Авторское право icon

Авторское право



НазваниеАвторское право
А.В. НАУЧНЫЙ
Дата конвертации08.07.2012
Размер273.69 Kb.
ТипРеферат
Авторское право


СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет кафедра гражданского права Курсовая работаПО ДИСЦИПЛИНЕ: Гражданское правоТЕМА: «Авторское право» ВЫПОЛНИЛ: Это я выполнил – Дондуков А.В. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Бунин В. Т.ДАТА СДАЧИ: ___________ДАТА ЗАЩИТЫ: _________ОЦЕНКА: ________________ Астрахань 1999 г. Содержание Стр. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………31. Действие норм авторского права ...………………………………………..32. Объекты авторского права ………………………………………………...43. Основные положения об авторстве ……………………………………….54. Присоединение России к Бернской конференции ……………………...145. Законодательство об иностранных произведениях …………………….15ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………19СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………20 Введение. Насколько важна эта тема? Авторское право безусловно не самая важнаятема в гражданском праве. Это просто один из его разделов. Не оченьбольшой, но и не маленький. Это специфическая область гражданского права,которая является синтетической частью общей правовой системы. Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений науки, литературы иискусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передачорганизаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежныхправах состоит из Закона РФ "об авторском праве и смежных правах"издаваемых в соответствии с вышеуказанным Законом других актовзаконодательства Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Оправовой охране программ для электронных вычислительных машин и базданных", а также принимаемых на основе вышеуказанного Законазаконодательных актов республик в составе Российской Федерации. Завершилось формирование российской системы авторского права каксистемы норм, предусматривающих очень высокий уровень охраны прав авторов,полностью соответствующий требованиям Бернской Конвенции об охранелитературных и художественных произведений, являющейся своеобразным мировымэталоном защиты авторских прав Одним из принципов Бернской Конференции является принцип минимальногообъема охраны, что означает, что сама Конвенция устанавливает некоторыенормы авторско-правовой охраны, которые подлежат обязательному применению встранах, участвующих в ней. Долгое время СССР, а затем и Россия не моглиприсоединиться к Бернской Конвенции, так как национальное законодательствоне обеспечивало такого высокого уровня охраны авторских прав. И лишьсегодня, когда уровень охраны, предоставляемый российскимзаконодательством, достиг так называемого "уровня Бернской" Конвенции,появилась реальная возможность присоединиться к Бернской Конвенции, чтоРоссия и сделала, став с 13 марта 1995 года полноправной ее участницей. Действие норм авторских прав.
Авторское право распространяется: на произведения, обнародованные либо необнародованные, но на-ходящиеся в какой-либо объективной форме на территории РоссийскойФедерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников; на произведения, обнародованные либо необнародованные, нонаходящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РоссийскойФедерации, и признается за авторами - гражданами РоссийскойФедерации и их правопреемниками; на произведения, обнародованные либо необнародованные, нонаходящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РоссийскойФедерации, и признается за авторами (их правопреемниками) -гражданами других государств в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации. Произведение также считается опубликованным в Российской Фе-дерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования запределами Российской Федерации оно было опубликовано на территорииРоссийской Федерации. При предоставлении на территории Российской Федерации охраныпроизведению в соответствии с международными договорами Россий-скойФедерации автор произведения определяется по закону государства, натерритории которого имел место юридический факт, послуживший основаниемдля обладания авторским правом. Авторское право распространяется напроизведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинствапроизведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произ-ведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы,системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право на произведение не связано с правом собственностина материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или прававладения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, заисключением случаев, предусмотренных статьей 17 закона "об авторскомправе и смежных правах" Объекты авторского права. Объектами авторского права являются: литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения,сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы,слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна,графические рассказы, комиксы и другие произведенияизобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства исадовопаркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученныеспособами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы ипластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другимнаукам; другие произведения. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программдля ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут бытьвыражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст иобъектный код. К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации,рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другиепереработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другиесоставные произведения, представляющие собой по подбору илирасположению материалов результат творческого труда. Производные произведения и составные произведения охраняютсяавторским правом независимо от того, являются ли объектамиавторского права произведения, на которых они основаны или которые онивключают. Не являются объектами авторского права: официальные документы (законы, судебные решения, иные текстызаконодательного, административного и судебного характера), а также ихофициальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена,денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационныйхарактер. Основные положения об авторстве Авторское право на произведение науки, литературы и искусствавозникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществленияавторского права не требуется регистрации произведения, иного специальногооформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения освоих правах вправе использовать знак охраны авторского права, которыйпомещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "С" в окружности: С; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Авторское право на произведение, созданное совместным творческимтрудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместнонезависимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целоеили состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельноезначение, если она может быть использована независимо от других частейэтого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им частьпроизведения, имеющую самостоятельное значение, по своемуусмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторамсовместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением междуними. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, тони один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретитьиспользование произведения. Автору сборника и других составных произведений(составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подборили расположение материалов, представляющие результат творческоготруда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения имправ авторов каждого из произведений, включенных в составноепроизведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение,вправе использовать свои произведения независимо от составногопроизведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право составителя не препятствует другим лицамосуществлять самостоятельный подбор или расположение тех жематериалов для создания своих составных произведений. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодическихи продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и другихпериодических изданий принадлежат исключительные права на использованиетаких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданийуказывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняютисключительные права на использование своих произведенийнезависимо от издания в целом. Переводчикам и авторам других производных произведений при-надлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку,аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведенияпользуется авторским правом на созданное им произведение при условиисоблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу,переделке, аранжировке или другой переработке. Авторское право переводчиков и авторов других производныхпроизведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы ипереработки тех же произведений. Авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения(композитор). Заключение договора на создание аудиовизуального произведениявлечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителюаудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение,распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщегосведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщениеаудиовизуального произведения, а также на субтитрирование идублирование текста аудиовизуального произведения, если иное непредусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срокадействия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любомиспользовании этого произведения указывать свое имя илинаименование либо требовать такого указания. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполненияслужебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебноепроизведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведенияпринадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях(работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведенияуказывать свое наименование либо требовать такого указа-ния. На создание в порядке выполнения служебных обязанностей илислужебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей,периодических и продолжающихся сборников научных тру- дов, газет,журналов и других периодических изданий вышеуказанное не распостраняется. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личныенеимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение влюбой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякогоискажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести идостоинству автора (право на защиту репутации автора). Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения обобнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещенияпользователю причиненных таким решением убытков, включая упу-щенную выгоду.Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публичнооповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет изобращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При созданиислужебных произведений положения настоящего пункта не применяются. Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от егоимущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки ис- ключительныхправ на использование произведения. Автору в отношении его произведения принадлежат исключи-тельные права на использование произведения в любой форме и любымспособом. Исключительные права автора на использование произведения означаютправо осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право нараспространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения,включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателяисключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичноеисполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу вэфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или)последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу вэфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иныханалогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения покабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатыватьпроизведение (право на переработку). Исключительные права автора на использование дизайнерского,архитектурного, градостроительного и садово-паркового проекта включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятогоархитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставленияправа на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иноене предусмотрено в договоре. Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены вгражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшеераспространение без согласия автора и без выплаты авторскоговознаграждения. Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на этиэкземпляры. Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать отсобственника произведения предоставления возможности осуществления права навоспроизведение своего произведения (право доступа). При этом отсобственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Переход права собственности на произведение изобразительногоискусства (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу означаетпервую продажу этого произведения. В каждом случае публичной перепродажи произведенияизобразительного искусства (через аукцион, галереюизобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее)по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов,автор имеет право на получение от продавца вознаграждения вразмере 5 процентов от перепродажной цены (право следования). Указанноеправо является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора позакону на срок действия авторского права. Конечно любой из обычных пользователей пользовался авторскимипроизведениями и не платил никакого авторского вознаграждения этодопустимо, но исключительно в личных интересах. Допускается без согласия автора и без выплаты авторскоговознаграждения, но с обязательным указанием имени автора,произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных,исследовательских, полемических, критических и информационных целяхиз правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданномцелью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных ижурнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений иотрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- ителепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме,оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение покабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетахили журналах статей по текущим экономическим, политическим,социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведенийтакого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передачав эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором; 4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение покабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей,обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме,оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняетсяправо на опубликование таких произведений в сборниках; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения вобзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которыестановятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, вобъеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняетсяправо на опубликование таких произведений в сборниках; 6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений безизвлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другимиспециальными способами для слепых, кроме произведений, специальносозданных для таких способов воспроизведения. Также допускается без согласия автора и без выплаты авторскоговознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведениекоторого используется, и источника заимствования репродуцирование вединичном экземпляре без извлечения прибыли: 1) правомерно опубликованного произведения библиотеками и ар-хивамидля восстановления, замены утраченных или испорченных эк- земпляров,предоставления экземпляров произведения другим библио-текам, утратившим покаким-либо причинам произведения из своих фондов; 2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерноопубликованных в сборниках, газетах и других периодическихизданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованныхписьменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций)библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных иисследовательских целях; 3) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерноопубликованных в сборниках, газетах и других периодическихизданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованныхписьменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций)образовательными учреждениями для аудиторных занятий. Допускается без согласия автора и без выплаты авторскоговознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение длявсеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии,изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытомдля свободного посещения, за исключением случаев, когда изображениепроизведения является основным объектом таких воспроизведения,передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю иликогда изображение произведения используется для коммерческих целей. Допускается без согласия автора и без выплаты авторскоговознаграждения публичное исполнение музыкальных произведений во времяофициальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме,оправданном характером таких церемоний. Допускается без согласия автора и без выплаты авторскоговознаграждения воспроизведение произведений для судебногопроизводства в объеме, оправданном этой целью. Организация эфирного вещания может без согласия автора и безвыплаты дополнительного вознаграждения делать записькраткосрочного пользования того произведения, в отношении которого этаорганизация получила право на передачу в эфир, при условии, что такаязапись производится организацией эфирного вещания с помощью еесобственного оборудования и для ее собственных передач. При этоморганизация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцевпосле ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произведения. Такая запись может быть сохраненабез согласия автора произведения в официальных архивах, еслизапись носит исключительно документальный характер. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ илибазы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателяисключительных прав на использование произведения и без выплатыдополнительного вознаграждения: 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения,осуществляемые исключительно в целях ее функционирования натехнических средствах пользователя, осуществлять любые действия,связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных всоответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение впамятиЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также исправлениеявных ошибок, если иное не предусмотрено договором с автором; 2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных приусловии, что эта копия предназначена только для архивных целей и длязамены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригиналпрограммы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригодендля использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных неможет быть использована для иных целей, чем указано в подпункте 1настоящего пункта, и должна быть уничтожена в случае, если владениеэкземпляром этой программы для ЭВМ или базы данных перестает бытьправомерным. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправебез согласия автора или иного обладателя исключительных прав и безвыплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразоватьобъектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ)или поручить иным лицам осуществить эти действия, если онинеобходимы для достижения способности к взаимодействию независиморазработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами,которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, присоблюдении следующих условий: 1) информация, необходимая для достижения способности квзаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из другихисточников; 2) указанные действия осуществляются в отношении только техчастей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы длядостижения способности к взаимодействию; 3) информация, полученная в результате декомпилирования, можетиспользоваться лишь для достижения способности к взаимодействиюнезависимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не можетпередаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо длядостижения способности к взаимодействию независимо разработанной программыдля ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться дляразработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей сдекомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другогодействия, нарушающего авторское право. 1. Допускается без согласия автора произведения, исполнителя ипроизводителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждениявоспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписипроизведения исключительно в личных целях. 2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерамиоборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) иматериальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых длятакого воспроизведения. 3. Вознаграждение не выплачивается применительно коборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также кпрофессиональному оборудованию, не предназначенному для использования вдомашних условиях. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 летпосле его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутацииавтора охраняются бессрочно. 2. Автор вправе в том же порядке, в каком назначаетсяисполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрануправа авторства, права на имя и права на защиту своей репутациипосле своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочияпожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имяи права на защиту репутации автора после его смертиосуществляется его наследниками или специально уполномоченным органомРоссийской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследниковнет или их авторское право прекратилось. 3. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно илипод псевдонимом, действует в течение 50 лет после даты его правомерногообнародования. Если в течение указанного срока автор произведения,выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или еголичность не будет далее оставлять сомнений, то применяется положение абзацапервого пункта 1 настоящей статьи. 4. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве,действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора,пережившего других соавторов. 5. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в светпосле смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно,то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего загодом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войныили участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4года.6. Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Истечение срока действия авторского права на произведения означаетих переход в общественное достояние. Произведения, которым на территорииРоссийской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаютсяперешедшими в общественное достояние. Произведения, перешедшие вобщественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом безвыплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться правоавторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 15настоящего Закона "об авторском праве и смежных правах"). Правительством Российской Федерации могут устанавливатьсяслучаи выплаты специальных отчислений за использование на территорииРоссийской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние.Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а такжеорганизациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективнойоснове, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений. Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя иправо на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправеосуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследниковсроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных правосуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. Имущественные права которые могут передаваться только по договорууказанны в статье 16 закона "Об авторском праве и смежных правах"заисключением случаев, предусмотренных статьями 18 - 26 вышеуказанногоЗакона. Условия авторского договора перечисленны в ст. 31 "Закона обавторском праве и смежных правах" Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.Авторский договор об использовании произведения в периодической печатиможет быть заключен в устной форме. При продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и пре-доставлении массовым пользователям доступа к ним допускается при- менениеособого порядка заключения договоров, установленного За- коном РоссийскойФедерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машини баз данных". Возможно заключение между заказчиком и автором Авторского до-говоразаказа. По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведениев соответствии с условиями договора и передать его заказчику. А заказчикобязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатитьавтору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются вдоговоре по соглашению сторон. Присоединение России к Бернской конференции В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли статьучастниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой понациональному законодательству охраны произведениям "уровню БернскойКонвенции". Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило быприсоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способевозможного присоединения России 13 марта 1995 года произошло долгожданное событие - Россия наконецстала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране литературных ихудожественных произведений. При подаче дипломатической ноты оприсоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что"действие Бернской Конвенции не распространяется на произведения, которыена дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации ужеявляются на ее территории общественным достоянием". В соответствии со статьей 28 Закона РФ "Об авторском праве и смежныхправах" произведение перестает охраняться, и переходит в общественноедостояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, ужеранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет охранунеопубликованным произведениям иностранных авторов, срок охраны истекает намомент опубликования этого произведения в стране, не связанной с ней каким-либо соглашением об охране авторских прав. Законодательство об иностранных произведениях. Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопубликованныхпроизведений. Согласно статье 5 Закона "Об авторском праве и смежных правах", охранапо авторскому праву предоставляется неопубликованным произведенияминостранных авторов следующим образом: - если они находятся в какой-либо объективной форме на территорииРоссии, то они охраняются по Российскому законодательству во всех случаях; - если они находятся в какой-либо объективной форме за пределамиРоссийской Федерации, то получают охрану на основе международных договоров. Что касается первой группы неопубликованных произведений, выделеннойзаконодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранныепроизведения, которые находятся на территории России, охраняются поРоссийскому авторскому праву. Поскольку само произведение в определеннойматериальной форме находится на Российской территории, все противоправныедействия в отношении этого произведения (например, обнародование безсогласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на еетерритории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию. Охрана,предоставленная такому произведению, носит условный характер, так как онапоставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае еслипубликация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться подохраной. Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произведениеРоссийским авторские правом охраняться не будет вследствие истечения срокапредоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России кБернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произведениебыло впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утратило правовуюохрану, Россия, согласно пункту 2 статьи 18 Бернской Конвенции, не обязанавновь ставить это произведение под охрану. Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностранныхавторов, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайнесложен. Российским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениямпредоставляется лишь на основании международных договоров. Еслипредположить, что Закон адекватно отражает российскою практику охранынеопубликованных произведений иностранцев, то все иностранные произведения,находящиеся в объективной форме за рубежом, независимо от того, были ли ониобнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территорииРоссии с этой даты. И, следовательно, другие члены Бернского Союза могли бывыдвинуть справедливые возражения против участия России в БернскойКонвенции без обратной силы. Занятая российским законодателем позиция в отношении охраны иностранныхнеопубликованных произведений была подвергнута критике специалистами,которые указывали на то, что она служит источником возникновения множествапроблем на практике. Например, будет ли охраняться произведение, одинэкземпляр которого находится за границей, а другой - на российскойтерритории? Или, с какого момента подлежат охране созданные за рубежомпроизведения: с момента создания иди с момента пересечения границы? На последний вопрос практика, причем широко распространенная даетследующий ответ: когда неопубликованное произведение иностранного авторапопадает на территорию России, оно подлежит охране по российскомуавторскому праву с момента его создания. И, хотя подход законодателя,отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ гражданского законодательства1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения,находящиеся в материальной форме за пределам Российской федерации, неохраняются по российскому законодательству. В литературе отмечалось, что "неопубликованные произведения иностранныхавторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться" в России какпроизведения, "постоянно находящиеся в сфере общественного достояния", и,следовательно, подлежат охране наравне с произведениями, находящимися на еетерритории. Необходимо также отметить, что нередко при заключении двустороннихдоговоров охрана неопубликованных произведений вообще не оговаривалась,например, статья 2 Соглашения с Польшей об охране авторских прав гласит: "Каждая договаривающаяся Сторона признает авторские права граждан иорганизаций другой договаривающейся Стороны их правопреемников напроизведения науки, литературы искусства, независимо от места их первогоопубликования, а также авторские права граждан третьих стран и ихправопреемников на произведения, впервые выпущенные в свет на территорииСоветского Союза или Польской Народной республики...". Из приведеннойцитаты видно, что определяется судьбам лишь опубликованных произведений. Намой взгляд, такая формулировка - это результат того, что не былонеобходимости предусматривать взаимных обязанностей по охраненеопубликованных произведений, так как произведения иностранных авторов итак подлежали охране в обоих договаривающихся государствах. Итак, российское (а до 25 декабря 1991 года советское) авторское правофактически охраняло, и охраняет любые неопубликованные произведенияиностранных авторов с момента их создания. Но, если это произведениевпервые публикуется не в России и не в стране, связанной с Россиеймеждународным договором, то такое произведение становится в Россииобщественным достоянием, так как ранее предоставленный срок охраны истек.Именно поэтому Россия смогла присоединиться к Бернской Конвенции. Этоозначает, что в отношении граждан стран, участвующих и в Бернской, и воВсемирной Конвенции, в России будут охраняться только те произведения,которые будут опубликованы после 26 мая 1973 года (дата присоединения СССРк Всемирной Конвенции). Что касается граждан государств, участвующих тольков Бернской Конвенции, то в России будут поставлены под охрану только те ихпроизведения, которые впервые опубликованы в этих странах после 13 марта1995 года. Естественно, что крупным издательствам под силу выплачивать огромныегонорары за приобретение исключительных прав на распространениепроизведений иностранных авторов на территории России. Это им действительновыгодно, так как их затраты окупятся через реализацию книжной продукции, встоимость которой включаются и суммы авторских гонораров, и передачанеисключительных прав на использование другим издательствам, в конечномитоге за счет Российских читателей. Присоединение с обратной силой кКонвенции, по мнению иных издателей, также не "позволило бы встать на ногимолодым издателям", не имеющим большого стартового капитала. На мой взгляд,это также прекратило бы приток в Россию множества произведений зарубежнойлитературы, что, в конечном счете, отразилось бы как на развитии толькопоявившееся книжной индустрии, так и на культурно-духовной сфере нашегообщества. Действительно, при принятии ответственных правовых решений, какимявляется решение о присоединении к Бернской Конвенции, необходимо исходитьиз интересов всего общества, а не отдельных его групп. Учитывая то, чтонормы Конвенции действуют не в идеальных, а реальных условиях, должныприниматься во внимание и те экономические последствия, которые могло быповлечь предоставление охраны произведениям, ранее считавшимся в Россииобщественным достоянием. Итак, постановление содержит указание на то, что произведениям, ставшимна территории российской федерации общественным настоянием не моментприсоединения к Бернской Конвенции, охрана вновь предоставлена не будет.Рассматривая обоснование возможности присоединения России без обратнойсилы, нами приводилось положение статьи 28 Закона РФ "Об авторском правесмежных правах", согласно которому причиной перехода произведения вобщественное достояние служит истечение срока охраны. Однако статья 28предусматривает и иную причину: перешедшими в общественное достояние такжесчитаются произведения, охрана которым на территории России никогда непредоставлялась. В формулировке, данной правительством, не указывается, покакой именно причине не будут охраняться произведения, ставшие натерритории РФ общественным достоянием, хотя такой причиной являетсяистечение сроков охраны. Нами было отмечено, что на законодательном уровнеохрана предоставляется лишь тем иностранным неопубликованным произведениям,которые находятся на российской территории, хотя практика и иначе решаетэтот вопрос. Однако, именно то, что на практике охранялись, и охраняютсявсе неопубликованные произведения иностранных авторов, позволилоистолковать статью 18 Бернской Конвенции как не обязывающую, предоставлятьохрану с обратной силой. Тем не менее, зарубежные специалисты, не знакомыес российской практикой, могут провести анализ на законодательном уровне исделать вывод, что Россия, присоединяясь к Конвенции, приняла решение неохранять иностранные произведения, ставшие на ее территории общественнымдостоянием в силу того, что они никогда не охранялись. По такое решениепротиворечило бы пункту 2 статьи 18 Конвенции, которой все причинынеохраняемости, кроме истечения срока охраны, безразличны. Еслиформулировка правительства будет истолкована таким образом, это можетпослужить основанием возникновения споров с другими членами Конвенции поповоду применения Бернской Конвенции. Думается, что лучшим способом устранить имеющееся противоречие доприсоединения к Конвенции было бы привести действующее законодательство обавторском праве в соответствие с практикой, закрепив, что охрана пороссийскому законодательству предоставляется всем иностраннымнеопубликованным произведениям, независимо от того, на территории какогогосударства они находятся. Это значительно упростило бы аргументациюпринятого Россией решения о присоединении без обратной силы. Иначе этупроблему можно было бы решить, указав при подаче ноты, что действиеБернской Конвенции не будет распространяться на произведения, которые надату вступления Конвенции в силу для России уже являются не ее территорииобщественным достоянием вследствие истечения ранее предоставленного срокаохраны. Сегодня же, на мой взгляд, единственный способ устранить всякуювозможность возникновения спорной ситуации - дополнительно уведомить страныСоюза о причинах, по которым иностранные произведения перешли в сферуобщего достояния. Заключение. Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи ссозданием и использованием произведений науки, литературы иискусства (авторское право) Автор - физическое лицо, творческим трудом которого созданопроизведение; Авторское право распространяется на произведения науки,литературы и искусства, являющиеся результатом творческойдеятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а такжеот способа его выражения. Необходимо акцентировать внимание на соответствие формулировкипереходной нормы действительной воле, намерению законодателя. Неточностьформулировок порождает возможность неоднозначного толкования, что можетпривести не только к трудностям в практике применения авторско-правовыхнорм, но и к полному извращению воли законодателя, что в конечном итогеотразится на жизни общества в целом. Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А ,чтоесть у нации кроме культуры, нет культуры нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и безусловно авторское право будет изменяться, носамое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более внастоящее время. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Арамеев Р. "Россия обязалась охранять права авторов", Известия, 14 марта 1995 года.2. Бабенко В. "Воровство как политика", Книжное обозрение, №7, 1995 год.3. Богуславский М. М. "Вопросы авторского права в международных отношениях", Москва, Наука, 1973 год.4. Быстров В. "Чего в Берне не хватает?", Книжное обозрение №6, 1995 год.5. Воронкова М. "Срок действия авторского права", Российская юстиция №2, 1995 год.6. Воронкова М. "По сути же оказалось, что к Бернской Конвенции Россия не присоединилась", Книжное обозрение, №13, 1995 год.7. Гаврилов Э.П. "Об обратной силе действия международных договоров по авторскому праву", Бюллетень по авторскому праву, 1992 год.8. Гаврилов Э.П. "Благородство-то надо проявлять за свой счет", Книжное обозрение, №15, 1995 год.9. Гаврилов Э.П. "Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах", Российская юстиция, №2, 1995 год (и другие его работы)10. Душенко К. "Бернский треугольник", Книжное обозрение, №52, 1994 год.11. Международные Конвенции об авторском праве, Комментарии, Москва, "Прогресс", 1982 год.А так же работы: Норовицкого Б., Путиновского М., Успенского Г., ШипетинаД. и других авторов.12. ГК13. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. От 9 июля 1993 года N 5351-1. "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ". С изменениями и дополнениями на 19 июля 1995 г. N 11014. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. От 23 сентября 1992 го- да N 3523-1 "О ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И БАЗ ДАННЫХ"




Похожие:

Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в январе 2012 г. Авторское право 67. 623. 3 А 22
Авторское право : учеб метод пособие / Ом юрид ин-т; сост. Н. В. Слесарюк. Омск, 2011. 79 с.; 5,0 услов печ л. 200 экз
Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в сентябре 2010 г. Авторское право 67. 623. 3 В 26
Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее / В. Веинке. М. Юрид лит., 1979. 231 с
Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право

Авторское право iconАвторское право и авторский договор

Авторское право iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в апреле 2009 г. Авторское право 67. 623 М 79
Административное право : практикум : учеб пособие. Саратов : ipr media; М. Спс гарант, 2009. 162 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы