Культура и быт Тамбовского края в XVIII в icon

Культура и быт Тамбовского края в XVIII в



НазваниеКультура и быт Тамбовского края в XVIII в
Дата конвертации07.07.2012
Размер59.63 Kb.
ТипРеферат
Культура и быт Тамбовского края в XVIII в.


Мичуринский государственный педагогический институт Факультет биологии Культура и быт населения тамбовского края в XVIII в. Доклад по Отечественной истории Студента I курс15группыАлымова АндреяРуководительСидорова И.Н. Мичуринск 2002г. Культура и быт населения XVIII в. — это время резких социальных контрастов и глубокихпротиворечий в развитии культуры и быта России. Новые потребности обществавызвали ряд реформ, содействовавших распространению просвещения и подъёмукультурного уровня страны. Вместо с тем самодержавно-крепостническиепорядки сковывали творческие силы парода и мешали развитию его культуры.Это отчетливо проявлялось и в Тамбовском крае. Даже в. Тамбове с егодворянско-чиновным и торгово-ремесленньм населением культурная жизньстановится заметной лишь к концу столетия. Показателен был и внешний облик самого Тамбова. Став в конце века губернским центром, он, по существу, оставался большим селом. В 80-х гг. в городе насчитывалось 1896 зданий, 13 церквей, две суконные фабрики и одна мельница. Большинство зданий были деревянными, а крыши крыты соломой. Весной и глубокой осенью улицы Тамбова превращались в непроходимые болота. В 1781 г. был утвержден генеральный план застройки Тамбова, по которомугубернский город начал наконец перестраиваться. В конце века появилиськрупные каменные здания: дом архиепископа на территории Казанскогомонастыря, гостиный двор, банковская контора, почтовый двор, духовнаясеминария. Главная улица — Большая Астраханская (ныне Советская) —протянулась вдоль Цны, сохраняя ее изгибы. Западнее ее параллельно шли ещедве улицы (Долевая и Базарная), а поперечные к ним улицы упирались внабережную Цны. Значительный вклад в культурную жизнь края внес пятый наместникТамбовского наместничества Гаврила Романович Державин — выдающийся поэт игосударственный деятель своего времени. Находясь в Тамбове с марта 1786 подекабрь 1788 г., Державин проявил себя гуманным, просвещенным и весьмапредприимчивым администратором. Он пытался навести порядок в работегубернских учреждений, обуздать произвол, казнокрадство и мздоимствочиновников. Его стараниями был приведен в порядок тюремный двор, улучшеносодержание заключенных, рассмотрены многочисленные судебные дела, которыеиз-за канцелярской волокиты годами лежали без движения. Дом Державина стал центром культурной жизни города. Здесь давались балы, обучали дворянских детей грамоте и рукоделию, ставились любительские театральные постановки. В 1787 г. в Тамбове было построено здание театра, в котором давались регулярно представления.Немало сделал Г. Р. Державин для развития народного просвещения. Благодаряего энергии в 1786 г. в Тамбове открылось четырехклассное Главное народноеучилище, в котором могли учиться дети купцов и мещан. Вскоре малыедвухклассные училища открылись в Козлове, Моршанске и других уездныхгородах. Правда, редко кто из поступавших в училища полностью проходил курсобучения. Особой заслугой Державина было устройство в Тамбове типографии, вкоторой печатались не только канцелярские бланки, но и произведения русскихписателей, переводная литература. В этой типорафии стала издаваться газета«Тамбовские известия». Державин заботился о благоустройстве Тамбова,упорядочении торговли. При нем началось строительство гостиного двора, былсооружен большой каменный мост, велись работы по превращению Цны всудоходную на всем ее протяжении. Державин был верным слугой самодержавия, ревностным защитником его устоев.Однако его активная просветительская деятельность, борьба с рутиной икосностью пришлись но по нраву местным дворянам. Они не могли простить егонезнатное происхождение, занятия поэзией, независимость суждений ипоступков. Волна доносов хлынула в столицу, и Державин вскоре вынужден былпокинуть Тамбов. Деятельность губернатора-просветителя не прошла бесследно для Тамбовщиныи способствовала выдвижению ряда даровитых людей своего времени. Г. Р.Державин помог развиться таланту Козловского однодворца П. М. Захарьина(1750—1800). На торжественном открытии Главного народного училища в Тамбове22 сентября 1786 г. он произнес речь, в которой с большим пафосом говорил остремлении народа к просвещению и знанию. Речь напечатали в ряде столичныхжурналов и даже в Заграничных изданиях, она произвола огромное впечатлениена читателей. Захарьин стал профессиональным писателем. Он издает роман«Арфаксад, халдейская повесть», которым зачитывались современники, и ряддругих произведений. С Тамбовщиной связано имя журналиста, издателя, неутомимого переводчика ипропагандиста произведений Вольтера в России И. Г. Рахманинова (1753—1807).Он получил прекрасное образование, был близок к известным деятелямтогдашней литературы Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву, Я. Б. Княжнину. Открывв Петербурге свою типографию, И. Г. Рахманинов издавал сочинения Вольтера,выпускал журнал «Утренние часы», и котором сотрудничали Г. Р. Державин, И.А. Крылов.Буржуазная революция во Франции напугала царизм, заставила его ужесточитьвнутреннюю политику. Волна репрессий обрушилась на русских просветителей.Были арестованы Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, закрыты многие частныетипографии. Тогда И. Г. Рахманинов решил перевести типографию из Петербургав свое родовое имение — в с. Старая Казинка Козловского уезда. В 1791 г.здесь была оборудована одна из первых в России сельских типографий.Рахманинов поставил перед собой грандиозную задачу: издать полное собраниесочинений Вольтера в 20 томах в собственном переводе, чтобы «моемуотечеству трудами моими, по возможности, доставить полезные книги». Удалосьотпечатать четыре тома, каждый из которых имел тираж в 600 экземпляров. В1794 г. козловский городничий, послал донос губернатору о деятельностинезарегистрированной сельской типографии. Одновременно с этим о выпускезапрещенных книг Вольтера узнала Екатерина II. Она приказала провестирозыск в с. Старая Казинка. Типография была опечатана, началось следствие.Местные власти всячески затягивали дело, чтобы не выносить сор из избы.Через три года типография вместе с книжным складом сгорела, а расследованиепрекращено. И. Г. Рахманинов упорно боролся с невежеством и предрассудками,обветшалыми феодальными порядками. Однако просветительная деятельность егооставалась классово ограниченной: он выступал не против крепостничества, аза его смягчение и постепенную отмену в отдаленном будущем. В XVIII в. был сделан определенный шаг в развитии народного образования. В1714 г. в Тамбове открылось первое учебное заведение — цифирная школа.Вначале она являлась всесословным заведением, по после создания специальныхшкол для дворянских детей в ней обучались солдатские дети. Она влачилажалкое существование до конца XVIII столетия и не играла серьезной роли вместном просвещении. С 1788 г. в Тамбове стала действовать переведенная из Нижнего Ломова вновое здание на берегу Цны духовная семинария. Для подготовки детейсвященнослужителей к поступлению в семинарию было открыто духовное училище.В этих учебных заведениях обучались отцы выдающихся русских революционеров-демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Основная масса населения края продолжала оставаться темной и забитой.Доступ крестьян в училища был ограничен — учебные заведения находились лишьв городах. Да и плата за обучение была достаточно высока. Единственнымиучителями сельских детей оставались полуграмотные сельские дьячки. Неотличалось культурой и просвещенностью и тамбовское дворянство. Любимым ихразвлечением была картежная игра. Поэтому из Москвы в Тамбов шли обозы стюками игральных колод. О нравственном уровне основной массы дворян говориттакой факт: более сотни их в конце XVIII в. было привлечено к суду завзятки, воровство, грабежи и насилия. Неприхотлив был крестьянский быт. Крестьяне жили в рубленых деревянных,обычно крытых соломок избах, топившихся по-черному. Окна за неимениемстекла затягивались бычьими пузырями и пропускали очень мало дневногосвета. Убогим было и внутреннее убранство:земляной пол, дощатый стол с деревянными скамьями, занимавшая пол-избырусская печь, под потолком устраивались полати; на которых и спали, исушили зерно. В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домашниеживотные и птица. Лишь у самых зажиточных крестьян в избе выделяласьсветелка, вместо скамей были деревянный диван и стулья. В каждойкрестьянской избенепременно имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок. Одежда крестьян шилась из домотканых материален:холста, пестряди (грубая ткань из разноцветных ниток), сукна. Холщовые илипестрядинные рубаха и порты, лапти и онучи из конопляной ткани, нагольныйполушубок — таков обычный костюм крестьянина XVIII в. Сапоги имелисьтолько у состоятельных крестьян, были редкостью и свидетельствомматериального достатка. Летом и дети, и взрослые не носили никакой обуви,ходили босиком. Пищу крестьян составляли ржаной хлеб и похлебка. Рыба и мясо редкогостили на крестьянском столе. Ели обычно из общей миски. Нередко деревняпереживала жестокий голод. Тогда к хлебу примешивали древесную кору, елилебеду и дикорастущие травы. Отсутствие врачей компенсировалось знахарями,повитухами и прочими самодеятельными лекарями. Свято почитались религиозныепраздники; вера в домовых и леших, сплошная темнота и забитость были самойхарактерной чертой духовной жизни деревни. Естественно, при господстве феодально-крепостнической системы условияжизни и быта тамбовских крестьян не могли существенно измениться. Список используемой литературы:1. «Страницы истории тамбовского края»2. «Тамбовский быт XVIII-XIV в.»




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconБыт и культура народов Древнего Египта
Культура эпохи Раннего царства (религия, письменность, начала знаний, искусство)
Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconКультура Казахстана в XVIII-XX веках
России, Анг­лии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном...
Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconКультура и быт населения Украины

Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconБыт и культура народов Древнего Египта

Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconКоренные народности севера: история, культура, быт

Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconТематическое планирование элективного курса по истории для 10 11-х классов: «Мир культуры: Русская художественная культура XVIII -xx вв». (70 часов)
Архитектура русского барокко. Архитектура Москвы и Петербурга первой четверти XVIII века
Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconБыт русских царей XVI-XVII вв
Вотчинный тип отражался во всех мелочах и порядках его домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и следовательно...
Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconКазанский государственный университет Исторический факультет Кафедра этнографии и археологии полевая этнографическая практика часть 1 материальная культура и фольклор методическое пособие Казань 2008
Предметом изучения этнографической науки являются материальная, соционормативная и духовная культура народов, их семейный, общественный...
Культура и быт Тамбовского края в XVIII в icon"Человек тыла" его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)
Человек тыла его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)
Культура и быт Тамбовского края в XVIII в iconКультура Казахстана в XVIII-XX веках

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы