Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? icon

Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени?



НазваниеПочему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени?
Дата конвертации08.07.2012
Размер85.11 Kb.
ТипРеферат
Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени?


Почему повесть «Княжна Мери» занимает центральное место в романе «Герой нашего времени»? Реализм, как направление в литературе, имеет очень долгую историю. ЕщёАлександр Сергеевич Пушкин изобразил сложный и противоречивый характерЕвгения Онегина, главного героя одноимённого романа в стихах. Великий поэтпоказал, как влияет на Онегина окружающее его общество, как оно формируетхарактер молодого человека. Михаил Юрьевич Лермонтов развивает эту традициюПушкина, но если Онегин изображён со стороны, о нём рассказывает автор, тоГригорий Александрович Печорин, главный герой романа Лермонтова, показан сразных точек зрения, что намного усиливает глубину раскрытия его сложногохарактера. В этом смысле Лермонтов был новатором. Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» какизображение всего поколения. Он подчёркивал, что «история душичеловеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и неполезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печоринаотнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человекнеобыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубжераскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычномупостроению романа. Какова же особенность его композиции? При описании важнейших событий в жизни главного героя автор нарушилхронологическую последовательность. Если её восстановить, то первое место вромане должна занять повесть «Тамань», ведь именно в Тамани останавливаетсяПечорин, следовавший на Кавказ. После службы в действующем отряде онотправляется на «воды», живёт в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэлиГрушницкого. За участие в дуэли его высылают в крепость, где молодойчеловек встречается с Максимом Максимычем. Оттуда прапорщик на короткоевремя отправляется в станицу. Потом Печорин едет в Петербург и через пятьлет снова оказывается на Кавказе, отправляясь в Персию. На обратном пути изПерсии он умирает. Но почему же Лермонтов отказывается от такойпоследовательности изложения? Дело в том, что автору важно показать своегогероя с разных точек зрения, в новой общественной среде, в окружении людей,занимающих различное положение в обществе. В роман Григорий Александрович Печорин входит человеком «странным».Рассказчиком в первой повести романа - «Бэле» - выступает Максим Максимыч,старый офицер, проведший большую часть своей жизни на Кавказе, гдедослужился до чина штабс-капитана. У Максима Максимыча нет основательногообразования, он не был в высшем свете. Одним словом, перед намиобыкновенный, простой человек. Штабс-капитан полюбил молодого человека. Он понял незаурядность, силунатуры главного героя, его железную волю, способность всех подчинять себе.Однако, что важно, для старика его сослуживец так и остался человеком«странным». Послушав его, мы и сами начинаем считать Печорина загадочнымчеловеком, но понять и объяснить этот характер мы не в состоянии. Это ли нелучшее начало романа? Во второй повести, где действие происходит уже через пять лет, мызастаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нём рассказываетстранствующий офицер, человек, безусловно, образованный и относящийся ктому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольноподробный портрет Григория Александровича с некоторыми психологическимизамечаниями. Автор рисует фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу,черты лица молодого человека, уделяя особое внимание описанию глаз, которые«не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, илиглубокой постоянной грусти». Портрет настолько красноречив, что перед намивстаёт зримый образ человека, много пережившего и опустошённого. Здесь же мы узнаём о чрезвычайно странном поведении сослуживца МаксимаМаксимыча. Почему, прекрасно зная, что штабс-капитан ждёт его на ужин,Печорин не пришёл? Почему он сухо подал руку старику, когда тот готов былброситься ему на шею? Почему даже не поговорил с бывшим приятелем? Но зачемему это? Вновь ворошить давно прожитое, вспоминать жизнь в крепости, Бэлу,он не хотел. Дружеских чувств к старику (как, впрочем, и к кому-нибудьдругому) не испытывал. Так зачем же? Повесть эта разжигает наше любопытство к главному герою, порождаетвопросы о причинах формирования такого характера. Однако ответа на этивопросы здесь мы найти не можем. Познакомившись с Григорием Александровичем Печориным из рассказовдругих людей, мы понимаем, что имеем больше вопросов, чем ответов. Теперь-то пришла пора узнать главного героя изнутри. Так перейдём же к дневнику,или журналу, самого Печорина! Дневник этот представляет из себя большуюценность, так как является «следствием наблюдений ума зрелого над самимсобою». И действительно, далеко не каждый сможет раскрыть себя, свойвнутренний мир с такой же откровенностью и полнотой, как это сделалПечорин. И в этом величайшее достоинство дневника молодого человека. Первая повесть журнала Печорина, «Тамань», является романтической похарактеру. Здесь описывается история, приключившаяся с ним во время путина Кавказ. И уже в этой повести становится явным одно из основных качеств,свойственных этому человеку, - любопытство. Именно оно помогло главномугерою разгадать тайну прекрасной ундины, разрушив при этом «мирный кругчестных контрабандистов». Однако сам Печорин от этого глубоко расстроен.«Зачем?»- задаёт он себе вопрос и не находит на него ответа. Следующая повесть («Княжна Мери») даёт ответы на большинствопоставленных нами вопросов. В ней намечаются основные мотивы всего«Журнала»: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающееего к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассуднаяхрабрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы ихпоступков, постичь их психологию. «Княжна Мери» построена на дневниковых записях, это почти ежедневнаялетопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько самисобытия (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения,чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей,с которыми сталкивает его жизнь. Повесть эта начинается необычно. В отличие от «Тамани», где Печоринчрезвычайно деятелен, никогда не сидит на месте, здесь мы видим еголюбующимся пейзажем наслаждающимся видом цветущей черешни и испытывающимотрадное чувство, когда «весело жить в такой земле» понимаем, что молодойчеловек в душе поэт. Однако в эту идиллию врывается проза: ГригорийАлександрович идёт к Елисаветинскому источнику, где собирается водяноеобщество. Печорин даёт меткие характеристики степным помещикам, чтохарактеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошоразбирающегося в людях. До этой повести мы ни разу не встречали Григория Александровича в толпелюдей. Здесь же это довольно частое явление. Так, может быть, среди такогоколичества людей у молодого человека есть друзья? Ведь здесь, на «водах»,он встречается с юнкером Грушницким. Однако Печорина что-то раздражает вГрушницком. Почему же этот 21-летний мальчишка так не нравится прапорщику?Да, он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом немечтает в столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и этоему можно простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это егонекоторая похожесть на этого глупого юнца. Григорий Печорин действительнопереживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для юнкера лишьпоза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш герой невыносит. Как тут не вспомнить стихотворение «Как часто пёстрою толпоюокружён»: вокруг молодого человека «мелькают образы бездушные людей,приличьем стянутые маски», что ему, конечно, неприятно. Раздражённый,Печорин желает досадить бывшему сослуживцу. К этому молодого человекаподталкивает и скука. Без каких-либо угрызений совести он вмешивается всудьбу юнкера, влюбляет в себя Мери, чем восстанавливает против себяГрушницкого. В повести есть ещё один человек, с которым, кажется, главный геройдружен. Это доктор Вернер. В докторе его привлекает скептицизм иматериализм, а также то, что в душе тот поэт. Конечно, Печорину нравятсяэти качества Вернера, ведь они по сути являются лучшими чертами егособственного характера. Однако у доктора есть и главное отличие от молодогочеловека: у него есть дело, ведь он врач. Как мы увидим в дальнейшем уПечорина-то дел не было. Возможна ли дружба между такими умными, понимающими друг друга людьми?Оказывается, нет. Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он неспособен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсьне согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны).Во-вторых, по словам молодого человека, он (да и доктор) относится к людям,которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». Атакие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.Дневник Печорина мне не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман,убеждаешься в правильности строк К добру и злу постыдно равнодушны... ...И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви... Это равнодушие никому не мешает, пока всё идёт гладко. Но что делать,когда случается буря? А буря случается, ведь Печорин не может жить без них,он сам их создаёт (на ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса»,прекрасно характеризующие молодого человека: «А он, мятежный, просит бури,как будто в бурях есть покой»). Так вот, в такой ситуации холодноеравнодушие Печорина может обернуться злом и оборачивается злом (вспомним,например, «Тамань»). От доктора Вернера молодой человек узнаёт о приезде на Кавказ Веры.Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что её-то он любит, понимаемпотому, что пишет он теперь в том же тоне, в каком описывал природуКавказа. Не прочитав эту повесть, сомневаешься, что Печорин способен налюбовь: Бэла ему вскоре надоела, к Максиму Максимычу он нисколько непривязан. А Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», недумает о ней, о том, что мучит её. Налицо явное противоречие: если онлюбит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери? 16 мая молодой человек делает в своём журнале следующую запись: «Впродолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Онзанят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадитьГрушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает,зачем он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный геройверен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека. «Из чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает: «Естьнеобъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» Этоже эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ниокружающим. Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честьоклевётанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, онпроводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко некаждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкийподчинён злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведьзнаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остаётся вживых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает. Итак, в «Княжне Мери» нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, чтоГригорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Самон перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие -мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть нампоказывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры,незаурядный ум, проницательность) и плохие черты его характера (ужаснейшийэгоизм). И действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохимили хорошим. Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так какпозволяет нам самим (без каких-либо посредников, как в первых двухповестях) проследить развитие характера главного героя, узнать оформировании его натуры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин.Об этом мы узнаём из его исповеди Мери: молодой человек признаётся ей, чтотакое вот общество Грушницких сделало из него «нравственного калеку».Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки,одиночества всё больше овладевает главным героем. В конце повести, уженаходясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовалиего на Кавказе. «Скучно»,-заключает он. «Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведьтакую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкиеинтриги. Это ли не трагично?! Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские- поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральноеположение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист»,где герой снова пытается решить важную загадку: в чём истинноепредназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человекаиграет свобода, судьба, вера. Становится понятно, что своим поведениемПечорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанныхверой в какую-то высшую идею. Таким образом, читая роман, мы понимаем. Что Григорий АлександровичПечорин как бы поднёс зеркало ко всему своему поколению. Я думаю, чтонеплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более, что и мы ведь живёмв то время, когда, разрушив старые принципы, ещё не выработали новые, когдацарят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Нестановимся ли «нравственными калеками»? На эти вопросы поможет найти ответроман «Герой нашего времени» и особенно повесть «Княжна Мери», ведь, как мывидим, она действительно занимает центральное место в романе.




Похожие:

Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconПочему повесть Княжна Мэри занимает центральное место в романе Герой нашего времени?

Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconГероини нашего времени. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит...
Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconТест по теме «Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»»
Кто из героинь напевал эту песню: Как по вольной волюшке – по зелёну морю ходят все кораблики белопарусники. (Варианты ответа: Бэла,...
Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconВопросы к экзамену по литературе 10 класс Женские образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Композиция романа «Герой нашего времени», ее роль в формировании портрета Печорина
Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconКаким видит Лермонтов героя своего времени в романе Герой нашего времени

Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconГерой нашего времени М. Ю. Лермонтова "Герой нашеговремени" М. Ю. Лермонтова Нравственно-психологоческий роман( егохудожественные особенности )."Герой нашего времени" первый в русской прозе лирико-психологическийроман

Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconОбраз Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconМетодическая разработка интерактивного урока-исследования для учащихся 9 класса по теме
Печорина, начинающийся со слов: «Я часто себя спрашиваю…» (повесть «Княжна Мери», 3-го июня)
Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconЭто качество проявляется в любви к Бэле, а также в отношении с Мери
Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”- одно из лучших произведений русской литературы. Этот роман стоит
Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени? iconКонкурс "Герой и антигерой нашего времени" Февраль 26th, 2010
Принимаются заявки на участие во всероссийском конкурсе фотографий “Герой и антигерой нашего времени”. Дедлайн 15 июля 2010
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы