Ораторское искусство древнего Рима icon

Ораторское искусство древнего Рима



НазваниеОраторское искусство древнего Рима
Г. г. Одесса
Дата конвертации08.07.2012
Размер103,06 Kb.
ТипРеферат
Ораторское искусство древнего Рима


Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова [pic] по культорологии на тему: «Ораторское искусство древнего Рима» Выполнила: студентка I-го курса факультета психологии Скрыпникова Олеся Проверила: Володина Л.Г. г. Одесса – 2005г.Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцыгреческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становитсяпредметом тщательного изучения в специальных школах.Со страстными речами выступали политические деятели, как, например,реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был ораторомисключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своихвыступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, какпоказ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское иаттическое.Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писалигреческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Римеследовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут,которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут». Но ,к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, вкотором сочетались особенности азианского и аттического направления. Цицерон.Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона. Марк ТуллийЦицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеномвысшую ступень ораторского искусства.Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку отРима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящееобразование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой.В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушали комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучалтеорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицеронучился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошогреческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаряблизости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемическойшколы Филоном. У него же он научился диалектике — искусству спора иаргументации.Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многихсвоих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точкизрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшегогосударственного деятеля, который должен обладать всеми качествамивысоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы ипредотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучшийгосударственный строй изложены в первой части этого трактата. Авторприходит к заключению, что лучший государственный строй существовал вРимской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лицедвух консулов, власть аристократии — в лице сената, а демократии —народного собрания.Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древниезаконы, возродить «обычай предков» (трактат «О законах»).Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, вкоторых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Обобязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном.Он написал трактаты «О пределах доброго и злого», «Тускуланские беседы», «Оприроде богов». Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов,вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительноотвергает все чудеса и гадания (трактат «О гаданий»).Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характе и рассматривалисьим в зависимости от практического их значения в области этики и политики.Считая всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определеннойполитической платформы. Он стремился сначала приобрести расположениенарода, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственнойосновой союз всадников с нобилитетом и сенатом.Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата егоКвинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расцениваеттебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника егоавторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизнитвоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же,поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пустьсчитают, что ты будешь действовать в его интересах» .Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении емунезаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней онпридерживался азианского стиля, в котором был известен его соперникГортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту РосцияАмерипского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственникиобвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилиясулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, КорнелияХризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществомубитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократиидобился популярности в народе.Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и наостров Родос, якобы ввиду необходимости более глубоко изучить философию иораторское искусство. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшеговлияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться«среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским иумеренным аттическим стилем.Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатскойдеятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакцияпротив аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этомсодействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии онзанял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицеронвыступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретораВерреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию.Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существуЦицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу,несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитникомВерреса был знаменитый Гортенсий.В 66 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении ГнеяПомпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживалзаконопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы сМитридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против побилитета,имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицеронапротив сената и оптиматов.Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальныхреформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явнуюоппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал противаграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупкеземли в Италии и заселении ее бедными гражданами.Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов ивсадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резкоговорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками,угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены.Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителяЛюция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие отэкономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как иЦицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на всестарания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы,ему это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составилзаговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона.Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованномушпионажу.В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противникувсевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим иуничтожить всех честных граждан.Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственнымивойсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движениябыли арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицеронабыли задушены в тюрьме.Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союзасенаторов и всадников.Само собой разумеется, что реакционная часть сената одобрила действияЦицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отцаотечества».Деятельность Катилины тенденциозно освещена римским историком Саллюстием.Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу (XXV) приводит следующеезамечательное высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, можетбыть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные,обещаниям и преуспевающих и счастливых... наименее робкий и наиболеепострадавший — вот кто должен быть призван вождем и знаменосцемугнетенных».Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие,популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарьи Красе, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58г. отправиться в изгнание.В 57 г. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнегополитического влияния и занимался главным образом литературной работой.К этому времени относятся его речи в защиту народного трибуна Сестия, взащиту Милопа. В_это же время Цицероном был написан известный трактат «Обораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51—50 гг.),Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе наднесколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором(высшим военным начальником). По возвращением в Рим в конце 50 г. Цицеронпримкнул к Помпею, но после его поражения при Фарсале (48 г.) он отказалсяот участия в борьбе и внешне помирился с Цезарем. Он занялся вопросамиораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризациейгреческой философии в области практической морали.После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в ряды активныхдеятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана вборьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются«Филиппинами». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. дон. э. убит.Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философскиетрактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, каквыражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защитугреческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. ВозвеличивАрхия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природногодарования и усидчивой, терпеливой работы.Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о егожизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов,но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.Язык и стиль речей Цицерона.Для политического и особенно судебного оратораважно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить еготак, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в егоистинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосомнарода и не могло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход делазависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя ибыли построены по схеме традиционной античной риторики, дают представлениеи о тех приемах, которыми он достигал успеха.Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинствеслучаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей отневыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха делаобстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении длясудебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждалсятенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. Врассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речамхудожественную форму.В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданинаГавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли па площадирозгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римскийгражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имясвободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! Отрибунская власть, которую так сильно желал римский плебес и которуюнаконец ему возвратили!» Эти патетические восклицания усиливали драматизмрассказа.Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется, но редко. Патетическийтон сменяется простым, серьезность изложения— шуткой, насмешкой.Признавая, что «оратору следует преувеличить факт», Цицерон в своих речахсчитает закономерной амплификацию— прием преувеличения. Так, в речи противКатилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторони, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон нечуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противниковобвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалостьк обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что «от слез не можетговорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на рукиребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца.Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает особыйораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованиюобщенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческихслов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой онисменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, впостроении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части,обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Этосоздает впечатление ритмической прозы.Риторические произведения. В теоретических трудах о красноречии Цицеронобобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своейпрактической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.),«Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог междудвумя известными ораторами, предшественниками Цицерона—Лициннем Крассом иМарком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицеронвыражает устами Красса, считающего, что оратором может быть толькоразносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видитполитического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданскихвойн.В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ееоформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи,ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, которыймимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит обистории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно напоследнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом егонаименовании—«О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получилв эпоху Возрождения. Цель его— доказать превосходство римских ораторовперед греческими.Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия,—эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выраженияДемосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себявыдающимся римским оратором.Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о примененииразличных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедитьслушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец,увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяетсяпериодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовкахчленов периода.Дошедшие до нас труды оратора имеют исключительную историческую икультурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения,специалисты интересовались риторическими и философскими сочинениямиЦицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами.Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.Блестящий стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон явилсясоздателем того изящного литературного языка, который считался образцомлатинской прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взглядыЦицерона оказали влияние на Вольтера и Монтескье, написавшего трактат «Духзаконов».




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ораторское искусство древнего Рима iconРеферат по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович
Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима явление самостоятельное,...
Ораторское искусство древнего Рима iconИскусство древнего Рима

Ораторское искусство древнего Рима iconХрамовое искусство Древнего Рима

Ораторское искусство древнего Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Ораторское искусство древнего Рима iconИскусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры
Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в...
Ораторское искусство древнего Рима iconИстория Древнего Рима Начало Рима

Ораторское искусство древнего Рима iconОраторское искусство

Ораторское искусство древнего Рима iconАнтичное ораторское искусство

Ораторское искусство древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Ораторское искусство древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы