Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них icon

Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия "серебряного века" основные течения и взгляды на них



НазваниеПоэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия "серебряного века" основные течения и взгляды на них
Дата конвертации08.07.2012
Размер159.85 Kb.
ТипРеферат
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них


ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ. “Серебряный век “русской поэзии — это название стало устойчивым дляобозначения русской поэзии конца XIX - начала XX века. Оно дано было поаналогии с золотым веком — так называли начало XIX века, пушкинское время.О русской поэзии “серебряного века” существует обширная литература — о нейочень много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т. ч.такие крупные ученые, как В.М. Жирмунский , В. Орлов, Л.К. Долгополов,продолжают писать М.Л. Гаспаров, Р.Д. Тименчик, Н.А. Богомолов и многиедругие. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания — например, В.Маяковского ( “ На Парнасе серебряного века”), И Одоевцевой (“ На берегахНевы”) , трехтомные воспоминания А. Белого; издана книга “Воспоминания осеребряном веке”. Русская поэзия “серебряного века” создавалась в атмосфере общегокультурного подъема как значительнейшая его часть . Характерно, что в однои то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, какА.Блок и В.Маяковский, А.Белый и В.Ходасевич. Этот список можно продолжатьи продолжать. В истории мировой литературы это явление было уникальным. Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестностии мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущенияприближения гибели существующего общественно-политического строя. Все этоне могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связановозникновение символизма. Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядахпоэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из символистов,такие, как Н.Минский, Д.Мережковский, начинали свой творческий путь какпредставители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи“богостроительства” и “ религиозной общественности”. “Старшие символисты” резко отрицали окружающую действительность, говорили миру “нет”: Я действительности нашейне вижу, Я не знаю нашеговека...(В.Я.Брюсов) Земная жизнь лишь “сон”, ” тень” Реальности противопоставлен мир мечтыи творчества — мир, где личность обретает полную свободу: Есть одна только вечная заповедь —жить. В красоте, в красоте несмотря ни начто.(Д.Мережковский ) Реальная жизнь изображается как безобразная, злая, скучная ибессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественномуноваторству — преобразованию значений поэтического слова, развитиюритмики, рифмы и т.д. “старшие символисты” еще не создают систему символов; Они — импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие оттенкинастроений, впечатлений. Слово как таковое для символистов утратило цену.Оно стало ценным только как звук, музыкальная нота, как звено в общеммелодическом построении стихотворения. Новый период в истории русского символизма (1901-- 1904) совпал сначалом нового революционного подъема в России. Пессимистическиенастроения, навеянные эпохой реакции 1980-х — начала 1890-х гг. ифилософией А.Шопенгауэра, уступают место предчувствиям “неслыханныхперемен”. На литературную арену выходят “младшие символисты” —последователи философа-идеалиста и поэта Вл.Соловьева., представлявшего,что старый мир на грани полной погибели, что в мир входит божественнаяКрасота (Вечная Женственность, Душа Мира) , которая должна “спасти мир”,соединив небесное (божественное)начало жизни с земным, материальным,создать “царство божие на земле”: Знайте же: Вечная Женственностьныне В теле нетленном на землю идет. В свете немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод.(Вл.Соловьев) Особенно привлекают любовь , — эротика во всех ее проявлениях ,начиная с чисто-земного сладострастия и кончая романтическим томлением оПрекрасной Даме, Госпоже, Вечной Женственности, Незнакомке... Эротизмнеизбежно переплетен с мистическими переживаниями. Любят поэты-символистыи пейзаж ,но не как таковой , а опять-таки как средство , как средствовыявить свое настроение .Поэтому так часто в их стихотворениях русская,томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если есть, то с печальнымиблеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, все окутано дымкой чуть-чутьколышущегося тумана. Излюбленным мотивом “младших символистов” являетсягород. Город — живое существо с особой формой, особым характером, зачастуюэто “город-Вампир” , “Спрут”, сатанинское наваждение, место безумия, ужаса; город — символ бездушия и порока. (Блок,Сологуб, Белый, С.Соловьев, взначительной степени Брюсов) . Годы первой русской революции (1905-1907) вновь существенно изменяютлицо русского символизма. Большинство поэтов откликаются на революционныесобытия. Блок создает образы людей нового, народного мира. В.Я. Брюсовпишет знаменитое стихотворение “Грядущие гунны”, где прославляетнеизбежный конец старого мира, к которому, однако, причисляет и себя, ивсех людей старой, умирающей культуры. Ф.К.Сологуб создает в годыреволюции книгу стихотворений “Родине” (1906), К.Д. Бальмонт — сборник“Песни мстителя”(1907), изданные в Париже и запрещенные в России, и т.д. Еще важнее то, что годы революции перестроили символическоехудожественное миропонимание. Если раньше Красота понималась как гармония,то теперь она связывается с хаосом борьбы, с народными стихиями.Индивидуализм сменяется поисками новой личности, в которой расцвет “я”связан с жизнью народа. Изменяется и символика: ранее связанная в основномс христианской, античной, средневековой и романтической традицией, теперьона обращается к наследию древнего “общенародного” мифа ( В.И. Иванов), крусскому фольклору и славянской мифологии (А.Блок, М.М.Городецкий) Другимстановится и настроение символа. Все большую роль в нем играют его земныезначения: социальные, политические, исторические. К концу первого десятилетия XX века символизм ,как школа, приходит вупадок. Появляются отдельные произведения поэтов-символистов, но влияниеего, как школы, утрачено. Все молодое, жизнеспособное, бодрое уже вне его.Символизм не дает уже новых имен. Символизм изжил себя самого и изживание это пошло по двумнаправлениям. С одной стороны, требование обязательной “мистики”,“раскрытия тайны”, “постижения” бесконечного в конечном привело к утратеподлинности поэзии; “религиозный и мистический пафос “корифеев символизмаоказался подмененным своего рода мистическим трафаретом, шаблоном. С другой— увлечением “музыкальной основой” стиха привело к созданию поэзии,лишенной всякого логического смысла, в которой слово низведено до роли ужене музыкального звука, а жестяной, звенящей побрякушки. Соответственно с этим и реакция против символизма, а в последствииборьба с ним, шли по тем же двум основным линиям. С одной стороны, против идеологии символизма выступили “акмеисты” . Сдругой - в защиту слова, как такового, выступили так же враждебныесимволизму по идеологии “футуристы”. В 1912 г. среди множества стихов, опубликованных в петербургскихжурналах, читатель не мог не задержать внимания на таких, например,строчках: Я душу обрету иную, Все, что дразнило, уловя. Благословлю я золотую Дорогу к солнцу от червя. ( Н.С.Гумилев) И часы с кукушкой ночи рады, Все слышней их четкий разговор. В щелочку смотрю я: конокрады Зажигают под холмом костер. (А.А.Ахматова) Но я люблю на дюнах казино, Широкий вид в туманное окно И тонкий луч на скатерти измятой. (О.Э.Мандельштам) Эти трое поэтов, а так же С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич, В.И.Набурт втом же году назвали себя акмеистами (от греческого akme — высшая степеньчего-либо, цветущая пора) . Приятие земного мира в его зримой конкретности,острый взгляд на подробности бытия, живое и непосредственное ощущениеприроды, культуры, мироздания и вещного мира, мысль о равноправии всегосущего — вот, что объединяло вту пору всех шестерых. Почти все они прошлиранее выучку у мастеров символизма, но в какой-то момент решили отвергнутьсвойственные символистам устремленность к “мирам иным” и пренебрежение кземной, предметной реальности. Отличительной чертой поэзии акмеизма является ее вещественнаяреальность, предметность. Акмеизм полюбил вещи такой же страстной,беззаветной любовью, как символизм любил “соответствия”, мистику, тайну,Для него все в жизни было ясно. В значительной степени он был таким жеэстетством, как и символизм и в этом отношении он, несомненно, находитсяс ним в преемственной связи, но эстетизм акмеизма уже иного порядка, чемэстетизм символизма. Акмеисты любили производить свою генеалогию от символиста Ин.Анненского и в этом они , несомненно, правы. Ин.Анненский стоял особнякомсреди символистов. Отдав дань раннему декадентству и его настроениям, онпочти совсем не отразил в своем творчестве идеологии позднего московскогосимволизма и в то время, как Бальмонт, а за ним и многие другие поэты-символисты заблудились в “словесной эквилибристике”, — по меткому выражениюА.Белого, захлебнулись в потоке бесформенности и “духа музыки”, залившемсимволическую поэзию, он нашел в себе силы пойти по другому пути. ПоэзияИн.Анненского знаменовала собой переворот от духа музыки и эстетствующеймистики к простоте, лаконичности и ясности стиха, к земной реальности теми какой-то поземному амистичной тяжелости настроения. Ясность и простота построения стиха Ин.Анненского была хорошо усвоенаакмеистами. Их стих приобрел четкость очертаний, логическую силу ивещественную весомость. Акмеизм был резким и определенным поворотомрусской поэзии ХХ века к классицизму. Но именно только поворотом, а незавершением — это необходимо иметь все время в виду, так как акмеизм носилв себе все же много черт еще не окончательно изжитого романтическогосимволизма. В целом поэзия акмеистов была образцами в большинстве случаевуступающего символизму, но все же очень высокого мастерства. Этомастерство, в противоположность пламенности и экспрессии лучшихдостижений символизма, носило в себе налет какого-то замкнутого в себе,утонченного аристократизма, чаще всего ( за исключением поэзии Ахматовой,Нарбута и Городецкого) холодного, спокойного и бесстрастного. Среди акмеистов особенно был развит культ Теофиля Готье, а егостихотворение “Искусство” , начинающееся словами “Искусство темпрекрасней, чем взятый материал бесстрастней”, звучало для старшегопоколения “Цеха поэтов” своего рода поэтической программой. Так же , как символизм, акмеизм вобрал в себя много разнообразныхвлияний и в его среде наметились разнообразные группировки. Объединяла всех акмеистов в одно их любовь к предметному, реальномумиру — не к жизни и ее проявлениям, а к предметам, к вещам. Любовь этапроявлялась у различных акмеистов по различному. Прежде всего мы видим среди акмеистов поэтов, отношение которых кокружающим их предметам и любование ими носит на себе печать того жеромантизма. Романтизм этот, правда , не мистический, а предметный, и в этомего коренное отличие от символизма. Такова экзотическая позиция Гумилева сАфрикой, Нигером, Суэцким каналом, мраморными гротами, жирафами и слонами.,персидскими миниатюрами и Парфеноном, залитым лучами заходящего солнца...Гумилев влюблен в эти экзотические предметы окружающего мира чист по-земному, но любовь эта насквозь романтична. Предметность встала в еготворчестве на место мистики символизма. Характерно, что в последний периодсвоего творчества, в таких вещах , как “Заблудившийся трамвай”, “Пьяныйдервиш”, “Шестое чувство” он становится вновь близким к символизму. Во внешней судьбе русского футуризма есть что-то, напоминающее судьбырусского символизма . Такое же яростное непризнание на первых шагах, шумпри рождении (у футуристов только значительно более сильный, превращающийсяв скандал). Быстрое вслед за этим признание передовых слоев литературнойкритики, триумф, огромные надежды. Внезапный срыв и падение в пропасть втот момент, когда казалось, небывалое доселе в русской поэзии возможности игоризонты. Что футуризм – течение значительное и глубокое – не подлежит сомнению.Также несомненно его значительное внешнее влияние (в частности Маяковского)на форму пролетарской поэзии, в первые годы ее существования. Но так женесомненно, что футуризм не вынес тяжести поставленных перед ним задач ипод ударами революции полностью развалился. То обстоятельство, чтотворчество нескольких футуристов – Маяковский, Асеев и Третьяков – впоследние годы проникнуто революционной идеологией, говорит только ореволюционности этих отдельных поэтов: став певцами революции, эти поэтыутратили свою футуристическую сущность в значительной степени, и футуризм вцелом от этого не стал ближе к революции, как не стали революционнымисимволизм и акмеизм оттого, что членами РКП и певцами революции сталиБрюсов, Сергей Городецкий и Владимир Нарбут, или оттого, что почти каждыйпоэт-символист написал одно или несколько революционных стихотворений. В основе, русский футуризм был течением чисто-поэтическим. В этом смыслеон является логическим звеном в цепи тех течений поэзии XX века, которыево главу своей теории и поэтического творчества ставили чисто эстетическиепроблемы. В футуризме была сильна бунтарская Формально-революционнаястихия, вызвавшая бурю негодования и «эпатировавшая буржуа». Но это«эпатирование» было явлением того же порядка, как и «эпатирование»,которое вызывали в свое время декаденты. В самом «бунтарстве», в«эпатировании буржуа», в скандальных выкриках футуристов было большеэстетических эмоций, чем эмоций революционных». Исходная точка технических исканий футуристов – динамика современнойжизни, стремительный ее темп, стремление к максимальной экономии средств,«отвращение к кривой линии, к спирали, к турникету, Склонность к прямойлинии. Отвращение к медленности, к мелочам, к многословным анализам иобъяснениям. Любовь к быстроте, к сокращению, к резюмированию и к синтезу:«Скажите мне поскорее в двух словах!» Отсюда – разрушение общепринятогосинтаксиса, введение «беспроволочного воображения», то есть «абсолютнойсвободы образов или аналогий, выражаемых освобожденными словами, безпроводов синтаксиса и без всяких знаков «препинания», «конденсированныеметафоры», «телеграфические образы», «движения в двух, трех, четырех и пятитемпах», уничтожение качественных прилагательных, употребление глаголов внеопределенном наклонении, опущение союзов и так далее – словом все,направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля». Основное устремление русского «кубо-футуризма» – реакция против «музыкистиха» символизма во имя самоценности слова, но слова не как оружиявыажения определенной логической мысли, как это было у классических поэтови у акмеистов, а слова, как такового, как самоцели. В соединении спризнанием абсолютного индивидуализма поэта (футуристы придавали огромноезначение даже почерку поэта и выпускали рукописные литографические книги ис признанием за словом роли «творца мифа»,-- это устремление породилонебывалое словотворчество, в конечном счете приведшее к теории «заумногоязыка». Примером служит нашумевшее стихотворение Крученных: Дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу, р л эз. Словотворчество было крупнейшим завоеванием русского футуризма, егоцентральным моментом. В противовес футуризму Маринетти, русский «кубо-футуризм» в лице наиболее ярких его представителей мало был связан сгородом и современностью. В нем была очень сильна та же романтическаястихия. Сказалась она и в милой, полудетской, нежной воркотне Елены Гуро, которойтак мало идет «страшное» слово «кубо-футуристка», и в ранних вещах Н.Асеева, и в разухабистой волжской удали и звенящей солнечности В.Каменского, и мрачной «весне после смерти » Чурилина, но особенно сильно уВ. Хлебникова. Хлебникова даже трудно поставить в связь с западнымфутуризмом. Он сам упорно заменял слово «футуризм» словом «будетляне».Подобно русским символистам, он ( так же как Каменский, Чурилин и Божидар)вобрал в себя влияние предшествующей русской поэзии, но не мистическойпоэзии Тютчева и Вл. Соловьева, а поэзии «Слова о полку Игореве» и русскогобылинного эпоса. Даже события самой непосредственной, близкой современности– война и НЕП – находят свое отражение в творчестве Хлебникова не вфутуристических стихотворениях, как в «1915г.» Асеева, а в романтически-стилизованных в древнерусском духе замечательной «Боевой» и «Эх, молодчики,купчики». Одним «словотворчеством», однако, русский футуризм не ограничился. На рядус течением, созданным Хлебниковым, в нем были и другие элементы. Болееподходящие под понятие «футуризм», роднящие русский футуризм с егозападным собратом. Прежде чем говорить об этом течении, необходимо выделить в особую группуеще одну разновидность русского футуризма – «Эго-футуристов», выступавших вПетербурге несколько раньше московских «кубо-футуристов». Во главе этоготечения стояли И. Северянин, В. Гнедов, И. Игнатьева К.Олимпов Г. Ивнов (впоследствии акмеист) и будущий основатель «имажинзма» В. Шершеневич. «Эго-футуризм» имел по существу очень мало общего с футуризмом. Этотечение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декаденства,доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стихаБальмонта (как известно, Северянин не декламировал, а пел на«поэзоконцертах» свои стихи), какого-то салонно-парфюмерного эротизма,переходящего в легкий цинизм, и утверждения крайнего солипсизма – крайнегоэгоцентризма («Эгоизм – индивидуализация, осознание, преклонение ивосхваление «Я»... «Эго-футуризм – непрестанное устремление каждого эгоистак достижению будущего в настоящем»). Это соединялось с заимствованным уМаринеттипрославленим современного города, электричества, железной дороги,аэропланов, фабрик, машин (у Северянина и особенно у Шершеневича). В «эго-футуризме таким образом, было все: и отзвуки современности, и новое, правдаробкое, словотворчество («поэза», «окалошить», «бездарь», «олилиен» и такдалее), и удачно найденные новые ритмы для передачи мерного колыханьяавтомобильных рессор(«Элегантная коляска» Северянина), и странное дляфутуриста преклонение перед салонными стихами М. Лохвицкой и К. Фофанова,но больше всего влюбленность в рестораны, будуары сомнительного роста, кафе-шантаны, ставшие для Северянина родной стихией. Кроме Игоря Северянина(вскоре, впрочем от эго-футуризма отказавшегося) это течение не дало ниодного сколько-нибудь яркого поэта. Значительно ближе к Западу, чем футуризм Хлебникова и «эго-футуризм»Северянина, был уклон русского футуризма, обнаружившейся в творчествеМаяковского, последнего периода Асеева и Сергея Третьякова. Принимая вобласти техники свободную форму стиха, новый синтаксис и смелые ассонансывместо строгих рифм Хлебникова, отдавая известную, порой значительную дань,словотворчеству эта группа поэтов дала в своем творчестве некоторыеэлементы подлинно-новой идеологии. В их творчестве отразилась динамика,огромный размах и титаническая мощь современного индустриального – города сего шумами, шумиками, шумищами, светящимися огнями заводов, уличнойсуматохой, ресторанами, толпами движущихся масс. В последние годы Маяковский и некоторые другие футуристы освобождаются отистерики и надрыва. Маяковский пишет свои «приказы», в которых все —бодрость, сила, призывы к борьбе, доходящие до агрессивности. Этонастроение выливается в 1923 году в декларации вновь организованной группы«Леф» («Левый фронт искусства»). Не только идеологически, но и технически все творчество Маяковского (заисключением первых его лет), так же, как и последний период творчестваАсеева и Третьякова, является уже выходом из футуризма, вступлением на путисвоеобразного нео-реализма. Маяковский, начавший под несомненным влияниемУитмэна, в последнем периоде вырабатывает совершенно особые приемы, создавсвоеобразный плакатно-гипперболический стиль, беспокойный, выкрикивающийкороткий стих, неряшливые, «рваные строки», очень удачно найденные дляпередачи ритма и огромного размаха современного города, войны, движениямногомиллионных революционных масс. Это большое достижение Маяковского,переросшего футуризм, и вполне естественно, что на пролетарскую поэзиюпервых лет ее существования, то есть именно того периода, когдапролетарские поэты фиксировали свое внимание на мотивах революционнойборьбы, технические приемы Маяковского оказали значительное влияние. Последней сколько-нибудь заметно нашумевшей школой в русской поэзии ХХвека был имажинизм. Это направление было создано в 1919 году (первая«Декларация» имажинизма датирована 30 января), следовательно, через двагода после революции, но по всей идеологии это течение с революцией неимело. Главой «имажинистов» стал Вадим Шершеневич – поэт, начавший с символизма,со стихов, подражающих Бальмонту, Кузмину и Блоку, в 1912 году выступавший,как один из вождей эго-футуризма и писавший «поэзы» в духе Северянина итолько в послереволюционные годы создавший свою «имажинистскую» поэзию. Так же, как и символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и лишьоттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизми футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов. Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, таки против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отвергвсякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Онгордился тем, что у него «нет философии» и «логики мыслей». Свою апологию образа имажинисты ставили в связь так же с быстротой темпасовременной жизни. По их мнению образ – самое ясное, лаконичное, наиболеесоответствующее веку автомобилей, радиотелеграфа, аэропланов. «Что такоеобраз ? – кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью». Во имя «скорости»передачи художественных эмоций имажинисты, вслед за футуристами, – ломаютсинтаксис – выбрасывают эпитеты, определения, предлоги сказуемые, ставятглаголы в неопределенном направлении. По существу, в приемах, так же как и в их «образности», не было ничегоособенно нового. «Имажинизм», как один из приемов художественноготворчества широко использовался не только футуризмом, но и символизмом (например, у Иннокентия Анненского: «Еще не властвует весна, но снежныйкубок солнцем выпит» или у Маяковского: «Лысый фонарь сладострастно снималс улицы черный чулок»). Новым было лишь упорство, с которым имажинистывыдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии – и содержаниеи форму. Наряду с поэтами, связанными с определенными школами, русская поэзия ХХвека дала значительное число поэтов, не примыкающих к ним или примыкающихна некоторое время, но с ними не слившихся и пошедших в конечном счетесвоим путем. Увлечение русского символизма прошлым – XVIII веком – и любовь кстилизации нашло свое отражение в творчестве М. Кузмина, увлечениеромантическими 20 и 30 годами – в милой интимности и уютности самоваров истаринных уголков Бориса Садовского. То же увлечение «стилизацией» лежитв основе восточной поэзии Константина Липскерова, Мариэты Шагинян и вбиблейских сонетах Георгия Шенгели, в сафических строфах Софии Парнок итонких стилизованных сонетах из цикла «Плеяды» Леонида Гроссмана. Увлечение славянизмами и древнерусским песенным складом, тяга к«художественному фольклору» отмеченные выше, как характерный моментрусского символизма, нашедший свое отражение в сектантских мотивах А.Добролюбова и Бальмонта, в лубках Сологуба и в частушках В. Брюсова, вдревнеславянских стилизациях В. Иванова и во всем первом периоде творчества С. Городецкого, – наполняют собой поэзию Любовь Столицы, Марины Цветаевойи Пимена Карпова. Так же легко улавливается отзвук поэзии символистов вистерично-экспрессивных, нервных и неряшливо, но сильно сделанных строкахИльи Эренбурга – поэта, в первом периоде своего творчества так жесостоявшего в рядах символистов. Особое место в русской лирике ХХ века занимает поэзия И. Бунина. Начав слирических стихотворений, написанных под влиянием Фета, являющихсяединственными в своем роде образцами реалистического отображения русскойдеревни и небогатой помещичьей усадьбы, в позднейшем периоде своеготворчества Бунин стал большим мастером стиха и создавал прекрасные поформе, классически четкие, но несколько холодные стихотворения,напоминающие, – как он сам характеризует свое творчество, – сонет,вырезанный на снеговой вершине стальным клинком. Близок к Бунину посдержанности, четкости и некоторой холодности рано умерший В. Комаровский.Творчество этого поэта, первые выступления которого относятся к значительнопозднему периоду – к 1912 году, носит на себе в известной части черты каки акмеизма. Так и начавшего играть приблизительно с 1910 года довольнозаметную роль в поэзии классицизма или, как его принято называть«пушкинизма». Около 1910 года, когда обнаружилось банкротство школы символистов,наступила, как это было отмечено выше, реакция против символизма. Выше былинамечены две линии, по которым были направлены главные силы этой реакции –акмеизм и футуризм. Этим, однако протест против символизма не ограничился.Он нашел свое выражение в творчестве поэтов, не примыкающих ни к акмеизму,ни к футуризму, но выступивших своим творчеством в защиту ясности,простоты и прочности поэтического стиля. Несмотря на противоречивые взгляды со стороны множества критиков, каждоеиз перечисленных течений дало немало превосходных стихотворений, которыенавсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателейсреди последующих поколений. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. «Антология русской лирики первой четверти ХХ века». И.С. Ежов, Е.И. Шамурин . « Амирус», 1991 год.2. «Русская поэзия 19- начала 20 веков.» П. Николаев, А. Овчаренко... Издательство «Художественная литература», 1987 год.3. «Энциклопедический словарь юного литературоведа». Издательство «Педагогика», 1987 год.4. «Методическое пособие по литературе для поступающих в вузы». И.В. Великанова, Н.Е. Тропкина. Издательство «Учитель»




Похожие:

Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconСеребряный век русской поэзии Творчество В. В. Маяковского ученика 11г класса моу ссш №2 Ермоленко Дмитрия План: I. Характеристика серебряного века. II. Литературные течения серебряного века. 1 Символизм. 2 Акмеизм. 3 Футуризм. III. Творчество В. В. Маяковского Характеристика серебряного века

Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconПоэзия серебряного века. Максимилиан Волошин

Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconЭпоха серебряного века и Осип Мандельштам
Эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра ш и семнадцатым годом. 1
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconИ. Н. Cеменов зарождение акмеологии в культуре серебряного века и
Рассмотрим характеризующиеся взаимопроникновением формы такого синтеза в человекознании и поэзии Серебряного века русской культуры,...
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них icon«Серебряный век» русской поэзии (конец XIX – начало XX века)
Другие поэтические течения. Сатиристическая и крестьянская поэзия, конструктивизм, поэты не входившие в общепризнанные школы 26
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconАнны Андреевны Ахматовой 11 класс Цель урок
Сегодня мы проводим урок в творческой мастерской поэтессы Серебряного века А. А. Ахматовой. Сафо 20 века- титул этой великой поэтессы....
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconОсновные черты и значение Серебряного века для культуры России

Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconМодернистские течения в русской лирике рубежа ХIХ-ХХ веков
Своеобразие социально-исторической и культурной жизни России на рубеже XIX-XX веков. Особенности воззрения на мир, искусство, человека,...
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconРусская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные этапы развития л-ры.
Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные...
Поэзия Серебряного века. Основные течения и взгляды на них поэзия \"серебряного века\" основные течения и взгляды на них iconПоэты серебряного века. Личность и творчество А. А. Ахматовой Россия, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ср школа №1. Поэты "серебряного века". Личность и творчество А. А. Ахматовой

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы