Природа в творчестве русских поэтов icon

Природа в творчестве русских поэтов



НазваниеПрирода в творчестве русских поэтов
Дата конвертации08.07.2012
Размер360.86 Kb.
ТипРеферат
Природа в творчестве русских поэтов


О, как природа – мать Терпима и добра! Но чтоб ее Лихая учат не постигла, Давайте сохраним На стрежнях – осетра, Касатку в небесах, В таежных дебрях – тигра Н. Старшинов «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своейстране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастераописания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполненонежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзялюбить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любитьРодину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весьмир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы,пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлениемгражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение кприроде, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении еебогатств. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природойдана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, превратив врабыню, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство.Однако наша промышленность порой нарушает священный естественный союзземли, воды, неба и человека. Отсюда и исходит глобальная проблемасовременности – экологическая. Проблемы, проблемы… от них не уйти. Вопросыэкологии остры сегодня. Еще острее они могут стать завтра. Говоря о природе, мы часто употребляем слова «окружающая среда». Новедь это такая бездушная, казенная фраза. Про природу так говорить нельзя.Она – наша святыня. А мы замахнулись на эту красоту. И как только рукаподнялась? Осознание серьезности экологической проблемы необходимо каждому,чтобы не истоптать, не повредить и не сжечь природу и себя огнем бездушия иглухоты. И писатели подняли свой голос в защиту природы. Авторы в своихпроизведениях утверждают высшие человеческие ценности – нравственность,духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля, человек исудьбы природы. Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость сразупосле войны, когда все было подчинено одному – восстановлению жизни,обратился к своим читателям , ко всему народу с призывом – бережно,рачительно относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне,не губить то, что служит верную службу многим поколениям. Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую экологическуюпроблему, которая получила дальнейшее развитие в литературе. Вслед за ним многие писатели: О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В.Астафьев, Б. Васильев, Ч. Айтматов – с особой силой выразили тотхудожественный взгляд на мир, который представляет природу и человека какнечто неразрывное, все время взаимодействующее и взаимопроникающее,доказали, что экологическая проблема составляет единое с нравственнойпроблемой. Это такие произведения, как «Прощание с Матерой» В.
Распутина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева,«Плаха» Ч. Айтматова. Эти книги – прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемахактуальных, значимых. О них спорят ученые. Над ними думают проектировщики.Их решают, к сожалению, далеко не всегда успешно, хозяйственники. Проблемысерьезные, всеобщие, народного масштаба: об утверждении и совершенствованииразумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашейактивности в «покорении» природы. Эти вопросы ставит сама жизнь. Каксделать, чтобы, преобразую землю, сохранить и приумножить земное богатство?Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Эта проблема не толькоэкологическая, но и нравственная. Осознание ее серьезности необходимокаждому. Поэтому и В.Распутин в произведении «Прощание с Матерой» передаетсвою тревогу. Писатель предостерегает против дерзкого обращения с природой,против самоуверенного вмешательства в заведенный ею порядок с цельюоперативного улучшения – упрощения – приручения. Но еще важнее, чтописатель говорит о необходимости осторожного обращения с самим человеком,его судьбой и укладом жизни. Не потому ли истинный художник начинает своюзащиту любых ценностей с живого мира – с человека? И.Б. Васильев, защищая природу, начал именно с него. Главный геройего романа «Не стреляйте в белых лебедей» - Егор Полушкин – неудачник ибедолага, блаженный и юродивый в глазах большинства своих земляков.природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика вокружающей среде. Открытый, мягкий, поэтичный характер Егора – источниквсех его несчастий и неудач. Егор – цельный и, несомненно, духовно сильныйчеловек, абсолютно ясный, безукоризненный честный и искренний. На страницахромана действует и другой герой, противопоставленный Егору, - ФедорБурьянов. Он взрастил достойного преемника – сына Вовку, отрока схищническими и садистскими наклонностями, по всем статьям антипода«чистоглазого» Коли – сына Егора. Потребительская философия жизниБурьяновых проста и однозначна, пронизана мелочным практицизмом, холоднойжестокостью. Бурьянов расправляется с Егором с такой же зверинойбесчувственностью, с какой он методично избавляется от состарившихся собак.Слезы Бурьянова после встречи с умирающим Егором – скорее всего чистейшийакт лицедейства. Писатель четко выдерживает психологический рисунокхарактера Бурьянова, вскользь упоминая в эпилоге, что Пальму, несмотря напросьбу Егора, все-таки Федор Ипатович пристрелил. Не мог не пристрелить.Слишком ненавистна стала Бурьянову собака зловещим напоминанием осовершенном преступлении. Да, Егор Полушкин погибает на посту, как положено«старшему сыну» природы, защищая дело всей жизни, о котором он просто изадушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она все покудатерпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей,природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ее, старшийсыночек! Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!» Егор с больювидит неблагополучие, трагедию края, он душой страдает, замечая на каждомшагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебныхотношениях находится с ней. И еще Егор знает, что надо делать. Не толькознает, но и делает, оберегая и приближая природу к людям, так как глубокоуверен, что бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Именновсе это писатель утверждает в своем романе. Другой важной современной книгой является роман В. Астафьева «Царь-рыба». Два могучих человеческих чувства составляют основу книги, сутьавторского отношения к жизни, им изображаемой: любовь и боль. Боль,временами переходящую в стыд или гнев по отношению к тому, что насилует этужизнь, калечит и уродует ее. Сам предмет художественного исследования –люди, труженики, населяющие Сибирь, и первозданная сибирская природа. Читая книгу, мы видим сибирскую природу с ее неземными богатствами,со всей щедростью, однако подчас и жестокостью тайги. Не уходят из души ипамяти открытые нам писателем населяющие тайгу, сформированные еюхарактеры, и прежде всего «сельдюк» Аким, бесспорно, главный герой книги,его бессчастная, беззаботная, непутевая и такая счастливая девочка – мать,охотники и рыбаки с берегов Енисея. Читая рассказ за рассказом, мы погружаемся в жизнь, ни на что непохожую. Жизнь в чем-то дикую, многотрудную и опасную, исполненную высокогои низкого, прекрасного и ужасного, ибо редко где человеку противостоитприрода столь же суровая и неприступная, как в тех местах. Мы встречаемсясо своеобразными человеческими характерами и чрезвычайными, исключительножизненными обстоятельствами, требующими от человека немалого мужества ижизненной силы, умения выкладываться до конца. В этих характерах – того жеАкимки, его матери, народившей в поселке Боганиде дюжину ребят от заезжихрыбаков, рыбоприемщика Киряги – деревяги, потерявшего на фронте не тольконогу, но и возможность иметь детей, местных рыбаков – командора или егобрата Игнатьича, едва не ушедшего ко дну вместе с царь-рыбой, огромнымосетром, попавшим к нему на крюк, - есть что-то природно – библейское,мифологическое, идущее от глубиннейших первородных связей с матушкой –землей, с тяжким но благодетельным рыбацким, охотничьим, земледельческимтрудом на ней. Простодушные северные люди здесь живут и существуют рядом сарестантами. Даже самые отпетые из них способны на сердечное высветление,приходящее к человеку, который делает добро… Эта способность делать добро поднимает порой героев, как этослучилось с охотником и рыбаком Акимкой, до подвига самопожертвования втайге. Их человеческие качества и определяют ту нравственную стойкость,устойчивость, которая с такой силой проявилась в годы войны. Черно-белымконтрастом рисует писатель характеры, утратившие эту нравственную стойкостьв хищническом своем эгоизме, потерявшие связь с народом и землей. «Царь-рыба» В. Астафьева полна боли и негодования против браконьерства поотношению к природе во всех видах и формах его проявления. Но еще большийущерб природе наносит бездумное хозяйничанье на ней, стремление«заарканить» природу во что бы то ни стало. Уже этим одним «Царь-рыба» -вещь очень современная. Главная забота и тревога, главная проблема писателя – человек. Тотчеловек, который ему дорог и близок, которого он знал по годам детства иотрочества, которого он встретил в своей недавней поездке по родным местам.«Переменилась моя родная Сибирь, и все переменилось, - заключаетповествование писатель. – Все течет, все изменяется! Так и было, так есть.Так будет!» Выдержит ли испытание переменами не только сибирская природа,но и возросший на ее лоне простодушный северный человек? Вопрос этот оставлен в книге без ответа, он открыт, ибо ответ на негов силах дать только жизнь. Но он поставлен, сформулирован, потому чтотревожит писателя. Слишком уж круты перемены. Так в чем же тревога,беспокойство, вопрос?... «Что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?» -завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой,цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, гуманистическиеценности трудовой народной нравственности, которые, несмотря ни на какиеиспытания, делали Акимок людьми, как, приобретя новые, не распространитьстарое. Как сделать так, чтобы человек и внутренне соответствовал этимвнешним переменам, чтобы его нравственность не поддавалась духовномубраконьерству, чтобы человеческую совесть не оттеснил дух собственничестваи стяжательства, умело использующий в своих делах даже техническийпрогресс. Мы обязаны знать самое главное: Воздух – отец. Вода – мать. Земля–дом. Роса – национальное богатство. Мир природы таит в себе дух возмездия.В книгах оно бьется страданием царь-рыбы, лесом, Матерой, израненнымчеловеком. С подлинным мастерством писатели исследуют тончайшие связичеловека и природы, с тревогой и болью. Я считаю, что при всей грандиозности природы всюду должна быть виднаразумная рука человека. Каждый из нас должен помнить, что «в ней есть душа,в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолькомогучим, что все выдающиеся художники испытывали на своем творчестве еговлияние. В поэзии А.А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось встихах о природе. Фет – один из замечательнейших русских поэтов - пейзажистов. В егостихах во всей красоте предстает и русская весна – с цветущими деревьями,первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образжуравлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. ДоФета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихахФета мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическимореолом – как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых инепоэтичных, как сычь, лунь, чибис, стриж. Например: И слышу я в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели – Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосуразличает птиц и более того – замечает, где эта птица находится. Это,конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта,давняя и обстоятельная. По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладатьнезаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть вподражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами. Прав С.Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностьюфетовского восприятия природы: «Его стихи вошли в русскую природу, стали еенеотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки,проникновенными пейзажами». На мой взгляд, Маршак точно заметил и еще одну особенность поэзииФета: «Природа у него – точно в первый день творения: светлая лента реки,соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность ивторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свойпрактический смысл и приобретает характер декоративный». Как важную грань Фета – пейзажиста хочу отметить его импрессионизм.Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него,изображая его таким, каким он представляется его мгновенному взгляду.Импрессиониста интересует не предмет, а впечатление: Лишь ты одна скользишь стезей лазурной; Недвижно все окрест. Да сыплет ночь своей бездонной урной К нам мириады звезд. Читателю ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какойему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталейприрода все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве. Природа у поэта очеловечена, как ни у одного его предшественника.Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива«дружна с мучительными снами». Интересен момент «отклика» природы начувство поэта: …в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Об этом двустишии Лев Толстой писал: «И откуда у этого добродушноготолстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойствовеликих поэтов»? Надо полагать, что Лев Николаевич Толстой, одновременно«ворча», признал в Фете великого поэта. Он не ошибся. Фет крепок и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему вего романтических стихотворениях о любви. Я бы сказала, что он всегдавыбирал темой для своих стихов только красоту – в природе, в человеке. Сампоэт был уверен: «без чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих вдушно – зловонной псарне». Красота его ритмов и пейзажей всегда будет украшать нашу жизнь. Творчество Тютчева и Фета, этих двух замечательных русских поэтоввторой половины XIX века, взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев иФет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался опоэтическом даре своего младшего современника: Великой матерью любимой Стократ завидней твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себяобразец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается кнему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворенийТютчева» автор пишет6 Здесь духа мощного господство, Здесь утонченный жизни цвет. Такая взаимная симпатия поэтов имеет под собой много причин. Фет иТютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тотпериод демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчествеобоих поэтов большое место занимает природа. Обоих поэтов отличаетвнутренняя близость к природе, гармония с ней, тонкое понимание природнойжизни. Традиционным для русской литературы является отождествление картинприроды с определенным настроением и состоянием человеческой души. Этотприем образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин иЛермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев. Так,Тютчев в стихотворении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу сизмученной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностьюпередать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, игрусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты:«зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». И вчеловеческих чувствах поэт находит соответствие настроению, царящему вприроде: Ущерб, изнеможенны – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страдания. Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осенью», где«унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», кроткой и прекрасной всвоей болезни. Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая иочеловеченная: И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы. Как бы горячих ног ее Коснулись ключевые воды. («Летний вечер») В его стихах «сладко дремлет сад темно-зеленый», гром, «резвяся ииграя, грохочет в небе голубом», «зима недаром злится». Природа – … Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… («Не то, что мните вы, природа…»)высказывает Тютчев и противоположные мысли о природе: она «всепоглощающая»бездна («От жизни той, что бушевала здесь…»), мрачная и равнодушная. И безнас: Все будет то же – и вьюга так же выть, И тот мрак, и та же степь кругом. («Брат, столько лет сопутствовавший мне») Тютчев пишет о невозможности для человека слиться с «общим хаосом»,который звучит в природе, о вечном противостоянии человека природе(«Певучесть есть в морских волнах…»), но как бы противореча себе (на самомделе отражая сложность бытия), утверждает, что истинный рост (Гете)«пророчески беседует с грозою» («На древе человечества высоком…»), чтотолько бездушные люди не понимают языка природы: И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! («Не то, что мните вы, природа…»)Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета. Причем чаще всего этотприем Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего наассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческойдуши. В качестве примера можно привести стихотворение «Ярким солнцем в лесупламенеет костер!..» прежде всего это, конечно, шедевр «импрессионисткойлирики» Фета. Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту «пьяныхгигантов столпившихся хор». Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно, нопоэту удается точно передать то, какими они кажутся в неверных отблескахкостра. В стихотворении использована «кольцевая» композиция: она начинаетсяи заканчивается изображением горящего костра. Многие детали стихотворениясимволичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угасающего днем иразгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер,в свете которого оживают даже деревья, тепло которого проникает «до костейи до сердца», отгоняя все житейские тревоги? Не символ ли это огнятворчества, который даже под гнетом будничной жизни «будет теплится скупо,лениво» в душе поэта? Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другомстихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь поэт изображает любовноесвидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада,соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворениипредстает участницей жизни влюбленных, она помогает понять их чувства ипридает им особую поэтичность и таинственность. Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчевароднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд,моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее яркопроявляются таинственное могущество природы, ее величие и сила. Поэтому уТютчева мы читаем такие строки: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины… А у Фета: И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Пониманиеприроды как могучей силы, как содружества стихий мы находим и у Тютчева, иу Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде.Всем известны тютчевские строки: Как хорошо ты, о море ночное! То лучезарно, то сизо-темно… У Фета одна из книг его стихотворении также посвящена морю. Однакодля Фета вода оставалась «стихией чуждою», тогда как у Тютчева водаявляется одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт виделначало и конец мира, «темный корень мирового бытия». Этот мотив пронизываетпочти все стихотворения Тютчева. И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяетсходное отношение к природе вообще. Для Тютчева и Фета природа –носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. Именно к ней долженобращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки.«Великой Матерью» называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и вдругом его стихотворении, где поэт восклицает: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… В свою очередь, Фет в своем стихотворении «Учись у них – у дуба, уберезы…» предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ееспособности бесконечно возрождаться к новой жизни. Однако в изображении природу у Тютчева и Фета есть и глубокоеразличие. Обусловлено оно прежде всего различием поэтического темпераментаэтих авторов. Тютчев – поэт-философ. Именно с его именем связано течениефилософского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И всвоих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своихфилософских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Можетбыть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознанияпродиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известноестихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гласят». Поройэто стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим,мифологическим образам. Так, в стихотворении «Полдень» описание дремлющейприроды, истомленной зноем, завершается упоминанием бога Пана. А встихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждениясил природы венчают такие строки: Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Слиясь, на землю пролила. Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, чтопоэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворенияхТютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление растворитсяв природе, «слиться с беспредельным». В стихотворении «Как хорошо ты, оморе ночное…» мы читаем: В этом волнении, в этом слиянье, Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою… В более раннем стихотворении «Тени сизые» это желание выступает ещеболее рельефно. Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели.Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверостиший: Природа – Сфинкс. И тем она вернее Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. К концу жизни Тютчев осознает, человек является «лишь грезоюприроды». Природа видится ему «всепоглощающей и миротворной бездной»,которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. На над нейне властен его разум, «духа мощного господство». Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании итворчестве Тютчева. Отношения природы и поэта все больше напоминают«поединок роковой». Но ведь именно так сам Тютчев определил подлиннуюлюбовь. Совершенно иные отношения с природой у Фета. Он не стремится«подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущаетсебя органичной частью природы. В его стихах передается чувственное,эмоциональное восприятие мира. Чернышевский писал о стихах Фета, что ихмогла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле,именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета. Он частосравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубежеземли обетованной». Это самоощущение «первооткрывателя природы», кстати,часто свойственно героям Толстого, с которым Фет был дружен. Вспомним хотябы князя Андрея, воспринимающего березу как «дерево с белым стволом изелеными листьями». У Фета же в стихотворении «Весенний дождь» мы читаем: И что-то к саду подошло, По свежи листьям барабанит. Это «что-то», конечно, дождь, но для Фета органичнее назвать егоименно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожалуй, такого себепозволить бы не мог. Для Фета природа в самом деле является естественнойсредой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе спробуждением природы. В стихотворении «Я пришел к тебе с приветом» особенноясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта: …Отовсюду на меня весельем веет, что не знаю сам, что буду. Петь – но только песня зреет. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всейрусской поэзии!» - сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин.Пожалуй, это высказывание можно применить и ко всей поэзии Фета. Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двухкрупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Будучи близки к идеологии«чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем всвоем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой,носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивыприродных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто спомощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души.Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, адля Фета – с позиций чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являютсявеличайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющимдля многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фетабыло бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Тютчевже стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразнопреломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от Жуковского иПушкина. Восприятие А.А.Фета русской природы существенно отличается отвосприятия ее Н.А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, чтоНекрасов – реалист, а Фет –романтик. Лирика Фета – это вселенная красоты, три основные составляющиекоторой – природа, любовь, и песня. Природа занимает в его творчествеважнейшее место, что отражается даже в названиях большинства егостихотворных циклов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега»… Фет идеализируетприроду. Чем сильнее захватывает его эстетическое восприятие природы, темдальше он уходит от реальности. Целым ожерельем романтических метафорхарактеризуется, например, восприятие цвета героем автобиографическогорассказа –очерка «Кактус». Приведу лишь одну из них: «Очень похоже наподсолнух», - равнодушно сказала девица и отошла от цветка. молодой человекпришел в ужас: «…Да… ведь это храм любви!» в фетовском изображении природыпейзажными картинам и зарисовкам свойственно зачаровывающее романтическоезвучание: Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть! – То колик простонал или сыч. Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть, И далекий неведомый клич. Точно грезы больные бессонных ночей В этом плачущем звуке слиты… В отличие от произведений Фета природа, изображаемая Некрасовым,русская природа унылых равнин и дорог, бедна и печальна, она навеваетщемящую тоску. Одно из замечательнейших открытий Некрасова – это «ритм уныния». Длянего характерны особенное построение фразы со множеством придаточныхпредложений, переходящих из строки в страну, использование трехсложныхразмеров. В сочетании с «бедными» глагольными рифмами это создает ощущениекакой-то бесконечной протяженности, рождает ассоциации, которые иподразумевал Некрасов, - с бескрайними просторами России, с бесконечностьюи печалью ее степей, дорог, полей: Чу! Тянуться в небе журавли, И крик их, словно перекличка Хранящих сон родной земли Господних часовых, несется Над темным лесом, над селом, Над полем, где табун пасется И песня грустная поется Перед дымящимся костром… («Несчастье») Трудно найти другого русского поэта с таким чувством России какогромного живого целого, с ее просторами и тишиной, ее болью и бедностью.Сентябрь шумел, земля моя роднаяВся под дождем рыдала без конца… Здесь Некрасов не дает картины бескрайнего русского простора, но этабесконечность все же выявляется, выражаясь в самом гиперболизме осеннейтоски: земля рыдает «без конца»… Но не только «русской печалью» живет родина в стихах Некрасова, унего можно найти и упоение красотой русской природы (например, в поэме«Тишина»). Есть у него и такие стихи, где прямо, а не «от противного»выражено «идеальное состояние мира» (например, «Крестьянские дети»,«Зеленый шум»). Но и в самых светлых по тону образах сквозит у Некрасова«русская печаль». Она входит составной частью в само представление обидеале. Вот как в описание венка, который сплела крестьянская девочка,«вплетается» ощущение неяркой, немного «грустной прелести русскогопейзажа»:Все беленький, желтенький, бледно-лиловыйДа изредка красный цветок. Если у Некрасова природа одушевлена, очеловечена, то у Фета, понаблюдениям исследователя Е. Ермиловой, как раз наоборот: на своючеловеческую жизнь Фет проецирует события природы. У Фета она живет своейсобственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшейступени духовного подъема может быть к этой жизни причастен: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. В более поздних стихах Фет все дальше уходит в природу, все больше уних сопоставлений, параллелей с человеческой жизнью. Картины природы поройпревращаются в аллегории, но всегда это ощущение неделимой, цельной жизниприроды сохраняется как идеал, как высшая мудрость: Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений, Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если бы небо судило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!... Поэт Борис Пастернак – лирический живописец. Огромное количество егостихов посвящено природе. В постоянном внимании поэта к земнымпространствам, к временам года, к солнцу сокрыта, на мой взгляд, главнаятема его поэтического творчества. Пастернак точно так же, как в свое времяТютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром».Так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящуювокруг жизнь – именно «божий мир». Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине написательской даче. Все ручьи, овраги, старые деревья этого чудесного меставошли в его пейзажные зарисовки. Те читатели, которые, как я, любят стихи этого поэта, знают, что унего нет разделения на живую и неживую природу. Пейзажи существуют в егостихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для Пастернакаважен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы нанего. Явления природы в стихах поэта приобретают свойства живых существ:дождик топчется у порога «скорей забывчивый, чем робкий», иной дождик уПастернака ходит по просеке «как землемер и метчик». Гроза у него можетугрожать, как злая женщина, а дом себя чувствует так, как человек, которыйбоится упасть. Пастернак наделяет дождик качествами поэта, и дождик пишет стихи: Отростки ливня грязнут в гроздьях И долго, долго до зари Крапают с кровель свой акростих, Пуская в рифму пузыри. Звукопись передает нашему слуху звуки, издаваемые настоящим дождем. Порой пейзаж у Пастернака принимает глобальные размеры, близкие помасштабам стихам Маяковского. В первозданности красок предстает передчитателями Урал в стихотворениях «На пароходе», «Урал впервые». Есть у негои зарисовки севера – «Ледоход», «Отплытие». Но более всего берут за душу стихи, в которых Пастернак изображаетприроду близ Москвы. Он навечно подарил нам своих стрижей, грозы, запахландышей и сосен: Недавно этой просекой лесной Прошелся дождик как землемер и метчик. Лист ландыша отяжелен блесной, Вода забилась в уши царских свечек. Взлелеяны холодным сосняком, Они росой оттягивают мочки, Не любят дня, растут особняком И даже запах льют поодиночке… Мне очень нравится сборник стихов Пастернака «На ранних поездах». Вэтой книге поэт открыл для себя и новые поэтические горизонты, иобновленную утонченным чувством природу. С такой волшебной силой создавал на холсте свои пейзажи, пожалуй,только Куинджи. Заметила я и то, что поэт изображает пейзажи, словно стрит сюжетысказки: Глухая пора листопада. Последних гусей косяки. Расстраиваться не надо, У страха глаза велики. Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает ее перед сном, Порядок творенья обманчив, Как сказка с хорошим концом. Пастернак, кроме всех прочих его литературных заслуг, всегда будетволшебной сказкой для нас в своих стихах о родной природе. Природа – это сфера поглощающая пространство романа. чтобы понятьпричины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться взначении для него природы и ее месте в произведении. Вся жизнь Живаго – инстинктивное стремление раствориться в природе,не сопротивляться ей, вернуться в детство, где «внешний мир обступал Юру совсех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес… этот лессоставляли все вещи на всеете… всей своей полузвериной верой Юра верил вБога этого леса как лесничего». Даже христианство здесь неизбежно природно:то Иисус представляется «человеком – пастухом в стаде овец на заходесолнца», то цветы провожают Живаго в мир иной, потому что «царство растений– ближайший сосед царству смерти. В зелени земли сосредоточены тайныпревращения и загадки жизни». Отойдя от Бога, а тем самым и от природы, в пору своей молодости,Живаго во время гражданской войны, когда «кончились законы человеческойцивилизации» и давление разума ослабело, возвращался в природу через любовьк Ларе. В романе «природность» любви постоянно подчеркивается: «Они любилипотому что так хотели всё кругом: земля под ними, небо над их головами,облака и деревья. Да и сама Лара появляется то в образе лебедя, то рябины,а в конце концов становится ясно, что для Живаго Лара – воплощение самойприроды: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес.В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дарживого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и паройкрыльев выходил из-под лопаток наружу…» «Лара! - закрыв глаза, полушепталили мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ковсему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству». Именно тем, что Лара для Живаго олицетворяла всю природу, можнообъяснить его инстинктивное к ней стремление. Он должен был в нейраствориться, как тогда в лесу, когда он прилег на лужайке и «пестротасолнечных пятен, усыпившая его, клетчатым узором покрыла его вытянувшеесяна земле тело и сделала его необнаружимым, неотличимым в калейдоскопе лучейи листьев, точно он надел шапку – невидимку». Растворяясь в природе,человек уравнивается в правах с животными: они единоправные братья даже снасекомыми: «Бабочка незаметно стушевалась на ней (на сосне), как бесследнотерялся Юрий Андреевич для постороннего глаза под игравшей на нем сеткойсолнечных лучей и теней». Возвращение в лес, к началу, когда все были равны, - единственныйвыход для Живаго как творческой личности, в противном случае он постояннобудет чувствовать ущербность своего существования. Он и Лара – единоецелое, этого требует природа, этого требует его душа. Поля, «сиротеющие ипроклятые без человека», вызывают у Живаго ощущение жарового бреда: онвидит, как по ним «змеится насмешливая улыбка дьявола»; в то время как влесах, «красующихся, как выпущенные на свободу узники», обитает Бог, и начеловека нисходит состояние просветления, выздоровления. Пастернак заставляет Живаго и нас, читателей, чувствовать не тольковнутренние проявления природы, но и внешние, некоторые из них становятсяпостоянными вестниками радости или несчастья. Они предвещают будущиесобытия, «потому что герои находятся в системе природы, на них онараспространяет свои законы, в ее власти и ведении их будущее и прошлое».Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети». Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемыхсобытий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционноезначение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять ипочувствовать переживание, душевное состояние и души героев. Посредствомпейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отношениек природе, героям. Один из лучших пейзажистов в мировой литературе – Тургенев. Онзапечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Егопейзажи отличаются безыскусственной красотой, жизненностью, поражаютудивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью. Сад и парк вСпасском, окрестные поля и леса – первые страницы книги Природы, которуюТургенев не устает читать всю жизнь. Вместе с крепостными наставниками онуходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо, зыблетсярожь, откуда видны почти затерявшиеся в хлебах деревушки. Сколько русскойдуши, воображения взято из этих Спасских лет! Мы знакомы с Тургеневым –пейзажистом по «Запискам охотника». Непревзойденным мастером русскогопейзажа остается Тургенев и в романе «Отцы и дети». Как и во всехпроизведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важноезначение. В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, восновном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в третьей главеромане, что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которойспорили «отцы» и «дети». Ответ на этот вопрос автор дает пейзажем: «Места,по которым они проезжали, не могли назваться живописным… Попадались икрошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками подтемными, часто до половины разметанными крыши. Как нарочно, мужичкивстречались обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые словнообглоданные коровы жадно щипали траву по канавам». Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища,запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во времябескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит окрестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинныеописания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимаетнеобходимость преобразований. «Но как их исполнить, как приступить?..» -думает он. И это был действительно главный вопрос эпохи. Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к родной стране.«Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягковолновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья,кусты, и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в романнадежду на то, что час обновления родины наступит. В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятельноезначение, но композиционно подчиненные основной идее романа. пейзажем главыодиннадцатой, описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко исильно действует природа на человека, являясь источником его настроений,чувств, мыслей. «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую вполуверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля…Солнечные лучи, со своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозьчащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожина стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималась бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. «Как хорошо, боже мой!» - подумалНиколай Петрович». Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова намечтательный лад и дает основание думать, что «можно сочувствоватьприроде», наслаждаться ее неумирающей красотой. Посредством этого пейзажаавтор показывает свое несогласие с точкой зрения Базарова, спорит со своимгероем, видящим в природе только мастерскую, о которой трудится человек. Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровымоттеняется описанием «славного свежего» утра, росы, которая «блисталасеребром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков»,фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». В 25-й, 26-й главе рассказывается история любви и женитьбы Аркадия.Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высокого ясеня. Ясеньвыбран не случайно: «ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно деревотак легко и ясно не сквозит на воздухе, как он». История любви и женитьбыАркадия – это история ясная, спокойная. «Слабый ветер», «бледно-золотыепятна света», «ровная тень» - характерное пейзажное обрамление несложнойистории доверчивого сближения молодых людей. Пейзаж подчеркивает прямуюпротивоположность Аркадия и Кати Базарову, его суровой жизни, облику исудьбе. Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходятстарики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорбиродителей. Кладбище «являет вид печальный; окружавшие его канавы давнозаросли», «два - три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на«немой камень», под которым лежит их сын. В это описание Тургенев внес своюоценку Базарова и его дела. С любовью и болью говорит он о своем герое и вто же время утверждает, мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующеесердце» его героя билось во имя временных преходящих целей: «цветы,растущие на могиле Базарова, свидетельствуют… о вечном примирении и о жизнибесконечной». В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения ипереживания своих героев. Например, картина «белой зимы с жесткою тишинойбезоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях ибледно-изумрудным небом» в последней главе романа гармонирует с приподнятымнастроения Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назаднавсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих картинах, отличающихсяреалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовьписателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболееподходящие и точные слова для ее изображения. Картины природы в «Отцах идетях» занимают незначительное место по сравнению с первыми романамиТургенева («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»). Автор подчеркивает,что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая ихприрода. В пейзаже – в заключительном аккорде книги – Тургенев раскрывалжизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающуюкрасоту. По словам Горького, «изумительно просто и о-осеннему прозрачноумел писать обо всем этом Тургенев». Проза его звучит как музыка. Человек и природа… По-моему, они довольно тесно связаны друг сдругом. Когда мы видим, как та или иная личность воспринимает мир природы,мы можем приблизительно охарактеризовать ее. Почти во всех художественныхпроизведениях мы встречаем описание природы, ее «взаимодействие» с героями,но самое главное, что, видя, как тот или иной персонаж воспринимаетприроду, мы глубже вникаем в его характер, понимаем, почему он так илииначе поступает. Показывая отношения героя к природе, автор «расширяет» егообраз, словно бы давая ему дополнительную характеристику. И, конечно,изображение природы дает нам возможность многое понять в самом авторе. Взаимоотношения человека и природы в романе И.С. Тургенева можнорассмотреть на примере отдельных героев – Базарова, Аркадия, НиколаяПетровича, Павла Петровича. Я думаю, что начать следует с Базарова – главного героя романа. Этопротиворечивая личность: с одной стороны, он все отрицающий нигилист,материалист, но в то же время в нем есть скрытый романтизм, к котором онникогда никому не признается, даже самому себе. В одном из разговоров сосвоим другом Аркадием он замечает, что «природа не храм, а мастерская» ичеловек в ней работник, а всякое другое ее восприятие – «пустяки»; в нейнет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень иакацию Базаров называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хорошемурадуется, что принялась отцовская роща - природа должна приносить пользу, вэтом ее назначение. Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазатьза ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается. Но, видно,были в глубинах его души ростки романтизма, которые он не смог заглушить. Имы видим их, когда Базаров влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружилромантика в самом себе; и тогда бескомпромиссный нигилист шел в лес, ищарядом с природой одиночества, бродил «ломая попавшиеся ветки и бранявполголоса ее и себя». Но Базаров ненавидит в себе «глупый романтизм»,презирает его, ругает себя. Базаров беден, его жизнь тяжела, и, по его мнению, у него просто нетвремени на романтику. Совсем не таков его друг Аркадий, который усиленно подражаетБазарову, строит из себя сурового, взрослого мужчину. На самом деле онмягкий, нежный юноша. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует ее,правда, скрывает все это, но невозможно скрыть то, что естественно. И,забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчивоспрашивает у Базарова: «И природа пустяк?» На что тот отвечает: «… пустяки,в том значении, в каком ты ее понимаешь». Но для Аркадия это не так, длянего природа – именно «храм», и мы видим, что ему чуждо мировоззрениеБазарова, хотя он благоговеет перед ним и подражает ему, чтобы не казатьсяслабым, не понимая, что это вовсе не слабость. Неожиданно для себя оннаходит взаимопонимание с Катей, которая тоже любит природу, и это чувствоеще более сближает молодых людей. Отец Аркадия – Николай Петрович – очень схож со своим сыном, он тожеромантик, только не скрывает этого. Николай Петрович любит почитатьПушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров, у него есть всаду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Онстарается быть прогрессивным человеком, но не отрекается от того, что емублизко. Николай Петрович удивляется, как можно «не сочувствоватьхудожеству, природе…» Он видит великолепный вечерний пейзаж: освещеннуюзаходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватываетвоспоминание, мечта, перед ним предстает образ умершей жены, ностальгия попрошлому мучает его. У него слезы на глазах, он поднимает их к небу илюбуется светлыми звездами. И мы сочувствуем этому человеку, понимаем его.Этот эпизод окончательно раскрывает перед нами натуру Николая Петровича. Взглянем теперь на его брата, Павла Петровича, который являетсяполной противоположностью Николаю Петровичу. Он сухой, желчный человек,равнодушный к природе, она никак на него не влияет. В тот же вечер, когдаего брат мечтает и предается воспоминаниям, Павел Петрович тоже гуляет всаду и также гляди на звезды, но они не вызывают у него никакихпереживаний. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольскисухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…» он в чем-тосхож с Базаровым, но для него природа даже не «мастерская», а просто фон. В романе «отцы и дети» есть прелестные пейзажи. Например, в самомначале романа, когда приезд Аркадия совпадает с наступлением весны: «Всекругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка,все – деревья, кусты и травы». Мы как будто слышим журчание ручейка, пениептиц, на нас будто веет весной. Или описание утра перед дуэлью Павла Петровича и Базарова:«…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкаяроса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; темнаязелень, казалось еще хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпалисьпесни жаворонков». Как точно схвачены все детали, картина как будто дышит. Мы видим, что сам автор почитает и ценит природу, тонко ее чувствуети понимает, конечно же, он ближе по духу к Николаю Петровичу и Аркадию. Но природа для автора не только источник наслаждения, но и тайная,непостижимая сила, перед которой бессилен человек. Все его желания,стремления заранее обречены, так как человек смертен. И лишь одна природапребывает в вечности6 «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце нескрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своиминевинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о томвечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечномпримирении и о жизни бесконечной». Тургенев и Бунин относятся к разным поколениям одной эпохи. Отцы идети. Отцы застали расцвет того, что дети могут только припоминать: «Складсредней дворянской жизни еще и на моей памяти, - очень недавно…»,«Крепостного права я не знал и не видел, но, помню…», «Запах антоновскихяблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж теммне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие… Наступает царствомелкопоместных, обедневших до нищенства». Для Тургенева охота, как для всякого добропорядочного помещика, -дело обычное, она – составная часть его жизни, и потому Тургенев говорит обохоте, как, впрочем, и обо всем другом, в настоящем времени, создающемэффект присутствия: «За четверть часа до захождения солнца, весной, вывходите в рощу… Вы отыскиваете… оглядываетесь… Солнце село, но в лесу ещесветло… Вы ждете…» Что же мы видим у Бунина? «И вот опять как в прежние времена,съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целымдням, пропадают в смежных полях…» Эпоха уходит вместе с охотой идворянством, Бунин – один из последних его представителей, а потому такпечальны его рассказы, что все в прошлом: «Были и разрушающиеся, но все ещеживые на широкую ногу усадьбы с огромным поместьем, с садом в двадцатьдесятин. Правда, сохранились некоторые из таких усадеб еще и до сеговремени, но в них уже нет жизни…» Охота и дворянство – понятиянеразделимые: «Вы, кажется, также любите охоту, Лука Петрович? – любил бы…да, знаете, неловко, по причине звания. За дворянами нашему брату неприходится тянуться» (Тургенев); «За последние годы одно поддерживалоугасающий дух помещиков – охота». Именно любовь к охоте, а следовательно, ик природе объединяет Тургенева и Бунина. Вот что говорит Тургенев внабросках к статье об охоте: «Люблю охоту за свободу», «за восход и закатсолнца», за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство»,«которое стоит выше всего и зависит только от меня». У Бунина все это тожеподразумевается: «Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и срогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дуетнавстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустымравнинам». Тургенев и Бунин при всех их различиях, писатели необычайносхожие. Оба - пессимистично – меланхоличные, один – потому чтопредчувствует, другой – потому что присутствует при кончине старого доброгомира. Но совпадение их видения природы просто поразительное! Сравним, кпримеру, два описания ночного неба и Млечного пути: «Поздней ночью, когдана деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовоесозвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад… Там на полянке немного светлее,а над головой белеет Млечный путь… А черное небо чертят огнистыми полоскамипадающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненнуюсозвездиями, пока не поплывет земля под ногами…» и второе: «Бесчисленныезолотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв, мерцая, по направлениюМлечного пути, и, право глядя на них, вы как будто смутно чувствовали самистремительный, безостановочный бег земли…» Где Тургенев, а где Бунин, высможете определить лишь по многословности и пышности Бунина и поотносительной простоте Тургенева. Не буду вдаваться в подробности, носогласитесь, в XIX и 1900 г. чувствуется. И все же, повторюсь, несмотря наэто, отрывок из тургеневской поэмы, «преданный сожжению», включает в себя имногие бунинские характерные образы: … И понемногу начло назад Его тянуть: в деревню, в темный сад, Где липы так огромны, так тенисты, Ге ландыши так девственно душисты, Где круглые ракиты над водой С плотины наклонились чередой, Где тучный дуб растет над тучной нивой, Где пахнет конопелью да крапивой… Туда, туда, в раздольные поля, Где бархатом чернеется земля, Где рожь, куда ни кинтье вы глазами, Струится тихо мягкими волнами. И падает тяжелый желтый луч Из-за прозрачных, белых, круглых туч; Там хорошо… Их речь одинаково красива, слова звучат и переливаются хрустальнымзвоном, а мысленному взору открываются великолепные живые картины: «мелкаялиства почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовомнебе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…» итургеневское: «… А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день,когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется набледно-голубом небе, … небольшая осиновая роща вся сверкает, насквозь,словно ей весело и легко стоять голой…» Картины природы предстают перед нами увиденными глазами героев,прошедших через их души и сердца. Малейшее колебание настроения отражаетсяв окружающем пейзаже. «Митя… глянул на… крышку гроба, обитую золотойпарчей, - и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: всолнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду…» - Обычно веснаассоциируется с возрождением, но мимо бунинского героя только чтопрошествовала смерть, и даже весна стала какой-то не такой: «всепреобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна сталапрелесть весны, ее вечной юности!» такую же зависимость восприятияокружающей природы от состояния человека мы видим у Тургенева, когдаусталый заблудившийся охотник плутал по окрестностям Бежина луга: «Одинпологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кустысловно вставали из земли перед самым моим носом». Словом, как писал Бунин,«нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздухаесть движение нашей собственной жизни». Нельзя не обратить внимание на пейзаж в романе «Война и мир», потомучто лучшие герои Л.Н. Толстого и лучшие минуты их жизни связаны с природой.Вспомним, как на обратном пути из Отрадного Болконский увидел, что старыйдуб зазеленел. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдругнашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минутыего жизни в одно и тоже время вдруг вспомнились ему. И Аустерлиц с высокимнебом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка,взволнованная красотою ночи, и луна – все это вдруг вспомнилось ему». Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иногогероя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему,как в сцене с дубом. После тяжелого духовного кризиса, безнадежности и отчаяния в душеАндрея Болконского, еще робко и слабо, появляются новые проблески жизни.Это происходит ранней весной, когда на закате виднелся «красный отблесксолнца по синеющему разливу… и … волны течения с слабым звуком ударялись одно парома». Полное духовное возрождение Андрея Болконского связывается с еговосприятием оживающей весенней природы, когда не только молоденькиеберезки, но и старый могучий дуб, сердитый, презрительный с обломаннымисуками, корявыми руками и пальцами, чувствует прилив жизненных сил,сливаясь со всей обновленной природой. Замечательное описание осеннейприроды связано с картиной охоты в Отрадном. Природа еще сохраняет своияркие краски: «Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделялись от полосбуреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого яркого жнивья скрасными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей», но «уже были зазимки,утренние морозы заковали смоченную дождями землю». Эта русская поздняяосень возбуждает в человеке кипучие силы, и ей так глубоко созвучно тострастное увлечение людей охотой, музыкой, пляской, которое с такойхудожественной выразительностью дает Толстой в сценах охоты Ростовых и ихпребывания в гостях у дядюшки. Прекрасное описание зимней лунной ночи, своим ярким блескомгармонирующей с настроением молодежи. «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывалияркий свет луны», но вот тройки с ряженными вырвались за ограду, «алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сияниеми неподвижная, открылась со всех сторон.» и эта сверкающая равнина, ибезумная скачка, и смех и крики ряженых – все было созвучно той молодойрадости, которую переживали и Николай, и Соня, и Наташа. «Свет был таксилен и звезд на снегу было так много, что на небо не хотелось смотреть, инастоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле быловесело». Отрицательные же персонажи Толстого почти никогда не изображаютсяв единстве с природой, они лишены дивной связи с ней. Светлая, ясная природа дает человеку радость и силы и делает ещеболее непонятным безумие людей, убивающих друг друга. Утро Бородинскойбитвы «было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшеесяиз-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными лучамичерез крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стеныдомов». Пьер в это момент видит панораму Бородинского поля: «косые лучияркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий сзолотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса,заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте…Ближе блестели золотые поля и перелески». А затем эту чудесную картинусреднерусской природы сменяет страшный вид поля боя: «Над всем полем,прежде столь весело-красным, с его Блестками штыков и дымами на утреннемсолнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитрыи крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых,на испуганных, на изуродованных, и на сомневающихся людей. Как будто онговорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что выделаете»? Полное изгнание врага потребовало от русских людей многонастойчивости, упорства, трудов, скромного, незаметного героизма. И этой ихдеятельности созвучна простая русская природа. «Был осенний, теплый,дождливый день. Небо и горизонт одного и того же цвета мутной воды. Топадал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесувыслеживали вражеские воинские части наши партизаны во главе с Денисовым. Партизаны готовились к нападению. Дождик шел с утра, и казалось, чтовот-вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительнойостановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже непринимал в себя воды, и ручьи текли по колеям. Дожди, а затем снег и морозы вырывают из рядов русских войскослабевших и заболевших, но это не ослабевает русскую армию в целом. «8-гоноября, в последний день Красненских сражений, уже смеркалось, когда войскапришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким,редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно-лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться».




Похожие:

Природа в творчестве русских поэтов iconТема урока: «Стихи русских поэтов о зиме»
Средства обучения: картины зимней природы, гуашь, тонкий картон (синего и черного цвета), «Толковый словарь» В. И. Даля, отрывок...
Природа в творчестве русских поэтов iconПрирода, любовь, смерть в творчестве и. Бунина
Родине: "Но по вечерам, пишет Бунин, я читаю старых поэтов, родных мне по быту и по многим своим настроениям, наконец, просто по...
Природа в творчестве русских поэтов iconПетербург в творчестве поэтов-эмигрантов первой волны

Природа в творчестве русских поэтов iconСоветского района саратовской области «это было со мной и с моею страной» ( поэзия а. А. Ахматовой). (урок литературы в 11 классе)
Рассказать о жизни и творчестве Анны Ахматовой – одной из величайших русских поэтесс. Показать, как история страны преломляется и...
Природа в творчестве русских поэтов iconУрок изобразительного искусства «Вешние воды»
Средства: стихи русских поэтов, картины родной природы -левитана и других авторов, презентация
Природа в творчестве русских поэтов iconЛитература и искусство
«Творчество современных русских поэтов второй половины XX – начала XXI века» для учащихся начального и среднего профессионального...
Природа в творчестве русских поэтов iconУрок литературного чтения. Тема: произведения к. Д. Бальмонта. Стихотворение «россия»
Самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворений; сравнивать стихи русских поэтов о Родине
Природа в творчестве русских поэтов iconЦель: Воспитывать любовь к прекрасному через произведения музыки, живописи, литературы
Задачи Совершенствовать умение выразительно читать стихи русских поэтов об осени
Природа в творчестве русских поэтов iconРодная природа в стихотворениях поэтов 20 века
Цели: показать народность поэзии С. А. Есенина, чувство родства с окружающим миром
Природа в творчестве русских поэтов iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №23: А. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения) Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы