История христианства на Руси icon

История христианства на Руси



НазваниеИстория христианства на Руси
Дата конвертации07.07.2012
Размер154.87 Kb.
ТипРеферат
История христианства на Руси


[pic]Россия, стала христианскою страною почти через тысячу лет после пришествия вмир Спасителя. До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам,были язычниками. Главными идолами были солнце (дажь-бог) и гром с молниею(перун). Кроме них почиталось множество низших идолов, покровителейхозяйства, дома, двора, воды, леса и проч. В жизни наших предков язычниковбыло много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались дажечеловеческие жертвоприношения идолам. [pic] По преданию, св. Апостол Андрей Первозванный (по церковной легенде,один из первых и ближайших учеников Христа) был, с проповедью Евангелия вСкифии, т. е. в стране, из которой впоследствии образовалась Россия.Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал,что в этой стране будет сиять истинная вера Христова. Св. ап. Андрей прошел будущую землю Русскую от юга до севера: откиевских гор до Новгорода и даже был на острове Валааме. Об этомсвидетельствуют новейшие исследования. Так местное (на севере России)предание указывает, что св. ап. Андрей Первозванный, просветитель скифов иславян, прибыл из Киева в Новгород. Отсюда по реке Волхову доплыл доЛадожского озера, а потом - до Валаама. Там благословил горы каменнымкрестом. Истребил капища (языческие культовые сооружения) Велеса и Перуна,обратил в Христову веру жрецов идольских и обитавших на острове язычников,положив основание на Валааме исповеданию веры Христовой. Оставил пастыряминовособранного стада Христова некоторых, сопутствовавших ему, учеников. В древнейшей рукописи: "Оповедь", хранившейся в библиотекеВалаамского монастыря, об этом говорится так: "Св. Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф иСловен смежных лугами (степями), достиг Смоленска, и ополчений Скоф иСлавянска Великого, и Ладогу оставя, в ладью сев, в бурное вращающеесяозеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам крестыкаменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюдусделали ограды и все посадники (т. е. заместители правителей-князей)доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капищаПеруна и Велеса разрушили и уничтожили". О пребывании св. ап. Андрея на Валааме подтверждает и другой памятникдревности: "Вселетник" киевского митрополита Илариона, 1051 года. В "Вселетнике" говорится: "Ноября 30-го св. ап. Всехвального АндреяПервозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древле тому приитив Киев, Смоленск, Новгород, Друзино (Грузине) и Валаамо". Исследователи указывают, что устные и письменные предания Валаамаутверждают, что Православную Веру Христову на Валааме основал св. ап.Андрей. Продолжалось ли христианство на Валааме непрерывно до времениоснования там монастыря - это положительно нельзя теперь определить. Из сказаний древнейшей рукописи "Оповедь", видно, что на Валааме,после ап.
Андрея, существовала и, может быть непрерываясь,правительственная организация, что там существовало свое вече (народноесобрание), по образцу Новгородского, что о Валааме знали и в чужих земляхи, в случаях опасности, искали себе спасения в нем; что, наконец, икаменный крест св. ап. Андрея сохранился там, до времени преподобногоСергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Однимсловом, Валаам, до основания на нем монастыря, принадлежал славянам и,вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме неисчезли следы христианской Православной Веры до преподобного Сергия, хотярядом с христианством не прерывалось еще и язычество. Надо отметить, что крещения русских князей происходили, видимо, ещедо обращения в Христианство великой княгини Ольги. Жития греческих святых,подвизавшихся на побережье Черного моря, Стефана Сурожского и ГеоргияАмастридского указывают на такие события, имевшие место, вероятно, в началеIX века. Другие византийские источники сообщали о крещении "руси" после еепохода на Константинополь в 860 г. Первыми из русских князей, по преданию,крестились киевские князья Аскольд и Дир (867 г.) (князьями прежденазывались правители Русской земли). Почти через сто лет после них мудрая российская княгиня Ольга, видячистую жизнь киевских христиан, убедилась в истинности их веры и приняласвятое крещение (957 г.). Святая равноапостольная княгиня Ольга была какзаря перед восходом - Крещением Руси. Она с большой свитой ездила вВизантию и от самого Константинопольского патриарха получила св. крещение ибыла наречена Еленою. Вернувшись домой, она уговаривала сына своегоСвятослава принять христианство, но он, будучи по природе суровым воином,не согласился.Возглавивший после смерти княгини Ольги Киев и киевскую христианскую общинуЯрополк Святославич был связан договорами с Константинополем и печенегами.На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культПеруна (по-литовски Перкунаса), бога обновленной языческой религии. И хотяКиев оставался языческим городом, культ Перуна, принесенный с береговБалтийского моря, киевлянам вовсе не был симпатичен. Академик Б.А.Рыбаковсправедливо считал, что Перун не является исконно славянским божеством.Славяне верили в Хорса - Солнце (персидский Хуршид), почитали женскоебожество Мокошь, небесного Дажьбога, скотьего бога Волоса. Как всякиеуважающие себя боги, славянские тоже требовали почитания, но нечеловеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, бога войны игромовержца, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненавистькиевлян к культу и поклонникам Перуна обострилась. Случаи человеческихжертв только подталкивали многих к крещению - ведь никому не хотелось бытьпринесенным в жертву, а это угрожало каждому. Жрецы, выбрав жертву, убивалиее, оставшиеся же в живых должны были ликовать. В столь острой ситуации столкновение полярных мировоззрений (авернее, мироощущений) было неизбежным. Началась долгая и упорная борьбаЯрополка со сторонниками Перуна, которых возглавлял сводный брат ЯрополкаВладимир, сын наложницы Святослава - ключницы Малуши.После гибели князя Святослава княжил старший сын Святослава Ярополк. Вскореего столкновение с княжившим у древлян собственным младшим братом княземОлегом приводит к гибели Олега. Затем погибает и сам Ярополк. В 980 годувеликим князем становится третий сын Святослава - Владимир. Владимир былнасто-ящим язычником но Бог судил просветить христианством землю русскуюименно ему, внуку Ольги. Сначала он вел нечестивую жизнь, при нем напримербыли принесены в жертву идолам два христианина, Феодор, и Иоанн (отец исын), которые таким образом были первыми мучениками на Руси.Он подчиняет как храбрый военачальник племя радимичей, на северо-западныхграницах Руси побеждает поляков и Ятвягов. В молодости великий князь имелмного жен и наложниц. Помимо прочего по тогдашним языческим представлениямэто было свидетельством его богатства и мощи.Владимир запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые были ни вчем не виноваты и даже не воевали с ним. Он изнасиловал дочь РогволодаРогнеду. Та даже хотела убить Владимира, мстя за смерть отца и братьев.Владимир вероломно умертвил собственного брата. Предал он и своих боевыхтоварищей - варягов. У этого князя, и тому свидетельство летопись, греховбыло достаточно. На его репутацию воителя тяжким грузом легла корсунскаяавантюра. Но историческая память связывает образ Владимира не с его личнымикачествами и политическими успехами, а с деянием более существенным -выбором веры, одухотворившей жизнь народа. В самом деле, распространив своювласть практически на все славяно-русские земли, Владимир неизбежно долженбыл придерживаться какой-то, как сказали бы сегодня, "общенациональной"политической программы, которая, по условиям того времени, выражалась врелигиозной форме.К религиям (теистическим системам мировоззрения), оказывавшим существенноевлияние на ситуацию в Восточной Европе в Х в., следует отнести:православие, католичество и ислам. Русские "искатели веры" должны былипредставлять и вполне представляли себе различия этих основных религий.Последнее неудивительно: киевские купцы и воины постоянно бывали вКонстантинополе, сражались на Крите и в Малой Азии, торговали с египтянамии сирийцами, ездили в Волжскую Булгарию и Хорезм. Принятие определеннойверы автоматически приводило и к ориентации на вполне определенныегруппировки внутри страны. Поэтому предстоявший князю Владимиру "выборверы" легким не назовешь. А ведь у этой проблемы был и международныйаспект, обусловленный постоянными суперэтническими контактами.Однако язычество все более не удовлетворяло князя. Под 986 годом в "Повестивременных лет" появляется рассказ о так называемом "выборе веры". КВладимиру приходят послы иудеев (хазар), от мусульман (волжских булгар),христиан латинского обряда (немцев) и от православных греков. По летописина князя особенное впечатление произвела беседа с православным Философом(имени его не названо). Философ показал Владимиру церковную завесу сизображением судища Господня. Испытывая пробуждение страха Господня, князьпожелал быть "справа", то есть среди спасенных. На это Философ сказал:"Если хочешь быть с праведниками - крестись". "Подожду еще", - отвечалВладимирНередко историки называют рассказ о "выборе веры" позднейшей легендой. Еслиэто бы и оказалось так, она все-таки определенно символизирует духовныеискания и политические размышления великого князя Владимира и егоокружения. Недаром после того, как послы Владимира посетили другие земли ипохвалили лишь "веру греческую", советники-бояре убеждали князя: "Если быбыл плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она быламудрейшей из людей".Наконец, и великий князь Владимир решил принять Христианство. К тому жепредставился удобный момент: "ромейские" (византийские) императоры Василийи Константин попросили его о военной помощи, взамен обещая выдать заВладимира свою сестру Анну (тем самым великий князь породнился бы с царями"Второго Рима" и повысил бы свой статус; но жениться на византийскойпринцессе мог только христианин). Владимир выполнил свое обещание и оказалимперии помощь, но царевну отпустить в Киев в Константинополе неторопились. Тогда великий князь киевский отправился в Тавриду (Крым) исилой взял греческий город Корсунь. Только тогда царевна Анна прибыла изКонстантинополя со свитой и священниками (есть и такая точка зрения, что насамом деле Анна была дочерью плененного тогда болгарского царя). Там, вКорсуни в 988 г. Владимир, согласно летописи, принял крещение. И место, идата крещения подчас оспариваются. Называют также 987 и 989 годы. Да и самлетописец опровергает утверждения, что крестился князь в Киеве или вВасилеве.Все эти различные точки зрения не могли отменить главного - того, чтоначалось Крещение всей Руси. Так как в том же 988 году (по преданию - 1августа) киевляне были крещены в Днепре и в его притоке Почайне. Массовостькрещения была обеспечена предупреждением князя Владимира: "Если кто непридет - будет мне враг". Киевляне же, по сообщению летописца, и не думалипротивиться, а рассуждали так: "Если бы не было добрым, не приняли бы тогокнязь и бояре". После крещения киевлян Владимир положил начало просвещениюнарода. Он повелел сокрушать идолов прежних языческих богов, что и былоисполнено. Начиналось "книжное обучение", без чего невозможно былополноценное участие в церковной жизни. На обучение брали детей "из лучшихлюдей". Правда, не утвердившиеся еще в вере их матери плакали по ним "какпо мертвым".Кроме всего прочего, у «выбора веры» был еще и военно-политический аспект,и он так же был немалозначителен. Сделанный выбор не только дал Владимирусильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственнойстолицы. Некоторое сопротивление крещению оказали на первых порах,предпочитая язычество, Новгород и Чернигов. Но язычники Новгорода былисломлены военной силой, а через некоторое время Чернигов вместе соСмоленском также приняли христианство. Теперь перед киевским княземоставались лишь внешнеполитические проблемы.После своего крещения великий князь Владимир продолжал укреплятьгосударство. Он воевал с кочевниками-печенегами, строил города вокругКиева. Князь не просто "просчитывал выгоды" своего владычества. Принявхристианство, Владимир во всем переменился. Из грубого и жестокогоязычника, он стал благочестивым и милосердным христианином. Он повелел всембедным людям приходить к нему на княжеский двор и получать там все нужное:пищу, одежду и даже деньги. Кроме того, нагружались подводы хлебом, мясом,рыбой, овощами, медом, квасом и посылались по городам и селам, для всехбольных и нищих, которые сами не могли ходить. Владимир, боясь греха, дажеопасался казнить разбойников, что в условиях тогдашних, еще языческих попреимуществу, нравов могло быть неправильно понятым. В этой связи епископынапомнили великому князю, что он поставлен от Бога наказывать злых имиловать добрых. Народ полюбил своего Великого Князя и прозвал его "КраснымСолнышком" и, как к солнцу, тянулся к нему и вместе с ним шел к Богу.Итак, Владимир пошел по пути, который наметила "мудрейшая из людей" княгиняОльга, избравшая православие. Ступив на этот путь, Русь пришла к крещению.Сила проповеди православия была и в политической умеренности Византийскойимперии, и в искренности константинопольских патриархов, и в очарованиигреческой литургии (церковной службы).Византия хотела от Руси дружбы и прекращения бессмысленных набегов напобережье Черного моря. Греческие богословы не сдабривали проповедьправославия лукавыми политическими хитросплетениями. Важным оказалось и то,что православие не проповедовало идеи предопределения. И потомуответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась нагрешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианскихнорм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которыепривыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.Помимо прочего, мы имеем ценное свидетельство со стороны о тогдашней Руси иее великом князе - отчет о поездке в Киев в 1006 г. германского епископаБруно-Бонифация. Папа Сильвестр II и император Священной Римской империиГенрих 11 направили его на Восток для миссионерства среди печенегов,надеясь, вероятно, укрепить влияние латинства и на Руси. Владимир приняллатинского епископа радушно, целый месяц удерживая его в Киеве и убеждая неставить свою жизнь под угрозу почти неминуемой смерти среди "дикогонарода". Потом князь с войском лично провожал епископа до границ своихземель. Позднее оказалось, по свидетельству самого германца, что печенегине убили миссионера лишь потому, что с его помощью надеялись заключить мирс Владимиром. Об обращении же в латинство печенеги не помышляли. Так чтоитоги миссии Бруно-Бонифация были незначительны. Зато из его рассказа видныпривлекательные человеческие качества князя Владимира: его вера,благочестие, радушие и доброта.Владимир имел 12 сыновей. Именно их он готовил в последние годы своей жизник продолжению начатого им дела. Однако способности и наклонности сыновейбыли разными.Изяслав стал основателем династии полоцких князей, давшей в XII веке святуюпреподобную Ефросинию Полоцкую. Мстислав был могучим воином и прославилсясвоими победами над кочевниками. Судиславу после смерти отца было сужденомного лет просидеть в темнице ("порубе"). Но если о Судиславе упоминанийосталось очень мало, то этого не скажешь о Святополке. Его называли "сыномдвух отцов" - самого Владимира (как считалось официально) и его старшегобрата Ярополка. Дело в том, что Ярополк взял в наложницы греческую монахинюи погиб, когда она уже имела во чреве. Владимир, бывший тогда ещеязычником, забрал наложницу себе. Святополк, хотя и был воспитан великимкнязем как собственный сын, ненавидел и Владимира и своих названныхбратьев. После кончины великого князя Владимира в 1015 году Святополк впогоне за властью подослал убийцу к князьям Борису и Глебу, которые вскорепосле трагической кончины стали почитаться как святые.Основная борьба за великокняжеский стол развернулась у Святополка с однимиз старших сыновей Владимира - Ярославом (позднее его именовали Мудрым). Спомощью своего тестя польского короля Болеслава Святополк, прозванныйОкаянным, занимал на время даже Киев и много зла причинил киевлянам. Однаков решающем сражении на реке Альте (в тем местах, где он погубил князяБориса) Святополк потерпел поражение, бежал и, по данным летописей, сгинулгде-то "между ляхами и чехами".Наследником и продолжателем деяний Крестителя Руси стал великий князьЯрослав. Он продолжил и умножил славные дела своего отца. Окончательноразбил печенегов, после чего они уже не тревожили Русь. Построил в Киевесобор Святой Софии Премудрости Божией, несколько других храмов, а такжеиных сооружений, в частности, знаменитые Золотые ворота. При великом князеЯрославе был составлен первый письменный свод законов - "Русская Правда".Под его покровительством, как отмечалось в летописи, "начала верахристианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться, имонастыри возникать".В планы Владимира входила христианизация всех русских земель. Но этотпроцесс затянулся на долгие годы (почти на столетие). Крещение шло невсегда гладко, часто вызывало сопротивление населения. Первым таким"крепким орешком" оказался, как и предполагал Владимир, Новгород Великий,живший по своим собственным порядкам. Можно сказать даже, что город былцентром язычества, открытым врагом христианства. Подчинение Новгорода волекиевского князя явилось для Владимира задачей первостепенной важности.Обращение новгородцев в христианство прошло в конце лета - начале осени 990г. Князь Владимир посылает в Новгород своего воеводу Добрыню с дружиной.Жители оказывают отчаянное сопротивление, и тогда на помощь Добрынеприбывает отряд тысяцкого Путяты. Только после этого начинаетсянасильственное крещение новгородцев. Вначале было крещено несколько сотенчеловек на Торговой стороне Новгорода 29 августа, после переправы Добрынина левый берег Волхова имело место второе крещение 8-9 сентября. Наконец,26 сентября крестили тех, кто пытался обмануть киевских посланцев иизбежать крещения. Вскоре после крещения в Новгороде был построендеревянный тридцатиглавый кафедральный собор святой Софии над Волховом, недошедший до наших времен. Но каменная София, существующая и сейчас,построена на том же месте и по образцу старой. Крещение Ростово-Суздальскойземли, строительство г. Владимира-на-Клязьме летописи связывают с походомсамого великого князя Киевского Владимира. Город, названный его именем,Владимир "и возлюби, и украси, и почта, яко паче всех градов русских"(Владимирский летописец). Процесс христианизации русских земель продолжалсяи в XI в., охватывая все новые и новые территории. За Ростово-Суздальскойследуют Муромская, Смоленская земли, затем регионы, заселенные кривичами,радимичами, северцами и вятичами.Принятие христианства имело огромное значение для всего русского народа.Оно создало широкую основу для объединения, постепенно начало вытеснятьязыческие обряды и традиции. Но крещение Руси не следует представлять, какпростую перемену верований. Христианство, став господствующей религией,выразилось в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришлана Русь церковная иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленныйКонстантинопольским патриархом. Киевский митрополит был главой церкви наРуси. Свою власть он осуществлял совместно с собором, состоящим изепископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели правоадминистративного надзора над всеми епархиями (“епархия” – греч.“провинция”) русской церкви; вместе с собором они вершили суд надепископами, обвиненными в канонических преступлениях. О большинстве митрополитов XI столетия до нашего времени дошли крайнескудные сведения, об одних – просто упоминание в летописи, о другихизвестно чуть больше. Почти все митрополиты киевской эпохи были греками илилюдьми греческой культуры. Вероятно, многим из них славянский язык был либосовсем неизвестен, либо они овладевали им уже на Руси. Незнание языка немогло не затруднять их отношений с духовенством и народом. Но греческоепроисхождение первых митрополитов Киевских имело и благие последствия дляцеркви и Русского государства. Их независимость от местного великого князяв известной мере ограждала церковь от неправомерного вмешательства в еевнутренние дела со стороны княжеской власти. А в эпоху, когда началосьдробление русской земли на уделы, независимые от князей митрополитыоставались средоточием и символом единства Руси. В княжеских междоусобицахони являли себя миротворцами, гарантами соблюдения княжеских договоров.В других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы. Вначалеони тоже были греческого или южнославянского происхождения. Но уже ксередине XI их большинство стали составлять русичи. Что касается прав иобязанностей епископа Киевской Руси, то он, как этого требовали каноны, былверховным учителем паствы, первосвященником и главным начальником надклириками своей церкви. Кроме того, епископ был обыкновенно советникомудельного князя в государственных делах. В период княжеских распрейепископы выступали гарантами незыблемости договоров. Своими свидетельствамиони скрепляли договоры, при этом обычно давали мирящимся князьям крест дляцелования.Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский и удельныепрестолы. Таким образом, церковь через епископа благословляла князя накняжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, и когда тесовершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь их обличала.Коллегиальным помощником древнерусского епархиального архиерея былсвоеобразный пресвитериум – епархиальное духовенство собиралось в такназываемое соборное воскресенье на “соборики”, которые обсуждали важнейшиецерковно-административные и пастырские дела. Для ведения церковно-судебных,хозяйственных и финансовых дел привлекались и светские чиновники из бояр.Приходское духовенство на Руси через несколько десятилетий после еекрещения стало весьма многочисленным. Об этом можно судить по количествусуществовавших тогда церквей. Из летописей известно, что киевский пожар1124 года истребил 600 церквей. Это известие говорит о том, что Киев вкороткое время после крещения Руси по числу церквей сравнялся с древнимицентрами христианства.И в Киеве, и во всех епархиях также устраивались монастыри, которые сыгрализначительную роль в христианизации Руси. В них готовились кадрысвященнослужителей, происходило осмысление вероучения, формировалисьдуховно-нравственные основы новой обрядности, христианского быта и т.д.Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлисьхранителями культурного наследия.Крещение Руси имело благотворное влияние на развитие страны.Непосредственными результатами его можно считать распространениеграмотности и появление славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием,прекращение ритуальных убийств жен, рабынь и слуг на похоронах, чтоспособствовало увеличению численности населения. С христианством на Русьпришли из Византии иконопись и искусство строительства храмов. Послекрещения Киевской Руси еще более расширились и углубились еегосударственные и культурные связи не только с Византией, но и сБалканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в брак сгреческой царевной Анной, князь Владимир породнился тем самым и с немецкимимператором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -Феофании. Летописец отмечает (под 996 годом), что святой Владимир "жил вмире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со СтефаномВенгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". Ещеболее оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при ЯрославеМудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочьЯрослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I,Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за ГеральдомНорвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат наДобронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая этибраки, широко простирала и свое влияние в мире.Св. Церковь наша причислила великого князя Владимира, равно как и княгинюОльгу, к лику святых; а князя Владимира наименовала равноапостольным.Добро и мудрость христианства в 988 г. сразились с Перуном и стремлением кнаживе – действительным богом рахдонитов. Крещение дало нашим предкамвысшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, из Киева христианскаявера православная, при помощи Божией, скоро распространилась и утвердиласьпо всей русской земле. Народ русский всею душою воспринял веруправославную, которая несла с собою духовное просвещение: письменность,монастыри и учреждение школ, развитие всякого рода искусств, и создала всюрусскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страною. Она сталаназываться "Святою Русью", а народ - "православным русским народом".Памятник крещения Руси построен в 1808-09 гг. по проекту архитектора А.И.Меленского на месте, где по преданию, в устье р. Почайны в 988 г. киевскийкнязь Владимир Святославич крестил киевлян.[pic]ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:Гумилев Л.Н. «От Руси к России». Часть первая. «КИЕВСКАЯ ДЕРЖАВА». Глава 3.Крещение Руси. (Internet)Н.М. Карамзин «Предания веков» (Правда, 1989, 768 с.) «Как была крещена Русь» (Политиздат, 2-е издание, 1989 320 с.)«Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000» (CD-ROM).«Толковый словарь русского языка C.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой» (CD-ROM)[pic]




Похожие:

История христианства на Руси iconОбъективные причины принятия христианства на Руси
Крещение Руси и мнения некоторых отечественных историков на причины принятия христианства на Руси
История христианства на Руси iconДокументы
1. /История-история христианства на Руси.doc
История христианства на Руси iconЦель проекта: на основе проведенных исследований и использования современных технологий познакомиться с историей крещения Руси. Задачи
Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси,...
История христианства на Руси iconИстория принятия христианства на Руси
Таким образом можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для соз- дания государственной...
История христианства на Руси iconКрещение Руси историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
История христианства на Руси iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
История христианства на Руси iconПравославие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Западе и Востоке. Особенности восточного и западного вариантов христианства выявляются в пределах его общего типа как мировой религии....
История христианства на Руси iconЛекция Государство Киевская Русь (ix-xш века) Вопросы: Принятие христианства на Руси
Изначально слабая централизация Руси, договорной характер отношений центра и уделов
История христианства на Руси iconПринятие Христианства на Руси
Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения...
История христианства на Руси icon«Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина». Пылаев Денис Группа: ип-1-02 Научный профессор Петров Г. Н. Москва 2002 Пушкин называл Карамзина первым историком и последним летописцем
Характеристика принятия Христианства на Руси и Великий Киевский князь Владимир в Истории государства Российского Н. М. Карамзина
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы