Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности icon

Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности



НазваниеОбщая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности
Дата конвертации08.07.2012
Размер277.12 Kb.
ТипРеферат
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности


Прикамский социальный институт филиал Московского открытого социального университета Контрольная работа по "Общей физиологии центральной нервной системы" и "Высшей нервной деятельности" Разработал студент: группы П-СО - 98 Корягин Юрий Игоревич Проверила: кандидат медицинских наук Кононова Маргарита Леонидовна 1998 г.СодержаниеРеферат по теме:"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка". 3 Развитие нервной системы 3 Возникновение центральной нервной системы. 3 Общая схема строения организма человека. 3 Назначение нервной системы. 5 Особенности безусловных и условных рефлексов. 5 Классификация безусловных рефлексов. 6 Физиологические механизмы образования условных рефлексов. 6 Классификация условных рефлексов. 7 Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). 7 Высшая нервная деятельность детей школьного возраста 10 Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов. 12 Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессе учебных занятий 12 Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических препаратов и химических веществ. 12 Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей и подростков. 13 Вывод. 15Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов".16 План: 16 Введение. 17 Эксперимент №1. Острота осязания. 18 Оборудование, инструмент: 18 Условия работы: 18 Ход работы: 18 Выводы: 18 Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов. 19 Оборудование, инструмент: 19 Условия работы: 19 Ход работы: 19 Выводы: 19 Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы. 19 Оборудование, инструмент: 20 Условия работы: 20 Ход работы: 20 Выводы: 20 Заключение: 20Список литературы. 21 Реферат по теме: "Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка". Развитие нервной системы Нервная система высших животных и человека представляет собойрезультат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живыхсуществ. Развитие центральной нервной системы происходило прежде всего всвязи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешнейсреды. Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на этивоздействия координированной, биологически целесообразной реакцией.Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строенияорганизмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутреннихорганов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимопознакомиться с основными этапами ее развития в филогенезе. Возникновение центральной нервной системы. У самых низко организованных животных, например у амебы, еще нет ниспециальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба можетвоспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движениемобразованием выроста протоплазмы, или псевдоподии.
Выпуская псевдоподию,амеба передвигается к раздражителю, например к пище. У многоклеточных организмов в процессе приспособительной эволюциивозникает специализация различных частей тела. Появляются клетки, а затем иорганы, приспособленные для восприятия раздражений, для движения и дляфункции связи и координации. Появление нервных клеток не только позволило передавать сигналы набольшее расстояние, но и явилось морфологической основой для зачатковкоординации элементарных реакций, что приводит к образованию целостногодвигательного акта. В дальнейшем по мере эволюции животного мира происходит развитие иусовершенствование аппаратов рецепции, движения и координации. Возникаютразнообразные органы чувств, приспособленные для восприятия механических,химических, температурных, световых и иных раздражителей. Появляется сложноустроенный двигательный аппарат, приспособленный, в зависимости от образажизни животного, к плаванию, ползанию, ходьбе, прыжкам, полету и т. д. Врезультате сосредоточения, или централизации, разбросанных нервных клеток вкомпактные органы возникают центральная нервная система и периферическиенервные пути. По одним из этих путей нервные импульсы передаются отрецепторов в центральную нервную систему, по другим — из центров кэффекторам. Общая схема строения организма человека. Организм человека представляет собой сложноорганизованную системумногочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколькоструктурных уровней. Понятие о росте и развитии организма является одним изфундаментальных понятий в биологии. Под терминов «рост» в настоящее времяпонимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков,связанное с увеличением числа клеток и их количества. Под развитиемпонимают качественные изменения в детском организме, заключающихся вусложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всехтканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции. Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменениятесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные икачественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят кпоявлению у ребенка новых качественных особенностей. Весь период развития живого существа, от момента оплодотворения доестественного окончания индивидуальной жизни, называют – онтогенез (греч.ОНТОС – сущее, и ГИНЕЗИС – происхождение). В онтогенезе выделяют дваотносительных этапа развития: 1. Пренатальный 2. Постнатальный Пренатальный – начинается с момента зачатия до рождения ребенка. Постнатальный – от момента рождения до смерти человека. Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболеерезких скачкообразных атомо – физиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или«возрастного кризиса».|Возраст |Изменяющиеся факторы |Последствия ||от 2х до 4х |Развитие сферы общения с внешним |Повышение воспитательных|| |миром. |требований. || |Развитие формы речи. |Повышение двигательной || |Развитие формы сознания. |деятельности ||с 6 до 8 лет |Новые люди |Уменьшение двигательной || |Новые друзья |деятельности || |Новые обязанности | ||с 11 до 15 |Изменение гормонального баланса с |Конфликты в семье и в ||лет |созреванием и перестройкой работы |школе || |желез внутренней секреции. |Вспыльчивый характер || |Расширение круга общения | | Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, чтоформирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это имтребуется. Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детейи подростков является своеобразной "страховкой", которую дает природачеловеку на случай непредвиденных обстоятельств. Функциональной системой – называют временное объединение различныхорганов детского организма, направленное на достижение полезного длясуществования организма результата. Назначение нервной системы. Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.Без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток,тканей, органов в единое гормональное работающее целое. Функциональную нервную систему делят «условно» на два типа:|Низшая нервная система |Высшая нервная система ||Включает в себя особые процессы |Включает в себя те функциональные ||регуляции всех внутренних органов и |механизмы мозга, которые обеспечивают||физиологических систем организма |человеку адекватный контакт с ||человека. |окружающей средой. | Таким образом, благодаря деятельности нервной системе мы связаны сокружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайныего материальных явлений. Наконец, благодаря деятельности нервной системы,человек способен активно воздействовать на окружающую природу,преобразовывать ее в желаемом направлении. На высшем этапе своего развития центральная нервная системаприобретает еще одну функцию: она становится органом психическойдеятельности, в котором на основе физиологических процессов возникаютощущения, восприятия и появляется мышление. Мозг человека является органом,обеспечивающим возможность социальной жизни, общения людей друг с другом,познание законом природы и общества и их использование в общественнойпрактике. Дадим некоторое представление об условных и безусловных рефлексах. Особенности безусловных и условных рефлексов. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная.Все рефлексы принято делить на безусловные и условные. Безусловные рефлексы — это врожденные, генетически запрограммированныереакции организма, свойственные всем животным и человеку. Рефлекторные дугиэтих рефлексов формируются в процессе пренатального развития, а в некоторыхслучаях — и в процессе постнатального развития. Например, половыеврожденные рефлексы окончательно формируются у человека только к моментуполовой зрелости в подростковом возрасте. Безусловные рефлексы имеютконсервативные, мало изменяющиеся рефлекторные дуги, проходящие главнымобразом через подкорковые отделы центральной нервной системы. Участие корыв протекании многих безусловных рефлексов необязательно. Условные рефлексы — индивидуальные, приобретенные реакции высшихживотных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта). Условныерефлексы всегда индивидуально своеобразны. Рефлекторные дуги условныхрефлексов формируются в процессе постнатального онтогенеза. Онихарактеризуются высокой подвижностью, способностью изменяться под действиемфакторов среды. Проходят рефлекторные дуги условных рефлексов через высшийотдел головного мозга — КГМ. Классификация безусловных рефлексов. Вопрос классификации безусловных рефлексов пока остается открытым,хотя основные виды этих реакций хорошо известны. Остановимся на некоторыхособенно важных безусловных рефлексах человека. 1. Пищевые рефлексы. Например, слюноотделение при попадании пищи вротовую полость или сосательный рефлекс у новорожденного ребенка. 2. Оборонительные рефлексы. Рефлексы, защищающие организм от различныхнеблагоприятных воздействий, примером которых может быть рефлексотдергивания руки при болевом раздражении пальца. 3. Ориентировочные рефлексы, Всякий новый неожиданный раздражительобращает на себя снимание человека. 4. Игровые рефлексы. Этот тип безусловных рефлексов широко встречаетсяу различных представителей животного царства и также имеетприспособительное значение. Пример: щенята, играя, . охотятся друг задругом, подкрадываются и нападают на своего «противника». Следовательно, впроцессе игры животное создает модели возможных жизненных ситуаций иосуществляет своеобразную «подготовку» к различным жизненнымнеожиданностям. Сохраняя свои биологические основы, игра детей приобретает новыекачественные особенности — она становится активным инструментом познаниямира и, как всякая другая человеческая деятельность, приобретает социальныйхарактер. Игра является самой первой подготовкой к будущему труду итворческой деятельности. Игровая деятельность ребенка появляется с 3—5 месяцев постнатальногоразвития и лежит в основе развития у него представлений о строении тела ипоследующего выделения себя из окружающей действительности. В 7— 8 месяцевигровая деятельность приобретает «подражательный или обучающий» характер испособствует развитию речи, совершенствованию эмоциональной сферы ребенка иобогащению его представлений об окружающей действительности. С полутора летигра ребенка все более усложняется, в игровые ситуации вводятся мать идругие, близкие для ребенка люди, и таким образом, создаются основы дляформирования межчеловеческих, общественных отношений. В заключение следует отметить также половые и родительские безусловныерефлексы, связанные с рождением и вскармливанием потомства, рефлексы,обеспечивающие передвижение и равновесие тела в пространстве, и рефлексы,поддерживающие гомеостаз организма. Инстинкты. Более сложной, безусловно-рефлекторной, деятельностьюявляются инстинкты, биологическая природа которых пока остается неясной всвоих деталях. В упрощенном виде инстинкты можно представить как сложныйвзаимосвязанный ряд простых врожденных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Для образования условного рефлекса необходимы следующие важнейшиеусловия: Наличие условного раздражителя Наличие безусловного подкрепления; Условный раздражитель должен всегда несколько предшествоватьбезусловному подкреплению, т. е. служить биологически значимым сигналом,условный раздражитель по силе своего воздействия должен быть слабеебезусловного раздражителя; наконец, для формирования условного рефлексанеобходимо нормальное (деятельное) функциональное состояние нервнойсистемы, прежде всего ее ведущего отдела — головного мозга. Условнымраздражителем может быть любое изменение! Мощными факторами,способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являютсяпоощрение и наказание. При этом слова «поощрение» и «наказание» мы понимаемв более широком смысле, чем просто «удовлетворение голода» или «болевоевоздействие». Именно в таком смысле указанные факторы широко применяются впроцессе обучения и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошознаком с их эффективным действием. Правда, до 3 лет для выработки полезныхрефлексов у ребенка ведущее значение имеет еще «пищевое подкрепление».Однако затем ведущее значение в качестве подкрепления при выработкеполезных условных рефлексов приобретает «словесное поощрение». Экспериментыпоказывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы можно выработатьлюбой полезный рефлекс в 100 % случаев. Таким образом, учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегдасвязана с выработкой у детей и подростков, различных условно-рефлекторныхреакций или их сложных взаимосвязанных систем. Классификация условных рефлексов. Классификация условных рефлексов ввиду их многочисленности затруднена.Различают экстероцептивные условные рефлексы, образующиеся при раздраженииэкстерорецепторов; интероцептивные рефлексы, формирующиеся при раздражениирецепторов, расположенных во внутренних органах; и проприоцептивные,возникающие при раздражении рецепторов мышц. Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы. Первыеобразуются при действии на рецепторы естественных безусловныхраздражителей, вторые — при действии индифферентных раздражителей.Например, выделение слюны у ребенка при виде любимых конфет естьнатуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у голодногоребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом. Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов имеетважное значение для адекватного взаимодействия организма с внешней средой.Такая важная особенность поведения ребенка, как дисциплинированность,связана именно с взаимодействием этих рефлексов. На уроках физическойкультуры для подавления реакций самосохранения и чувства страха, напримерпри выполнении гимнастических упражнений на брусьях, у учащихсязатормаживаются оборонительные отрицательные условные рефлексы иактивируются положительные двигательные. Особое место занимают условные рефлексы на время, образование которыхсвязано с регулярно повторяющимися в одно и то же время раздражителями,допустим с приемом пищи. Именно поэтому ко времени приема пищи усиливаетсяфункциональная активность органов пищеварения, что имеет биологическийсмысл. Подобная ритмичность физиологических процессов лежит в основерациональной организации режима дня детей дошкольного и школьного возрастаи является необходимым фактором высокопроизводительной деятельностивзрослого человека. Рефлексы на время, очевидно, следует отнести к группетак называемых следовых условных рефлексов. Эти рефлексы вырабатываются втом случае, если безусловное подкрепление дается через 10—20 с послеокончательного действия условного раздражителя. В некоторых случаях удаетсявырабатывать следовые рефлексы даже после 1—2-минутной паузы. Важное значение в жизни ребенка имеют рефлексы подражания, которыетакже являются разновидностью условных рефлексов. Для выработки их необязательно принимать участие в эксперименте, достаточно быть его«зрителем». Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития(от рождения до 7 лет). Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дугикоторых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так,первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этомэтапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4—5-м месяцевнутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируетсябольшинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальноефункционирование вегетативной сферы, его вегетативный «комфорт». Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря наморфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условныерефлексы с двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательныеи временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайнонежны и легко тормозятся, что, видимо, связано с незрелостью корковыхклеток и резким преобладанием процессов возбуждения над тормозными и ихширокой иррадиацией. Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные итактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основныевиды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условнорефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начатообучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет ихформирование впоследствии. К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различаетвкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица.Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить.Ребенок пытается произносить отдельные слова («мама», «папа», «деда»,«тетя», «дядя» и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесныераздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идетразвитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельностьс первой. Развитие речи — это трудная задача. Она требует координациидеятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока этакоординация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слованеправильно. Облегчить формирование речи можно верным произношением слов играмматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы.Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки,которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти сним «общий язык». Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенкомслов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствиенужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка. Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развитияречи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения.Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его ккормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку ссоответствующими словами, называя свои действия. Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных,конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих отзрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих Вторая сигнальная система - (только у человека) связь междусловесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслухили про себя) и видимых (при чтении). На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальнойсистемы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов);непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесныереакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственныераздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два годаслова приобретают сигнальное значение. Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальнойсистемы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающаясоциальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательстворешающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа.Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, болеетого, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животномуровне. При этом возраст с двух до пяти является «критическим» в овладенииречью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве ивозвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научитьсяговорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет нев состоянии произнести уже ни одного слова. Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной иисследовательской деятельностью. «При этом,— пишет М. М. Кольцова,—сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее можетбыть охарактеризована не вопросом «что это такое?», а вопросом «что с этимможно сделать?». Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его,ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.». Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется «предметным»характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Этаособенность в значительной степени связана с морфологическим созреваниеммозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечнойчувствительности уже к 1—2 годам достигают достаточно высокойфункциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созреваниеэтих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательнаяактивность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенезазначительно замедляет психическое и физическое развитие. Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостьюобразования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числена размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов. Павлов считал этивиды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов(«группированное отражение явлений внешнего мира в мозгу»). Примечательной особенностью двух - трехлетнего ребенка являетсялегкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новыйстереотип вырабатывается легче. М. М. Кольцова пишет: «Теперь для ребенкастановятся важными не только режим дня: часы сна, бодрствования, питания ипрогулок,— но и последовательность в надевании или снимании одежды илипорядок слов в знакомой сказке и песенке — все получает значение. Очевидно,что при недостаточно сильных и подвижных еще нервных процессах детинуждаются в стереотипах, которые облегчают приспособление к окружающейсреде». Условные связи и динамические стереотипы у детей до трех летотличаются необычайной прочностью, поэтому их переделка для ребенка всегдасобытие неприятное. Важным условием в воспитательной работе в это времяявляется бережное отношение ко всем вырабатываемым стереотипам. Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием речии совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижностьи уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретаютдоминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормозвырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все так желегко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка уже невызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено указаннымивыше функциональными изменениями. Ориентировочный рефлекс на посторонниераздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у детей школьного возраста,что может быть использовано эффективно для торможения у детей вредныхпривычек и навыков. Таким образом, перед творческой инициативой воспитателя в этот периодоткрываются поистине неисчерпаемые возможности. Многие выдающиеся педагоги(Д. А. Ушинский, А. С. Макаренко) эмпирически считали возраст от двух допяти особенно ответственным за гармоничное формирование всех физических ипсихических возможностей человека. Физиологически это основывается на том,что условные связи и динамические стереотипы, возникающие в это время,отличаются исключительной прочностью и проносятся человеком через всю егожизнь. При этом их постоянное проявление необязательно, они могут бытьдлительное время заторможенными, но в определенных условиях легковосстанавливаются, подавляя выработанные позже условные связи. К пяти — семи годам еще более повышается роль сигнальной системы слов,и дети начинают свободно говорить. «Слово в этом возрасте уже имеетзначение «сигнала сигналов», т. е. получает обобщающее значение, близкое ктому, которое оно имеет для взрослого человека». Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развитияфункционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. Всвязи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годамслово может эффективно применяться для образования условных связей.Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи снепосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наноситребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать внефизиологических условиях. Высшая нервная деятельность детей школьного возраста Существующие немногочисленные данные физиологии свидетельствуют, чтомладший школьный возраст (с 7 до 12 лет) — период относительно «спокойного»развития высшей нервной деятельности. Сила процессов торможения ивозбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а такжеуменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкогообучения ребенка. Это переход «от рефлекторной эмоциональности кинтеллектуализации эмоций» Однако только на базе обучения письму и чтению слово становитсяпредметом сознания ребенка, все более отдаляясь от связанных с ним образовпредметов и действии. Незначительное ухудшение процессов высшей нервнойдеятельности наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптациик школе. Интересно отметить, что в младшем школьном возрасте на основеразвития второй сигнальной системы условно - рефлекторная деятельностьребенка приобретает специфический характер, свойственный только человеку.Например, при выработке вегетативных и сомато - двигательных условныхрефлексов у детей в ряде случаев наблюдается ответная реакция только набезусловный раздражитель, а условный не вызывает реакции. Так, еслииспытуемому была дана словесная инструкция, что после звонка он получитклюквенный сок, то слюноотделение начинается только при предъявлениибезусловного раздражителя. Подобные случаи «не образования» условногорефлекса проявляются тем чаще, чем старше возраст испытуемого, а средидетей одного возраста — у более дисциплинированных и способных. Словесная инструкция значительно ускоряет образование условныхрефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного подкрепления:условные рефлексы образуются у человека в отсутствие непосредственныхраздражителей. Эти особенности условно-рефлекторной деятельностиобусловливают громадное значение словесного педагогического воздействия впроцессе учебно-воспитательной работы с младшими школьниками. Особое значение для учителя и воспитателя имеет следующий возрастнойпериод—подростковый (с 11 — 12 до 15—17 лет). Это время больших эндокринныхпреобразований в организме подростков и формирования у них вторичныхполовых признаков, что в свою очередь сказывается и на свойствах высшейнервной деятельности. Нарушается уравновешенность нервных процессов,большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижностинервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условныхраздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второйсигнальной системы. Образно этот период можно было бы назвать «горнымущельем». Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенностиподростка (вспыльчивость, «взрывная» ответная реакция даже нанезначительные раздражения) и частым конфликтам с родителями и педагогами. Положение подростка, как правило, усугубляется все болееусложняющимися требованиями к нему со стороны взрослых и, прежде всегошколы. К сожалению, сегодня далеко не каждый педагог учитывает в своейработе функциональные возможности детей, отсюда и те трудности, которыевозникают у педагога и большинства родителей в их общении с подростками. Только правильный здоровый режим, спокойная обстановка, твердаяпрограмма занятий, физическая культура и спорт, интересная внекласснаяработа, доброжелательность и понимание со стороны взрослых являютсяосновными условиями для того, чтобы переходный период прошел без развитияфункциональных расстройств и связанных с ним осложнений в жизни ребенка. Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательнымморфофункциональным созреванием всех физиологических систем человеческоготела. Значительно повышается роль корковых процессов в регуляциипсихической деятельности и физиологических функций организма, ведущеезначение получают корковые процессы, обеспечивающие функционирование второйсигнальной системы. Все свойства основных нервных процессов достигают уровня взрослогочеловека. Если на всех предыдущих этапах условия для развития ребенка былиоптимальными, то высшая нервная деятельность старших школьников становитсяупорядоченной и гармоничной. Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков подвлиянием различных факторов. Высшая нервная деятельность обеспечивает человеку адекватноеприспособление к действию факторов окружающей среды, поэтому те или иныевлияния среды вызывают разнообразные изменения высшей нервной деятельности.В зависимости от силы внешнего влияния изменения высшей нервнойдеятельности могут колебаться в пределах нормы или выходить за них,становясь патологическими. Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков в процессеучебных занятий Учебные занятия требуют напряженной работы головного мозга, и преждевсего его высшего отдела — коры головного мозга. Особенно интенсивноработают те корковые структуры, которые связаны с деятельностью второйсигнальной системы и сложными аналитико-синтетическими процессами.Естественно, что нагрузка на нервные элементы не должна превышать ихфункциональных возможностей, иначе неизбежны патологические изменениявысшей нервной деятельности. Если учебные занятия в школе организованысогласно гигиеническим требованиям, то изменения высшей нервнойдеятельности не выходят за пределы нормы. Обычно в конце учебного днянаблюдается ослабление возбудительного и тормозного процессов, нарушениеиндукционных процессов и соотношения между первой и второй сигнальнойсистемами. Особенно резко эти изменения заметны у младших школьников. Важно отметить, что включение в учебные занятия уроков труда ифизкультуры сопровождается в конце учебного дня менее выраженнымиизменениями высшей нервной деятельности. Большое значение для сохранения нормальной работоспособности учащихсяимеет активный отдых после школы: подвижные игры, занятия спортом, прогулкина свежем воздухе. Особо важное значение для сохранения нормального уровнявысшей нервной деятельности имеет ночной сон. Недостаточнаяпродолжительность ночного сна у школьников приводит к нарушению аналитико-синтетической деятельности мозга, затруднению образования условно-рефлекторных связей и дисбалансу соотношения между сигнальными системами.Соблюдение гигиены ночного сна нормализует высшую нервную деятельность, ивсе ее нарушения, наблюдавшиеся в результате неполноценного сна, исчезают. Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологическихпрепаратов и химических веществ. Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковыхклеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют ивысшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшуюнервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичнымиизменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче.Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащиекофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения,а в больших — вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения.Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативныхфункций. В связи с тем что у детей и подростков процессы возбуждениянесколько преобладают над процессами торможения, независимо от типа ихвысшей нервной деятельности, употребление крепкого чая и кофе для нихявляется нежелательным. Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростковоказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливаетвозбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека врезультате длительного курения нарушается нормальное соотношение междупроцессами возбуждения и торможения и значительно снижаетсяработоспособность корковых клеток. Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детейи подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в томчисле и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет многообщего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов,в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуетсяповышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности.Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развиваетсятормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна. У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. Уподростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенношироко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстройдеградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым.Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерноза два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда болеевыраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении совзрослыми: у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. Врезультате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинаютрезко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамьюподсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбыпротив алкоголизма среди подростков необходимо вести пропагандугигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как,по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70% «познакомились» с алкоголем в 10 — 11 лет и в большинстве случаев этобыла вина родителей. Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервыенапитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет —в 40 %, ввозрасте 15—16 лет — в 32%. Патологические изменения высшей нервной деятельности у детей иподростков. К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следуетотносить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаныкак с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и сфункциональными расстройствами их деятельности. Функциональные расстройствавысшей нервной деятельности называют неврозами. Длительные функциональныенарушения высшей нервной деятельности могут затем переходить ворганические, структурные. Учитель или воспитатель нередко встречаются в своей работе сразличными проявлениями невротических реакций у детей и подростков и потомудолжны иметь представления о природе неврозов и особенностях их протеканияу детей различного возраста. Эти знания помогут им вовремя заметитьпоявление невротических расстройств высшей нервной деятельности у ребенка,и после консультации с врачом организовать оптимальную педагогическуюкоррекцию этих нарушений. В современной патологии высшей нервной деятельности и психиатрииразличают три основные формы неврозов: . неврастению, . невроз навязчивых состояний . истерию. . психастению. Неврастения - характеризуется перенапряжением тормозного иливозбудительного процесса в коре головного мозга. Особенно часто приневрастении страдают процессы условного торможения. Причиной этих нарушениймогут быть чрезмерные умственные и физические нагрузки и различныетравмирующие психику ситуации. Проявление неврастении бывает различным:наблюдается расстройство сна, потеря аппетита, потливость, сердцебиения,головные боли, низкая работоспособность и др. Больные становятсяраздражительными, им свойственна излишняя суетливость и неловкостьдвижений. Неврозы навязчивых состояний - характеризуются навязчивыми мыслями,страхами или влечениями. Причина этих неврозов бывает связана спереутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности. Истерия - связана с патологическим преобладанием первой сигнальнойсистемы над второй, подкорки над корой головного мозга, что выражается взначительном ослаблении второй сигнальной системы. Этот неврозхарактеризуется повышенной чувствительностью к внешним раздражением,чрезвычайной лабильностью настроения и повышенной внушаемостью. Известныслучаи истерической слепоты, глухоты, параличей и т. д. Широко встречаютсяистерические припадки. Психастения - характеризуется преобладанием второй сигнальной системыи слабостью подкорки, поэтому больные отличаются бедностью влечений иэмоций. У них часто можно наблюдать склонность к бессмысленномумудрствованию. Следует отметить, что для подростков и особенно для девочек с 12 до 15лет характерен невроз, специфичный только для этого возраста. Это нервнаяанорексия, связанная с идеей похудания и проявляющаяся в резком ограничениисебя в пище. Этот невроз возникает обычно у подростков, имеющих высокоеинтеллектуальное развитие, но страдающих повышенной самооценкой. Особенно часто невротические расстройства и различные психическиезаболевания проявляются у детей в возрасте от 2 до 3,5 лет и в пубертатныйпериод (от 12 до 15 лет). В связи с этим в такие периоды, называемыекризисными, учебно-воспитательная работа должна проводиться особенноосторожно, так как неадекватное отношение к детям в кризисные иликритические периоды может провоцировать развитие психического заболевания. Вывод. Таким образом, для нормального развития детей и подростков на каждомотдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий. Решитьэту первостепенную задачу возможно только при тесном содружествеспециалистов разных профилей: педагогов, психологов, физиологов, медиков игигиенистов. Практическая работа №1 Вариант №2 тема: "Функционирование рецепторов". План: . Ознакомление с теорией построения опытов. . Подготовка необходимых материалов согласно каждого эксперимента. . Выполнение и анализ результата эксперимента. . Описание результата эксперимента. . Сделать заключение, выводы. Введение. Результаты экспериментов послужат для детального представления работырецепторов человека в разных частях его тела. В ходе работы попробуем проанализировать чувствительность рецепторовна разных участках тела. Эксперимент №1. Острота осязания. Оборудование, инструмент: Линейка. Циркуль - измеритель. Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах проведения эксперимента, физический здоровый. Условия работы: 1. Температура циркуля - измерителя постоянна на протяжении всего эксперимента. 2. Иголки циркуля - измерителя одинаковой длины. 3. Линейка с миллиметровой шкалой и с четкими делениями. Ход работы: При прикосновении циркуля - измерителя к участку тела должно бытьявное различие двух "уколов". Опыт повторяем дважды на одном и том же участке тела во избежаниинедоразумений. Результат рассчитываем как среднее арифметическое из этих двухизмерений. Для эксперимента выберем три участка тела: . Язык. . Плечо. . Палец на руке. Постепенно сужая циркуль - измеритель добиваемся того, что вместо двухуколов ощущаем один или точно не можем проанализировать количествораздражителей.|Язык |Плечо |Палец на руке||0,9 мм |48 мм |4 мм | Подождем некоторое время и проведем эксперимент заново.|Язык |Плечо |Палец на руке||0,8 мм |43 мм |4 мм | Рассчитаем среднее арифметическое значение по полученным данным.|Язык |Плечо |Палец на руке||0,85 мм |45,5 мм |4 мм | Выводы: В результате эксперимента мы удостоверились и подтвердили что наразличных участках тела острота осязания разная. Язык более чувствителен кприкосновению, чем палец или плечо. Острота осязания - величина обратная порогу различия, т.е.минимальному расстоянию между двумя раздражаемыми одновременно точкамикожи, которое сопровождается ощущениями прикосновения в двух точках(двойственным ощущением). Эксперимент №2. Адаптация терморецепторов. Оборудование, инструмент: Три тазика с водой: первый - температура воды равно 100 С. второй - температура воды равно 250 С. третий- температура воды равно 400 С. Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах проведения эксперимента, физический здоровый. Условия работы: 1. Температура в помещении постоянная. 2. На момент эксперимента температура воды в тазиках контролируется термометрами. Ход работы: При проведении опыта испытуемому предварительно не охлаждали и ненагревали руки. Проведение опыта достаточно единожды т.к. результаты экспериментабудут на лицо при соблюдении условий работы. Итак, левая рука помещена в тазик с температурой воды равной 100 С -прохладно, правая помещена в тазик с температурой воды равной 400 С -тепло. Подождем пять минут. Поместим обе руки в тазик с температурой воды 250 С: Ощущения: Левая рука - ощущение тепла. Правая рука - ощущение холода. Подождем 2 - 10 минут - эффект адаптации, обе руки воспринимаюттемпературу воды в тазике как нормальную температуру. Адаптация - (от lat. adaptatoi - прилаживание, приноравливание) вшироком смысле слова свойство организма приспосабливаться к действиюфакторов окружающей среды. При необходимости эксперимент можно повторить несколько раз сувеличением времени ожидания. Выводы: В результате эксперимента подтвердили, что человеку свойственноадаптироваться к условиям, в которых ему необходимо, в частном случае, ктемпературным условиям. Эксперимент №3. Температурные, последовательные образы. Оборудование, инструмент: Колба. (Стакан) В первом случае наполненная холодной водой Во втором случае наполненная горячей водой. Секундомер. Испытуемый - человек не заинтересованный в результатах проведения эксперимента, физический здоровый. Условия работы: Температура в помещении постоянная. Ход работы: Проведем двойной анализ действия холодного и теплого (горячего)предмета на кожу человека. Первый анализ - длительное прикосновение. Второй анализ - кратковременное, частое прикосновение. Приложим колбу наполненную холодной водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убравее мы будем продолжать ощущать чувство холода, но это чувство со временемпроходит. Изменим условия проведения, колбу будем ритмично подносить ко лбуна протяжении 2 - 5 минут, с частотой 1 - 3 секунды. В результате ощущенияхолода остается на протяжении всего опыта постоянным, а вот ощущенияприкосновения мы ощущаем согласно своей частоте прикосновения. Проделаем эти опыты с теплой (горячей) водой. Приложим колбу наполненную теплой водой ко лбу на 2 - 5 минут. Убравее мы будем продолжать ощущать чувство тепла. Но ощущение тепла пропадаетгораздо быстрее, чем в предыдущем опыте - чувство холода. Условия прикосновения изменим согласно вышеприведенного эксперимента.Частота прикосновения 1 - 3 сек, на протяжении 2 - 5 минут. Ощущения теплаисчезает при отводе колбы. Последовательные прикосновения и ощущения тепланосят прерывистый характер. Выводы: В результате этого эксперимента мы делаем вывод, что последствияхолодного раздражителя выражено отчетливее, чем теплого. Заключение: В ходе выполнения этого практического задания выяснили, что рецепторычеловека выполняют огромную роль. В зависимости от назначения органовчеловеку свойственны, усиленное или уменьшенное действие рецепторов. Список литературы. 1. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил. 2. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. - М.: Прогресс. 1983. 3. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979 4. Физиология человека / под. ред. Г. И. Косицкого. - Ф50 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Медицина, 1985. 544с., ил. 5. Физиология человека / под. ред. Н. В. Зимкина. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт. 1964.----------------------- [pic] [pic]Рисунок 1. Изменения интегративных показателей ВНД у детей и подростков впроцессе развития.Рисунок 2. Образование условного рефлекса на речевой (1) и непосредственныйраздражитель (2) у детей и подростков. А - девочки, Б - мальчики.




Похожие:

Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconДубынин Вячеслав Альбертович, д биол н., ст н. с. Физиология центральной нервной системы. Часть I. Общая физиология нервной системы учебное пособие
Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова и кафедра психологии Московского экономико-лингвистического института
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconОбщая физиология центральной нервной системы
Понятие о процессах возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Виды торможения в ц н с
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconНейронные комплексы и их роль в деятельности центральной нервной системы
Нервная клетка является простейшей структурной и функциональной единицей нервной системы 
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconВопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2009-2010 учебный год)
Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Практическое значение физиологии высшей нервной деятельности и ее связь с другими...
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconПрограмма дисциплины Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор: Б. В. Чернышев Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры «Психология»
Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconФизиология (основы физиологии высшей нервной деятельности)

Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconАннотация к рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной деятельности
Цнс человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconКалендарный план практических занятий по анатомии человека для студентов 1 курса эколого-биологического факультета по специальности «биологи-бакалавры»
Функциональная анатомия центральной нервной системы. Функциональная анатомия периферической и вегетативной нервной системы
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Микроструктура нервной ткани; онтогенез цнс; строение цнс; проводящие пути цнс и черепные нервы; вегетативная нервная система. Основная...
Общая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности iconКонтрольная работа по предмету «Теория физкультурно-спортивной деятельности»
Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функционирования центральной нервной системы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы