Образ учителя в современной литературе icon

Образ учителя в современной литературе



НазваниеОбраз учителя в современной литературе
Дата конвертации08.07.2012
Размер190.57 Kb.
ТипРеферат
Образ учителя в современной литературе


«Вам, памятник, учителя, Я высек бы Из красного гранита Установил бы на просторе Большое человеческое сердце…» (А. Дусенбиев). И думается, это был бы самый удачный в мире памятник – человеческоесердце, открытое навстречу людям. Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов,убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь.Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишьв юных сердцах? Учитель… когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-товолнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычноеназвание профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то непросто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этойпрофессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий илиравнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватываетволнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания потому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведьименно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, какимбудет этот человек. Неплохо, если бы он был таким, как у Некрасова в одномего произведении («Медвежья охота»). Обращаясь в этой лирической комедии кВ. Г Белинскому, которого он считал своим духовным учителем, наставником,он писал: Учитель! перед именем твоим Позволь смиренно приклонить колени… А почему! Далее поэт объясняет: Ты нас гуманно мыслить научил, Едва ли не первый вспомнил о народе, Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе… Хотелось бы, наверное, иметь такого учителя каждому. У Некрасова – этоидеал человека, тот современный образец, к которому должен стремитьсякаждый. В нашей неспокойной жизни трудно встретить что-либо подобное. Новсё-таки… Раньше я училась в школе № 3 Мурманской области, городаполярного. Мне нравились многие учителя. Учитель физики – за своюделикатность. Учитель математики – за хорошее знание предмета. Учительлитературы – за эмоциональность, чуткость, неравнодушие. Но до идеала этимучителям, мне кажется, далеко. В школе № 128 я учусь один год. И за такоекороткое время эта школа стала мне родной. Конечно же, благодаря учителям,умным и добрым. И так, у меня уже сложилось представление о том, какимдолжен быть учитель. но что говорит об этом художественная литература?Каким, по её мнению, должен быть учитель? Нравственный облик педагога – современника наиболее полно раскрыт вповести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекаетпрежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию.Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные чертыНади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень не легко былоработать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началуучебного года «по распределению». Она должна была воспитывать ребёнка –первоклашек из детского дома.
А, значит, быть для них всем: и учителем, ивоспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Представиминтернатскую лестницу перед началом занятий, стайку растерянных «малышей,прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке – маленький человек судивленными, печальными, непонимающими глазами». И новую ихвоспитательницу, почти ещё девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тожерастерянную (готовилась преподавать литературу в старших классах, а попалак «первакам» в няни), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительскогоопыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемойими самими. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мнехотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнятьи прижать к себе». С этого порыва юной благородной души начинается их встреча –воспитателя и воспитанников. Но повествует о ней Надежда Георгиевна десятьлет спустя, когда ей уже немного за тридцать, а её малыши закончили школу исами стоят на пороге взрослой жизни. Теперь за плечами Надежды Георгиевнынемалый опыт педагогических проб, удач и ошибок. Опыт жизни, в которомрадость побед не отделима от горечи поражений. Её откровенной, беспощадныйк себе рассказ и есть ретроспективный анализ её первого, самогоответственного года интернатской работы. Надей движут чувства высокие и благородные – любовь и сочувствие кмаленьким питомцам, жгучее желание хотя бы частично вернуть им утраченное.«Детям автомобильных катастроф, смертей и даже землетрясений, а чаще всегочеловеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети, -понимает юная учительница. – Лишённые родительской ласки, они даже незнали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если онего не испытал. А если испытал?» Всё значение последнего вопроса Надя поймёт много позже, убедившись напримере нескольких детских драм и своей собственной любви к молодомужурналисту Виктору, что испытать счастье и быть счастливой – далеко не однои тоже. Пока же ей немыслимо примириться с очевидной несообразностью: «Неголод, не война. Не трудно, вообщем, жить. И что? Дети без родителей – вотони, у меня за плечом». «Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, безних мира нет, - мысленно соглашается Надя. – Но сиротство – ононепостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители,если даже их нет». Из этой максималисткой убеждённости Надя (всем детям нужны родители,даже если родителей нет!) и вызревает основная коллизия повести. Надявыступает с простой и на первый взгляд, очевидно, гуманной инициативой:предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей изинтерната на выходные дни. « … Я верю, что сострадание – в человеческойприроде… Без него трудно оставаться человеком», - говорит она. Эта Надинауверенность даёт ей право надеяться на успех эксперимента. И верно: десятки людей откликаются всей душой на её призыв, ломая своимэнтузиазмом бюрократические преграды, которые пытаются воздвигнуть на путиНадиного почина скептика. Инициативу юной учительницы поддерживает печать.Школа проводит тщательный, можно сказать, конкурсный отбор претендентов,желающих одарить бездомных детишек своим семейным теплом. Детей вверяютхорошие, достойные руки. Да и насовсем ведь. «На полтора дня отдать детей! Казалось, какое благо! – заметит НадеждаГеоргиевна несколько недель спустя после начала её почина. – Но полтора дня– это очень много. Там, за пределом моего взгляда, рождалась надежда. Ирождалась любовь». Чем дальше, тем явственнее сознаёт Надя, что каждый её маленькийпитомец не просто сирота, нуждающийся в жалости, ласке, тепле, а изарождающаяся человеческая личность со своим сложным внутренним миром,удивительно подвижным и чутким. Каждая человеческая семья – это тоже своясложная и во многих отношениях индивидуальная система: быт, ценности,взгляд на воспитание, на детей. Следовательно, вручение детской судьбы(пусть и добрым людям) требует особой осторожности, особой ответственностине только от тех, к кому пришёл ребёнок на субботу и воскресенье, но и отпедагогов, от школы. Оказывается, в наши дни не так уж трудно обрушить на ребёнка каскадподарков и ласки. Притом тем легче, чем безответственнее относится самчеловек к собственной, а значит, и чужой судьбе. Вероятно, педагогов должнабыла сразу насторожить бездетная чета Запорожцев, слишком уж явносоотносившая своё материальное изобилие с правом преимущественного выбораосиротевшего ребёнка. Однако и повода отказать им не было: люди на видинтеллигентные – начальник конструкторского бюро Игорь Павлович и по службехарактеризовался хорошо. Но уже после первого посещения их квартиры Аллой Ощепковой с девочкойслучилось примерно то же, что произошло с Антошкой, когда он показалсяперед классом в генеральском мундире. Аллочку будто подменили. Ибо никомуне надарили столько дорогих подарков (и шубку, и платья, и игрушки), никогобольше не подвозили на виду у всех к дверям интерната на «Москвиче», никтоне мог похвастаться, что у его новых опекунов такая роскошная квартира, такмного дорогих вещей и такие шикарные планы, как у Запорожцев. Почтимгновенно Алла почувствовала себя привилегированной, выделенной изостального коллектива сверстников, поставленной над ними. И это свое новоеположение она принимает со всей детской непосредственностью, готовностью,самоотдачей. Но разве в этом повинна Алла, безоглядно поверившая в искренностьпоказной «доброты» Запорожцев, даже и не подозревающая о бездушном,холодном прагматизме мещан? Именно этой девочке доводится скоро испытать,быть может, самое страшное предательство в своей жизни: сначала счастливо игордо уверовать, что её удочерят, а затем испытать на себе тщательновзвешенный на весах рассудка решительный и бесповоротный отказ. Восставая против взрослой подлости и лжи, Алла сжигает лицемерные дарыконструктора и его супруги. А мы вместе с Надеждой Георгиевной думаем отом, что предательство благообразных Запорожцев, пожалуй, и счастья дляАллы. Кем она могла бы вырасти в этой семье? Копией своих названыхродителей? В отличии от Запорожцев инженер Степан Иванович не волен, даже если быхотел, взять Севу Агапова с собой в длительную заграничную командировку,куда уезжает с семьёй. Севу он и не собирался усыновлять. Но ведь«приручил», как «приручил» в своё время Тёмку отец Толика Боброва. Ивынужденная разлука драматична для обоих. А особенно для Севы, у которогоникого нет теперь ближе Степана Ивановича и который остаётся один. Не менее сложно оказывается и положение Анечки Невзоровой, которуюуспела полюбить одинокая Евдокия Петровна. Анечке не хочется не благодарнойпо отношению к доброй Евдокии Петровной. И жалко родную мать, лишённуюродительских прав за чрезмерное пристрастие к лёгкой жизни. Всякие контактыАнечки с матерью явно опасны для девочки и по решению органов опеки онипрерываются. Надежда Георгиевна приходит к выводу, что и тут не может бытьлёгкого механического решения. С одной стороны, образ жизни Аничкинойматери настолько аморален, что не может не влиять отрицательно на психикудочери. А, с другой стороны, как можно убивать, вытравлять в маленькомчеловеке первые, но уже достаточно крепкие росточки доброты иответственности, выраженные в словах Ани: «Я свою мамку не брошу. Вот выучусь, вырасту и возьму её к себе. Онатогда состарится, поумнеет. А не поумнеет, я её поучу… Может, даже я еёудочерю». Но в то же время сложились счастливые отношения у Надиной квартирнойхозяйки Лепестиньи (тоже бывшей детдомовки) с Зиной Пермяковой. Уотставного военного Никанора Никаноровича Парамонова – с КолейУрванцевым. У брата и сестры Миши и Зои Тузиковых – с многодетной идружной рабочей семьёй Поварешкиных, у которых нет за столом разносолов,нет личной машины, да и живут тесно, зато царят в семье искренние,настоящие привязанности. «Но сколько бы ни было таких побед, разве онимогут оправдать даже и малый брак в педагогической работе?» - думает Надя. «…Педагогика – дисциплина не точная. У неё есть допуски. Право наошибку», - считает директор школы – интерната Апполон Аполлинарьевич. «Прав нет, - возражает ему жена, завуч Елена Евгеньевна, которая в своёвремя была категорически против Надиного эксперимента. – Исключать ошибкунельзя. Но нельзя её и планировать». Вывод Елены Евгеньевны менеекатегоричен, более осторожен. Но что же из него явствует? Явились ли случаис Анечкой, Севой и Аллой запланированной педагогической ошибкой, то естьрезультатом неверно задуманного эксперимента? Или это ошибканепредвиденная? В своём семейном споре директор и завуч приходят к некоему «общемузнаменателю». «Не сделать проще, чем сделать», - соглашается в конце концовЕлена Евгеньевна. Но, разумеется, это не индульгенция Наде, НадеждеПобедоносной, как зовёт её шутливо директор, на все её прошлые и будущиеупущения. Не став менее инициативной, Надежда Георгиевна уже по истечении первыхмесяцев работы становиться более ответственной, понимает, как тонкопедагогическое дело, в котором между другими намерениями и благимисвершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция. Есть в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откудаприбыли к Наде её питомцы, - Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвекасвоей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот.И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между«совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той«одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надярасстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами,у которых не оказалось семьи. В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. УНади есть возможность « почётно» отступить на «хорошо подготовленные»позиции отчего дома, тем более, что и мама Надина убеждена: «Жизнь своючеловек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что онаникуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё не ведомых ей,которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнётновый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед. Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания.Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своегосердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностьюсказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми,добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. НадеждаГеоргиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понятьсвоё назначение, а без этого не может быть учителя. Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам своего главногогероя А. Алексин в произведении «Безумная Евдокия». В центре повествования– образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны. Ей 54года, она называет себя «предпенсионеркой», но выглядит и на 50 и на 39;«она была, как говорят, женщиной без возраста». Повествователь не безиронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном изродительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувствопрекрасного. «А у самой при этом поверх модных брюк была какая-то непомерноширокая юбка и в неё заправлена мужская ковбойка… Она могла ранней веснойвыйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто». Борясь заколлективизм, Евдокия Савельевна «очень любила, чтобы все были вместе. И сней во главе». Рассказчик, Олин папа, добавляет: «Я был уверен, что вискусстве ей ближе всего хор и кордебалет». Разумеется, Евдокия Савельевна, обуянная идеей коллективизма, невыносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других,характера. «В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех,кто ничем не выделялся». Её любимыми словами были: «все», «со всеми», «длявсех»… Поэтому она с самого начала повела методичную борьбу противошибочных, по её мнению, воспитательных методов Олиных родителей. Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится комногим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическомухарактеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны сеё бывшими: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли неподдерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна бытьснисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницуименно Оля). И девочка продолжала по каждому поводу пронизывать надклассной руководительницей. В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец,старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, онастремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, наэкскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувствопричастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннеепротиводействие. Когда завуч школы предложила организовать выставку Олиных рисунков искульптур, «безумная Евдокия» предпочла устроить выставку произведенийвсех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла толькодва рисунка, «чтобы было не больше, чем у других». В спектакле по шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь», которуюшкольники играли на английском языке, Евдокия Савельевна поручила Олетретьестепенную роль, хотя всем было известно, что Оля владела английскимлучше других «Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности», -рассказывала Оля родителям. В своей приверженности к массовым профессиям (диспетчера, водителясамосвала и т. п.) Евдокия Савельевна, как убеждает нас Олин отец, непонимала, что призвание художника, талант скульптора нисколько не отделяетчеловека от массы. «Безумная Евдокия» пыталась приобщить Олю ко всемостальным за счёт и вопреки её индивидуальности. Послушные ученики вслед засвоей учительницей «не желали замечать того, что было для них непривычным.Яркое не радовало, а ослепляло их». Именно это Олин отец считает причиной«частых страданий и слёз» его дочери. Тем злополучным воскресным утром, когда, собственно, и происходитдействие повести, явившись на квартиру Олиных родителей, Евдокия Савельевнаобъявляет, что накануне, в субботу, во время классного похода по местамбоевой славы, Оля пропала, ушла из отряда неизвестно куда… И не вернулась.А ведь прошла целая ночь! Где же Оля?… С Олиной матерью стало плохо:нервный приступ, душевное расстройство, потеря рассудка… И хотя через два-три часа девочка появляется в квартире – беспечная, весёлая, с цветами вруках – На душе лучше не стало, и её увозят в психиатрическую больницу. По дороге из больницы происходит диалог между рассказчиком, Олинымотцом, и учителем. Она доказывает, что поступок Оли безнравственен: желаябыть первой, раньше всех достичь цели похода, она ушла вечером из отряда ине сказала никому ни слова. Девочка даже не подумала о том, какоебеспокойство принесёт её честолюбивый поступок всему классу и ответственнойза поход Евдокии Савельевне. Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талантчеловечности. Писатель не склонен выдавать Олю за пассивный объект двухпедагогических воздействий: родительского и учительского. Оля пытаетсяоправдать свой поступок, ссылаясь на то, что она хотела пройти путём МитиКалягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов вгоды войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говоритдочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты,чтобы погубить… самого близкого тебе человека». Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели кформированию эгоцентрического характера девушки. В одном случае она забылао своей подруге, пригласив её на встречу с неизвестным художником. И тастояла внизу, слышала сквозь окно, как Оля отрицала, проявляя на глазах узнаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своегоодноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним. В своейсамовольной ограниченности Оля не хотела видеть немалых достоинствучительницы: её одержимости в работе, внимательного отношения к каждому,даже самому рядовому ученику. Постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в«безумной Евдокии». Она с горечью говорит, что во многом сама виновата:ворвалась утром в дом Оли с известием, что та пропала, и это довело Олинумать до безумия. Но разве могла она поступить иначе? Ведь не будь Олявоинствующей эгоцентристкой, она, даже удрав из лагеря, пришла бы домой. Вфинале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди:она боится, что Оля возьмёт на себя всю вину за трагедию матери и что этаноша окажется для неё непосильной. В конце повести рассказчик мысленно признаёт, что, хотя он вместе сженой Надюшей сумел отстоять право формировать характер дочери и такимобразом победил Евдокию Савельевну, «эта победа стоила Наденьки жизни. Илиздоровья». Такова цена этической невоспитанности их дочери. Такова ценапрозрения отца Оли. И тут мы понимаем, что на протяжении почти всей повести смотрели на«безумную Евдокию» глазами Олиного отца, а , стало быть, глазами самой Оли.Понимаем, что составили для себя искажённый портрет прекраснойвоспитательницы, умной и справедливой… Нет, не стремилась она выстраивать водин общий ряд всех учеников, - она лишь Олю хотела вернуть в коллектив, аточнее сказать, к людям, от которых она в упоении своими успехамиоторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочетбыть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы сней соглашаемся. Наконец – мы видим её такой, какая она есть на самом деле,видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую,прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам. Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящегопедагога, созданному в «Обелиске» В Быкова. В своём произведении авторрассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны. В начале повести мы знакомимся с корреспондентом, который при встречесо своим товарищем узнаёт о смерти учителя села Сельцо Миклашевича. Напохоронах он знакомится с Тимофеем Титовичем Ткачуком, бывшим учителемэтого села. От него он услышал имя А. И. Мороза. Возвращаясь в город,корреспондент и Ткачук зашли к памятнику. «Обелиск часто менял свой вид,неизменной оставалась лишь чёрная металлическая табличка с пятью именамишкольников, совершивших известный в нашей местности подвиг в годы войны. Яуже не вчитывался в них, я их знал на память. Но теперь удивился, увидев,что тут появилось новое имя – Мороз А. И., которое было не очень умеловыведено над остальными белой масляной краской». И Ткачук рассказываеткорреспонденту об А. И. Морозе, его жизни и подвиге. Тимофей Титович в то время работал в Районо заведующим. С Морозом онпознакомился в Сельце. Вот каким он его увидел: «Одна нога как-то вывернутав сторону и вроде не разгибается, поэтому он здорово на неё припадает икажется как бы ниже ростом. А так ничего парень – плечистый, лицо открытое,взгляд смелый, уверенный…» Родом Мороз был с Могилевщины, уже пять летработал учителем после окончания педтехникума. Как-то раз на Мороза былаподана жалоба: он не поддерживает дисциплины, как равный ведёт себя сучениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркоматаи говорит ученикам, что не надо ходить в костёл, пусть туда ходят бабушки.Эта жалоба была причиной поездки в Сельцо и знакомства Ткачука с Морозом.А на жалобу Алесь Иванович ответил следующее: «С программами в школедействительно не всё в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились впольской школе, многие, особенно католики, плохо справляются с белорусскойграмматикой, их начальные знания не соответствуют нашим программам. Нововсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они – люди,не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, асамые полноправные граждане…» Мороз хотел сделать из них не отличниковучёбы, а прежде всего – людей. Как-то в село поехал инспектор из области. Возвратился он оченьразгневанный. Оказывается, его в алме села атаковали собаки и разорвали емуштанину. Алесь Иванович извинился, но перед этим ребята читали тургеневскую«Муму», и вот Алесь Иванович, проявляя чуткость и доброту к животным,поселил щенков в школе, а ребята по очереди за ними досматривали. Жил там икот, жалкое такое слепое создание. Позже появился и скворец. Сначала леталпо классу, а потом смастерили ему клетку. Второй раз Ткачук наведывался в Сельцо зимой. Придя в школу, он увиделпарнишку. Это и был Миклашевич. Через некоторое время пришёл Мороз.Поздоровавшись, он объяснил причину своего отсутствия. Оказывается, онпровожал своих учениц домой. А про квартиранта так и не поговорили. Черездве недели Тимофея Титовича вызвали к прокурору. Придя, он увиделнезнакомого дядьку в кожухе. Прокурор района наказал ему ехать в Сельцо изабрать у Мороза сына гражданина Миклашевича. Сели они в милицейский возоки покатили в Сельцо. Вызвав Алеся Ивановича с занятий, стали объяснять, вчём дело. Мороз выслушал всё молча, позвал Павла. Увидев отца, мальчиксъёжился, будто зверёк, близко не подходит. Ткачук объясняет, что по законусын должен жить с отцом и, в данном случае, с мачехой (мать недавно умерла,отец женился на другой, ну и пошли нелады с мальчишкой). Он заплакал, нонадел пиджачок, собрался в дорогу. Но, немного отойдя от школы, Миклашевичснимает с кожуха ремень, и начинает бить сына. Мороз вдруг срывается сверанды и, хромая, через двор – туда крича: «Стойте, прекратите избиение!»Подходит, вырывает Павлову руку из отцовской и говорит: «Вы у меня его неполучите! Понятно?» Отец подал в суд. Но Мороз всё-таки своего добился:комиссия решила передать парня в детдом. Правда, с выполнением Мороз неспешил и, наверное, правильно делал. Началась война. Сельцо заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжалработать в школе. Узнав об этом, Тимофей Титович подумал, что Морозработает на немцев. Учитель встретил его так, как будто они вчера толькорасстались. «Как живём?» – спрашивает Ткачук. «Известно как. Плохо» – «Ачто такое?» – «Всё тоже. Война». –«Однако, слышал, на тебе-то война неочень отразилась. Всё учишь?» – «Надо учить.» - «А по каким программам,интересно? По советским или немецким?» Мороз понял, в чём дело, и ответил:«Мне когда-то казалось, что вы умный человек». И тут Ткачук понял, что зрясомневался в нём. Мороз продолжал: «Плохому я не научу. А школа необходима.Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два годаочеловечивал этих ребят, что б их теперь расчеловечили. Я за них ещёпоборюсь. Сколько смогу, разумеется». Вскоре Алесь Иванович раздобылприёмник. Всё, что услышит, передаёт другим. Первое время шло всё хорошо.Но один из полицаев, в сёлах его звали Каин, всё-таки что-то заподозрил. Вшколе устроили обыск, перетрясли ученические сумки, но ничего не нашли.Учителю устроили допрос, но всё обошлось. Тогда ребята что-то задумали. Онивсегда были откровенны с учителем, а тут затаились даже от него. Они как-тонамекнули ему, что неплохо бы пристукнуть Каина. Но учитель строгозапретил. Всё случилось неожиданно и неорганизованно. Каин часто ездил на хуторпьянствовать. Сельцо и хутор соединял мост. Ребята подпилили столбы, накоторых держался мост, и ждали очередного возвращения, положив под мостмину. Операция удалась, но Каин остался жив. Когда стали поднимать машину,кто-то заметил, как в кустах мелькнула детская фигура. Через несколько днейвсех ребят взяли. Мороза же предупредил один из полицаев: «Удирай, учитель,хлопцев забрали, за тобой идут». Мороз пробрался к партизанам, к Ткачуку.Рассказал всю историю. Но партизаны не могли ничем помочь. Алесю Ивановичудали винтовку и приняли в отряд. Через несколько дней связная сообщилапартизанам, что немцы требуют учителя, а, иначе, ребят повесят. Последолгих уговоров Мороз отправился к немцам. Под вечер вывели всех из амбара. Построили по двое и под конвоемпогнали к шоссе. Вели по той самой дороге, через мосток. Шли молча,разговаривать никому не давали. Впереди шли Мороз и Павлик Миклашевич.Подойдя к лесу, учитель спрашивает у Павлика: «Бежать можешь?» Тот непонял, посмотрел на учителя: о чём он? А Мороз снова: «Бежать можешь? Каккрикну, бросайся в кусты». Так Миклашевич остался жив. В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвигочень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову наплаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто егоработа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именнотаким и был учитель А. И. Мороз, человек с большой буквы. Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели всвоих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственностьоказывают учителя. Иногда это просто страшное произведение, такие, как,например, «Ночь после выпуска» Тендрякова. В произведении рассказывается отом, как выпускники идут по ночному городу после выпускного вечера ирассуждают, чему научила их школа. Обнаруживается, что эти люди совсем неумеют жить, и они выносят страшный приговор своим учителям: они,оказывается, не научили их самому главному – жить. Есть произведения иного характера, но в них также повествуется о том,каким должен быть человек, решивший посвятить себя скромному… но одному извеличайших дел в истории. В рассказе «Уроки французского» В. Распутина создан образ учительницыЛидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбеученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека,имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловнаотступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своимучастием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика. Два года назад я видела фильм «Чучело», поставленный по повестиписателя Железнякова. Фильм перевернул мою душу. Я никогда не могла себепредставить, что в жизни может быть и такое. Какими жестокими,бесчеловечными (до такой степени?!) могут быть ученики! А учителя? Класснаяруководительница? Вроде бы с нравственностью у них всё в порядке. Но ведьнадо быть душевно слепыми, чтобы не заметить неладное в том классе, гдепреподаёшь! По тому, как ведёт себя классная руководительница (учительлитературы), занятая только своими проблемами, кажется, что в классе у неёвсё хорошо. Не должен быть учитель таким! Но ведь в жизни такие учителя есть! И их много. Такой учитель незаметил в классе тихую, скромную троечницу Людочку, главную героинюрассказа В. Астафьева «Людочка». В её трагедии есть и учительская вина.Повесть Железнякова и этот рассказ – крик души, призыв писателей ко всембыть чутким, неравнодушными к людям (и в первую очередь -– к учителям). Всё начинается с учителя. Вот поэтому, я считаю, рядом с именем героя,совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие,конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства,колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоятьимя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд,сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именноучитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить делодо конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – однаиз самых ответственных и благородных. Человек своим трудом можетпреобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формируетприроду самого человека. Литература же помогает нам глубже понять иосознать это. У В. Титова как-то прочитала: «Одни говорят: я дышу – значит существую,другие: я приношу пользу людям – значит живу Первый надеется пожить,второй – испытать гордую радость от сознания, что он нужен людям». Мне тожехочется испытать гордую радость, что я нужна людям. Понимаю, что статьУчителем трудно. Опыт приходит не сразу. Но мы имеем возможность Час ученичества – он в жизни каждой Торжественно не повторим… Очень хочется быть причастным к «часу ученичества». Трудно? Да.Особенно сегодня… Мечтаю вписать свою страницу в летопись школы и я. Список литературы: 1. В. Воронов «Анатолий Алексин» 2. И. Мотяшов «Альберт Лиханов»----------------------- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Средняя школа № 128 Предмет: Литература РЕФЕРАТ на тему: «Образ учителя в современной литературе»Выполнила: Абросимова С. В.Проверил: Быкова А.И. г. Н.Новгород 2000 год




Похожие:

Образ учителя в современной литературе iconРеферат по проекту «Образ Е. Онегина в литературе и музыке»
Степень обоснованности темы заключается в приобретении дополнительных знаний по музыке и литературе (историко-биографические факты,...
Образ учителя в современной литературе iconИспользование проектной деятельности в начальных классах
«Мыслители говорят: яйцо соловья несёт в эмбрионе певца, но песнь зазвучит после действия жизни. В каждом ребёнке образ творца, но...
Образ учителя в современной литературе iconОбраз графа Влада III цепеша в литературе и кинематографии
На северо-западе современной Румынии там, где встречаются отроги Восточных и Южных Карпатских гор, раскинулось обширное холмистое...
Образ учителя в современной литературе iconСценарий Театр уж полон; ложи блещут Партери кресла все кипит; в райке нетерпеливо плещут, и взвившись занавес кипит. Приветствуем Вас на нашей музыкальной ассамблеей, посвященной теме проекта: «Образ Евгения Онегина в литературе и музыке»
Приветствуем Вас на нашей музыкальной ассамблеей, посвященной теме проекта: «Образ Евгения Онегина в литературе и музыке»
Образ учителя в современной литературе iconЭкология в современной литературе

Образ учителя в современной литературе iconКритерии оценивания работы учащегося над проектом «Образ «маленького человека» в русской литературе»

Образ учителя в современной литературе iconТема нравственности в современной литературе

Образ учителя в современной литературе iconТема деревни в современной литературе

Образ учителя в современной литературе iconЧеловек и природа в современной литературе

Образ учителя в современной литературе iconКонцепция принятия управленческого решения в современной литературе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы