Развитие Германии после Второй Мировой Войны icon

Развитие Германии после Второй Мировой Войны



НазваниеРазвитие Германии после Второй Мировой Войны
Дата конвертации08.07.2012
Размер361,55 Kb.
ТипРеферат
Развитие Германии после Второй Мировой Войны


Определение курса после 1945 года.После безоговорочной капитуляции германской армии 8-9 мая 1945 годапоследнее имперское правительство во главе с гросс-адмиралом Деницемисполняло свои обязанности еще две недели. Затем оно было арестовано. Позжечлены правительства вместе с другими высокопоставленными должностнымилицами национал-социалистической диктатуры предстали перед Нюрнбергскимтрибуналом по обвинению в преступлениях против мира и человечности.5 июня верховная власть перешла к странам-победительницам: США,Великобритании, Советскому Союзу и Франции. Их главная цель, согласноЛондонскому протоколу от 12 сентября 1944 года и последующимдоговоренностям, заключалась в осуществлении полного контроля надГерманией. В основе этой политики лежал раздел страны на три оккупационныезоны, раздел Берлина на три части и создание совместного Контрольногосовета в составе трех главнокомандующих.Раздел Германии на оккупационные зоны навсегда должен был отбить у нееохоту к мировому господству. Важно было положить конец «тевтонскимзахватническим устремлениям» в будущем, ликвидировать Пруссию как оплотмилитаризма, наказать немцев за геноцид и военные преступления и привить имдемократическое сознание.На Ялтинской конференции (Крым) в феврале 1945 года Франция вошла в кругсоюзников как четвертая контрольная держава и получила свою оккупационнуюзону. В Ялте было решено лишить Германию государственности, но не допуститьее территориальной раздробленности. В особенности Сталин был заинтересованв сохрании Германии как единого экономического целого. За огромные жертвы,понесенные Советским Союзом в результате германского нападения, Сталинвыдвинул такие колоссальные требования по репарациям, что одна зона немогла бы их удовлетворить. Кроме 20 млрд. долларов, Москва требовала полнойпередачи Советскому Союзу 80% всех германских промышленных предприятий.Отступая от первоначальных планов, за сохранение жизнеспособностиоставшейся части Германии стали выступать также англичане и французы. Но неиз-за стремления получить репарации, а потому что в рамках глобальнойсистемы равновесия президент США Рузвельт примерно с осени 1944 года такжевыступал за стабильную Центральную Европу. Этого нельзя было достичь безэкономической стабильности Германии, поэтому сравнительно быстро Рузвельтотверг пресловутый план Моргентау (сентябрь 1944 года), по которомугерманская нация в будущем должна была заниматься только земледелием и бытьразделенной на северонемецкое и южнонемецкое государства. Вскоре державы-победительницы стала связывать лишь одна общая цель: разоружение идемилитаризация Германии. Ее расчленение стало вскоре «отмирающей идеей»,особенно когда западные державы в изумлении увидели, что Сталин сразу жепосле военного освобождения или захвата Польши и юго-восточной Европы началмассовую советизацию этих стран.12 мая 1945 года Черчилль телеграфировал президенту США Трумэну о том, чтоперед фронтом советских войск опустился «железный занавес». «Что за нимпроисходит, нам неизвестно». С тех пор озабоченный Запад прикидывал, какимимогли быть последствия, если бы Сталин был допущен к участию в принятиирешений о проведении репарационной политики на Рейне и Руре.В результате случилось так, что на Потсдамской конференции (с 17 июля по 2августа 1945 года), первоначальная цель которой заключалась в послевоенномурегулировании в Европе, были приняты соглашения, которые скореефиксировали, чем решали возникшие проблемы: единодушие было достигнутотолько в вопросе денацификации, демилитаризации и демонополизации, а такжевоспитания немцев в демократическом духе. Далее, Запад дал свое чреватоепоследствиями согласие на выселение немцев из Польши, Венгрии иЧехословакии. Жестокое изгнание в последующее время около 7,75 млн. немцевнаходилось в явном противоречии с западными оговорками о «гуманном»осуществлении этого шага. Так поплатились они и за вину немцев, и заперенос польской западной границы как следствие советской оккупацииКенигсберга и Восточной Польши. Минимальный конценсус был достигнут лишь повопросу о сохранении четырех оккупационных зон в виде экономических иполитических единиц. Между тем каждая оккупационная власть должна былаудовлетворить репарационные требования в начале за счет своей оккупационнойзоны.Но, как впоследствии показало время, этим было задано основное направлениеразвития политической обстановки: не только урегулирование репараций, но ипривязка четырех зон к различным политическим и экономическим системампривели к тому, что «холодная война» проявлялась в Германии острее, чем гдебы то ни было в мире. Тем временем в отдельных оккупационных зонах началосьсоздание германских партий и административных органов. Весьма быстро и прижестком регламентировании проходило это в советской зоне оккупации (СЗО).Уже в 1945 году там были разрешены партии и сформированы многие центральныеадминистративные органы.В трех западных зонах политическая жизнь развивалась снизу вверх.Деятельность политических партий допускалась вначале только на местах,после образования земель они были разрешены и на земельном уровне. Лишьпозже они стали объединяться в масштабе зон. На зональном уровнесущестовали лишь задатки административных органов. Но поскольку преодолетьматериальную нужду в лежащей в развалинах стране можно было только припомощи широкого планирования, охватывавшего все зоны и земли, а совместнаяадминистрация четырех держав не функционировала, в 1947 году США иВеликобритания решили осуществить экономическое объединение своих зон(Бизония).Дуэль господствующих систем на Востоке и Западе, а также весьма различноепроведение репарационной политики в отдельных зонах привели к блокадеобщегерманской финансовой, налоговой, сырьевой и производственной политики,следствием чего явилось совершенно различное развитие регионов. Вначале вмежзональной экономической администрации (Бизония/Тризония) не былазаинтересована Франция. Сталин выдвинул требование об участии в контроленад Рурской областью и одновременно изолировал свою зону. Так, он недопускал никакого вмешательства запада в проводимую с коммунистическойориентацией политику создания официальных учреждений в СЗО. Перед лицомсоветской политики запад был беспомощен, как, например, в апреле 1946 года,когда произошло принудительное объединение Коммунистической партии Германии(КПГ) и Социал-демократической Германии (СДПГ) в Социалистическую единуюпартию Германии (СЕПГ).На фоне все большего превращения СЗО в коммунистическую диктатуру – уже в1948 году о свободном государственном строе там не могло быть и речи –англичане и американцы начали форсировать восстановительные процессы всвоих зонах. При этом западные оккупационные державы исходили изследующего: если невозможно создать единую администрацию в послевоеннойГермании, то следует, по меньшей мере, смягчить нужду и бедственноеположение людей в западных зонах и приступить к созданию свободного идемократического государственного строя. По времени начало «холодной войны»и раскол Германии следовали почти друг за другом.От вражеского государства к партнерству.Речь государственного секретаря Бирмса 6 сентября 1946 года в Штутгартезримо обозначила поворот событий. Сталинская оккупация и границы Польшибыли охарактеризованы им лишь как временные. По его концепции, в западнойГермании изменилась суть военного присутсвия западных союзников:оккупационная и контрольная власть превратилась в «защитную». «Мягкая»репарационная политика должна была удерживать немцев от национал-реваншизмаи поощрять их к сотрудничеству. По инициативе Великобритании и США и послепреодоления сопротивления Франции была, наконец, создана Тризония, какединое западное экономическое пространство. Опасность дальнейшегосоветского продвижения на Запад после государственного переворота в Праге25 февраля 1948 года побудила в конечном счете и Францию придерживатьсясоюзнических интересов. Идея Бирнса наглядно отразились в заключенииБрюссельского договора (17 марта 1948 года), а затем и вСевероатлантическом договоре (4 апреля 1949 года).Такое договорное сообщество могло функционировать только в том случае, еслибы западная Германия была единым политическим и экономическим целым. Всоответствии с этим на Лондонской конференции (23 февраля-3марта, 20 апреля-1 июня 1948 года) Франция, Великобритания и США, а также страны Бенелюкса,впервые подключились к этому процессу, договорились о создании единогогосударственного устройства в западных оккупационных зонах.20 марта 1948 года на 82-м заседании Контрольного совета советскийпредставитель маршал Соколовский потребовал предоставления информации олондонских переговорах. После того как его западные коллеги дали уклончивыйответ, Соколовских покинул заседание Контрольного совета с тем, чтобы ужебольше туда не возвращаться.В то время как западные державы были заняты разработкой рекомендацийзападногерманским премьер-министрам по созыву конституционного собрания,Сталин использовал введение в обращение немецкой марки на западе (денежнаяреформа 20 июня 1948 года) в качестве повода для блокады Берлина(Западного) с тем, чтобы присоединить его к советской зоне оккупации. Вночь с 23 на 24 июня 1948 года были блокированы все наземные коммуникациимежду западными зонами и Берлином (Западным). Прекратилось снабжение городаэлектроэнергией и продовольственными товарами из СЗО. 3 августа 1948 годаСталин потребовал признания Берлина столицей ГДР, где 7 октября 1949 годатакже было сформировано собственное правительство. Однако президент СШАТрумэн остался непреклонен и верен своему девизу от 20 июня: нельзяотказываться ни от Берлина (Западного), чтобы не повторить Мюнхен 1948года, ни от создания западного государства. До 12 мая 1949 года снабжениеБерлина (Западного) обеспечивалось по воздушному мосту, организованномусоюзниками. Такая очевидная привязанность к Берлину как к форпосту западнойполитики и образа жизни, а также демонстрация Америкой своей силыспособствовали на западе Германии развитию сотрудничесвта с оккупационнымивластями.Образование Федеративной Республики Германия.Иностранную помощь из Америки (программа GARIOA) западная Германия получалауже с 1949 года. Но только программа борьбы с «голодом, бедностью,отчаяниеми хаосом» (плана Маршалла) позволила добиться решительного сдвига ввосстановлении экономики (в 1948-52 гг. была получена помощь на сумму $1,4млрд.). В то время как в СЗО продолжалось обоществление промышленности, взападной Германии после проведения денежной реформы все больше утверждаласьмодель «социальной рыночной экономики» (Альфред Мюллер–Армак 1947 год).Новое экономическое устройство, с одной стороны, должно быловопрепятствовать «заболачиванию капитализма» (Вальтер Эйкен), с другой – недопустить централизованного планового хозяйства как тормоза творческойактивности и инициативы. Это экономическая цель была закреплена в Основномзаконе (конституции) и дополнена принципом правового и социальногогосударства, а также федеративной структуры Федеративной РеспубликиГермания. Причем конституция сознательно именовалась Основным законом,чтобы подчеркнуть ее временный характер. Окончательная конституция должнабыла быть принята только после восстановления единства Германии. 23 мая1949 года Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступлениев силу Основного Закона.В Основной закон, естественно были включены многие замыслы западныхокупационных держав, которые 1 июля 1948 года («франкфуртские документы»)поручили разработку конституции премьер–министрам западногерманских земель.Вместе с тем в нем был учтен и опыт Веймарской республики. Конституционноесобрание на Херренхим-Зе (10-23 августа 1948 года) и Парламентский совет вБонне (65 членов, делегированных ландтагами, провели первое заседание 1сентября 1948 года), которые разрабатывали Основной закон, принятый 8 мая1949 года, обязывали в нем будущие правительства, партии и прочиеполитические силы придерживаться принципов предупредительной правовойзащиты. Все стремления ликвидировать свободный демократический строй,всяческие попытки сменить его правой или левой диктатурой считаются с техпор достойными наказания или запрета. Антиконституционный характер партийустанавливает Федеральный конституционный суд.Если в Веймарской конституции – в наивной вере в законодательноеблагонравие народа – в статье 76 противникам конституции предоставлялосьформальное право самим ликвидировать самую свободную по тому времениконституцию в мире, то теперь статья 79 основного закона запрещалаизменение увязки всей государственной власти с правами человека (ст.1).Также запрещена ликвидация демократического, правового, социального ифедеративного государственного устройства (ст. 20).Эти конституционные положения явились прямой реакцией на уроки, извлеченныев период диктатуры национал-социалистов. Многие «политики первого часа»,пережившие беды и притеснения при этой диктатуре, сразу же после 1945 годавключились в активную политическую деятельность и привнесли в строительствоновой Германии демократические традиции периода 1848 года и 1919 года, атакже «восстания совести» 20 июля 1944 года. В глазах всего мира ониолицетворяли уже «другую Германию» и пользовались уважением оккупационныхвластей. Неповторимые черты новому партийному ландшафту западной Германиипридали такие деятели, как первый федеральный президент Теодор Хейс (СвДП),первый федеральный канцлер Конрад Аденауэр (ХДС), Людвиг Эрхард (ХДС), этот«инициатор экономического чуда», а также такие крупные лидеры оппозиции отСДПГ, как Курт Шумахер, Эрих Олленхауэр или гражданин мира Карло Шмид. Шагза шагом расширяли они права Федеративной Республики Германия на участие вделах мировой политики и ее политическое влияние (оккупационный статут,Петерсбергское соглашение, членство в ГАТТ, вступление в Европейскоеобъединение угля и стали). В июле 1951 года Великобритания, Франция и СШАобъявили об окончании состояния войны с Германией. СССР последовал этомупримеру 25 января 1955 года.Безопасность благодаря западной интеграции и европейскому взаимопониманию.Для федерального канцлера Аденауэра, который до 1963 года лично оказалбольшое влияние на проводимую Германией внешнюю и внутреннюю политику(«канцлерская демократия»), высшей политической целью было воссоединениеГермании в условиях мира и свободы. Неотъемлемой предпосылкой для этогобыло вхождение западной Германии в Атлантическое сообщество безопасности.Поэтому одновременно а отменой оккупационного статуса 5 мая 1955 годасостоялось и вступление Федеративной Республики в НАТО. Союз должен былстать надежным щитом, особенно после того, как проект Европейскогооборонительного сообщества (ЕОС) провалился из-за сопротивления Франции.Параллельно шло формирование Европейских сообществ (Римские договоры, 1957год) в оплот против коммунизма.Недоверие Аденауэра к Москве укоренилось настолько, что в 1952 году онвместе с Западом отклонил предложение Сталина о воссоединении Германии дограницы по Одеру Нейсе и придании ей статуса нейтралитета. Слишком туманнымпоказалось ему предложение Сталина, чтобы в ответ на это поставить на картуинтеграцию Федеративной Республики в сообщества западных государств. Егоподозрительность казалась вполне оправданной, особенно когда 17 июня 1953года советскими танками было подавлено восстание в ГДР, вызванноеотсутствием свободы и «взвинчиванием норм выработки» (Ганс Майер). Однако вто же время стало ясно, что без Москвы невозможно добиться существенногосдвига в решении Германского вопроса. Трезвый государственный расчетпобудил установить с СССР, крупнейшей державой в Европе, дипломатическиеотношения. Во время визита в Москву в сентябре 1955 года Аденауэр, кромеэтого, добился освобождения последних 10.000 военнопленных и около 20.000гражданских лиц. Подавление советскими войсками восстания в Венгрии вноябре 1956 года и «спутниковый шок» (4 октября 1956 года)свидетельствовали о значительном нарастании мощи СССР. Это выражалось вдальнейших мерах по строительству социализма в ГДР, но, прежде всего, в«берлинском ультиматуме» преемника Сталина Никиты Хрущева, потребовавшегоот западных союзников освободить Берлин(Зап.) в течение шести месяцев.Их решительный отказ побудил Хрущева к попытке продвинуть решениеберлинского вопроса с помощью примирительного тона. Действительно, поездкаХрущева в США в 1959 году привела к значительной разрядке обстановки (духКэмп-Дэвида»). Во всяком случае президент США Эйзенхауэр к неудовольствиюбоннского правительства посчитал, что правовые нарушения советской стороныв Берлине не столь значительны, чтобы стать поводом для конфликта сприменением силы за пределами Германии.Обеспокоенность Бонна в отношении безопасности Берлина возросла, когдапрезидентом США стал Джон Ф. Кеннеди и в политических верхах произошласмена поколений. Вследствии этого значительно убавилось влияние Аденауэрана американскую политику в Европе. Кеннеди, правда гарантировал в своихтрех основных пунктах («Essentials», 25 июля 1961 года) свободный доступ,присутствие западных держав и безопасность Берлина(Зап.), но в конечномсчете реакция союзников на возведение Берлинской стены (13 августа 1961года) не вышла за рамки дипломатических протестов и символических угроз.Вновь Москве удалось обезопасить свой протекторат. «Голосование ногами»против режима ГДР было подавлено с помощью заградительных сооружений, полоссмерти и притеснений. До сооружения стены ГДР покинули свыше 3 млн.человек; только в июле 1961 года оттуда бежали более 30.000 человек.Этой стеной обе сверхдержавы «застолбили свои владения». Германский вопросне был решен, но казался урегулированным. Процесс взаимопонимания междуобеими сверхдержавами, вызванный атомной патовой ситуацией, продолжалсядаже после «карибского кризиса» 1962 года.Исходя из этого, Бонну пришлось интенсивнее заниматься поисками своегопути, а временная дистанцированность в отношениях с Вашингтоном былакомпенсирована во внешних делах «летом германо-французской дружбы».Заключив в январе 1963 года Елисейский договор, Аденауэр и де Голь придалигермано-французской дружбе особый вес. Чтобы подчеркнуть новое качестводвухсторонних отношений, де Голь во время своего триумфального визита вБонн (1962) выступил с речью, где высказался о «великом немецком народе».Как сказал генерал, вторую мировую войну следует оценивать скореекатегориями трагедии, нежели категориями вины.Политика взаимопонимания с Западом перекликалась с прояснением обстановки вотношениях с Восточной Европой. В декабре 1963 года в Афинах НАТО даласоответствующий сигнал, приняв новую стратегию гибкого реагирования(«flexible response»), пришедшей на смену стратегии массированноговозмездия («massive retaliation»).Чтобы как-то сдвинуться с застылых позиций, Федеративная РеспубликаГермания стремилась улучшить отношения, по крайней мере, с государствами,находившимися на подступах к СССР. Не отказываясь официально от доктриныХальштейна (ее главный принцип – не устанавливать дипломатические отношенияс теми странами, которые установили или поддерживали дипломатическиеотношения с ГДР), тормозившей дипломатическое признание ГДР, преемникиАденауэра Людвиг Эрхард и Курт Георг Кизингер строили свою политику,исходя из жестких реалий в Центральрой Европе. Не в последнюю очередь этобыло и ответом на новую линию во внешней политике, которую проводилаоппозиционная СДПГ и которую 15 июля 1963 года Эгон Бар охарактеризовалкак «изменение путем сближения».Учреждение германских торговых миссий в Бухаресте и Будапеште сталообнадеживающим началом. На Западе интенсивно продолжались работы посозданию Европейского сообщества (ЕС) на базе Европейского объединения угляи стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) иЕвропейского экономического сообщества (ЕЭС) (8 апреля 1965 года).Установление дипломатических отношений с Израилем вопреки панарабскомупротесту было важным шагом германской политики, нацеленным на развитиевзаимопонимания. В начале 1967 года Бонн установил дипломатическиеотношения с Румынией. В июне 1967 года торговые миссии были учрежденысоответственно в Праге и Бонне.Доклад Хармеля в декабре 1967 года, по крайней мере, подготовил дальнейшиемеры по разрядке, так как в качестве двойной цели западного союза онутвердил сохранение военной мощи и одновременно готовность к диалогу свосточным блоком. В 1967 году Бонн и Белград вновь установилидипломатические отношения, преванные до этого из-за признания БелградомГДР. В дипломатическую дискуссию включилась Польша с предложением заключитьсоглашение об отказе от применения силы.Кроме примирения с европейскими соседями и интеграции в сообщество западныхгосударств, большое значение Аденауэр придавал и искуплению вины передеврейским народом. В результате систематической кампании по уничтожениюевреев, проводившейся нацистами, погибли 6 млн. человек. Значительноевлияние на начинающееся примирение между евреями и немцами оказали добрыеличные отношения первого федерального канцлера с израильским премьер-министром Давидом Бен Гурионом. Навсегда останется в памяти встреча обоихгосударственных деятелей 14 марта 1960 года в гостинице «Уолдорф-Астория» вНью-Йорке. В 1961 году, выступая в парламенте, Аденауэр подчеркнул, чтоФедеративная Республика Германия подтвердит полный разрыв немцев с национал-социалистким прошлым, лишь возместив пострадавшим и материальный ущерб. Ещев 1952 году в Люксембурге было подписано первое соглашение о выплатееврейским беженцам финансовой помощи на устройство жизни в Израиле. Изпримерно 90 млрд. немецких марок, предоставленных на возмещение ущерба,почти одну треть получил Израиль и еврейские организации, в частности,Jewish Claims Conference, фонд поддержки, созданный для преследуемыхевреев. Однако дипломатические отношения были установлены лишь в 1965 году.Германо-германский диалог, несмотря на отмежевание ГДР.Начавшийся процесс разрядки не претерпел каких-либо значительных изменений,несмотря на «брежневскую доктрину» неделимости социалистических территорий,в рамках которой ГДР проводила дальнейшие меры по размежеванию (например,требуя наличия паспорта и визы для транзитного сообщения между ФедеративнойРеспубликой Германия и Берлином (Западным), и несмотря на то, чтоВаршавский Договор пресек пражскую политику реформ («пражская весна»). Вапреле 1969 года Бонн заявил о своей готовности к соглашениям с ГДР, непереходя к ее признанию на основе международного права.Без предварительного согласования с Москвой, разумеется, тудно былодобиться каких-либо германо-германских договоренностей. Когда в Боннпоступило предложение из Москвы заключить соглашение об отказе отприменения силы, стали быстро проступать очертания так называемой «новойвосточной политики» правительства социально-либеральной коалиции,сформированного 21 октября 1969 года.За несколько месяцев до этого (5 августа 1969 года) федеральным президентомстал Густав Хайнеман, бывший еще во времена Аденауэра решительнымсторонником взаимопонимания между Востоком и Западом. Вилли Брандт,представитель активного сопротивления гитлеровской диктатуре, стоял воглаве федерального правительства, которое направляло свою энергию насоздание общеевропейского мирного устройства.Новые условия мировой политики были благоприятными. Москва и Вашингтон велипереговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), а НАТОпредлагала вести переговоры о двустороннем сбалансированном сокращениивооруженных сил и вооружений. 28 ноября 1969 года ФРГ присоединилась кДоговору о нераспространении ядерного оружия. После внутриполитическихколлизий (по поводу войны во Вьетнаме, законов о чрезвычайном положении,судебных процессов, связанных с Освенцимом, внепарламентской оппозиции,студенческих бунтов), имевших место во времена «большой коалиции» в составеХДС и СДПГ, новому правительству было необходимо добиться успеха припереходе к политике взаимопонимания. Пока в Москве и в Варшаве велисьпереговоры об отказе от применения силы, Бонн и Берлин (Восточный) тожеискали пути к лучшему взаимопониманию. 19 марта 1970 года в Эрфурте впервыесостоялась встреча Брандта и Штофа, глав правительств обоих германскихгосударств. Встреча была продолжена 21 мая 1970 года в Касселе. В августе1970 года в Москве был подписан договор о взаимном отказе от применениясилы и признании статуса-кво. Обе стороны заверили, что они не имеют каких-либо территориальных претензий «к кому бы то ни было». В переданном вМоскве «Письме о германском единстве» ФРГ отмечала, что договор непротиворечит цели – вести дело к состоянию мира в Европе, «в условияхкоторого немецкий народ, свободно распоряжаясь своей судьбой, вновь обрететединство».7 декабря этого же года был подписан «варшавский договор» с Польшей, вкотором подтверждалась неприкосновенность существующей границы (по Одеру-Нейсе). Варшава и Бонн заверили, что у них нет друг к другу никакихтерриториальных притязаний, и объявили о намерении улучшить сотрудничествомежду обеими странами. В «информации» о гуманитарных мерах Варшавасогласилась с переселением немцев из Польши и объединением их семей спомощью Красного Креста.В целях обеспечения ратификации «восточных договоров», Великобритания,Франция, США и СССР подписали Четырехстороннее соглашение по Берлину,согласно которому западные секторы Берлина не являлись составной частьюФРГ, но одновременно за Бонном признавались представительские полномочия поБерлину (Западному). Кроме того, следовало улучшить «связи» между Берлином(Западным) и ФРГ и расширить отношения между Берлином (Восточным) иБерлином (Западным). Стремление немцев к миру и разрядке получило признаниево всем мире. Вилли Брандту была присуждена Нобелевская премия мира (1971год)А вот блоку ХДС/ХСС, впервые находившемуся в оппозиции, результатыпереговоров показались недостаточными. Но конструктивный вотум недоверияБрандту в парламенте не прошел из-за нехватки необходимого для этогоколичества голосов. 17 мая 1972 года Германский Бундестаг одобрил договор сСоветским Союзом и Польшой. Большинство депутатов ХДС/ХСС воздержались отголосования. Бундестаг в «разъяснительной резолюции» по договорамподтвердил, что они не противоречат восстановлению германского единствамирным путем.«Восточные договоры» были, наконец, дополнены Договором об основахотношений между Федеративной Республикой Германия и ГерманскойДемократической Республикой, которому предшествовали встречи и переговоры сиюня 1972 года. После повторного избрания Вилли Брандта федеральнымканцлером 14 декабря 1972 года был открыт путь к подписанию этогодокумента, что и произошло в декабре того же года. В нем зафиксирован отказобеих сторон от угрозы силы и ее применения, а также нерушимость германо-германской границы и уважение независимости и самостоятельности обоихгосударств. Далее обе стороны подтвердили готовность к урегулированиюпрактических и гуманитарных вопросов. В связи с особым качеством ихотношений они договорились об учреждении не посольств, а «представительст».И здесь при заключении договора от имени правительства ФРГ было переданописьмо, в котором подчеркивалась воля к единству Германии. То, что договорне находился в противоречии с этой целью, было подтверждено Федеральнымконституционным судом по ходатайству земельного правительства Баварии.Вместе с тем суд констатировал, что по международному праву Германскаяимперия продолжает существовать и частично идентична с ФедеративнойРеспубликой Германия, а ГДР не может считаться заграницей, а можетрасматриваться как часть территории империи.В 1973 году был подписан «пражский договор» между Чехословакией и ФРГ. Внем записано, что «согласно настоящему договору» Мюнхенской соглашение 1938года признается недействительным. В договоре закреплены также нерушимостьграниц и отказ от применения силы.Отношения между ГДР и ФРГ не претерпели существенных изменений и с началомвенских переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений вЦентральной Европе (MBFR), и во время заключения советско-американскогоСоглашения о предотвращении ядерной войны, и во время проведения вХельсинки Совещания тридцати пяти государств по безопасности исотрудничеству в Европе (СБСЕ). С одной стороны, ГДР имела материальные ифинансовые выгоды от отдельных соглашений, заключенных впоследствии на базеДоговора об основах отношений, с другой стороны, она скрупулезно следила заидеологическим размежеванием. После изменения конституции в ГДР изчезлопонятие «социалистическое государство германской нации». Оно было заменено«социалистическим государством рабочих и крестьян». Исключен был и такойпассаж, как «осознавая ответственность, указать всей германской нации путьв будущее мира и социализма».Гельмут Шмидт тоже стремился продолжить политику баланса интересов. 16 мая1974 года он сменил на посту федерального канцлера Вилли Брандта, которомупришлось уйти в отставку из-за дела о шпионаже (дело Гийома). до 1981 годабыло продлено действие соглашения по «свингу», по которому ГДР разрешалосьрегулярно делать перерасход до 850 млн. марок по кредиту, получаемому отФедеративной Республики Германия.ГДР по-прежнему имела большую выгоду от различных финансируемых Западомтранзитных урегулирований, оставаясь при этом политически закрытой страной.Хельсинский Заключительный акт СБСЕ (1975), в котором провозглашалисьсвобода передвижения через границы и необходимость большего уважения правчеловека и гражданских прав, стал причиной разочарования не только дляграждан ГДР. Не прекратились придирки при пересечении границы, произвол сзапретом въездов, отклонение ходатайств о посещении Лейпцигской ярмарки.Критические репортажи западных журналистов о ГДР заканчивался высылкой.После того, как режим СЕПГ лишил поэта-барда Вольфа Бирмана гражданства,авторитет ГДР сильно упал во всем мире. Однако ради жителей ГДГ ФРГпродолжала свою политику взаимопонимания и единения. Так, в 1978году с ГДРбыли заключены соглашения о строительстве автострады Берлин-Гамбург иприведении в порядок транзитных водных путей в Берлин (Западный), покоторым ФРГ брала на себя значительную долю расходов. Крометого,продолжался выкуп у ГДР политических заключенных. В итоге Боннвыплатил ГДР свыше 3,5 млрд. марок за освобождение 33.755 человек иобъединение 250.000 семей.«Ракетный спор» против политики разрядки. Вто время как в Западной Европеуспешно продолжался процесс объединения, в Восточной Европе конецдесятилетия разрядки и начало 80-х годов ознаменовались новыми конфликтами.Ввод советских войск в Афганистан и объявление военного положения в Польше– как и размещение в СССР новых ракет средней дальности(СС-20) – привели кухудшению климата между Востоком и Западом . Появилась угроза рецидиваострой конфронтации.На эту опасную дестабилизацию баланса безопасности НАТО отреагироваларешением приступить с 1983 года к ракетному довооружению. Одновременно СССРбыли предложены переговоры по контролю над вооружениями (двойное решениеНАТО). США, Великобритания, Канада, Норвегия и ФРГ отказались участвовать вОлимпийских играх 1980 года в Москве в знак протеста против вводы советскихвойск в Афганистан.Все вновь пришло в движение после выдвинутого американцами предложения отак называемом «нулевом» решении, которое предусматривало ликвидациюсоветских ракет средней дальности при одновременном отказе НАТО отустановки ракет «Першинг-2» и новых крылатых ракет.Чтобы исключить пробелы в системе безопасности, федеральный канцлет ГельмутШмидт настаивал на довооружении и вместе с тем пытался максимальносдерживать ухудшение отношений между обоими германскими государствами.Несмотря на требование главы партии и государства Эриха Хонеккера о том,чтобы ГДР имела свое гражданство и на резкое повышение суммы обязательногоминимального обмена валюты для приезжающих в ГДР с Запада, федеральныйканцлер Гельмут Шмидт нанес туда визит, но не добился при этом от Хонеккеракаких-либо существенных уступок. Возрастающее идеологическое ужесточениережима не в последнюю очередь было ответом на поднимающуюся волну протеставсе более широких слоев населения в соседней Польше, где люди требовалиреформ в экономике, свободы и разоружения.Но дискуссия о ракетах била по авторитетам не только на Востоке. После тогокак в Бонне СвДП решила сменить курс в экономической политике и сталавыходить из правящей коалиции, базис СДПГ отказался следовать зафедеральным канцлером Шмидтом (не в последнюю очередь под давлениемдвижения за мир и части профсоюзов), который твердо придерживался двойногорешения НАТО. 1 октября 1982 года в результате конструктивного вотума новымглавой правительства в составе ХДС/ХСС/СвДП стал Гельмут Коль. Он обеспечилнепрерывность политики боннского правительства в области политикибезопасности и тесное сотрудничество с Парижем и Вашингтоном. Несмотря намощные демонстрации сторонников мира, правительство Гельмута Коля осталосьнепреклонным: в ноябре 1983 года Германский Бундестаг проголосовал задовооружение. Тем самым была подтверждена надежность западного союза ипредотвращен кризис в НАТО.Уже в середине 80-х годов между сверхдержавами начался новый диалог вобласти разоружения. Новые ракеты, расмещенные в ФРГ, вскоре снова былидемонтированы. Впервые разоружение стало реальностью: можно было «строитьмир с меньшим количеством оружия» (федеральный канцлер Коль).От краха ГДР к германскому единству.Провозглашенная 7 октября 1949 года ГДР была детищем Москвы. С самогоначала здесь царила коммунистическая диктатура, которая строилась нагосподстве Социалистической единой партии Германии. Командная экономика,тайная полиция, всемогущество СЕПГ и строгая цензура привели к растущемуотчуждению населения от господствующего аппарата. Вместе с тем очень низкаястоймость материальных и социальных благ (за счет твердых государственныхцен и субсидий), получаемых отдельными людьми, придавала замкнутой системету гибкость, которая позволяла вносить разнообразие в жизненный уклад вусловиях так называемого «существования в нишах». Конпенсацией за это быликрупные международные успехи ГДР в области спорта, а такжеудовлетворенность трудящихся тем, что, несмотря на выплату СССР крайневысоких репараций, здесь была достигнута самая высокая производительностьтруда и самый высокий жизненный уровень в рамках «восточного блока». Наконтроль и опеку в духовной и культурной жизни люди реагировали уходом всферу частной жизни.Несмотря на пропаганду, говорившую о ежегодно перевыполняемых планах,выигранных битвах за повышение производительности труда, за фасадомвоспитания в духе ненависти к империализму – в школе, на производстве и вармии – все больше вызревала солзнание, что изначальная экономическая цель– перегнать Запад – остается фикцией. Истощение ресурсов, разрушениеокружающей среды в результате промышленного производства и снижениепроизводительности труда из-за чрезмерной централизации хозяйства вынуждалирежим СЕПГ растягивать сроки выполнения общений. Все чаще ему приходилосьобращаться к Западу за крупнейшими финансовыми ссудами. В производстетоваров широкого потребления господствовал принцип импровизации. Снижалсяуровень жизни, разрушалась инфраструктура (жилье, транспорт, экология).Широкая слежка за всем народом, идеологическая обработка и призывы ксолидарности превратили претензии «рабочего класса и его марксистко-ленинской партии» (ст.1 конституции ГДР) на руководящую роль – в глазахнаселения, прежде всего молодых людей – в пустую риторику. Люди требовали,наконец, прав на самоопределение и на участие в принятии решений, преждевсего свободы личности, а также больше товаром высокого качества.В то время, когда размещение ракет, планы США по созданию космическойсистемы противоракетной обороны (программы СОИ) и продолжаемая ГДР политика«мелких уколов» (напр., возведение второй стены у Бранденбургских ворот,создание препон в сообщении с Берлином (Западным) по трем воздушнымкоридорам) все больше охлаждали общий дипломатический климат, граждане ГДРставили свое правительство еще и в трудное положение. Сюда следует отнести,например, отказ граждан, намеревавшихся выехать из ГДР, покинуть постоянноепредставительство ФРГ в Берлине (Восточном), пока им прямо не пообещаютвыезд на Запад. Чтобы облегчить положение людей правительство ФРГнеоднократно содействовало предоставлению ГДР крупных банковских кредитов.Опасения Москвы, усматривавшей в этом размывание социализма, рассеял ЭрихХонеккер в 1984 году в газете «Нойес Дойчланд», центральном органе СЕПГ:«Социализм с капитализмом также нельзя соединить, как огонь и воду».Официальная самоуверенность, однако, была уже не в состоянии скрыть того,что начавшееся в восточноевропейских странах движение за проведение реформвсе больше вынуждали социалистический блок занимать позицию обороняющегося.С начала 1985 года все больше людей приходили в постоянноепредставительство ФРГ в Берлине (Восточном), как и в германское посольствов Праге. Вскоре новый генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев, преемникскончавшегося в марте Константина Черненко, стал для стремившихся к свободеграждан ГДР олицетворением самых больших надежд.в 1986 году Горбачев объявил выжнейшей политической задачей уничтожениеядерного оружия к концу столетия. Готовность к новому диалогу проявилась вовремя личных встреч генерального секретаря ЦК КПСС с президентом СШАРейганом в Женеве и Рейкьявике, на стокгольмской Конференции по мерамукрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе, а также в ходеподготовки к переговорам о сокращении обычных вооруженных сил в Европе.Благодаря этой готовности стали возможны германо-германские соглашения вобласти культуры, искусства, образования и науки. Заключено было такжерамочное соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. В1986 году города Саарлуи и Айзенхюттенштадт заключили первый договор опартнерстве городов восточной и западной Германии. Однако руководство СЕПГне собиралось вдохновляться лозунгами Горбачева о «перестройке» и«гласности». Волна демократических преобразований, проводимых в СССР, недолжна была перекинуться на ГДР. Курт Хагер, член политбюро и верховныйидеолог СЕПГ, упрямо твердил, что в своей квартире незачем менять обоитолько потому, что это делает сосед.О том, насколько руководство ГДР игнорировало чаяния своего народа,свидетельствовали демонстрации протеста в Берлине (Восточной), проходившие13 августа, в годовщину возведения стены. Против продолжающегося расколаГермании были нацелены слова Гельмута Коля, обращенные к Эриху Хонеккеру вовремя его визита в Бонн (1987 год): «Мы уважаем существующие границы, нохотим преодолеть раскол мирным путем, на основе взаимопонимания»… «Мы несемобщую ответственность за сохранение жизненных основ нашего народа».Прогресс в обеспечении этих жизненных основ был достигнут в результатезаключения Договора между США и СССР о ликвидации ракет средней и меньшейдальности (РСМД). Согласно этому договору, в течение трех лет следоваловывезти и уничтожить все размещенные в Европе американские и советскиеракеты с радиусом действия от 500 до 5000 км. В свою очередь ФРГ заявила оготовности к уничтожению размещенных на ее территории 72 ракет «Першинг-1А».Благодаря общей разрядки напряженности в ГДР все громче раздавалисьтребования свободы и реформ. В начале 1988 года, во время демонстраций вБерлине (Восточном) были арестованы 120 сторонников движения за мир«Церковь снизу». В церкви Гетсемане-кирхе в честь арестованных былопроведенено заступническое богослужение. В нем приняли участие свыше 2.000человек. Две недели спустя их число возросло до 4.000. В Дрездене полицияразогнала демонстрацию, участники которой выступали за права человека,свободу слова и печать. Майский визит советского министра обороны Язовапослужил для Хонеккера поводом для того, чтобы предостиречь от опасностей,исходящих от империализма. Он призвал к укреплению Организации ВаршавскогоДоговора.Хотя генеральный канцлер Коль приветствовал снятие некоторых ограничений напоездки для жителей ГДР, в декабре 1988 года в своем докладе ГерманскомуБундестагу о положении нации он не мог не вырызить сожаление по поводуподавления реформистских устремлений в ГДР. Новые движения за гражданскиеправа Хонеккер рассматривал лишь как «экстремистские выпады». Нанеоднократные требования сломать Берлинскую стену в январе 1989 года онответил, что «антифашисткий защитный вал сохраниться до тех пор, пока небудут изменены условия, которые привели к его возведению. Он будет стоятьчерез 50 и даже через 100 лет».Косность и упрямство руководства ГДР в то время, когда Горбачев вел речь оконтурах «общего европейскго дома», а Гельмут Коль, преисполненный надежд,отмечал «распад закостенелых структур, сложившихся в Европе в течениедесятилетий», углубляли недовольство среди населения ГДР. Иногдаприходилось закрывать постоянные представительство ФРГ в Берлине(Восточной) из-за наплыва желающих выехать из ГДР.И вот события стали следовать одно за другим. В сентябре 1989 года Венгрияоткрыла свои границы для тех, кто хотел покинуть ГДР, и тысячи людейвыехали через Австрию на запад. В начале октября 1989 года руководство ГДРс большой помпой отметило 40-летнюю годовщину основания государства, чтовызвало массовые демонстрации, главным образом в Лейпциге, под лозунгом«Народ – это мы».Для того, чтобы спасти основы режима СЕПГ, 18 октября 1989 года партийно-государственная верхушка вынудила Хонеккера подать в отставку. Егопреемником на посту генерального секретаря СЕПГ и главы государства сталЭгон Кренц, чьи обещания «поворота» тонули в недоверии к его личности.Дальнейшее развитие событий заставило уйти в отставку совет министров иполитбюро СЕПГ в полном составе. Ненасильственная, «бархатная революция»вызвала своего рода паралич государственных органов. Случилось так, чтоневразумительное объявление о введении нового закона о свободномпередвижении, сделанное секретарем берлинской организации СЕПГ Шабовским,послужило толчком для открытия пограничных переходов в Берлине инеописуемой радости вечером 9 ноября 1989 года. Органы власти безучастнонаблюдали за происходящим, выпустив из рук бразды правления. Стена рухнула.Вскоре ее снесли, разбили на кусочки и стали предлагать в качестве сувенираво всем мире.Сообщение о падении Берлинской стены застало федерального канцлера Коля вВаршаве. Он прервал свой визит на один день и поспешил в Берлин, чтобывыступить перед 20.000 собравшихся с балкона берлинской ратуши в Шенеберге.Коль призвал людей в этот счастливый час не терять благоразумия ипоблагодарил Горбачева и друзей на западе за поддержку. Дух свободыпронизал всю Европу, провозгласил канцлер. В Варшаве он подписал заявлениео расширении и углублении германо-польского сотрудничества в целях мира,безопасности и стабильности в Европе.С крахом прежнего режима ГДР появился шанс на долгожданное воссоединениеГермании. Но здесь требовалась осмотрительность. Для Парижа и Лондона это«не было злобой дня»; на встрече с президентом США Бушем-старшим на судне уМальты (декабрь 1989 года) Горбачев предостерегал от искусственногофорсирования решения германского вопроса, а в самой ГДР новое правительствоМодрова увязывало пожелание быстро провести реформы с требованием сохранитьсобственную государственность. Поэтому федеральный канцлер Коль попыталсядобиться единства с помощью программы их десяти пунктов, котораяобеспечивала создание договорного сообщества на основе конфедеративнойструктуры и в качестве условия предусматривала коренное изменениеполитической и экономической системы ГДР. Он охарактеризовал«восстановление государственного единства Германии» как решающуюполитическую цель своего правительства. Канцлер Коль стремился включитьпрямые переговоры с ГДР в рамки общеевропейского процесса, определяемого ЕСи СБСЕ. При этом он не называл конкретного срока проведения переговоров,чтобы не дать пищи для недоверия, которое улавливалось в мире в самомначале процесса объединения и было обусловлено возможным превращениемГермании в великую державу. Казалось, что путь обоих государств кобъединению будет долгим, особенно после того, как на пленуме ЦК КПСС вдекабре 1989 года Горбачев заверил, что Москва «не оставит ГДР в беде». Поего словам ГДР была стратегическим союзником в рамках Варшавского Договора.Поэтому следовало по-прежнему исходить из существования двух германскихгосударств, между которыми вполне может развиваться мирное сотрудничество.Решения о том, какими должны быть темпы и суть объединения, подхватил темуфедеральный канцлер Коль, должны принимать, прежде всего, сами гражданеГДР. Но политики заметно не поспевали за ходом событий. 15 января 1990 вЛейпциге прошла 150-тысячная демонстрация под лозунгом «Германия – единоеотечество». Население ГДР не доверяло своему новому правительству, утечкамасс на запад росла, прогрессировала общая дестабилизация обстановки.Горбачев еще медлил, поскольку Польша и Венгрия все больше выходили из-подвлияния Москвы, и в Румынии произошло свержение Чаушеску, и выход ГДР ихОрганизации Варшавского Договора привел бы к дисбалансу в областибезопасности. На Западе тоже раздавались призывы при объединении «учитыватьзаконную озабоченность соседних с Германией стран» (госсекретарь США Бейкерв Берлине). В конечном итоге процесс объединения был продолжен только послезаверений Бонна о том, что с объединением не будет связано изменениесуществующих границ, что в случае объединения структуры НАТО не будутраспространены на территорию бывшей ГДР и в качестве компенсации заполучение стратегической выгоды будет предложено сокращение германскихвооруженных сил.Президент США одобрил объединение при условии, что ФРГ станет членом НАТО.18 марта 1990 года в ГДР впервые за 40 лет были проведены свободные выборы.Большую коалицию в составе ХДС, НСС, ДП, СДПГ, СвДП возглавил Лотар деМэзьер. Бонн оговорил с ним порядок заключения экономического, валютного исоциального союза к 1 июля 1990 года, после того как стало очевидным, чтодля продолжения существования ГДР как самостоятельного государства уже небыло экономической базы, и большинство граждан ГДР выступили заприсоединение к ФРГ.В августе 1990 года ГДР как самостоятельного государства уже не былоэкономической базы, и большинство граждан ГДР выступили за присоединение кФРГ.В августе 1990 года Народная палата (парламент ГДР) высказалась заскорейшее присоединение ГДР к ФРГ. 31 августа статс-секретарь ГДР Кразе ифедеральный министр внутренних дел Шойбле полписали Договор об объединенииГермании. 3 октября 1990 года произошло присоединение ГДР к ФРГ на основестатьи 23 Основного закона. Вновь созданные земли ГДР – Бранденбург,Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия –стали землями ФРГ. Берлин был объявлен столицей. Основной закон сопределенными изменениями стал действовать и на присоединившейсятерритории.Единство стало возможным, после того как в июле 1990 года в своих беседах сканцлером Колем в Москве и на Кавказе Горбачев дал согласие на объединениеобоих германских государств. ФРГ должна была перед этим дать согласие наотказ от оружия массового поражения, на сокращение численности войск до370.000 человек, а также на отказ от переноса военных структур НАТО натерриторию ГДР до тех пор, пока там находятся советские войска. Быладостигнута договоренность об их выводе до конца 1994 года, причемфедеральний канцлер Коль согласился предоставить финансовую помощь дляобустройства военных на родине. Багодаря позиции Горбачева стало возможными подписание в сентябре 1990 года так называемого Договора «два плюсчетыре». В нем СССР, США, Франция, Великобритания, а также представителиобоих германских государств подтвердили создание объединенной Германии,которая включает в себя территории ГДР, ФРГ и Берлина. Внешние границыГермании признавались окончательными. Учитывая особую, историческиобусловленную потребность Польши в безопасности, Бонн и Варшава вдополнительном договоре заверили друг друга, что каждая из сторон уважаеттерриториальную целостность и суверенитет другой страны.С ратификацией Договора об объединении Германии и Договора «два+четыре»(Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии)прекратилось действие прав и ответственности четырех держав-победительниц«в отношении Берлина и Германии в целом». Тем самым Германия вновь обрелаполный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.Задачи, стоящие перд Германией, после объединения.После восстановления единства Германии и крупных политических перемен,содействовавших краху коммунистической системы в Восточной Европе, передФРГ и ее партнерами встали совершенно новые задачи. Необходимо было: . продолжать и углублять процесс поъема экономики в новых федеральных землях и завершить процесс внутреннего единства Германии . продолжать и углублять процесс развития Европейского Союза . создать и сохранить глобальную архитектуру мира и безопасности.Задачи, стоявшие перед страной, на национальном, европейском и глобальномуровне, неразрывно связаны друг с другом. Подъем и консолидация экономики вновых федеральных землях были невозможны без их четкого включения в руслоевропейской интеграции. Европа не могла сохранить свою новую структуру, неоткрывшись навстречу странам Центральной и Восточной Европы, проводивимреформы. В экономическом, а также политическом плане центрально- ивосточноевропейские государства следовало постепенно приобщить к совместнымевропейским и атлантическим организациям. В этом духе надо рассматриватьподписанный 24 июня 1994 года на острове Корфу Договор о партнерстве исотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. Широкая помощь, котороефедеральное правительство оказывало России, отвечаело его жизненнойзаинтересованности в успехе процесса демократических преобразований, атакже новой общности политических ценностей. С конца 1989 года по конец1994 года расходы Германии на оказание помощи бывшему Советскому Союзу инынешним странам СНГ, включая ее еще существующие обязательства, превысили90 млрд. немецких марок. Основная часть германской финансовой помощи,направленной на поддержку процесса политических и экономических реформ вгосударствах СНГ приходилась на долю гарантий и поручительств по кредитампо линии акционерного общества кредитного страхования «Гермес» и составила47,1 млрд. немецких марок. Кроме того, немцы помогали жителям России в ходеспонтанных благотворительных акций; в период 1990-92 годов общая суммачастных пожертвований достигала 650 млн. марок.31 августа 1994 года в присутствии федерального канцлера Гельмута Коля ипрезидента России Бориса Ельцина состоялись проводы последних подразделенийроссийских войск, размещенных в Германии. К моменту объединения страны натерритории восточной Германии проживали почти 340.000 советскихвоеннослужащих и примерно 210.000 гражданских лиц. Федеральноеправительство выделило 14,6 млрд. марок на поддержание процесса выводароссийских войск, большая часть средств использована на строительство жильядля примерно 45.000 военнослужащих, вернувшихся в Россию, Белоруссию и наУкраину.Тот факт, что по объему взносов в ООН (8,9% бюджета этой организации)Германии занимала третье место в мире и что ее доля в бюджет НАТОсоставляла 22,8%, а в бюджет Западноевропейского союза (ЗЕС) – 28,5%,подчеркивает стремление федерального правительства внести вклад вдостижение стабильности и обеспечение мира. Следствием этого явилосьходатайство Германии о предоставлении ей места постоянного члена СоветаБезопасности ООН. По просьбе генерального секретаря ООН летом 1993 военно-транспортное подразделение бундесвера впервые приняло участие вмиротворческой миссии «голубых касок» в «замирившихся районах» Сомали.Участие бундесвера в этой акции вызвало в Германии острую политическуюдискуссию. Поэтому в июле 1994 года Федеральный конституционный суд вынесрешение, согласно которому Германия имеет право использовать своивооруженные силы в рамках акций НАТО и ЗЕС для реализации решений СоветаБезопасности ООН. Тоже самое, согласно вердикту судей, из Карлсруэ,относиться к участию германских вооруженных сил в миротворческих силах ООН.6 декабря 1995 года Бундестаг одобрил участие 4.000 военнослужащихбундесвера в предпринятых ООН мерах по урегулированию кризиса в Боснии.На пути к Европейскому Союзу.В начале 1993 года был создан единый внутренний рынок ЕС, в который тогдавходили 12 государств. Этот рынок, объединивший 345 млн. европейцев, сталсамым мощным по покупательной способности экономическим регионом планеты.За исключением Швейцарии, государства Европейской ассоциации свободнойторговли, т.е. Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия иЛихтенштейн, образовали вместе со странами ЕС европейское экономическоепространство. С середины 1990 года начался первый этап реализации плана посозданию валютного союза: было разрешено свободное перемещение капиталовмежду странами ЕС, более интенсивно стало проводиться согласованиеэкономической политики партнеров и осуществляться сотрудничество междуцентральными банками. С 1 января 1994 года Европейский валютный институт –в ходе второго этапа подготовил создание Европейского Центрального банка,штаб-квартира которого разместилась во Франкфурте-на-Майне. Дляфедерального правительства особое значение имело то, что в 1991 году вМаастрихте главы государств и правительств ЕС не только выработали договороб экономическом и валютном союзе, но и договорились о созданииЕвропейского Союза, который должен был стать крышей для продолжающегосрастаться европейскиго сообщества.Маастрихтский договор вступил в силу в ноябре 1993 года. По мнениюфедеральнонго правительтся, процесс углубления ЕС должен сопровождаться иего расширением. После вступления в него ряда бывших государств ЕАСТ вдолгосрочном плане следовало приобщить к нему и государства Центральной,Восточной и Юго-Восточной Европы.На заседании Совета Европейского Союза в верхах, которое проходило вдекабре 1994 года в Эссене и в котором приняли участие 21 глава государстви правительств, была принята концепция по поводу того, как проложить путь вЕС для шести центрально- и восточноевропейских стран, проводящих реформы исвязанных с ЕС «европейскими соглашениями» (Польша, Венгрия, Чехия,Словакия, Румыния и Болгария).1 января 1995 года союз расширился за счет вступления в него Австрии,Швеции и Финляндии; теперь в него входят 15 государств. С апреля 1995 годавступило в силу Шенгенское соглашение. На границах между Германией,странами Бенелюкса, Францией, Испанией и Португалией отменен персональныйконтроль, вместо этого усилен паспортный и таможенный контроль на внешнихграницах стран Шенгенского соглашения. После соответствующей подготовки кнему присоединились и другие государства.Экономическое единство ГерманииВыравнивание уровней развития западной и восточной Германии проходит врамках процесса европейского единства и параллельно с процессом глобальнойполитическо и экономической реструктуризации, обусловленной крахомкоммунистической системы.Превращение экономики бывшей ГДР, построенной на принципах плановогохозяйства, в функционирующую систему социального рыночного хозяйства было иостается беспрецедентным в истории актом. Для этого нужен гигантскийперевод средств с запада страны на восток. К концу 1994 годагосударственные ассигнования на эти цели достигли уже 640 млрд. марок. В1995 году было выделено еще 185 млрд. марок. Эта сумма складываласьследующим образом: федерация – 136 млрд., западногерманские земли и общины– 10 млрд., фонды пенсионного страхования – 16 млрд., Федеральное ведомствопо вопросам труда – 16 млрд., Европейский Союз – 6 млрд. Ключевую роль вструктурной перестройке экономики новых федеральных земель сыгралоПопечительское ведомство. К концу 1994 года, т.е. к моменту прекращениясвоей деятельности, оно приватизировало около 15.000 предприятий. При этомдоходы от приватизации составили 66 млрд. марок, были достигнутыдоговоренности о капиталовложениях на сумму 211 млрд. марок. Была такжедостигнута договоренность о создании свыше 1,5 млн. рабочих мест. Этоособенно важно, посокльку перестройка экономики болезненно сказывалась насфере занятости; многие рабочие места были ликвидированы в процессесоздания условий для повышения конкурентноспособности предприятий. Именнопоэтому с момента объединения федеральное правительство выделяетзначительные финансовые средства на создание новых рабочих мест.До конца 1995 года на средства федерального правительства в новых земляхбыли приведены в порядок свыше 3 млн. квартир, построено заново – около80.000. С момента создания валютного союза и до конца 1995 года федеральноеправительство инвестировало в развитие транспортной инфраструктуры новыхфедеральных земель в целом свыше 58 млрд. марок, в т.ч. в железные дороги31 млрд., в автомагистрали – около 15 млрд., в водные пути – почти 1 млрд.После 1990 года в новых землях перестроены или построенны заново почти9.000 км автодорог, а также 5.500 км железных дорог.Уже несколько лет общеэкономическое развитие восточной Германии идет повосходящей линии. В период 1992-95 годов объем ВВП рос здесь в среднем на7,3% в год. Активная деятельность людей на местах, усилия предпринимателейплюс финансовые средства и гигантские организационные усилия привели ктому, что по темпам экономического роста новые земли занимают одно изведущих мест в Европе. В 1995 году рост потребительских цен составил здесьвсего 1,8%; доходы и пенсии шаг за шагом приближаются к западногерманскомууровню. Однако в некоторых отраслях экономики все еще существуют проблемы,вызванные, в частности, более низкой в целом производительностью труда вновых землях.С начала 1995 года новые земли включены в систему распределения доходовмежду федеральными землями. До этого их финансовую дееспособностьобеспечивал фонд «Германское единство». Для того, чтобы сбалансироватьогромные расходы, которые требовались для подъема новых земель и недопустить бесконечного разрастания чистой суммы кредитов, полученныхфедерацией (на обслуживание долгов тогда уходило почти 20% федеральныхсредств), с января 1995 года в Германии была введена дополнительная«надбавка солидарности» в размере 7,5% к налогу на заработную плату,подоходному налогу и к налогу на доходы юридических лиц. Эта надбавкапостепенно снижается.ЗаключениеЗа почти 60 лет после окончания войны вместе в расколом Германии былпреодолен и раскол Европы. Возросла и ответственность объединеннойГермании. Германская политика остается, прежде всего, политикой мира. Еецель заключается в том, чтобы содействовать тесному сближению национальныхгосударств, укреплять международные и над национальные организации, сделатьих опорой мирового сотрудничества.Будучи одним из крупнейших промышленных и торговых государств, имеющихтесные связи со всем миром, она к тому же не может обойтись без стабильнофункционирующей системы мировой экономики. Ее политика нацелена на то,чтобы на базе плодотворного диалога установить баланс между Севером и Югом,между промышленными и развивающимися странами. Этой цели она добивается,прежде всего, в рамках ООН и ее учреждений.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Развитие Германии после Второй Мировой Войны icon1. Предпосылки и экономические последствия Второй Мировой войны
План Маршала и возрождение хозяйства стран Западной Европы после Второй Мировой войны
Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconПредпосылки и экономические последствия второй мировой войны предпосылки
Второй Мировой войны это острейшее межимпериалистические противоречия, становление фашистского германского милитаризма, экономики...
Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconГермания и Россия: Дипломатические отношения 1955 – 2008 После окончания второй мировой войны
После окончания второй мировой войны были образованы два германских государства – Федеративная Республика Германия (май 1949 г.)...
Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconВопросы к экзамену
Развитие интеграционных процессов в Европе после второй мировой войны и предпосылки создания Европейских сообществ
Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconБыли ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны?

Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconДоклад по теме: " холодная война"
Второй Мировой войны. Почему же Вторая Мировая война, по существу, стала колыбелью войны холодной? На первый взгляд, это кажется...
Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconКафедра мировой экономики
Исчерпала ли себя «японская модель» экономического роста, сложившаяся после второй мировой войны?
Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconИран после Второй Мировой войны

Развитие Германии после Второй Мировой Войны iconВерсальско-вашингтонская система мирного урегулирования система империалистического мира, установленная государствами победителями, гл образом Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой мировой войны
Великобританией, Францией, США и Японией, после Первой мировой войны. Основу этой системы составили Версальский мирный договор, связанные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы