Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии icon

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии



НазваниеЭкономико-географическая характеристика водного транспорта Италии
Дата конвертации24.07.2012
Размер349.09 Kb.
ТипРеферат
Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии


ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра МЕНЕЖДМЕНТ, МАРКЕТИНГ И ЭКОНОМИКА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИТАЛИИ. ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА II КУРСА 4 ГРУППЫ ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СЫЧЕВА ИРИНА РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОРОШЕНКО А. А. ОДЕССА 1998 ГОД. СОДЕРЖАНИЕ:1. Место Италии и ее транспорта в современном мировомхозяйстве.........................................................................................2. Природные условия и природные ресурсы страны.......................3. Развитиетранспорта.......................................................................4. Общая характеристикахозяйства.................................................. характеристикапромышленности............................... характеристика сельскогохозяйства..........................5. Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через речные и морскиепорты....................................................................6. Характеристика транспорта (современная ): наземных видов и воздушного транспорта................... речного и морского......................................................... характеристикапортов................................................... 7. Перспективы развития транспорта Италии и ее портов............... 8. Схематические карты физико-географическихусловий........................................ транспортной сети ипромышленности.............................. 9. Список использованнойлитературы............................................. Место Италии и ее транспорта в современном мировом хозяйстве. Италия - развитая капиталистическая страна, расположенная в центреСредиземноморья, на юге Западной Европы и фокусирующая в себе не толькомногие типичные черты природы, хозяйственной, политической, культурнойжизни, но и важнейшие проблемы обоих регионов. По уровню развития экономикиотносится к наиболее развитым странам.Современная Италия, хотя и неотносится к числу великих держав, оказывающих решающее воздействие на ходмировых событий, все же по масштабам хозяйственной деятельности входит всемерку крупнейших капиталистических государств мира Италия занимает глубоко вдающийся в море Апеннинский полуостров,прилегающую к нему с севера часть материка - Паданскую равнину, окаймленнуюмощной дугой Альп, а также крупные острова Сицилию и Сардинию и целый ряднебольших архипелагов и островков. По площади (301 тыс. кв. км ) Италияотносится к разряду средних стран, занимая третье место в Западной Европе(после Франции и Испании). В административном отношении Италия делится на20 исторически сложившихся и закрепленных конституцией областей, которыеподразделяются на 94 провинции, а те в свою очередь состоят из коммун общимчислом свыше 8 тыс. Столица Италии - г.Рим. Сухопутная граница длиной около 1900 км, приблизительно совпадающая сглавным водоразделом Альп, отделяет Италию от Франции, Швейцарии, Австрии,Югославии. Она почти полностью проходит по высоким горным хребтам. Средигор имеются однако понижения , через которые проходят железные ибезрельсовые дороги, связывающие Италию с соседними странами. Морскиеграницы разделяют территориальные воды Италии и территориальные водыФранции, Испании, Алжира, Туниса, Мальты, Ливии, Греции, Албании иЮгославии. В территорию Италии вкраплены два самостоятельных миниатюрныхгосударства - Ватикан и Сан-Марино. Большую роль в жизни Италии играют омывающие ее Средиземное море иотдельные его части : Тирренское, Адриатическое и Ионическое моря. ЕЕбереговая линия тянется на 7500 км. Морское побережье Италии наиболее густозаселено; здесь много промышленных и портовых городов, курортов, вдольпобережий тянутся и важнейшие автомобильные и железные дороги, развитокаботажное судоходство, регулярные морские рейсы связывают Италию состранами Европы и других континентов. Положение Италии в центре Средиземного моря, на перекрестке торговыхпутей между Западом и Востоком всегда было исключительно важным для страны- и в античные времена, и в средневековье, и в эпоху возрождения, и в болеепоздние времена. Значение современного экономико-географического положенияИталии определяется прежде всего тем, что она первой из развитыхкапиталистических стран Западной Европы встречает поток ближневосточнойнефти, питающей западноевропейскую промышленность. В Италии пересекаются имногие важнейшие авиатрассы, соединяющие между собой страны Европы,Америки, Африки и Азии. Ключевое стратегическое положение Италии в Средиземноморском бассейнепривлекает пристальное внимание руководителей НАТО, которые считают этустрану центральным звеном своей военной системы в Южной Европе и во всемСредиземноморье. Италия - активный член НАТО. На ее территории размещеныдесятки основных баз США и целый рад аэродромов, полигонов и другихвоенных объектов США и НАТО. Особо важное значение придается островуСицилия. Тесно связанная в хозяйственном отношении со многими европейскимистранами, Италия входит в большинство экономических и политическихорганизаций, возникших после второй мировой войны в процессекапиталистической интеграции Европы. В частности, она состоит членомЕвропейского экономического сообщества и “Евратома”. Географическое положение Италии во многих отношениях благополучно дляее экономического развития. Средиземное море обеспечивает Италии удобнуюсвязь со странами Европы и Северной Африкой, а после открытия в 1869 годуСуэцкого канала Италия оказалась на торговых путях , ведущих в страныЮжной и Восточной Азии, в Восточную Африку, Австралию. Таким образом ,географическое положение Италии позволяет ей широко использовать морскойтранспорт для заграничных и каботажных перевозок и одновременно развиватьсвязи со своими соседями по суше. Природные условия и природные ресурсы. Италия располагается в умеренном и - большей своей частью -субтропическом поясах. Это объясняет богатство и разнообразие Самыйсеверный пункт ее - Бетта д’Италия - расположен в горах Тироля на 47 с.ш.;самый южный - мыс Изола делле Корренти на 36,5 с.ш. (о. Сицилия) не считаямелких островов. В физико-географическом отношении территория Италии разделяется на тричасти : материковую, представляющую собой Паданскую низменность,окаймленную системой альпийских хребтов и вершин, занимающую около 120 тыс.км. Апеннинский полуостров, вытянутый в виде сапога на 900 км. вцентральную часть Средиземного моря шириной от 125 до 230 км. с площадью130 тыс. км.; острова Сицилия, Сардиния и ряд более мелких с площадью около59 тыс. км. Отдельные части полуостровной и островной территории страныхарактеризуются значительной изрезанностью береговой линии, наличиемзаливов, бухт и удобных гаваней. Особенно много их на западном побережьеполуострова, омывающегося Тирренским морем. Таковы заливы Генуэзский,Специя, Гаэта, Неаполитанский, Салернский и др., бухты Савона, Ливорно,Чивитавеккья. Здесь расположены крупные морские порты. Слабее изрезанопобережье, омывающееся Адриатическим морем. Северный его участок отгосударственной границы до Римини изобилует лагунами и заболоченнымиместами, южнее, вплоть до полуострова Гаргано, высокие и обрывистые берегаАдриатики лишены сколько-нибудь удобных естественных гаваней и бухт; лишьюжнее побережье Адриатического моря имеет отдельные удобные естественныебухты, главные из которых - Бари и Бриндизи. Италия- преимущественно гористая страна. Около 4/5 ее поверхностизанимают складчатые горы альпийского возраста, их предгорья и холмы.Низменная часть представлена Паданской низменностью по течению реки По,занимающей свыше 1/7 территории страны, и небольшими участками в прибрежной полосе полуострова. Рельеф Италии, являющийся результатом сложныхгеофизических процессов, с одной стороны обусловливает разнообразиеприродных условий, способствующее развитию сельского хозяйства, а с другой- сужает площадь возделываемых человеком земель, а также затрудняет иудорожает развитие транспортных связей между отдельными частями страны. На севере Италия отделена от остального континента высочайшей в Европемощной дугой Альп, которая тянется с запада на восток на 1200 км, выгибаяськ северо-западу. Альпы представляют собой весьма сложную систему,состоящую из множества горных массивов и хребтов, разделенных продольными ипоперечными долинами. Самые высокие вершины - Мон-Блан (4807 м. над ур.моря), Монте-Роза (4634 м.), Червино (4478 м.) - сосредоточены в западной,наиболее древней части Альп. Альпы являются мощным заслоном противдействия воздушных масс с севера. В этом мощном поясе гор имеются однакоудобные проходы, издавна используемые для хозяйственных связей. Так,например, в Лепонтинских Альпах железная дорога проходит в долине рекиТичино, направляясь затем через Сен-Готардский туннель (15 км) в Швейцариюи Симплонский туннель (20 км) во Францию. Железнодорожное сообщение сАвстрией осуществляется через Бреннерский проход в Венецианских Альпах подолине реки Изорко, притоку Адидже. Альпы активно вовлечены в хозяйственнуюжизнь страны; здесь используются большие запасы энергии рек, ведется добычастроительных материалов, металлических руд и других полезных ископаемых, нагорных лугах пасутся стада. В последние десятилетия строительствовысокогорных ГЭС, дорог, бурное развитие горного туризма увеличилилавиноопасность. Приморские Альпы переходят в Апеннинские горы, окаймляющие Лигурийскийзалив и тянущиеся дальше через весь Апеннинский полуостров. Апенниныдлиннее Альп (более 1500 км), но не могут сравниться с ней по высоте. Ихвысшая точка - Монте-Корно в массиве Гран-Сассо-д’Италия достигает лишь2914 м над ур. моря. Рельеф и геологическое строение Апеннин сложны иразнообразны. Горы то располагаются кулисами с замкнутыми между нимидолинами(в Тоскане ), то тянутся длинными цепями с северо-запада на юго-восток (в Центральных Апеннинах ), то распадаются на отдельные массивы (вКампании, Базиликате), то переходят в высокие плоскогорья Калабрии. СложеныАпеннины преимущественно конгломератами, песчаниками, известняками,глинистыми сланцами, мраморами, отдельные массивы и плоскогорья ЮжнойИталии- древними изверженными и метаморфическими породами, характернымитакже и для гор Сицилии и Сардинии. И в Альпах. и в Апеннинах широко распространены известняки и в связи сэтим самые разнообразные проявления карста: воронки, колодцы, полья, гроты,пещеры, исчезающие под землей реки. Пещеры привлекают множество туристов;некоторые имеют постоянную влажность воздуха, соли и лечебные грязи ииспользуются в лечебных целях. В то же время карст наносит большой уронхозяйству, иссушая и обедняя почвы, препятствуя строительству зданий идорог, вызывая обвалы и оползни. В Италии широко распространены и древние и современные вулканическиепороды всех типов (базальты, липариты, туфы), особенно характерные дляТосканы, Лацио, Кампании, Сицилии, Сардинии. В Италии имеются вулканыразных типов и в разных стадиях развития: потухшие (Эвганейские холмы,Альбанские горы), и действующие (Этна, Везувий, Стромболи).В наши днинаиболее активен самый высокий (3296 м над ур. моря) и мощный изитальянских вулканов - Этна. Он извергается регулярно каждые три - пять лети даже чаще. К юго-западу от Сицилии время от времени происходят подводныеизвержения, появляются небольшие островки, которые вскоре размываютсяморем. На обширном пространстве от южной Тосканы до побережьяНеаполитанского залива можно наблюдать и другие природные явления,связанные с вулканизмом, - выбросы водяного пара под высоким давлением(остров Искья), углекислого газа (Собачий грот во Флегрейских полях, близНеаполя), горячие минеральные источники в Тоскане, грязевые вулканы вЭмилианских Апеннинах. Единственная обширная низменность Италии - Паданская равнина,занимающая большую часть бассейна реки По. Она постепенно снижается от 400-500 м на западе до уровня моря на востоке. По мере снижения меняются нетолько ландшафты, но и характер сельскохозяйственного использованиятерритории: от фруктовых садов и виноградников на западе доживотноводческих, зерновых и свекловодческих районов низовий р.По навостоке. Паданская равнина - не только главная житница Италии, но инаиболее урбанизированный и развитый в хозяйственном отношении районстраны. При довольно, большом разнообразии полезных ископаемых Италия весьманедостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическимиресурсами. Месторождения многих полезных ископаемых невелики по запасам,распылены по территории страны, нередко залегают неудобно для разработки.До сих пор недра еще недостаточно изучены. В то же время некоторыеместорождения разрабатываются с такой глубокой древности, что сейчасистощаются или уже исчерпаны и заброшены. Так, в 1982 г. в стране былаполностью прекращена добыча железной руды, в том числе и на острове Эльба,на котором железо добывали еще этруски. Значительно богаче Италия свинцово-цинковыми рудами с примесью серебраи других металлов. Эти месторождения связаны с кристаллическим иметаморфическим массивом Сардинии и с триасовыми известняками ВосточныхАльп. Область Тоскана богата запасами пиритов и ртутной руды - киновари, позапасам которой Италия занимает второе место в мире; в девонскихизвестняках Сардинии залегают сурьмяные руды. Месторождения серы, известныесо времен Древнего Рима, сосредоточены в основном в районе Кальтаниссеттына острове Сицилия. Недра Италии богаты разнообразными строительными иотделочными материалами (мрамор, гранит, туф и др.). Мрамор добывается вряде мест, но особенно в районе Каррары. По запасам других видов сырьятерритория Италии бедна. В небольшом количестве встречается антрацит вобласти Валле-д’Аоста, коллоидные лигниты в Тоскане, торф и торфообразныелигниты. В Центральной Италии и Лигурии есть небольшие месторождениямарганца. Бокситы, долгое время добывавшиеся из карстовых впадин Апулии,сейчас почти исчерпаны. На острове Сицилия есть запасы калийной и каменнойсоли, асфальта, битума. В послевоенные годы выявлены довольно значительные (для Италии)ресурсы нефти - в Паданской низменности, в полосе альпийских предгорий, атакже на острове Сицилия. Дополнением к ним являются битумные сланцы, наострове Сицилия в районе Рагузы, у Сан-Валентино в области Абруццо-э-Молизе, а также в районе Фрозиноне (Лацио). На Сардинии, в Тоскане, Умбрииимеются небольшие месторождения бурого и низкокачественного каменногоугля. Собственные энергетические ресурсы удовлетворяют потребности Италиине более чем на 15%. В этих условиях очень важны для экономики страныместорождения природного газа метана, обычно растворенного в воде, которойпропитаны рыхлые третичные и четвертичные отложения Паданской низменностив нижнем течении реки По и ее подводного продолжения - материкового шельфаАдриатического моря. Газ обнаружен также в песчаниках, мергелях, сланцахСеверных, Центральных и Южных Апеннин, на Сицилии и у ее берегов и нашельфе Ионического моря. Общий недостаток энергетических ресурсов ,используемых на тепловых электростанциях, в некоторой степени возмещаетсяналичием в стране достаточно богатых гидроэнергетических запасов. Развитие транспорта (выделив морской ). Транспорт. Важнейшая отрасль сферы обращения.Перевозка товаров и рабочей силысоставляет ту часть сферы обращения, которая является продолжением процессапроизводства в сфере обращения. В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями,какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышаетсяудельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращениядоли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожныйтранспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы исводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет грузнепосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морскойи железнодорожный транспорт). Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозкахгрузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожныйтранспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкогоуровня. Подобное глубоко специфическое положение в транспорте Италииобъясняется особым воздействием, оказываемым на эту отрасльпромышленностью. Дело в том, что такие отрасли итальянской промышленности ,как автомобилестроительная, резиновая, нефтеперерабатывающая ипромышленность строительных материалов развиваются наиболее быстро,развиваются наиболее быстро. Отрасли, производящие железнодорожныйподвижной состав, медленно развивают свое производство. Поэтому первойгруппе отраслей и действующим в ней монополиям без особого труда удалосьпридать автодорожное направление развитию итальянского транспорта. Развитие морского транспорта Италии. В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и вкоторой большая часть территории представляет собой приморские районы, вовнутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имееттакже морской каботажный флот.Среди отраслей Итальянского транспортабольшой интерес представляет морской флот, который является крупнейшиммеждународным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянскойвнешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию поимпорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняетважнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причинатого, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства. В 70-е годы значение морского транспорта и морских перевозок дляэкономики Италии и в первую очередь для ее внешней торговли повысилось всвязи с происшедшими сдвигами в энергетическом балансе страны(более 86%общих потребностей в энергетике удовлетворяется за счет ввоза нефти игаза).Сдвиги, происшедшие в последние годы в структуре промышленности ивнешней торговли, вызвали в итальянском флоте изменения в соотношениимежду различными типами судов. Быстрое развитие нефтеперерабатывающейпромышленности вызвало бурный рост цистерного флота. Падение значениякаменного угля в энергетическом хозяйстве вызвало падение доли сухогрузногофлота. К тому же используемый в Италии американский уголь доставляется, какправило, на американских судах. Торговый флот Италии. Торговый флот Италии в послевоенные годы претерпел значительныеколичественные и общие структурные изменения. Они, с одной стороны быливызваны выводом из эксплуатации устаревших и сильно изношенных судов, а сдругой стороны- пополнением флота новыми, более крупными и современнымисудами. Изменения состава и структуры торгового флота Италии за период 1874по 1983 год характеризуются следующими данными.|годы |общее |общая | |в |том |числ|е | || |кол-во |вместим.| | | | | | || | |тыс. |танкеров | |балкеров |рудо|проч. |хог|| | |рег. | | |возов | |су |р || | |тонн | | | | |судов | || | | |вал.вмест|% | |% |вал.вм|% || | | |рег.тонн | | | |ест | || | | | | | | |рег.то| || | | | | | | |нн | ||1974 |1421,00|5708,00 |1982,00 |34,8|1027 |17,6|2699 |47,|| | | | | | | | |6 ||1975 |1413,00|5701,00 |1989,00 |34,9|1091 |19,3|2621 |45,|| | | | | | | | |8 ||1976 |1403,00|5851,00 |2113,00 |37 |1191 |20,4|2492 |42,|| | | | | | | | |6 ||1977 |1445,00|6219,00 |2140,00 |34,5|1506 |24,2|2573 |44,|| | | | | | | | |3 ||1978 |1490,00|6624,00 |2414,00 |36,5|1674 |25,3|2536 |38,|| | | | | | | | |2 ||1979 |1552,00|7038,00 |2573,00 |36,5|1900 |27 |2565 |36,|| | | | | | | | |5 ||1980 |1639,00|7448,00 |2721,00 |36,5|2089 |28,1|2638 |35,|| | | | | | | | |4 ||1981 |1690,00|8139,00 |3027,00 |37,2|2455 |30,1|2657 |32,|| | | | | | | | |7 ||1982 |1684,00|8187,00 |3119,00 |38 |2510 |30,7|2558 |31,|| | | | | | | | |3 ||1983 |1726,00|8867,00 |3437,00 |37,7|2866 |32,4|2564 |29,|| | | | | | | | |9 | Из приведенных данных следует, что за 10 лет особенно резко повысилосьудельное значение тоннажа балкеров и рудовозов повысилось, а доля всехпрочих сухогрузных судов понизилась. По состоянию на 1 июля 1983 г. танкеры, балкеры, рудовозы икомбинированные суда составляли 70,1% общей валовой вместимости всехимевшихся в Италии морских судов. Не смотря на отмеченное выше пополнениеторгового флота новыми более крупными судами, в общем его составепродолжают преобладать суда малого и среднего тоннажа. По состоянию на 1 июля 1983 г. более половины (57,9% ) всех морскихсудов имели валовую вместимость до 1000 рег. тонн, причем на их долюприходилось лишь 4,45% суммарной валовой вместимости флота. Многие из этихсудов имеют длительные сроки службы и подлежат постепенной замене болееновыми судами. На ту же дату в торговом флоте насчитывалось лишь 23 суднаваловой вместимостью более 50 тыс. рег. тонн со сроком эксплуатации менее 4-х лет. Большая часть итальянских судов в качестве главных двигателей имеладизельные и дизель-электрические установки. Суда с паровыми двигателямисоставляют 14,5% общей численности морских судов. Краткие сведения по характеристике основных групп транспортных судов. Имевшиеся в Италии морские суда по состоянию на 1 июля 1983 года поосновным типам и назначению распределялись следующим образом.|типы судов |кол-во |общая валовая |удельное | || |судов |вместим, рег. тонн|знач. ОВВ, % | ||1.Танкеры для перевозки нефти|344 |3449184 |2,98 | ||и нефтепродуктов | | | | ||2.Газовозы |26 |133027 |2,01 | ||3.Танкеры для жидких |17 |21070 |3,23 | ||химикатов | | | | ||4.Комбинированные суда |21 |1145231 |5,86 | ||5.Балкеры и рудовозы |93 |1721040 |3,24 | ||6.Сухогрузные суда для перев.|663 |1289842 |1,84 | ||ген. грузов | | | | ||7. Контейнеровозы и ро-ро |6 |69661 |1,9 | ||8.Пассажирские суда |25 |533288 |17,77 | ||9.Паромы и др. |157 |334784 |7,99 | ||10.Рыбопромысловые |225 |90847 |1,3 | ||11.Буксиры |213 |47199 |4,34 | ||12.Прочие суда |33 |30760 |- | ||Всего |1726 |8867205 |2,86 | | Танкерный флот. Для перевозок нефти и нефтепродуктов в общей сложностинасчитывается 320 танкеров суммарной валовой вместимостью 3 437 391 рег. т(общий дедвейт 5 901 231 т). Для прибрежных перевозок и бункеровочныхопераций имелось 24 небольших судна суммарной валовой вместимостью 11793рег.тонн. Более половины вместимости танкерного флота представлено судамивозрастом менее девяти лет, в т.ч. 11 танкеров валовой вместимостью 40-50тыс. рег. тонн каждый и 10 танкеров валовой вместимостью 50-140 тыс. рег.тонн каждый возрастом менее 4-х лет. Газовозы и суда для перевозки жидких химикатов. Для перевозоксжиженного газа имелось 26 небольших судов суммарной валовой вместимостью133 027 рег. тонн. Часть этих судов используется для перевозок из Алжира вЮжные порты Европы. Для перевозок жидких химикатов имеется 17 небольшихсудов общей валовой вместимостью 21 070 рег. тонн. Комбинированные суда, балкеры и рудовозы. Это вторая по численности изначению группа грузовых судов. Насчитывается 114 судов общая валоваявместимостью 2 866 271 рег. тонн (общий дедвейт 4 859 207 т.). В составеэтой группы находится: 21 комбинированное судно суммарной валовойвместимостью1 145 231 рег. тонн и 93 рудовоза, балкера и балкера-рудовозасум. валовой вместимостью 1 721 040 рег. тонн. Группа сухогрузных судов (включая грузопассажирские суда) являетсянаиболее многочисленной, в которой насчитывается 663 судна различного типаи назначения суммарной валовой вместимостью 10876 рег. тонн. Большую частьэтой группы представляют небольшие суда валовой вместимостью до 2000 рег.тонн каждое. Пополнение этой группы новыми судами производится вограниченных масштабах и преимущественно многоцелевыми сухогрузными судами,в том числе приспособленными для частичных перевозок контейнеров. Контейнеровозы и контейнеро-трейлеровозы (ро-ро ). На 1 июля 1083 г.в составе этой группы было 6 судов общей валовой вместимостью 69 661 рег.тонн. Эта группа пополнилась контейнеровозами, которые используются дляперевозок на дальневосточной и австралийской линиях. Пассажирские, паромные и другие грузопассажирские суда. В торговомфлоте Италии насчитывается 25 крупных пассажирских судов общей валовойвместимостью 533,3 тыс. рег. тонн. В составе этой группы 157 паромных идругих грузопассажирских судов общей валовой вместимостью 337,8 тыс. рег.тонн, которые в основном используются для обслуживания внутреннихперевозок, и лишь незначительная их часть работает на ближних международныхлиниях в зоне Средиземного моря. Торговый флот Италии пополнялся новыми судами преимущественноитальянской постройки. Размещение заказов за границей допускается лишь наотдельные крупнотоннажные суда, для строительства которых в Италии нетдостаточного оборудования, опыта и по другим причинам. По данным на март1983 г, Италия по тоннажу строившихся судов для своего национального флотазанимала 5-е место (после Великобритании, Либерии, Японии и Норвегии). Хозяйство Италии. Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чемВеликобритания и Франция, - в конце XIX века, после политическогообъединения, закончившегося в 1870 году. Однако экономическое развитиестраны, тормозившееся сильными пережитками феодализма, нищетойкрестьянства, слабостью топливно-сырьевой базы, шло медленно. Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрнойстраной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнемэкономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, болееинтенсивным было сельское хозяйство. Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия принялаактивное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений далатолчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новыеотрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая( вчастности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанеслаэкономике Италии большой ущерб. Тем не менее в послевоенный периодитальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Ростпромышленного производства в большей степени обусловлен притокоминостранного капитала. Италия по своему экономическому положению занимает промежуточноеположение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странамиво главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развитияпроизводительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производствемира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ иФранции. Но по размерам национального дохода на одного жителя Италияуступает не только этим странам, но и многим другим, превосходя в ЗападнойЕвропе лишь Грецию, Испанию и Ирландию. Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленностьявляется ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая частьэкономически активного населения, чем в интенсивно и непропорциональнорастущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышаетстоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в5,5 раза меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резкопреобладают в итальянском экспорте. Значительная часть национальных богатств Италии находится в рукахмонополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Онигосподствуют в химической и электротехнической промышленности(“Монтэдисон”), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической(“Пирелли”). В то же время в стране существует великое множество средних, мелких имельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а такжев производстве бытовой электротехники, оборудования для переработкисинтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с70-х годов заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких исредних фирм и предприятий. Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается вэкономику страны : его специализированные органы участвуют в акционерныхобществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаютсяпромышленные предприятия в соответствии с различными государственнымипрограммами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем.Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Емупринадлежат многие предприятия легкой промышленности. Национализированы икрупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходитразвитие итальянской экономики в целом. В современных условияхвмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогатьотдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные илитребующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цельгосударственного вмешательства - обеспечить непрерывность процессавоспроизводства, сохранить и укрепить капиталистическую систему в стране. Новой важной особенностью развития государственно-монополистическогокапитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программированиехозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизациипроизводства и капитала, усиление монополизации и огосударствленияэкономики. Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.)финансируются преимущественно на основе экономических программ. Самаякрупная и постоянно действующая с 1950 г. программа Италии направлена наразвитие экономики Юга. Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, которыйиграет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций направленав машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается всферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, ФРГ, Великобритании,Швейцарии, Лихтенштейна. Многие стороны хозяйственной жизни Италии определяются ее участием вЕЭС. Сформировавшаяся в пределах ЕЭС специализация производства заставилаитальянскую экономику приспособиться к новым условиям рынка и ускорила ееструктурные преобразования. В системе общего рынка Италия выступает какстрана-импортер промышленной продукции (главным образом машин иоборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) ив то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главныхвидов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности. Как и в других странах, в Италии хозяйство развивается стихийно инеравномерно. “Экономическое чудо” 60-х годов, когда по темпаминдустриального развития Италия уступала только Японии, оказалосьнедолговечным. За ним последовал спад и затем жесточайший энергетический иобщеэкономический кризис 1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновьвошло в полосу кризиса: сокращается валовый национальный продукт (-1,2% в1983 г.), усиливается инфляция, уменьшается объем внешней торговли, уровеньличного потребления населения, растет безработица, стоимость жизни.Загрузка мощностей промышленности- была в 1983 г. самой низкой за весьпослевоенный период - 71%. Начиная с кризисных 70-х годов в Италии распространилось новое явление- так называемая скрытая экономика: во многих отраслях в обход коллективныхдоговоров, налогового законодательства и т.д. действуют нигде незарегистрированные предприятия. на них трудятся безработные, женщины,заинтересованные в неполном рабочем дне или надомной работе, учащиеся ипенсионеры, нуждающиеся в дополнительном заработке. Сохраняет всю своюостроту вековая проблема непропорционального развития отдельных частейстраны, контраст между уровнем экономического и социального развитияСеверной и Южной Италии. Общая характеристика промышленности. Общее состояние, темпы и характер развития итальянской экономикиопределяются ее важнейшей сферой - промышленностью, на которую приходитсяоколо 2/5 занятых в хозяйстве и такая же доля национального дохода. Италиявыделяется крайне низкой долей добывающей и высокой долей обрабатывающейпромышленности в числе занятых, основном капитале и особенно в общейстоимости промышленной продукции. Это объясняется отсутствием в странесколько-нибудь значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых. Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном наимпортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которойпринадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика,металлургия, химия и нефтехимия. В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройкиэнергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортногоугля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. Заней следует природный газ ( 15,5% ), каменный уголь и лигниты (8,5%),гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынужденаимпортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44%природного газа. На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европенефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейшихэкспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризисзаставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В80-х годах суммарная мощность нефтеперерабатывающей промышленности Италиисократилась с 206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150 млн.т. в 1983г., несколько заводов было закрыто. Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика.Установленная мощность электростанций в сумме составляет 49.4 млн.кВт, изних 64,4% приходится на тепловые электростанции, 32% - на ГЭС и ГАЭС,2,6% - на атомные и 1% - на геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую часть электроэнергии получаютна тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте, первоеместо им уступили ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью исчерпаны. Впоследние годы в Италии предпочитают строить гидроаккумуляционные станции.Италия была пионером в строительстве ГАЭС (1908 г.). Почти одновременнопоявились и первые в мире геотермические электростанции (1905 г). В 60-хгодах Италия одна из первых начала строить крупные АЭС. В стране действуют4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт. Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в чернойметаллургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около22 млн.т. стали. По выплавке стали Италия занимает 5-е место. Размещаютсяметаллургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта -крупным центрам машиностроения. Именно в портовых центрах расположенычетыре крупнейших в стране комбината полного цикла, принадлежащихгосударственному объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно, Пьомбино,Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство сталеплавильных и сталепрокатныхзаводов сконцентрировано в старых индустриальных городах Северо-Запада. Впредгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургическиепредприятия. На мировой рынок итальянская черная металлургия выходитглавным образом с тонкой холоднокатной сталью и стальными трубами. Попроизводству труб Италия занимает 4-е место в мире. В последние годыитальянская черная металлургия испытывает значительные трудности в своемразвитии в связи с тем, что “Общий рынок “ под давлением США решилограничить сталеплавильное производство в странах “десятки”. В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли,которые лучше обеспечены местными рудными запасами,- выплавка алюминия,свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводоврасположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке. Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозныеполиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещаетсявблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто-Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные заводы группируются в основном наСардинии, поблизости от месторождений полиметаллических руд. В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство попроизводству ртути. Это древнейшее производство было перестроено всоответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний деньпроизводится около 2 тыс.т. в год. Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых меств мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевыхруд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния. Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В немзанято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающейпромышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейшихпоставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на5-м месте. Машиностроение отличается высокой концентрацией производства икапитала и находится в руках немногих крупных объединений, выпускающихсложную и разнообразную продукцию. Наиболее развито экспортноемашиностроение (производство автомобилей, электровозов, вагонов,судостроение). Большую часть автомобильного производства монополизировалконцерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейшихмонополий мира. Заводы концерна рассеяны по всей стране и выпускаютмалолитражные и микролитражные легковые автомобили, грузовики, автобусы,различные двигатели, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование дляметрополитена, электростанций, аэропортов. Немного места в автомобильном производстве оставил ФИАТ другим фирмам- “Феррари”, “Мазерати”, “Лянча”, государственной компании “Альфа-Ромео”.Почти все заводы расположены в промышленных центрах Севера. Несколькозаводов выпускают мотоциклы и мотороллеры. На одном из первых мест в мирестоит Италия по выпуску велосипедов и мопедов. В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Развитиеэтой традиционной отрасли обусловлено историческими причинами игеографическими условиями. В последние годы резко сократились заказы натанкеры, требуется больше контейнеровозов, судов смешанного типа,специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований. Около 85% всех судостроительных мощностей принадлежит государственнойгруппе “Финкантьери”. Самые крупные в стране верфи находятся в Монфальконена Адриатическом море, а также в Триесте, Венеции, Анконе. Ста- Старейшийрайон итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя, Ливорно,Специя). На Юге главные судостроительные центры - Неаполь, Таранто,Мессина, Палермо, Кастелламаре-ди-Стабия. В итальянском машиностроении в годы кризиса успешно продолжаютразвиваться электротехническая, электронная промышленность (Италия стоит на30м месте в мире по производству холодильников и стиральных машин),производство конторского оборудования, приборостроение, производствошарикоподшипников, пишущих машинок и других неметаллоемких изделий,требующих значительных затрат труда. В Италии производится более 10% всейрадиоэлектронной техники Западной Европы. Милан главенствует в этомпроизводстве. Развивается и усложняется станкостроительная промышленностьИталии. Она производит не только традиционные станки, но и станки иоборудование с программным управлением, промышленные роботы. В последниегоды сложился крупный комплекс предприятий, выпускающих все видысовременного оружия, половина которого продается разным странам, а частьпредназначена для усиления военного потенциала НАТО. В сельскохозяйственноммашиностроении Италия специализируется на производстве гусеничныхтракторов. Несмотря на снижение производства в 80-х годах, Италия осталасьпервым в мире экспортером тракторов. Главный район этого производства -Эмилия-Романья. Международную специализацию Италии составляют также машиныдля текстильной, обувной, пищевой, полиграфической,пластмассоперерабатывающей и резиновой промышленности. При всем широкомраспространении машиностроительных предприятий по территории страны главныйрайон сосредоточения этой отрасли в целом - индустриальный Север. Ведущая отрасль итальянской промышленности - химическая, достигшаяпосле войны высокого уровня развития, особое развитие получила нефтехимия.Однако экономические кризисы сказались и здесь. С 70-го года не былопостроено ни одного завода, многие предприятия сократили своипроизводственные мощности. Сложное положение химической промышленностиусугублялось политической и конкурентной борьбой между государством ичастным капиталом в этой жизненно важной для страны отрасли. Используетсякак местное сырье (пириты, сера, природный газ), так и импортное (нефть,каменный уголь, фосфориты). Заводы размещены главным образом на северестраны. В составе химической продукции, кроме кислот и минеральныхудобрений, видное место занимают синтетические материалы (пластмассы,синтетические волокна), хотя производство их постепенно сокращается. Заводынефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности расположены впортовых городах (Неаполь, Ливорно, Генуя, Бари и др.), куда доставляетсянефть из стран Ближнего Востока. В итальянской химии господствует один изкрупнейших химических концернов мира - “Монтэдисон”, на долю которогоприходится 1/4 общего объема химического производства Италии и 1/3 занятыхв отрасли. На европейском фоне выделяются лакокрасочная и фармацевтическаяпромышленность. Сохранилось в Италии и одно из традиционных производств -выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов.Основную продукцию резиновой промышленности, тесно связанной с химической иразмещающейся главным образом в Милане, Турине, Виджевано, Тиволи (близРима), составляют автомобильные шины. Одна из старейших отраслей промышленности Италии- текстильная. Почислу занятых (493 тыс.чел. в 1986 г.) она уступает лишь машиностроению.Текстильная промышленность Италии выпускает ткани и пряжу из хлопка,шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а такжеразнообразный трикотаж. Отрасль находится в сильной зависимости от импортасырья и от возможности экспорта своей продукции, который составляет 1/10всего экспорта страны. Хлопчатобумажные фабрики рассеяны по всей стране, ноособенно много их на Севере с его обилием воды. Шерстяная промышленностьиздавна сосредоточена в Пьемонте, Венеции и Тоскане. Традиционное дляИталии шелковое производство размещается в районах разведения тутовогошелкопряда - близ Комо, Тревизо, Кампании. Италия- второй поставщик одеждыпосле Гонконга и первый в мире поставщик обуви. Каждая третья пара кожанойобуви, продающейся на мировом рынке,- итальянская. 12% мирового экспортаодежды идет из Италии. Италия наряду с Францией считается законодательницеймоды в одежде и обуви. Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции послемашиностроения и химии и по числу занятых после машиностроения итекстильной промышленности. Она представлена преимущественно мелкимипредприятиями и рассредоточена по всей стране. Под давлением “Общего рынка”меняется ее традиционная структура, увеличивается концентрацияпроизводства. Характер и мировую специализацию пищевой промышленностиИталии определяют традиционные производства макарон, различных томатных ифруктовых консервов, сыра, оливкового масла (1/3 мирового производства),виноградных вин (1-2-е место в мире), сахара (8-13% европейскогопроизводства). Даже пищевая промышленность, распространенная практическиповсеместно, подчиняется общеитальянской закономерности: главные ее центрырасположены на Севере. На юге выделяется Неаполь и его окружение. Табачнаяпромышленность монополизирована государством. Для нее характернаудаленность производства(табачных фабрик Рима, Милана, Турина, Болоньи,Венеции) от сырьевой базы (табаководческих районов Юга). В послевоенные десятилетия в городках вокруг Милана, Турина, в г.Кашина в Тоскане на импортном сырье развилось производство модной мебели(главным образом “под старину”), в основном на вывоз. Италия обладает богатейшими ресурсами для производства строительныхматериалов. Мощная цементная промышленность Италии дает более 20%западноевропейской продукции. Крупнейшие цементные заводы расположены уподножия Альп, на Паданской равнине, вокруг Неаполя, в Таранто. Стекольная промышленность Италии это не музейная отрасль. Более 500стекольных заводов Северной и Центральной Италии выпускают особо прочноестекло для автомобилей, лабораторную посуду, стекло для оптическихприборов, хрусталь, листовое стекло. Широко распространено изготовлениехудожественных и технических фаянсовых изделий. Венеция славится и в нашидни художественным стеклом, которое выдувают на острове Мурано. Италия находится на одном из первых мест в мире по масштабам ювелирнойпромышленности и по качеству ювелирных изделий. Эта отрасль развилась издревнейшего кустарного промысла и сохраняет высокие традиции Возрождения. Общая характеристика сельского хозяйства. Несмотря на благоприятные природные условия страны и богатейшиймноговековой опыт ведения сельского хозяйства, эта отрасль экономики Италиисамая отсталая, дающая всего 6% национального дохода. Доля экономическиактивного населения, занятого в сельском хозяйстве, выше, чем в другихстранах, несмотря на то, что в последние десятилетия многие крестьяне,особенно мелкие землевладельцы, покинули свои хозяйства и перешли впромышленность и сферу услуг. Сельское хозяйство обеспечивает потребностиитальянского населения в продовольствии на 80%. Италия имеет многоотраслевое сельское хозяйство. Аграрный строй Италиихарактеризуется сохранением значительных феодальных пережитков. Круп-Крупное землевладение сочетается с распространением мелкогоземлепользования. В руках крупных землевладельцев сосредоточено свышеполовины земли. В то же время подавляющая часть крестьянства имееткрохотные земельные участки-. Это мешает развитию сельского хозяйства.Средняя площадь имеющихся в Италии 3,3 млн. хозяйств - 7,2 га. Крупныехозяйства капиталистического типа (свыше 50 га) составляют менее 2% общегочисла хозяйств, но занимают более 40% сельскохозяйственной площади. Ониболее всего типичны для Паданской равнины. В своем развитии сельскоехозяйство встречается со значительными трудностями. В тисках экономическогокризиса, под давлением “Общего рынка” сокращаются посевные площади и объемпродукции. В Италию из стран ЕЭС увеличивается вывоз зерна, мяса, яиц,кормов для скота. В рамках “Общего рынка” Италии с большим трудом удалосьотстоять традиционную специализацию своего сельского хозяйства напроизводстве средиземноморских фруктов и овощей. Гористый и холмистыйхарактер большей части территории Италии мешает применению современнойсельскохозяйственной техники, более половины которой сконцентрировано всеверных областях. Земли, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют около 90%территории Италии. Наибольшую их часть их (около 35%) занимают пашни, 19% -луга и пастбища, 11% - сады, виноградники и оливковые рощи. на лесаприходится 23,4% сельскохозяйственных земель. Основу итальянского сельского хозяйства составляет растениеводство.Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренногоклимата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовыхрастений. Более половины пахотных земель занимают зерновые культуры,главная из которых - пшеница (сбор около 8,9 млн.т.). Наибольшие урожаи еесобирают в Эмилии-Романье, но самые обширные пшеничные поля- в Апулии иСицилии, где выращивают ценные твердые сорта, идущие на изготовлениемакарон. На Альпийских склонах и долинах сохраняются традиционные культуры:рожь, овес, ячмень. В предгорьях и на плодородных землях Паданской равнинывыращивают кукурузу (6,8 млн.т.), на орошаемых землях западной частиПаданской равнины и в низовьях По - рис. По его урожайности Италия входит вчисло ведущих рисоводческих стран мира. Большинство традиционных бобовых культур теперь идет на корм скоту,только благородный зеленый горошек сохраняет не только пищевое, но иэкспортное значение. Во многих районах страны, но особенно широко вКампании выращивают картофель. В крупных хозяйствах и на маленьких семейных огородах, в открытомгрунте и в теплицах выращивают разнообразные овощи: помидоры, капусту,салаты разных видов, лук, артишоки, спаржу, бахчевые культуры. Основноевнимание уделяется помидорам, которые составляют 1/3 всего сбора овощей -4,5 млн.т. ежегодно. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодороднымиаллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большаярека Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий,переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладаюткаменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат сжарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых,оливковых, миндальных деревьев и других садовых культур, а также винограда.В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук. Италия-один из крупнейших в мире и первый в Средиземноморье производительцитрусовых - 3-е место в мире. Почти весь урожай дают небольшие плантации вюжных областях , прежде всего на Сицилии и Калабрии. Выращиваются не толькошироко известные апельсины, лимоны, грейпфруты, но и менеераспространенные виды - бергамотовую эссенцию и другие. С незапамятныхвремен выращивается виноград в мелких крестьянских хозяйствах. Из 246сортов, известных в Италии, наиболее распространены 17. По сборам винограда(11-12,5 млн. т. в год) Италия постоянно соперничает с Францией. Почти весьурожай перерабатывается в вино. Другая характерная итальянская культура -олива. Ее не встретишь только в Пьемонте, Аосте и высокогорной частиТрентино-Альто-Адидже. По сбору оливок ( 3 млн. т. в год) Италия уступаеттолько Испании. Около 90% всего сбора приходится на южные области, особенноАпулию. В последние годы в итальянском сельском хозяйстве происходят важныеструктурные изменения : повышается значение животноводства, которое,однако, еще продолжает играть второстепенную роль, прежде всего из-занедостатка кормовой базы. Продукты животноводства составляют 42% общейстоимости сельскохозяйственной продукции страны. В Италии редко увидишькрупное стадо коров: около 70% хозяйств имеют не больше 10 голов крупногорогатого скота. Молочное и мясное животноводство преобладает на севере.Главная овцеводческая область - Сардиния. На отходах сахароварения в Эмилии-Романье и Ломбардии разводят свиней. В последние десятилетия вблизи больших городов были построены крупныептицефермы, и теперь Италия стоит на втором месте в Западной Европе попроизводству мяса птицы (более 1 млн. т. в год). Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ееморя не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии,анчоусов, тунцов, моллюсков и ракообразных добывается в адриатическихводах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы иСицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременнона берегах растет число заводов по производству разнообразных морскихпродуктов. В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специиразводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство.Пресноводное рыболовство сокращается в результате загрязнения промышленнымистоками речных и озерных вод. Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств:капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельныхкрестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарнойпродукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются болеепередовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации ииспользованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли.Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения (латифундии ) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладаютнатуральные формы аренды. Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, ноуступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеетрастениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда,второе в Европе ( после Испании ) - по сбору маслин и цитрусовых.Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и повсему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиваниемапельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнеевремя, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своихконкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, кукуруза и рис,технические - сахарная свекла и конопля. Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через речные и морские порты. Главный и старейший порт Италии - Генуя. Расположен в Генуэзскомзаливе на северном берегу Лигурийского моря. Общая протяженность егопричалов 22,4 км, глубины в портовых бассейнах от 7 до 10 км. Портреконструирован, построены новые причалы для супертанкеров, аэропорт наискусственном полуострове. Генуя - это типично импортный порт, обслуживающий промышленность, аименно провинцию Ломбардию. По отношению к этой провинции в целом, и вчастности для Милана и Турина, Генуя выполняет роль снабжающего порта.Промышленные центры завозят через Геную нефть, уголь, кокс, руду, хлопок ;одновременно через этот порт вывозится продукция тяжелой,машиностроительной, химической, текстильной промышленности и прочихотраслей. Из Генуи проложен нефтепровод в Милан, Мюнхен и Швейцарию. Ввывозе порта первое место занимает промышленное оборудование, транспортныесредства, прокат, трубы. Генуя служит также важным транзитным портом дляШвейцарии. Наряду с Генуей к крупным портам Италии относится Неаполь. Этотглавный пассажирский порт Центральной Италии обслуживает такжевысокоразвитый здесь морской туризм. На Адриатическом море роли Неаполя и Генуи выполняют Венеция и Триест.По структуре грузооборота венецианский порт напоминает Геную. Примерно 88%его грузооборота приходится на ввоз промышленного продовольствия и сырья.Триест стал важным международным портом главным образом благодарятранзитным перевозкам Австрии и Венгрии. Кроме упомянутых выше, еще примерно 25 портов Италии участвуют вовнешней торговле. Среди них следует отметить Савону, Специю, Равенну, Барии Бриндизи, а на Сицилии - Палермо и Мессину. Перевозки между промышленным севером и аграрным югом, а также междуостровной и материковой частью страны осуществляются морским транспортом. Характеристика транспорта Италии (современная). Наземных видов и воздушного транспорта. В такой стране, как Италия, вытянутой по своей конфигурации, глубоковдающейся в Средиземное море в самом его центре, расположенной напересечении многих международных транспортных путей, являющейся южнымфорпостом Европейского экономического сообщества на торговых путях черезСредиземное море, транспорт, как внутренний, так и внешний, играет оченьважную роль. Италия имеет хорошо развитую транспортную сеть. Сеть железныхи автомобильных дорог Италии развивалась преимущественно в меридиональномнаправлении. Широтных коммуникаций недостаточно, за исключением Паданскойравнины. Многие автомобильные и железные дороги проложены на крутыхсклонах, проходят в туннелях или по многочисленным мостам и виадукам,поэтому их строительство и эксплуатация очень дороги. В международныхавтомобильных и железнодорожных перевозках большую роль играют дороги,проложенные в Альпах, особенно через перевалы Симплон, Мон-Сени, Тарвизио,Сен-Готард, Бреннер и другие, под которыми пробиты туннели. В Италии более 90% пассажиров и более 80% грузов перевозитсяавтомобильным транспортом. Из 293 тыс.км. автодорог около половиныприходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейскихавтострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострадаМилан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны -Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан,Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италиипроходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава,Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн.автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых. Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощнымконкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последниегоды, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, началовкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторыелинии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”),на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трассасоставляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан сФлоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19,8 тыс.км(включая запасные пути), из них 10,2 тыс.км электрифицировано. С развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностивыросла сеть трубопроводного транспорта. Общая длина магистральных нефте- игазопроводов превышает 8 тыс.км. Некоторые из них имеют международноезначение, например трубопровод, поставляющий Российский газ на СеверИталии, нефтепровод Триест-Ингольштадт. Из Генуи проложен нефтепровод вМилан, Мюнхен, Швейцарию. Довольно быстро развивается гражданская авиация. Она занимает видноеместо в Западной Европе. Крупные аэропорты (Фьюмичино близ Рима, Линатеблиз Милана) служат важными узловыми центрами международной сети авиалиний,соединяющих Европу с другими континентами. Во внутренних перевозках важныаэропорты Неаполя, Палермо, Венеции, Генуи. Воздушный транспорт страны на75% контролируется государством через компанию “Алиталия”. Речного и морского транспорта. Различные значения доли морского транспорта в импортных и экспортныхперевозках в физическом и стоимостном выражении обусловлены большимиразличиями в характере перевозимых грузов. Импортные перевозкипреимущественно связаны с ввозом таких массовых грузов, как нефть, уголь,руда, зерно, древесина и отдельные виды продовольствия, которые при большомфизическом объеме имеют относительно меньшую стоимость. В отличие от этогоэкспортные перевозки в основном связаны с вывозом на внешние рынки самойразличной промышленной продукции, которая при меньшем физическом объемеимеет значительно большую стоимость. По этим причинам физический объемввозимых грузов в 5-6 раз превышает объем вывозимых грузов. Дляосуществления морских перевозок Италия располагает широкой сетью больших ималых портов, судооборот и грузооборот которых из года в год повышается. Поразмерам грузообо




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЛощилова Лариса Борисовна
Горьковский институт инженеров водного транспорта, группа асу, инженер водного транспорта
Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЛощилова Лариса Борисовна
Горьковский институт инженеров водного транспорта, группа асу, инженер водного транспорта
Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЭкономико-географическая характеристика Японии

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЭкономико-географическая характеристика Германии

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЭкономико-географическая характеристика Венгрии

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЭкономико-географическая характеристика Германии

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЭкономико-географическая характеристика Канады

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЭкономико-географическая характеристика Юга США

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconКомплексная экономико-географическая характеристика Мексики

Экономико-географическая характеристика водного транспорта Италии iconЭкономико-географическая характеристика страны (Финляндия)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы