Формы осуществления народовластия icon

Формы осуществления народовластия



НазваниеФормы осуществления народовластия
Дата конвертации08.07.2012
Размер98.01 Kb.
ТипРеферат
Формы осуществления народовластия


Формы осуществления народовластия. Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета иединственным источником власти в России является ее многонациональныйнарод. Это характерно для демократического правового государства среспубликанской формой правления. Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит сувереннаягосударственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство инезависимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны.Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, егосуверенная государственная воля обязательная для всех органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц,организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа,организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации.Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется пофедеральному закону – гласит ч.4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должнаисходить только от народа – ее единственного источника. Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получаютсвои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностныелица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия,должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституциии законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимыорганизованные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственноосуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он этоделает через систему государственных органов и органы местногосамоуправления. Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет своювласть непосредственно через органы (органы государственной власти и органыместного самоуправления). Основной Закон РФ закрепляет, таким образом,следующие каналы осуществления народовластия: непосредственную (прямую)демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления.Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборныепредставительные органы, воплощающие представительную демократию.Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, иорганов местного самоуправления. Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народаили его части, непосредственное решение ими вопросов государственной иобщественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституциязакрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числекак высшее непосредственное выражение власти народа – референдум исвободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги,шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективныеобращения в государственные органы и органы местного самоуправления,.
Народная правотворческая инициатива на уровне местного самоуправления(внесение местным населением проектов правовых актов по вопросам местногозначения), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждениявопросов государственной жизни, законопроектов. Институты прямой демократииразнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных,общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения(например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишьсовещательное, консультативное значение, а не обязательное длягосударственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда формсвою волю, мнение может выражать народ в целом – это референдум РФ,всенародные выборы; с помощью других форм – его часть, население субъектафедерации, административно-территориальной единицы, коллектив, группалюдей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может бытьголосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга. В системе институтов непосредственной демократии важнейшее местопринадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлениигосударственными делами. Посредством выборов формируются государственныеорганы, органы местного самоуправления, определяется их персональныйсостав. Избираются представительные (законодательные) органы:Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органысубъектов федерации. Помимо этого избираются и представительные органыместного самоуправления. В настоящее время, таким образом, избирается и раддолжностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в еесоставе (там, где предусмотрен этот пост), главы администрации, мэрыгородов. Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением властинарода является референдум. Законодательство предусматривает референдумРоссийской Федерации, референдумы субъектов федерации, местный референдум.О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация ипроведение регламентированы Федеральным конституционным законом «Ореферендуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года. Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан РФ позаконопроектам, действующим законам и другим вопросам государственногозначения. Решение, принятое на нем, является общеобязательным и ненуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важныевопросы общегосударственного значения, затрагивающие интересы народа. Нареферендум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новойКонституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесениина всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Определенные жеЗаконом вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум. Референдумпроводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайномголосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждыйучастник референдума обладает одним голосом. В референдуме РоссийскойФедерации имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на деньреферендума РФ 18 лет. В то же время не имеют право участвовать вреферендуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся вместах лишения свободы по приговору суда. Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее двух миллионовграждан РФ, имеющих право на участие в референдуме; 2) КонституционногоСобрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проектновой Конституции РФ. Только эти субъекты могут выдвинуть юридическизначимое требование референдума. Инициатива указанного количества гражданреализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа длясбора подписей в поддержку такой инициативы; эта группа указываетформулировку вопроса, выносимого на голосование, и собирает подписи гражданв количестве не менее двух миллионов (причем не более 10 процентов из этогочисла должно приходится на один субъект федерации) в течение не более чемтрех месяцев. Впоследствии подписанные листы, другие необходимые документыпередаются в Центральную избирательную комиссию, которая направляетсоответствующие документы со своим заключением Президенту РФ. Он, послепроверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституционныхтребований назначает референдум РФ. Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведениюреферендума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссиисубъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведениюреферендума, а также территориальные (районные, городские и другие) иучастковые комиссии по проведению референдума. Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы,беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, заили против участие в референдуме, за или против законопроекта, действующегозакона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. Агитация должна бытьпрекращена в ноль часов по местному времени накануне дня,. Предшествующегодню проведения референдума; а также в предшествующий ему день агитациязапрещается. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка,вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявленияголосующего – «за» или «против», под которыми помещаются пустые квадраты, водном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Еслигражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, онставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «за», если же– против, то ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом«против». Обеспечивается тайна голосования. Определяет результатыреферендума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия.Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участиеболее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решениесчитается принятым, если за него в целом по Российской Федерациипроголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.(Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих правоучаствовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем числопринявших участие в голосовании. Например, по официальным данным вголосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 года приняло участие58,1 млн. человек – 54,8 % всех зарегистрированных избирателей, которыхнасчиталось 106,1 млн.; при этом «за» проголосовало 32,9 млн. человек –58,4 % от числа проголосовавших действительными бюллетенями.) Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 года – повопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 года – по рядувопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономическойполитики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, одосрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 года – опринятии новой Конституции РФ. Референдумы могут также проводиться в субъектах федерации, аадминистративно-территориальных образованиях. Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органыгосударственной власти. Именно через них народ повседневно осуществляетгосударственную власть, управление государственными и общественными делами.Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственнуювласть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ,Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской федерации. В субъектахРФ государственную власть осуществляют образуемые ими сами органыгосударственной власти (президенты, законодательные органы, правительства,администрации и т.д.) Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие,конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти,по которому государственному аппарату предписывается действовать согласно,соблюдая Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата можетбыть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может черезгосударственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимоналичие действенных демократических институтов, каналов воздействия нагосударственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институтыпрямой демократии, прежде всего выборы государственных органов, должностныхлиц, а также – что особенно важно – представительные органы государственнойвласти. Они – связующие звенья между народом и профессиональнымгосударственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтомувелико значение выборных представительных органов, воплощающихпредставительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю иинтересы. Представительная демократия означает осуществление власти народомчерез представительные органы. Представительные органы избираютсянепосредственно народом, состоят из его полномочных представителей –депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственнойволи народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органыего субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственнуюволю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность другихвластных структур, поведение всех людей и организаций на территориистраны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольностигосударства народу. Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые имдолжностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институтвсенародно избираемого Президента – действенное средство реализациинародного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие нагосударственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно ПрезидентРФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, котораяосуществляется исполнительной властью. Еще одна форма осуществления народовластия – органы местногосамоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, невходят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своихполномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локальногозначения. Самоуправление осуществляется местным населением – составнойчастью народа через формы непосредственного волеизъявления на местномуровне – выборы, референдумы и через органы местного самоуправления. Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществлениянародовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа– единого и единственного конституционного источника власти в стране. Выше были лишь схематично показаны конституционные формы народовластия,его юридический каркас. Реальное же осуществление власти народа, управлениеобществом носят сложный, многоаспектный характер. В осуществлении власти, вполитике самое активное участие принимают государственные деятели,политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Онизавоевывают поддержку избирателей, оказывают действенное влияние наформирование, выражение через демократические институты воли народа, мнениясоциальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства.Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы,охватывающей разные организационные формы народовластия. Как уже отмечалось, политическая власть не может существовать внеорганизации, через которую она могла бы осуществляться и в рамках которойвыявлялось бы и формировалась политическая, властная воля народа. Такойорганизацией служит, прежде всего, государство – политическая организациявсего народа, которая является механизмом реализации политической власти,субъектом управления обществом. Оно включает важнейшие институтынародовластия. В осуществлении власти участвуют также другие организации – политическиепартии, иные общественные объединения. Все упомянутые организации, демократические институты составляютполитическую систему – комплекс государственных и общественных организаций,политических институтов, через который осуществляется политическая власть,участие народа в политической жизни. Политическая система – сложная, разветвленная организация, и роль разныхкомпонентов политической системы различна. Если государство – этосуверенная политическая организация всего народа, то партии, другиеобщественные организации – лишь участники осуществления политическойвласти. Следуя законам, они выражают волю своих членов, групп людей,определенных слоев общества и не обладают властными полномочиями. Итак, в структуру политической системы, которая охватывает разнообразныегосударственные и негосударственные институты народовластия, входитгосударство в целом, общественные объединения (политические партии,массовые общественные движения, разнообразные общественные организации).




Похожие:

Формы осуществления народовластия iconФормы народовластия

Формы осуществления народовластия icon1. Введение стр. 2
Российской Федерации, других законодательных актов, закрепляющих отдельные институты и формы народовластия, чтобы объективно оценить...
Формы осуществления народовластия iconДемократия
Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии
Формы осуществления народовластия iconТема основы конституционного строя РФ (2 часов)
Народовластие в РФ и формы его осуществления. Референдум в рф: понятие, основные черты
Формы осуществления народовластия iconКонтрольная работа по дисциплине «Контроль и ревизия» на тему: «Формы и методы финансово-экономического контроля»
В зависимости от времени осуществления в качестве форм финансово-экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий...
Формы осуществления народовластия iconУправление проектом строительства и наладки системы обеззараживания питьевой воды на городских водоканалах
Комплексная оценка фирмы как организационной формы осуществления инновационных проектов
Формы осуществления народовластия iconПоследовательность осуществления предпринимательского проекта
В процессе осуществления любого предпринимательского про­екта можно выделить семь основных этапов
Формы осуществления народовластия iconТема Осуществление и защита гражданских прав
Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Принципы осуществления гражданских прав и исполнения...
Формы осуществления народовластия iconСеминар «Квадратичные формы»
Задание Для следующих квадратичных форм: 1 записать матрицу квадратичной формы, 2 матричный вид квадратичной формы, 3 вычислить ранг...
Формы осуществления народовластия iconКонтрольная работа по финансам на тему: доходы и расходы бюджета преподаватель: к э. н., доцент Павина Валентина Павловна
При этом реализация целей и задач бюджетной политики происходим путем создания адекватного этим целям бюджетного механизма, который...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы