Культура Возрождения в Западной Европе icon

Культура Возрождения в Западной Европе



НазваниеКультура Возрождения в Западной Европе
Е. М. Проверил
Дата конвертации07.07.2012
Размер164,06 Kb.
ТипРеферат
Культура Возрождения в Западной Европе


Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева Рефератна тему : Культура Возрождения в Западной Европе Выполнил : студент 301 группы ф-та Истории и права Костин Е. М. Проверил : Житаев В. Л. Саранск 2002 План : Введение1. Гуманизм. — ценностная основакультуры Возрождения2. Отношение к античной и средневековой культуре3. Особенности художественной культуры:Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение Список литературы Введение:Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейскойкультуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от обществафеодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накоплениякапитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности вформе мануфактуры;Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда етсясовременное экспериментальное естествознание. Формируется научная картинамира на основе открытий прежде всего в области астрономии. Крупнейшиеученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновываютгелиоцентрический взгляд на мир.Ренессанс (возрождение) — это эпоха великих открытий. Цивилизация среднихвеков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей —Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрывателивозвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мирастали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ноепутешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты дляосвоения «старым миром».Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны.Приблизительны и хронологические границы — в Италии ХIV-ХVI века, в другихстранах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессансадостигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением — это,так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовалопозднее Возрождение последних десятилетий XVI века. 1. Гуманизм — ценностная основа культуры ВозрожденияВ утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый планвыдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз — человечный). Заимствованный уЦицерона (I в. до н. э.'), который называл гуманизмом высшее культурное инравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболееполно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков.Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги,находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозныесферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков,утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии,зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов.Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуюткружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни камигосударей.Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость поотношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры вбезграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах итрактатах. Для гуманис тов не существует более иерархического общества, вкотором чело век — только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани стывыражают требование исторической ситуации — формируют человекапредприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбуи провидение господне тут ни причем. Человек живет по своему собственномуразумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественноетечение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всейидеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекраснаяличность.Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) — «последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт НовогоВремени» (Ф. Энгельс). Созданный Дан те в его «Божественной комедии»великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременноитогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохиВозрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способностьсобствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать«Божественную комедию» первым гимном достоинству человека. Из всехпроявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо».Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом иблестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальникомгуманистического движения в Италии. Преклонени ем перед человеком, егокрасотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти (1396-1439) «Одостоинстве и превосходстве человека». Трактат «О наслаждении» ЛоренцоВалла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей и чувственныхнаслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О достоинстве человека» проводит мысль о том, что человек — творец своей судьбы,себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрожденияубеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он самуправляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалогоразмаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительныеискусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемыобщественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами.Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII —убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящимталантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломатМакиавелли находит этому оп равдание: идеальный государь, отмечает он,должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но изверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «ижестокости превзошёл всех варваров», собственноручно закалы вая своижертвы. Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди егопридворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусствапроявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, былобразцом юве лирного искусства.Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпохуВозрождения самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья,высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички всвободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута ибезудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать,не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях» 2. Отношение к античной и средневековой культуреВ процессе формирования и развития культура Возрождения опре деляетотношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античномунаследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризми прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека были особенноблизки евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античныйидеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий языкпластических видов искусства в отличие от средневеко вого символизма.Практическое, житейское мировосприятие древ них было более притягательным,разнообразным и доступным, чем построения средневековых схоластов.Художников, скульпторов и I юэтов Возрождения привлекают сюжеты античноймифологии и ис тории, древние — греческий и латинский языки.Восстановление античного наследия и началось с изучения древних языков. Сконца XIII века гуманисты начали активно изу чать греческий язык, а налатинском языке — классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки — былинаписаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один изпервых исследо вателей культуры Италии в эпоху Возрождения Якоб Буркхардтот мечал, что даже дети прекрасно знали латынь. Семилетние дети писалилатинские письма. Среди четырехлетних детей были ораторы, изумлявшиеаудиторию чистой латинской речью.Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться встарых рукописях и книгах, составляли кол лекции древностей. Они сталивосстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливатьподлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая частьтекс тов античных авторов, которыми располагает современная наука, былавыявлена именно гуманистами. Большую роль в распростра нении античногонаследия сыграло изобретение и распростране ние книгопечатания. Важноотметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, ноподлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, деревои бумага, а материал для возведения памятника собственной личности»Гуманисты проявляли большой интерес и к античной филосо фии —натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во Флоренцииосновывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. ПочитаниеПлатона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом,преемственная связь Возрождения с античностью очевидна. Каким же былоотношение гуманистов к средневековой культуре, которая непосредственнопредшествовала эпохе Воз рождения?Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока,именуя ее «варварской, грубой манерой». И это можно понять и объяснить.Ведь культура Возрождения формиро валась как отрицание, протест, отказ отсредневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательнымбыло отнашение ние к теологии — теории религии. Лоренцо Баллапротивопоставляй ет средневековому теологу Фоме Аквинскому апостола Павла,ко торый, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. У многихгуманистов критическим было отношение к церкви и профессией нальнымслужителям католической церкви. Д. Бокаччо в «Декаме роне» высмеиваетмонахов, их ханжество, развращенность. У Данте в «Божественной комедии»даже главы католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей церкви,духовных лиц представле на в знаменитой книге Э. Роттердамского «Похвалаглупости». Счи тается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры небыла наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений ивысказываний, как эпоха Ренессанса. Таким образом, в средневс ковойкультуре отрицалось все, что сковывало свободное, творчес кое развитиечеловека.Однако, вся средневековая культура с ее многолетней исто рией, прочнымитрадициями не могла исчезнуть бесследно. Она оказывала влияние на культуруВозрождения, даже когда это не осознавалось, А Ф. Лосев справедливоотмечает, что «Возрожде ние, подобно юноше, бунтующему против своихродителей и ищу щему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем, чемоно было обязано средневековью и преувеличивать значение ан тичности».Ренессанс не был полностью светской культурой. Это эпоха переходная, вкоторой были сложнейшие переплетения, взаимодей ствия старого и нового,богатство и разнообразие культурных эле ментов. В чем конкретно проявлялосьвлияние средневековья на культуру Возрождения?Прежде всего отметим, что отрицание церкви еще не означало отрицаниерелигии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э. Роттердамский)хотели примирить христианство с античностью, призывали вернуться к идеалампервоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались создатьнекую новую, еди ную религию, свободную от национальных, этнических,культовых различий. Таким образом, делались попытки переосмыслить рели гию,но не отказаться от нее. Ренессанс не был безрелигиозной куль турой. Многиедеятели Ренессанса были людьми верующими, и даже духовными лицамикатолической церкви.В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалосьпрежде всего в темах, сюжетах. Много произведе ний было написано набиблейские и религиозные сюжеты. Немалая часть их предназначалась дляцерквей, имела культовое назначе ние. Можно сказать, что искусствоВозрождения было своеобраз ным синтезом античной физической красоты ихристианской ду ховности. 3. Особенности художественной культуры: Итальянский Ренессанс и Северное ВозрождениеИскусство в период Возрождения было главным видом духовной де ятельности.Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, вНовое время наука и техника. Недаром отстаи валась мысль, что идеальныйчеловек должен быть художником. Почти не было людей, равнодушных кискусству. Художественное произведение наиболее полно выражало и идеалгармонически орга низованного мира и место человека в нем. Этой задаче вразличной степени подчинены все виды искусства.Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения свя заны с эволюциейгуманистических концепций в периоды раннего, Высокого и позднегоВозрождения. Для литературы раннего Ренес санса характерна новелла,особенно комическая (Бокаччо), с антифео дальной направленностью,прославляющей предприимчивую и сво бодную от предрассудков личность.Высокое Возрождение отмечено рассветом героической поэмы: в Италии — Л.Пульчи, Ф. Берни, в Испании — Л. Камоэнса, авантюрно-рыцарская сюжетикакоторой по этизирует представление Возрождения о человеке, рожденном длявеликих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторон ней картинойобщества и его героических идеалов в народной сказоч ной и философско-комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Впозднее Возрождение, характеризу ющееся кризисом концепции гуманизма исозданием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развивалисьпастораль ные жанры романа и драмы. Высший взлет позднего Возрождения —драмы Шекспира и романы Сервантеса, основанные на трагических илитрагикомических конфликтах между героической личностью и недостойнойчеловека системой общественной жизни.Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Воз рождения получилояркое выражение в театральном искусстве, ис пытавшем значительноевоздействие античной драматургии. Его ха рактеризует интерес к внутреннемумиру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Отличительнымиособенностя ми театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитиетрадиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетаниетрагических и комических, поэтических и буффонно-пло щадных элементов.Таков театр Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театрастала импровизационная коме дия дель арте (XVI в.). Наибольшего расцветатеатр Возрождения достиг в творчестве Шекспира.В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет ха рактер чистоцерковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новымгуманистическим мироощущением. По являются различные жанры светскогомузыкального искусства -фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико вИспании, баллада Англии, мадригал, возникший в Италии, но получившийповсемес ное распространение. Светские гуманистические устремления праникают и в культовую музыку. Складываются новые жанры инстру ментальноймузыки, выдвигаются национальные школы исполняв ния на лютне, органе. ЭпохаВозрождения завершается появление новых музыкальных жанров — сольных песен,ораторий, оперы.Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Во рождения выразилиархитектура, скульптура, живопись. Отмети что в системе искусств в этотпериод происходит перемещение центов. Архитектура перестала быть«дирижером» оркестра и кусств. На первый план выходит живопись. И это неслучайно. И— кусство Возрождения стремилось познать и отобразить реальныймир, его красоту, богатство, разнообразие. И у живописи в этом плам небыло больше возможностей по сравнению с другими искусства Нашсоотечественник, замечательный знаток итальянского Воз рождения П. Муратовписал об этом так: «Никогда человечество не было так беззаботно поотношению к причине вещей и никогда оно было так чутко к их явлениям. Мирдан человеку, и так как это — ма лый мир, то в нем драгоценно все, каждоедвижение нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина вуборе женщины. Для глаза... художника не было ничего малого и незначительного в зрелище жизни. Все составляло для него предмет позна ния»Другими словами, жажда познания, которая так отличала личность эпохиВозрождения, раньше всего вылилась в форму художе ственного познания. Ностремясь наиболее полно отразить все при родные формы, художник обращаетсяк научному знанию. Тесная связь науки и искусства — характерная чертаренессансной культу ры. Занимаясь художественным творчеством, художникивыходили через перспективу — в область оптики и физики, через проблемыпропорций — в анатомию и математику и т. д. Это приводило мастеровРенессанса даже к отождествлению науки и искусства. Более того, некоторыеиз них, например, Леонардо да Винчи, считали искусство самой важной наукой,поскольку искусство дает самое точно г и безу пречное изображение жизни.Союз науки и искусства помог искусст ву решить многие, очень важныеизобразительные проблемы. Выра батывается новая система художественноговидения мира, основан ная на доверии к чувственным восприятиям человека,прежде всего зрительным. Изображать так, как мы видим — вот исходныйпринцип художников Ренессанса. А мы видим вещи не изолированно, а в единстве со средой, где они находятся. Среда пространственна; предметы,располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях.Художники Возрождения разрабатывают принципы, откры вают законы прямойлинейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески,Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении всякартина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир.Пространство развива ется в глубину плавно, неощутимо перетекая из одногоплана в дру гой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогларасширить круг изображаемых явлений, включить в живопись про странство,пейзаж, архитектуру.Соединение ученого и художника в одном лице, в одной твор ческой личностибыло возможно в эпоху Ренессанса и станет невоз можным позднее. МастеровВозрождения часто называют «титана ми» , имея в виду их универсальность,«Это была эпоха, которая нуж далась в титанах и породила по силе мысли,страсти и характеру, по многосторонности и учености», — писал Ф. Энгельс(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346). Леонарбо да Винчи (1452-1519)был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом,теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, мате матиком,анатомом, ботаником. Он наследовал почти все сферы есте ствознания,предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Когда стали разбиратьего рукописи и бесчисленные рисунки, в них обнаружили открытия механики XIXвека. С восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари:«...Таланта... было внем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух необращался, он разрешал их с легкостью... Его помыслы и дерзания были всегдацар ственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим онбыл не только в свое время, но и после своей смерти».Микеланджело Буонарроти (1475-1564) — другой великий ма стер эпохиРенессанса, человек разносторонний, универсальный: скульптор, архитектор,художник, поэт. Поэзия была младшей из ми келанджеловских муз. До нас дошлосвыше 200 его стихотворений.Рафаэль Санти (1483-1520) — не только талантливый, но и разностороннийхудожник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.Альбрехт Дюрер (1471-1528) — основатель и крупнейший пред ставительнемецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», со здал несколькодесятков картин, более ста резцовых гравюр, около 250 гравюр на дереве,много сотен рисунков, акварелей. Дюрер был и теоре тиком искусства, первымв Германии создав труд о перспективе и напи сав «Четыре книги опропорциях». Эти примеры можно было бы про должить. Таким образом,универсальность, разносторонность, творче ская одаренность была характернойчертой мастеров Ренессанса.Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически ита льянскоеВозрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) —вторая половина ХIII-ХIV вв.; раннее Воз рождение — XV в.; ВысокоеВозрождение — конец XV в. первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конецXVI в.Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан сосредневековьем, с романскими, готическими, визан тийскими традициями. Идаже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу,отделяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джоттоди Боидоне (1266 — 1337). Художники Возрождения считали его реформаторомживописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие:нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светскимсодержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным ирельефным.Крупнейшие мастера Раннего Возрождения — Ф. Брунеллес ки (1377-1446),Донателло (1386-2466), Вероккио (1436-1488), Мазач чо (1401-1428), Мантенья(1431-1506), С. Боттичелли (1444-1510). Живопись этого периода производитскульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи.И это не слу чайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркиваяобъемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали навторой план. Художники XV века открывают законы перспективы и строятсложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образомлинейной перспекти, вой и почти не замечают воздушной среды. Иархитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Воз рождению, некончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое:.одухотворенность, психологизм, стремление к пере даче внутреннего мирачеловека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента.Разрабатывается воздушная перспекти ва, материальность форм достигается нетолько объемностью и пла стикой, но и светотенью. Искусство ВысокогоВозрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи,Рафаэль, Ми келанджело. Они олицетворяют главные, ценности итальянскогоВозрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.Понятие поздний Ренессанс обычно применяется к венециан скому Возрождению.Только Венеция в этот период (вторая полови на XVI в.) оставаласьсамостоятельной, остальные итальянские кня жества утратили своюполитическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности.Она мало интересовалась ученымиизысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другиеистоки. Венеция издавна поддерживала тесные торго вые связи с Византией,арабским Востоком, торговала с Индией. Пе реработав и готику, и восточнаятрадиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерныкрасочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходятпроблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета.Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрожде ния — этоДжорджоне (1477-1510), Тициан (1477-1576), Веронезе (1528-1588),Тинторетто(1518-1594).Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды,Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отно шению к итальянскому нацелое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадиюсвоего развития. В искусстве се верного Ренессанса больше средневековогомировоззрения, религи озного чувства, символики, оно более условно поформе, более арха ично, менее знакомо с античностью.Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицаяпрямо существование Бога, растворяет его в природе, наделяет природубожественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность,безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира естьчастица Бога, то делали вы вод: каждый кусочек природы достоин изображения.Такие пред ставления приводят к появлению пейзажа как самостоятельногожанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альт дорфер, Л.Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ееодухотворенность.Второй жанр, который получил развитие в искусстве север ного Возрождения —это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом,возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490-1530)стала временем его замечательного расцвета. Следует зам -тить, что немецкийпорт рет отличался от портретной живописи итальянского Возрожде ния.Итальянские художники в своем преклонении перед челове ком создавали идеалкрасоты. Немецкие художники были безраз личны к красоте, для них главное —передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда —в ущерб идеа лу, в ущерб красоте. Быть может в этом проявляются отголоскитипичной для средневековья «эстетики безобразного», где красота духовнаямогла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первыйплан вышла эстетическая сторона, в се верном — этическая. Крупнейшиемастера портретной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, вНидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж.Клуэ, Ф. Клуэ.Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах —это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи — Питер Брейгель-старший. Он писал досто верные сцены из крестьянской жизни и дажебиблейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов тоговремени. Ни дерландских художников отличала необычайная виртуозностьписьма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайнейтщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ееразглядываешь, тем больше находишь там интерес ных вещей. Даваясравнительную характеристику итальянского и север ного Возрождения, следуетвыделить еще одно существенное разли чие между ними. ИтальянскомуВозрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры,стремление к раскрепоще нию, освобождению от церковных догм, к светскойобразованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросырелигиозно го совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму. ЛИТЕРАТУРА :1. А. А. Радугин Философия : курс лекций Изд-во Центр М. 1999 год2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989.3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV-ХV веков. М.,1977.4. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве.М.,1979.5. Эразм Роттердамский. Философские произведения; М., 1986. ЭстетикаРенессанса. В 2-х гг. М., 1981.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура Возрождения в Западной Европе iconДокументы
1. /Культура Западной Европы от Реформации до эпохи Возрождения.doc
Культура Возрождения в Западной Европе iconЭпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
Культура Возрождения в Западной Европе iconЭпоха Возрождения, как социокультурный переход, переворот средневековых традиций в Европе 14-16 вв. Понятие, переодизация, основные черты ренессанской культуры
Культура Ренессанса зародилась во второй половине хivв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая...
Культура Возрождения в Западной Европе iconВопросы к зачету по дисциплине «Мировая художественная культура»
Просветительские идеи в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре и музыке в Западной Европе xviiiв
Культура Возрождения в Западной Европе iconВопросы к экзамену по дисциплине «Мировая художественная культура»
Просветительские идеи в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре и музыке в Западной Европе xviiiв
Культура Возрождения в Западной Европе iconВопросы к зачету по дисциплине «Мировая художественная культура»
Просветительские идеи в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре и музыке в Западной Европе xviiiв
Культура Возрождения в Западной Европе iconViii. Эпоха Возрождения как начало новой европейской культуры
Эпоха Возрождения – социальный и культурный переворот средневековых традиций в Европе XIII-XVI вв
Культура Возрождения в Западной Европе iconБорьба с ведомством в средневековой Европе и в России
Западной и Центральной Европе? Почему мы не можем говорить о столь глобальном искоренении ведовства в России? Было ли оно вообще...
Культура Возрождения в Западной Европе iconВопросы к экзамену. Предмет и периодизация новейшей истории стран Запада
Военные действия в Западной Европе и на Балканах в 1940 – начала 1941 гг. Завершение складывания гитлеровского блока в Европе
Культура Возрождения в Западной Европе iconКультура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы