1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения icon

1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения



Название1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения
Дата конвертации08.07.2012
Размер74.83 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Докторов Б.З.

ТЕМАТИКА И СТРУКТУРА ТРЕХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КУРСОВ

Тюмень

2006, декабрь

Тема: 1.ОТ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ К СОЦИОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Тема: 2.Введение. Опросы – технология или наука?

2.1Возникновение опросов общественного мнения в США

2.1.1Почему опросы возникли именно в Америке?

2.1.2Городское собрание Новой Англии. Джеймс Брайс и формы демократии

2.1.3Сто лет соломенных опросов

2.1.4«Литерари Дайджест»

2.2Возникновение опросов общественного мнения в СССР

2.2.1Борис Грушин: Институт «Комсомольской правды»

2.2.2Владимир Шляпентох: первые репрезентативные опросы населения СССР

2.2.3Региональные опросы. Опросы по производственной выборке.

2.370 лет американских выборочных опросов

2.3.1Возникновение научных (выборочных) опросов

2.3.2Фиаско-1948

2.3.3Вторая половина 20 века.

2.3.4Оцифрованные голоса поколений

2.3.5Точность электоральных прогнозов

2.3.6Опросы на выходе

2.3.7Пост-гэллаповские опросные технологии

2.4Опросы в новой России

2.4.1ВЦИОМ: новое время, новые методы

2.4.2«Левада Центр»: опросы и социология

2.4.3ФОМ, новый ВЦИОМ, региональные структуры

2.5Социология общественного мнения: контуры

2.5.1Природа общественного мнения: область междисциплинарного анализа

2.5.2Общественное сознание –общественное мнение – поведение масс

2.5.3Общественное мнение и политика

2.5.4Общественное мнение и история

2.5.5Общественное мнение и журналистика


Литература:

  • Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: 1967.

  • Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения Очерки массового сознания россиян времен. Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущова. М.: Прогресс-Традиция, 2001; Эпоха Брежнева (1). 2003. Эпоха Брежнева (2). 2006.

  • Десять лет социологических наблюдений. Под ред. А.А.Ослона и др. Институт Фонда «Общественное мнение». М.; 203.

  • Докторов Б.З. Отцы-основатели. История изучения общественного мнения. М.: Центр социального прогнозирования. 2006.

  • Докторов Б.З. Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение». 2005.

  • Докторов Б.З. Пост-гэллаповские опросные технологии: к 200-летию опросов общественного мнения в США // Социологический журнал. 2005.  2. С. 5-36.

  • Докторов Б. Четыре десятилетия изучения российского общественного мнения. Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. №4. С. 2-16.

  • Левада Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. – М.: Московская Школа политических исследований, 2000.

  • Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки. 2000—2005. — М.: Новое издательство, 2006.

  • Советский простой человек. Под ред. Ю.А. Левады. Изд-во «Мировой океан», 1993.

  • Левада Ю. Что может и чего не может социология. <http://www.polit.ru/lectures/2005/01/04/levada.html>

  • Левинсон А. Судьба ВЦИОМ // Неприкосовенный запас. 2003. №5.

  • Десять лет социологических наблюдений. Под ред. А.А.Ослона и др. Институт Фонда «Общественное мнение». М.; 203.

Журналы:

  • Вестник общественного мнения (Левада-Центр) -

  • Мониторинг общественного мнения (ВЦИОМ)

  • Социальная реальность (Фонд «Общественное мнение») -

Сайты:

Сайты общенациональных (глобальных) американских поллов

  • The Gallup Poll - http://www.galluppoll.com/

  • Knowledgenetworks - http://www.knowledgenetworks.com/index5.html

  • Harris Interactive - http://www.harrisinteractive.com/

  • ACNielsen Worldwide - http://www2.acnielsen.com/site/index.shtml

  • The Roper Organization - http://www.ropercenter.uconn.edu/

  • Mitofsky International - http://www.mitofskyinternational.com/company.htm

  • Center for Deliberative Democracy - http://cdd.stanford.edu/

Сайты американских региональных поллов:

  • The California Poll by Mervin Field - http://www.field.com/fieldpoll/

  • The Iowa Poll - http://miva.dmregister.com/miva/cgi-bin/miva?extras/iowapoll/poll.mv+file=prez0401

  • Minnesota Poll - http://www.startribune.com/poll/

Всероссийские опросы общественного мнения

  • Всероссийский центр изучения общественного мнения - http://www.wciom.ru/

  • «Левада-центр» - http://www.levada.ru/

  • Фонд «Общественное мнение» - http://www.fom.ru/

  • Башкирова и партнеры - http://www.bashkirova-partners.ru/

  • ЦИРКОН - http://www.zircon.ru/russian/news/news.shtml

  • РОМИР-Мониторинг - http://www.rmh.ru/ /

  • Институт сравнительных социальных исследований - http://www.cessi.ru

Региональные опросы общественного мнения

  • Ассоциация региональных исследовательских центров - http://www.789.ru/new/

  • Агентство социальной информации (С.-Петербург)- http://www.asinfo.ru/

  • Центр социологических и маркетинговых исследований «Форис» (Архангельск) - http://www.foris.ru/news/

  • Исследовательская кампания «Социс» (Ярославль) - http://socismr.com/

  • Институт общественного мнения «Квалитас» - http://www.qualitas.ru/

  • Фонд социальных исследований (Самара) - http://www.socio-fond.com/



Тема: 3.СОЦИОЛОГИЧНОСТЬ И СОЦИОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕКЛАМЫ

3.1Введение. Реклама – элемент бизнеса и культуры: США и Россия.

3.2Наука и реклама.

3.3К понятию «начала» в историко-науковедческом контексте.

3.4Без рекламы нет бизнеса

3.5Честный бизнес и честная реклама. Реклама и протестантизм

3.6«Reason why» реклама и «Научная реклама»

3.7Ранние исследование эффективности рекламы: из лаборатории в поле

3.8Брэнд

3.9Реклама Дэвида Огилви: точка синтеза практики и науки

3.10Социология рекламы? Социология рекламы.



Литература:


  • Ильин В.И. Поведение потребителей: Учеб. пособие / В.И. Ильин. – СПб.: Питер, 2000.

  • Огилви Д. Откровения рекламного агента. М.: Изд-во Сирин. 2001.

  • Огилви Д.



  • Огилви о рекламе. М.: Изд-во Эскимо. 2006.

  • Савельева О.О. Социология рекламы. М.: Изд-во Прометей. 2004.

  • Социология рекламы // Социол. сб. – 2000. – № 6. – С. 122–134.

  • Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности: Учеб. / Л.Н. Федотова. – М.: Гардарики, 2002.

  • Хопкинс К. Реклама. Научный подход. М. Альфа-Пресс. 2005.



Тема: 4.О СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ: ИСТОРИЯ В БИОГРАФИЯХ И БИОГРАФИИ В ИСТОРИИ

4.1Что можно извлечь для истории социологии из биографий социологов?

4.2История в биографиях


История в биографиях это поиск ответа на вопрос: «Как история российской социологии представлена, отражена в биографиях социологов?» Что мы узнаем о становлении и развитии социологии из рассказов «очевидцев»? Какие события профессионального плана вспоминают респонденты, как они их оценивают, другими словами, что можно узнать о развитии советской/российской социологии из бесед с акторами этого развития? Можно сказать и так, используя несколько затасканный штамп: «Российская социология глазами социологов». Здесь не столь важно, кто сказал, важнее, что сказано.

Направленность анализа:

  • Что первично: советские социологи или советская социология?

  • Из чего произросла советская социология?

  • Множество путей прихода в социологию

  • Марксизм: философия и идеология

  • Освоение зарубежного опыта и контакты с миром

  • Как громили социологию и наказывали социологов

  • Изучить можно, с публикацией результатов было много сложнее

4.3Биографии в истории


Биографии в истории - это то, как история страны, отражена, представлена в биографиях опрошенных социологов, как политические реалии определяли, определяют их жизнь.

Направленность анализа

  • Семья, выбор профессии

  • Шестидесятники и шестидесятилетние

  • Сюжеты с КГБ

  • Ветры перестройки

  • Верность профессии



4.4Электронное интервью: плюсы и минусы метода


Метод сбора информации означает очень много. В моем случае интервью – это беседа и разновидность эпистолярного жанра. Каждая «беседа» длилась несколько месяцев. Кроме того, почти во всех случаях моя «беседа» оформлена (и это сразу воспринимается читателем) как общение людей, давно и хорошо знающих друг друга, доверяющих другу. Здесь не только форма обращения – «ты», но я бы сказал – некая более высокая исповедальность. Можно посмотреть все мои интервью: в них есть темы и вопросы, которые никто посторонний или не свой не обсуждал бы с такими респондентами. Очень исповедальны беседы с Я.И.Гилинским, В.Э. Шляпнтохом, Е.Э. Смирновой. Уверен, будущие историки социологии это тоже увидят и оценят.

4.5А респонденты кто?


Безусловно, делая своего рода монографическое исследование по социологии личности (творчества), я не мог не стремиться к опросу тех фигур в российской социологии, которые давно стали знаковыми:

Три группы:

  • Шестидесятники, первая волна: существенно то, что они по-разному, но сами пришли в социологию, их никто не приглашал, никто не обучал, у них не было социологических наставников.

  • Шестидесятники, вторая волна: эта группа не очень отлична от первой. Но все, кто здесь указан, прошли социологическую школу у тех, кто назван выше.

  • Военное поколение: это рожденные или перед самой войной, в годы войны или сразу после окончания войны. Все имели социологических наставников, руководителей.


Литература:

  • Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. СПб.: Норма, 2003.

  • Батыгин Г. С.  Карьера, этос и научная биография: к семантике автобиографического нарратива. // Моральный выбор. Ведомости. Вып. 20 / Под. ред. В.И. Бакштановского, Н.Н. Карноухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2002.

  • Беспалова Ю.М. Западносибирские предприниматели второй половины XIX - начала XX вв.: имена биографии, судьбы (качественные исследования в социологии культуры). Тюмень: ТюмГУ, 2002.

  • Голофаст В. Б. Три слоя биографического повествования. В кн.: Голофаст В. Б. Социология семьи. Статьи разных лет / Под ред. О. Б. Божкова, СПб., Алетейя, 2006. С . 407-411.

  • На перекрестке истории и автобиографии // Знамя. 2000. №2.

  • Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / Отв. ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк. - СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999.

  • Большое число биографий российских социологов, мемуарных материалов и статей по биографическому методу приведено на сайте Проекта «Международная биографическая инициатива» <http://www.unlv.edu/centers/cdclv/programs/bios.html>


Сайты:

  • Я. И. Гилинский: “...Я начинал как чистый «уголовник»…”

  • Б. З. Докторов: «Я живу в двуедином пространстве...»

  • А.Г. Здравомыслов: «Социология как жизненное кредо» <http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives/Interviews/zdravomyslov_06b.html>

  • Л. Е. Кесельман: “ ...Случайно у меня оказался блокнот «в клеточку»...”

  • Д. Л. Константиновский: «Такие вот динамические ряды …»

  • Р. С. Могилевский: «Я бы назвал себя социологом – консультантом....» http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives/Interviews/mogilevsky.html>

  • А. Ослон: «Это был настоящий мозговой штурм, интеллектуальная атака...»

  • Е. Э. Смирнова: «...По профессиональной части претензий не было, но инкриминировалось распечатывание гороскопов»

  • Б. М. Фирсов: «…О себе и своем разномыслии…» <http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives/Interviews/firsov_2005.html

  • В. А. Ядов: «...Надо по возможности влиять на движение социальных планет...» <http://www.unlv.edu/centers/cdclv/archives/Interviews/yadov_2005.html>






Похожие:

1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения icon«Социологическое изучение общественного мнения»
Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения icon«Социология общественного мнения»
Знакомство студентов с теориями формирования и функционирования общественного мнения
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения icon«Социология общественного мнения»
Знакомство студентов с теориями формирования и функционирования общественного мнения
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения icon«Социология общественного мнения»
Знакомство студентов с теориями формирования и функционирования общественного мнения
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения iconПрограмма дисциплины Коммуникативные технологии формирования общественного мнения для направления 030200. 62 «Политология»
Предметом курса является общественное мнение и коммуникативные технологии как сфера деятельности, связанная с анализом и управлением...
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения iconЗанятие 1 Введение. Анализ рынка социологических данных. Принципы работы «фабрики опросов общественного мнения». Выбор темы для учебного исследования
...
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения iconЗанятие 1 Введение. Анализ рынка социологических данных. Принципы работы «фабрики опросов общественного мнения». Выбор темы для учебного исследования
...
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения iconОтчет о результатах самообследования физико-технического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года
Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных...
1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения iconВлияние сми на формирование общественного мнения

1. от опросов общественного мнения к социологии общественного мнения iconКачество образования в петргу: опрос общественного мнения студентов вузов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы