Культура Древнего Рима icon

Культура Древнего Рима



НазваниеКультура Древнего Рима
Дата конвертации08.07.2012
Размер325.87 Kb.
ТипРеферат
Культура Древнего Рима


План: 1. Введение. 2. Мифология Древнего Рима. 3. Древнеримская архитектура. 4. Литература Древнего Рима. 5. Искусство Древнего Рима. 6. Заключение. 7. Список используемой литературы. 1. Введение. Античная культура и цивилизации развивались в рамках истории «вечногоРима» - государства, прошедшее путь от крестьянской общины на р. Тибр домировой державы – владыки всего мира. Наивысшего расцвета античная культурадостигает во времена Римской цивилизации. Более двадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римскаякультура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позжеГреции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятнойимперии, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. «Все дорогиведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремилисьпутешественники, торговцы… Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории.Таким образом формировался синтез греческой и римской культур, результатомкоторого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянскихгосударств. Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохино и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальнойРимской державы - от Британских островов до Египта. Римское искусство -высшее достижение и итог развития древнего искусства, так как его создавалине только римляне, но покоренные ими народы: древние египтяне, греки, шины,жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии, иногда стоявшихна более высокой ступени культурного развития. Как мы видим Рим распространил свою власть не только на землисоседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности,современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки ипоэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизмеримлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, тольколи нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурныйаспект? В своей работе я хотел бы проследить за основными направлениямиразвития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходеанализа попытаться определить, насколько велико было влияние культурзавоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлениемсамостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Крометого не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствоватьраспаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своейработе. Проблема эта является весьма популярной в исследовательских кругах.Ведь несмотря на длительное изучение четких ответов еще не получено. Хотялитературы для того чтобы составить свое собственное мнение достаточно. Принаписании этой работы я пользовался изданиями по истории искусств, книгамипо мифологии и литературе, научными статьями и историческими источниками.
Наиболее информативными и полезными оказались: «Очерки культуры ДревнегоРима» (Германа Н.Ю.), а также статья Кптева А.В. «Античное гражданскоеобщество». Оба автора крайне разносторонне подошли к рассмотрению проблемы.Многие их изыскания весьма полемичны, но в целом интересны и новы. Именноони, как мне кажется, дают наиболее исчерпывающею и важную информацию,необходимую для понимания проблемы. 1. Мифология и религия Древнего Рима. Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии,так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление одуховном мире человека того времени. Также она связана с развитием многихнаправлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того онанапрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии наразвитие государства и его общества неоспоримо.[1] На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций иобрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основанияРима.[2]Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия. В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивыхземледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своейскромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала егодеревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин неиспытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, нилуну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражиливоображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн,заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей,молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью,деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошаларастущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни,умащенные маслом. Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинскихписателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека. По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самыхмельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекойразличных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либовысшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс,могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимоемножество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия вжизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов вобработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизничеловека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина былапокровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина иЭдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала запереносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенкаправильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить,Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома. И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждыйуспех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева илиблагосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, богаВермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей,ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызываланасмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одногопривратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но онипоместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли -богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумелодновременно стеречь петли и порог»[3]. Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливалсяутверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или чтоон может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту жеосторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодноназываться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Богли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семихолмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, накотором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине,мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежатжертвы, принесенные на этом алтаре. Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно,как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, вомраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственныевозгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал.Между богом и человеком никогда не доходило до близости. В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как ихследует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно иточно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всюрелигиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам(Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведалисудебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрываетдело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтомусуществовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найтимолитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любоенарушение сводило на нет результаты богослужения. Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, какследует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то непредписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчимузыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот жеобряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начиналисначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву,содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опуститькакого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте.Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающемубыл придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особыйслуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, иодновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя былоуслышать, кроме слов произносимой молитвы. Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которыеу римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Передкаждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различныхзнамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами.Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священномместе, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, дажесамые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретализначение божественного предзнаменования. Самым излюбленным былогадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новыезаконы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли дляэтого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел наКапитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрелна небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой сторонылетели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет лизадуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые курыуправляли могущественной республикой, и военачальники перед лицомнеприятеля должны были подчиняться их капризам. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семиримских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозныхположений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала нистатуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникалирелигиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можновоссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями. Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновениепосле завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в своюстолицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева. Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрецпровозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, которыйпростираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, которыйпокровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаюпочести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государствокарфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне вРим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы иблагосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этогохотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнутхрам и в вашу честь будут учреждены игры»[4]. До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которыеоказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другойнарод, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами своедуховное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения,удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников иобращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один языкмира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, -страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке,которая соединяла их с римлянами. Богатые имогущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутыхи недоступных горах, господствовали над огромными земельнымипространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенныхслоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог своткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних порподдерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От нихони заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые,однако, переиначивали по-своему. Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа ихвыделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни,богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующаялатинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы.С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существажестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческиежертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов быливначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существованиереального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, скрыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусскихмогил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тожекрылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювоморла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие.Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души. Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях города Тарквиниев,когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человек с лицом ифигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика. Звали егоТагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедовать правилагадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал из заповедей Тагесасоставить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучше других народовзнают, как следует толковать божественные знамения и предсказания. Гаданиемзанимались особые жрецы - гаруспики. Когда животное приносили в жертву, онивнимательно осматривали его внутренности: форму и положение сердца, печени,легких - и, согласно определенным правилам, предсказывали будущее. Онизнали, что означает каждая молния, по ее цвету узнавали, от какого бога онаисходит. Огромную и сложную систему сверхъестественных знамений гаруспикипревратили в целую науку, которую позднее переняли римляне. Далее свое влияние на римскую мифологию оказала греческая. Дмитриева Н.А.дает такую оценку этому факту: «Первоначальная римская мифология, в отличииот греческой безобразна и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весьпантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером,Афродита – Венерой, Арес – марсом и т.д. «Плененная Греция победила своегонекультурного победителя» (Гораций)»[5]. На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора:демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоноснаяримская агрессия и знакомство с более развитыми культурами ирелигиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения.Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, адолжность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении сзапрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческойкасте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала самагражданская община. Идеологическим же обоснованием сплоченность гражданского обществастало почитание предков и богов. Причем отношение с богами в новом обществеподверглись столь же предельной рационализации, как и отношения людей междусобой. Традиции, у истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром,обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получилокак бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть,возникшая для поддержания порядка в среде римского общества, сразу жеприступила к самообожествлению. «Культ императора должен был олицетворятьединство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременновыступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути этобыл культ не личности, а такого же символического знака общественнойпотребности, каковыми были все языческие боги.»[6]. Античное христианствосумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием междугражданами и негражданами. Это произошло тогда, когда в правах былиуравнены все жители империи. Появление раннего христианства было обусловлено тем, что Римпостепенно захлестывала волна всевозможных сектантских учений, философскихшкол, мистических культов, идущих с Востока. И тенденция установленияединобожия была очень сильна. На единую, общую для всей империи религиюнадеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад.Однако было уже поздно, и даже установление единой религии не спасло быраздираемое противоречиями государство. 1. Древнеримская архитектура. Что же касается римской архитектуры, то и здесь не обошлось беззаимствований.. Также как и в религиозных верованиях, заимствованияпроходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов. Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, ноочень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучшепользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособилиновые, усовершенствовали способы строительства. Потому не удивительно, что в римском искусстве периода расцветаведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже вразвалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохемирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениямобщественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным наогромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной повысоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатствукомпозиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерныесооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурныеобъекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своимизапросами. Потребности римского общества породили много типов сооружений:амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почвеполучили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры,храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римскойархитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике ицелостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии ичеткости. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистическиегосударства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов.Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменилинравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство.Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картиныгреческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении кордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер игралконструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративныхцелях. В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры.Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войннашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерныхсооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. Обращают внимание грандиозные сооружения — древние оборонительныестены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии,Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и такназываемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.). Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединялиразличные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.)для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всюИталию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня,плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 мдлиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочнымипролетами для горных вод. Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водойгородом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э., акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров,заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописныхокрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи. Рим приобрел совершенно новый облик, соответствующий престижу мировойстолицы. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты,акведуки,обогатилось архитектурное убранство. По словам историка Светония, Августтак Рим «украсил, что по справедливости мог хвастаться, что принял егокирпичным, оставляет его мраморным». Город поражал современниковнеобозримостью площади — ни с одной стороны он не имел четких границ. Егопредместья терялись в роскошных виллах Кампаньи. Великолепные здания,колошше портики, сводчатые и украшенные фронтонами крыши, богатодекорированные бассейны и фонтаны чередовались с зеленью рощ и аллей. «Воплощением мощи и исторической значительности императорского Римабыли триумфальные сооружения, прославляющие военные победы Рима.Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и впровинциях во славу Рима. Римские сооружения были там активнымипроводниками римской культуры, идеологии. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знакосвящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом —торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку,император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка былаграницей своего и чужого мира»[7]. Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Театры иамфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республикив Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римскимизобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, местадля зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представлялисобой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города сместами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначалисьдля толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в днипразднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои и т. п. В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев,получивший название Колизей (от латинского colosseus — «громадный»).Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал околопятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделенына четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа ивыхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр егокомпозиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями длязрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамикиразвертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможностьмаксимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированнойпублики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласнообщественному рангу зрителей. Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромнойимперии. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатыйпамятниками, город и в III – IV вв. имел внушительный вид. В III в. ещепродолжалось большое строительство – воздвигались арки, великолепные термы,дворцы. «Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не было ниодного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал»[8].Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все болеепримитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями ироскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованныхприемов строительства. 1. Литература Древнего Рима. Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространениемв Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражаликлассическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованыримские сюжеты и некоторые римские формы. Однако, на мои взгляд, именнолитература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и самобытновыразили свою индивидуальность. Во времена развития гражданского обществалитература стала одним из ведущих средств диалога с властью. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей вотдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны,несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь(carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложенаона сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийскогосвободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устнойпоэзии других народов. Римская литература возникает как литература подражательная. Первымримским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык«Одиссею». По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. егопривезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение изанимался обучением детей аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполненсатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нёмвстречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первоепоэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течениедолгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представлялисобой переводы или переделки греческих произведений. При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около274—204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическоепроизведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующейримской истории. Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие,сюжетом для которых послужили римские сказания. Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественныйкостюм – тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulaepraetextae. «Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократическихубеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогдаСципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы вРиме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттудалишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлосьудалиться из Рима.»[9] После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния(239-169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пуническойвойне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился сКатоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Эннийжил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получилправа римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близокон был к кружку Сципионов. Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, крометого, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Эннийпервый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческиестихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих икоротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один излучших поэтов. От сочинения всех трёх перечисленных поэтов—Ливия, Андроника, Невия иЭнния — до настоящего времени дошли лишь отрывки. Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считалисьобразцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254—184 гг.). Плавт родился вУмбрии. Прибыв в Рим, он поступил служителем в труппу актёров, затемзанимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а всвободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшаясудьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавтупришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими ксамым разнообразным прослойкам населения Италии. По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являютсяподражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, котораяв отличие от политической комедии классической эпохи была комедиейбытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедийпроисходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттическойкомедии, фигурируют условные типы. Большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда фигурируют в комедииприхлебатель (паразит) и сводник; женские роли несколько однообразны; насцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно лежит любопытнаяинтрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев. Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется«Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется навойну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий вобличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинныйслуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняютиз дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признаетего и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решилиудалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетелна небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене. Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действиепроисходит в Эфесе. Главное действующее лицо — Пиргополиник — воин,состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфесприезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому,чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон идобрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина,назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки,отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интригараскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрогостарца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрываетсяв греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живыхоткликов на римскую действительность. У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, отмассового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы ивзгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протестпротив ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия«Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск инапоминала зрителям о победе над Ганнибалом. Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но уПлавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавтсоздал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искуснопользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводилнеологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде.Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавтанайдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым. Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180—102 гг.) известенсвоими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилийнападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление,жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем.Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, идо Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своимпроизведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с еговремени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям,ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современногопоэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки. Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром,получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. досередины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная,постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно.Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствоваласозданию того латинского языка, который изучался потом в течение многихстолетий. Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы,но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификацииучили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона. «В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из нихстремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразныепоэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенноалександрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную формустихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себяЦицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитойфилософской поэмы «О природе вещей».»[10] Западная Римская империя пала, и некоторым исследователямпредставляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, адальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже вранний период истории западных “варварских королевств” было забытозначительное число достижений материальной и духовной культуры античности,многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии,античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И назападе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себяценности античной культуры. Благодаря трудам “отцов церкви” грамотные людизнакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей,мифами. Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, этитруды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения,исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны издесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще многостолетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античныхавторов, благодаря чему они дошли до нас. Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античнымнаследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталосьот Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийскиеученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античнымнаследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культурыВозрождения. Теперь труды римских авторов извлекались из монастырскиххранилищ, переписывались, изучались, комментировались. С течением времени влияние античного наследия все более крепло.Европейская литература постоянно обращалась к античности, и все болеепрочной становилась связь между ними. Обрабатывались античные сюжеты:“Антоний и Клеопатра”, “Юлий Цезарь” у Шекспира, “Федра”, “Британик” уРасина, “Медея”, “Гораций”, “Помпей” у Корнеля. Воспроизводились целыепьесы: “Комедия ошибок” Шекспира повторяла “Менехмов” Плавта, а “Скупой”Мольера – плавтовский “Ларчик”. Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега,Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господамустроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание имписались новые. Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленныеримские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой “Памятник” вподражание “Памятнику” Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С.Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себеравных. К античным сюжетам обращались Мережковский (“Юлиан Отступник”),Брюсов (“Алтарь победы”), Андреев (пьесы “Похищение сабинянок” и “Конь всенате”). То есть это доказывает, что римская литература была явлениемвполне самодостаточным, иначе она не нашла бы такого широкого отклика вмировой литературе, и который находит до сих пор. 1. Искусство Древнего Рима. И в заключении хотелось бы уделить внимание искусству Древнего Рима, темболее, что его обсуждение и оценка – один из самых противоречивых вопросовв многочисленных исследованиях. Порой ученые высказывают весьма критическиесуждения. Римское искусство рано научилось льстить и притворятся, считаетДмитриева. «Уже в героизированных статуях Августа, изображаемого в видеполководца, театрально простирающего руку к войскам, есть натянутость ифальшь. И уже явно лживы и нарочиты портреты ничтожного императора Коммодав виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах, или Нервы в обликеЮпитера»[11]. В Риме не особо верили в идеал восточной древней триады «бог– царь – герой». Да и вообще ни во что уже не верили. Философская мысльлихорадочно блуждала, охотнее всего склоняясь к горестной покорностисудьбе, проповедуемой стоиками. Пороки правителей ни для кого не былисекретом. Тем не менее престиж власти должен был как – то поддерживаться,потому самый преступный правитель не имел недостатка в воспевателях ильстецах. Но все же фальшивило оно только на половину, и под маской лестисквозила беспощадность взора, лишенная иллюзий. И потому однозначноосуждать или восхвалять искусство Древнего Рима нельзя. Корни этой проблемыслишком глубоки, и потому следует обращаться к истории. Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамкахрабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонентаимеют ввиду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считаютзавершением художественного творчества античного общества. Правомерноутверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традицииэллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное,определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, исвоеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другимифакторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучатьлишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность инеповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, чтоистория римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложностьего проблематики. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладалисимволика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступилиу римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространстваи формы - не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния,подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, заторимлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты с сисключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица ихарактера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.Римский мастеров отличие от греческого, видевшего реальность в еепластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленениюцелого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бысквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Дляримлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в болееотчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило кутрате ощущения цельности мироздания. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческимрельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства силлюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись,слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов какв ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было уримлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства.Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классическогоПарфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам,окружавшим Акрополь. «В римской архитектуре, поражающей обычно своимиансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчиелюбили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Еслидревнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре вАфинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, какфорумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались внизинах.»[12] Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческихатлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрироваливнимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубокопротиворечива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная,вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношениеримлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а неконцентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римскоеискусство - качественно новый этап эстетического освоения человекомреальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам,вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимаетсясейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества.Осознавшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередкозаставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные,чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов.Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко искульптурные произведения значительно превосходили размерамидревнегреческие. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримскогоискусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность ипостоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства совключением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских,галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- неможет быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала.Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в которомримское начало играть роль особенную -- интерпретатора и хранителяхудожественного наследия античной эпохи при одновременном выявлениисобственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различныехудожественные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, неисключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическаяпрактика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границСирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народыжили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицейимперии. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило кпоявлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африкипоражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторыебританские -- особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские --свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративныхукрашений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя неотметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, вСредиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различныхэстетических принципов, в значительной степени определившие культурноеразвитие раннего средневековья. Конец римского искусства формально и условно может быть определенпадением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства -- весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в Iтысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и грековспособствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусствооказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Римбыл небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских игреческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскимиименами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийскаяволчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнегоРима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшойколичественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать,будет возрастать. Периодизация римского искусства -- одна из самых сложных проблем егоистории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизациидревнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, времярасцвета -- классикой и кризисные века -- эллинизмом, историкидревнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь сосменами императорских династий. Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собойизменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитииримского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая вовнимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то вобщих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) иреспубликанская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) -- период становленияримского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто впротивоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниямиформировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостаткавещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периодав древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не толькос развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и сдостаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностьюиталиков. Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамкахэтого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить:ранний период -- время Августа, первый период -- годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй -- время Траяна, поздний период -- времяпозднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранееПомпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С концаправления Септимия Севера начинается кризис римского искусства. Все художественное творчество Европы от средневековья до наших днейнесет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание кнему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многоепоколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя спецификаримского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казалисьлишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХвека отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. Вобращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видетьсоциально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские(Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однакосильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов,живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавшихбогатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусствомзаинтересовались ученые других европейских стран. Это было времяинтенсивного сбора художественного материала, период "антикварный",сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франциипробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству.Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию.И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступилпредставителем просветительской философии своего времени, создателемистории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусствукак к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримскимискусством начали заниматься уже не частные лица, а государственныеучреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывалиськрупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды одревнеримских произведениях искусства. Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримскогоискусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем. 1. Заключение. Итак, в своей работе я попытался проследить основные вехи развитияримской культуры и ответить на вопрос о роли заимствованней. Мне кажется,что говорить о римском наследии как о заимствованном не справедливо.Слишком много своего было привнесено римской цивилизацией, в противномслучае не был бы так велик интерес к ней сегодня. Что же касается кризисаимперии, то мы видим, что основные причины скрывались внутри самогообщества, а, следовательно, частично и в культуре, им насаждаемой.Искусство, вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притокеновых сил и идей для своего возрождения и обновления, но ход истории нельзяизменить, и некогда могущественная империя пала от рук варваров.Захватчиков активно поддержали порабощенные народы рабы, что лишний разподтвердило глубокий кризис внутри общества. В ходе работы я узнал многоновых интересных фактов, которые и попытался отразить наиболее полно. Так или иначе, искусство Древнего Рима оставило человечеству громадноенаследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор исоздатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительнопреобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоиннепреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римскоговремени оставило множество замечательных памятников в самых разныхобластях, начиная от произведений архитектуры и кончая стекляннымисосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем идоведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере иритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому онпринадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римскоегосударство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания стысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли воснову христианского искусства Нового времени. Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалосьосновой романских языков, а также языком науки и католической церкви.Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основуславянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказалибольшое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании,Франции, Италии. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами,полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями. 2. Использованная литература: 1. Троянский И.М. "История античной литературы", 3-е издание, Л., 1957 2. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г. 3. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г. 4. Парандовский Я. Мифология. М., 1971 5. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990 6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992 7. Поль Гиро. Частная и общественная жизнь римлян.. 8. Коптев А.В. Античное гражданское общество.-----------------------[1] Интересно, что именно от римлян пошло и получило впоследствиираспространение слова «религия» - поклонение воображаемымсверхъестественным существам и «культ» – в переносном смысле «почитать»,«ублажать», предполагает выполнение религиозных обрядов. Парандовский Я.Мифология. М., 1971. С. 15[2] В день основания Ромул приступает прежде всего к жертвоприношению. Еготоварищи разжигают костер и каждый скачет через пламя. Смысл этого обряда втом, что к действию должны приступать люди чистые (очищенные священнымогнем). Память об этом обряде сохранилась до наших дней, и сегодня римлянепразднуют рождение своего города (за 11 дней до майских календ). Поль Гиро.Частная и общественная жизнь римлян. С. 11.[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1971. С 65.[4] Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С. 153.[5] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. С.97.[6] Коптев А.В. Античное гражданское общество. С 17.[7] Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры,архитектуры. М., 1961.[8] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. С.99.[9] Троянский И.М. История античной литературы. Л., 1957. С. 69[10] Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990. С.156[11] Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.,1992. С.97.[12] Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М., 1990. С. 154.




Похожие:

Культура Древнего Рима iconДокументы
1. /КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.DOC
Культура Древнего Рима iconКультура Древнего Рима
Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до...
Культура Древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Культура Древнего Рима iconРеферат по культурологии на тему: «Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ»
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима 23
Культура Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Культура Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Культура Древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Культура Древнего Рима iconСамостоятельная работа по теме : «История государства Древнего Рима» Студента 1 курса 102 б группы
Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управляли старейшины. Род первоначально представлял собой сплоченный коллектив, связанный...
Культура Древнего Рима iconИскусство древнего Рима

Культура Древнего Рима iconАрхитектура Древнего Рима

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы