|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины по выбору «Территориальная организация муниципальных образований» для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Автор: Плюснин Ю. М. jplusnin@hse.ru
Москва, 2010 АннотацияПрограмма курса разработана для студентов 4 курса Факультета государственного и муниципального управления специализации «01 Муниципальное управление». Одновременно она может читаться для остальных студентов факультета как дисциплина по выбору в блоке специальных дисциплин. Это практически ориентированная дисциплина. Обсуждаемые темы базируются на полевых социологических исследования и теоретических разработках сотрудников кафедры местного самоуправления по изучению системы муниципального управления в Российской Федерации. В качестве базовых тем курса обсуждаются вопросы территориальной организации человеческих обществ, природные и социально-экономические факторы, детерминирующие территориальную организацию общества. Обсуждается система расселения в историческом срезе, управление расселением. При переходе к вопросам управления территорией на муниципальном уровне рассматриваются вопросы административно-территориальной структуры Российской Федерации, принципы пространственного развития и историко-географические особенности устройства РФ, концепции пространственного развития, цели и основные проблемы пространственного развития России, особенности административно-территориального деления России в условиях муниципальной реформы (административно-территориальные уровни и уровни муниципальной структуры). Исследуются конкретные муниципальные образования и органы местного самоуправления, их пространственная организация. Функции муниципалитетов и их реализация соотнесены с территориальной организацией и пространственными ограничениями. Рассматривается пространственная организация реализации социальных функций муниципалитетов: обеспечение жизнедеятельности, образование, здравоохранение, охрана правопорядка, ЖКХ, энергетика. Привлекаются данные по сельским обществам, малым и крупным городам. При этом провинциальное российское общество анализируется в диахронном ключе на стадиях : в стабильных условиях существования в позднее советское время, в период системного кризиса 90-х годов, в период стабилизации после 2004 г. и в начале нового кризиса 2008-2009 гг. Курс предполагает значительную самостоятельную исследовательскую работу студентов; 1/3 аудиторного объёма курса отведена семинарским занятиям, в которых студенты работают как исследователи, обобщающие материалы собственных эмпирических полевых исследованиях в муниципалитетах России. Организационно-методический разделПрограмма курса выстраивается как научно и эмпирически ориентированное обучение студентов-старшекурсников. Его целью является получение современных научно-практических знаний о принципах пространственной организации и реальной организации жизнедеятельности на территории муниципалитетами разных видов, а на основе этого – приобретение навыков организации управленческого воздействия с учётом территориальной специфики. Задачи курса: получение студентами необходимых знаний о принципах территориальной организации и региональных особенностях организации местной жизни; специфике жизнедеятельности населения в сёлах, малых, средних и крупных городах, обусловливающей территориальными факторами. Это обусловливает и получение студентами представлений об организации управления территорией на уровне муниципального района, округа, поселения. На основе соответствующих знаний осуществляется приобретение навыков организации управленческого воздействия с учётом пространственно-территориальных особенностей и культурно-исторических условий существования местного общества (роли изоляции и изоляционистских тенденции в развитии муниципалитета). Новизна курса. Информационный (знаниевый) компонент программы курса базируется на научных исследованиях автора. Научным заделом разработки программы выступают продолжительные полевые социологические исследования организации низового уровня государственного и, позднее, муниципального управления на уровне местных обществ в разных регионах России. По комплексу показателей изучено состояние местного общества в советское время, в период системного кризиса 90-х годов и в нынешнем десятилетии – в период стабилизации и с началом нового кризиса. Эти периоды развития общественной жизни предъявляли разные требования к жизнеобеспечению местного общества, что реализовалось в специфических формах организации и управления территорией. Методологическая новизна курса. Методологический компонент программы базируется на социально-технологических разработках (стратегии социального, экологического и социально-экономического развития регионов, планы территориального развития муниципальных образований). Они использованы в качестве образцов для более эффективного формирования умений студентов осуществлять отдельные этапы стратегического планирования. Праксеологический компонент инновационной программы базируется на формировании у студентов навыков организации деятельности будущего руководителя, выстраиваемой на реальных образцах. Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций. Формирует знания реальных аспектов местной жизни в провинциальном российском обществе: управленческих, хозяйственных, пространственных, культурно-исторических. Даёт знания о региональных особенностях территориальной организации местной жизни. Демонстрирует различия в поведении людей в условиях пространственной изоляции и при изоляционистских тенденциях. Что предполагает формирование умений в организации управления на уровне муниципалитета с учётом региональной, этно-национальной и исторической специфики. Содержание курсаВ лекциях даётся представление о территориальной организации единиц государственного и муниципального управления. Даётся описание естественных факторов территориального устройства местных обществ безотносительно к государственному устройству. Вводятся основные понятия: пространство и территория, границы и рубежи, территориальное управление, территориальная изоляция, изоляционизм. Рассмотрены административно-территориальная структура России и принципы пространственного развития и историко-географические особенности устройства России. Содержательную часть образует анализ особенностей административно-территориального деления России, административно-территориальные уровни муниципальной структуры. Осуществлён анализ Концепции пространственного развития в РФ, рассмотрены цели и основные проблемы пространственного развития, перспективы пространственного развития и политика пространственного развития России. Обсуждаются территориальные функции муниципалитетов. Реализация социальных функций муниципалитетов в контексте территориальной организации: обеспечение жизнедеятельности, образование, здравоохранение, охрана правопорядка, ЖКХ, энергетика и их локальная территориальная основа. Рассматриваются особенности территориальной организации разных видов муниципалитетов. Особое внимание уделяется неопределённому территориальному статусу городских округов, внутригородским территориям федеральных центров, двойственному административно-территориальному статусу муниципальных районов. Новыми приёмами работы со студентами-старшекурсниками выступают диалог и совместная исследовательская деятельность, когда студенты, обучаясь, одновременно ведут полевые исследования, направленные на получение знаний о местном сообществе, характере организации местной жизни, территориальных вопросах муниципального управления. При этом они приобретают и навыки управления муниципальным образованием, поскольку включаются в деятельность местной администрации и в качестве практикантов. Это включённое наблюдение-деятельность сопровождается рефлексией, осуществляемой студентами с помощью преподавателя в курсе. Формы контроля знаний студентовПрограмма курса рассчитана на 34 часа лекций и 20 часов семинарских занятий, предполагает значительную самостоятельную работу. На лекциях будет осуществлено рассмотрение основных составляющих территориальной организации управления на местном уровне. На семинарах студенты практически знакомятся с методологией изучения территориальной и административной структуры, обсуждают ключевые концепты и термины, используемые в исследовательских программах, моделируют процесс проведения полевого социологического исследования путём выбора и сравнения территориально определённых муниципалитетов. При этом имеется в виду, что курс будут слушать студенты, уже получившие опыт полевой работы в Лаборатории муниципального управления при кафедре местного самоуправления. Такая работа будет выполняться в том числе под руководством автора и осуществляться на базе местных обществ малых городов европейской части России. Соответственно, это позволит им более плодотворно работать на семинарах, представляя результаты собственных полевых исследований муниципалитетов малых городов. Поскольку студенты будут знакомы с программами социально-экономического развития реальных муниципальных образований, им проще будет включиться в имитационно-игровую деятельность по планированию элементов управления местным обществом, территориальных аспектов управления. Промежуточными итогами изучения дисциплины будут являться эссе и реферат, где студенты должны проявить аналитические способности, опирающиеся на способность работать с источниками. Предполагается, что все студенты будут располагать собственным исследовательским материалом, собранным либо самостоятельно в телефонных и письменных опросах представителей муниципальных администраций, либо во время командировок в составе Лаборатории муниципального управления по малым городам и смогут использовать его в качестве эмпирической базы В качестве основных результатов работы по курсу студенты должны быть способны:
Формы контроля: 1) текущий контроль: посещаемость занятий; активность на семинарах и решение вопросов на семинарах для проверки усвоения материала; 2) промежуточный контроль: эссе и реферат; 3) итоговый контроль – экзамен. Итоговая оценка составляется с учетом промежуточных контролей, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов:
Посещаемость Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью студента. Взвешенная оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех занятий мультипликатор составляет 20. Посещаемость оценивается по каждой из 27-ти пар часов. 1 пара равна 0,5 балла. При пропуске одного занятия без уважительной причины мультипликатор составляет 18, двух занятий – 16, и т.д. Таким образом, если студент пропустил более трёх занятий, его итоговая оценка снижается на 1 балл, более шести – на 2 балла, включая округление нецелых частей баллов. Активность на семинарах Активность на семинарах фиксируется лектором и качественно оценивается по 10-балльной шкале. Это самая важная часть контроля успеваемости студентов, поскольку именно по семинарской активности старшекурсника может быть в полной мере оценен уровень его подготовленности, тем более, что занятия проходят в небольших по численности группах. Тематика докладов на семинарах строго определена однотипным заданием: студентам нужно выбрать 2 муниципальных образования – район и городской округ – по нескольким критериям: взаимной удалённости не менее чем на 1000 км, расположенных в разных федеральных округах, с численностью населения от 8 до 100 тысяч человек. Выбранные муниципалитеты необходимо сравнить по территории (площадь, рельеф, типы границ, изолированность, структура территории), населению (состав, плотность, подвижность, однородность), транспортной инфраструктуре территории (пути сообщений, густота сети дорог, виды дорог и магистрали, связи с соседями, пространственная изоляция). Максимальная оценка, равная взвешенной доле 0,30, может быть получена при двух содержательных выступлениях, отмеченных оценкой «отлично». Эти выступления могут относиться к тематике реферата студента. Помимо этого, оценивается активность студента. Минимальная оценка = 0 баллов, соответствует полной пассивности студента на всех семинарах и отказах от презентации собственного реферата, ответов на вопросы или отказе от участия в обсуждении. Эссе и реферат Тему эссе и реферата студент определяет из примерного списка, приводимого в программе, Тема связана с выбранной тематикой доклада на уровне эмпирического анализа: сравниваются конкретные муниципалитеты, которые были выбраны студентом для доклада. Тему необходимо зарегистрировать (на первых лекциях по курсу или по электронной почте); эта тема становится приоритетной для студента и другой студент не может уже взять такую же тему. С другой стороны, тема может быть изменена или конкретизирована самим студентом по соглашению с преподавателем и при его консультации. Последний срок выбора темы – две недели после официального начала занятий в модуле; после этого темы распределяются самим преподавателем. Эссе является кратким (3-4 стр.), полностью самостоятельным текстом, в котором автор анализирует предложенный им или преподавателем вопрос, касающийся муниципальной территориальной организации. Основу анализа составляет авторская гипотеза. Баллы за эссе начисляются следующим образом: Суммарная максимальная оценка составляет 10 баллов, которые соответствуют доле 0,10 в общей взвешенной оценке. Распределение баллов по отдельным оценочным компонентам:
Реферат должен продемонстрировать умение студента добывать из различных источников и аналитически оценивать имеющуюся научную и социально-политическую информацию (в том числе из СМИ), использовать её для системы аргументов в оригинальных концепциях. Оптимальным представляется использование студентом эмпирического материала, собранного им самостоятельно в небольших муниципальных образованиях (располагая ограниченным временем для наблюдений, студенты имеют больше шансов ухватить многие стороны общественной жизни именно в маленьких муниципальных образованиях). Выполнение работы является важным этапом обучения и имеет целью показать умение понимать социальную ситуацию, оценивать их как условия для принятия управленческого решения на примере конкретной ситуации. Содержание реферата должно продемонстрировать знания основных положений изученной учебный дисциплины, способности автора к аналитическому мышлению и показать эвристичность управленческих подходов к решению проблем. Баллы за реферат начисляются следующим образом: Суммарная максимальная оценка составляет 20 баллов, которые соответствуют доле 0,20 в общей взвешенной оценке. Распределение баллов по отдельным оценочным компонентам:
Считается безусловным требованием своевременная сдача эссе и реферата. Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимаются" 4 балла – вплоть до оценки 1. Таким образом, если студент сдал работу с недельной задержкой относительно срока, и если его работа оценена преподавателем в 10 или 20 баллов, то он получает оценку 2 балла, что в 10-балльной шкале соответствует 1 баллу (с округлением). Базовые требования к написанию эссе и реферата. Эссе пишется в свободной форме и без установленных объёма текста и его структуры. Оно характеризует авторский подход к решению проблемы. Требования к реферату включают следующие обязательные компоненты (см. также методические рекомендации в конце программы):
Примерный объем, таким образом, составляет 9-15 стр. (от 10 до 20 тыс. знаков). Ссылки на источники подстрочные, а не концевые (для удобства преподавателя). При форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF (тогда не засчитывается нарушение сроков сдачи текста). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде (скачать образец оформления а студенты могут со станицы автора программы). На печатной версии на титульной странице студент собственноручной подписью удостоверяет, что данный текст выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, бессылочного перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат, то работа автоматически приравнивается к несданной, то есть проставляется оценка "1". Студенту в таком случае либо выставляется итоговая оценка ниже на 4 балла, либо даётся срок для написания нового реферата с учётом и сохранением всех формальных требований, включая сроки сдачи. Экзамен Экзамен проводится устно, состоит из трёх вопросов. Первый включает всестороннее обсуждение темы реферативного исследования студента, особенно проблем, логически следующих, но упущенных студентом в реферате. Второй и третий вопросы соответствуют темам данного курса и берутся преподавателем из списка вопросов, перечисленных в программе. Каждый вопрос зачёта оценивается максимально в 10 баллов, сумма которых (30 баллов) перевзвешивается в итоговую долю 0,30 к общей оценке активности и успеваемости студента. За успешно сданный зачёт студент может получить +1 балл максимально к итоговой оценке. Однако несданный зачёт является критическим для получения итоговой оценки, даже если по всем остальным компонентам студент набрал достаточное для положительной оценки число баллов: зачёт должен быть сдан в любом случае. Пересдача зачета и комиссия (после двух неудачных попыток) не освобождают студента/ку от обязанности представить письменную работу не менее чем за 24 часа до начала заседания комиссии, если это не было сделано до того. Итоговая зачетная оценка формируется путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса, затем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц по известному мягкому правилу (в пользу защищающегося). Промежуточные и итоговый результаты контроля высылаются студентам на групповой ящик э-почты для контроля правильности заполнения и для сведения студентов. Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник и/или ридерыКакие-либо учебники по данному курсу не могут быть предложены в силу отсутствия таковых. Поэтому основой для подготовки студентов послужит ридер, составленный преимущественно по следующим монографиям:
Содержание программы Тема 1. Естественные факторы территориальной организации местных обществ. Основные понятия Природно-географические принципы организации жизнедеятельности локальных обществ. Селища и ареалы. Пространство и рельеф. Границы: природные рубежи, символические вехи. Типология границ ареалов (по Родоману). Понятие проницаемости пространства. Пути сообщения. Пропускная способность, скорость передвижения и переноса ресурсов. Типы путей сообщений по пропускной способности, скорости, безопасности. Тропы, просёлки, дороги, тракты (магистрали). Территория. Процессы естественного роста территорий. Благоприятные условия роста и препятствия к нему. Демографические принципы социальной организации на локальном уровне. Плотность населения и её значение для организации хозяйства. Базовые компоненты организации жизни местного общества (капища, погосты, торжища, мытни и остроги). Изоляция местного общества. Факторы изоляции: природные, социальные, ресурсные. Изоляция и изоляционизм. Значение изоляционизма для самоорганизации и развития местного самоуправления. Задачей семинара является определение степени изолированности муниципальных районов в разных российских регионах и оценка связи этого показателя с демографическими, социальными и экономическими показателями. Основная литература: Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети: Очерки теоретической географии. – Смоленск: Ойкумена, 1999. – С. 37 – 48. С. 83-94. С. 108-169. Плюснин Ю.М. Роль изоляции в развитии местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. Журнал ГУ-ВШЭ. – 2008. - № 2. Россия: пространственное развитие. Доклад 2004 // Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа под ред. В.Л. Глазычева и П.Г. Щедровицкого. – М.: Архитектура-С, 2004. – 128 с. Дополнительная литература: Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. – М., 1912. Вдовина Л.Н. Крестьянская община и монастырь в центральной России в первой половине XVIII в. – М., 1988. Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.Новое издательство, 2003. 1. Погружение в Россию. Тема 2. Административно-территориальная структура России. Принципы пространственного развития и историко-географические особенности устройства на местном уровне Административно-территориальная структура России в исторической перспективе. Волости, станы, уезды, губернии. Сельские советы, районы, области, края и республики. Поселения, муниципальные районы, городские округа, регионы. Преемственность территориального деления на уездном – районном – муниципальном уровне и разрывность на губернском – областном – республиканском. Принципы пространственного развития территории местного общества. Уровни освоения территории: хозяйственный, популяционно-демографический, экономический, социальный, политический. Задачей семинара является определения понятий территории, управления территорией, оценки значения территории в программах социально-экономического развития муниципалитетов. Студенты должны выбрать по 2 муниципалитета разных видов для докладов. Основная литература: Кордонский С.Г. Административно-территориальная структура России в «реальности» и «на самом деле». – М., 2009. Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. – М.: Новый хронограф, 2009. – 372 с. Дополнительная литература: Инфраструктура муниципальных образований: учебное пособие / Под ред. П.В. Кухтина. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с. Общие сведения о территориальной структуре муниципалитетов. Морозова Т.В. Сельские сообщества России в региональном измерении. – М.: МОНФ, 2008. – 238 с. Глава 3. Институциональные основания самоорганизации сельских сообществ. С. 127-187. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент. Гл. 1. Город и его структура. Задачи муниципального управления. С. 4-19. 2007. пространство». Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. Система муниципального управления / Под ред. В.М. Зотова. – СПб: Питер, 2007. – Гл. 2. с. 97-175. Тема 3. Концепция пространственного развития в РФ. Цели и основные проблемы пространственного развития РФ. Муниципальное территориальное развитие в стратегиях социально-экономического развития муниципалитетов и в программах регионального развития. Низовой уровень управления территорией и его представительство на региональном и федеральном уровнях. Учёт муниципальной территориальной структуры в концепциях пространственного развития России. Региональные трансформации6 затрагивают ли они районный (муниципальный) уровень? Устойчивость муниципальной территориальной структуры и неустойчивость региональной и федеральной структуры. Причины неустойчивости: политические, экономические, социальные, исторические, этнические. Принципы концепции пространственного развития – учёт муниципального уровня организации территории и управления ею. Целью семинара является презентации студентами докладов. Основная литература: Кордонский С.Г. Административно-территориальная структура России в «реальности» и «на самом деле». – М., 2009. Россия: пространственное развитие. Доклад 2004 // Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа под ред. В.Л. Глазычева и П.Г. Щедровицкого. – М.: Архитектура-С, 2004. – 128 с. Социально-экономическое развитие малых городов России / Г.Ю. Ветров и др. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 102 с. Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. – М.: Новый хронограф, 2009. – 372 с. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 248 с. Дополнительная литература: Велихов Л.А. Опыт муниципальной программы. Материалы для академического курса и перспективных планов городского хозяйства (1926 г.). Фрагменты. // В кн.: Говорёнкова Т.М. Читаем Велихова вместе. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. 322 с. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск, 1995. Ветров Г.Ю. Планирование экономического развития на уровне города. – М.: Фонд «Институт экономики города», 1998. Кулишер И.М. История русского народного хозяйства. 2-е изд. – Челябинск: Социум, 2004. Глава 16. Начала капитализма. С. 562-572. Никулина Т.Г. Сельская Россия на перепутье. Географические очерки. М.: Новое издательство, 2003. Гл. 4. Многоукладность сельского хозяйства. С. 72-90. Гл. 5. Кризис и пространство общественного сектора. С. 91-157. Гл. 7. Хозяйства населения: географические вариации. С. 184-229. Гл. 12. Самоорганизация и управление. С. 347-352. Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. – М., 2000. Тема 4. Особенности административно-территориального деления России: административно-территориальные уровни и уровни муниципальной структуры Административно-территориальная структура и её соотношение с муниципальной территориальной структурой. История формирования и развития территориальной структуры на уровне района. Административные районы, уровни муниципальных территорий. Особенности организации муниципального управления на территориях разных размеров. Целью семинара является презентации студентами докладов. Основная литература: Кордонский С.Г. Административно-территориальная структура России в «реальности» и «на самом деле». – М., 2009. Плюснин Ю.М., Кордонский С.Г., Скалон В.А. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. – М.: РИЦ МСУ, 2009. Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. – М.: Новый хронограф, 2009. – 372 с. (Серия «Социальное пространство». Дополнительная литература: Александров В.А. Сельская община в России (XVII – начало XIX в.). – М., 1976. Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.: Новое издательство, 2003. http://www.glazychev.ru/books/glubinnaya_Rossia/.htm Еремян В.В. Муниципальная история России. – М., 2003. Пирунова Н.М. Земское либеральное движение: Социальные корни и эволюция до начала XX века. – М., 1977. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управлении в России (вторая половина XIX века). – М., 1998. Мозохин С. И., Мозохин Д. С. Самоуправляемая деревня. - М.: РИЦ “Муниципальная власть”, 1999. Россия регионов : в каком социальном пространстве мы живём? – М.: НИСП, 2005.. Тема 5. Территориальная организация разных категорий муниципалитетов. Вариативность территориальной структуры муниципалитетов и организация управления территорией Принципы выделения территории муниципалитетов. Значение ФЗ-154 и ФЗ-131 для определения пространственной структуры муниципальных образований. Территория как главенствующий признак муниципального образования (территориальная и публично-правовая природа муниципалитета). Неопределённость территориального статуса муниципалитетов в период действия ФЗ-154. Последствия этой неопределённости. Территориальный статус городского округа. Разнообразие форм территориальной организации округов и обусловленное этим различие в организации управления территориями. Округа в границах районов, в границах городов. Стремление к оптимизации пространственной структуры округа, вызванное потребностями управления. Проблема округов в крупных городах, в ЗАТО, наукоградах. Двойственный статус муниципального района: административно-территориальное образование и муниципалитет. Доминирование территориальных проблем в управлении районом. Территориальный статус городских и сельских поселений и особенности организации управления территорией поселений. Основная литература: Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.Новое издательство, 2003. 2. Погружение в район. 6. О пользе чтения старых книг. http://www.glazychev.ru/books/glubinnaya_Rossia/GR_o_polze_4tenia.htm Плюснин Ю.М., Кордонский С.Г., Скалон В.А. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. – М.: РИЦ МСУ, 2009. Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация. – М.: КНОРУС, 2009. Гл. 1, стр. 20-111. Дополнительная литература: Бродель Ф. Динамика капитализма. — Смоленск: Полиграмма, 1993. — 124 с. (знакомство со всеми тремя главами тома или просмотр Тома 3. Время мира). Данилевич И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. – М., 1996. Город и село в современной России: перспектива структурного воссоединения (начало исследования). – М,: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004. –155 с. Современный российский север: от клеточной глобализации к очаговой социальной структуре /Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Изд-во «Сообщество профессиональных социологов», 2005. – 159 с. Тема 6. Перспективы пространственного развития в Российской Федерации и муниципальная территориальная политика Оценка перспектив социального, социально-экономического и социально-политического развития местного общества в контексте пространственного развития в России. Многоуровневая структура и место в ней муниципальной территории. Значение этой территории в качестве основного связующего элемента политического пространства. Основная литература: Кордонский С.Г. Административно-территориальная структура России в «реальности» и «на самом деле». – М., 2009. Россия: пространственное развитие. Доклад 2004 // Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа под ред. В.Л. Глазычева и П.Г. Щедровицкого. – М.: Архитектура-С, 2004. – 128 с. Дополнительная литература: Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.: Новое издательство, 2003. http://www.glazychev.ru/books/glubinnaya_Rossia/.htm Остром Винсент, Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. – М.: Арена, 1993. – Гл. 6. с. 161-188. Гл. 7. с. 189-227. Гл. 10. с. 280-302. Перспективы российского Севера: «очаговая» экономика и социальная структура / Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Изд-во Изд-во «Сообщество профессиональных социологов», 2007. - 378 с.. Плюснин Ю.М. Малые города России. – М.: Московский общественный научный фонд, 2000. Основные выводы. С. 134 - 146. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М.: Журнал «Эксперт», 2002. Параграфы: Стабильный и нестабильный режимы функционирования русской модели управления. Предсказуемое управление в непредсказуемых условиях. Сильные стороны русского менеджмента и способы их активизации. Корпоративная солидарность. Российский северный вектор / Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2006. – 235 с. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет / Учебное пособие для муниципальных управляющих. – М.: МОНФ, 2000. – 292 с. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератовВсе рефераты пишутся по единой схеме сравнения двух выбранных самостоятельно студентом муниципалитетов: городского округа и муниципального района. Сравнение осуществляется по ключевым компонентам территории (структуре пространства, коммунальной и хозяйственной инфраструктуре, активности и демографической и социально-экономической структуре населения) и управления территорией. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Подпись автора: (Ю.М. Плюснин) Приложение 1 к программе курсаФорма реферата Титульный лист и содержание текста должны полностью соответствовать приводимому образцу. _______________________________________________________________ Правительство Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управления РЕФЕРАТ по курсу «Теория и история местного самоуправления» НАЗВАНИЕ РЕФЕРАТА Выполнил: студент 4 курса кафедры _____________________ Й.Й. Йотунов ______________ в этом месте студент ставит личную подпись обыкновенной ручкой и пишет – также от руки – текст о том, что плагиата у него нигде нет Преподаватель: проф. Ю.М. Плюснин ______________ Сдано «___»____________2009 г. Москва ______________________________________________________________ Введение 1. Краткое описание анализируемой проблемной ситуации; почему тема представляется актуальной. 2. Формулировка цели и задач (задачи – это последовательная пошаговая детализация достижения поставленной цели). 3. Определение предмета и объекта исследования. Предмет – это про что, объект – на чём вы изучаете вопрос. 4. Гипотеза исследования (придуманное студентом правдоподобное причинно-следственное отношение, носящее характер объяснения некоторых скрытых сторон изучаемого им явления). Введение должно быть кратким и ёмким. Составляет не более 1-2 страниц. Методология и методы Излагаются 1) методология (принципиальные подходы к решению вопроса) и 2) конкретные методы (аналитические процедуры, непосредственно направленные на достижение результата). Описание ясное и исчерпывающее (т.е. не предполагающее отсылку к неведомым источниками). Здесь же должен быть описан весь рабочий (эмпирический или аналитический) материал, который был подвергнут обработке. В том числе индивидуумы-респонденты и местное общество как объекты исследования. Составляет 2-3 страницы. Содержательная часть реферата Состоит из 1 или нескольких разделов (глав, параграфов и т.п.), выстроенных в следующей логике:
Содержательная часть реферата может составлять 6-8 страниц. Выводы Краткое, на Ѕ страницы, изложение основных результатов работы с обязательным предложением управленческого решения проблемы. Объём – 6-10 страниц, 14 кегль, 1 интервал, TimesNR. И никаких разрывов между страницами и стилевых форматирований! |