Государственный университет высшая школа экономики icon

Государственный университет высшая школа экономики



НазваниеГосударственный университет высшая школа экономики
Дата конвертации07.07.2012
Размер110,85 Kb.
ТипПрограмма курса
скачать >>>





Министерство экономического развития и торговли


Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


Факультет бизнес–информатики.


Программа курса

«Отечественная история»



для направлений ……… - Программная инженерия и прикладная математика


Автор: д.и.н., профессор И. И. Филатова


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

Прикладная политология всеобщей и отечественной истории

…………………

Председатель Зав. кафедрой Васильев Л.С.

Поляков Л.В.

200 г. “ 200 г.


Утверждена УС факультета


Ученый секретарь


200 г.


Москва 2007


Курс:

«Отечественная история (Россия: долгий выбор пути)».



Дисциплина относится к вузовскому компоненту


Пояснительная записка


Автор программы: доктор исторических наук, профессор Филатова Ирина Ивановна.


Требования к студентам: изучая курс, студент должен:

1. иметь представление об основных мировых цивилизациях;

2. знать историю России в пределах требований, предъявляемыхв рамках школьной программы;

5. иметь общее представление о периодизации мировой истории и истории России;

8. уметь работать со справочной и учебной литературой;

9. обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать собственные мысли.


Аннотация:


В различные периоды свой истории Россия (первоначально - Русь) – испытывала воздействие со стороны соседних западных и восточных цивилизационных структур и должна была взаимодействовать с ними. На протяжении веков в решающие моменты своего развития Россия стояла перед выбором – запад или восток: варяги или хазары, христианство или ислам, немцы или монголы, феодализм или деспотия, европейская модернизация или традиционный застой, гражданское общество или тоталитарный контроль и т. д. Напряжение, создававшееся российском обществе в моменты выбора, часто приводило к кровавым катаклизмам. «Проблема выбора» до сих пор не снята с политической «повестки дня» российского общества, и знакомство с ее историческими корнями необходимо каждому образованному россиянину.


Курс предлагает проблемный подход к истории России и ее места в мировой истории. Изложение российской истории идет на основе проблемно-хронологического метода, что дает возможность студентам увидеть проблемы в развитии, понять их логику и причины.


Курс включает проведение семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагает участие в семинарских занятиях и написание рефератов, темы которых прилагаются.


Учебная задача курса:


В результате изучения курса студент должен:


– знать учебный материал, предусмотренный данной программой;


– уметь работать с документами, анализировать текст и контекст предлагаемой документом темы.


– уметь находить и систематизировать найденный материал по заданной теме и оперировать полученными знаниями.


Тематический план учебной дисциплины:


Курс составляет 32 аудиторных часа. Он рассчитан на один модуль и включает лекционные (14 часов) и семинарские (14 часов) занятия. Самостоятельная работа студентов состоит из написания эссе, а также занятий на семинарах. На самостоятельную работу студентов отводится – не считая семинарских занятий – 12 часов. Модуль завершается сдачей зачёта (4 часа).





Название темы

Всего часов

Аудиторные часы




Самостояте-

льная работа









Лекции


Сем. занят.




1.

Предмет истории. Периодизация истории России. Специфика развития и выбор пути доимперской Россией. Исторический выбор XIII в. и его последствия. Москва – собирательница русских земель (ХIII-ХV вв.). Исторические традиции и самоидентификация Московского государства.

Начало империи. Новый распад.

4

2


2




2.

Реформы ХIII века: модернизация, консервация и новый выбор. Русский абсолютизм. Русская православная церковь, русская идея и многоэтничность. Национальная политика.

4

2


2



2


3.

Попытки либеральных реформ. Российское самодержавие и российская империя. Западники и славянофилы. Самодержавная идеология, национализм и национальная политика в ХIХв. Капиталистическая модернизация и реформы конца XIX века.





4

2


2



2

4.


Выбор начала XX века: Ленинские альтернативы и Сталинская революция. Сталинизм и марксизм.


4

2


2



2

5.

СССР как апофеоз тоталитарно–государственной модели развития. Советская идея: идеология, идеал и реальность. Советская национальная политика.


4

2


2



2

6.

«Оттепель» – попытка восточной модернизации. Политическая цена «застоя». Выбор конца ХХ века: революция или эволюция? Взрыв национализмов и распад СССР.


4

2


2



2

7.

Постсоветская Россия – новый выбор пути? Основные политические тенденции постсоветской России. Эволюция экономической системы и властных структур.

4

2


2


2








28

14

14

12


Формы контроля и структура итоговой оценки:

– текущий контроль: опросы на семинарских занятиях, эссе, доклады на семинарах.

– итоговый контроль представляет собой сдачу зачета.

– итоговая оценка формируется из следующих показателей:


Эссе - 0,30

Выступления на сем. занятиях - 0,20

Зачёт - 0,50


При выставлении оценки учитываются объём знаний и глубина усвоения материала студентом, самостоятельность мышления, умение анализировать и обобщать материал, логически мыслить, подбирать необходимые и достаточные аргументы для обоснования своих взглядов.


Содержание программы.

Россия: долгий выбор пути.


Тема 1.

Предмет истории. Периодизация истории России.

Специфика развития и выбор пути доимперской Россией. Исторический выбор XIII в. и его последствия.

Москва – собирательница русских земель (ХIII-ХV вв).

Исторические традиции и самоидентификация Московского государства. Начало империи. Новый распад.


Об истории – процеесе и истории – предмете изучения. Методы работы историков. Основные периоды развития Российского государства. Зарождение Русского государства и его специфика. Татаро–монгольская эпоха и ее след в истории Руси и Московии. Московское государство: особенности и специфика формирования. Основы самоидентификации и самосознания нового государства. Руссиая идея при Грозном. Расширение границ. Государство или империя? Новый распад государственности


Тема 2.


Реформы ХIII века: модернизация, консервация и новый выбор.

Российский абсолютизм. Русская православная церковь, русская идея и многоэтничность. Национальная политика.


Сущность Петровских и Екатерининских реформ. Техническая модернизация, закрепление основ прежнего строя, закрепощение крестьянства. Характер российского абсолютизма. Характер реформы русской прославной церкви. Русская идея в ХVIII в. и многоэтничность российской империи. Националпная политика российского правительства.


Тема 3.

Попытки либеральных реформ.

Российское самодержавие и российская империя. Западники и славянофилы.

Самодержавная идеология, национализм и национальная политика в ХIХв. Капиталистическая модернизация и реформы конца XIX века.



Провал декабристского либерализма. Взаимозависимость между самодержавием и империей. Идеология сдамодержавия и национальная политика. Русская идея в XIX веке. Западничество и славянофильство как выражение извечного идеологического противостояния в русской истории. Выбор конца XIX века: «великие реформы» как консервация «восточного пути». Российский капитализм: специфика и влияние на развитие страны.


Тема 4.


Выбор начала XX века: Ленинские альтернативы

и Сталинская революция. Сталинизм и марксизм.


Ленинский переворот, новый распад, военный коммунизм и НЭП: новое и традиционное. Сталинская революция. Закрепление и углубление традиционной модели. Революцинность и традицинность сталинизма. Антимарксистский характер сталинизма: была ли альтернатива?


Тема 5.


СССР как апофеоз тоталитарно–государственной модели развития.

Советская идея: идеология, идеал и реальность.

Советская национальная политика.


Сущность сталинизма. Советский тоталитаризм как высшая точка развития страны по традиционному пути. Закрепощение советского населения. Смысл советской идеи и роль советского идеала. Структура советского общества. Национальная политика в теории и реальности. Сила и слабость советского государства.


Тема 6.


«Оттепель» – попытка восточной модернизации. Политическая цена «застоя». Выбор конца ХХ века: революция или эволюция?

Взрыв национализмов и распад СССР.


Хрущевские реформы: попытка модернизации без изменения экономической системы и государственной структуры. Обреченность «застоя». Истоки, социальные корни и характер горбачевской реформы. Попытка упорядочения эволюционного процесса и сдерживания его дальнейшего развития. Характер новых национализмов и новая русская идея. Распад СССР – случайность или закономенрость?


Тема 7.


Постсоветская Россия – новый выбор?


Революционные изменения 90–х годов. Исторический и социальный смысл ельцынской революции. Традиционность новшеств. Возврат к традиционным основам русской государственности и экономики?


Основная литература.


1. История России с древнейших времён до конца ХХ века. Пособие для педагогических вузов. (Рук. авт. кол. Данилов А. А..) М., 2000.

2. Отечественная история. Учебник для вузов./ Под ред. Ш. М. Мунчаева М., 1997.


Дополнительная литература.


1. В. С. Дякин. Национальный вопрос воснутренней политике царизма (XIX–начало XX века). СПб, 1998.

2. История России ХХ века. Пособие для учителей. Под ред. А. О. Чубарьяна. М., 2003.

3. Национальная политика России: история и современность. М., 1997.

4. Россия, которую мы не знали. 1939–1993. Хрестоматия. Под ред. М. Е. Главатского. Челябинск, 1995.

5. А. Л. Янов. Россия против России. Очерки истории русского национализма, 1825–1921. Новосибирск, 1999.


Вопросы для подготовки к зачету:


1. Предмет истории и задачи истории как науки.

2. Киевская Русь – периферия средневековой Европы?

3. Новгородская республика.

4. Особенности развития северо-восточных земель Руси.

5. Последствия монгольского завоевания Руси.

6. Восточное влияние или самостоятельная обусловленность формирования российского деспотического государства ?

7. Государство и церковь в России.

8. Россия как континентальная империи.

9. Причины, основные черты и результаты петровской модернизации.

10. Реформы Екатерины II.

11. Национальная политика Российского государства.

12. Причины и результаты поражения декабристского восстания.

13. Великие реформы 1860-х - 1870-х гг.

14. Политическая реакция Александра III.

15. Столыпинская реформа – причины неудачи.

16. Был ли неизбежен приход к власти большевиков ?

17. Военный коммунизм и НЭП.

18. Сталинские преобразования советского строя.

19. Советская национальная политика.

20. СССР как апофеоз победившего «восточного» пути развития.

21. Суть хрущевских реформ и причина их неудач.

22. Брежневский «застой» и его политические результаты.

23. Реформы конца 80–х годов.

24. Суть и смысл перемен начала 90–х годов.

25. Россия в 21–м веке.

Темы рефератов:


  1. Возникновение и специфика русского государства. Варяги и славян.

  2. Монгольское нашествие на Русь: характер русской государственности.

  3. Специфика северо–восточных областей. Иван Калита – собиратель земель русских.

  4. Иван Грозный и истоки русской империи.

  5. Причины и смысмл смутного времени.

  6. Реформы Петра I и российская государственность.

  7. Реформы Екатерины II и российская государственность.

  8. Война 1812 года и ее влияние на общественную жизнь России. Декабристы.

  9. Российский абсолютизм: Николай I и его внутренняя политика.

  10. Велики либеральные реформы Александра II.

  11. Русский терроризм 60-70-х гг. XIX в.

  12. Национальная политика России.

  13. Экономическое развитие России в 80-90 гг. XIX в.

  14. Что сделал для России В. И. Ленин.

  15. Военный коммунизм и НЭП.

  16. СССР – причины успеха воссоздание империи.

  17. Что сделал для страны Сталин?

  18. Хрущев как человек и политический деятель. Смысл хрущевских реформ.

  19. XX КПСС и разоблачение «культа личности». «Оттепель» и ее реформы.

  20. Национальная политика СССР.

  21. Стабильность или застой «реального социализма»?

  22. Реформы Горбачева.

  23. Национальные конфликты в СССР в период перестройки.

  24. Развал СССР – закономерность или злая воля «беловежской тройки».

  25. Что сделал для страны Ельцин?

  26. Либеральные реформы Гайдара – их воздействие на российское общество.

  27. Путин как политик.



Автор программы: ________________________ И. И. Филатова.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственный университет высшая школа экономики icon«Государственный университет Высшая школа экономики»
Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный...
Государственный университет высшая школа экономики iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
Положение об ученом совете филиала государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования...
Государственный университет высшая школа экономики iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
Положение об ученом совете филиала государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования...
Государственный университет высшая школа экономики iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
Положение об ученом совете филиала государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования...
Государственный университет высшая школа экономики icon«Государственный университет Высшая школа экономики» Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Программа дисциплины Экономическая теория
Курс состоит из 39 часов лекций, 20 часов семинаров и 52 часов самостоятельной работы студентов, которая включает подготовку к семинарским...
Государственный университет высшая школа экономики iconПолное наименование вуза: Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – высшая школа экономики»
Профессионального образования «Государственный университет – высшая школа экономики»
Государственный университет высшая школа экономики iconГосударственный университет – высшая школа экономики положение
«Государственный университет – Высшая школа экономики» (далее гу-вшэ), Положением о факультете гу-вшэ и определяет компетенцию ученого...
Государственный университет высшая школа экономики iconПротокол №56) Положение о премировании (установлении поощрительных выплат) работников государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственный университет высшая школа экономики iconГосударственный университет утверждено высшая школа экономики ученым советом Государственного положение университета о высшей школе юриспруденции высшей школы экономики протокол от 23. 04. 2010 №12
«Государственный университет Высшая школа экономики» (далее – гу-вшэ) и определяет правовой статус Высшей школы юриспруденции (далее...
Государственный университет высшая школа экономики iconМеждународная конференция «Субъективность и идентичность» Москва, Государственный университет Высшая школа экономики
Конференция проводится при поддержке Центра фундаментальных исследований Государственного университета Высшая школа экономики
Государственный университет высшая школа экономики iconК 178-10-12/подключение (ниу) Предмет Договора: Оказание услуг по подключению и обеспечению доступа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
«Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы