носители харизматическогоавторитета всегда предстают в ауре пророка, излучающего благодатный светбожественной истины и указывающего людям единственно верный путь. Вроссийской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Этоавторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р.Харизматическое господство носит ярко выраженный личностный характер. Оновсегда связано с личностью харизматического лидера и в этом отношениисущественно отличается от традиционной власти. В случае традиционной властизаконность во многих случаях связана не столько с отдельными лицами,сколько с определенными политическими институтами. Личность носителяхаризматического авторитета заслоняет стоящие за его спиной политическиефункции и институты. Аура харизматического пророка и вождя не зависит оттого факта, что он является президентом, лидером партии и т. д. Каждый изних — это единственная и неповторимая фигура, а не один из многихзаместителей какой-либо позиции в политической организации общества. От традиционной власти харизматическая отличается также своейвнеисторичностью. Для законности власти харизматического лидерабезразлично, что было раньше, Харизматический авторитет обращается не ктрадиционному автоматизму политического поведения. Наоборот, он как бывстряхивает людей, заставляет их отказаться от прежних стереотипов ввосприятии власти, взглянуть на нее по-новому. Он рассчитывает наискреннее, эмоциональное отношение. Харизматический лидер — это всегда втой или иной степени «отец народов». Харизматический авторитетвозобновляется в каждый текущий момент времени и его законность рушится,когда вера в избранность его носителя тускнеет. Оторванность харизматического господства от обычного хода вещейпроявляется в том, что оно, как правило, чуждается экономики. Носителичисто харизматической формы власти обычно воодушевлены идеальным образцомобщественного устройства, в осуществлении которого преобладает утопическоеэкспериментаторство, а не внимание к практическим нуждам экономическойжизни. Кроме того, они не склонны к рутинным способам получения доходов,например, таким, как налоги, а предпочитают конфискацию, экспроприацию и т.п., придавая им более или менее законный вид. Источник рационально-правовой власти ее законности состоит в том, чтоона опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такойвластью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуры.Например, в результате выборов. Легитимность власти в этом случае покоитсяне на привычке, а на признании разумности, рациональности существующегополитического порядка. Следует иметь в виду, что в реальной политических жизни едва ли можнонайти какие-то «чистые» типы, связанные только с одной из формлегитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании однойиз форм законности и об определенной структуре маргинальных иливторостепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями ивлияниями. Кроме того, в некоторых Западных обществах можно говорить очертах традиционности в восприятии системы рационально-правовой власти. Нельзя не согласиться с распределением форм власти по родам, котороепредлагает В. В. Ильин, согласно их наиболее принципиальным признакам.Важнейшими основаниями систематизации властных структур по Ильинупредставляются следующие: Признак лимитированности - интервал «безграничная - ограниченнаявласть». Логика властной организации общества, включающая формы правления,типы политических режимов, виды государственного устройства, в целомвекторизована. На масштабных промежутках истории отчетливо направленноедвижение от безграничной к ограниченной власти. Безграничная власть вбираетмногочисленные модификации политико-государственного абсолютизма от моно -до полидержавности. Абсолютизм (самодержавно-тиранический строй) какразновидность апостольства в вопросах власти представляет самовластноевсевластие, во многом бессмысленный политический произвол, в принципесвойствен добуржуазному состоянию, однако в варианте диктаторских,деспотических, авторитарно-хунтистских, феодально-монархических клик,фундаменталистских, цезаристских, бонапартистских тираний реставрируется всовременности. Характерные предпосылки абсолютизма - слияниезаконодательных и исполнительных структур, организующих и контролирующихинстанций, узурпация власти одним лицом (группой лиц), беспощадное ибеззаконное ущемление прав и свобод подвластных. Абсолютизму противостоит опирающийся на либерализм и парламентаризмдемократизм, который на деле реализует гражданскую самодостаточность исамодостоинство граждан посредством повсеместно гарантируемого исоблюдаемого всеобщего равенства и ответственности Признак наследуемости - интервал «династическая – выборная Власть»Наследуемая власть (монархии, империи) по сути своей глубоко трагична, ибосвязывает судьбы страны, народа со щедростью природы, которая частенько«отдыхает» на детях великих людей. Наследуемая власть принадлежит прошлому,однако, точно голова гидры, восстанавливается там и тогда, где и когдаподрываются здоровые демократические социальные устои. Признак элитности - интервал «персонифицируемая – не персонифицируемаявласть». В первой части дилеммы - разряды власти, конституируемыеличностными качествами правителей. Таковы аристократия, олигархия,меритократия, технократия, плутократия, иерократия, теократия. Во второйчасти дилеммы - типы власти, которые, подобно охлократии и непосредственнойдемократии, строятся на принципах радикального отвлечения от персональныхдостоинств властителей. Топография современной власти отличаетсявзаимодействием этих обоих видов: институциализация политики влечетпрофессионализацию, а значит индивидуализацию данной сферы социальнойзанятости; в тоже время благодаря крушению идеологии мессианизма наряду свозрастанием экзистенциальной ответственности за выработку и принятиеполитических решений в наши дни усиливается значимость легальногонародовластия. Признак парциальности - интервал «лицензируемая - нелицензируемаявласть». Первый член обозначенной пары характеризует системы власти,которые вводят ограничения (дискриминации) на допущение граждан к потентату(многочисленные цензы - имущественный, образовательный, этнический,классовый, сословный, оседлости и д.р.). Цивилизованное общественноеустройство, разумеется, исключает саму идею проведения властных цензов,учреждения надзора (цензуры) за властной деятельностью. В настоящий моментдоминирует тенденция к нелицензируемой власти. Признак корпоративности - интервал «кастовая – некастовая власть».Речь идет о наличии котерий - сплоченных замкнутых политическихгруппировок, преследующих в общественной жизни своекорыстные цели.Деятельность этих «лоббистских» структур узаконивается специфическимрегламентом, поощряющим узкогрупповые вертикали власти. Будучи частичными,подобные институты не отражают и не выражают умонастроений, гражданскойволи населения Признак моральности - интервал «агиократия – порнократия». В этойсвязи некоторые исследователи противопоставляют агиократии –высоконравственной власти святынь – морально ущербную демократию. Но какотмечает Ильин, агиократии противостоит не демократия, а тлетворнаяпорнократия – власть, использующая святые для большинства вещи всвоекорыстных аморальных целях. Признак правозаконности - интервал «правовая – неправовая власть».Правовая власть руководствуется законами, тогда как неправовая власть -авторитарными, волевыми решениями. Правовую власть (номократию) требуетсяотличать от правой власти. В первом случае подразумевается связанностьвласти правом - принцип законной власти и власти законов. Во втором -имеется в виду власть, существующая «по праву». Признак конструктивного согласия - интервал «консенсуальная -неконсенсуальная власть». Представляя высшую форму демократии,консенсуальная власть предполагает управление обществом на базе согласиявсех заинтересованных лиц - общего мнения. Традиционная демократия, законыкоторой сводятся к решению простого большинства, понятно, несовершенна:принцип механического большинства, влекущий раскол, подрываетсправедливость, вызывает социальное противостояние. Признак сменяемости - интервал «ротируемая - фоссилизируемая власть».Ограничению произвола, привнесению элемента трезвости в характер властиспособствует ротируемость – формальный лимит на вершение, отправлениевластных функций. Признак концентрируемости - интервал «интегральная (централизованная)- интеркурсивная (дифференцированная) власть». Существуют три типацентрализованной власти: царство – династический абсолютизм; деспотия -личностный или групповой авторитаризм; этатизм – государственно-бюрократический авторитарный абсолютизм. Отличительная особенностьцентрализованной власти - жесткая социальная навигация: динамическийконтроль общественных взаимодействий (обмен деятельностью, обработка людьмидруг друга); «сверху»; подавление частной инициативы - дисциплинарнаяканализация устроительства жизни: свертывание институтов гражданскогообщества, ущемление прав и свобод народа; цивилизационноепервопроходчество, пионерство (тенденция сознательно писать историю скрасной строки, отталкиваясь от «чистого листа»). Признак насильственности - интервал «легитимная - нелегитимнаявласть». Легитимная - законная власть, имеющая конституционные полномочия.Соответственно нелегитимная власть - власть, добытая в результатенападения, захвата, незаконного применения силы, спровоцированногоизменения строя, прямой и косвенной (подрывная деятельность) агрессии,пронунциаменто, различных видов давления. Признак засилья государственного контроля во всех отсеках общественнойжизни - интервал «тоталитарная – нетоталитарная власть». Происходя отлатинского прилагательного totus-весь, целый и наречия totaliter - целиком,понятие «тоталитаризм» употребляется для обозначения такого политическойрежима, в котором государственная власть, сосредоточиваясь у узкой группылиц, на основе свертывания демократии, ликвидации конституционных гарантий,посредством насилия, полицейско-приказных методов воздействия на население,духовного порабощения людей полностью поглощает все формы и сферысамопроявления общественного человека. Концепции власти Современные концепции власти можно проклассифицировать по рядуоснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретацииполитической власти. С известной долей условности и относительности, ихможно разделить при самом общем анализе на два больших класса: 1. Трактующие власть как атрибут, собственное свойство субъекта, а тои просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»; 2. Трактующие власть как атрибут социальных отношений иливзаимодействий на элементарном или сложном коммуникативном уровнях. Атрибутивно-субстанциональные подходы к осмыслению власти, в своюочередь можно подразделить на 1) инструментально-силовые; 2) потенциально-волевые и, с известной оговоркой 3) структурно-функциональные концепции. Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти какспособности или возможности навязывания воли каким-либо политическимсубъектам. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкойполитической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебериспользовали понятия «волевые свойства» или «волевые способности» в самыхразных, порой даже полярных определениях власти (таких, как, «воляэкономически господствующего класса» К. Маркса или «энергия и волясверхчеловека» Ф. Ницше и тд). По классическому определению Вебера, властьпредставляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественныхотношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости оттого, на чем такая возможность основывается». Строго говоря, такоеопределение власти при желании можно интерпретировать и как «волевоеотношение». Наиболее перспективным и обоснованным представляется подход к изучениюэтого феномена, согласно которому власть в социуме может быть определенаскорее как регулятор общественных отношений, механизм тотальногосоциального общения, когда каждый связан с каждым, как своего рода способчеловеческой самоорганизации и принцип коллективного саморегулирования. Лигитимность политической власти Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибогосударственная политика вряд ли будет эффективной, если не соблюдаютсяправила, установленные для реализации этой политики. Правители всегдастремились создать впечатление правомерности своей власти и законностиправления. Ни одно правительство не может полностью полагаться нафизическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и репрессийможно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая,сопротивление властям приводит к массовому гражданскому неповиновению. Поэтому не последнее место в понимании власти как явления, связанногос процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие каклегитимность, т.е. приемлимость народом направлений проводимой вгосударстве политики, способов и средств достижения поставленных целей.Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соотвествиемценностным представлениям большинства граждан. Различают три уровня легимности: идеологический, структурный,персоналистский. Идеологический уровень легитимности основан насоответствии власти устоявшемуся типу социализации, процесссу становления иэволюции человека как члена данного общества, его интерграции в даннуюсистему. Структурная легитимность характерна для устойчивых обществ, гдезаведенный порядок формирования властных структур стал привычным. Людипризнают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил.Стержнем такой легитимности является убежденность в правомочностисуществующей политической системы. Доверие к системе автоматическираспространяется на лица, избранные законным образом. Персонализированная (личная) легитимность заключаетсяв одобренииданного властвующего лица. Эта легитимность может перерасти вхаризматический тип власти. Заключение Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существуетвезде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибутобщественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных идуховных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечитьсовместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативураспоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Таковаабстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования исогласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта делообстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываютсяпереплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случаяспецифическим образом. Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что онапредставляет собою совокупность политических институтов, посредствомфункционирования которых одни социальные группы получают возможностьнавязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемымиобщими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральною местосреди этих институтов занимает государство, которое имеет право иобязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества.Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства втом, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия впределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства,согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, котораяимеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и впределах своей территории. Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческиеотношения, предает им статус политических является источником и основойэтой политики, т.е власть - первооснова политики… Использованная литература: 1. Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. М., 1990 2. Белов. Г. А. Политология. М., ЧеРо 1996 3. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г. В. Полуниной. М., «Акалис» 1996. 4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. Московский Государственный Университет Коммерции Кафедра социологии Реферат по политологии Политическая власть и ее основные характеристики Преподаватель: Миляев Е.С. Студент: Леонова Н.В. Группа: РГБ-21-Д Москва 1999 План реферата:1. Введение2. История развития политической мысли о власти3. Многообразие определений власти4. Основные элементы власти5. Природа подчинения6. Виды власти7. Концепции власти8. Легитимность политической власти9. Заключение----------------------- [1] Силин. А. Философия и психология власти. Свободная Мысль 95 №12. (С 34) [2] Цит., по: Подорога. В. А. Власть И Познание. Власть. Очерки Современной Философии Запада. М.Наука.1989.(С 207).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политическая власть и ее основные характеристики iconЛедяев В. Г. Политическая власть: концептуальный анализ*
В концептуальном анализе власти и ее форм определение понятия "политическая власть" имеет особое значение, поскольку власть в сфере...
Политическая власть и ее основные характеристики iconЛедяев В. Г. Политическая власть: концептуальный анализ*
В концептуальном анализе власти и ее форм определение понятия "политическая власть" имеет особое значение, поскольку власть в сфере...
Политическая власть и ее основные характеристики iconПолитическая власть: сущность и структура
Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и...
Политическая власть и ее основные характеристики iconПолитическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн

Политическая власть и ее основные характеристики iconКонцепция лекционного курса "Политическая история России" Политическая история России
России. Раскрывается соотношение и влияние западного и восточного влияний на русскую власть. Выясняется эволюция монархической, аристократической...
Политическая власть и ее основные характеристики iconВласть, авторитет и господство в россии: основные характеристики и формы
В период президенства В. Путина государство стало более эффективным по сравнению с президенством Б. Ельцина, однако его эффективность...
Политическая власть и ее основные характеристики iconВласть, авторитет и господство в россии: основные характеристики и формы
В период президенства В. Путина государство стало более эффективным по сравнению с президенством Б. Ельцина, однако его эффективность...
Политическая власть и ее основные характеристики iconВопросы к экзамену по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций» Классификация информационно-вычислительных сетей Сеть «клиент/сервер»
Аналоговые линии связи. Основные характеристики Цифровые линии связи. Основные характеристики
Политическая власть и ее основные характеристики iconХарактеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и
Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества
Политическая власть и ее основные характеристики iconПрограмма дисциплины «Политическая журналистика»
Основные принципы и практика освещения политической тематики в мире.  Политическая журналистика в России. Особенности и жанры в различных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы