«Название направления подготовки» icon

«Название направления подготовки»



Название«Название направления подготовки»
Дата конвертации07.07.2012
Размер268.59 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста







Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет социологии


Программа дисциплины
«Практикум по прикладному анализу
финансового поведения населения»





для направления/ специальности 040200.68 «Социология» подготовки магистра

для магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков»


Автор программы:

Ибрагимова Д.Х, к.и.н., доцент кафедры экономической социологии (dibragimova@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры экономической социологии «27» сентября 2011 г.

Заведующий кафедрой _______________ В.В. Радаев


Рекомендована секцией УМС «Социология» «__» _______ 2011 г.

Председатель _______________ В.Г. Ледяев


Утверждена УС факультета социологии «__» _______ 2011 г.

Ученый секретарь _______________ Е.В.Надеждина


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/специальности 040200.68, обучающихся по магистерской программе «Прикладные методы социального анализа рынков» и изучающих дисциплину «Практикум по прикладному анализу финансового поведения населения».

Программа разработана в соответствии с:

  • оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по социологии;

  • Образовательной программой 040200.68 «Социология».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности Социология, утвержденным в 2011 г.



Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Практикум по прикладному анализу финансового поведения населения» являются получение систематизированного представления о современных прикладных исследованиях в области финансового поведения населения; осведомленность о возможностях анализа эмпирических макро- и микроданных о финансовом поведении населения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • владеть навыками социологического анализа эмпирических данных в области финансового поведения населения (понимать методологию и процедуры анализа);

  • уметь адекватно использовать макростатистические данные для анализа;

  • иметь навыки (приобрести опыт) самостоятельной аналитической работы с текстами; научной дискуссии; представления результатов проделанной работы (в форме научного текста и публичного выступления).

  • самостоятельно реализовать один исследовательский мини-проект с использованием полученных знаний и опыта работы на ПК.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

(формируется частично)

СК-М1

  • Воспроизводит материалы дисциплины, интерпретирует и оценивает их. Применяет научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках практических занятий. Работа над проектом/эссе и представление его результатов. Подготовка к итоговой зачетной работе. Написание зачетной работы.

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

(формируется частично)

СК-М4

  • Использует научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках практических занятий. Работа над проектом/эссе и представление его результатов. Подготовка к итоговой зачетной работе. Написание зачетной работы.

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

(формируется частично)

СК-М6

  • Воспроизводит материалы дисциплины, интерпретирует и оценивает их. Представляет связи, возникающие между постановкой задачи и выбором релевантной модели объяснения. Владеет навыком поиска информации для исследовательской работы. Применяет научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы. Подготовка к итоговой зачетной работе. Написание зачетной работы.

Способен использовать методы и теории социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности

(формируется частично)

ИК-2

  • Использует научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Владеет навыком поиска информации для исследовательской работы.

  • Демонстрирует способность выстроить непротиворечивую аргументацию своих взглядов.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках практических занятий. Работа над проектом/эссе и представление его результатов.

Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

(формируется частично)

ИК-3

  • Демонстрирует способность самостоятельно выбрать тему для исследовательской работы.

  • Использует научные методы, представленные в рамках лекционных и практических занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Владеет навыком поиска информации для исследовательской работы.

  • Демонстрирует способность выстроить непротиворечивую аргументацию своих взглядов.

  • Использует в ходе демонстрации результатов работы современную аппаратуру и специализированные программные пакеты.

  • Работа над проектом/эссе и представление результатов работы.

Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения

(формируется частично)

ИК-8

  • Демонстрирует готовность к ведению профессиональной дискуссии на русском.

  • Владеет профессиональной терминологией на русском.




  • Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках практических занятий. Обсуждение темы проекта/эссе. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы. Написание итоговой зачетной работы.

Способен оформлять и представлять результаты деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации результатов

(формируется частично)

ИК-10

  • Использует в ходе демонстрации результатов работы современную аппаратуру и специализированные программные пакеты.

  • Работа над проектом/эссе и представление результатов работы.

Способен собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (формируется частично)

ИК-12

  • Владеет навыком поиска информации для исследовательской работы.

  • Использует научные методы анализа данных, представленные в рамках лекционных и практических занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Демонстрирует способность выстроить непротиворечивую аргументацию своих взглядов.

  • Использует в ходе демонстрации результатов работы современную аппаратуру и специализированные программные пакеты.

  • Работа над проектом/эссе и представление результатов работы.

Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях

(формируется частично)

ИК-13

  • Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Демонстрирует способность сформулировать проблему для исследовательской работы в рамках курса.

  • Обосновывает положения исследовательской работы, непротиворечиво выстраивает аргументацию.

  • Демонстрирует готовность к ведению профессиональной дискуссии.

  • Владеет профессиональной терминологией.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках практических занятий. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы. Написание итоговой зачетной работы.

Способен использовать концептуальные основы философии социальных наук, современной социологической теории, методологии и методов социальных наук применительно к задачам исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

(формируется частично)

ИК-15

  • Воспроизводит материалы дисциплины, интерпретирует и оценивает их.

  • Демонстрирует способность сформулировать проблему для исследовательской работы в рамках курса.

  • Обосновывает положения исследовательской работы, непротиворечиво выстраивает аргументацию.

  • Применяет научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках практических занятий. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы.

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

(формируется частично)

СЛК-4

  • Демонстрирует способность сформулировать и согласовать с преподавателем тему работы.

  • Владеет опытом совместной работы на проектом.

  • Обсуждение тем для проекта/эссе. Работа в команде над проектом.



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализации «Прикладные методы социального анализа рынков» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Методы анализа социологических данных;

  • Основы экономической социологии;

  • Социология финансового поведения населения

  • Социология потребления;

  • Социально-экономическое поведение домохозяйств;


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание фундаментальных теорий общей социологии;

  • знание фундаментальных теорий экономической социологии;

  • знание методов анализа социологических данных;

  • умение осмыслить положения теорий социальных наук;

  • умение аргументировать свою точку зрения.



Тематический план учебной дисциплины


Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Практи-ческие занятия

Тема 1. Макроэкономическая статистика сбережений. Опыт развитых стран и России

8

2




6

Тема 2. Обследования потребительских финансов (Survey of Consumer Finance)

12

2

2

8

Тема 3. Базы социологических данных по исследованию финансового поведения населения России.

28

4

4

20

Тема 4. Психологические, социальные и экономические детерминанты финансового поведения: дискуссионные вопросы и результаты прикладных исследований.

14

2

2

10

Тема 5. Социальные установки в отношении денег (сбережений и кредитов) и их связь с финансовым поведением.

16

2

2

12

Тема 6. Сценарное моделирование кредитного поведения. Оценка возможностей участия населения в жилищных кредитных программах

16

2

2

12

Тема 7. Представление и обсуждение мини-проектов студентов.

10




2

8

Проект/Эссе

30







30

Зачетная работа

10







10

ИТОГО:

104

14

14

116



Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

1

2

Текущий

Работа на практических занятиях




1

Подготовка презентации на основе материалов одной из аналитических статей

Подготовка презентации-обзора по одной из тем

Промежуточный

Домашнее задание (мини-проект)




1

10-12 страниц (15000 знаков)

Проектный семинар




1

Презентация проекта/эссе. Формат представления материала – Power Point. Время выступления - 10 мин

Итоговый

зачет

0

1

письменная работа на 60 минут


Порядок формирования оценок по дисциплине

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

  • 5% – посещаемость лекций и практических занятий

  • 15% – работа на практических занятиях;

  • 35% – домашнее задание (мини-проект);

  • 45% – оценка за письменную работу (зачет)


Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Домашнее задание (мини-проект)

Выполняется студентом самостоятельно на завершающих практических занятиях, а также дома. Каждый студент выполняет один мини-проект. Тема его выбирается из предложенных преподавателем в программе или обязательно согласовывается с преподавателем в случае интереса студента к другой теме.

Сдается в письменной форме на последнем практическом занятии (где и происходит презентация и обсуждение работ).

Ориентировочный объем – 10-12 стр.

Каждая работа включает: название, ФИО автора и номер группы, краткое обоснование темы, цели и задачи, гипотезы, объект и предмет, данные (подготовка и выбор), полученные результаты. В качестве приложения приветствуются файлы синтаксиса SPSS.

Критерии оценки: адекватность гипотез, трансформации данных, интерпретации полученных результатов (расчетов).

Проекты, основанные только на построении таблиц распределений и таблиц сопряженности, оцениваются как неудовлетворительные.


Работа на практических занятиях оценивается по следующим критериям:


  • Умение сделать презентацию по заданному тексту (статье)/обзору по указанной преподавателем теме - и выступление с докладом по ней. При подготовке презентации и доклада необходимо, во-первых, выделить главную авторскую мысль, во-вторых, соответствовать структуре (плану изложения); в-третьих, изложить кратко (10-15 мин.) основное содержание текста/обзора; в-четвертых, высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста/сделанного обзора, ответить на вопросы.

  • высказывание комментариев и суждений по изучаемой теме, формулирование вопросов к докладчику (при обсуждении доклада).



Письменная зачетная работа:

Письменная работа проводится в аудитории в присутствии преподавателя в рамках зачетной недели.

Каждый вариант состоит из 4-5 вопросов по программе, сформулированных в открытой форме. Вопросы могут быть нескольких типов и разного уровня сложности. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов в зависимости от сложности вопроса, баллы за каждый вопрос указаны после формулировки вопроса. Использование каких-либо текстов и материалов на экзамене запрещается.

Время работы – 60 мин. (1 астрономический час).

Содержание дисциплины



Лекционная часть

Тема 1. Макроэкономическая статистика сбережений. Опыт развитых стран и России. (2 часа)

Система показателей макроэкономической статистики сбережений. Статистика национальных счетов. Основополагающие принципы построения СНС. СНС и Баланс денежных доходов и расходов населения (БДР). Сектор домашних хозяйств в СНС. Счета доходов.

Статистика денежных потоков. Преимущества и недостатки

Макроэкономическая статистика за рубежом. Методологические особенности процедур сбора исходных данных в разных странах. Проблемы макростатистики сбережений в России.


Основная литература:

  1. Пономаренко А.Н. Система национальных счетов // Экономический журнал ВШЭ. 1997. Т 1. № 1. С.96-120, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE97-1.pdf

  2. Stroutchenevski, A., Statistics on Savings and Investment in Russia. Russian Economic Trends, Vol. 11, Issue 1, pp. 42-47, 2002.

http://82.179.249.32:2069/login.aspx?direct=true&db=bth&AN=5894322&site=ehost-live

  1. Уровень и образ жизни населения России в 1989–2009 годах // Докл. к XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апр. 2011 г. С.10-25 http://www.hse.ru/data/2011/04/04/1211680508/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%82%D0%B8%D0%BF.pdf


Дополнительная литература:

  1. International Monetary Fund (2000), Monetary and Financial Statistics Manual. Washington D.C. (Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике, Международный валютный фонд, 2000). На рус. яз.:

http://www.imf.org/external/pubs/ft/mfs/manual/rus/mfsmr.pdf

  1. Board of Governors of the Federal Reserve System (1993), Guide to the Flow of Funds Accounts, Washington D.C. http://www.federalreserve.gov/apps/fof/

  2. Иванов Ю.Н., Хоменко Т.А. Проблемы и методы статистики сбережения населения в соответствии с концепциями СНС, Экономический журнал ВШЭ. 1998, Т.2, №4.С.508-515. http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/articles/02_04_05.pdf

  3. Пономаренко А.Н. Система национальных счетов // Экономический журнал ВШЭ. 1997. Т.2. № 2. С.78-103, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE97-2.pdf; 1998. Т.2. № 1. С.95-122, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE98-1.pdf; 1998. Т. 2. № 2. С.245-268, http://stat.hse.ru/hse/publications/PHSE98-2.pdf


Тема 2. Обследования потребительских финансов (Survey of Consumer Finance) (2 часа)

Цели и задачи обследования потребительских финансов. Основные блоки вопросника, периодичность и дизайн обследования, возможности анализа данных. Использование данных обследований для целей экономической и социальной политики.

Обследования потребительских финансов в развитых странах. Прикладные результаты исследований.

Основная литература:

  1. Survey Data on Household Finance and Consumption: Research Summary and Policy Use (by Eurosystem Household Finance and Consumption Network, European Central Bank (ECB)), 2009. ECB Occasional Paper No. 100. Available at SSRN: (41 pages) http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=%201144504

  2. Claudia Biancotti and Giovanni D’Alessio. The use of micro-level data from the Bank of Italy’s survey of household income and wealth: a focus on household finance // Irving Fisher Committee on Central bank Statistics, IFC Bulletin, No. 26, July, 2006. BIS, Basel. Pp. 342-346. http://www.bis.org/ifc/publ/ifcb26s.pdf

  3. William White. Measured wealth, real wealth and the illusion of saving // Irving Fisher Committee on Central bank Statistics, IFC Bulletin, No. 26, July, 2006. BIS, Basel. Pp.2-10 http://www.bis.org/ifc/publ/ifcb26_keynote.pdf

Дополнительная литература:

  1. Arthur B. Kennickell. Try, Try Again: Response and Nonresponse in the 2009 SCF Panel , Federal Reserve Board  http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/papers/ASA2010.final.pdf

  2. Cristina Barcelу and Olympia Bover. Lessons from the Spanish survey of household finances // Irving Fisher Committee on Central bank Statistics, IFC Bulletin, No. 26, July, BIS, Basel. http://www.bis.org/ifc/publ/ifcb26o.pdf

  3. Jesse Bricker, Brian Bucks, Arthur Kennickell, Traci Mach and Kevin Moore. Surveying the Aftermath of the Storm: Changes in Family Finances from 2007 to 2009  http://www.federalreserve.gov/pubs/feds/2011/201117/201117pap.pdf

  4. Arthur B. Kennickell, Annamaria Lusardi. Disentangling the Importance of the Precautionary Saving Motive  http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/papers/precautionary.nov05.2.pdf
  5. Wolfgang Breuer, Astrid Juliane Salzmann. National Culture and Household Finance // Social Science Research Network, Working papers, 2009. http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1448698&rec=1&srcabs=1144504



Сайты с описанием обследований потребительских финансов в различных странах:

США:

Listing of questions:

http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/2007/scfoutline.2007.pdf

Survey data (2007):

http://www.federalreserve.gov/pubs/oss/oss2/2007/scf2007data.html


Испания :The Spanish Survey of Household Finances) (EFF)

http://www.bde.es/webbde/en/estadis/eff/eff.html

Италия: The Survey of Household Income and Wealth (SHIW):

http://www.bancaditalia.it/statistiche/indcamp/bilfait/docum;internal&action=_setlanguage.action?LANGUAGE=en

Нидерланды : DNB Household Survey (DHS) (formerly CentER Savings Survey)

http://www.centerdata.nl/en/TopMenu/Projecten/DNB_household_study/

The Eurosystem Household Finance and Consumption Survey (HFCS): http://www.ecb.europa.eu/home/html/researcher_hfcn.en.html


Тема 3. Базы социологических данных по исследованию финансового поведения населения России. (4 часа)

RLMS (РМЭЗ) – лонгитюдное мониторинговое обследование домохозяйств. Основные разделы анкет и показатели. Блок вопросов по доходам, расходам и сбережениям домохозяйств.

Обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ). Проблемы операционализации понятий дохода и сбережений  в обследованиях домохозяйств. Дневник домохозяйства, журнал домохозяйства и опросный лист в ОБДХ.

Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам (НИУ-ВШЭ). Цель и задачи исследования. Операционализация понятий доверие, стратегии, управление финансами в семье, кредитной нагрузки и нормы сбережений.

РиДМиЖ (2-я волна). Совместимость выборки с РМЭЗ. Основные сферы исследования. Состав домохозяйства. Социально-демографические типы домохозяйств. Выявление доходов – респондента, партнера и домохозяйства в целом. Механизм принятия решений в домохозяйствах по различным вопросам.


Необходимые ссылки:

RLMS - http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms-hse

Данные и анкеты: http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms-hse/data

ОБДХ, данные, их описание, инструментарий обследования: http://www.micro-data.ru/

РиДМиЖ – выборка, вопросник, направления исследования, данные: http://www.socpol.ru/gender/2_w.shtml


Основная литература:

  1. Сваффорд М., Косолапов М.С., Козырева П.М. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ): измерение благосостояния россиян в 90-е годы // Мир России. 1999. № 3. С. 153-173. http://www.hse.ru/journals/main.htm

  2. Организационные и методологические положения по обследованию домашних хозяйств, в Методологические положения по статистике, Вып.1, Госкомстат, М., 1996, http://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d000/i000180r.htm

  3. Ибрагимова Д.Х Финансовое поведение населения: результаты эмпирических исследований // Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. М., НИСП, 2008. С. 115-207.http://www.socpol.ru/publications/pdf/Ros_domohoz_2008.pdf

Дополнительная литература:

  1. Уровень и образ жизни населения России в 1989–2009 годах // Докл. к XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апр. 2011 г. С.47-51 http://www.hse.ru/data/2011/04/04/1211680508/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%82%D0%B8%D0%BF.pdf

  2. Stillman, S.(2001) The Response of Consumption in Russian Households to Economic Shocks, William Davidson Working Paper Number 412. ftp://repec.iza.org/RePEc/Discussionpaper/dp411.pdf

  3. Skoufias, E. (2003) ‘Consumption Smoothing in Russia: Evidence from the RLMS,’ Economics of Transition, Vol.11 (1): 67-91. http://82.179.249.32:2548/ehost/pdf?vid=3&hid=106&sid=a9a82a26-ca7a-40fb-b079-224f71fc04ed%40sessionmgr112

  4. Guariglia, Alessandra, and Byung-Yeon Kim. Earnings Uncertainty, Precautionary Saving, and Moonlighting in Russia // Journal of Population Economics, 2004, 17 (2):289-310. http://82.179.249.32:2060/pqdlink?index=4&did=692133761&SrchMode=3&sid=1&Fmt=4&VInst=PROD&VType=PQD&RQT=309&VName=PQD&TS=1316888262&clientId=45975&aid=1

  5. Ибрагимова Д.Х. Сберечь нельзя потратить: где российские средние классы ставили и поставят запятую? // X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (отв. ред. Е.Г. Ясин). М.: Изд. Дом ГУ–ВШЭ, 2010. Т. 3. C. 261—274 http://conf.hse.ru/2009/s3




  1. Ибрагимова Д.Х., Кузина О.Е. Финансовое поведение населения России в условиях кризиса // Сборник "Аналитика ЛЭСИ", 2009. C. 6—40. https://www.hse.ru/data/2010/08/05/1222047644/Analytics_5.pdf



Тема 4. Психологические, социальные и экономические детерминанты финансового поведения: дискуссионные вопросы и результаты прикладных исследований. (2 часа)

Состав и размер домохозяйства (коэффициент иждивенческой нагрузки, наличие и возраст детей), различные социально-демографические типы домохозяйств и их финансовые практики.

Когортный эффект. Формирование «квази-панели» для когорт путем склеивания разных волн непанельных данных. Профиль сбережений и потребления по возрасту.


Основная литература:

  1. Peter K.Lint, Sonia M.Livingstone. Psychological, social and economic determinants of saving: comparing recurrent and total savings // Journal of Economic Psychology, Vol.12, Issue 4, December 1991, Pp.621-641. http://82.179.249.32:2072/science/article/pii/016748709190003C

  2. Yang Yang, Kenneth C. Land. Age–Period–Cohort Analysis of Repeated Cross-Section Surveys. Fixed or Random Effects? // Sociological Methods & Research, Volume 36 Number 3, February 2008, pp. 297-326. http://www.unc.edu/~yangy819/files/Yang_Land_SMR08.pdf

Дополнительная литература


  1. Livingstone, Sonia, Lunt, Peter. Savers and borrowers: Strategies of personal financial management // Human Relations. New York: Aug 1993. Vol. 46, Iss. 8; pg. 963, 23 pgs

http://82.179.249.32:2060/pqdlink?did=1108408&sid=1&Fmt=3&clientId=45975&RQT=309&VName=PQD
  1. Karen E. Dynan, Jonathan Skinner, Stephen P. Zeldes. Do the Rich Save More? Journal of Political Economy, Vol. 112, No. 2 (April 2004), pp. 397-444 http://82.179.249.32:2056/stable/10.1086/381475


  2. John Y. Campbell. Does Saving Anticipate Declining Labor Income? An Alternative Test of the Permanent Income Hypothesis // Econometrica, Vol. 55, No. 6, Nov., 1987   Pp. 1249-1273. http://82.179.249.32:2056/stable/1913556

  3. Deaton, Angus. Saving and Liquidity Constraints // Econometrica   Vol. 59, No. 5, Sep., 1991, Pp. 1221-1248 http://82.179.249.32:2056/stable/2938366



Тема 5. Социальные установки в отношении денег (сбережений и кредитов) и их связь с финансовым поведением. (2 часа)

Понятие, структура и методы измерения социальных установок в отношении денег. Психометрическая шкала отношения к деньгам К.Ямаучи и Д.Темплера (money attitude scale). Опросник А. Фернхэма «Шкала монетарных представлений и поведения».

Специфика отношения россиян к деньгам и их влияние на финансовое поведение. Установки населения России по отношению к сбережениям и кредитам. Возможности RLMS в подобных исследованиях.


Основная литература:
  1. Adrian Furnham. Why Do People Save? Attitudes to, and Habits of Saving Money in Britain // Journal of Applied Social Psychology, Volume 15, Issue 5, pages 354–373, August 1985.

  2. Kent Yamauchi and Donald Templer. The Development of a Money Attftude Scale // Journal of Personality Assessment, 1982, 46, 5, pages 522-528. http://82.179.249.32:2548/ehost/pdfviewer/pdfviewer?sid=2b8c7593-e047-4242-9ce7-e8596ce0277c%40sessionmgr13&vid=5&hid=8

Дополнительная литература:

  1. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /пер. с англ. под общей редакцией А. Алексеева. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. — 352 с.

  2. Adrian Furnham. Why are the poor always with us? Explanations for poverty in Britain // British Journal of Social Psychology Volume 21, Issue 4, pages 311–322, November 1982


  3. Paul Morgan Baker and Robert B. Hagedorn. Attitudes to money in a random sample of adults: Factor analysis of the MAS and MBBS scales, and correlations with demographic variables // Journal of Socio-Economics Volume 37, Issue 5, October 2008, Pages 1803-1814. http://82.179.249.32:2072/science/article/pii/S105353570800022X

  4. Deineka O. S. Attitudes to money and entrepreneurship // Psychology in a changing Europe.The first East-West Conf. in General Psychology/ Ed. by N.Foreman. Leicester., 1996.


Тема 6. Сценарное моделирование кредитного поведения. Оценка возможностей участия населения в жилищных кредитных программах.(2 часа)

Детерминанты кредитного поведения. Возможности и ограничения сценарного моделирования. Каковы особенности текущего момента с точки зрения спроса на кредитные ресурсы в секторе домашних хозяйств, обусловленные долгосрочными векторами развития и последствиями адаптации к эффектам кризиса 2010 г.? Насколько спрос, предложение и институциональная среда современной России готовы к продвижению новых ипотечных продуктов?


Основная литература:

  1. Л. Н. Овчарова, А. Д. Языков. Какие продукты на рынке ипотечного кредитования могут стать драйверами модернизационного развития // SPERO, № 13. C.43-68. http://spero.socpol.ru/docs/N13_2010_05.pdf

  2. Ибрагимова Д. Х., Сурков С. В.. Оценка потенциального спроса и возможностей участия населения в жилищных кредитных программах  // Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение, 2008. C. 159—191. http://www.socpol.ru/publications/pdf/Ros_domohoz_2008.pdf

Дополнительная литература:

  1. Lea S.E.G., Webley P., Walker CM. Psychological factors in consume debt: Money management, economic socialization, and credit use// Journal of economic psychology. 1995. Vol. 16. P. 681-701.

  2. Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилье и объемов жилищного строительства в России // Институт экономики города. http://www.urbaneconomics.ru/texts.php?folder_id=80&mat_id=122



Практические занятия.

Занятие 1. (2 часа) Знакомство с сайтами, содержащими макростатистические данные по сбережениям и доходам (сайт Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/level/#, сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/statistics/, сайт ФРС США www.federalreserve.gov Знакомство с микроданными ОБДХ. Сравнение показателей денежных доходов, денежных расходов, расходов на конечное потребление, располагаемых ресурсов. Расчет нормы сбережений по децильным и квентильным группам.

Занятие 2. (2 часа). Знакомство с зарубежными вопросниками по потребительским финансам. Анализ формулировок вопросов, их адаптация к российским реалиям. Обзор обследований потребительских финансов в разных странах (история вопроса, опросник, выборка, основная библиография по темам).

Занятие 3-4. (4 часа). Данные о доходах и сбережениях домохозяйств в базе данных RLMS.

Показатели доходов и сбережений в базе данных. Региональные дефляторы и расчет показателей реального дохода. Формирование суммарных показателей. Расчет показателей душевого дохода. Квентильные и децильные группы доходов. Расчет агрегированного показателя расходов. Сравнение показателей расходов и доходов. Расхождения и выбор показателя располагаемых ресурсов.

Показатели наличия и объемов сбережений (в терминах потоков и запасов). Расчет по децильным и квентильным группам распределения располагаемых ресурсов в целом, на текущие сбережения, на платежи по кредиту. Эластичность сбережений к доходам. Расчет нормы сбережений и коэффициента кредитной нагрузки по децильным и квентильным группам. Построение профиля сбережений, потребительских расходов (по различным статьям) по возрасту. Методика формирования «квази» панелей.

Занятие 5. (4 часа). Знакомство с базой данных «Мониторинг финансового поведения и доверия населения финансовым институтам». Определение состава домохозяйства, выделение социально-демографических типов домохозяйств. Показатели сберегательного и кредитного поведения. Установки относительно кредитов и сбережений и их связь с поведенческими установками в сфере финансов. Применение методов факторного, кластерного и регрессионного анализа для исследования финансового поведения.

Занятие 6 (2 часа). Представление и обсуждение мини-проектов студентов.

Образовательные технологии


Занятия проходят в форме интерактивных лекций.

Все практические занятия проходят в компьютерном классе, работа с базами данных осуществляется на основе статистического программного обеспечения (SPSS).

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


1. Темы письменных работ (мини-проектов).

1. Типы кредитного поведения домохозяйств (структуры кредитного портфеля, намерений относительно кредитования).

2. Типы домохозяйств по предпочитаемым целям и формам сбережений

3. Взаимосвязь установок относительно сбережений/кредитов и финансового поведения.

4. Сравнение данных о доходах и сбережениях различных типов домохозяйств и доходных групп по различным микроданным.

5. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйства кредитов (кредитной истории).

6. Факторы пользования электронными деньгами (регрессионный анализ).

7. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйства запасов сбережений и сберегательной активности (потоков сбережений).

8. Регрессионный анализ факторов, влияющих на наличие у домохозяйств финансовых стратегий.


2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Список примерных вопросов по дисциплине:

Будет

Порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка формируется по следующей формуле: 5% - посещаемость лекций и практических занятий, 15% составляет оценка за работу на практических занятиях, 35% - оценка за домашнее задание (мини-проект), 45% - оценка за письменную зачетную работу.


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, за исключением случаем написания нового реферата.

Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - - Опрактические.

Оценки за самостоятельную работу студента (домашнее задание – мини-проект) преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Одомашнее задание.


Накопленная оценка по дисциплине учитывает результаты студента следующим образом:


Оитоговый = 0,45·Озачет + ·0,15·Опрактические + 0,35 Одомашнее задание + 0,05·Опосещаемость;

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: арифметический.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • SPSS for Windows

  • Microsoft Excel

  • Microsoft Word;

  • Microsoft Power Point;

  • Интернет браузер.

    Кроме того, для освоения лекционного материала, подготовки к практическим занятиям и написанию домашнего задания (мини-проекта) используются электронные ресурсы НИУ-ВШЭ.

Материально-техническое обеспечение дисциплины


В ходе аудиторных занятий используется ноутбук и проектор для демонстрации слайдов.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Название направления подготовки» iconПрограмма научно-исследовательского семинара [Для бакалавриата или специалитета измените название научный семинар и др.] [Введите название семинара]  для направления/ специальности [Введите код направления подготовки и «Название направления подготовки»
Введите код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки магистра/ специалиста
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
«Название направления подготовки» icon«Название направления подготовки»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы