Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, icon

Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: "Социальная работа" контрольная работа по курсу "Психология" на тему: Психологические черты,



НазваниеСыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: "Социальная работа" контрольная работа по курсу "Психология" на тему: Психологические черты,
Дата конвертации07.07.2012
Размер328,41 Kb.
ТипКонтрольная работа
Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику


СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Заочное отделение Специальность: “Социальная работа” КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу “Психология” на тему: Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику. Выполнил: студент 7110 группы. Порфирьев Р.В. Преподаватель: Нагаев В.В. Дата отправки работы в университет: 3.03.2003. Дата регистрации работы: 2 ПЛАНВВЕДЕНИЕ 3§ 1 Личностные качества социального работника 5§ 2 Психические процессы личности 11§ 3 Качества, проявляемые социальным работником при общении с клиентом 15Заключение 24Литература 25 3 ВВЕДЕНИЕ Психологическое познание имеет столь же древний характер, как и самчеловек. Для того чтобы обосновать это утверждение нам просто необходимовспомнить первых людей в истории, которые дали “толчок” к дальнейшемуразвитию психологии. Первое систематическое изложение психологическихфактов дал Аристотель1в своём первом трактате под названием: “О душе”.Аристотель считал, что душа обладает растительной способностью,способностью размышления и пространственного движения. Душа, как считалАристотель – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организацииживого тела2. Растениям присуща только растительная способность, другим существам –способность ощущения и стремления. Все животные обладают, по крайней мере,одним чувством – осязанием. Стремление – желание, страсть, воля. Желаниеэто есть стремление ко всему приятному и доброму. Позднее римский врачКлавдий Гален пытался доказать из опыта над животными, что мозг являетсяорганом ощущения и мышления. Он считал пневму, которая обеспечивалациркуляцию по нервам, носителем душевных процессов. Со второй половины 18века немецким философом Христианом Вольфом был введён термин психология –наука о душе. На сегодняшний день психология получила более широкоеприменение во всех областях науки. В последнее время растёт интерес к вопросам человеческого поведения ипоискам смысла его существования. Руководитель изучает методику работы сподчинённым, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатсяобщаться друг с другом и “грамотно ссориться”, преподаватели решают, какможно помочь справится с эмоциональным волнением студентам и учащимсядругих учебных заведений. Наряду с интересом к материальному состоянию или к бизнесу многие людистремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятсяразобраться в своём поведении, поверить в себя, в свои силы. Осознатьнепонятные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, чтопроисходит с ними в настоящее время. Наша задача в данной работе понять, вчём состоит актуальность профессии социального работника и что долженпредставлять собой социальный работник как личность для обеспечениянормальной жизни в обществе. Современное российское общество подвергается сильным психологическимтравмам. Количество людей, вынужденных обращаться к психологам, запоследние 5 лет, возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызываютсиндром, который частично поражает нервную систему. Например, 41 – 50 %беженцев страдают от психических расстройств. 1 См.: Нагаев В.В. Лекции по общей психологии. Сыктывкар, 2000. С. 9 2 См.: Общая психология: Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского.М.,1986. С. 31 4 Психиатры утверждают, что 80 % выпускников детских домов имеютпсихические отклонения и являются их потенциальными пациентами3. Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могутрешить свои проблемы из - за морального и физического состояния(престарелые, одинокие, инвалиды). У них, как правило, наблюдаютсясвоеобразные тенденции в сфере психики: агрессия, депрессия и т.д. Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или незнают, как найти правильный путь в решении проблемы, где найти силы дляпреодоления создавшихся трудностей. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощинаселению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологиейработы в этой области. 1 См.: Технология социальной работы: Учебное пособие./ Под ред. И.Г.Зайнышева. М., 2000. С. 102 5 §1. Личностные качества социального работника. В самом начале параграфа надо заметить, что далеко не каждый человекпригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь являетсясистема ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет егопрофессиональную деятельность и эффективность практической деятельности.Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь изразряда философского понятия в категорию базисного психологическогоубеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех,кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружитьсерьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками исистемой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этомслучае им придётся посвятить себя какой – либо другой деятельности. В свою очередь, тот, кто начнёт овладевать этой профессией, очень скороосознает огромное воздействие на неё таких факторов, как политические силы,экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс.Именно поэтому социальная работа была и остаётся одной из самых трудных.Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегдахорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых иблагородных видов деятельности человека. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностьюличностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказываетрешающее воздействие на систему, которую он формирует. Некоторые социальныеработники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие –в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишкомговорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми имолчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе,другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны клюдям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика вего профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, какгуманистическая направленность личности, личная и социальнаяответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувствособственного достоинства, уважение достоинства другого человека,терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понятьдругих и придти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личнаяадекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности. Личностные качества социального работника можно разделить на две группы.К первой группе относятся психофизиологические качества личности, откоторых зависят особенности к данному виду деятельности. Ко второй –психологические качества, характеризующие социального работника какличность. К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которыхзависит эффект личного обоняния. 6 Качества первой группы, которые отражают психические процессы(восприятие, память, воображение, мышление). Психические состояния(усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия). Внимание как состояниесознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость,последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям,предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника.Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможнакачественная деятельность. Другие требования могут играть, на первыйвзгляд, второстепенную роль. Если кто - то не отвечает психологическимтребованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такогонесоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятныхусловиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильнопроявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личныхресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понятьклиента. Не менее важное место занимают такие волевые качества, кактерпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессиихарактеристик психики также невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальномотношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых вкачестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касаетсяспециалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оцениватьцелостный образ личности, в формировании которой существенную роль играетопыт работы с людьми и ценностные ориентации кандидата. Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль,самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивыекачества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлятьсвоими эмоциями. К третьей группе относятся: коммуникабельность,* эмпатичность,**аттрактивность, красноречие и другие. Определение личностных качеств социального работника предполагает опоруна теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. Взарубежной психологической литературе существует множество теоретических«конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбралпрофессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этогонеобходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов,стремлений, возможностей; знание требований и условий для достиженияуспеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Однако такое пониманиевыбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, он понимается как одномоментныйакт, что предполагает упрощённое представление о человеке, отрыв его отконкретного процесса труда *умение быстро устанавливать контакт с людьми. ** улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий. 7 Одна из наиболее популярных теорий – концепция Д. Сьюпера, которыйрассматривает профессиональное становление человека как длительныйжизненный процесс; оно формируется под взаимодействием ряда факторов высшейсреды, среди которых первостепенное значение отводится субъективнымфакторам. С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становленияиндивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, вкоторых он протекает. Вместе с тем в нём можно выделить ряд типичных этапов(рост, поиск, уточнение, стабилизация и спад). Большое место он впрофессиональном определении он отводит процессу самопонимания личностьюсебя как работника. В отечественной психологической литературе выбор профессии исследуется спозиций деятельного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других исследователей, что предполагает анализвсех психических явлений субъекта. В профессиональном самоопределенииважную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группысверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективныхфакторов, определяющих выбор профессий, являются интересы личности. Как динамическая тенденция интерес описывается рядом характеристик:содержание, широта, глубина, устойчивость. Профессиональный интересхарактеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий,эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решениепревратить своё «хобби» в профессию. В формировании профессиональных плановважное место принадлежит способностям, которые следует учитывать при выборепрофессии. Таким образом, социальная работа как профессия требуетосновательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов вэтой области. Национальная ассоциация социальных работников США выработалапрофессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники, иразработала кодекс этики социального работника, где указываются егоосновные обязательства: Я считаю своей главной обязанностью служение интересам и благосостояниюиндивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия поулучшению социальных условий жизни и быта клиентов. Я выступаю против дискриминаций по признакам пола, расы, цвета кожи,религии, возраста или национального происхождения в общении с людьми, всвоей работе буду добиваться прекращения и ликвидации такой дискриминации впредоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практикепредпринимательства. Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не своимличным интересам. Я принимаю на себя ответственность за качество и количествопредоставляемых мною услуг клиентам. Я уважаю конфиденциальность клиента. Яответственным образом использую сведения, полученные мною в работе склиентами. 8 Я отношусь с уважением к сведениям, точкам зрения и действиям коллег поработе и использую соответствующие каналы для выражения своих суждений поэтим вопросам. Я практикуюсь в социальной работе в рамках общепринятых знаний икомпетенции моей профессии. Я признаю свою ответственность за свой вклад в фонд знаний и опыта всфере социальной работы. Я принимаю на себя обязанность в защите интересов общины против неэтичныхпоступков и поведения отдельных индивидов или организаций. Я готов предоставлять соответствующие профессиональные услуги вчрезвычайной общественной обстановке. Я чётко и публично провожу различия между заявлениями, как индивида, таки представителя организации. Я поддерживаю принцип необходимости профессионального образования дляпрофессиональной работы. Я принимаю на себя ответственность за создание и поддержку условий всоциальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя всоответствии с данным кодексом. Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку программам улучшениясоциального благосостояния1. «Наша работа не только, а может быть и не столько, профессия… это –судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем.Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается… Мы уже как быне можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга»1. Это слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мереотражают суть деятельности социального работника, его место в обществе иотношение к своей обычной, но очень гуманной профессии. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должениметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыкисоциальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалистасоциальной сферы. К числу её структурных элементов также относят психолого– педагогическую направленность личности, педагогические способности имастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения. Предпосылкой для формирования педагогической культуры социальногоработника являются его педагогические способности. Их задатки считаютсяврождёнными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми,проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки ещё не самиспособности, а лишь анатомо-физиологические способности, лежащие в основеих развития. Как и всякие другие особенности личности, они могут стать еёсформировавшимся качеством, при условии, если личность постоянно работаетСм.: Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992. С.75 9над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту какпсихологическая наблюдательность. Она проявляется в умении датьхарактеристику объекту, выявит его сильные и слабые стороны, предположитьреакцию клиента на оказываемое на него воздействие. Хорошо развитаянаблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения.Точная диагностика состояния клиента – лишь изначальная сторона дела.Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемыхдействий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своейдеятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидениепомогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможныепротиворечия. Педагогической наблюдательностью обычно обладают люди с развитымтворческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работеситуации, как правило, неповторимы и каждый раз требуют нового подхода к ихразрешению. Педагогические способности раскрываются, если социальныйработник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия иобладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогическихзнаний нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическийтакт и технику. Эти понятия характеризуют комплекс навыков и умений, необходимых дляприменения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навыксоциального работника – интервьюирование.* Его различают по двум признакам: а) стандартизированное интервью – когда исследуемому задаются заранеенамеченные по определённой программе вопросы и ответы обычно фиксируются наспециальной карте или таблице и т.д. б) нестандартизированное интервью – когда исследуемому задаются вопросыпроизвольной формы, всесторонне охватывающие проблему какого – нибудьисследования. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком,имеющим ту или иную проблему, чтобы он (или она) чувствовали себя вбезопасности и могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочьклиенту, создав нужную обстановку, способствующее доверию, получениюнеобходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не толькоодного человека, но и семью, группу, организацию, общину. Для социального работника важен и навык самообладания. Здесь онрассматривается, как показатель социальной зрелости личности. Самообладаниене столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением вэкстремальной ситуации. С учётом того, что социальному работнику приходитсябывать именно в таких ситуациях, то ему просто необходимо развивать в себеспособность к самообладанию.* Исследование проблемы при помощи вопросов и ответов. 10 Эти и другие навыки объединяются понятием «психологическая техника».Эффективность её применения будет гораздо выше, если сольётся в единоецелое с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдениепринципа меры в общении с людьми. Педагогический такт проявляется вспособности улавливать малейшие изменения в настроении и психологическомсостоянии клиента. Известный русский педагог К.Д. Ушинский не проводил различий междупедагогическим и психологическим тактом. Он считал, что такт являетсяпедагогическим потому, что речь идёт о выборе методов воздействия начеловека. Но вместе с тем такт является и психологическим, потому что выборметода воздействия зависит от психологических особенностей объектавоздействия. В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, нопрежде всего в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости ит.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее. Этозависит от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также отобщей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общенияпедагогический такт выступает в качестве регулятора, как фундаментальных,так и межличностных взаимоотношений между людьми. Важнейший путь овладения педагогическим тактом – постоянный самоконтрольи самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С.Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочетподвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди нелюбят, когда с ним беседуют о пользе воспитания и морализуют каждуюфразу»1. В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлятьна первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрымипожеланиями, личным участием в решении проблем клиента. 1 Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т.5. С. 92 11 §2. Психические процессы личности. В вышеизложенном параграфе упоминалось о первой группе качеств, которыенеобходимы социальному работнику. Теперь остановимся подробнее на том, отчего зависят эти качества, попытаемся охарактеризовать их. Восприятие. Восприятием является отражение предметов и явлений всовокупности их свойств и частей при непосредственном воздействий их наорганы чувств. Знания об окружающем нас мире при непосредственном контакте с ним мыполучаем не только через ощущения, но и через восприятие. Обе эти формыотражения представляют звенья одного единого процесса чувственногопознания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет свои отличительныеособенности. Если в результате ощущения человек получает знания оботдельных свойствах, качествах предмета (кто-то положил руку мне на плечо),то восприятие даёт целостный образ предмета или явления (моя подругаположила руку мне на плечо). «Восприятие – это реконструкция мира», - утверждают гештальтпсихологи.Эта теория трактует восприятие как спонтанный, т.е. сам по себе возникающийпроцесс, и фактически устраняет существование ощущений как перцептивногоотражения отдельных качеств и свойств предмета, так и явлений окружающегонас объективного мира. Виды восприятия. Восприятие различается по двум видам в зависимости отпреобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Можно говорить о зрительном восприятии (когда перед социальным работникомсидит клиент), слуховом восприятии (слушая рассказ клиента), обосязательном восприятии (когда лишившейся зрения человек пытаетсяпредставить лицо собеседника). Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. неодного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно:какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют функциивосприятие предмета или явления. Так, на лекции, слушая преподавателя,ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно мы видимпреподавателя, следим за тем, что он говорит и пишет на доске, делаемконспекты в тетради. В этом случае при ведущей роли слухового анализаторамобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного и другиханализаторов, но психическая деятельность будет по преимуществу занятаслуховым восприятием. Наблюдаются также и проявления сложных видов восприятия, если одинаковоинтенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, например,при просмотре передачи по телевидению возникает зрительно-слуховоевосприятие. В сложных видах восприятия ведущая роль принадлежит моторике. Припросматривании предметов глаз совершает множество движений; приосязательном восприятии ведущим становится движение рук. 12 Восприятие различается по видам и зависит от воспринимаемого объекта.Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи,музыки, восприятии человека человеком. Память. Под определением памяти следует понимать отражение прошлогоопыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующемвоспроизведении и узнавании того, что раньше было сделано1. Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следоввоздействовавших раздражителей каждое ощущение или восприятие переживалосьбы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающейсреде. Мышление предполагает управление оператором понятий и представлений.Создание образов в воображении не возможно без создания представлений,преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперироватьпредставлениями и понятиями необходимо хранить их в памяти. Целостностьчеловеческого «я», осознание себя как личности с определённым отношением кмиру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно безпамяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти»перестаёт быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивныхпотребностей и сиюминутных внешних стимулов. По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится,выделяют образную (зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-логическую и эмоциональную память (память на чувства). Воображение. Психический процесс создания образов предметов, ситуаций,обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новоесочетание. Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидетьрезультаты труда можно было только «забежав вперёд» тех дел, которыесовершались в данный момент. Например, хорошо знающий клиента социальный работник может «забежаввперёд» смело задавать вопрос, уже зная реакцию собеседника. Если при помощи восприятия человек узнаёт о свойствах, связях, явлений,существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, нонедоступно по каким - либо причинам, и то, что было, но свидетелем этогочеловек быть не мог, и то, чего нет, но может быть. В воображении находитотражение и то, что никогда не произойдёт, никогда не сбудется. Иначеговоря, в фантазии человек выходит за рамки реального мира во времени и впространстве: он может соединить и разъединить несоединимое и неразложимое,перемешать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, изодного пространства в другое. Виды и приёмы воображения. Различают два типа воображения – воссоздающееи творческое. В данной работе нас, конечно же, больше всего интересуеттворческое воображение. _______________________________________________ 1 См.: В.В. Нагаев. Лекции по общей психологии. С.136 13 Творческое воображение – создание нового оригинального образа, идеи. Вданном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективноновое и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующиев данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое неповторяет уже существующего, оно оригинально. Субъективно новое – новое дляданного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек незнает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считаетего неизвестным для других. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез(соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы «кирпичики»,из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнениюс тем какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов возникает новыйобраз. Результат творческого воображения может быть материализирован, иначеговоря, на его основе трудом человека создаётся вещь, предмет, но образ егоможет остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его впрактике невозможно. Приёмы творческого воображения. Принято различать несколько приёмовтворческих образов. Наиболее простым является агглютинация.* Этот приёмсостоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов иони соединяются так, что получается образ нового предмета. Этим приёмомсоздавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка,шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и головаженщины, хвост – рыбы). Агглютинация широкого распространения не имеет: при её помощи довольноредко удаётся образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако ончасто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нетнадобности обращать образ в реальный предмет. Примером создания творческих образов является аналогия. Её сущностьсостоит в том, что строится образ, в чём-то похожий на реально существующуювещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальнаяинженерная наука – бионика. Известно, что бионика выделяет некоторыесвойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их длясоздания механизмов. Так были созданы ныне действующие приборы разногоназначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей мыши,электронный глаз - «отпрыск» глаза леопардовой лягушки). Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой.Например, внешний вид самолёта очень напоминает парящую птицу. Это самаяблизкая аналогия. Вертолёт – отдалённая аналогия с птицей. Творческие образы создаются при помощи анкетирования и преувеличения.Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая – либо часть, детальвыделяется, особенно подчёркивается. Писатель-юморист изображаетдействующее лицо, ситуацию, заострив то, что принадлежит осмеянию, должно __________________________________ * с греч. – Склеивание. 14вызвать чувство юмора. Приём преувеличения несколько отличен от акцентирования. Еслиакцентирование – подчёркивание части объекта, заострение, обнажение её, топреувеличение распространяется на весь объект, на всю ситуацию. Для примера можно вспомнить сказку Салтыкова-Щедрина – «История одногогорода». Наиболее сложный приём творческого воображения – типизация. Художники,писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на неё. Чтобыпроизведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуациивыразить не единичное лицо или событие, а типичное, много разповторяющееся, наиболее распространённое. Типизация – сложный процессразложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримыйобраз (человека, его дела, взаимоотношения между людьми). По этому поводуА.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно,не портретно, не берут какого-нибудь отдельного человека, а берутнастроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета и т.д. Всёэто обобщённые типы». Типизация как приём воображения близко примыкает кмышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте созданиятипического образа. Воображение является существенной составной частью творческого процесса,проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или инойприём создания творческих образов используется в зависимости от цели,стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатствазнаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение имеетаналогия, в изобразительной деятельности – акцентирование, типизация, влитературном деле – типизация. 15 § 3. Качества, проявляемые социальным работником при общении с клиентом. Работа с людьми, переживающими тяжёлую утрату - трудна и требует большогонапряжения и душевных сил. Создать верный климат бывает нелегко: тяжёлаяутрата – глубокое личное переживание, которое может по-разному затронутьскорбящего. Часто реакция людей на горе непредсказуема. Люди, переживающиегоре, становятся очень уязвимыми в результате потери, их нужно оберегать,стараться облегчить боль. Цели консультации и терапии тяжёлой утраты сложны, и при установленииотношений с теми, кто переживает горе, следует учитывать некоторыеисключительные условия: . нет «правильного» или «неправильного» способа переживать горе (у любого человека душа болит так, как болит только у него). Это нормально – испытывать разные чувства при утрате: «жутко чувствовать себя, или быть в чрезмерном напряжении, прятаться и плакать, хотеть ругаться и кричать… Нормально почувствовать… облегчение». Поэтому необходимо позволить человеку горевать так, как получается у него, слушать и принимать его без осуждения; . поскольку мы не можем изменить случившегося, то мы должны принять, как данность то, что не можем помочь человеку сразу перестать чувствовать боль; горе преодолевается только со временем; . не возможно сразу предложить способы решения проблемы потому, что таких способов нет; . во время работы с людьми, переживающими тяжёлую утрату, самое лучшее, что им можно предложить, - это мы сами; мы просто должны быть рядом и выслушать человека; . также необходимо знать о своих собственных реакциях на горе, чтобы понять, что испытывает клиент, переживающий утрату; . нужно проявить искреннее сочувствие; нельзя чтобы клиент чувствовал поверхностное, неглубокое отношение к себе, к своей проблеме; формальное сочувствие не принесёт необходимого ему облегчения; . нужно быть готовым к агрессии, а иногда и к молчанию со стороны собеседника; не принимать злобу на свой счёт: она скорее всего – часть горя; . стоит подбадривать человека объяснением, что тяжёлые чувства являются частью горя, они естественны и неизбежны; . есть необходимость соблюдать дистанцию; собственные чувства могут отражать те чувства, которые испытывает потерпевший (если слишком близко принять их к сердцу), и тогда вряд ли можно сохранить позицию помогающего. Чтобы помочь потерпевшим утрату необходимо знать, как люди переживаютгоре. Несмотря на его личностный характер, всё же можно проследить процесс, 16который проходят люди. Он состоит из нескольких стадий и заключается вследующем: Первая стадия – шок. Эта стадия обычно наступает непосредственно вслед заутратой и может не наступить, если умерший долго и тяжело болел. Чувство,которое ассоциируется с этой стадией – оцепенение, что может выразиться впотерянности, нерешимости, отчуждении, чувстве одиночества, нерациональномповедении. Проявляется в различных симптомах: дрожь, стеснение в груди и горле;сильная физическая и душевная боль; глубокие вздохи, слёзы и всхлипывания(может продолжаться от нескольких дней до двух недель). Вторая стадия – отрицание. На этой стадии срабатывает механизмпсихологической защиты, который не даёт принять того, что произошло.Скорбящий может думать, что всё это кошмарный сон. «Завтра я увижу еёснова», «В больнице что-то напутали». (Эта стадия может продолжаться отсмерти до двух недель.) На этой стадии может появиться протест. «Это – неправда», Почему этослучилось именно со мной?», «За что мне такое выпало?» Появляется сильнаятоска по умершему, возникает желание вернуть человека, ожидается еговозвращение. Симптомами могут быть нарушение сна, ночные кошмары, острая эмоциональнаяболь, отсутствие интереса к чему-либо. Появляются навязчивые мысли об умершем, его идеализация. Возможныгаллюцинации: умершего видят в толпе, слышат голос, чувствуют присутствие вдоме. Постоянными являются воспоминания. Особую значимость приобретают места иситуации, связанные с ушедшим. Ничто не приносит удовольствия. Возникаютощущения предельной потерянности, беспокойства, попытки заполнить пустоту,например, в бесцельных хождениях по магазинам, чрезмерных тратах.Преобладающими чувствами становятся ненадёжность и страх. Третья стадия – озлобленность, злость. (Эта стадия может длиться от 1 до3 месяцев.) Вину в случившемся начинают искать в действиях других людей илив стечении неблагоприятных обстоятельств. «Довели» – основной лейтмотивмыслей. В представлении скорбящего за смерть несут ответственностьродственники, члены коллектива, в котором работал умерший, начальство,больница, врачи. На этой стадии возможно самообвинение. «Это я виноват (виновата), толькоя», злость по отношению к себе: «Если бы я не сказала ему в тот день, он быне умер». Жизнь многогранна и поэтому в разные её периоды мы испытываемразные чувства к близкому человеку. Начинают вспоминаться случаинесправедливого отношения к умершему; понёсший утрату задаётся вопросами:«А всё ли я сделал для него?» Это происходит по тому, что в скорбипроисходит возврат к прошлому времени, которое было прервано смертью, 17предпринимается попытка понять их значение в перспективе времени.Скорбящий заверяет, что вёл бы себя совсем иначе, появись у неговозможность вернуться в то время. Чувство отвергнутости, одиночествахарактерно для этого периода. Возможна на этой стадии и парадоксальная реакция – обвинение умершего.«Как он мог это сделать?» Но это бывает преимущественно в случаяхнеожиданной, скоропостижной смерти. Четвёртая стадия называется – «надежда сторговаться» Может иметь местокакое-то магическое поверье, что если скорбящий будет думать и вести себяособым образом, то реальность смерти изменится. Но эта стадия больше имеетотношение к случаям, когда человек умирает и близкие надеются, что если онибудут делать что-то особенное, например, перестанут ссориться, то ситуацияизменится. Трудный духовный процесс приводит к стадии компромисса с утратой, когдаскорбящий начинает осознавать необратимость произошедшего. На стадии депрессии, сопровождающейся комплексом негативных чувств(тоска, безнадёжность, безразличие, апатия), большую роль играютособенности реакции на изменившуюся ситуацию. Например, человеку, склонномузаглушать болезненные воспоминания какой-либо деятельностью, «духовная»работа скорби может не помочь, ему может помочь активность. Отмечено,например, что женщины более склонны к навязчивым раздумьям, что усугубляетположение. В случае затянувшегося или ненормального переживания горя может произойтиобострение существующих проблем, чувство потери личности (из-за потерисупружеского социального статуса). Возможна потеря друзей, избегание встречс супружескими парами. Может произойти социальное изгнание. При нормальном переживании горя человек к концу данного периода как бы«дозревает» для перехода к завершающей стадии скорби. Происходит смягчениечувства потери. Появляется радость в хороших воспоминаниях, становятсявыносимыми воспоминания о годовщинах и праздниках, находится смысл во всехэтих переживаниях, появляется ощущение, что выполняется работа преодолениягоря. Происходит обретение смысла жизни (эта стадия может продолжаться от 3до 9 месяцев). Пятая стадия – принятие. Это относится к тому времени, когда человексмирился с фактом утраты и может продолжать жизнь, не забывая умершего, нои не давая горю сокрушать себя. Вновь обретается жизненное равновесие.Утрата больше не переживается как ужасная трагедия. Возобновляютсяисчезнувшие интересы, в том числе к работе. Человека всё больше и большеначинают занимать новые события, новые люди. Происходит заживание душевнойраны. Перестраивается образ жизни, появляются новые интересы, увлечения,друзья. Возможна новая женитьба (замужество). Может углубитьсярелигиозность или наступить более сочувственное отношение к другим людям иситуациям. Но депрессия на этой стадии может и продолжиться, особенно у 18пожилых людей. (Может потребоваться 1 – 2 года и дольше. (При благотворныхфакторах эта стадия может наступить через 9 месяцев). Несмотря на то, что в переживании горя можно разделить на стадии, это неозначает, что процесс начинается именно на этой стадии и заканчиваетсяточно на пятой. Может быть правильнее рассматривать процесс переживания горя, какцикличный. Это предполагает прохождение через стадии. Для этого представим«колесо», в котором люди переживают горе снова и снова (например, когда ониуслышат любимую музыку или наткнутся на фотографию). В этом случае горепереживается как только что прошедшее. Значительный процент людей, переживающих тяжёлую утрату, не нуждаются впомощи, особенно если рядом со скорбящим – его семья, близкие и друзья. Вэтом случае переживание горя проходит без особых психологическихтрудностей. Итак, выяснилось, что со временем может произойти адаптация кслучившемуся – делает своё дело так называемая «работа скорби», приводящаяк изменению мыслей об ушедшем, снижению горечи утраты. Однако существую самые разные реакции на тяжёлую утрату, например,некоторые люди не могут принять факт определённых тяжёлых утрат (родителичасто не могут пережить смерть ребёнка). Существуют факторы, которые влияют на процесс переживания горя: . характер смерти. Она может быть внезапна и необычна. Например, в результате несчастного случая, бедствия. Такая смерть может подавить способность справиться с трагедией. . Неестественная смерть может наступить в результате насилия, убийства; . Преждевременная смерть может наступить в результате сердечного приступа, отравления. В таких случаях скобящий человек может думать о неправильности, несправедливости случившегося; . Неуверенность в утрате – это происходит тогда, когда нет тела и переживающий утрату не хочет начинать воспринимать её, как реальность. Нарушается траурный ритуал, в котором происходит символическое прощание сумершим, человек ещё не готов реалистично думать о смерти. Ритуалы оченьнужны скорбящему для выражения сложных и глубоких чувств, связанных соскорбью. Может возникнуть чувство беспомощности, чувство чего-тонезаконченного, нежелание смириться, желание разобраться – т.е. желаниевернуть порядок в свою жизнь. Шок на такую смерть гораздо сильнее. Человекубывает трудно поверить в этот факт. Следующий важный фактор: была ли смерть предотвратима? Где она случилась?В зависимости от того, как люди воспринимают фактор смерти, будет зависеть,справятся ли они с чувством вины. Продолжительность, например, смертельной болезни может повлиять напроцесс переживания горя. Крайне долгий и очень короткий срок болезни могутассоциироваться с длительным переживанием горя. 19 Существуют и другие факторы, которые ассоциируются с плохим исходомпереживания горя. . Двойственность отношения к умершему. Часто смешанные чувства могут привести к самообвинению, затягивающемуся чувству вины, злости по отношению к себе. . Крайняя зависимость от умершего. Это может привести к сильной и болезненной тоске. . Предельная эмоциональная близость. Это может привести к потере собственной личности. . Незаконность дел или отношений между умершим и потерявшим его. Это может привести к чувству вины, злости и неспособности принять реальность утраты. . Психологические и психиатрические проблемы. Тяжёлая утрата может подорвать и без того слабую способность справляться со стрессом. . Неспособность справляться с эмоциональными крайностями. Для людей, не обладающих такой способностью, реакция на горе может оказаться слишком сильной, чтобы перенести её. . Люди, занимающие в семье предписанную им роль. Например, роль «сильного» папы, может привести к развитию конфликта между собой и окружающими. . Многочисленные утраты. Это может добавить новые стрессы тогда, когда человек совсем не готов к ним и менее всего их ожидает. И, тем не менее, вероятно, что он сможет справиться с этим. Итак, эти факторы могут утяжелить переживание потери и сами по себетребуют особого внимания специалиста. Некоторые симптомы указывают на «ненормальное» – необычное горе. Во-первых, это видимое отсутствие горя. Это может означать, игнорированиесмерти, неприятие её, онемение чувств. Во-вторых, подавление горя, это может означать, что весь стресс проявилсяв физических симптомах, а потом в болезнях. В-третьих, отсроченное горе. Человек не может принять эту ситуацию и какбы «откладывает» переживание. Это может длиться месяцы и даже годы. Искажённое горе. Оно может проявляться как крайнее чувство злобы иливины, в то время как другие симптомы подавляются. «Почему я?» – больвоспринимается как несправедливость. Злость направляется на всех и вся:другие люди всё делают неправильно. Возникает зависть по отношению ксемейным парам, избегание контактов с ними (в случае потери супруга). Можетвозникнуть обида на умершего. Затянувшееся или хроническое горе. Оно может проявляться как остроестрадание, затянувшееся на многие годы. Это может быть способом отрицанияреальности утраты и как бы сохраняет человека в «живых» – ежедневнымпереживанием о нём. 20 Некоторые особенности поведения могут привлечь внимание специалиста ктому, что переживание горя затягивается: . переживающий утрату говорит о ней так, как будто она произошла вчера; . скорбящий отказывается выбросить или раздать кому-то личные вещи умершего; . переживающий утрату развивает физические симптомы, подобные тем, которые были у умершего человека. Это может развиться в фобию на заболевание умершего. . тяжёлая депрессия, сопряжённая с острым чувством вины и низкой самооценкой; . переживающий утрату перенимает черты характера умершего; . чья-то смерть рождает в человеке реакцию сильного горя; . переживающий утрату мгновенно после смерти предпринимает в своей жизни радикальные изменения. Модели помощи людям, переживающим тяжёлую утрату. Для установленияпозитивных отношений с человеком, переживающим горе, необходимо учитыватьнекоторые обстоятельства. Создать верный климат нелегко: он должен, с однойстороны, давать утешение, но и в то же время, побуждать к сознанию своихчувств, самоанализу. Дать возможность скорбящему выразить тяжёлые, взрывныеэмоции. Вспышки гнева, злости, болезненной скорби и самообвинения, а такжевидимое отсутствие эмоции могут обостриться в ситуации горя больше, чем влюбое другое время. Терапия утраты начинается с утешения и оказания поддержки и заканчиваетсяпостановкой человека лицом к лицу с проблемами дальнейшего собственногосамоопределения, если, конечно, человек к этому готов. Необходимо понять природу утраты. Здесь может быть существенна скорее недейственная помощь, а лёгкая доступность в течение некоторого времени, впериод наиболее интенсивной скорби, когда человек должен принять больутраты. При консультировании необходимо обращать внимание на такие ключевыедействия: . побуждать разговор об ушедшем и возможность выразить чувства; . не удивительно, если человек будет повторять историю о смерти, повторение – это способ справиться с горем; . дайте человеку информацию о том, что нормально в состоянии горя: например, могут возникнуть соматические симптомы, нарушение сна, плохой аппетит; . позвольте человеку найти подходящую «передышку» от горя, не давая в то же время избегать процесса «работы горя». Роль специалиста, оказывающего помощь, заключается в том, чтобыраспознать, на какой ступени переживания горя находится потерпевший, иработать на каждой ступени в заданном клиентом темпе. 21 Первая ступень может быть названа изучением состояния скорбящего. Задачаспециалиста на этом этапе в том, чтобы дать возможность потерпевшемурассказать историю своими словами. На первой ступени, используя навыкиактивного слушателя (о них чуть ниже), специалист пытается изучитьсостояние скорбящего, оказывая ему в этом поддержку в виде сочувственного иэмпатийного слушания. Навыки, необходимые специалисту на данном этапе: . внимание к скорбящему; . отражение чувств («Да, я Вас понимаю»); . активное слушание скорбящего (пересказ услышанного своими словами; выделение основного в рассказе, фокусирование на главных моментах рассказа); . соблюдение дистанции. Было бы полезно специалисту, работающему с утратой, в ходе тренинговыхзанятий отработать навыки активного слушателя и невербального общения. Например, для того чтобы, не отвлекать человека от мыслей непроизвольнымидвижениями и мимикой, которая может показаться вашему партнёру не совсемсоответствующей его состоянию, необходимо как можно точнее подстроиться кего позе, движению рук, ног, мимическим движением лица. Данная техникапозволяет улучшить межличностное отношение и эмпатию путём телеснойподстройки. Она снимает недоверие, «зажатость» первых контактов, даётвозможность почувствовать говорящему, что его «понимают». Обычно мы не столько слушаем другого человека, сколько собственныечувства и мысли, которые возникают у нас в ответ на сообщение партнёра.Возникают мысли: «Чем я могу помочь?», «Что мне следует ответить?» Врезультате человек говорит о своём, а специалист о своём. Для специалиста,работающего с человеком очень важно научиться слушать партнёра. Самоелучшее, что ты можешь сделать для скорбящего, - это выслушать его, неосуждая и не оценивая. Умение слушать помогает нам развиваться духовно. Существует три техники активного слушания: . повторение за говорящим, . перефразирование, . интерпретация.1 Повторение – пересказ основных и наиболее значимых элементов рассказа. Мывоспроизводим высказывание партнёра в обобщённом, сокращённом виде, краткоформулируя самое основное в его рассказе. Начать можно с вводной фразы:«Ваши чувства в тот момент были…», «»Значит, вы подумали…», «Другимисловами, вы поступили таким образом…». Интерпретация – попытка вывести логическое следствие из высказывания 1 Глебович Т.М. Специалист по социальной работе – принципиально новаяпрофессия// Социальная работа. 1992. №1. С.74 22собеседника или выдвинуть предложения относительно высказывания.Вводной фразой может быть: «Вы так посчитали, потому что, видимо…», «Еслипосмотреть на это так, то выходит, что…». Надо помнить, что в нашей культуре дословное повторение произнесённойсобеседником фразы подчас вызывает удивление и даже раздражение. Здесьнеобходимо, развивая навык мгновенной передачи мысли партнёра своимисловами, использовать свой творческий потенциал, не искажая, конечно,мыслей собеседника. Перефразирование уже содержит в себе элементыинтерпретации, которая в некоторых случаях может быть достаточно успешно(например, понравиться собеседнику неординарностью), а может восприниматьсянегативно. Слишком точная интерпретация может вызвать отторжение и защиту,а неадекватная интерпретация лишний раз убедить человека в том, что егоникто не понимает. В значительной степени наша способность понять партнёра зависит отточности задаваемых вопросов. Важно почувствовать возможности и ограничениядвух типов вопросов – открытых и закрытых. Закрытые вопросы – это не те, накоторые можно дать однозначный ответ: «да» или «нет». Например, «Вы прожиливместе 25 лет?», «Вы прожили в этом городе с такого-то года?» Открытыевопросы требуют развёрнутого ответа. Часто они начинаются со слов:«Почему?», Каким образом?», «зачем» и т.п. Например, открытый вопрос можетзвучать так: «Что вы чувствовали, когда узнали об этом?», «Каким вы видитесвоё будущее?» и т.п. Вторая ступень может быть названа «новое понимание». Задача специалистана этом этапе в том, чтобы дать возможность человеку проработать задачискорби в своём темпе. На этой ступени специалист пытается помочь продвинуться человеку к болееглубокому пониманию собственной проблемы помогает увидетьнепоследовательности, остановки, застревания в процессе переживания горя –путём тех же навыков активного слушания. Если, например, горе приняло хронический оттенок, то на этой стадииследует попытаться установить: . почему человек не может отказаться от этих отношений; необходимо поработать над проблемами, созданными отношением сильной зависимости; . подумать над чувством вины; если чувство вине не обосновано, помочь человеку избавиться от него; . если же чувство вины обосновано, подумать о том, как человек сможет с этим жить, может ли он как-то искупить свою вину; . нет ли какой-то вторичной выгоды для человека от того, что он «держится» за своё горе (например, он вдруг может обнаружить, что о нём стали заботиться, его «замечают», а ранее этого ему не хватало»), и т.д. На этом этапе специалист должен, используя навыки первой ступени: 23 . помочь человеку продвинуться вперёд к более глубокому эмпатийному пониманию; . помочь в понимании непоследовательностей переживания горя; . ставить лицом к лицу со сложными и болезненными проблемами; . приводить новые точки зрения; . активизировать постановку целей на будущее. Ступень третья, называется «побуждение к действию или переменам». Задача специалиста на этом этапе в том, чтобы поддержать клиента в егожеланиях перемен в соответствии с планом поставленных целей и оценить егодействия; Навыки, которые необходимы специалисту на этом этапе: - все навыки первой и второй ступеней; - способность к разрешению проблем и принятию решений; - способность оценить действия; - способность изменить отношения к изменениям и переменам. Процесс консультации – только часть процесса горя. Большая часть горя итраура человека будет проходить в естественно складывающихсяобстоятельствах. Важно не расстраиваться, если подопечный сделает большойшаг вперёд в результате вмешательства кого-то другого, если он готоввернуться в свою прежнюю сеть поддержки. Надо сказать, что это одно изглавных условий – эффективно завершить отношения поддержки. 24 Заключение. В данной работе раскрывается личностный портрет социального работника.Раскрыты свойства психологических процессов, которые необходимыми впрофессиональной деятельности социального работника. Каждый специалист должен знать формирование личности, её свободы,ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственныеобязанности человека по отношению к другим и к самому себе. Пониматьприроду психики, знать основные психологические функции и ихфизиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов встановлении психики, понимать значение воли и эмоции, потребностей имотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека. Уметьдать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственногопсихологического состояния, владеть простейшими приёмами психологическойсаморегуляции. Понимать соотношение наследственности и социальной среды,роли и значения национальных и культурно-исторических факторов вобразовании и воспитании. Знать формы и методы психологическойдеятельности. Владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательныхситуации, определения и решения педагогических задач. 25 Литература: 1. Нагаев В.В. Лекции по общей психологии. Сыктывкар, 2000. 2. Общая психология: Учебное пособие / Под ред. А.В. Петровского. М.,1986. 3. Технология социальной работы: Учебное пособие./ Под ред. И.Г.Зайнышева. М., 2000. 4. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992. 5. Макаренко А.С. Сочинения. В 7 т. Т.5. 6. Глебович Т.М. Специалист по социальной работе – принципиально новая профессия// Социальная работа. 1992. №1. 7. Жанетта Агеева. Как помочь людям пережить тяжёлую утрату// Социальная работа. 2002 №2. 8. Васильева Н.Ю. Психологический портрет социального работника // социальная работа. 1992. №5




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconСыктывкарский государственный университет финансово-экономический факультет Заочное отделение Специальность «Налоги и налогообложение» Контрольная работа по курсу «Теория права и государства» на тему «Правовое поведение,
...
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconКемеровский государственный университет социально-психологический факультет Кафедра психологии и социальной работы курсовая работа по предмету: Социальная работа за рубежом Тема: «Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию»
Выявить как социальные, так и психологические проблемы в этой области. Рассмотреть зарубежный опыт работы с женщинами и детьми, подвергшимися...
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconКонтрольная работа по деловому общению На тему: «Деловое общение» ифундаментальные психологические теории
Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconКонтрольная работа по деловому общению На тему: «Деловое общение» ифундаментальные психологические теории
Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconСоциально-психологические особенности одиночества как субъективного переживания 19. 00. 05 социальная психология
Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconВопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология» 4 курс. 2 семестр
Социальная психология как наука (объект, предмет, задачи социальной психологии). Отрасли социальной психологии
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»
Социальная психология как наука (объект, предмет, задачи социальной психологии). Отрасли социальной психологии
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconКурсовая работа по Социальной политике государства на тему: " Развитие социальной работы в Германии"
Социальная работа относится к одному из многочисленных ви­дов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная,...
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconСкий государственный университет специальность: социальная работа кафедра социальной антропологии и социальной работы дипломная работа
Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных...
Сыктывкарский государственный университет факультет психологии и социальной работы заочное отделение Специальность: \"Социальная работа\" контрольная работа по курсу \"Психология\" на тему: Психологические черты, iconАвто и гетеростереотипы русских и немецких студентов 19. 00. 05 Социальная психология
Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы