Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве icon

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве



НазваниеСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Дата конвертации07.07.2012
Размер321.33 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве


Уральский Государственный Технический Университет Кафедра "Банковское дело" Р е ф е р а т Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве Руководитель: Томилов П.С.. Студентка гр. И-353 А Пайвина О.А. Екатеринбург 1999г. Содержание.Введение………………………………………………………31. Основные аспекты понятия свободная экономическая зона…………………………………………………………52. Анализ американской практики создания свободных экономических зон………………………………………..83. Перспективы свободных экономических зон в России………………………………………………………15Заключение………………………………………………….19Список использованной литературы………………………21 Введение. За последние несколько десятилетий развитие свободных экономическихзон стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получилиширокое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале90-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. По мнению западныхэкспертов, к 2000г. через свободные экономические зоны будет проходить дотрети мирового товарооборота. Свободные экономические зоны – это географические территории, которымих политические центры предоставляют более льготный, по сравнению собщепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности.Иными словами, на этих территориях осуществляется выборочное сокращениегосударственного вмешательства в экономические процессы. Свободныеэкономические зоны составляют обособленную часть национальногоэкономического пространства, на которой применяется определенная системальгот, не используемая на других территориях данного государства. Мировая практика организации и функционирования специальныхэкономических зон свидетельствует, что они создаются и реально способствуютдостижению разнообразных целей. Главной целью создания свободных экономических зон является болееглубокое включение стран в процесс развития международного разделениятруда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции наэкспорт и обеспечения таким путем роста валютных поступлений. Эта логикавполне понятна. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечитьширокое открытие экономики для иностранного предпринимательского капиталаили прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии, то она в состоянииэто сделать в рамках свободных экономических зон. Свободные экономические зоны нужны также для насыщения внутреннегорынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первуюочередь, импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели навыделенной территории с помощью иностранного капитала создаетсяимпортозаменяющее производство. Организация свободных экономических зон предусматривает более глубокоевключение во внешнеэкономические отношения не только по производственнойлинии, но и в области туризма, культуры и санаторно-культурной сферы, чтотакже ведет к увеличению валютных поступлений.
Свободные экономические зоны призваны обеспечить ускоренное внедрениев производство отечественных и иностранных научно-технических разработок сдальнейшим использованием их результатов во все национальной экономикестраны. Одной из целей создания свободных экономических зон для развивающихсястран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров,хозяйственных и управленческих кадров. И, наконец, создание зонрассматривается как метод модернизации экономики в условиях ее перехода отадминистративных принципов функционирования к рыночным. Необходимо, чтобы при создании свободных экономических зон цели быличетко обозначены, так как они предопределяют выбор системы льгот,предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны образованы и успешно действуют во многихстранах мира. Они функционируют как в промышленно развитых странах, таких,как США, Япония, Германия, Англия, Канада и других, так и в развивающихсястранах. Многолетняя позитивная мировая практика зарубежных стран посозданию и функционированию свободных экономических зон свидетельствует обэффективности применения подобного метода оздоровления экономики ипроведения в жизнь новых экономических идей на изолированных участкахтерритории принимающих их стран. Учитывая, что перед Россией на современном этапе стоят сходныепроблемы в экономической сфере, решаемые иностранными государствами в томчисле с помощью образования свободных экономических зон, такие какмодификация национальной техники и технологии , повышение экспортногопотенциала, пополнение валютных резервов, компенсация дефицита собственныхфинансовых ресурсов, Россия также пошла по пути учреждения на своейтерритории свободных экономических зон. 1.Основные аспекты понятия свободная экономическая зона. Первоначально свободной экономической зоной считалась особаятерритория крупного морского порта или примыкающего к нему района,выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинноговвоза и вывоза иностранных товаров. Статус свободных портов имели Ливорно(1547г.), Генуя (1595 г.), Венеция (1661 г.), Марсель (1669 г.). Натерритории России - Одесса (1817 г.), Владивосток (1862 г.), Батуми (1878г.). В настоящее время имеют статус "свободный порт": в Швейцарии - Букс,Женевпорт, В Бразилии - Манаус, в Румынии - Сулина и некоторые другие. Втаких портах товары хранятся на складах неограниченный или ограниченныйсрок, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатойпошлины или вывозятся беспошлинно за границу. По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политикигосударств "свободные порты" стали видоизменяться в свободные экономическиезоны, где все большее значение приобретала переработка товара. В начале 60-х годов свободные экономические зоны из собирающих пунктов и пунктовраспределения все чаще становятся местом обработки и трансформации товаровпри льготных условиях их экспорта из зон. С 80-х годовсвободные экономические зоны начинают использоваться для преодоления застояв отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела,развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. В международно-правовой практике "свободная зона" означает частьтерритории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются втом, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределовтаможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенногоконтроля. Данное определение было дано в Киотской конвенции от 18 мая1973 г, установившей коммерческую и промышленную свободные зоны. Подкоммерческой свободной зоной понимается зона, куда "товары,допускаются для последующей продажи, их переработка и использование впроизводстве обычно запрещены". Промышленная зона подразумевает, что"товары, допущенные к ввозу могут быть подвергнуты разрешенным операциямпо переработке". Существуют два подхода образования свободных экономических зон.Территориальная концепция образования свободных экономических зонподразумевает часть территории принимающего государства, выделенную изостальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом длярасположенных в ней предприятий. Режимная, или точечная концепция исходитиз отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляетсяопределенному виду предпринимательской деятельности. При этомгеографическое местонахождение субъекта хозяйственных отношений не имеетзначения. При режимном подходе образования свободных экономических зон врежиме зоны могут действовать отдельные конкретные предприятия, подпадающиепод преференциальный режим, предоставляемый определенному виду зон.Например, в точечным зонам относятся "Макиладорас" в Мексике, отдельныепредприятия во многих промышленно развитых странах. Данная концепция даетвозможность фирмам самим выбирать оптимальный район для развертывания своейдеятельности. Цели создания свободных экономических зон варьируются в широкихпределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политическихусловий той или иной страны. В развитых капиталистических странах свободныеэкономические зоны создаются, как правило, в застойных районах, страдающихбезработицей, с недоразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статусзон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранныхинвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитиеимеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок , а такжеобеспечения дополнительных рабочих мест. В новых индустриальных странахАзии зональная политика является элементом промышленной и направлена насоздание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественноэкспортных и научно-технических).В развивающихся странах, имеющих невысокийуровень экономического развития при создании свободных экономических зонставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии иуправленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры,увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получениядополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений,предоставления коммерческих и других услуг. В обобщенном виде созданиесвободных экономических зон направлено на достижение таких целей, как:привлечение передовой, по отношению к национальной технологии; активизацииэкономики путем привлечения иностранного капитала; поступление валютныхактивов и таким образом увеличение валютных запасов; насыщение внутреннегопотребительского рынка; повышение уровня занятости населения икачественного состояния рабочей силы; создание современной рыночнойинфраструктуры; ускоренное развитие депрессивных районов; приобретениемирового опыта в области управления экономикой, международногопредпринимательства. Мировая практика предполагает два варианта создания свободныхэкономических зон. Вариант "сверху" означает, что образование зоныпроисходит по инициативе центральных властей и в рамках государственнойпрограммы (как, например, в Южной Корее). Вариант "снизу", - созданиесвободных экономических зон в порядке рыночной самоорганизации(Доминиканская республика, Польша). Более динамично развивается второйвариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании.Предложения об учреждении свободной экономической зоны направляются вспециально уполномоченный государственный федеральный или региональныйорган, который после принятия решения об учреждении зоны включается вработу по формированию условий ее создания. Особое внимание при учреждениизон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формированиесоциальной и производственной инфраструктуры, отраслевая структурасвободной экономической зоны. Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зонявляется система преференций и льгот, предоставляемых иностранным инациональным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными дляинвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономикидостаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемогодохода. Основным налогом является корпоративный налог, который взимается сприбыли предприятия. Льготы по этому виду налога могут быть связаны как соснижением ставки налогообложения, так и с предоставлением длительногосрока освобождения от его уплаты. Причем в некоторых странах этот срокдостаточно длителен. Например, в зонах Индии льготный период составляет 5лет с момента декларирования прибыли, в Перу - 15 лет. Существеннымявляется и понижение налоговых ставок. Предоставляемые льготы, как правило,дифференцированы, в зависимости от вида предприятия и приоритетностиотрасли, в которой оно действует. Например, в Китае корпоративный налог дляпредприятий, действующих в особых экономических зонах, установлен на уровне15%, в то время как во внутреннем Китае он составляет 33%. В Болгарии всоответствии с Указом "О свободных беспошлинных зонах" прибыль, полученнаяв результате производственной, торговой и другой деятельности,освобождается от налогообложения в случае реализации продукции внутри зоныили за рубежом. Кроме льгот по корпоративному налогу предоставляются льготы повыплатам налогов на собственности, на налог с оборота, торгово-промышленныйналог и другие виды налогов. В свободной зоне Бразилии Манаус не взимаетсяналог на изделия, произведенные вне зоны для поставки в нее, или с товаров,произведенных в зоне для продажи внутри страны, а также с товаров,произведенных из местного сырья для продажи в зоне. В свободных экономических зонах действуют и различные косвенныельготы. Это, прежде всего, возможность ускоренной амортизации, а такжепониженные тарифы на оплату аренды, коммунальных и других услуг. Спектркосвенных льгот довольно широк, он определяется в каждом конкретном случаесамостоятельно, в зависимости от целей, который преследуются при созданиисвободной экономической зоны. Характерной чертой свободных экономических зон является выделение ихиз таможенной границы государства и установления особого режимарегулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт натерриторию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья,необходимых для производственного процесса, а также товаров широкогопотребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляетсябеспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются иэкспортные пошлины, принятые в некоторых странах. В некоторых странах, например, в Китае, Чили, Перу для расчетов поэкспортно-импортым операциям и по расчетам с внутренним рынком,осуществляемых предприятиями свободных экономических зон, применяется каксвободно конвертируемая валюта, так и национальная денежная единица. Всвободных экономических зонах Китая, например, используются несколькопараллельных средств платежа - юань, гонконгский доллар, свободноконвертируемая валюта. При этом валютная деятельность субъектов зоннаходится под жестким контролем властей. Предприниматели имеют право вестирасчеты в любой валюте. Таким образом, особый валютный режим является такжеодной из характерных черт свободных экономических зон. Таким образом, свободная экономическая зона - это часть сувереннойтерритории принимающей страны особой целевой направленности, обусловленнойэкономическими, социальными, демографическими критериями и потребностями ееразвития. Находится под национальной юрисдикцией. Характеризуетсяопределенным набором экономических льгот, предоставляемых органами власти иуправления различных уровней принимающего государства иностранным инациональным инвесторам в соответствии с учреждаемым типом свободныхэкономических зон, особой системой ввоза и вывоза товаров и услуг,осуществляемой на основе рассмотрения данной территории как территории,находящейся за пределами таможенной. Функционирует в системе специальносоздаваемых или уже имеющихся государственных федеральных или региональныхструктур и местных органов власти и управления с четким размежеванием кругарешаемых ими вопросов. 2. Анализ американской практики создания свободных экономических зон. Функционирующие во многих странах свободные экономические зоныупрочивают свое место в мировом хозяйстве. Попытки их созданияпредпринимаются и в России. В этом контексте представляется логичнымознакомление с мировой, в частности, американской, практикой развития этихзон. В США в настоящее время существуют три основных типа свободныхэкономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны итехнологические парки. Зоны внешней торговли. Свободные торговые зоны возникли в мире только в XIX в., прежде всегов Северной Европе. В США подобные зоны появились в 30-е годы нашегостолетия, получив название зон внешней торговли. Такие зоны представляют собой ограниченные участки национальнойтерритории, в пределах которых устанавливается льготный, по сравнению собщим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической деятельности.Иными словами зоны внешней торговли - это торговые или торгово-производственные зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, сточки зрения таможенного, бюджетно-налогового и финансового режимоврассматриваются как находящиеся за пределами государства. Современные зоны внешней торговли предоставляют широкий спектр услуг:складирование, сортировка и упаковка ввозимого товара, также полная егопереработка, сборка определенных видов продукции из компонентов местногоили иностранного происхождения и даже создание отдельных видов производствна базе продукции, поступающей в зону или выпускаемой в ней. Обычнопредпосылками организации свободных торговых зон являются выгодноегеографическое положение (близость к международным транспортным артериям,крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т.д.) иналичие развитой инфраструктуры (подъездных путей, складских помещений,грузовых терминалов, разгрузочно-погрузочной техники, устойчивого электро-,водо- и теплоснабжения). Поэтому зоны внешней торговли чаще всегоразмещаются в портах, аэропортах или вблизи них. Первые зоны внешней торговли, создававшиеся на основе Закона о зонахвнешней торговли (1934г.) преследовали цели глубже вовлечь США в мировуюторговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономическойактивности на определенных территориях, а также добиться снижения уровнябезработицы, масштабы которой были чрезвычайно велики в период "великойдепрессии". Согласно существующему законодательству, зоны внешней торговли,действующие на территории США, подразделяются на - зоны общего назначения, - специализированные зоны (субзоны). Зоны общего назначения располагаются, как правило, около или натерритории портов и аэропортов, находятся вне юрисдикции таможенной службыСША. Типичная зона внешней торговли общего назначения имеет сдаваемые варенду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерныйцентр с доступом к любым способам транспортировки. В большинстве таких зонимеются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зонмогут располагать свое хозяйство; коммунальные услуги предоставляются наоснове публикуемых тарифов для государственных компаний. Зоны общего назначения представляют собой американский вариант того,что в международной практике называется зоной свободной торговли илисвободной гаванью. Сфера деятельности зон общего назначения охватываетскладирование, сортировку, упаковку товаров без их дополнительнойобработки. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемогоКомитетом по зонам внешней торговли различным организациям, существующимпри правительстве штата или при местных властях, например, администрациипорта, комитетам по промышленному развитию штата, агентствам икорпорациям по экономическому развитию. Важным условием создания этих зонявляется внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата, в повышениеуровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственнымиили частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение насоздание зон, заключают контракты. Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах- в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе иСиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган), Маягуэс (штат Пуэрто-Рико), Гонолулу (штат Гавайи).Более всего количество зон увеличилось в 70-80-е годы, что отразило роствнешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке.В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах имеждународных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану,но играющих важную роль во внешней торговле. Из 52 созданных в 1970 годузон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода кокеану. Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США,сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннемрынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело ксозданию в стране новой торговой инфраструктуры. Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах крупныхкомпаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, иориентированы только на одного пользователя. Такие зоны создаются решениемруководства зон общего назначения, для организации той или иной частнойкомпанией сборочных заводов или различных промышленных производств. Статуссубзоны является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения,как правило, предоставляется уже существующим производствам. Субзонытехнически являются частью зон общего назначения, на территориально могутбыть значительно удалены от последних. Создание субзон преследует целиразвития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств. В Америке свободные экономические зоны широко распространены.Этому способствуют, в первую очередь, различные льготы, предоставляемыедействующим на их территории компаниям. Главные из этих льгот таковы. Таможенные пошлины и внутренние налоги, если таковые должны взиматься,уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешнейторговли на территорию таможни и предназначаются для внутреннегопотребления. Товары, находящиеся в зоне не облагаются таможенными пошлинами и с нихне взимаются акцизные сборы. Частная собственность компаний или отдельныхлиц, находящаяся на территории зоны освобождается от федерального иместного налогов. Товары, которые экспортируются из зон внешней торговли в третьистраны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и неподлежат квотированию. Экспортируемые товары, благодаря хорошо отлаженной системе охраны нетребуют больших страховых затрат. Таможенная процедура при экспорте товаров сведена к минимуму. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся и на территориюзон. Исключение делается для товаров, предназначенных для последующегоимпорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зонесогласно требованиям американской таможенной службы. Импорт товаров из зон внешней торговли на территорию СШАосуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортерууплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в зону, либо наиностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Темсамым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину. Импортеры продукции таких отраслей, как судостроение,автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования,нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в зонахвнешней торговли, при ввозе конечного продукта на территорию СШАосвобождаются от уплаты инверсированного (обратного) тарифа. Механизмустановления данного тарифа предусматривает более высокие пошлины на узлы иотдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленнойстоимости. В 90-е годы около 90% экономической активности в зонах внешнейторговли было связано с деятельностью фирм обрабатывающейпромышленности (преимущественно, автомобилестроительной), стремившихсяизбежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из таких зондля обеспечения работы своих предприятий на территории США. Это давало имсущественную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемойпродукции. Для многих предприятий важна также отсрочка уплаты импортных пошлинна период нахождения иностранных товаров в пределах зоны внешней торговли(до момента их выпуска на таможенную территорию США), а также невзиманиепошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров.Несмотря на существующий в большинстве зон запрет розничной торговли,компании розничной торговли располагают на этих территориях свои склады ивыигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин. О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговлисвидетельствуют следующие данные. В 1992г общая стоимость товаров, которыебыли завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл. А вконце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в зоны,составляла 130-150 млрд. долл. Расширение хозяйственной деятельности зонвнешней торговли происходит главным образом благодаря росту сборочныхпредприятий и производству готовой продукции на базе местных и зарубежныхматериалов (сырая нефть, узлы для автомобилей и др.). Основные пользователизон -заводы по сборке автомобилей, на них приходится 63% всего объемавыполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составляют75% от общего объема завозимых товаров. Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные вэкономику страны, вносят заметный вклад в ее социально-экономическоеразвитие. Это осуществляется прежде всего через стимулирование национальныхкомпаний с помощью льготного налогового режима производить в самих СШАразличные виды готовой продукции, более конкурентоспособной, по сравнению синостранной, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешнейторговли также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране,противодействую тенденции сокращения рабочих мест и способствуя ростувнешней торговли. Через зоны внешней торговли проходит 2% импорта и около1,5% экспорта страны. Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностейвнутреннего рынка - в начале 90-х было реализовано 88% продукции,производимой и перерабатываемой в таких зонах. В последние годы в США прилагают большие усилия в направленииповышения эффективности зон внешней торговли и их ориентации на расширениеэкспорта и транзитной торговли США. С этой целью на федеральном уровнебыла разработана специальная программа, в соответствии с которой принятымеры по оказанию поддержки американским фирмам, действующим в зонах внешнейторговли в тех отраслях, где существует жесткая конкуренция со стороныиностранных компаний. В числе таких мер - изменение практики и процедурыполучения экспортных лицензий. Предпринимательские зоны. К этой группе свободных экономических зон относятся те, чтонепосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли. В данномслучае таможенные льготы отходят на второй план, а основную роль играютразличные налоговые, финансовые и административные стимулы. Предпринимательские зоны возникли в США для оживления мелкого исреднего бизнеса в депрессивных районах путем предоставленияпредпринимателям большей свободы деятельности и значительных финансовыхльгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанногона трех "д": дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяютсяна федеральные, штатные и местные, и создаются решениямиправительственных органов соответствующих уровней. Предпринимательские зоны обычно расположены в экономическидепрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровеньбезработицы. Они охватывают, как правило, районы площадью 2,5-5 кв. км, неимеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных тамкомпаний. В большинстве штатов предпринимательские зоны создаются на 10-20лет, федеральные зоны - также на 20 лет, срок это может быть продлен. В целях развития производства и увеличения занятости действующим натерритории зон американским компаниям предоставляются различные льготы. Нафедеральном уровне - это пятипроцентная скидка на налоги, выплачиваемые пристроительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждогодополнительно принятого на работу, отмена налога на увеличение стоимостикапитала. На уровне различных штатов - это пятидесятипроцентная скидка сналога на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки сналога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов(штат Канзас) , на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всехналоговых льгот получают предприниматели, которые создают впредпринимательской зоне новые рабочие места. Помимо экономических стимулов на предпринимателей распространяется иряд других льгот. В частности, упрощенная процедура ведения документации,снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормамбезопасности. Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямуюподдержку, - в штате Коннектикут создан специальный фонд для финансированиядеятельности предприятий, расположенных в зонах штата. Федеральное правительство и власти штатов продолжают политикурасширения организации предпринимательских зон и предоставления им новыхльгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон,не ложась тяжелым бременем на бюджеты всех уровней, способствует повышениюделовой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеровбезработицы. Функционирование предпринимательских зон способствует такжесокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы ипостепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровнейот предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельностии увеличения числа занятых. Предпринимательские зоны ориентированы нарешение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал ирабочую силу Технологические парки. Такие парки (технико-внедренческие зоны) заявили о себе как о новойэффективной форме интеграции науки и производства, месте развертыванияинновационной деятельности и создания венчурных фирм, занятых разработкойновых технологий. Обычно они представляют собой территориальносгруппированную совокупность научных лабораторий и производственныхпомещений, предоставленных в аренду на льготных условиях венчурным фирмам,занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологическихнововведений и идей. В отличие от зон свободной торговли ипредпринимательских зон для создания технологического парка не требуетсяразрешения правительственных органов. Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегий отгосударственных организаций. Определенные преимущества имеют фирмы,действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики наоснове федеральных контрактов (в основном, в области обороннойпромышленности). При заключении подобных контрактов федеральноеправительство выделяет значительные средства для осуществления рискованныхпроектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейшихвидов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этихотраслях сконцентрированы в технопарках, они, соответственно, оказываются вболее выгодном положении по сравнению с другими промышленными районамистраны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихсявысокотехнологическими производствами для размещения своих предприятий втехнопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов,характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируетсядальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств. В США существует два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, поинициативе отдельных личностей или частных организаций и такие, которыесоздавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типапродолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективнодействующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк"Силиконовая долина" в городе Санта-Клара (Калифорния) неподалеку отСтанфордского Университета; "Бостонский маршрут 128", расположенный рядом сМассачусетским технологичесиким институтом и Гарвардским Университетом;Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, гдерасполагаются три университета - университет Дюка, университет СевернойКаролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка сталимоделями для создания подобных центров не только в других районах США, нои за границей. Финансирование технопарков осуществляется из разных источников:фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями,местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами,промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые изтехнопарков функционируют на прибыльной основе, другие являютсябесприбыльными организациями. Всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная свыполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условияхвенчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающимновые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставлениев аренду производственных и конторских помещений, лабораторногооборудования. Консультативных услуг, осуществление технологическойэкспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-плановсоздаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации поделам малого бизнеса и т.д. Значительную экономию средств фирмам, входящим в состав технопарка,дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами,компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной техникой,библиотеками и справочно-библиографической службой. Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим внего фирмам, состоит в ведении научных исследований и разработок в областивысокотехнологичных производств и соответствие специализации паркаприоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете.Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной иадминистративной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями иразработками венчурных фирм. Еще одна характерная черта деятельности технопарков - ихсотрудничество с промышленными компаниями, которые получают доступ куниверситетским ресурсам. Университет, как основное подразделениетехнопарка, получает возможность непосредственно участвовать в реализациирезультатов исследований, использовать более современное исследовательскоеоборудование, привлекать специалистов из промышленности в качествелекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудниковуниверситета. Часто на территории технопарка создается промышленноепроизводство, при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партийпродукции, явившихся непосредственным результатом исследований, выполненныхв парке. Не все из технологических парков оказываются эффективными. Причинынеэффективности разные, главная заключается в неумении привлечь ксотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнестии продолжительный период становления. Технологическому парку "Силиконоваядолина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около20лет. В последние годы процесс образования парков в США несколькозамедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколькоактивизация деятельности существующих: улучшаются системы управления,сужается специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами,организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании иправительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодымфирмам, создаваемым на территории технопарков. Все эти и другие факторыспособствуют росту эффективности деятельности многих технологическихпарков, повышению их роли как связующего звена между наукой ипроизводством, возрастанию наукоемкости производства. В отличие от США, где накоплен богатый опыт организации свободныхэкономических зон различного типа, Россия подобного опыта практически неимеет. И хотя общие условия экономического развития России и США резкоразличаются, практикуемые в Америке основные подходы к региональномуразвитию и к такой его составляющей, как свободные экономические зоны,можно, при определенной адаптации использовать в нашей стране. Первый вывод из анализа американской практики создания свободныхэкономических зон различного типа - о необходимости надежной правовой базы.Важным положительным моментом является принятие закона "О свободныхэкономических зонах", теперь необходимо совершенствование его с учетомзамечаний применения на практике. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не тольковнешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитываясостояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадомпроизводства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает вниманияамериканский опыт образования зон развития отсталых районов итехнологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаряпредоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенныхэкономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднегобизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом длядоведения до практического использования научных изобретений и прорывароссийской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, тоздесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научныхцентров, располагающих богатым научным заделом и большим количествомвысококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационнымпотенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городоввоенно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процессконверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятостиспециалистов. С более общих позиций можно утверждать, что создание свободныхэкономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономическихсвязей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельныхрегионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций,технологий и управленческого опыта. 3. Перспективы свободных экономических зон в России. В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономическихзонах" свободная экономическая зона представляет собой ограниченныйучасток территории Российской Федерации, в пределах которогоустанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Этот режимпредоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РоссийскойФедерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированыв этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны),в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах",таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особымрежимомпредпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления,при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободнуюэкономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможеннойзоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования. Свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортногопотенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручкиот экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей,экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельныхрегионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новыхтехники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами. К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерацииотносятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоныпроизводственного и торгового типов, а также особые экономические зоны,технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в томчислебанковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны. Зона экспортного производства представляет собой ограниченныйучасток таможенной территории Российской Федерации, в пределах которогоустанавливается особый режим предпринимательской деятельности дляучастников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы РоссийскойФедерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства,относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающихкритериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определенияпроисхождения товаров с территории зоны экспортного производстваустанавливает Правительство Российской Федерации. Зоны экспортного производства создаются в местах, имеющих выгодноеэкономико-географическое положение, развитые производственную итранспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развитиявнешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности РоссийскойФедерации. Свободная таможенная зона представляет собой ограниченный участоктаможенной территории Российской Федерации, в пределах которогоустанавливается особый режим предпринимательской деятельности дляучастников этой зоны. Свободные таможенные зоны могут быть производственного и торговоготипов. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются в местах,имеющих развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другиеблагоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. Приэтом разрешается совершение производственных операций, изменяющих позициютоваров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в томчисле и на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода. Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах,железнодорожных узлах, аэропортах, пунктах прохождения важнейшихавтомобильных магистралей, пограничных пунктах и иных местах, через которыеосуществляются регулярные перевозки экспортно-импортных грузов. территорииэтих зон используются для проведения выставок, а также осуществленияподработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в эти зоны товаровдля последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации илина остальную часть территории Российской Федерации. Совершениепроизводственных операций, изменяющих позицию товаров в Товарнойноменклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первыхчетырех знаков цифрового кода, при этом не допускается. В исключительных случаях с учетом эксклавного или островногоместоположения территории субъекта Российской Федерации, либо с учетоммеждународного договора, который предусматривает упрощенный и льготныйрежимы осуществления на территории субъекта приграничной или прибрежнойторговли с сопредельным государством, может быть создана особаяэкономическая зона в пределах территориальных границ такого субъектаРоссийской Федерации. Создание особой экономической зоны и регулированиеее правового режима осуществляются на основании отдельного федеральногозакона, принимаемого для каждой особой экономической зоны, иных правовыхактов Российской Федерации. В свободных экономических зонах других видов, функционирование которыхсвязано не с постоянным трансграничным перемещением товаров, а с созданиеми освоением новых техники и технологий (технико-внедренческие зоны) илитрансграничным оказанием услуг (оффшорные банковские центры, туристско-рекреационные зоны и другие свободные экономические зоны), действует особыйрежим предпринимательской деятельности с особенностями, устанавливаемымиотдельными федеральными законами об этих зонах. Создание свободных складови регулирование их правового режимаосуществляются в соответствии с таможенным законодательством РоссийскойФедерации. Отношение к свободным зонам в России во многом связано с их историей,которая достаточно драматична. Начавшись в первые годы перестройки сразработки соответствующей государственной концепции, она развиваласьвпоследствии стихийно. До осени 1997 года идея зон использовалась союзнымиреспубликами для политического противодействия центру, а в преддвериивыборов Президента - как символ либерального отношения РСФСР к регионам.Начатый тогда эксперимент с созданием одиннадцати свободных экономическихзон, в том числе - крупномасштабных, не был продуман в экономическом планеи, за редкими исключениями, (стало расти число СП в Находке, Калининграде,на Сахалине) фактически провалился. Идея о свободных экономических зонахоказалась дискредитирована. В дальнейшем и по сегодняшний день официальныерешения по вопросу о свободных экономических зонах крайненепоследовательны. Линия на ликвидацию зон периодически разрываласьпрецедентами Калининграда и Ингушетии, а курс на организацию локальныхобразований не подкреплен механизмом реализации. Вместо инструментамодернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестицийзональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельныхлоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов,впоследствии утекающих за рубеж. Сегодня любые региональные инициативы повопросу о свободных экономических зонах, зачастую вполне конструктивные,воспринимаются не более чем попытка выбивания эксклюзивных льгот. Вместе с тем принцип селективности свободных экономических зон можетвполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Болеетого, создание конкурентной среды на отдельных участках экономическогопространства - перспектива для России гораздо более реальная, чемвыравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации.Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачильгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с цельюстимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающихтехнологический рывок России. В частности, речь идет о новых организационных формах соединениянауки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различнымипарковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Этилокальные образования могут создаваться в России прежде всего на базеинфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельныхпредприятий, так и как ядра наукоградов. Не исключено, что они должнырассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формированиифедерального бюджета развития. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществтранспортно-географического положения России и потенциала ее припортовыхтерриторий. Создание здесь широкой сети свободных экономических зон нетолько ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, но ипритянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые внастоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны. Заключение. Одним из эффективных средств оздоровления экономики в зарубежныхстранах считается создание благоприятных условий для притока в странуиностранных инвестиций и проведение открытой внешнеэкономической политики вотношении привлечения в экономику этих стран зарубежных инвесторов. Наравнес другими средствами повышения экономического потенциала и созданияблагоприятного инвестиционного климата в зарубежных странах применяетсяметод формирования свободных экономических зон. Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зонявляется система преференций и льгот, предоставляемых иностранным инациональным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными дляинвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономикидостаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемогодохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготыпредусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговыхопераций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовыельготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, сниженияарендной платы за пользование землей и производственными помещениями,предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств ипреференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны сналоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготыпредоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режимавъезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий,оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различныхкомбинациях. Повсеместное распространение в мире свободных экономических зонвызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики иэкономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Онирассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу отноменклатурной экономики к рыночной. Однако, объявленные крупномасштабныезональные образования были нереализуемы. Для развития необходимойинфраструктуры большинства учрежденных зон требовались огромные инвестиции,которые у российского правительства просто отсутствовали. Далее, массоваяраздача преференций без четких на то правил вызвала волну самостийноговозникновения новых зональных образований. Поэтому были приняты меры,призванные блокировать процессы экономической дезинтеграции страны. И хотяэти меры не отменяли преференций, налоговые службы фактически упразднилизначительную часть льгот, которыми пользовались свободные экономическиезоны. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована.Здесь полезно было бы использовать опыт создания зон западных стран, вчастности, США. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решениене только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенноучитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадомпроизводства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает вниманияамериканский опыт образования зон развития отсталых районов итехнологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаряпредоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенныхэкономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднегобизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы.Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом длядоведения до практического использования научных изобретений и прорывароссийской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, тоздесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научныхцентров, располагающих богатым научным заделом и большим количествомвысококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационнымпотенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городоввоенно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процессконверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятостиспециалистов. С более общих позиций можно утверждать, что создание свободныхэкономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономическихсвязей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельныхрегионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций,технологий и управленческого опыта.Список использованной литературы.1. Александрова Е. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве / Внешнеэкономическая деятельность №10, 1997г2. Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия свободных экономических зон / Государство и право №5, 1997г3. Дьюар С. СЭЗ- возможности и ограничения / Деловой партнер№7, 1997г4. Зименков Р. Свободные экономические зоны/ Российский экономический журнал №3, 1998г5. Комаров Е. Чужие здесь не ходят / Новые известия -3 октября 1998г6. МаксимоваЛ. Международные экономические отношения М:.95г. 7. Семенов К.А. Международные экономические отношения М:.98г. 8.Смородинская Н. Туманно будущее свободных экономических зон / Экономика и жизнь №12, март,1997г. 9.Свободные экономические зоны: спецвыпуск /Право и экономика №5, 1995г




Похожие:

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconРефера т Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве
Анализ американской практики создания свободных экономических зон
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconОсобые экономические зоны в мировом хозяйстве (сравнительный анализ их функционирования в Китае и России)
Работа выполнена на кафедре мировой экономики Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства...
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconПлан работы Введение взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик Уровень участия стран в мировом хозяйстве. Показатели, характеризующие активность страны в мировом хозяйстве Тесты список использованной литературы введение
Уровень участия стран в мировом хозяйстве. Показатели, характеризующие активность страны в мировом хозяйстве
Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconСвободные экономические зоны в России

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconСвободные экономические зоны Казахстана

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconСвободные экономические зоны: оффшорные центры

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconСвободные экономические зоны: виды и цели создания

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве iconСвободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы