Налоги как объективная экономическая категория icon

Налоги как объективная экономическая категория



НазваниеНалоги как объективная экономическая категория
Дата конвертации08.07.2012
Размер372.44 Kb.
ТипРеферат
Налоги как объективная экономическая категория


Государственный комитет по науке и высшему образованию. Уральский Государственный Экономический Университет.Кафедра: Финансов, денежного обращения и кредита КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Финансына тему: Налоги как объективная экономическая категория Руководитель: Угренинова C.Г. Исполнитель: студент гр. ФК 96-4 Гаврилов Алексей Екатеринбург 1998|СОДЕРЖАНИЕ | ||Введение | 3 || |стр. ||1 Налоги как объективная экономическая категория | 4 || |стр. ||1.1 Налоги, их сущность, функции, значение | 4 || |стр. ||1.2 Классификация налогов | 6 || |стр. || Налоговая система: понятие, сущность. | 9 || |стр. ||2 Анализ современного состояния налоговой системы |11 ||России |стр. ||3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы |17 ||России |стр. ||Недостатки, проблемы развития и функционирования |17 ||налоговой системы России |стр. || Пути совершенствования налоговой системы России |18 || |стр. ||Заключение |24 || |стр. ||Список использованной литературы |25 || |стр. | Введение. С переходом России к рыночным отношениям возникла необходимостьреструктуризации командно-административной системы управления Российскойэкономики. Одной из наиболее важных проблем является проблема налоговыхотношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разныхуровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков,зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собойобщество, определяет характер взаимоотношений государства и всеххозяйствующих субъектов. В связи с быстро меняющейся ситуацией в Российской экономике, принятиеналоговых законов и других нормативных актов очень часто являетсязапоздалым и применение их не является целесообразным в новых условиях, чтотребует разработки новых законов соответствующих действительному положению.Поэтому очень важно рассматривать налоги как экономическую категорию нетолько в настоящее время, но и прогнозировать их успешное применение вбудущем. Данная работа имеет целью рассмотреть взаимодействие фискальнойполитики и налоговой системы России, сравнить некоторые аспекты сзарубежным опытом, а также выявить достоинства и недостатки налоговойсистемы России, проявить проблемы и предложить пути совершенствованиянашей налоговой системы. ---------------------------- 1. Введение. Право облагать налогом... — это не только право уничтожать, но и право созидать. Верховный суд США Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государствовоздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Вусловиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период,налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,основой финансово-кредитного механизма государственного регулированияэкономики. Государство широко использует налоговую политику в качествеопределенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги,как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управленияэкономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена системаналогообложения, зависит эффективное функционирование всего народногохозяйства. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место вфинансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставокнеправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести квесьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротствопредприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренныхналоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не толькосохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможностифинансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономиина налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. Применение налогов является одним из экономических методов управления иобеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческимиинтересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственнойподчиненности, форм собственности и организационно-правовой формыпредприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включаяпривлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия. С помощью налогов государство получает в своераспоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественныхфункций. За счет налогов финансируются также расходы по социальномуобеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налоговогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми. В условиях перехода от административно-директивных методов управления кэкономическим резко возрастают роль и значение налогов как регуляторарыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народногохозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику вразвитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именноналоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметомдискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчассуществует масса всевозможной литературы по налогообложению в западныхстранах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, чтоналоговая система России создается практически заново, сегодня очень маломонографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно былобы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения посозданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российскимусловиям. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов оналоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге надобавленную стоимость" и другие.И С Т О Р И Я возникновения НАЛОГОВНалоги являются необходимым звеном экономических отношений вобществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения формкоторого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. Всовременном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кромеэтой чисто финансовой функции налоги используются для экономическоговоздействия государства на общественное производство, его динамику иструктуру, на развитие научно-технического прогресса. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов,философов, гос. деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 -1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определениетой части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Аодин из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790)говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак нерабства, а свободы. Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла иразвивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях гос. организацииформой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко невсегда было добровольным , а являлось неким неписаным законом. Еще вПятикнижии Моисея сказано : «... и всякая десятина на земле из семени землии из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного«налога» четко определена. По мере развития государства возникла «светская» десятина, котораявзималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Даннаяпрактика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта досредневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителямизнати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов.Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемныхармий, строительство храмов, укреплений и т.д. В то же время в др. мире имелось и серьезное противодействие прямомуналогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин недолжен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Нокогда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание городаустанавливали процентные отчисления от доходов. Многие же стороны современного государства зародились в Др. Риме.Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к немуместности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы поуправлению городом и государством были минимальны; избранные магистратыисполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственныесредства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составлялостроительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачейв аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагалисьналогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога определялась каждые пять лет избраннымичиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своемимущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывалисьосновы декларации о доходах. В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались изавоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговомправе. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме,их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определениепроисходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Римаплатили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсемотменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима взималисьпостоянно. Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жителикоторых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства.Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимогоположения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города иземли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам,облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация частосохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление ииспользование. Длительное время в рим. провинциях не существовало государственныхфинансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать ивзимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков,деятельность которых она не могла должным образом контролировать.Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем иэкономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, втом числе и налоговая реформа , были одной из важнейших задач, которыерешал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Былазначительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая базапровинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательныедекларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась напредшествующие результаты) Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единая подушная податьдля жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог нанаследство и т.д.) Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную, но истимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оновынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублятьпроцесс разделения труда урбанизации. Многие хозяйственные традиции Др. Рима перешли к Византии. Вранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямыхналогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги : настроительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилиеналогов не привело к финансовому процветанию Византийской импер. Наоборот,чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговойбазы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства. Несколько позже стала складываться финансовая система Руси.Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основнымисточником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначаланерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олегпосле своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластныхплемен. Дань взималась двумя способами : «повозом», когда она привозилась вКиев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебныхпошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь складыи пр. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход»,взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самимирусскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота.Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потомвеликому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть отсоглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколькоордынских тягот. В результате , взимание прямых налогов в казну самогоРусского государства было уже невозможным, поэтому главным источникомвнутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена ИваномIII (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовойсистемы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные»деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новыеналоги : «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы настроительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги.Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», котороепредусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных вусловные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Сохакак единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицейналогообложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которыхбыли таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единаяпошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в.,стройной системы управления государственными финансами не существовало ещедолго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однакоодновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы.В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайносложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича(1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которогопозволила довольно точно определить гос. бюджет.(выяснилось, что в 1680г.53,3% гос. доходов -за счет косвенных налогов). Надо отметить, что неупорядоченность фин. системы в то время былахарактерна и для других стран. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практическине существовало крупного постоянного налога, поэтому периодическипарламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводитьчрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди,принадлежащие к 3-му сословию. Государство не имело достаточного кол-ва профессиональных чиновников,и в результате сборщиком налогов стал. как правило, откупщик. В Европепрактиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему этоприводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стоялаочень остро и привлекала внимание многих ученых и гос. деятелей. Так Ф.Бэкон в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» писал :«Налоги, взимаемые с согласия народа не так ослабляют его мужество;примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нассейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народаили без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково еедействие на дух народа.». Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах сталоформироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат ирациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных(гл. роль-акциз) ипрямых(гл. роль- подушный и податной) налогов. Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мерприводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являтьсясоляные бунты в царствование Алексея Михайловича) Эпоха Петра I(1672-1725) Характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-замногочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казнывводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков ит.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливостиналогообложения, была введена подушная подать. В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемытеории и практики налогообложения. В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал : «Я больше стараюсьдобиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и,хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с фин. кризисом), онотдавал предпочтение косвенным налогом, кот. дифференцировались исходя изтого класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости,товар роскоши и т.д.) В это же время в России прямые налоги в бюджет играли второстепеннуюроль по сравнению с косвенными( где осн. роль - отчисления от казеннойпитейной продажи) В этот же период создавалась теория налогообложения. Ееосновоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатстванародов» он сформулировал основные принципы налогообложения:1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения иравномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.2)Принцип определенности, требующий , чтобы сумма, способ и время платежабыли точно заранее известны плательщику.3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое времяи таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, врационализации системы налогообложения. Именно в конце XVIII в. закладывались основы современногогосударства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую иналоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России. Ещепри Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовалифинансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала системууправления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учрежденииминистерств» было создано Мин. Финансов и определена его роль. На протяжении XIX в главным источником доходов оставались гос.прямые(гл - подушная подать и оброк) и косвенные(гл-акцизы) налоги. Отменаподушной подати началась с 1882 г. Кроме гос. прямых налогов существовализемские сборы, специальные гос. сборы, пошлины В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Былустановлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России вне всякого сомнения стимулировалипромышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налогана прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал). В России в к. XIX в. начался период урбанизации и развитиякапитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, нои качественные изменения. Но развитие России было прервано : сначала I мировая война (увеличениебумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падениепокупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличениевнутреннего и внешнего долгов и пр.) , потом февральская революция(нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).Очередной спад во всей фин. системе наступил после Октября 1917г.Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, чтоотнюдь не способствовало налаживанию хозяйства. Определенный этап налаживания фин. системы наступил послепровозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана системаналогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальноеналогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий отгос. аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течении 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%. Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейскихстранах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторонуакцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен нетовары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитиюхозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественныйналог. Он представлял собой прежде всего налог на капитал. Поимущественноеобложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов былопрактически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходыучастников АО : сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченныедивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путьспекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капиталадаже на самом примитивном уровне. В дальнейшем фин. система России эволюционировала в направлении,противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла кадминистративным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределенияфин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну в конце концов ккризису.1 Налоги как объективная экономическая категория. 1.1 Налоги, их сущность, функции, значение. 2. Понятие налоговой системы. 2.1. Общие понятия. Сущность и принципы налогообложения Прежде всего остановимся на необходимости налогов. Налоги появились сразделением общества на классы и возникновением государства, как "взносыграждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф.Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества ещени одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку длявыполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей емутребуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собранытолько посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налоговогобремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума егофункций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функцийвозложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Итак, налогообложение — это система распределения доходов междуюридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляютсобой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основезакона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественныхпотребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц,получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсовгосударства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гаситьвозникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать)людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступаютважнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность.Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точкизрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка,который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том,что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размери срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так жеопределяет меры взыскания за невыполнение данного закона. Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевогоназначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства.Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент завносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей являетсяодной из черт составляющих их юридическую характеристику. Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важноопределить основные принципы налогообложения, которые сформулировал АдамСмит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать,ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашалисьпоследующие авторы. Они сводятся к следующему: "1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходовправительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым онпользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения илипренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенствуобложения. 2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точноопределен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должныбыть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому... 3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какиенаиболее удобны для плательщика... 4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из карманаплательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства". Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуютникаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в нихсамих, они стали "аксиомами" налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духомнового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетомвозможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода долженбыть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от негоуплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда,некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставканалога одинакова для всех облагаемых сумм). 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходовносило однократный характер. Многократное обложение дохода или капиталанедопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитыхстранах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающейкривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всегоодин раз вплоть до его реализации. 3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлятьсомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. 4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятнымии удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающихналоги. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой кменяющимся общественно-политическим потребностям. 6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемогоВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятияналогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного илитройного обложения. Элементы налога Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актахгосударства, которые устанавливают конкретные методы построения и взиманияналогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которымотносятся:1. объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;2. субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;3. источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;4. ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;5. налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;6. срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.7. правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Способы взимания налогов Налоги могут взиматься следующими способами: 1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объектналога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этихгрупп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группыустановлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, чтовеличина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налогаможет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается поустановленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо оттого, используется это транспортное средство или простаивает. 2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщикналога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такогометода является то, что выплата налога производится после получения доходаи лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль. 3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомуоплата налога производится до получения дохода, причем получатель доходаполучает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог сфизических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, накоторой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработнойплаты из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальнаясумма выплачивается работнику. Виды налоговой системы Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемыйналогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частейоблагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установленыразличные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. Вглобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лицоблагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощаетпланирование финансового результата для предпринимателей. Глобальнаяналоговая система широко применяется в Западных государствах. Функции налогов Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налоговпроявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции: 1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция). 2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция). 3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция). 4. Стимулирующая функция. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первуюочередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий играждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той частинепроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов(многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо онинедостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальнаянаука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной частигосударственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можносформировать и без них. Важное роль играет функция, без которой вэкономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись —регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемаяэкономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику,не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется,какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы нибыли эти формы и методы, центральное место в самой системе регулированияпринадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральноеместо в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируяналоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия дляускоренного развития определенных отраслей и производств, способствуетрешению актуальных для общества проблем. Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредствомналогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемыезатем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так исоциальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевыхпрограмм — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налоговгосударство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальнойинфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли сдлительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условияхзначительные средства из бюджета должны быть направлены на развитиесельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненноотражается на всем состоянии экономики и жизни населения.Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженныйсоциальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая системапозволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как этосделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительнойчасти бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичногоосвобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот исанкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числарабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагаетвзимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства,вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично)освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правилоне выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налоговпроявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная натехническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаровнародного потребления, оборудование для производства продуктов питания иряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, оченьсущественная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложениязатраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы.Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются всебестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов.В других странах эти затраты полностью или частично исключаются изоблагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в составзатрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы наНИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условныйхарактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Виды налогов Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальноестрахование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемыесоциальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том численалоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог наперевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретногофизического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид— налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых странзаменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемыев цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью иценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностьюпереносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего делообстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются варендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости отстепени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается напотребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налогаперекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. Вдолгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителяперекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокойэластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести ксокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — ксокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений илиперелив капитала в другие сферы деятельности. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивныеналоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме наединицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные —действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учетадифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастаниевеличины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги,бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставкипредполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивныйналог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджетпри увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходовгосударственного и местных бюджетов без закрепления за каким либоопределенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение(например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожныефонды). Стабильность и подвижность налогов Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнеесистема налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: онможет заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффектосуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки,финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства.Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень рискапо крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктурыприбавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные измененияставок, условий налогообложения, а тем более — самих принциповналогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставкиналогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая жечасть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки,льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" системналогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражаетхарактер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивостьсоциально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству— и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных ииных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к нейтребованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развитиянародного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом илиотдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимыеизменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системыдостигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключениемустранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение несколькихлет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаютсянеизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставкиналогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частныеизменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они былиустановлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до началанового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год,наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определитьцелесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения ненарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем непрепятствуют эффективной предпринимательской деятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение рядалет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимыхналогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей ипредприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге наприбыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системыналогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономическойситуации в стране и в общественном производстве.1.2 Классификация налогов. Возможны различные классификации налогов в зависимости от тогооснования, которое заложено в сравнение. Прежде всего, налоги делят наподоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные).Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ,а вторые - в процессе их использования. Так, подоходный налогуплачивается при получении дохода, налог на имущество уплачиваютсобственники определенных видов имущества (сбережений). Это примерыпрямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины,хотя и по-разному попадают в бюджет, в конечном итоге оплачиваютсяпотребителям товаров, в стоимость которых включаются эти налоги. Этопримеры косвенных налогов. Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные иреальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученногоналогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог на прибыль с суммы прибыли,подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Этиналоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается е действительный доходналогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данныхэкономических условиях от того или иного предмета налогообложения(недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.) Реальными налогамиоблагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (real англ., -имущество). Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уровнятьлиц, использующих имущество производительно и непроизводительно.Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующихимущество, например, земельный участок, только для отдыха. Также следует выделить раскладочные и количественные налоги. Внастоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном вместном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора насодержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования идругие цели вполне можно быть определен по раскладочной системе исходяиз конкретной потребности и числа жителей. Количественные (долевые, квотативные) налоги, в противоположностьраскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а извозможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налогинепосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность)налогоплательщика. Кроме вышеперечисленных налогов существуют также закрепленные ирегулирующие. Закрепленными называют налоги, которые на длительный периодполностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета(бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федеральногобюджета Российской Федерации. Регулирующие налоги ежегодноперераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытиядефицита. В качестве регулирующих, например, используются акцизы,налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходитпри утверждении федерального бюджета на конкретный год. По степеникомпетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросовустановления и введения в действие налогов выделяют государственные иместные налоги. Установление и введение в действие государственных налоговосуществляется решением высшего представительного органа государства. Это не означает, что налоги обязательно поступают в федеральный бюджет. Онимогут зачисляться в бюджеты различных уровней. Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительныморганом, так и соответствующим местным органом власти, но вводитьсятолько решением, принятом на местном уровне. Эти налоги всегда поступаютв местные бюджеты. Как правило, налог не имеет целью покрыть какой-либоконкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежатьподчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов.Однако в ряде случаев введение целевых налогов способно сыгратьположительную роль. Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большейготовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственноуверен. Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большейнезависимости конкретному государственному органу. В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, чтонеобходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Следующая классификация налогов - регулярные и разовые. Регулярные(систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью втечение всего времени владения имуществом либо занятия налогоплательщикакаким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходныйналог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегодной основе,налог на добавленную стоимость - помесячно или поквартально и т.п. Уплата разовых налогов связывается с какими-либо событиями, необразующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит отфакта импорта или экспорта товара. Для конкретного налогоплательщикаэкспортно-импортная операция может иметь случайный, непостоянныйхарактер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего впорядке наследования или дарения. Существуют и другие основания деленияналогов на виды.1.3 Налоговая система: понятие, сущность. Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и другихплатежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических ифизических лиц на территории страны. Налоговая система является важнейшим активным элементов рыночнойэкономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность,она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативныеявления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе. Активность налоговой системы проявляется в проявлении ею двух функций:фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов позволяет государствуформировать государственные денежные фонды, образующие условия дляфункционирования государства. Она показывает обязанности налогоплательщиковперед государством. Регулирующая функция налогов означает их использованиедля стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего черезперераспределение национального дохода. Регулирующая функция показываетобязанности государства перед налогоплательщиками. Следовательно, выражая разные стороны налоговых отношений, обе функции– фискальная и регулирующая выступают в единстве: обязанностиналогоплательщиков перед государством оборачиваются обязанностьюгосударства перед налогоплательщиками. И чем совершеннее синтез этихфункций, тем более доступна налоговая система для населения. В современных условиях стимулирование экономических процессов черезналоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, какналоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании –около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных налоговых ставкахналогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научно-техническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величиныпервоначальных налогов), а также в отсрочке уплаты налога или полномосвобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновьобразованных). Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость переходак цивилизованной налоговой системе. Изучая модель налоговой системы, встранах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт,а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему втесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.2. Анализ современного состояния налоговой системы России. Фундамент новой налоговой системы был заложен в результате реформы 1992года. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действовавшихналогов (характерных для административно-командной системы и фиксированныхцен), созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйствнезависимо от форм собственности, превращению налогов в стимулпроизводственной деятельности. В то же время налоговая система призванапрепятствовать тем экономическим действиям, в которых общество незаинтересовано. Налоговая политика приобретала юридическое оформление,создавалась налоговая инспекция, которая несла ответственность завыполнения принятых законов. Для объективной оценки современной налоговой системы России необходиморассмотреть положительные и отрицательные ее стороны. Одним из положительных моментов является то, что по своей структуре ипринципам построения налоговая система России отражает в целомобщераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежныхстран. Современная налоговая система России базируется на требованияхрыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития. В прошлом взаимоотношения государства с физическими и юридическимилицами основывалось на административно-централизованных формаххозяйствования. Будучи собственником средств производства, государствоуправляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% всей прибыли, создаваемойпредприятиями. Доля бюджета государства достигала более 70% национальногодохода. Действовавшая система налогообложения направлялась наперераспределение средств от экономически сильных хозяйствующих субъектовк слабым, от хорошо работающих предприятий к плохо работающим, крометого, между бюджетами разных уровней возникали споры из-за доходов, таккак не было четкого разграничения поступлений между ними. Формирование рыночных отношений в России привело к необходимостисерьезного реформирования налоговой системы. При разработке новойналоговой системы использованы накопленный отечественный опыт ипрактика зарубежных стран. Правовое ее оформление обеспечил целый пакетналоговых законов: "Об основах налоговой системы РФ"(от 27 декабря1991г.), который определил принципы построения налоговой системы, ееструктуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков иналоговых органов; "О государственной налоговой службе РСФСР"(от 21 марта1991г.), регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля, атакже целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретныхналогов. Современная налоговая система строится на единых принципах,которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К нимотносятся: - однократность обложения, т.е. один и тот же объект одноговида облагается налогом один раз за определенный законом период; -строгийпорядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точнаяклассификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которойположена компетенция государственной власти; четкое распределение налоговыхдоходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональными,местными). В каждый бюджет зачисляются определенные налоги в порядке и наусловиях, установленных Федеральным собранием РФ и другими органамипредставительной власти. Эти объявленные принципы налогообложения в силу нестабильностиэкономики, слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытностиналоговых служб соблюдаются не в полной мере. Так, однократностьобложения нарушена. При обложении НДС импортных товаров в налогооблагаемуюбазу включаются акциз и таможенная пошлина. Следует отметить, что вновь создаваемая налоговая система Россиистрадает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании. Кнедостаткам следует отнести высокий уровень налогообложения, большоеколичество налогов, которые не всегда соответствуют реальной экономическойситуации; сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения идополнения и др. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов исборов. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи иреализовывать различные функции. Однако большое количество налоговприводит к росту расходов по их сбору и создает условия для уклонения отуплаты налогов. Налоги призваны, во-первых, обеспечить более полную и своевременнуюмобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможнопроводить социально-экономическую политику государства и, во-вторых,создавать условия для регулирования производства и потребления в целом ипо отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенностиформирования и перераспределения доходов различных групп населения. Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: базируется направовой основе, (а не на подзаконных актах, как было раньше), становитсястабильной (хотя и не в отношении всех налогов) и пронизываетэкономические отношения, связанные с распределением иперераспределением дохода. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти; построена по единым принципам, единомумеханизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборамиосуществляется единый налоговый контроль со стороны государственнойналоговой службы; включает новые налоги (налог на добавленную стоимость,налог на имущество предприятий) и предусматривает существенные измененияв порядке исчисления налоговых льгот и налоговой базы ранеедействовавших налогов; -закон о налоговой системе устанавливает четкую последовательность приуплате налогов. Так, юридические лица уплачивают вначале налоги наприбыль и имущество, пошлины и другие платежи в республиканскийбюджет, а затем местные налоги; -при обложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования исоздаются равные условия использования заработанных средств путемопределения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот имеханизма их предоставления, невмешательство в использование средств; -новая налоговая система обеспечивает более справедливоераспределение налоговой тяжести между отдельными категориямидоходополучателей, юридическими лицами в результате единства налоговойсистемы; -налоговая система представляет собой совокупность двух основныхвидов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных ( на товары иуслуги). В прошлом косвенное налогообложение полностью отрицалось. При этом не следует забывать, что отсутствовала преемственность вналоговой области и создавать, налоговую систему пришлось практическизаново. Еще одним серьезным недостатком налоговой системы является ееярко выраженная чрезмерная фискальная направленность. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам (преждевсего НДС и налогу на прибыль). Фискальная направленность существующей налоговой системы проявляетсятакже в непомерно высоком уровне штрафных санкций, что приводит кукрывательству доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, кпотерям в доходе бюджета. Существующая налоговая система сегодня не обеспечивает равного,справедливого подхода ко всем налогоплательщикам, что является ещё однимеё серьёзным недостатком. Поэтому очень важно добиться равномерногораспределения налогового бремени на всех. Очень серьёзный изъян налоговой системы России связан с еёслабой адаптированностью к высокому уровню инфляции. Это проявляется,прежде всего, в механизме действия основных налогов - налогов на прибыльи на добавленную стоимость. Он построен таким образом, что дополнительныепотери от " инфляционного налога" в основном несёт не бюджет, аналогоплательщики. Конечно, это очень серьезный недостаток, и устранятьего нужно незамедлительно. Следующим серьёзным недостатком налоговой системы являетсяочевидная несбалансированность налогообложения юридических и физическихлиц и явно недостаточная роль налогов, взимаемых с граждан. Поэтому мерыпо постепенному изменению такого положения являются одним из главныхнаправлений совершенствование налогового законодательства. Речь идёт о передаче прав по установлению имущественных налогов снаселения (на имущество, на землю, местных налогов) на региональный иместный уровни, об отмене или видоизменении ряда льгот по подоходномуналогу с граждан. Недостатком действующей налоговой системы представляется и явнонаметившаяся тенденция ослабления в последнее время роли Федерации вналоговой области. Передача прав по установлению региональных и местныхналогов на "низовой" уровень во многих случаях продемонстрироваланеподготовленность к этому органов власти соответствующих уровней(вводились налоги, нарушающие единое экономическое пространство,приводящие к дискриминации плательщиков из других регионов и "экспорту"налогов внутри страны и др.). Часто такие налоги вводились задним числоми без увязки с реальными возможностями предприятий по их уплате. Узким местом существующих налоговых отношений является недостаточнаячеткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению,многочисленность, запутанность и противоречивость нормативной базы,сложность и неопределенность некоторых налоговых процедур, имеющие местопротиворечия между положениями бухгалтерского учета, устанавливаемымиМинфином РФ и инструктивными указаниями государственной налоговой службыРФ. Таким образом, проанализировав налоговую систему России, мы видим,что отрицательных сторон у нее пока еще больше, чем положительных и,следовательно, она нуждается в совершенствовании.3.Проблемы и пути совершенствования налоговой системы России. 3.1 Проблемы развития и функционирования налоговой системы России. Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы быланеобходимость, как минимум, сохранения сложившегося ранее уровня доходовгосударства, необходимых для бюджетного финансирования ряда социальныхрасходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфержизнеобеспечения. И это - в условиях общего падения производства исоответствующего сужения налоговой базы, а также вынужденногоосуществления государством дополнительных расходов, связанных сосмягчением социальных издержек реформ. Как известно, блок необходимых законов, сформировавших новую налоговуюсистему РФ, был принят в конце 1995г., и, начиная с 1991г. они вступили вдействие. За истекшее время в налоговое законодательство было внесенозначительное количество различных изменений и дополнений. Поэтому,претензии налогоплательщиков по поводу частых изменений налоговогозаконодательства (примерно раз в полгода), в общем, справедливы. Следуетотметить проблему, являющуюся одной из основных относительно любойналоговой системы. Речь идет об уровне налогового бремени. В России внастоящий момент на предприятия приходится около 80% всех нало




Похожие:

Налоги как объективная экономическая категория iconПлан введение 3 глава I риск как объективная экономическая категория банковской деятельности 6
Банки центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности необходимое условие реального создания рыночного механизма....
Налоги как объективная экономическая категория iconКапитал как экономическая категория

Налоги как объективная экономическая категория iconРынок как экономическая категория

Налоги как объективная экономическая категория iconГосударственный кредит как экономическая категория

Налоги как объективная экономическая категория iconБезработица как экономическая категория, ее теоретическое обоснование

Налоги как объективная экономическая категория iconТрудовые ресурсы как социально-экономическая категория и объект управления

Налоги как объективная экономическая категория iconВ г. Уфа курсовая
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица...
Налоги как объективная экономическая категория iconЗав кафедрой мэ и мвко проф. Смитиенко Б. М
Платежный баланс как экономическая категория и инструмент экономического анализа
Налоги как объективная экономическая категория iconФинансы и финансовая политика государства I. Финансы как экономическая категория
По своему характеру эти отношения производственные или экономические, так как они возникают в сфере общественного производства
Налоги как объективная экономическая категория iconКурсовая работа на тему "инвестиционная политика республики казахстан"
Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро- и микроэкономики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы