Методы исследования в психодиагностике icon

Методы исследования в психодиагностике



НазваниеМетоды исследования в психодиагностике
Дата конвертации08.07.2012
Размер227.53 Kb.
ТипРеферат
Методы исследования в психодиагностике


МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «Методы исследования» Авторизованный реферат по курсу «Психодиагностика» Фамилия, имя, отчество студента Номер зачетной книжки Руководитель (преподаватель) Рецензент ____________________________ З/О МОСКВА - 2001 годСодержание Содержание 2 Введение 3 Определение психодиагностики 3 Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. 4 Методы психодиагностики и их классификация 6 Краткие характеристики психодиагностических методик 6 Тесты и тестирование 8 Требования, предъявляемые к тестам 9 Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам 10 Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов 11 Проведение практического тестирования 12 Сводные результаты тестирования 12 Выводы по результатам тестирования 16 Литература: 18ВведениеОпределение психодиагностики Психодиагностика - это не только направление в практическойпсиходиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику впрактическом смысле можно определить, как установлениепсиходиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могутвыступать отдельная личность, группа или организация. Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Можетвходить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, какметод исследования либо, как область деятельности практического психолога,направляясь при этом на обследование, а не на исследование. Психодиагностика понимается двояко: . В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств; . В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности. В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: . Сбор данных. . Переработка и интерпретация данных. . Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии,разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально –психологических особенностей личности. Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменнымии постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека.Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретическихпостроений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений –способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципыпсихологии: . Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности; .
Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений; . Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности; . Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой; . Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза. Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик– способов получения достоверных данных о содержании переменных психическойреальности.Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития. История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХв., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностическихзнаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематическиенаблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение,опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер,поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы. Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создалпервую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целяхпсиходиагностики стали применять технические устройства и приборы, методыпсиходиагностики приобрели количественный характер. Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера. Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и высотыакустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного измененияраздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е.dI/I = constanta. Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – естьнекая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он долженбыть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметнуютрансформацию ощущения. Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностическихявлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения сталиощущения человека, и долгое время практическая психодиагностикаограничивалась измерением ощущений. Современные методы психодиагностики, касающиеся основныхпсиходиагностических процессов, свойств и состояний человека, сталипоявляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теориявероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии сталиопираться научные методы количественной психодиагностики. В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическуюлабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных очеловеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел.Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций. Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другойангличанин Спирмен – факторный анализ. Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг. В 20 гг стали появляться новые психодиагностические , в том числеинтеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностикуразличных процессов и свойств человека. На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различныхпсиходиагностических методик. Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных ипрактических психодиагностических знаний. Все более широкое применение впсиходиагностике находят современные методы математики и физики, а такжесредства электронной психодиагностики.Методы психодиагностики и их классификация В настоящее время созданы и практически используются множествопсиходиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как наукебыли признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитымсовременным наукам, например физике. Это требования операционализации иверификации. Операционализация – предполагает указания на практические действия илиоперации, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться втом, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами,которые ему приписываются. Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот ипретендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е.на реальность существования явления, определяемого этим понятием. Самую общую схему классификации психодиагностических методов можнопредставить в виде следующей схемы:|МЕТОДЫ |Краткие характеристики психодиагностических методик Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемомупредлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят опсихологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработкирезультатов. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В нихиспытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы. Недостатки: . субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них; . эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданныеиспытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанныйхарактер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовыхизображений. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными,рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболеевалидные и информативные. Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемымизадачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоитнечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п. Более развернутую классификацию психодиагностических методик можнопредставить, выделив другие критерии (см. табл. 1) Таблица 1. Классификация психодиагностических методик|Критерий |Наменование методики |Краткая характеристика ||По типу применяемых |Опросные |Используются вопросы, ||тестовых задач | |адресуемые испытуемым || |утверждающие |Используются суждения или || | |утверждения, с которыми || | |испытуемый должен || | |согласиться или не || | |согласиться || |Продуктивные |Применяют собственную || | |творч. продукцию || | |испытуемых – вербальную, || | |образную, материальную || |Действенные |Задание выполнить нек-рый || | |комплекс практических || | |действий || |Физиологические |П/диагностика на основе || | |анализа непроизвольных || | |физических или || | |физиологических р-ций || | |организма ||По адресату используемого |сознательные |Апеллирующие к сознанию ||тестового материала | |испытуемого || |бессознательные |Направленные на || | |неосознаваемые реакции || | |человека ||По форме представления |бланковые |Тестовый материал в ||тестового материала | |письменной или иной ||испытуемым | |знаковой форме (рисунок, || | |схема и т. п.) || |технические |Тестовый материал в || | |аудио-, видео-или || | |киноформе, или ч/з иные || | |технические устройства || |сенсорные |Тестовый материал в виде || | |физических стимулов, || | |непосредственно || | |адресованных органам || | |чувств ||По характеру данных, |объективные |Используются показатели, ||используемых для выводов о| |не зависящие от сознания и||результатах п/диагностики | |желания испытуемого или || | |экспериментатора || |субъективные |Используются показатели, || | |зависящие от желания и || | |сознания экспериментатора || | |или испытуемого (пример - || | |интроспекция ||По наличию в методике |Имеющие тестовые нормы | ||тестовых норм | | || |Не имеющие тестовых норм | ||По внутренней структуре |мономерные |В них диагностируется и ||методики | |оценивается единственное || | |качество || |Многомерные |Предназначены для || | |п/диагностики или оценки || | |сразу нескольких одно- или|| | |разнотипных || | |психологических качеств || | |человека ||По типу анализа |качественный |Диагностируемое св-во ||экспериментальных данных | |описывается ч/з известные || | |научные понятия || |количественный |Диагностируемое св-во || | |описывается ч/з || | |относительную степень || | |развития его у данного || | |человека по сравнению с || | |другими людьми |Тесты и тестирование Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющиеполучить сопоставимые количественные и качественные показатели степениразвитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда ивезде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретациирезультатов. Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можносравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они былиполучены. Классификация разновидностей тестов приведена в табл. 2 Таблица 2. Классификация тестов|Признак группы |Название вида теста |Краткая характеристика || | |вида теста || |интеллектуальные |Предназначены д/оценки || | |уровня развития мышления || | |(интеллекта) человека и || | |отдельных когнитивных || | |процессов – восприятие, ||По предмету тестирования | |внимание, воображение, ||(какое качество | |память, речь. ||оценивается) | | || |личностные |Связаны с п/диагностикой || | |устойчивых инд. || | |особенностей чел., || | |определяющих его поступки || | |– темперамент, характер, || | |мотивации, эмоции, || | |способности. || |Межличностные |Оценивают чел. отношения в|| | |различных социальных || | |группах || |Практические тестовые |З-чи и упражнения, кот. || |задания |испытуемый должен || | |выполнить, практически || | |манипулируя реальными || | |предметами или их || | |заменителями. || | | || | | ||По особенностям | | ||используемых задач | | || | |Упражнения с образами, || |Образные задания |картинками, рисунками, || | |схемами, || | |представлениями.предполага|| | |ют активное использование || | |воображения. || |Вербальные тесты |Задания на оперирование || | |словами.определение || | |понятий, умозаключений, || | |сравнение объема и || | |содержания разл. слов, и || | |т. п. || |Бланковые |Используется тестовый || | |материал в виде бланков: ||По характеру тестового | |рисунков, схем, таблиц, ||материала, предъявляемого | |опросников и т. п. ||испытуемым | | || |Аппаратурные |С применением различной || | |аппаратуры для || | |предъявления и обработки || | |результатов тестирования –|| | |аудио- и ТV техника, ЭВМ. || |Процессуальные |Исследуют какой-либо || | |психологический или || | |поведенческий процесс, || | |напр. процесс запоминания,|| | |процесс межличностного || | |взаимодействия в группе. || | | || | | || | | ||По объекту оценки | | || |Тесты достижений |Оцениваются успехи || | |человека в различных видах|| | |деятельности, или сферах || | |познания – продуктивность || | |памяти, логичность || | |мышления, устойчивость || | |внимания и др. || |Тесты состояний и свойств |Диагностика более-менее || | |стабильных психологических|| | |качеств человека – черты || | |личности, свойства || | |темперамента, способности || | |и др. || | |Основаны на косвенной || | |оценке психологических || | |качеств человека. Оценка –||Особая группа |Проективные тесты |результат анализа || | |восприятия и интерпретации|| | |человеком некоторых || | |многознвчных объектов, || | |напр. бесформенных пятен, || | |незавершенных предложений || | |и т. д. |Требования, предъявляемые к тестам К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особыхтребований. Это: . Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. . Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми. . Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне. . Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей,похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографическиххарактеристик.Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам Для уверенности в достоверности результатов психодиагностическихисследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методыбыли научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются 1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности. . Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории. . Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей. . Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики. . Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого. Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования. Критерии валидностьи: . Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. . Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др. . Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий. . Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными. 2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: . путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми . путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях. 3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется. 4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов В этом вопросе существуют определенные строгие правила Наболее важные из них: . Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из- за недостаточного знания его нюансов. . Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту. . Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга. . Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.Проведение практического тестированияСводные результаты тестирования|Тест |Интервьюируемы|Интервьюируемы|| |й 1 |й 2 ||Определение степени мотивации личности к успеху ||1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, |ДА |ДА ||его лучше сделать быстрее, чем отложить на | | ||определенное время. | | ||2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не |ДА |ДА ||могу на все 100% выполнить задание. | | ||3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все|НЕТ |ДА ||ставлю на карту. | | ||4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще |НЕТ |НЕТ ||всего принимаю решение одним из последних. | | ||5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю |ДА |ДА ||покой. | | ||6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. |ДА |ДА ||7. По отношению к себе я более строг, чем по |ДА |ДА ||отношению к другим. | | ||8. Я более доброжелателен, чем другие. |ДА |ДА ||9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я |НЕТ | ||потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в | | ||нем я добился бы успеха. | | ||10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших |ДА |НЕТ ||паузах отдыха. | | ||11. Усердие — это не основная моя черта. |НЕТ |ДА ||12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. |НЕТ |ДА ||13. Меня больше привлекает другая работа, чем та,|ДА |ДА ||которой я занят. | | ||14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем |НЕТ |НЕТ ||похвала. | | ||15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным |ДА |ДА ||человеком. | | ||16. Препятствия делают мои решения еще более |ДА |ДА ||твердыми. | | ||17. У меня легко вызвать честолюбие. |ДА |ДА ||18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно |ДА |ДА ||заметно. | | ||19. При выполнении работы я не рассчитываю на |ДА |НЕТ ||помощь других. | | ||20. Иногда я откладываю то, что должен был |НЕТ |ДА ||сделать сейчас. | | ||21. Нужно полагаться только на самого себя. |ДА |ДА ||22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. |НЕТ |НЕТ ||23. Всегда, когда мне предстоит выполнить |НЕТ |ДА ||задание, я ни о чем другом не думаю. | | ||24. Я менее честолюбив, чем многие другие. |ДА |ДА ||25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро |НЕТ |НЕТ ||выйду на работу. | | ||26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше|ДА |ДА ||и квалифицированнее, чем другие. | | ||27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые |ДА |ДА ||могут упорно работать. | | ||28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не |ДА |ДА ||по себе. | | ||29. Мне приходится выполнять ответственную работу|ДА |ДА ||чаще, чем другим. | | ||30. Когда мне приходится принимать решение, я |ДА |ДА ||стараюсь делать это как можно лучше. | | ||31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. |НЕТ |ДА ||32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих |НЕТ |НЕТ ||коллег. | | ||33. Бессмысленно противодействовать воле |НЕТ |НЕТ ||руководителя. | | ||34. Иногда не знаешь, какую работу придется |ДА |ДА ||выполнять. | | ||35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. |ДА |ДА ||36. Я обычно обращаю мало внимания на свои |НЕТ |НЕТ ||достижения. | | ||37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа |ДА |НЕТ ||дает большие результаты, чем работа других. , | | ||38. Многое, за что я берусь, я не довожу до |НЕТ |НЕТ ||конца. | | ||39. Я завидую людям, которые не очень загружены |НЕТ |НЕТ ||работой. | | ||40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и |НЕТ |ДА ||положению. | | ||41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, |ДА |НЕТ ||для доказательства своей правоты я иду вплоть до | | ||крайних мер. | | ||Сильный ли у вас характер? ||1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое |В | ||влияние оказывают ваши поступки на окружающих? | | ||а) очень редко; | | ||б) редко; | | ||в) достаточно часто; | | ||г) очень часто. | | ||2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во |НЕТ | ||что вы сами не верите, — из-за упрямства, | | ||наперекор другим либо из «престижных» | | ||соображений? («Да», «нет».) | | ||3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более |Б | ||всего цените в людях? | | ||а) настойчивость; | | ||б) широту мышления; | | ||в) эффектность, умение «показать себя». | | ||4. Имеете ли вы склонность к педантизму? («Да», |ДА | ||«нет».) | | ||5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые |ДА | ||случаются с вами? («Да», «нет».) | | ||6. Любите ли анализировать свои поступки? («Да», |ДА | ||«нет».) | | ||7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных: |Б | ||а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом | | ||кругу; | | ||б) остаетесь самим собой. | | ||8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не|НЕТ | ||думать об ожидающих вас трудностях? («Да», | | ||«нет».) | | ||9. Какое из перечисленных ниже определений, по |В | ||вашему мнению, более всего подходит вам? | | ||а) мечтатель; | | ||б) «рубаха-парень»; | | ||в) усерден в труде; | | ||г) пунктуален, аккуратен; | | ||д) «философ» в широком смысле этого слова; | | ||е) суетный человек. | | ||10. При обсуждении того или иного вопроса: |А | ||а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть | | ||может, она отличается от мнения большинства; | | ||б) считаете, что в данной ситуации лучше | | ||промолчать, и имеете иную точку зрения; | | ||в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем| | ||мнении; | | ||г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете | | ||точку зрения, которая преобладает. | | ||11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный |В | ||вызов к ководителю? | | ||а) раздражение; | | ||б) тревогу; | | ||в) озабоченность; | | ||г) равнодушие. | | ||12. Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» |Г | ||и допустит личный выпад против вас, как вы | | ||поступите? | | ||а) ответите ему в том же тоне; | | ||б) проигнорируете этот факт; демонстративно | | ||оскорбитесь; предложите сделать перерыв. | | ||13. Если ваша работа забракована, это вызовет у |А | ||вас: | | ||а) досаду; | | ||б) стыд; | | ||в) гнев. | | ||14. Если вы попадаете впросак, кого вините в |А | ||первую очередь: | | ||а) себя самого; | | ||б) «фатальное невезение»; | | ||в) прочие «объективные обстоятельства». | | ||15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — |НЕТ | ||будь то руководители, коллеги или подчиненные — | | ||недооценивают ваши способности и знания? («Да», | | ||«нет».) | | ||16. Если ваши друзья или коллеги начинают над |В | ||вами подтрунивать, то вы: | | ||а) злитесь на них; | | ||б) стараетесь ретироваться; | | ||в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им; | | ||г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль | | ||внимания»; | | ||д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но| | ||в душе негодуете. | | ||17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не |Б | ||находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п),| | ||то вы: | | ||а) будете продолжать поиск молча; | | ||б) будете искать, обвиняя своих домашних в | | ||беспорядке; | | ||в) уйдете без нужной вам вещи. | | ||18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия?|В | || | | ||а) длинная очередь в приемной; | | ||б) толчея в общественном транспорте; | | ||в) необходимость приходить в определенное место | | ||несколько раз по одному и тому же вопросу. | | ||19. Закончив спор, продолжаете ли вести его |ДА | ||мысленно, приводя все новые и новые аргументы в | | ||защиту своей точки зрения? («Да», «нет».) | | ||20. Если для выполнения срочной работы вам |А | ||представится возможность выбрать себе помощника, | | ||кого из возможных кандидатов вы выберете? | | ||а) человека исполнительного, но безынициативного;| | || | | ||б) человека знающего, но упрямца и спорщика; | | ||в) человека одаренного, но с ленцой. | | ||Счастливы ли вы в браке? ||1. Если бы вы теперь выходили замуж, выбрали бы | |В ||вы опять вашего мужа, зная все его достоинства и | | ||недостатки, профессию, увлечения? | | ||Количество очков: | | ||а) нет, пожалуй, не сделала бы этого (5); | | ||б) надо подумать (3); | | ||в) скорее всего, опять пошла бы за него (1); | | ||г) наверное, согласилась бы (0). | | ||2. Вы — единственная дочь или у вас есть братья и| |Б ||сестры? | | ||а) единственная (5); | | ||б) у меня есть сестра (3); | | ||в) у меня есть брат (1); | | ||г) у меня есть братья и сестры (0). | | ||3. Добиваетесь ли вы новых знакомств или же | |Б ||довольствуетесь старым кругом друзей? | | ||а) мне хочется, чтобы все оставалось по-старому, | | ||без каких бы то ни было изменений (3); | | ||б) люблю заводить новые знакомства (5); | | ||в) немного нового вовсе не мешает (0); | | ||г) разделяю мнение, что старый друг лучше новых | | ||двух (1). | | ||4. Стараетесь ли вы сделать домашнюю обстановку | |А ||приятной, уютной или же довольствуетесь тем, что | | ||поддерживаете образцовый порядок? | | ||а) делаю все от меня зависящее, чтобы дом был | | ||уютным и убранным (0); | | ||б) уделяю дому каждую свободную минуту (1); | | ||в) меня занимают более важные дела, чем проблемы | | ||домашнего уюта (3); | | ||г) самое главное для меня - чистота и образцовый | | ||порядок(5). | | ||5. Баловал ли вас отец в детстве или же | |Б ||воспитывал в строгости? | | ||а) отец был очень строг со мной (1); | | ||б) отец потакал всем моим желаниям (5); | | ||в) временами отец становился очень внимателен | | ||(0); | | ||г) отец баловал меня понемножку (3). | | ||6. Довольны ли вы своим материальным положением | |Б ||или считаете, что оно могло быть и лучше? | | ||а) вообще говоря, не слишком довольна (5); | | ||б) как говорится, жить можно (1); | | ||в) еле-еле свожу концы с концами (3); | | ||г) считаю, что в доме достаток (0). | | ||7. Как оценивает муж ваши кулинарные способности?| |Б || | | ||а) мой муж их ни во что не ставит (5); | | ||б) он точно оценивает мои возможности (0); | | ||в) я была бы гораздо уверенней в себе, если бы | | ||чаще слышала его одобрение (3); | | ||г) случается, муж и похвалит меня (1); | | ||8. Считаете ли вы себя более занятой, чем ваш | |В ||муж? | | ||а) мужу приходится работать гораздо больше меня | | ||(1); | | ||б) уверена, что я тружусь за двоих (5); | | ||в) каждый из нас трудится по мере сил и | | ||возможностей (0); | | ||г) муж явно недооценивает мой труд (3). | | ||9. Считаете ли вы, что муж выделяет достаточно | |В ||средств на домашние расходы? | | ||а) думаю, что слишком мало (5); | | ||б) мне частенько приходится туговато (3); | | ||в) как правило, нам хватает (0); | | ||г) приходится довольствоваться тем, что есть (1).| | ||10. Проявляет ли ваш муж интерес к вашей | |В ||внешности? | | ||а) моя внешность его вообще не занимает (5); | | ||б) я над этим и не задумываюсь (1); | | ||в) по-моему, чересчур интересуется (0); | | ||г) изредка напоминает, что мне не мешало бы | | ||побольше заботится о своей внешности (3). | | ||Умеете ли вы быть счастливым?г ||1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью,| |Б ||приходите к выводу, что | | ||а) все было, скорее, плохо, чем хорошо, | | ||б) было, скорее, хорошо, чем плохо, | | ||в) все было отлично. | | ||2. В конце дня обыкновенно | |Б ||а) недовольны собой, | | ||б) считаете, что день мог бы пройти лучше, | | ||в) отходите ко сну с чувством удовлетворения. | | ||3. Когда смотрите в зеркало, думаете: | |Б ||а) «О, боже, время беспощадно!», | | ||б) «А что, совсем еще неплохо!», | | ||в) «Все прекрасно!». | | ||4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из | |Б ||знакомых, думаете: | | ||а) «Ну, мне-то никогда не повезет!», | | ||б) «А, черт! Почему же не я?», | | ||в) «Однажды так повезет и мне!». | | ||5. Если услышите по радио, узнаете из газет о | |Б ||каком-либо происшествии, говорите себе: | | ||а) «Вот так однажды будет и со мной!», | | ||б) «К счастью, меня эта беда миновала!», | | ||в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!». | | ||6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего: | |А ||а) ни о чем не хочется думать, | | ||б) взвешиваете, что «день грядущий вам готовит», | | ||в) довольны, что начался новый день и могут быть | | ||новые сюрпризы. | | ||7. Думаете о ваших приятелях: | |В ||а) они не столь интересны и отзывчивы, как | | ||хотелось бы, | | ||б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом | | ||они терпимы, | | ||в) замечательные люди! | | ||8. Сравнивая себя с другими, находите, что | |А ||а) «Меня недооценивают», | | ||б) «Я не хуже остальных», | | ||в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают | | ||все!». | | ||9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять | |Б ||килограммов: | | ||а) впадаете в панику, | | ||б) считаете, что в этом нет ничего особенного, | | ||в) тут же переходите на диету, усиленно | | ||занимаетесь физическими упражнениями. | | ||10. Если вы угнетены: | |Б ||а) клянете судьбу, | | ||б) знаете, что плохое настроение пройдет, | | ||в) стараетесь развлечься. | | ||Профессиональная ориентация ||А. Я люблю командные виды спорта. | |А ||Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов. | |Д ||В. Я всегда готов дать совет, если другим он | | ||нужен. | | ||Г. Мне нравится говорить по телефону. | | ||Д. Я машинально рисую в своих записных книжках. | | ||Е. Мне нравится все вокруг. | | ||А. Мне нравится работать руками. | |В ||Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно | |Г ||выполнить. | | ||В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на| | ||кого-то другого. | | ||Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям. | | ||Д. Мне нравится напрягать свое воображение. | | ||Е. Я силен в естественных науках. | | ||А. Я умею обращаться с инструментами. | |Д ||Б. Моя комната всегда находится в образцовом | | ||порядке. | | ||В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в | | ||коллективе. | | ||Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение. | | ||Д. Мне нравится идти в ногу с модой. | | ||Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу | | ||за страницей. | | ||А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, | |В ||нежели в помещении. | | ||Б. Математика — это то, что я знаю лучше всего. | | ||В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а | | ||не наблюдать за ним. | | ||Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я | | ||прибегаю к чужому совету. | | ||Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. Е. | | ||Меня интересует природа. | | ||А. Домашние животные доставляют мне массу | |Е ||удовольствия. | | ||Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый. | | ||В. Я бы хотел сделать политическую карьеру. | | ||Г. Я веду дневник. | | ||Д. Я предпочитаю работать самостоятельно. | | ||Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они | | ||устроены. | | |Выводы по результатам тестирования Какие мы – как люди и специалисты? Можем ли быть руководителями,управлять людьми, коллективом? Насколько самоорганизованны и способны кбизнесу и предпринимательской деятельности ? Каковы наши особенности,характер, взаимоотношения с окружающими, в семье ? Для проведения таких тестов были отобраны 2 человека мужского иженского пола, с высшим экономическим образованием и работающим по профилю.Их назвали «Интервьюируемый 1» и «Интервьюируемый 2». Им был предложен набор тестов, на которые они могли отвечать . Преждечем приступить к тестированию, была проведена подготовительная работа. Онасостояла в следующем. Вначале интервьюируемым были представлены тесты иобъяснение, для чего они предназначены, с какой целью проводитсятестирование, и добились того, что объяснения были правильно поняты всемиИнтервьюируемыми. Это позволило в дальнейшем избежать возможных ошибок,связанных с проведениеи тестирования. Потом даны были объяснения какиеданные в результате могут быть получены, и каким образом они могут бытьиспользованы в жизни. Определение степени мотивации личности к успеху У «Интервьируемого 1» средняя мотивация к успеху, такая же, как убольшинства людей. Стремление к цели приходит к нему в форме приливов иотливов. Порой ему хочется все бросить, так как он считает , что цель, ккоторой он стремится недостижима. У второго интервьируемого данные точнотакие же. Сильный ли у вас характер? «Интервьируемый 1» принадлежит к числу людей настойчивых и обладающихдостаточным чувством ответственности. Ценит свои суждения, но и считается смнением других. Правильно ориентируется в возникающих ситуациях ивбольшинстве случаев умеет выбрать правильное решение. Это говорит о наличииу него черт сильного характера. « Интервьируемый « только должен избегатьсамолюбования и всегда помнить: сильный – это не значит жестокий. Счастливы ли вы в браке? У «Интервьируемого 1» в семье царит мир и согласие. Муж(«Интервьируемый 1») старается так же, как и жена («Интервьируемый 2») необращать внимания на мелочи, обходить острые углы. Умеете ли вы быть счастливым? Счастье и несчастье для « Интервьируемого « выражается известнойформулой «50 x 50» Если он хочет склонить чащу весов в свою пользу, должен стараться непасовать перед трудностями, встречать их стоически, опариться на друзей ,не оставлять и их в беде. Профессиональная ориентация По результатам этого теста получилось, что интересы « Интервьируемого « находятся в стадии становления.Литература: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 368 с. 2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.-632 с. 3. Познай себя и других : Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998 - 400 с. 4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: «ВЛАДОС», 1998.-Кн. 1-384 c.-----------------------прямоекосвенное анкетаинтервьюопросник опросные Эксперимент.методы Объективные психодиагност. методы1 На основе наблюденийисследовательскиепсиходиагностические




Похожие:

Методы исследования в психодиагностике iconПамятка по рейтинговой оценке игнд гэгх 1 01/01
Методы исследования вещества (структура курса). Качественный и количественный анализы. Разрушающие и неразрушающие методы исследования....
Методы исследования в психодиагностике iconТема от исследования к действию: методы и дилеммы публичной социологии
От исследования к действию. Методы и этика. Понятия партисипаторного и акционистского исследования. Дилеммы участия и воздействия....
Методы исследования в психодиагностике iconМетоды научного исследования
Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы, устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения...
Методы исследования в психодиагностике iconКонтролирующие материалы по дисциплине «Лабораторные методы изучения полезных ископаемых» Входной контроль
Микроскопические методы исследования вещества (виды, задачи, объекты исследования)
Методы исследования в психодиагностике iconПрограмма дисциплины «Методы измерения в социологии-3»
Предлагаемая программа является обобщением программ двух дисциплин «Методы социологического исследования-1» и «Методы социологического...
Методы исследования в психодиагностике iconПрограмма дисциплины «Методы измерения в социологии-3»
Предлагаемая программа является обобщением программ двух дисциплин «Методы социологического исследования-1» и «Методы социологического...
Методы исследования в психодиагностике iconРабочая программа дисциплины ядерно-физические и электронно-микроскопические методы исследования вещества
Пререквизиты: «Химия», «Физика», «Геология», «Минералогия с основами кристаллографии», «Петрография» «Методы исследования вещественного...
Методы исследования в психодиагностике iconРабочая программа дисциплины теоретические и экспериментальные методы исследования в химии модуль I «Основные методы исследования в органической химии»
Теоретические и экспериментальные методы исследования в химии (Модуль I «Основные методы исследования в органической химии»)
Методы исследования в психодиагностике iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники
Кореквизиты основные методы исследования в органической химии. Основные методы исследования в неорганической химии
Методы исследования в психодиагностике iconДисциплина Приборы и методы исследования в тнв число недель
Рейтинг-план освоения дисциплины «Приборы и методы исследования в тнв» в течение пятого семестра
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы