Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ icon

Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ



НазваниеКонституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ
Дата конвертации08.07.2012
Размер331.81 Kb.
ТипРеферат
Конституционно - правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ


Московский Государственный Институт Стали и Сплавов (Технологический Университет) Гуманитарный факультет Отделение: юриспруденция Курсовая работа По дисциплине «Образовательное право» Конституционно – правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ Студентки: 4 курса ЮГ - 001 Машкова Д. С. Научный руководитель: к. п. н., доцент Болотова Е. Л. МОСКВА 2004 СодержаниеВведение1. Основные понятия раскрывающие теоретический подход к теме…………..5 1. Предмет, структура, цели и задачи курса религиоведения……………………………………………….…….…………….5 2. Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования………………………………………….…………………..72. Конституционно – правовая база религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации ………………………………………….112.1 Международные законодательные акты, Конституция РФ, федеральные законыоб образовании, свободе совести и религиозных объединениях………….………...122.2 Законодательные акты субъектов Российской Федерации………………………222.3 Ведомственные и межведомственные правовые акты……………………….…..23Заключение…………………………………………………………………………….26Список использованных источников……………………………………………....29 Введение Новая общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в 90-хгодах, привела к кардинальному изменению места и роли религии и религиозныхобъединений в жизни российского общества. Значительно выросли ихобщественный престиж и воздействие на различные стороны общественной жизни,изменился юридический статус. Законодательно были сняты действовавшиедесятилетиями неоправданные ограничения на деятельность религиозныхорганизаций по распространению своих вероучений и религиозному образованиюи просвещению детей, молодежи и взрослых. За короткий срок в несколько разувеличилось количество религиозных объединений различных конфессий,активизировалась их деятельность в обществе, выросло число ихпоследователей. Значительную часть их составляют неофиты, имеющие лишьотрывочные и поверхностные знания о вероучении и культовой практикеконфессий, к которым они приобщились. Эти люди испытывают потребность ввосполнении недостатка знаний. Увеличилось число семей, которые хотели бы,чтобы их дети обучались религии. Быстрый рост числа религиозных объединенийпривел к острой нехватке подготовленных кадров духовенства. Все этообусловило потребность практически всех конфессий в создании собственнойсистемы религиозного образования. В ответ на эту потребность возниклобольшое число приходских воскресных школ, катехизических пунктов и кружков,других форм добровольного обучения религии детей и взрослых. Во всехконфессиях выросло число духовных школ разного уровня, значительноувеличился контингент обучающихся в них. Религиозное образование получилоюридическую базу в виде ст.5 Федерального Закона «О свободе совести и орелигиозных объединениях».
В целом в обществе, в его различных слоях и группах, в том численерелигиозных, вырос интерес к религии как социокультурному явлению, к еероли в истории, культуре и жизни общества. Этот интерес породил массовуюпотребность в объективных научных знаниях о религии, которая не сводитсяили, по крайней мере, не ограничивается усвоением и принятием истин тогоили иного вероучения, а носит общекультурный познавательный характер. Этупотребность призваны удовлетворять система религиоведческого образования вструктуре государственной и муниципальной школы, а также религиоведческоепросвещение, осуществляемое культурно-просветительными учреждениями исредствами массовой информации. Общественная потребность в широкой постановке религиоведческогообразования обусловливается и тем, что религия и церковь (религиозныеобъединения) играют существенную роль в духовной жизни общества, вмежнациональных отношениях, в государственном строительстве. Поэтомурелигиозный фактор следует учитывать в разработке и совершенствованиизаконодательства, в управлении различными сферами общества, во всейдеятельности государственных и муниципальных органов власти, направленнойна консолидацию общества, достижение социального, межэтнического,межконфессионального мира и согласия. Это делает необходимым вооружениедостаточным объемом религиоведческих знаний широкого круга политических иобщественных деятелей, государственных служащих, хозяйственныхруководителей, работников органов и учреждений культуры, образования,силовых структур и т.д. Если определенная система религиозного образования в Россиисуществует, то религиоведческое образование находится пока в стадиистановления и представлено лишь небольшим числом кафедр религиоведения вотдельных вузах и факультативными курсами религиоведческих дисциплин внезначительном числе общеобразовательных школ. Предпринимаются попыткипоставить под сомнение или обойти принцип светского характера образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях. Наличие в обществе потребности, как в религиоведческом, так ирелигиозном образовании делает актуальным четкое разграничение их сфер,содержания и функций. При этом следует иметь в виду, что и тот, и другойвиды образования, связанные с познанием религиозных феноменов, имеютбольшое значение для практической реализации права на свободу совести. Настоящая работа имеет своей целью выявить основные причины и характеримеющихся в области религиоведческого образования в государственных имуниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения пооптимизации политики государства в области свободы совести и свободывероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания вэтой сфере. 1. Основные понятия, раскрывающие теоретические подходы к теме Учитывая тот факт, что в науке о религии пока еще отсутствуют единыерелигиоведческий язык, понятийный аппарат, критерии структурирования иметоды исследования, целесообразно предварить изложение темы разъяснениемсмысла используемых в ней основных понятий. Это необходимо, прежде всего,для того, чтобы избежать двусмысленности и неоднозначной трактовки приупотреблении данных понятий. В конечном итоге подобная предварительнаяработа способствует более ясному осмыслению сложных вопросов, существующихв области религиоведческого образования в государственных и муниципальныхучреждениях страны. Религия - многоаспектный феномен, связанный с различными областямисоциальной и духовной деятельности человека. Поэтому ее изучениемзанимаются представители различных общественных дисциплин - философы,историки, социологи, психологи, этнологи, культурологи. Каждая из этихдисциплин занимается изучением какого-либо одного аспекта религии.Религиоведение же, в отличие от этих дисциплин, изучает религию во всех ееаспектах, комплексно, т.е. как целостное социокультурное образование. Подрелигиоведением понимается отрасль гуманитарного знания (науки), предметомкоторой является изучение закономерностей возникновения и развития, природыи функций религии, а также взаимосвязи и взаимодействия ее с другимиобластями культуры. Предметом религиоведения является не содержаниерелигиозной веры, «священное», Бог или боги, а религия как специфическийфеномен истории и культуры. Будучи теоретической дисциплиной,религиоведение, в отличие от теологии и религиозной философии, незанимается проблемами доказательств существования Бога и его атрибутов, аизучает саму религию (религиозное сознание, религиозную деятельность,религиозные отношения и религиозные организации) в реальном контекстекультуры, т.е. в связи с экономической и социальной жизнью, политикой,наукой, моралью, искусством. Религиоведение - вполне самостоятельнаясоциально-гуманитарная дисциплина, поскольку ее исключительным предметомявляется религия. Другие же социально-гуманитарные науки (социология,психология) изучают религию «наряду» с прочими сферами общественной идуховной жизни. Например, в социологии как таковой социология религии -такая же часть этой дисциплины, как и социология семьи, образования. Религиоведение является единой и одновременно многодисциплинарнойобластью социально-гуманитарного знания. В этой связи оно подразделяется наобщее и специальное религиоведение. Общее религиоведение изучает религию как определенное целое,абстрагируясь от ее конкретных конфессиональных проявлений. Целью такогоизучения является установление природы и содержания религии, т.е.совокупности характеристик, которые присущи только религии и отличают ее отдругих феноменов культуры. Наряду с этим общее религиоведение формулируетосновные законы развития религии (закономерности ее возникновения, эволюциии функционирования). Оно изучает также взаимосвязи религии и науки, религиии искусства, религии и образования. В круг исследований общегорелигиоведения входят и история самого религиоведения, анализ его понятий,категорий и теорий. Специальное религиоведение составляют частные религиоведческиедисциплины или разделы, основными среди которых являются философия,социология, психология, география, история религии. Наряду с делением религиоведения на общее и специальное в мировой наукео религии принято также выделять теологическое (внутреннее) и светское(внешнее, или академическое) религиоведение. Теологическое религиоведение -это попытки объяснить религию ссылками на саму религию. При таком подходерелигия рассматривается как бы «изнутри», с позиций верующего человека;предполагается, что понять сущность религии можно только на основе принятиярелигиозной веры. В отличие от теологического религиоведения светский(академический) подход не предполагает предварительного принятия тезиса осуществовании сверхъестественного начала, а стремится, находясь радиобъективности в некотором отчуждении от объекта исследования, выявитьприродные и социальные основания религии. Освоение религиоведения - организованный процесс образовательного ивоспитательного воздействия, направленный на обретение школьником,студентом, слушателем системы переподготовки и повышения квалификациинаучно обоснованных воззрений на природу, содержание, историю и социальныефункции религии. Такое освоение вносит существенный вклад в гуманитаризациюобразования, свободное самоопределение личности в мировоззренческихпозициях, духовных ценностях. Религиоведение призвано формировать мировоззренческую иконфессиональную толерантность, способствовать реализации свободы совести.Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах поэтому вопросу, оно содействует становлению гражданских качеств личности.Освоение религиоведения помогает приобретать навыки ведениямировоззренческого диалога, избегать при общении людей с различным образоммыслей. В конечном итоге это содействует гражданскому согласию игармонизации межчеловеческих отношений, в том числе установлению терпимостимежду представителями религиозных и нерелигиозных мировоззрений. 1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования Данный принцип является один из основополагающих принципов в политикероссийского государства в сфере образования. Он зафиксирован в КонституцииРФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том,что государственная и муниципальная системы образования и воспитания непреследуют цели формирования того или иного отношения к религии. Светский характер образования предполагает: 1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий. 2. Исключение какого бы то ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение. 3. Запрет на размещение в зданиях государственных и муниципальных учебных заведений религиозной символики, предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды. Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территориейдля прозелитизма любой религии или конфессии. Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничениявозможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов срелигией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуреи современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знаниянеобходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры,широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей,накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой,религиозной и национальной терпимости. Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс«Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплексрелигиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом,философском и культурологическом планах. Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм:атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как ирелигиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепцийсвободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры обществаосуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплиннаряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Дляобеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключенияконфессионального влияния на его содержание необходимо четко определитьразличия между религиозным и религиоведческим образованием по рядупараметров.|Религиозное образование |Религиоведческое образование ||Различие в целях ||Внедрение религиозной веры в |Вооружение учащихся научными ||сознание учащихся и ее укрепление, |знаниями о религии как социальном ||богопознание |явлении и явлении культуры, ее месте|| |в духовной жизни обществ, конкретных|| |народов и личности ||Конфессиональное определение |Воспитание всесторонне развитой || |личности, обладающей высоким || |культурным потенциалом, широтой || |кругозора ||Обучение догматам и обрядам | ||определенной религии, ее | ||предписаниям и правилам поведения | ||Итог: воцерковление, воспитание |Итог: воспитание мировоззренческой, ||верующей личности |религиозной и национальной || |терпимости ||Различия в содержании ||Вероучение, истины веры, догматы |Знания о религии как о социальном ||конкретной религии (конфессии) |явлении и явлении культуры (о ее || |природе происхождении, историческом || |развитии) ||Изучение священных книг конкретной |Знания о роли религии в истории и ||религии (конфессии) |культуре конкретных стран и народов ||Номы правила религиозного культа |Знакомство с Библией, Кораном и || |священными книгами других религий || |как культурно историческими || |памятниками ||Соединение обучения с богослужением |Знание особенностей вероучения и || |культа, систем нравственных норм и || |ценностей различных религий ||Система нравственных и культовых |Знания о свободомыслии и атеизме и ||предписаний, норм и ценностей |их роли в духовной культуре || |человечества и отдельных народов ||История церкви | ||Различия по субъектам ответственности ||(организация, определение содержания) ||Церковь, религиозные организации: |Государство в лице министерства ||руководящие органы конфессий, |образования, других министерств и ||соответствующие отделы, епархиальные|ведомств, имеющие образовательные ||(региональные) управления, общины |учреждения ||(приходы, поместные церкви и т. п.) | ||религиозные фонды | || |Органы образования субъектов РФ || |Муниципальные органы власти и их || |отделы образования ||По субъектам исполнения ||Духовные учебные заведения ( |Государственные вузы всех типов ||академии, семинарии, теологические | ||институты, библейские курсы) -для | ||подготовки священно - | ||церковнослужителей | ||Конфессиональные общеобразовательные|Государственные и муниципальные ||учебные заведения (гимназии, лицеи, |средние и средне специальные учебные||школы) – для получения общего |заведения ||образования в сочетании с | ||религиозным воспитанием | ||Богословские университеты и | ||институты для подготовки теологов и | ||преподавателей религиозных | ||дисциплин, воскресные школы | | Обеспечение светского характера образования в государственных имуниципальных учебных заведениях означает исключительную прерогативугосударства в организации государственной, муниципальной системыобразования, в определении содержания этого образования, недопустимостьвмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесениерелигиозного образования и пропаганды вероучений за пределы сферыдеятельности светской школы. Образовательное учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс религиозно нейтрально и не преследует целиформирования того или иного отношения к религии. Это составляет основупонятия светского образования, светской школы. Светская школа выступает в роли гаранта соблюдения принципа свободысовести и свободы вероисповедания. Религиозное образование и воспитание непредусмотрено учебными программами, но может осуществляться по желаниюдетей, их родителей или опекунов вне светской школы. Светской школе противостоят религиозная (церковноприходская) иантирелигиозная школы. Религиозная (церковно-приходская) школа, составлявшая основу системыобразования и просвещения в России до 1917 году, в обязательном порядкеобучала школьников молитвам, Закону Божию, церковному пению, основамгражданской печати, письму и начаткам арифметики. Для сельской местноститакая школа была первым и часто единственным учебным заведением. Антирелигиозная школа сформировалась в советский период российскойистории. Одной из основных ее задач было формирование у учащихсяатеистического мировоззрения, непримиримого отношения к религии. Этойзадаче были подчинены как учебная, так и воспитательная работа, что нетолько исключало из программ целые пласты отечественной культуры, но исужало возможности обеспечения свободы совести обучающих и обучающихся. 2. Конституционно-правовая база религиоведческого и религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации Правовое поле получения образования в Российской Федерации, в том числерелигиоведческого и религиозного, создается и поддерживается КонституциейРФ, системой федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ иПравительства РФ, приказов Министра образования РФ. Определенную роль в егооптимизации играют также законодательные акты субъектов Федерации,соглашения, договоры, протоколы о намерениях, заключаемые федеральнымиорганами управления (министерствами, ведомствами) с отдельными конфессиями.Одна из основных идей этих документов: право на свободу совести ирелигиозных убеждений есть неотъемлемое условие достойной жизни каждогочеловека и гражданина. Все известные документы, составляющие конституционно - правовую базуобеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно объединить ипроанализировать в рамках следующих трех групп: 1) международные декларации, пакты, Конституция РФ, федеральные законы и другие документы федерального уровня; 2) законодательные акты субъектов Федерации; 3) ведомственные, межведомственные правовые акты. 2.1 Международные законодательные акты, Конституция РФ, федеральные законы об образовании, свободе совести и религиозных объединениях В 90-е годы XX века в России была проведена беспримерная работа попересмотру вероисповедной политики государства, приведению ее правовыхоснов в соответствие с нормами международного права. В настоящее время впакет документов, составляющих конституционно-правовую базу образования вгосударственных и муниципальных учреждениях, включены такие документы. «Всеобщая декларация прав человека» (принята и провозглашена резолюцией217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). Статья 26 декларации предусматривает: «Образование должно бытьнаправлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уваженияк правам человека и основным свободам. Образование должно содействоватьвзаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми ирелигиозными группами и должно содействовать деятельности ОрганизацииОбъединенных Наций по поддержанию мира. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своихмалолетних детей»1. «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»(принят и открыт для подписания Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966года, вступил в силу в 1976 году). Этот документ устанавливает:«Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободуродителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своихдетей не только учрежденные государственными властями школы, но и другиешколы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который можетбыть установлен или учрежден государством, и обеспечивать религиозное инравственное воспитание_______________________________________________________________________1. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести,вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сб. правовых актовс комментариями. - М., 1996.своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями» (статья13). Практически те же требования предъявляются «Международным пактом огражданских и политических правах» (принят в 1966 г. и действует с 1976г.), а также «Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости идискриминации на основе религии или убеждений» (провозглашена 25 ноября1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН). В статье 5 Декларации записано: 1. Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходя из нравственного воспитания, которое, по их мнению, должен получить ребенок. 2. Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием его или родителей, или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка. 3. Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей. 4. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию 2. Последний пункт представляется особенно актуальным для современныхусловий активизации религиозных объединений западного и восточного типов сих практикой медитации и прочих психологических техник._______________________________________________________________________2. Там же. «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» (принята 14декабря I960 года). Статья 5 Конвенции предусматривает: Государства, являющиеся сторонами настоящей Конвенции, считают, что: 1) образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами и всеми расовыми и религиозными группами, а также развитию деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира; 2) родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны должны иметь возможность... обеспечить религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями, никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, несовместимое с их убеждениями 3. В статье 2 «Конвенции о правах ребенка» (принята 20 ноября 1989 года)устанавливается, что подписавшие ее государства «уважают и обеспечивают всеправа, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком,находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации,независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иныхубеждений, национального, этнического или социального происхождения,имущественного положения». Другие ее статьи содержат следующие требования: 1. «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. 2. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свободы других лиц».__________________________________________________________________________3. Там же. 1. «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. 2. Такая защита и помощь должны учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». 1. «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения»4. Таким образом, в названных международных документах подчеркиваетсянеотъемлемое право ребенка на свободу совести и вероисповедание, наполучение образования, пользование ценностями культуры вне зависимости ототношения к религии. В каждом из международных соглашений предусмотреноотсутствиеограничений в обеспечении прав и свобод ребенка в отношении религии иубеждений, кроме тех, которые фиксируются законом исключительно с цельюобеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей,удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка иобщего благосостояния в демократическом обществе. Законодательно закреплено право на свободу совести и в отечественномзаконодательстве. Так, в статье 14 Конституции РФ записано: 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом 5.__________________________________________________________________________________4. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях:Российские и международные правовые документы: (В извлечениях). - М., 1996.5. Там же. Это означает, что в светском государстве: а) признается приоритет науки; б) не отдается предпочтения ни одному из вероучений в сфере внутренней и внешней политики, прежде всего в духовной жизни собственного народа. Но это теоретически. На практике же нарушение указанных правилнаблюдается довольно часто. И дело тут не только в публичном участиигосударственных деятелей высокого ранга в богослужениях, но и в объявлениигосударственными праздников (в том числе с отменой учебных занятий вшколах, вузах) какой-то одной конфессии в ущерб другим. Подобные примерысвидетельствуют о забвении многонационального и многоконфессиональногохарактера Российского государства и соответствующих положений Конституциистраны. В Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» (принят 25 октября 1990года) дано наиболее развернутое толкование взаимоотношений конфессий ишколы. Это единственный законодательный акт, в котором есть хотя быописательное представление о сути светского характера образования вгосударственной и муниципальной школе. В статье 9 говорится: «Государственная система образования и воспитания носит светскийхарактер и не преследует цели формирования того или иного отношения крелигии. Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание можетосуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях,частным образом на дому или при религиозном объединении, а такжефакультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений сзарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях иорганизациях. Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядови имеющее информативный характер, может входить в учебную программугосударственных учебных заведений. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, имеет право насвободу мысли, совести и религии. Государство уважает свободу ребенка и егородителей или законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственноевоспитание ребенка в соответствии с убеждениями по их выбору» 6. Здесь, имеет смысл обратить внимание на двусмысленность, в лучшемслучае - неточность, допущенную законодателями: они неправомерно поставилизнак равенства между религиозным и нравственным воспитанием, что совершеннонеправомерно. Так, в Законе РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 года) зафиксированзапрет создавать и организовывать деятельность организационных структурполитических партий, общественно-политических и религиозных движений иорганизаций в государственных, муниципальных образовательных учреждениях,органах управления образованием. Принципы государственной политики в области образования определены сучетом светского характера образования, а это значит, что государственные имуниципальные учебные заведения не должны формировать какое-либо отношениек религии. Содержание образования, говорится в данном Законе, должносодействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами,различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальнымигруппами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствоватьориентации обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Эти же положения повторены были в Законе РФ «Об образовании» (сизменениями и дополнениями, внесенными Государственной думой 12 июня 1995года и Советом Федерации 5 января 1996 года). Его статья 14. 2 предусматривает, что содержание образования должнообеспечить: V Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; V формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; V интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;___________________________________________________________________________6. Там же V воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Статья 14.4 предусматривает, что содержание образования должносодействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народаминезависимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальнойпринадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений иубеждений. Статья 50.4 гласит, что обучающиеся всех образовательных учрежденийимеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободусовести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Она же фиксирует правовое равенство выпускников образовательныхучреждений, имеющих государственную аккредитацию, независимо оторганизационно-правовых форм этих учреждений, при поступлении вобразовательное учреждение следующего уровня. Наконец, регулирование вопросов религиоведческого образования вобщеобразовательной и специальной школе предусмотрено Федеральным законом«О свободе совести и о религиозных объединениях», принятым 26 сентября 1997года 7. Статья З этого Закона гарантирует свободу совести и свободувероисповедания, в том числе «право исповедовать индивидуально илисовместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободновыбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения всоответствии с ними». Статья 4 раскрывает специфику взаимодействия государства и религиозныхобъединений: 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед Законом. ________________________________________________________________________ _______7. Новое законодательство России о свободе совести и о религиозныхобъединениях: Сб. нормативно - правовых актов. - М., 1998. 2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство... обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии законодательством Российской Федерации об образовании. Иными словами, в данном законе расшифровывается содержаниестатьи 14 Конституции РФ. Главное, ключевое понятие в ней - «светскоегосударство». Это означает, что Российское государство религиознонейтрально, принципиально не приемлет никаких религиозных мировоззренческихсистем в качестве официальной идеологии, в своей законотворческойдеятельности и практической политике не исходит из предписаний какой-либорелигии, предоставляя гражданам возможность свободно делатьмировоззренческий или вероисповедный выбор. Второе и третье положенияпункта 1 статьи 4 определяет практические пути и гарантии обеспечениясветского характера Российского государства и последствия реализациипринципа светского государства для религиозных организаций (равенство передзаконом). Для реализации содержания и форм взаимодействия школы и церквиэти положения имеют основополагающее значение. Статья 5 рассматриваемого Закона называется «Религиозное образование».В соответствии с нею, обучение религии и религиозное воспитание своихпоследователей является одним из трех базовых признаков идентификациирелигиозного объединения (вероисповедание; совершение богослужений, другихрелигиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозноевоспитание). Обучение религии в этом случае осуществляется посредствомкультовой практики, а также в процессе специальных учебных занятий школ,действующих при общинах верующих. В статье, в частности, отмечается: 1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своемувыбору индивидуально или совместно с другими». Здесь важно обратить внимание на то, что государство не регламентируетформы религиозного образования, не несет ответственности за возможностьполучения и качество такого образования; это частное дело самого человека,его родителей, религиозной организации. Следующий ее пункт гласит: 2. Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами,их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободувероисповедания. Здесь важно обратить внимание на определенную неточность, повторяющуюсяи в ряде других законодательных актов. Ребенком, в соответствии с Семейнымкодексом РФ (ч.1, ст.54; ч.2 ст.64), признается лицо, не достигшее 18 лет.Из пункта 5 статьи З Закона «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» следует, что самостоятельно решать вопрос о своем отношении крелигии может уже человек в возрасте 14 лет. В «Конвенции о правах ребенка»(принята 20 ноября 1989 г.) однако, таковым признается «человеческоесущество, достигшее 18-летнего возраста». Далее в статье 5 говориться: 3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами ис законодательством Российской Федерации создавать образовательныеучреждения». Для создания образовательного учреждения указание на такоеправо должно содержаться в гражданском уставе религиозной организации.Учитывая, что настоящий Закон и Федеральный Закон «Об образовании» (1996)различают общеобразовательные учреждения и учреждения среднего специальногои высшего образования, в уставе религиозного объединения целесообразноконкретизировать соответствующее право. Кроме того, следует иметь в виду,что учреждения профессионального религиозного образования могут создаватьсятолько централизованными религиозными организациями. Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» предусматривает: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей,обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях,администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующиморганом местного самоуправления предоставляет религиозной организациивозможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Данная норма определяет, что обучение детей религии организует негосударственное или муниципальное образовательное учреждение, а религиознаяорганизация, т.е. зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникаютотношения с родителями по вопросам религиозного образования детей. Родителимогут обратиться к администрации государственного или муниципальногообразовательного учреждении (школы), где обучаются их дети, с просьбой опредоставлении религиозной организации возможности на базе этой школыпроводить обучение детей религии. Администрация после рассмотрения этоговопроса в соответствии с уставом своей школы в случае положительногоотношения согласовывает его с органом местного самоуправления, Причем этоправило распространяется как на муниципальную, так и на государственнуюшколу, учрежденную федеральным органом. Из Закона следует, что администрация должна получить согласие органаместного самоуправления, после чего она устанавливает отношения срелигиозной организацией, Эти отношения носят характер гражданско-правовогодоговора. Очевидно, в нем должны быть закреплены вопросы пользованияпомещениями и имуществом, ответственности, могут быть и особые требования,например, к состоянию здоровья преподавателей, направляемых религиознойорганизацией. Таким образом, в соответствии с нормой пункта 2 статьи 4 Закона «Освободе совести и о религиозных объединениях», государство имеетобязанность и ответственность обеспечивать светский характер образования вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтомукомментируемое положение не дает права ни религиозному объединениювмешиваться в содержание и организацию образовательного процесса в светскойшколе, ни администрации учебного заведения вводить обучение религии в сеткушкольных занятий. Она лишь предоставляет возможность использовать помещенияшколы для проведения занятий по обучению религии за пределами программы. Таковы основные документы федерального уровня, предусматривающиерегулирование вопросов религиозного и религиоведческого образования,обеспечения свободы совести в сфере образования. В них зафиксировансветский характер образования, предполагающий, что: школа(общеобразовательная и специальная) не формирует того или иного отношения крелигии; в ней запрещено создание религиозных организаций, отправлениерелигиозного культа; в процессе обучения и воспитания обеспечиваютсясвобода совести, информации, свободное выражение собственных мыслей,мнений, убеждений; выпускники государственных, муниципальных и религиозныхобразовательных учреждений имеют равные права на поступление в учебныезаведения следующего уровня; религиозные объединения отделены отгосударства и равны перед законом; никакая религия не может устанавливатьсяв качестве государственной или обязательной. 2.2 Законодательные акты субъектов Российской Федерации Теоретически, эти акты должны быть основаны на Конституции РФ,федеральных законах, учитывать международное право и региональныеособенности исторического, этнокультурного и конфессионального характера. Так, Закон Удмуртской Республики «О народном образовании» (принят в1995 г.) содержит следующую норму: «Образовательные учреждения и органыуправления народным образованием независимы от идеологических установок ирешений партий, общественных движений и организаций; создание идеятельность в них организационных структур политических партий,общественно-политических и религиозных движений и организаций недопускается» 8. Светский характер образования обеспечивается, всоответствии с этим законом, как его содержанием, так и тем, что вгосударственных образовательных учреждениях не могут использоватьсярелигиозная символика,_______________________________________________________________________8. Цитируется по текущему делопроизводству Администрации президентаРеспублики Удмуртия (Ижевск, 1995). обрядность и предметы культа. Образовательные программы в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях и государственные образовательные стандарты непредполагают обучения основам религии с церковно-богословских позиций.Религиоведческие элементы могут иметь место в курсах литературы, истории,иных гуманитарных предметов, либо могут выделяться в особую учебнуюдисциплину. Из нормативных актов субъектов РФ становится очевидным, что их сильнойстороной является ориентация на особенности области, края, республики, наих культурно-историческую самобытность, реальную национально-конфессиональную структуру. Однако это позитивное обстоятельство нередкоперерождается в свою противоположность. Оптимальным решением в этом планеможет быть лишь согласование федерального и регионального законодательств,приведение последнего в соответствие с первым. 3. Ведомственные и межведомственные правовые акты К ним относятся: подзаконные акты, постановления, распоряженияруководящих органов управления государственной и муниципальной системамиобразования; договоры (соглашения) между центральными и региональнымиорганами управления образованием и централизованными религиознымиобъединениями, их региональными структурами. Эти правовые документывыполняют для работников образовательной сферы функции практическогоруководства при решении вопросов, затрагивающих права и свободы в областирелигии. К числу таких документов относятся «Протокол о намерениях междуМинистерством образования Российской Федерации и Отделом религиозногообразования и катехизации и Православным Педагогическим Обществом»(подписан 18 августа 1993 г.) и «Договор о сотрудничестве Министерстваобразования Российской Федерации и Московской патриархии Русскойправославной церкви», подписанный 2 августа 1999 г. министром образованияВ.М.Филипповым и патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 9.В преддверии празднования 2000-летия христианства и вступления в третьетысячелетие стороны решили подчинить свою деятельность следующим целям:обмен информацией, взаимодействие в учебно-методических вопросах, анализ иобобщение накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания, выработка обоснованных предложений по изменению идополнению действующего законодательства об образовании, свободе совести ирелигиозных объединениях. 4 июля 1999 года Министерство образования направило в учебныезаведения и органы управления образованием методическое письмо «Опредоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религиивне рамок образовательных программ в помещениях государственных имуниципальных образовательных учреждений» (№ 14-53-28). Это письмо обращаетвнимание на недопустимость нарушения как существующего законодательства,так и прав ребенка в сфере свободы совести, содержит рекомендацииотносительно форм обучения религии в помещении государственных имуниципальных образовательных учреждений, указание на права и обязанностиадминистрации этих учреждений и религиозных объединений. Однако в немсодержится ряд неточностей. Так, под обучением религии подразумевается всето же духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения.Понятие «светский характер образования» интерпретируется как «нецерковный»,«гражданский» характер, как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный»10. Анализ конституционно-правовых основ обеспечения свободы совести всистеме государственных и муниципальных образовательных учрежденийпозволяет прийти к следующим выводам. В 90-е годы система образования получила довольно содержательноеконституционно-правовое обеспечение, в котором зафиксирован один изосновных принципов образования - его светский характер, что соответствуеткак современным тенденциям развития человечества, так и Основному закону__________________________________________________________________________________9. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров ирефератов. М., 2002.10. Девина И. В., Скворцов Л. Там же.Российской Федерации. Однако и в законодательстве и (в особенности) вправоприменительной практике имеют место существенные недостатки ипротиворечия. Во-первых, отсутствует однозначное понимание термина «светский».Описательное его определение было дано в Законе РСФСР «О свободевероисповеданий» (принят 25 октября 1990 г.), утратившем силу в настоящеевремя. В результате этого имеют место неоднозначность толкования принципасветского характера образования, вольные или невольные его искажения, что вмногонациональной и многоконфессиональной стране влечет за собойотрицательные последствия. Во-вторых, имеются разночтения в определении возраста ребенка, вкотором он правомочен выразить свое отношение к религии. В Федеральномзаконе «О свободе совести и о религиозных объединениях» «пограничный»возраст определен в 14 лет, в Семейном кодексе РФ - в 18 лет. Международнаяже конвенция о правах ребенка (1989 год) исходит из того, чтосамостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии человек может ввозрасте до 18 лет. В-третьих, в преамбуле Федерального закона «О свободе совести и орелигиозных объединениях» зафиксировано признание особой роли православия вистории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, хотявместе с тем говорится и об уважении христианства, ислама, буддизма,иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть историческогонаследия народов России. Это обстоятельство, а также активность РоссийскойПравославной Церкви, поддерживаемая государственным аппаратом на разныхуровнях, обостряет проблему взаимодействия государства и конфессий, ставитпоследние в неравное положение в вопросах образования и воспитания.Особенно убедительно об этом свидетельствует практика взаимоотношенийМинистерства образования РФ и РПЦ. Так, в феврале 1999 года в Министерствеобразования по предложению Московской патриархии была создана светско-религиозная комиссия по образованию, «которая призвана освободитьгосударственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники иучебные пособия от проявлений воинствующего атеизма»11.11.Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие ивоспитание. - М., 1999. От этой же комиссии ожидаются практические рекомендации, направленныена улучшение гуманитарного образования и воспитания в школах и вузах. Обобщая анализ конституционно-правовой базы обеспечения свободы совестив системе образования Российской Федерации, еще раз подчеркнем, чтосозданные в 90-е годы конституционно-правовые основы обеспечения свободысовести в государственной и муниципальной системах образования нуждаются всовершенствовании. В еще большем совершенствовании нуждаютсяправоприменительная практика и следование требованиям Закона со сторонывсех без исключения государственных структур и служащих. Одновременно есть объективная необходимость создавать условия, прикоторых религиозные объединения получают возможность, не вмешиваясь в делагосударства, осуществлять свое служение, вести образовательную ивоспитательную деятельность в пользу своих адептов. В первую очередь этокасается конфессий, имеющих многовековую традицию в России и поддерживаемыхмиллионами людей, испытывающих потребность в религии. Заключение На основании проделанной работы хотелось бы внести предложения пооптимизации политики обеспечения прав личности на свободу совести и поразграничению сфер ответственности государства и религиозных объединений всфере образования. Оптимизация ситуации в религиозном и религиоведческом образованииневозможна без учёта таких трёх важнейших аспектов, как правовой,культурно-идеологический и идентификация личности. Относительно правового аспекта вопрос представляется предельно ясным:он зафиксирован в конституции РФ и состоит в том, что Россия–«светскоегосударство». Следовательно, в государственной и муниципальнойобразовательной системе невозможно ни религиозное, ни атеистическоеобучение. Никакая религия в стране не может претендовать на положениегосударственной, главной или обязательной. Все законодательство России 90-х годов однозначно отвечает на этотвопрос: « Государственная система образования и воспитания носит светскийхарактер и не преследует цели формирования того или иного отношения крелигии». Содержание образования должно содействовать взаимопониманию исотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными,этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразиемировоззренческих подходов, способствовать ориентации обучающихся насвободный выбор взглядов и убеждений. Обилие в России традиционных религийи нетрадиционных культов, многообразие политических позиций, занимаемыхпредставителями даже одного вероучения, только подчёркивают необходимостьнеукоснительного соблюдения конституционно-правовых основ организациисистемы учреждений государственного и муниципального образования. Аспект культурно-идеологический носит объективный характер, и никакиеранние попытки остановить его не приводили к успеху. Ни к чему хорошему неприведут и современные усилия свести проблемы духовного оздоровленияобщества к повышению уровня его религиозности. Пока что они вели только кклерикализации государства, особенно заметно проявляющейся в областиобразования и культуры. Для оптимального ответа на вопрос, преподавать лизнания о религии в государственных и муниципальных учебных заведенияхразного типа, было бы целесообразно вывести его обсуждение за рамкиидеологического противостояния и рассмотреть его социокультурные,этические, педагогические аспекты. Наконец, следует обратить внимание на необходимость обеспеченияинтересов и конституционных прав ребёнка, на его свободу совести ивероисповедания, имея в виду то, что родители отдают детей вгосударственную или муниципальную, а не в конфессиональную школу. Для совершенствования религиоведческого образования целесообразнопредпринять следующие меры: 1. В государственной и муниципальной школе акцентировать внимание на углублении учебно-воспитательного процесса, актуализации его гуманитарной составляющей. 2. Активизировать усилия высшей школы по подготовке педагогов, имеющих глубокие гуманитарные знания, в том числе в области истории и культуры, а также навыки привлечения знаний о религии на школьных уроках. 3. Оснастить учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе актуальными программами, учебными пособиями и учебниками, имея в виду, что содержание религиоведческого образования определяется в основном двумя источниками знаний: результатами академических исследований, проводимых научными центрами, университетами и т.п.; материалами, представляемыми различными религиозными объединениями. Важно, чтобы эти материалы не содержали негативных интерпретаций других конфессий или предвзятых личных точек зрения. Существенную роль также могут сыграть СМИ, в частности ТВ, котороемогло бы возобновить учебное вещание, в том числе по проблемамрелигиоведения. 4. Совершенствование религиоведческого образования невозможно без проведения фундаментальных научных исследований, выполняемых институтами науки и образования. Список использованных источников: 1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 1994. 2. Об образовании. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 31 января 1996 г., Собрание законодательства РФ. – М., 1999. 3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82 – ФЗ, Собрание законодательства РФ. – М., 1996. 4. Об основах государственной службы РФ: Федеральный закон от 31 июля 1995. 5. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. 3 267-1, Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. М., 1990-№21. 6. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997. 7. Конституции государств Восточной Европы: Учебное пособие. – М., 1996. 8. Конституция государств Центральной и Восточной Европы. – М., 1997. 9. Трофимчук Н. А., Права человека в истории человечества и в современном мире. – М., 1989. 10. Религия и права человека: На пути к свободе совести. – М., 1996. – Вып. 3. 11. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание. М., 1999. 12. Девина И. В., Скворцов Л. В. Религия и образование: Сб. обзоров и рефератов. М., 2002.




Похожие:

Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconВопросы к экзамену по дисциплине «Конституционное право»
Конституционно-правовые нормы, их особенности. Конституционно-правовые отношения, их субъекты
Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconТема конституционно-правовые основы взаимоотношений личности и государства (6 час.) Вопросы темы
Тема конституционно-правовые основы взаимоотношений личности и государства (6 час.)
Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconКонституционно-правовые основы местного самоуправления

Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconКонституционно-правовые основы академической свободы в современной россии
Работа выполнена в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный...
Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconЛекция 17. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации

Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconТема 3 Государство и личность: конституционно-правовые основы взаимоотношений
Концепция прав человека и гражданина. Международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина и Конституция России
Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconПрограмма дисциплины «Конституционно-правовые вопросы государственного управления» для специальности 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
«Конституционно-правовые вопросы государственного управления» представляет собой дисциплину, способствующую закреплению базовых знаний...
Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconКонституционно-правовые основы формирования российской федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации
...
Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconКонституционно-правовые основы финансовой деятельности субъекта российской федерации (на примере Астраханской области)
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Конституционно правовые основы религиозного и религиоведческого образования в РФ iconДокументи
1. /Конституционно-правовые основы государственной службы.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы