Источники конституционного права РФ icon

Источники конституционного права РФ



НазваниеИсточники конституционного права РФ
Дата конвертации08.07.2012
Размер177.38 Kb.
ТипРеферат
Источники конституционного права РФ


Источники конституционного права Содержание Стр. Введение 3 1.Обзор источников конституционного права 4 2.Характеристика источников конституционного права 8 2.1.Конституция РФ- основной источник конституционного права 8 2.2.Федеральные конституционные законы как источники конституционного права 9 2.3.Федеративный договор как источник конституционного права 11 4. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права12 2.5.Постановления Конституционного суда РФ как источники конституционного права 14 Заключение 16 Список использованной литературы 18 Введение В общей теории права принято различать понятия источника права вматериальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении подисточником права понимаются те факторы, которые определяют само содержаниеправа. К ним принято относить материальные условия жизни общества,свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовыенормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты,посредством которых устанавливаются и получают юридическую силуконституционные правовые нормы. Для источников конституционного права существует особый порядок нетолько их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения.После отмены акта он перестает считаться источником действующегоконституционного права. Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации1,принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря1993 г., представляет собой основной источник, можно сказать - сердцевину,конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся внашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело болеесложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советскоегосударственное право. Конституционные по своему содержанию и значениюнормы российского федерального права находятся сегодня в составе не толькосамой Конституции Российской Федерации, , и в других нормативно-правовыхактах.При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ,комментарии к Конституции РФ разных авторов. Среди литературы,использованной при написании данной работы, я хотел бы отметить работу"Федеральное конституционное право России. Основные источники по состояниюна 15.09.1996 г. Учебное пособие для студентов юридических вузов ифакультетов" 2 Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный ипоследовательный анализ источников конституционного права РФ. Кроме того,при написании данной работы использовались различные учебники поконституционному праву РФ, среди которых я бы хотел выделить учебник"Государственное право Российской Федерации" под редакцией О.Е.
Кутафина.2_________1.См. : Российская газета №251 от 25.12.932. См. : Государственное право Российской Федерации. Под редакцией О.Е.Кутафина.-М.- Юридическая литература, 1996,-580 с.1. Обзор основных источников конституционного права Система нормативных правовых актов, являющихся источникамиконституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов. Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она являетсяосновным источником отрасли конституционного права. К числу источниковконституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения,относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются: -по юридической силе; -по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; -по порядку принятия; -по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации. Примерами федеральных конституционных законов могут служить: -"О референдуме Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года 1; -"Об арбитражных судах в Российской Федерации " N 1-ФКЗ от 28.04 1995 г. 2; -"О судебной системе Российской Федерации " N 1-ФКЗ от 31.12 1996 г 3; -"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 26.02.1997 г. 4; -"О правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17.12.1997 5г. Среди федеральных законов источниками конституционного права являютсятакие, как:_______ 1. См. :"Российская газета", N 204, 19.10.95. 2. См. :"Российская газета", N 93, 16.05.95. 3. См. :"Российская газета", N 3, 06.01.97. 4. См. :"Российская газета", N 43-44, 04.03.97. 5. См. :"Российская газета", N 245, 23.12.97. -"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " N 3-ФЗ от 08.05.1994 1г. ; -"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 124-ФЗ от 19.09.1997 г. 2г; Следующий источник конституционного права образуют три договора оразграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общимнаименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащейКонституции Российской Федерации. Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичныйвид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграниченииили взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые наосновании упомянутой части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации.Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметовведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти РеспубликиТатарстан"3(от 15.02.1994 г.), аналогичный договор "О разграничениипредметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти Кабардино-Балкарской Республики"4 (от 01.07 1994 г.). Всего на июнь1996 г. было заключено 35 подобных договоров. Значительной частью источников конституционного права являютсяпостановления Конституционного Суда Российской Федерации о толкованииКонституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционногохарактера. К числу прочих источников конституционного права РоссийскойФедерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения оразличных вспомогательных организациях, образуемых органами законодательнойи исполнительной власти(Положения_______1. См. :"Российская газета", N 88, 12.05.94.2. См. :"Российская газета", N 186, 25.09.97, N 189, 30.09.97.3. См. :"Российские вести" №35, 22.02.964. См. :"Российские вести" №40, 29.02.96 о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителяхПрезидента в субъектах Российской Федерации и т. д.) Особое место среди источников Конституционного права занимаютдекларации: -Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г. ; -Декларация о языках народов России N 1807-1 от 25 октября 1991 г. 1; -Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. 2 Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В нихформулируются принципы, обязательные для государственно-правового развитиягосударства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции,определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всейполитики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующеезаконодательство. К источникам конституционного права, действующих только на территориисубъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституцииреспублик и уставы других субъектов Федерации, принятые ихзаконодательными(представительными ) органами. Эти акты содержат нормы, вобобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации,компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местногосамоуправления. Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должнысоответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Поотношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъектаФедерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, идругие нормативные правовые акты не могут противоречит им. Источниками конституционного права являются также международно-правовыенормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательнуюсилу для Российской Федерации. Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, "общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью её правовой системы"._________1. См. :"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 12.12.91, N 50,ст. 1740.2. См. :"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 12.12.91, N 52,ст. 1865. Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституциисистемы конституционного права России объясняет такую особенность видовисточников конституционного права, как действие некоторых законов бывшегоСоюза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции РоссийскойФедерации и другим законам. 2.Характеристика источников конституционного права 2.1.Конституция Российской Федерации -основной источникконституционного права Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которыевнесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации (N 20 от09.01.961 и N 173 от 10.02.962 )на основании части 2 ее же статьи 137,истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N15-П от 28.11.953 представляет собой основной источник конституционногоправа и вообще всего права России. К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнестиследующие: нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер,являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были быдля них юридически обязательными, могут устанавливать ,в частности, новыеинституты, изменять систему государственных органов; 2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общегохарактера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правовогорегулирования. В них определяются все основные связи, посредством которыхданная общность людей объединяется в гражданское общество, определяетмеханизмы управления государственными и общественными делами;Конституция как источник права характеризуется и широтой содержаниявыраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущностьи формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципыучастия в управлении всех субъектов политической деятельности. ВКонституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формысобственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни.Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности,права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушенийгосударством.____________ 1. См. :"Российская газета", N 7,13.01.96. 2. См. :Российская газета", N31, 15.02.96. 3. См. :"Российская газета", N 240, 14.12.95. 4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты,принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречитьКонституции(ст.15); 5) в Конституции определяются многие другие виды источниковфедерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, ихюридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования; 6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, чтоустановленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощениягосударственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которыеобщество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности; 7) Конституция по сравнению с другими источниками является актомнаивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Еёнормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественнойдеятельности. Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источникконституционного права служит формой установления норм, составляющих ядроданной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественныхотношений, входящих в её предмет. 2.2.Федеральные конституционные законы как источники конституционногоправа Следующим источником конституционного права России являются федеральныеконституционные законы. Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой КонституцииРоссийской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционныезаконы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерациии обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре,чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такоепредставление о соотношении юридической силы Конституции РоссийскойФедерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральныхзаконов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") ичасти 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречитьфедеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признатьопределенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральныеконституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это,например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральныхконституционных законов относятся : вставить Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционныезаконы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы,подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральнымиконституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это: -чрезвычайное положение (ст. 56, 88); -военное положение (ч. 3 ст. 87); -образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137); -порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137); -порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66); -описание и порядок официального использования государственных символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70); -порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84); -статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103); -порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114); -судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128); -порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135). Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материюконституционного характера, оставшуюся за пределами действующейКонституции. Это относится, например, к самой процедуре принятияфедеральных конституционных законов, а следовательно, и поправок к главам 3-8 Конституции, к процедуре заключения договоров и соглашений между органамигосударственной власти Российской Федерации и ее субъектов, да и еще комногим вопросам. Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральныхконституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный вышеперечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционнаяматерия должна регулироваться обычными федеральными законами, а этопозволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты ФедеральногоСобрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент РоссийскойФедерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, скоторым не будет согласна почти половина законодателей. Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой поконституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. ФедеральноеСобрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а поостальным вопросам может это делать, если считает, что они имеютконституционный характер. Однажды оно уже так и поступило, урегулировавфедеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"1 N2-ФКЗ от 10.10. 1995 года институт федерального референдума целиком, а нетолько применительно к порядку его назначения, как буквально предусмотреноКонституцией. Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один,как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институтысудебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятиемостальных таких законов отрицательно сказывается на демократическомразвитии нашего государства. 2.3. Федеративный договор как источник конституционного права Четвёртую часть источников конституционного права образуют тридоговора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти еесубъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованиемФедеративный договор. Эти договоры оформили превращение России вдействительную федерацию (до этого она была федерацией лишь по названию, авопрос о том, кто является ее субъектами был совершенно неясен ипрактического значения не имел). Федеративный договор был включен 21 апреля1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию РоссийскойФедерации - России, а его основные положения вошли в состав ее текста. В ныне действующей Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются _______ 1. См. :"Российская газета", N 204, 19.10.95. между органами государственной власти Российской Федерации и еесубъектов как самой Конституцией, так и Федеративным договором и инымидоговорами. А в абзаце четвертом части 1 раздела второго Конституции"Заключительные и переходные положения" установлено, что в случаенесоответствия положений Федеративного договора положениям Конституциидействуют положения Конституции. Отсюда можно сделать вывод, что в тоймере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции непротиворечат, они имеют ту же силу, что и Конституция.2.4. Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права Следующим видом источников конституционного права являются договоры оразграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 КонституцииРоссийской Федерации. К сожалению, возможные рамки такого договорного разграничения(взаимного делегирования) предметов ведения и полномочий конституционно неопределены. Не определена и процедура заключения и прекращения указанныхдоговоров. На практике договорами нередко изменяется разграничение компетенцииРоссийской Федерации и ее субъектов, установленное статьями 71-73федеральной Конституции. Оно, как мы видели, имеет преимущество передразграничением, содержащимся в Федеративном договоре. Отсюда следует, что положения соответствующих договоров имеют болеевысокую юридическую силу, чем упомянутые статьи Конституции, не говоря ужео положениях федеративного договора. Такой вывод вытекает из части 3 статьиII, находящейся в главе 1, которая представляет собой как бы конституцию вКонституции, ибо ее юридическая сила выше, чем у остальной частиКонституции. Следовательно, отступления в договорах от норм статей 71- 73Конституции нельзя рассматривать как ее нарушение. В литературе встречается и иная позиция. Так, некоторые авторыутверждают, что договоры, о которых идет речь в части 3 статьи 11Конституции (помимо Федеративного договора), не должны противоречитьКонституции и федеральным законам, поскольку такое условие предусмотрено вчасти 2 статьи 78 Конституции. В действительности же в части 2 статьи 78предусмотрен иной институт, чем в части 3 статьи 11, а именно: не договоры,но соглашения, и не вообще между органами государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов, но лишь между соответствующими органамиисполнительной власти. Такие соглашения действительно не должныпротиворечить Конституции и федеральному закону, хотя это и ставит подсомнение целесообразность их заключения. Можно согласиться с авторомкомментария в том, что конституционный способ разграничения компетенциимежду Российской Федерацией и ее субъектами имеет приоритет переддоговорным, но выражается это только в том, что договорное разграничениекомпетенции опирается на положение части 3 статьи 11 Конституции. Отсюда,однако, отнюдь не следует, что договоры, о которых идет речь в части 3статьи 11, обладают меньшей юридической силой, чем федеральный закон. Дело,похоже, обстоит как раз наоборот. Не столь бесспорен, однако, порядок заключения таких договоров,сложившийся на практике. Он заключается в том, что договоры подписываютсяПрезидентом Российской Федерации с федеральной стороны и Президентом илиглавой республики, главой администрации со стороны субъекта РоссийскойФедерации и вступают в силу обычно со дня опубликования. Само официальноеопубликование на федеральном уровне не всегда имеет место (в печатисубъектов Российской Федерации договоры обычно публикуются). С более илименее значительным опозданием часть договоров публикуется в газете"Российские вести", которая предназначена для официального опубликованияправительственных и ведомственных актов. Однако, как показано выше, уровеньюридической силы договоров таков, что требует официального опубликования впервом разделе "Собрания законодательства Российской Федерации" и,соответственно, в "Российской газете". Еще более важен вопрос о субъектах, участвующих в заключении договоров.Поскольку в договорах содержатся нормы конституционного характера, вряд липравильно отстранять от их создания законодательную власть. Представляется,что договоры для вступления в силу должны бы утверждаться ФедеральнымСобранием и представительным органом законодательной властисоответствующего субъекта Российской Федерации. Причем для принятия решениябыло бы логично предусмотреть требование квалифицированного большинства,необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции нафедеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъектаРоссийской Федерации. Есть здесь и еще одна юридическая проблема, связанная с правовымипоследствиями заключения договоров о разграничении предметов ведения иполномочий. Например, согласно части 1 статьи 76 Конституции, федеральныеконституционные законы принимаются только по предметам федеральноговедения. Если по договору часть таких предметов перешла в ведение какого-либо субъекта Российской Федерации, то федеральный конституционный закон,изданный по таким предметам (скажем, о судебной власти), или вообще небудет действовать на территории данного субъекта Российской Федерации безподтверждения со стороны его управомоченных органов государственной власти,или его юридическая сила на этой территории окажется такой же, как уобычного федерального закона, изданного в сфере совместного веденияРоссийской Федерации и ее субъектов (если предмет по договору перешел в этусферу). Соответственно, это относится и к обычным федеральным законам: попредметам, переданным по договору в сферу компетенции субъекта РоссийскойФедерации, федеральный закон без подтверждения действовать на еготерритории не будет. Ситуация для правоприменителя тем самым значительноосложняется. С учетом сказанного представляется, что процедура заключения, а равно ирасторжения договоров между органами государственной власти РоссийскойФедерации и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметовведения и полномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции, атакже отмеченная только что проблема некоторых правовых последствий такихдоговоров нуждаются в урегулировании федеральным конституционным законом.Это тем более важно, что о взаимном делегировании предметов ведения иполномочий в Конституции не говорится. 2.5. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права Значительной частью источников конституционного права являютсяпостановления Конституционного Суда Российской Федерации о толкованииКонституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционногохарактера. Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию нетолько при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросамуправомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешаядругие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционностинормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Судподчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющуюсобой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только вмотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли можетбезусловно считаться нормой. Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешениемспоров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется,должны содержать нормы конституционного характера. Заключение В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источникиконституционного права имеют исключительно большое значение для укреплениязаконности в правовом государстве. Совершенство названных источниковнапрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качествапо существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призванасвоевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, апрактика должна умело реализовать предложения ученых в целях созданиягибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Каковы основные пути усовершенствования источников конституционногоправа в современном государстве России? Необходимо нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системыгосударства, главную форму права. В правовом государстве главной формойправа должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только одиниз них - Конституция. При этом Конституция государства не можетограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты ииные формы действующего права Российской Федерации, противоречащиеКонституции, не должны иметь юридической силы. На мой взгляд, необходимо принять федеральный конституционный закон, вкотором необходимо отразить процедуру заключения, а равно и расторжениядоговоров между органами государственной власти Российской Федерации и еесубъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения иполномочий в соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции. В законе должныбыть отражены следующие вопросы: во-первых, следует определить субъекты, участвующие в заключенииподобных договоров предусмотреть требование квалифицированного большинства,необходимого соответственно для принятия поправок к Конституции нафедеральном уровне и для изменения конституции (устава) на уровне субъектаРоссийской Федерации, поскольку в договорах содержатся нормыконституционного характера; во-вторых, необходимо урегулировать правовые последствия заключенияподобных договоров, т.е. определить юридическую силу федеральныхконституционных законов и конституционных законов, принятых по вопросам,отнесённым к ведению субъекта Российской Федерации или совместному ведениюРоссийской Федерации и субъекта Российской Федерации; в-третьих, необходимо установить порядок опубликования подобныхдоговоров, поскольку уровень юридической силы договоров таков, что требуетофициального опубликования в первом разделе "Собрания законодательстваРоссийской Федерации" и, соответственно, в "Российской газете". Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием12 дек. 1993 г .-Российская газета, №251, 25.12.93. *** 2. Государственное право Российской Федерации. Под редакцией О.Е.Кутафина.-М.- Юридическая литература, 1996,-580 с.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентовюридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,-741с. 4. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием12 дек. 1993 г .-М. : Новая шк., 1995.-61 с.Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.-М.:Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998.-176 с.Федеральное конституционное право России. Основные источники по состояниюна 15.09.1996 г. Учебное пособие для студентов юридических вузов ифакультетов. Сост. Б.А. Страшун. -М. Норма, 1996.-385 с.




Похожие:

Источники конституционного права РФ iconПо конституционному праву РФ
Понятие и виды норм конституционного права РФ. Источники российского конституционного права
Источники конституционного права РФ iconПо конституционному праву РФ
Понятие и виды норм конституционного права РФ. Источники российского конституционного права
Источники конституционного права РФ iconОсновные источники современного конституционного права Китайской Народной Республики
Работа выполнена на Кафедре конституционного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Источники конституционного права РФ iconПо курсу “конституционное право российской федерации
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Источники российского конституционного права
Источники конституционного права РФ iconИсточники государственного (конституционного) права Эстонии
Анализируются взаимоотношения и вертикальное расположение источников конституционного права, компетентность государственных органов...
Источники конституционного права РФ iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное право России»
...
Источники конституционного права РФ iconЭкзаменационные вопросы по курсу конституционное право российской федерации и конституционное право зарубежных стран
Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации. Источники российского конституционного права
Источники конституционного права РФ iconИсточники Конституционного права РФ

Источники конституционного права РФ iconТема 1: Понятие, предмет и система конституционного права Российской Федерации
Разграничение понятий конституционного права как отрасли права, юридической науки и учебной дисциплины. Понятие конституционного...
Источники конституционного права РФ iconТема 2 Вопросы темы Понятие источника конституционного права
Спорная природа решений Конституционного Суда РФ как источников конституционного права
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы