Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право icon

Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право



НазваниеОсновные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право
Дата конвертации08.07.2012
Размер196.01 Kb.
ТипРеферат
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право


ПЛАН1. Введение.2. Основные источники афинского права.3. Право собственности.4. Обязательственное право.5. Семейное и наследственное право.6. Уголовное право.7. Процессуальное право.8. Заключение. 1. Введение К началу 1 тысячелетия до н.э. скотоводство, продолжая оставатьсяглавной отраслью хозяйства древних греков, начинает уступать местоземледелию. Это подтвердили и археологические раскопки. Ремесло, достигшее в некоторых отношениях высокого развития, начинаетуже отделяться от земледелия, превращаясь в особую, самостоятельную отрасльхозяйства. Труд пастуха, земледельца и ремесленника окружен почетом. Впротивоположность этому занятие торговлей считается еще позорным.Аристократические семьи получают наибольшую и наилучшую часть военнойдобычи. В их собственности находятся огромные стада. Народная масса состояла из свободных земледельцев, жившихпатриархальными семьями в соседских (территориальных) общинах и совместновладевших землей. Каждая семья получала по жребию определенный надел, скоторого кормилась и отправляла, повинности. Дома и орудия труда перешли вчастную собственность этих семей и передавались по наследству детям.Социальное расслоение проникло и в сельские общины. Появилисьмногонадельные и безнадельные общинники, а также батраки-феты. Власть осуществляется в этот период народными собраниями, советамистарейшин и базилевсами — племенными вождями. Базилевс был военным вождем,он осуществлял суд (в присутствии народа), выполнял жреческие функции. Главной обязанностью базилевса, главным отличительным признаком еговласти является военное предводительство. Вместе с советом другихстарейшин, каждый из которых является военным предводителем в свою очередь,и с народным собранием, каждый член которого является, одновременно с тем,воином, все эти власти создали в своей совокупности такую форму первобытнойдемократии, которую Маркс и Энгельс называют военной демократией. «Мы видим таким образом, в греческом строе героической эпохи, — пишетЭнгельс, — еще в полной силе древнюю родовую организацию, но, вместе с тем,уже и начало подрыва ее...».1 Все эти перемены делали неизбежным появление особой публичной власти,которая была бы способна оградить сложившиеся отношения от традицийродового строя, обеспечить безопасность накопляемых богатств, гарантироватьпослушание рабов. Для этого требовалось создать такие средства насилия,каких родовой строй не имел и не мог иметь. Этой повой и особой публичнойвластью явилось государство. Из многочисленных древнегреческих государств я остановилась на одном -Древних Афинах. Древние Афины являли собой образец древнегреческойрабовладельческой демократии. 2. Основные источники афинского права Основным источником афинского права в период расцвета демократии былзакон. Официальная теория связывала строгое соблюдение законов с самойсутью демократического правления.
«Если в государстве будут соблюдатьсязаконы, этим самым сохраняется и демократия»,— писал один из политическихдеятелей Афин Эсхин. «В гражданской присяге, которую принимал всякиймолодой афинянин по достижении совершеннолетия, говорилось: «И я будуслушаться властей... и повиноваться установленным законам... И, если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, нобуду защищать их один и вместе со всеми»»2. Помимо многочисленных законов, принятых народным собранием, в Афинахсуществовали и более или менее систематизированные своды законов. К нимотносятся законы Драконта, относящиеся к VII веку до н.э. Известны онисвоей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание,что и отцеубийцы, - смертную казнь. Вместе с тем законы Драконта ограничивают кровную месть, установив, чтоответственность за убийство не должна распространяться, как в прошлыевремена, на род убийцы – отвечает сам виновный. Узаконивается практикапримирения с убийцей и его родом с помощью выкупа. Законы Драконта различают умышленное убийство и неумышленное, назначаяза последнее не смерть, а изгнание (без конфискации имущества), т.е. такоеже наказание, какое назначалось за причинение телесных повреждений.Законодатель освободил от ответственности убийцу, если его действия быливызваны самообороной. Подстрекатель был объявлен столь же ответственным,сколь и исполнитель. Что касается суровости наказаний, назначаемых за кражу, то за этойсуровостью скрывается исторически объяснимое стремление собственниковоградить свое имущество от пережитков первобытного коллективизма. ЗаконыДраконта не представляют в этом отношении исключения из общего правила. При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением несколькихпостановлений об убийстве. С тех пор афинское право оставалосьнесистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежниевремена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могла создавать каждыйраз новую норму, руководствуясь убеждением. Законы фиксировались на деревянных досках или на камнях, доступныхлицезрению каждого. К сожалению, ни законы Драконта, ни законы Солона до нас не дошли вподлиннике и целиком. Они известны по тем сообщениям, которые содержатся впроизведениях древних авторов. Оставаясь в течение ряда столетий не кодифицированным, афинское правострадало массой противоречий; формально действующим считались и такиезаконы, которые фактически давно перестали применяться. И, наоборот, многиеновые отношения не были урегулированы правом. В силу этих обстоятельствверховный суд Афин — гелиэя — мог руководствоваться не только законами иобычаями страны, т. е. ее писаным и неписаным правом, но и убеждением,создавая норму права своим решением. Говоря об обычае, имеются в виду те нормы права, которые, будучиизвестны с древнейших времен, оказались по ряду причин не записанными.Многие из них носили сакральный, т. е. священный, характер и относились кделам культа, религиозным преступлениям, семейным отношениям и пр.«Судебный оратор Лисий сообщает, например, что Перикл советовал применять вделах о религиозных преступлениях не только писаные законы, но и неписаные,на основе которых жрецы дают свои разъяснения»1. Дело в том, что свободы совести в Афинах не было. Несоблюдениерелигиозных правил и запретов строго каралось. 3. Право собственности Со времен Солона, предоставившего гражданам свободу завещания (вместоранее существовавшего права родового наследования), институт частнойсобственности в том виде, в котором он существовал в рабовладельческомобществе, получает в Афинах полное развитие. Собственник имущества имелбезусловное право распоряжения своей землей, скотом, рабами, орудиями трудаи другими вещами во всех дозволенных законами формах. Широкое развитиеденежных отношений позволяло накоплять огромные состояния О прежней эпохе, когда частной собственности еще не существовало,напоминают только названия земельных участков (ибо клерос, как ониназывались, означало в точном значении—жребий, то, что получено от общиныпо жребию) да еще обычай литургий. Последний заключается в обязанностибогатого гражданина устраивать на собственный счет празднества, шествия,театральные представления и пр. В этом обычае нельзя не видеть своеобразного выкупа, которыйразбогатевший член общества должен был платить за» свое право владетьбольшим достоянием, чем другие, за право неравенства имуществ. Литургииналагались в соответствии с имущественным положением лица, ибо одни изних требовали больших, другие меньших расходов. Обязанное лицо моглопереложить литургию на другого, которого оно считало более богатым, аесли тот отказывался, — предложить ему обменяться имуществом. Такиесделки действительно происходили. В зависимости от имущественного положения определялись и суммы прямогоналога, падавшие на граждан. В этом случае каждый гражданин должен былзаявить под страхом ответственности за ложное показание о составе своегоимущества. Весьма возможно, что характер афинского обложения был причинойюридически санкционированного деления собственности на две категории:видимой и невидимой. К первой относилось то, что было доступно обозрениюсоседей: дом, поле, скот, рабы и т.п.; к невидимой собственностипричислялись главным образом деньги, которые было возможно запрятать,держать у родственников, отдать взаймы и т. д. Суровыми мерами афинское право защищало частную собственность граждан. Достаточно сказать, что воровства наказывалось, как правило, смертнойказнью. Для исков о нарушении права собственности были установлены определенныеформы. Строго охранялась не только собственность, но и всякое правомерноевладение. Нарушение владения влекло за собой, помимо возмещения убытковпотерпевшему, уплату штрафа государству. Активную роль в хозяйственной деятельности Афин играло само государство.В его непосредственной собственности находились рудника, корабельные верфи,многие пахотные земли и пастбища, разного рода строения и другое имущество.Все это, за исключением общественных и культовых зданий, передавалось варенду частным лицам. Государство осуществляло контроль за хозяйственнымсостоянием арендованного имущества, за ввозом и вывозом, судостроением,основанием колоний на захваченных землях, за состоянием торговли на рынках. Правовое регулирование имущественных отношений достигло в Афинахотносительно высокой ступени развития. При всем том Афины так и невыработали определения права собственности, как это сделали римские юристы.Нет еще и такой терминологии, которая выражала бы с достаточной ясностьюразличие, существующее между фактическим господством лица над вещью(владением) и правом собственности на нее (хотя, конечно, и ораторы, иписатели Афин прекрасно различают юридическую неоднородность указанныхотношений). 4. Обязательственное право Обязательства, имеющие юридический характер, т. е. урегулированныеправом и, следовательно, связанные с возможным принуждением обязанного лицак совершению определенных действий или воздержанию от них, возникают из: o договоров, заключенных между сторонами; o правонарушений — деликтов, — в результате которых определенное лицо или лица понесли материальный или иной ущерб.Афинское право хорошо различало оба эти обстоятельства. Договорные отношения получили в Афинах широкое развитие. Источникиуказывают на многочисленные сделки с землей и прочим имуществом, на весьмаразвитые арендные отношения, на существование договоров займа, найманедвижимости и рабов и т. п. Основная масса договоров заключалась вписьменной форме. Никаких особых формальностей (за исключением некоторыхособых случаев) не требовалось. Одно это свидетельствует о настолькоразвитых имущественных отношениях, что под их влиянием право сумелоосвободиться от всякого рода стеснительных условий, характерных для егоначальной стадии (вроде клятв, обязательного присутствия свидетелей,совершения религиозных обрядов и прочего, без чего сделки считалисьнедействительными). Со времени Солона ушла в прошлое долговая кабала,последнее архаическое средство, с помощью которого стремились обеспечитьпрочность договора и гарантировать арендодателю и ростовщику выполнениеобязательств их контрагентами. Право послесолоновское знает иные средстваобеспечения обязательств и среди них главным образом: > залог; > задаток; > поручительство. Залог был обычным средством обеспечения кредитора за взятые у него взаем деньги. Предметом залога служили как движимые, так и недвижимые вещи должника.Первые, т. е. всякого рода ценности, в том числе одежда и утварь должника,переходили, как правило, на хранение к кредитору, и последний должен былвозвратить их при уплате долга. При неуплате долга кредитор имел правопродажи заложенных вещей и присвоения той части вырученных денег, котораяему следовала. Гораздо большее значение в экономической и социальной жизни Афин имелзалог недвижимостей, одной из наиболее применяемых форм которого была такназываемая ипотека. Возникновение ипотеки относится еще к досолоновскомупериоду. Солон не только сохранил ее, но и упрочил, превратил в основнуюформу обеспечения займа. Сущность ипотеки: состояла в том, что должникзакладывал кредитору свою землю, но с тем условием, что до моментауплаты долга (как он определен договором) земля эта остается во владении должника и последний сохранят возможность работать наней и извлекать в свою пользу приносимый ею доход. Однако, если в указанныйв договоре срок, долг не был уплачен, заложенная земля переходила всобственность кредитора. На заложенной земле ставился закладной камень, накотором писалось, что данный участок заложен такому-то за такую-то сумму. Задаток, уплачиваемый, как правило, при заключении соглашения изасчитываемый в общую сумму предстоящих платежей, имел своим назначениемгарантировать обе вступившие в соглашение стороны от возможного нарушениядоговора. В последнем случае давший задаток терял его, а взявший задатокдолжен был возвратить его в двойном размере. Если же должник не могпредоставить соответствующего обеспечения хотя бы потому, чтопринадлежавшая ему земля была уже заложена кредиторам, а срок платежейнаступал, и он, нуждаясь в деньгах, прибегал к новому займу, кредитор(прежний или новый) мот поставить условием займа поручительство третьихлиц. Эти лица, как правило, друзья или родственники должника, должны былипоручиться собственным имуществом за своевременный взнос денег, взятыхвзаймы лицом, за которое они поручились. 5. Семейное и наследственное право По меткому выражению Энгельса, жена была для афинянина, помимодеторождения, не более чем старшей служанкой. Афинская женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ееуделом было домашнее хозяйство, и стены-дома ограничивали доступный ей мир.Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу только по большимпраздникам (направляясь в храм), или, что их жены так хорошо воспитаны, чтостыдятся видеть любого постороннего, в том числе и своих родственников. Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты,в том числе и такие, как заключение брачного договора. Это было делом ееотца, а при отсутствии отца — старшего брата. Законным представителеминтересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своейразведенной жене нового мужа. Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим: достаточно былопризвать свидетелей и дать «разводную» жене. Если причиной развода не былопредосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей приданое. Приданое было в принципе не обязательным для отца невесты, но если еевыдавал замуж брат, он должен был дать за ней некоторую часть имуществасемьи. Так же поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании онобычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется вживых. Пережитков старых, до государственных обычаев был в Афинах обычайзаключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей иплемянницей был обыкновенным явлением. Историк Непот сообщает, например, обафинском политическом деятеле Кимсше, что он «был женат на своейединокровной сестре... Он вступил в этот брак, скорее подчиняясь обычаю,чем любви, ибо у афинян разрешается брать в жены сестру, если онапроисходит от того же отца, но от другой матери». Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужуразрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ниукрашаться, ни входить в храм, чтобы, как говорили, не совращать других.При нарушении женщиной этого запрета первый встречный был обязан разорватьна ней платье, снять с нее украшения и избить ее. Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не толькорабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы. Убийство и продажа детей, разрешавшиеся законом в досолоновские времена,были запрещены, но зато отец получил право лишать своих детей наследства. Вусловиях развитого классового общества, покоящегося на праве частнойсобственности, эта новая мера воздействия была едва ли менее эффективной,чем прежние. Основанием для лишения сына наследства могло служить любоепроявление непочтительности к отцу; под этим понималось и нарушениеотцовской воли. Точно так же мог быть лишен наследства сын — расточительотцовского имущества или сын, совершивший неблаговидный поступок. При отсутствии каких-либо поводов для лишения сына его наследственнойдоли завещатель был вправе резко ограничить ту часть имущества, которую оноставлял сыну. О свободе завещателя распорядиться своим имуществом говорит,например, завещание афинского стратега Кокона. «Из приблизительно 57 тысячзолотых рублей он оставил сыну только 25 тысяч, столько же отдавал храмамАфины и Аполлона, еще 2,5 тысячи завещал племяннику, управлявшему егоимуществом, и 4,5 тысячи — брату»1. Всем этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти.При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не являлась. Еслине было завещания, наследственная масса распределялась поровну междусыновьями. При этом, как уже говорилось, братья должны были выделитьизвестную часть имущества на приданое сестрам. Если не было сыновей, ближайшими наследниками становились дочери. Приэтом завещатель поступал по обыкновению так: он указывал в завещании лицо,которому следовало передать имущество, при условии, что это лицо женится надочери-наследнице; если было несколько дочерей, ставилось еще идополнительное условие: он должен был выдать их всех замуж, дав каждойприданое, указанное в завещании. Когда оставалась дочь-наследница, а завещания не было, государство самов лице архонта брало на себя обязанности опекуна. При этом право обязывалонаследницу выйти замуж за ближайшего родственника, а если их было несколькои все они добивались ее руки, архонт должен был отдать предпочтениестаршему. Всем этим имелось в виду сохранить имущество в пределах того жерода. Если не было детей вообще и завещатель не успел распорядиться своимимуществом, оно передавалось (по закону) братьям и племянникам умершего, аесли и их не было, — дядям, двоюродным братьям и их сыновьям. 6. Уголовное право Афинское правосознание долго и упорно сохраняло пережиткипервобытнообщинных воззрений на преступление и наказание. Следы кровноймести пережиточно сохранились в праве мужа убить застигнутого им на местепреступления любовника жены, в праве гражданина учинить самосуд надсамовольно вернувшимся: из добровольного изгнания убийцей; кровная местьбыла обязанностью родственников в случае убийства (законы Дракон-та) и т.п.Пережитки прошлой эпохи легко усматриваются и в праве мужа примириться ссоблазнителем своей жены, на условиях уплаты последним штрафа, такая жесделка была возможна между убийцей и родственниками убитого. В случаепримирения ни потерпевший, ни его родственники не должны были возбуждатьпротив виновных судебные иски, и так как дела об убийстве или прелюбодеяниивозбуждались не иначе, как по заявлению частных лиц, виновные в этихпреступлениях освобождались от наказания. К делам частного обвиненияафинское право относило почти все те преступления, которые касалисьпричинения вреда личности или имуществу потерпевшего, например, ранения,увечья, оскорбления, кражи и прочего. Следы первобытнообщинных воззрений на преступление проявились и в том,что многие из преступлений, которые в настоящее время причисляются кгосударственным, например, убийство или оскорбление посла, считались вафинском, праве преступлениями против религии (считалось, что личностьпосла находится под покровительством бога). Преступления, наносившие ущерб общественному интересу (как он тогдапонимался), преследовались как государством, так и частными лицами.Последние имели право в определенном порядке делать правительственныморганам (в народном собрании, в совете 500) чрезвычайные заявления: огосударственной измене, о заговоре против демократии, о подкупе должностныхлиц, о притеснениях сирот, находящихся под опекой государства, и прочее.Предание суду за государственные преступления, равно как и за преступленияпротив религии, относилось к компетенции народного собрания, совета 500,некоторых коллегий и должностных лиц. Среди преступлений государственных на первом месте стояла государственная измена, за которую полагалась смертная казнь,сопровождавшаяся конфискацией имущества, объявлением врагом народа,запрещением хоронить изменника в Аттике и лишением чести всего егопотомства. Тот, кто убивал изменника, освобождался от наказания. Особоеместо среди государственных преступлений занимали: ложный донос, закоторый следовало наказывать смертной казнью, и лжесвидетельство всуде. Наиболее распространенными наказаниями за государственныепреступления были смертная казнь, конфискация имущества,изгнание, а также лишение гражданских прав. Последнее имело своим следствием не только устранение осужденного от общественных дел, но и невозможность для него защищать себя от обиды; как и раба,его можно было подвергнуть пытке. Незаконное присвоение гражданских праввлекло за собой обращение виновного лица в рабство. Смертная казнь,равно как и тюремное заключение, могла быть заменена уплатой штрафа. Наиболее тяжелыми преступлениями против религии, наказываемыми смертной казнью, были разглашение тайны мистерий (особых религиозных таинств,совершавшихся ежегодно), оскорбление богов, критика религии и т.п. Грабители, воры, охотники за рабами (обращавшие в рабство свободныхграждан или похищавшие чужого раба) наказывались смертной казнью, если онибыли пойманы на месте преступления или сознавались в нем. В делах об убийстве строго различалось убийство умышленное, котороевлекло за собой смертную казнь, и непредумышленное — неосторожное илислучайное. Согласно законам Драконта, сохранявшим свою силу в том, чтокасалось непредумышленных убийств, виновный в этом преступлении подлежализгнанию (такому же «наказанию» подвергались и предметы, вроде камня илибревна, если они были причиной смерти человека). Особую группу составляли воинские преступления и прежде всегодезертирство, трусость и уклонение от воинской повинности. Суд над такимипреступниками осуществлялся соратниками виновного лица, а председателемсуда был стратег. Особый вид воинского преступления составлял незаконный,без предварительной проверки кандидата в совете 500, переход из пехоты вкавалерию, где служить было и легче и менее опасно, чем в пехоте. Этипреступления влекли за собой различные наказания— от лишения гражданскихправ и штрафа до смертной казни. Помимо различия умышленных и неосторожных преступлений, афинскомууголовному праву были известны такие понятия, как покушение иприготовление, подстрекательство, соучастие. Принимались во вниманиесмягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Наказуемым было и недоносительство, например, в делах о кражегосударственного и частного имущества. 7. Процессуальное право Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительноерасследование, осуществлявшееся по определенным правилам. В делах огосударственных преступлениях оно производилось чрезвычайными следственнымикомиссиями, в остальных случаях — архонтами и другими должностными лицами.В особо важных случаях обвиняемый заключался в тюрьму. В ходе следствия обеим сторонам - обвинителю и обвиняемому -предоставлялось право давать показания и представлять доказательства, в томчисле свидетельские. Как сама жалоба, так и все другие заявления сторонпредставлялись в письменной форме. Фиксировался и допрос свидетелей. Поокончании предварительного расследования все эти документы, равно как ивещественные доказательства, если последние имелись, запечатывались вспециальные сосуды и в таком виде представлялись суду. На суде этипоказания зачитывались, и каждый допрошенный должен был личным заявлениемподтвердить их. Оглашались же эти показания во время произнесения речей -обвинителя и защищавшегося от обвинения. И та и другая сторона могла влюбое время прервать свою речь и, обращаясь к секретарю суда, потребовать:«Прочти показания такого-то» или: «В доказательство Моих слов я представлюсвидетелей». После этого свидетели выступали вперед и подтверждали своипоказания, прочитанные секретарем. Затем оратор продолжал свою речь. Основным моментом судебного следствия были речи обвинителя иобвиняемого. При том недоверии к свидетельским показаниям, 'которое былосвойственно афинскому суду, и общей недооценке их значения огромную рольприобрела система логических умозаключений, умение сторон воздействовать насудей своим поведением, демонстрацией искренности и пр. Составить судебнуюречь было не просто. Адвокатуры в нашем понимании в Афинах не было. Более того, следовалотщательно скрывать помощь квалифицированного лица в составленииобвинительной или защитительной речи. Однако эта помощь была неизбежной, истороны, прибегая к ней, скрывали ее заучиванием написанной им речинаизусть. Речи писались с учетом образованности и социального положения лица. Отсудебной речи требовалось, чтобы она была проста, безыскусственна, лишенаненужных украшений, насыщена фактами и умозаключениями. От оратора требовалось знание закона; по ходу речи он обыкновенно, когдасчитал это нужным, прерывал себя и, подавая секретарю соответствующийтекст, говорил: «Прочти закон». Как обвинитель, так и защитник получалиодинаковое время для своих речей, которое фиксировалось водяными часами (вовремя чтения законов и допроса свидетелей часы останавливали). Считалось,однако, особым достоинством, равно как и признаком правоты и искренности,закончить речь ранее срока и предоставить противной стороненеиспользованную часть регламента. Каждой из сторон давали возможностьвыступать два раза. Если та или другая сторона чувствовала себя неспособной произнести речь,то ограничивалась кратким словом, предоставляя произнесение основной речиизбранному ею представителю (им был обыкновенно ближайший родственник илидруг). Иногда представителей было несколько. Чтобы не возникло подозрения,что они наняты за деньги, представители («сияегоры») начинали обыкновенно стого, что заявляли о своей вражде к противнику или о дружбе к лицу,представителями которого они являются. О вражде и желании мести как мотивевозбуждения иска говорил обыкновенно и обвинитель, и это утверждение,которое было бы не на пользу говорившему в современном суде, считалосьестественным в суде афинском, поскольку не были изжиты 'представления окровной мести и взаимопомощи родственников (друзей) как священныхобязанностях гражданина. По окончании судебного расследования приступали к голосованию. Вначалерешался вопрос о виновности лица. Если вердикт присяжных был обвинительным,приступали к определению меры наказания, причем предварительноиспрашивалось мнение как обвинителя, так и обвиняемого. Оправдание, помимо той чести, которую оно приносило, позволялооправданному возбудить иск против ложного доносчика, которому это грозилоденежным штрафом, лишением гражданских прав, а иногда и смертной казнью. Афинские судьи имели значительную свободу в определении того, чтоявляется преступным и непреступным, т. е. при вынесении вердикта овиновности, при оценке представленных доказательств и, поскольку по целомуряду дел не било установлено точно определенных наказаний, — в выборепоследних. Весьма часто постановляемое судьями решение основывалось не столько направе, сколько на политических соображениях, на репутации тех или иных лиц.Стороны по обыкновению приводили в суд своих родных, чтобы разжалобитьсудей их мольбами и слезами. Особой торжественностью и суровостью отличался судебный процесс вареопаге. По некоторым предположениям, он происходил ночью, чтобы судьи невидели лиц и были тем более нелицеприятны (походя на богиню правосудия —Фемиду, которую рисовали с завязанными глазами). Присяга свидетелей исторон была в ходу и в других судилищах, но здесь она отличалась особойторжественностью; стоя на освященных внутренностях животных, стороныклялись, что будут говорить правду, навлекая в противном случае гнев боговна себя и своих родных. Камень, на котором стоял обвинитель, называлсякамнем непрощения, камень обвиняемого — камнем обиды. Приговорпостановлялся на третий день, За это время обвиняемый мог — по закону —избавить себя от наказания добровольным удалением из Афин. 8. Заключение. Экономическое и политическое усиление Афин встречало все болееупорное сопротивление тех греческих государств, которые, ориентируясь наСпарту как на свою основную военную силу, составили во главе с нейПелопоннесский союз государств. Неизбежное столкновение между этим союзомгосударств и Афинской державой – двумя крупными политическими и военнымисоюзами древности приняло в конце концов характер всеобщей войны,продолжавшейся около 27 лет. Афинская демократия сумела изгнать олигархов и восстановитьдемократический строй в том виде, в каком он существовал до войны. Афинскаядемократия переживала глубокий кризис. Война, прекращение поборов, разрывпривычных торговых связей имели своим следствием дельнейшее обострениесоциальных отношений внутри афинского свободного населения. Чуть ли не половина его не имеет средств к существованию, когда как,наоборот, некоторая небольшая часть населения, нажившись на войне и военныхпоставках, приобретает огромные богатства. Дальнейшей концентрации богатствв реках промышленников и торговцев соответствует концепция земли всравнительно немногочисленных крупных имениях и обезземеливание основноймассы крестьян. Ухудшение экономического положения Афин сократило возможностьденежных раздач, что не могла не углублять недовольства широких масссвободного населения, лишенного средств существования, на по-прежнемупрезиравшего физический труд. «Не демократия, - замечает по этому поводуЭнгельс, - привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьныепеданты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало трудсвободного гражданина презренным»1. Глубокий экономический и политический кризис коснулся не только Афин,он был характерен и для многих других государств Греции. Одним из егопроявлений были многочисленные междуусобные войны, носившие грабительский инесправедливый характер. Ослабленные острой борьбой изнутри и во вне,Афины, как и другие греческие государства, не смогли помешать завоеванием –усилившейся македонской державы. В 338 году Македония захватывает Грецию,лишив Афины в числе других государств политической самостоятельности. Литература.1. Аристотель, «Афинская политика», М.; 1936;2. З.М.Черниловский «История рабовладельческого государства и права», Приложение (документы по истории рабовладельческого государства и права), составители: К.И.Батыр, В.А.Винников, Ю.В.Качановский, 2-е издание, М.; 1960;3. З.М.Черниловский «Всемирная история государства и права» (история государства и права зарубежных стран), 2-е издание, М.; «Высшая школа», 1983;4. Ф.Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Мн.; 1949.1 Ф.Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,Мн.; 1949, стр. 102.2 З.М.Черниловский «История рабовладельческого государства и права»,Приложение (документы по истории рабовладельческого государства и права),составители: К.И.Батыр, В.А.Винников, Ю.В.Качановский, издание 2, М.; 1960,стр.116.1 З.М.Черниловский «История рабовладельческого государства и права»,Приложение (документы по истории рабовладельческого государства и права),составители: К.И.Батыр, В.А.Винников, Ю.В.Качановский, издание 2, М.; 1960,стр.119.1 З.М.Черниловский «Всемирная история государства и права» 2-е издание, М.;1983; стр. 51.1 Ф.Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,Мн.; 1949, стр. 114.




Похожие:

Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право iconПравовая модель доверительной собственности (траста) и использование ее в наследственном праве Франции и Швейцарии 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по направлению (специальности): 12. 00. 03 – гражданское право, предпринимательское...
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «право собственности и иные вещные права на землю» Для направления/специальности 02. 11. 00 юриспруденция
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по направлению (специальности): 12. 00. 03 – гражданское право, предпринимательское...
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право iconЛичныЕ неимущественные права по гражданскому и семейному законодательству РФ и зарубежных стран (на примере США и германии)
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право icon«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы» КӨп профилді оқУ-Ғылыми өндірістік кешені мекемесі
Пререквизиты дисциплины: Теория государства и права, Конституционное право рк, конституционное право зарубежных стран, гражданское...
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право iconПримерные вопросы к вступительным экзаменам в аспирантуру по специальности 12. 00. 03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право iconВысшая школа экономики
Требования к студентам: приступая к изучению курса Имущественные отношения супругов, студент должен знать гражданское право России,...
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право icon"Право власності на природні ресурси"
Визнаними різновидами права природоко­ристування є: право землекористування, право водо­користування, право лісокористування, право...
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право icon«Ө. А. Жолдасбеков атындағы экономика және қҰҚЫҚ академиясы»
Пререквизиты дисциплины: Теория государства и права, Римское право, гражданское право, уголовное право,уголовный процесс,гражданский...
Основные черты афинского права. Источники, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное и процессуальное право iconСтрахование ответственности судовладельцев по английскому и российскому праву
Специальность 12. 00. 03 – Гражданское право; Предпринимательское право; Семейное право; Международное частное право
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы